Проблема производства российского кремния для отечественной электроники – вопрос специфический. Поскольку у нас микроэлектронное производство сократилось до минимума (практически всего два действующих предприятия – “Микрон” и “Ангстрем”), то и потребности в кремнии соответствующие. К тому же, при существующем уровне технологии – 1,5—1 мкм – и требования к кремнию по мировым меркам не слишком высоки. Но с другой стороны, кремний – это 70% всех потребляемых микроэлектроникой материалов. Нет его – нет и микроэлектроники. Поэтому кроме чисто экономических соображений, производство кремния – это вопрос стратегический, поскольку затрагивает экономическую независимость и безопасность страны.
Тем удивительнее факт, что в России производства особо чистого кремния (пригодного для нужд электроники) практически нет. В лучшем случае выращивают монокристаллический кремний из высокочистого зарубежного сырья. Почему? Казалось бы, в стране с пока еще дешевыми электроэнергией и рабочей силой, с огромными запасами кварцитов только и производить высокочистый кремний и снабжать им не только собственную микроэлектронику, но и микроэлектронику других стран. Но этого почему-то не происходит. И нельзя сказать, что о проблеме кремния никто не думает. Есть поддерживаемая государством программа кремниевого производства под Красноярском. Существует Новочебоксарский проект, не обойденный вниманием мэра Москвы. Работает, правда, на давальческом сырье, Подольский химико-металлургический завод. Есть ряд других проектов. Даже бюджетные деньги выделены. Нет только отечественного высокочистого кремния. А может быть, есть – просто мы об этом ничего не знаем?
Все эти вопросы заинтриговали нас, и мы намерены в данной проблеме разобраться – в меру своих возможностей. Разумеется, не сразу. А начинаем мы свое исследование разговором с одним из наиболее авторитетных в “кремниевой проблеме” специалистов, свыше 35 лет занимающимся проблемами материаловедения в области электроники.

Наш собеседник – Борис Георгиевич Грибов, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН. С 1981 года он возглавлял НИИ материаловедения и завод “Элма”, а с 1987 года – НПО “Элма” – головное предприятие по высокочистому кремнию (в том числе) в СССР. Сегодня Б.Г. Грибов – директор НИИ особо чистых материалов. Опыт и знания Бориса Георгиевича делают его одним из наиболее авторитетных экспертов в области производства кремния, пригодного для нужд электроники и солнечной энергетики.

sitemap

Разработка: студия Green Art