Выпуск #2/2024
Ю. Ковалевский
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОЗ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ, ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОЗ
Просмотры: 883
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
DOI: 10.22184/1992-4178.2024.233.2.54.57
DOI: 10.22184/1992-4178.2024.233.2.54.57
Совершенствование законодательства в области ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
12 декабря 2023 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Совершенствование законодательства, регулирующего ценообразование на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу для обеспечения задач специальной военной операции». На мероприятии обсуждались изменения законодательной базы, принятые за последнее время в данной области, а также предложения по ее дальнейшему совершенствованию, поступившие от промышленности.
Заседание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов. В начале своего выступления он отметил актуальность темы мероприятия, а также то, что, благодаря принятым Правительством РФ мерам, предприятия по многим позициям осуществляют опережающую поставку своей продукции, при этом на 2024 год перед промышленностью ставятся очень масштабные задачи.
По словам С. Н. Муратова, ценообразование является, пожалуй, одним из наиболее проблемных аспектов деятельности оборонной промышленности. Существующая законодательная база, регулирующая порядок формирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, в целом обеспечивает реализацию принципа баланса интересов государства, заказчика и исполнителя, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», но вместе с тем своевременная корректировка указанных норм позволит более эффективно решать вопросы производства и поставки вооружения, военной и специальной техники.
С. Н. Муратов проинформировал присутствующих о том, что при подготовке к заседанию была запрошена информация о возникающих сложностях формирования цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ. По результатам анализа проблем и предложений был подготовлен проект рекомендаций Правительству РФ, который предлагалось обсудить на данном заседании Секции.
Заместитель руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету, директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития» П. А. Верник рассказал о некоторых предложениях по совершенствованию законодательства в сфере гособоронзаказа, которые были реализованы за последнее время. В частности, он отметил, что на момент проведения мероприятия было одобрено Советом Федерации
и находилось на рассмотрении у Президента РФ изменение, предусматривающее индексацию максимальной суммы списания с отдельного счета на иные банковские счета в целях оплаты расходов до 5 млн руб. в мес. с последующей индексацией данной суммы1.Также докладчик проинформировал участников заседания о других изменениях, внесенных в законодательство о ценообразовании на продукцию по гособоронзаказу за последние годы в соответствии с рекомендациями Секции.
В качестве основного вопроса в области ценообразования на текущий момент П. А. Верник обозначил вопрос методики расчета индексов-дефляторов.
По его словам, из-за неоднородного влияния текущих обстоятельств на промышленность, существует большой разброс данных индексов, что усложняет их применение и в конечном счете приводит к риску потери прибыли у предприятий.
Среди других вопросов, требующих решения, были названы: необходимость урегулирования процесса согласования цен при закупках продукции предприятий Республики Беларусь; неоднозначности порядка взаимодействия государственного заказчика с головным исполнителем (исполнителем) по согласованию затрат; необходимость уточнения перечня обосновывающих документов; длительность и трудоемкость сбора, анализа и согласования с госзаказчиком большого количества расчетно-калькуляционных материалов. Также был отмечен вопрос ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов по ГОЗ и за уклонение или отказ от заключения госконтрактов.
И. А. Матюнин, заместитель директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России, также начал свой доклад с достижений по совершенствованию нормативного регулирования в области гособоронзаказа, рассказав об изменениях, связанных с разрешением споров по ценообразованию. Затем он сообщил
о подготовленных изменениях в приказ Минпромторга России от 8 февраля 2019 года № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» в части дополнения списка видов затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ.
По вопросу роста заработной платы было отмечено, что изменения в приказ Минпромторга России № 334 в этой части не вносятся, при этом, по словам докладчика, основные сложности с учетом роста расходов на оплату труда связаны не с действующим законодательством, а с непредоставлением некоторыми предприятиями необходимых расчетно-калькуляционных материалов, подтверждающих данный рост. Кроме того, докладчик отметил, что в свете необходимости стимулирования предприятий оборонной отрасли к снижению издержек рост заработной платы должен быть возможен только при условии повышения производительности труда.
Также И. А. Матюнин сообщил об изменении, внесенном в приказ Минпромторга России № 334, согласно которому амортизация производственных мощностей, построенных за счет средств субсидий по постановлению Правительства РФ от 20 октября 2022 года № 1867, формируемая после ввода данных мощностей в эксплуатацию, не сможет включаться в цену продукции, поставляемой по гособоронзаказу.
Директор Департамента аудита государственных контрактов Минобороны России Р. Н. Гуда в своем докладе поддержал тезис о том, что в сфере ценообразования на продукцию по ГОЗ происходят изменения законодательства, и они направлены в основном на упрощение требований и разъяснение или конкретизацию отдельных моментов, но при этом важно не упускать из виду обоснованность затрат. Данный баланс и является задачей, решаемой совместной работой Минобороны России, ФАС России и Минпромторга России на площадке коллегии ВПК РФ.
Докладчик обратил внимание участников мероприятия на проводимую работу по наделению федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минобороны России, полномочиями по разъяснению нормативных правовых актов, регулирующих ценообразование. Также он проинформировал участников заседания о предложениях Минобороны России в части внесения изменений в постановление Правительства РФ
от 2 декабря 2017 года № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» о введении для головного исполнителя возможности доработки обосновывающих документов и установлении предельного срока для урегулирования разногласий.
В докладе прозвучали пояснения по некоторым поднятым ранее вопросам. Так, в отношении предложения о повышении заработной платы и включении указанных затрат в себестоимость продукции было сказано, что любые дополнительные затраты для учета должны быть обоснованными и обеспеченными источниками финансирования. По вопросу индексов-дефляторов Р. Н. Гуда отметил, что применение индексов определяется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 апреля 2020 года
№ 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Для каждой статьи затрат они, по сути, являются индикатором обоснованности роста затрат
по соответствующей статье.
По вопросу цен на продукцию белорусских предприятий Р. Н. Гуда указал на единичность случая разногласий, который разрешается в индивидуальном порядке.
Директор Департамента отраслевого ценообразования ГК «Роскосмос» В. В. Стребков озвучил в своем докладе, в частности, несколько предложений по совершенствованию законодательства в сфере ценообразования. Так, положительно охарактеризовав метод индексации базовой цены на серийную продукцию, докладчик предложил распространить данную практику и на типовые работы и услуги. Также было предложено разработать механизм реализации возможности изменения базовой цены при изменении существенных условий поставки. Еще одно озвученное предложение заключалось в том, чтобы установить обязательное ведение раздельного учета по отдельным этапам выполнения государственного контракта, поскольку отсутствие данного требования, по словам В. В. Стребкова, приводит к сложностям при формировании цен на этапы работ.
Директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации И. В. Кириллов, отметив актуальность темы заседания, сообщил присутствующим, что в ходе контрольных мероприятий Счетная палата РФ уделяет особое внимание проблемам ценообразования, и остановился на некоторых неурегулированных вопросах определения затрат в себестоимости продукции, касающихся, в частности, начислений за неотработанное время, куда могут включаться затраты на компенсацию питания сотрудников, стоимость найма жилья и не включаться затраты на оплату первых трех дней нетрудоспособности сотрудника, а также определения стоимости аренды производственных помещений и регламентации оплаты процентов по лизингу. Также в докладе были озвучены проблемы возмещения затрат предприятиям за своевременное выполнение госконтрактов в случаях их убыточности по независящим от производителя причинам.
Докладчик уделил внимание и проблеме, состоящей в том, что заключение военных представительств (ВП) по цене на продукцию ВВСТ носит рекомендательный характер и не всегда учитывается заказчиком, что подчас приводит к тому, что цена на продукцию, сог-
ласованная заказчиком, оказывается ниже цены в заключении ВП и не обеспечивает необходимую рентабельность предприятию-исполнителю, в связи с чем данный вопрос требует комплексной проработки.
Кроме того, было указано на существующие проблемы при переводе ориентировочных цен в фиксированные, связанные в основном с длительным согласованием между заказчиком и исполнителями.
Начальник Управления контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа ФАС России Д. В. Стуканов сообщил участникам заседания, что работа по совершенствованию законодательства о ценообразовании по ГОЗ ведется на постоянной основе, при этом данным вопросам уделяется особое внимание со стороны ФАС России, Минпромторга России и Минобороны России. Среди значимых изменений, внесенных за последнее время, было отмечено введение механизма рассмотрения ценовых споров между государственным заказчиком и головным исполнителем, а также некоторые изменения
в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении предложений, содержащихся в проекте рекомендаций Секции, Д. В. Стуканов отметил, что они достаточно объемные и многие из них требуют отдельного рассмотрения. После их изучения позиция ФАС России по данным предложениям будет представлена в Правительство РФ и в Совет Федерации.
В рамках мероприятия также выступили с сообщениями представители Минфина России, Минэкономразвития России, ГК «Ростех», АО «Технодинамика», ПАО «Промсвязьбанк».
Подготовленные предложения и высказанные в докладах мнения прокомментировал М. В. Осыко, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. В частности, он подтвердил, что проблема с согласованием цены изделий из Республики Беларусь носила разовый характер, разногласия были сняты, однако остается вопрос о компенсации российским предприятиям связанных с этим дополнительных издержек, который решается в приоритетном порядке. В целом, по этому вопросу, по мнению М. В. Осыко, внесения каких-либо изменений в действующие нормативные правовые акты не требуется.
По вопросу индексов-дефляторов М. В. Осыко поддержал тезис о том, что затраты, превышающие данные показатели, следует рассматривать в индивидуальном порядке, и если они обоснованы, они могут быть учтены при формировании цены по госконтракту. В то же время докладчик подчеркнул, что индексы-дефляторы – это показатели, в том числе на основании которых осуществляется планирование, поэтому данный вопрос требует аккуратного подхода. Также он отметил, что предприятия в целом укладываются в установленные индексами-дефляторами рамки.
В отношении рассмотрения разногласий по ценообразованию на площадке коллегии ВПК РФ было сказано, что коллегия к рассмотрению таких вопросов готова, однако существует проблема с низким качеством подготовки документации со стороны промышленности.
Кроме того, в докладе прозвучала информация о продлении на 2024 год мер, связанных с ценообразованием в условиях изменения цепочек поставки и объемов производства. В частности, было отмечено, что повышение заработной платы основным производственным рабочим в установленных пределах допускается проводить с учетом достигнутого снижения затрат, не превышая установленные показатели по лимитным параметрам заключенных госконтрактов.
Подводя итоги мероприятия, С. Н. Муратов сообщил, что прозвучавшие на заседании предложения после анализа и обобщения будут переданы на рассмотрение в Правительство РФ и заинтересованные органы власти. Он отметил, что вопрос ценообразования на продукцию по ГОЗ находится на контроле Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, и будут предприниматься меры по оперативному решению возникающих проблем, сведения о которых поступают в Комитет.
Кроме того, С. Н. Муратов обозначил несколько важных вопросов, требующих внимания. Это вопросы ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов по ГОЗ и за уклонение или отказ от заключения госконтрактов; необходимости развития научного потенциала, проведения НИР и ОКР для создания передовых образцов ВВСТ; кадрового обеспечения отрасли. По последнему вопросу
С. Н. Муратов высказал мнение, что здесь отчасти могло бы помочь более широкое внедрение роботизации и новых техпроцессов.
По результатам обсуждения были подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, в дальнейшем направленные на рассмотрение в Правительство РФ, Минобороны России и Минпромторг России.
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
12 декабря 2023 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Совершенствование законодательства, регулирующего ценообразование на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу для обеспечения задач специальной военной операции». На мероприятии обсуждались изменения законодательной базы, принятые за последнее время в данной области, а также предложения по ее дальнейшему совершенствованию, поступившие от промышленности.
Заседание проводил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. Н. Муратов. В начале своего выступления он отметил актуальность темы мероприятия, а также то, что, благодаря принятым Правительством РФ мерам, предприятия по многим позициям осуществляют опережающую поставку своей продукции, при этом на 2024 год перед промышленностью ставятся очень масштабные задачи.
По словам С. Н. Муратова, ценообразование является, пожалуй, одним из наиболее проблемных аспектов деятельности оборонной промышленности. Существующая законодательная база, регулирующая порядок формирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, в целом обеспечивает реализацию принципа баланса интересов государства, заказчика и исполнителя, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», но вместе с тем своевременная корректировка указанных норм позволит более эффективно решать вопросы производства и поставки вооружения, военной и специальной техники.
С. Н. Муратов проинформировал присутствующих о том, что при подготовке к заседанию была запрошена информация о возникающих сложностях формирования цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ. По результатам анализа проблем и предложений был подготовлен проект рекомендаций Правительству РФ, который предлагалось обсудить на данном заседании Секции.
Заместитель руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету, директор АНО «Институт социально-экономических стратегий и технологий развития» П. А. Верник рассказал о некоторых предложениях по совершенствованию законодательства в сфере гособоронзаказа, которые были реализованы за последнее время. В частности, он отметил, что на момент проведения мероприятия было одобрено Советом Федерации
и находилось на рассмотрении у Президента РФ изменение, предусматривающее индексацию максимальной суммы списания с отдельного счета на иные банковские счета в целях оплаты расходов до 5 млн руб. в мес. с последующей индексацией данной суммы1.Также докладчик проинформировал участников заседания о других изменениях, внесенных в законодательство о ценообразовании на продукцию по гособоронзаказу за последние годы в соответствии с рекомендациями Секции.
В качестве основного вопроса в области ценообразования на текущий момент П. А. Верник обозначил вопрос методики расчета индексов-дефляторов.
По его словам, из-за неоднородного влияния текущих обстоятельств на промышленность, существует большой разброс данных индексов, что усложняет их применение и в конечном счете приводит к риску потери прибыли у предприятий.
Среди других вопросов, требующих решения, были названы: необходимость урегулирования процесса согласования цен при закупках продукции предприятий Республики Беларусь; неоднозначности порядка взаимодействия государственного заказчика с головным исполнителем (исполнителем) по согласованию затрат; необходимость уточнения перечня обосновывающих документов; длительность и трудоемкость сбора, анализа и согласования с госзаказчиком большого количества расчетно-калькуляционных материалов. Также был отмечен вопрос ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов по ГОЗ и за уклонение или отказ от заключения госконтрактов.
И. А. Матюнин, заместитель директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России, также начал свой доклад с достижений по совершенствованию нормативного регулирования в области гособоронзаказа, рассказав об изменениях, связанных с разрешением споров по ценообразованию. Затем он сообщил
о подготовленных изменениях в приказ Минпромторга России от 8 февраля 2019 года № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» в части дополнения списка видов затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ.
По вопросу роста заработной платы было отмечено, что изменения в приказ Минпромторга России № 334 в этой части не вносятся, при этом, по словам докладчика, основные сложности с учетом роста расходов на оплату труда связаны не с действующим законодательством, а с непредоставлением некоторыми предприятиями необходимых расчетно-калькуляционных материалов, подтверждающих данный рост. Кроме того, докладчик отметил, что в свете необходимости стимулирования предприятий оборонной отрасли к снижению издержек рост заработной платы должен быть возможен только при условии повышения производительности труда.
Также И. А. Матюнин сообщил об изменении, внесенном в приказ Минпромторга России № 334, согласно которому амортизация производственных мощностей, построенных за счет средств субсидий по постановлению Правительства РФ от 20 октября 2022 года № 1867, формируемая после ввода данных мощностей в эксплуатацию, не сможет включаться в цену продукции, поставляемой по гособоронзаказу.
Директор Департамента аудита государственных контрактов Минобороны России Р. Н. Гуда в своем докладе поддержал тезис о том, что в сфере ценообразования на продукцию по ГОЗ происходят изменения законодательства, и они направлены в основном на упрощение требований и разъяснение или конкретизацию отдельных моментов, но при этом важно не упускать из виду обоснованность затрат. Данный баланс и является задачей, решаемой совместной работой Минобороны России, ФАС России и Минпромторга России на площадке коллегии ВПК РФ.
Докладчик обратил внимание участников мероприятия на проводимую работу по наделению федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минобороны России, полномочиями по разъяснению нормативных правовых актов, регулирующих ценообразование. Также он проинформировал участников заседания о предложениях Минобороны России в части внесения изменений в постановление Правительства РФ
от 2 декабря 2017 года № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» о введении для головного исполнителя возможности доработки обосновывающих документов и установлении предельного срока для урегулирования разногласий.
В докладе прозвучали пояснения по некоторым поднятым ранее вопросам. Так, в отношении предложения о повышении заработной платы и включении указанных затрат в себестоимость продукции было сказано, что любые дополнительные затраты для учета должны быть обоснованными и обеспеченными источниками финансирования. По вопросу индексов-дефляторов Р. Н. Гуда отметил, что применение индексов определяется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 апреля 2020 года
№ 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Для каждой статьи затрат они, по сути, являются индикатором обоснованности роста затрат
по соответствующей статье.
По вопросу цен на продукцию белорусских предприятий Р. Н. Гуда указал на единичность случая разногласий, который разрешается в индивидуальном порядке.
Директор Департамента отраслевого ценообразования ГК «Роскосмос» В. В. Стребков озвучил в своем докладе, в частности, несколько предложений по совершенствованию законодательства в сфере ценообразования. Так, положительно охарактеризовав метод индексации базовой цены на серийную продукцию, докладчик предложил распространить данную практику и на типовые работы и услуги. Также было предложено разработать механизм реализации возможности изменения базовой цены при изменении существенных условий поставки. Еще одно озвученное предложение заключалось в том, чтобы установить обязательное ведение раздельного учета по отдельным этапам выполнения государственного контракта, поскольку отсутствие данного требования, по словам В. В. Стребкова, приводит к сложностям при формировании цен на этапы работ.
Директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации И. В. Кириллов, отметив актуальность темы заседания, сообщил присутствующим, что в ходе контрольных мероприятий Счетная палата РФ уделяет особое внимание проблемам ценообразования, и остановился на некоторых неурегулированных вопросах определения затрат в себестоимости продукции, касающихся, в частности, начислений за неотработанное время, куда могут включаться затраты на компенсацию питания сотрудников, стоимость найма жилья и не включаться затраты на оплату первых трех дней нетрудоспособности сотрудника, а также определения стоимости аренды производственных помещений и регламентации оплаты процентов по лизингу. Также в докладе были озвучены проблемы возмещения затрат предприятиям за своевременное выполнение госконтрактов в случаях их убыточности по независящим от производителя причинам.
Докладчик уделил внимание и проблеме, состоящей в том, что заключение военных представительств (ВП) по цене на продукцию ВВСТ носит рекомендательный характер и не всегда учитывается заказчиком, что подчас приводит к тому, что цена на продукцию, сог-
ласованная заказчиком, оказывается ниже цены в заключении ВП и не обеспечивает необходимую рентабельность предприятию-исполнителю, в связи с чем данный вопрос требует комплексной проработки.
Кроме того, было указано на существующие проблемы при переводе ориентировочных цен в фиксированные, связанные в основном с длительным согласованием между заказчиком и исполнителями.
Начальник Управления контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа ФАС России Д. В. Стуканов сообщил участникам заседания, что работа по совершенствованию законодательства о ценообразовании по ГОЗ ведется на постоянной основе, при этом данным вопросам уделяется особое внимание со стороны ФАС России, Минпромторга России и Минобороны России. Среди значимых изменений, внесенных за последнее время, было отмечено введение механизма рассмотрения ценовых споров между государственным заказчиком и головным исполнителем, а также некоторые изменения
в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении предложений, содержащихся в проекте рекомендаций Секции, Д. В. Стуканов отметил, что они достаточно объемные и многие из них требуют отдельного рассмотрения. После их изучения позиция ФАС России по данным предложениям будет представлена в Правительство РФ и в Совет Федерации.
В рамках мероприятия также выступили с сообщениями представители Минфина России, Минэкономразвития России, ГК «Ростех», АО «Технодинамика», ПАО «Промсвязьбанк».
Подготовленные предложения и высказанные в докладах мнения прокомментировал М. В. Осыко, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. В частности, он подтвердил, что проблема с согласованием цены изделий из Республики Беларусь носила разовый характер, разногласия были сняты, однако остается вопрос о компенсации российским предприятиям связанных с этим дополнительных издержек, который решается в приоритетном порядке. В целом, по этому вопросу, по мнению М. В. Осыко, внесения каких-либо изменений в действующие нормативные правовые акты не требуется.
По вопросу индексов-дефляторов М. В. Осыко поддержал тезис о том, что затраты, превышающие данные показатели, следует рассматривать в индивидуальном порядке, и если они обоснованы, они могут быть учтены при формировании цены по госконтракту. В то же время докладчик подчеркнул, что индексы-дефляторы – это показатели, в том числе на основании которых осуществляется планирование, поэтому данный вопрос требует аккуратного подхода. Также он отметил, что предприятия в целом укладываются в установленные индексами-дефляторами рамки.
В отношении рассмотрения разногласий по ценообразованию на площадке коллегии ВПК РФ было сказано, что коллегия к рассмотрению таких вопросов готова, однако существует проблема с низким качеством подготовки документации со стороны промышленности.
Кроме того, в докладе прозвучала информация о продлении на 2024 год мер, связанных с ценообразованием в условиях изменения цепочек поставки и объемов производства. В частности, было отмечено, что повышение заработной платы основным производственным рабочим в установленных пределах допускается проводить с учетом достигнутого снижения затрат, не превышая установленные показатели по лимитным параметрам заключенных госконтрактов.
Подводя итоги мероприятия, С. Н. Муратов сообщил, что прозвучавшие на заседании предложения после анализа и обобщения будут переданы на рассмотрение в Правительство РФ и заинтересованные органы власти. Он отметил, что вопрос ценообразования на продукцию по ГОЗ находится на контроле Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, и будут предприниматься меры по оперативному решению возникающих проблем, сведения о которых поступают в Комитет.
Кроме того, С. Н. Муратов обозначил несколько важных вопросов, требующих внимания. Это вопросы ответственности руководителей предприятий ОПК за нарушение условий госконтрактов по ГОЗ и за уклонение или отказ от заключения госконтрактов; необходимости развития научного потенциала, проведения НИР и ОКР для создания передовых образцов ВВСТ; кадрового обеспечения отрасли. По последнему вопросу
С. Н. Муратов высказал мнение, что здесь отчасти могло бы помочь более широкое внедрение роботизации и новых техпроцессов.
По результатам обсуждения были подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ, в дальнейшем направленные на рассмотрение в Правительство РФ, Минобороны России и Минпромторг России.
Отзывы читателей