Стимулирование инновационной деятельности. Экономические аспекты
Одну из основных проблем технологического развития России составляет тот факт, что в результате реформ разрушилось единство инновационного цикла. В ходе приватизации научно-производственных объединений входящие в их состав НИИ и промышленные предприятия стали самостоятельными акционерными обществами, и, таким образом, из процесса воспроизводства нововведений исчезли элементы, обеспечивающие его непрерывность. В стране достаточно хорошо развита стадия, на которой генерируются инновации, т.е. научно-исследовательская стадия, но с прикладной, опытно-конструкторской, стадией инновационного цикла дело обстоит значительно хуже.
Сегодня инновационная деятельность в технологической сфере осуществляется преимущественно на промышленных предприятиях, являющихся основными потребителями инноваций, а также в организациях малого бизнеса. Источники финансирования инновационных процессов – в основном (75%) собственные денежные средства предприятий. Финансовая поддержка со стороны государства играет меньшую роль. Тем не менее, государство пытается оказывать на инновационную деятельность определенное влияние. Это, прежде всего, относится к законодательной базе, при помощи которой государство намерено создать благоприятные условия промышленности, малому бизнесу, научно-техническим организациям, университетам, инкубаторам, государственным научным центрам, технопаркам и т.п. для их участия в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий.
Федеральный закон от 23 августа 1996 года №127-ФЗ [1] регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической (Н, НТ) деятельности, органами государственной власти и потребителями Н, НТ продукции. В нем указаны общие положения о субъектах Н, НТ деятельности, в частности:
· права научного работника на признание его автором Н, НТ результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности;
· право на получение в соответствии с законодательством РФ доходов от реализации Н, НТ результатов, автором которых он является;
· право на объективную оценку своей Н, НТ деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу.
Данным законодательным актом установлены основы организации и принципы регулирования Н, НТ деятельности, основные цели и принципы государственной научно-технической политики. Среди прочих принципов выделены поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, стимулирование Н, НТ и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот, развитие Н, НТ и инновационной деятельности посредством создания государственных научных центров и других структур, стимулирование такой деятельности субъектов РФ и интеграция их научно-технического потенциала.
Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях рыночных отношений большое значение приобретает стимулирование создателей и правообладателей объектов интеллектуальной собственности (ОИС). В том числе вопросы выплаты вознаграждения авторам ОИС и вознаграждения патентообладателям при передаче прав на использование результатов НТ деятельности по лицензионным договорам и при уступке исключительных прав на эти результаты на основании договоров.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ АВТОРАМ ЗА СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ
Намерение государства стимулировать создание и использование ОИС – изобретений, полезных моделей, промышленных образцов – установлено статьей 34 Патентного закона РФ [2], в которой отмечено, что авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, предоставляются льготные условия налогообложения и иные льготы в соответствии с законодательством РФ.
В развитие данного положения и в соответствии с положениями п.2 ст. 8 и п.3 ст. 9 Патентного закона РФ размер и порядок выплаты вознаграждения за созданный объект определяются договором между работником (автором) и работодателем. В случае недостижения соглашения между сторонами об условиях договора в течение трех месяцев после того, как одна из сторон сделает другой стороне предложение в письменной форме об этих условиях, спор о вознаграждении может быть разрешен в судебном порядке. А при предоставлении неисключительной безвозмездной лицензии вознаграждение автору выплачивается государственным заказчиком, по требованию которого предоставлена такая лицензия. Выплата идет из средств, выделяемых заказчику для выполнения работ по государственному контракту. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные ОИС.
Вопросы льгот и материального стимулирования, касающиеся изобретений и промышленных образцов, которые охраняются патентами, действующими на территории Российской Федерации, определены Постановлением СМ РФ от 14 августа 1993 года № 822 "О порядке применения на территории Российской Федерации некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах".
Согласно статье 32 Закона СССР от 31 мая 1991 года № 2213-1 "Об изобретениях в СССР" [3] поощрительное вознаграждение автору изобретения, патент на которое выдан предприятию, выплачивается патентообладателем в месячный срок с даты получения им патента. Это вознаграждение не учитывается при последующих выплатах, и размер его (независимо от числа соавторов) должен составлять не менее текущего среднемесячного заработка работника данного предприятия. Вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента выплачивается автору на основе договора с работодателем, получившим патент, или его правопреемником. Размер выплаты должен быть не менее 15% прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем от его использования, а также не менее 20% выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения или в размере 2% от доли себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение, в случае, если полезный эффект от использования изобретения не выражается в прибыли или доходе.
Вознаграждение за использование промышленного образца в течение срока действия патента согласно положениям статьи 22 Закона СССР "О промышленных образцах" [4] выплачивается автору, не являющемуся патентообладателем, на основе договора с работодателем, получившим патент, или его правопреемником. Вознаграждение должно быть не менее пятикратной минимальной заработной платы за каждый полный или неполный год использования, а также не менее 20% выручки от продажи лицензии без ограничения максимального вознаграждения.
Вознаграждение выплачивается автору не позднее трех месяцев после окончания каждого года, в котором использовалось изобретение или промышленный образец. При несвоевременной выплате вознаграждения предприятие-патентообладатель выплачивает автору за каждый день просрочки пеню в размере 0,04% суммы, причитающейся к выплате.
Важный элемент системы материального стимулирования – вознаграждение за содействие созданию и использованию изобретений и промышленных образцов. В статье 34 Закона СССР "Об изобретениях в СССР" установлено, что предприятие-патентообладатель и предприятие-лицензиат выплачивают лицам (в том числе не работающим на данном предприятии), содействовавшим созданию и использованию изобретения, вознаграждение независимо от других видов выплат. При этом сумма вознаграждения устанавливается в размере не менее 30% прибыли (соответствующей части дохода), получаемой предприятием от использования изобретения. За изобретение, полезный эффект от которого не выражается в прибыли или доходе, – в размере не менее 4% от доли себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение. Это вознаграждение выплачивается в течение трех лет с даты начала использования изобретения.
Согласно статье 21 Закона СССР "О промышленных образцах" предприятием-патентообладателем и предприятием-лицензиатом выплачивается вознаграждение лицам (в том числе и не работающим на данном предприятии), содействовавшим созданию и использованию промышленных образцов.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 10 Патентного Закона РФ, если запатентованные изобретение или промышленный образец не используются либо не достаточно используются патентообладателем и лицами, которым переданы права на них, в течение четырех лет, а запатентованная полезная модель – в течение трех лет с даты выдачи патента, любое лицо, желающее использовать эти объекты, при отказе патентообладателя заключить с ним лицензионный договор на условиях установившейся практики имеет право обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной неисключительной лицензии на использование на территории РФ названных объектов. При этом в исковом требовании должны быть указаны предлагаемые им условия использования такой лицензии, в том числе объем использования, а также размер, порядок и сроки платежей.
В соответствии со статьей 22 Патентного Закона РФ патентообладателю после получения им патента выплачивается денежная компенсация физическим или юридическим лицом, использующим заявленное изобретение в период временной правовой охраны.
Согласно п.3 статьи 13 Патентного Закона РФ, заявление о предоставлении любому лицу права на использование ОИС (открытая лицензия) стимулируется снижением на 50% для патентообладателя пошлины за поддержание патента в силе, начиная с года, следующего за годом публикации сведений о таком заявлении.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ АВТОРАМ ЗА СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ, БАЗ ДАННЫХ И ТОПОЛОГИЙ ИС
При рассмотрении вопроса о вознаграждении авторам программ для ЭВМ или базы данных следует руководствоваться положениями статьи 12 Закона РФ от 23 сентября 1992 года №3523-I [5]. Если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит работодателю, автор имеет право на вознаграждение, порядок выплаты и размер которого устанавливаются договором между ним и работодателем.
Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных нужд или нужд субъекта РФ, принадлежит исполнителю (подрядчику), если контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту РФ. В данном случае вознаграждение автору, не являющемуся правообладателем, выплачивается лицом, получившим исключительное право. Порядок выплаты и размер вознаграждения устанавливаются договором между автором и правообладателем.
Аналогичные нормы для определения порядка и размера вознаграждения автору за создание топологий ИС содержатся в статье 7 Закона РФ от 23 сентября 1992 года №3526-I [6].
ОСОБЕННОСТИ ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ АВТОРАМ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Авторам рационализаторского предложения выплачивается вознаграждение, а лицам, содействовавшим использованию этого предложения, может выплачиваться премия. Вознаграждение исчисляется и выплачивается предприятием при признании предложения рационализаторским в размере, порядке и сроки, установленные предприятием, а также при его использовании и получении экономического или иного положительного эффекта на основе соглашения с автором либо действующего на предприятии положения.
Вознаграждение выплачивается на основании удостоверения на рационализаторское предложение; документа об использовании рационализаторского предложения, если выплата производится за использование; соглашения с автором либо утвержденного на предприятии положения; соглашения между авторами о распределении вознаграждения.
Премирование за содействие использованию рационализаторского предложения производится на основании положения, утвержденного руководителем предприятия и согласованного с трудовым коллективом. При этом премироваться могут как авторы рационализаторского предложения, так и лица (состоящие или не состоящие в трудовых соглашениях с предприятием), которые принимали непосредственное участие в любых видах работ, имеющих отношение к использованию данного рационализаторского предложения.
Затраты предприятия, связанные с рассмотрением рационализаторских предложений, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием опытных образцов, использованием рационализаторских предложений, выплатой за них вознаграждения и премий за содействие использованию, включаются в себестоимость продукции. С автором может быть заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ по подготовке к использованию его рационализаторского предложения.
Общественный контроль за соблюдением прав авторов рационализаторских предложений осуществляется Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов.
ПОРЯДОК ВЫПЛАТ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ АВТОРАМ ОИС, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА КОТОРЫЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВУ
Законодательством РФ государство признано в качестве субъекта исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета. Если государственным контрактом на создание для федеральных нужд или нужд субъекта РФ объектов интеллектуальной собственности – изобретения, полезной модели или промышленного образца – не установлено, что право получения патента на ОИС принадлежит Российской Федерации или субъекту РФ, то это право, согласно п.1 статьи 91 раздела III Патентного закона, принадлежит исполнителю (подрядчику)*.
На предприятии вознаграждение автору ОИС, являющегося федеральной собственностью, соответствует данным бухгалтерского учета предприятия по экономии, прибыли, доходу, полученными при использовании данного ОИС. По ОИС, не создающему экономии, прибыли, дохода, а создающему иной технический результат (улучшение условий труда, техники безопасности и т. д.), вознаграждение определяется в соответствии с предложениями по определению его размера.
Использованием ОИС, принадлежащих РФ, которое дает право на вознаграждение, признается их применение в любой области экономики, культуры, здравоохранения или обороны страны. В соответствии с п.2 статьи 10 Патентного закона РФ запатентованные изобретение или полезная модель признаются использованными в продукте или способе, если продукт содержит, а в способе использован каждый признак этих ОИС, приведенный в независимом пункте формулы изобретения или полезной модели.
Промышленный образец (в случае выдачи патента) признается использованным в изделии, если в последнем содержатся все существенные признаки промышленного образца, нашедшие отражение на изображениях изделия и приведенные в перечне существенных признаков этого ОИС. Если по окончании экспериментальной проверки ОИС признаны годными для промышленной эксплуатации, они считаются использованными со дня передачи образца или технологии в эксплуатацию. Если ОИС, ранее изготовленные и апробированные, используются в опытном образце или технологии, переданных в эксплуатацию, они считаются использованными.
При использовании в одном изделии совместно нескольких ОИС, вознаграждение исчисляется и выплачивается каждому автору по каждому ОИС в отдельности, вне зависимости от числа авторов. В тех случаях, когда совместно использовано несколько самостоятельных ОИС, а эффект от использования каждого из них не может быть определен в отдельности путем подсчета, доля экономии по каждому объекту определяется технико-экономической экспертизой. Если совместно используемые ОИС не создают экономии, прибыли, дохода, то вознаграждение по каждому из них можно определять в соответствии с предложениями по определению размера вознаграждения [7]. Если одно или несколько совместно используемых ОИС создают экономию, прибыль, доход, а другое или другие – не создают, то вознаграждение соответственно устанавливается по одним ОИС в зависимости от размера экономии, прибыли, дохода, а по другим – в соответствии с предложениями по определению размера вознаграждения. Вознаграждение за ОИС распределяется между авторами в процентном отношении по их письменному соглашению. Споры о распределении вознаграждения рассматриваются в судебном порядке.
В случае использования ОИС для федеральных государственных нужд или реализации прав на ОИС (продажу лицензий третьим лицам) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти выделяют средства на выплату вознаграждения автору. Выплату осуществляет патентообладатель, который обязан по требованию автора в течение месяца со дня обращения ознакомить его с расчетом вознаграждения, за исключением случаев, когда расчет содержит сведения, не подлежащие оглашению.
Выплата вознаграждения производится на основании следующих документов: охранного документа на ОИС; документа, подтверждающего действие охранного документа (квитанции, платежного поручения об уплате пошлин за поддержание патента в силе); акта об использовании ОИС с заключением патентного подразделения об использовании каждого признака ОИС, отраженного в независимом пункте формулы изобретения, полезной модели, перечне существенных признаков промышленного образца; расчета прибыли, дохода, экономии, получаемой от использования ОИС; расчета-обоснования действительной ценности (аудиторского заключения) ОИС (отдельно по каждому), не создающих экономии, прибыли, дохода; договора между автором и патентообладателем о порядке выплаты и размере вознаграждения; соглашения между авторами о распределении вознаграждения, заверенного в установленном порядке.
Вознаграждение за использование ОИС выплачивается независимо от срока, прошедшего с момента подачи автором (или его наследниками) заявления о его выплате в течение срока действия патента при наличии факта использования ОИС.
Вознаграждение автору выплачивается независимо от любых предыдущих премиальных выплат, в том числе связанных с созданием и использованием объектов техники (технологии), в которых применены эти ОИС.
МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из ключевых моментов в косвенном регулировании инновационной деятельности является налоговая система. Поскольку налогообложение – серьезный регулятор экономических процессов, целесообразно облегчить налоговое бремя инновационно-активных предприятий. Эти предприятия, вследствие проводимых ими работ по созданию и использованию объектов промышленной собственности, реконструкции и развитию своих производств, продвижению новых инновационных товаров на рынок, несут расходы, значительно превышающие затраты на поддержание функционирования производства в среднем по отраслям промышленности.
Анализ Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) [8] позволяет отметить, что ряд содержащихся в этом документе позиций имеет отношение к изобретательской и инновационной деятельности. Так, в статье 21 НК РФ установлены права налогоплательщиков, среди которых, согласно п.1 пп.4, – право налогоплательщиков получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом. Это значит, что налогоплательщик имеет право на изменение срока уплаты налога и сбора (ст.61 п.3) на основании решения уполномоченных органов и в установленном порядке (ст. 63). Но необходимо иметь в виду, что, согласно п.1 пп.16 статьи 31, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.
Реализацией товаров, работ или услуг, согласно статье 39, не признается передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику при ее реорганизации (пп.2), а также осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (пп.3). Таким образом, указанные операции не подлежат налогообложению.
Согласно п.1 статьи 66 инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК, предоставляется возможность в течение определенного времени и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.
Не признается объектом налогообложения по НДС, согласно п.2 пп. 5 статьи 146 НК РФ, передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. То есть указанные объекты исключаются из налогооблагаемой базы по НДС.
В соответствии со статьей 149 НК РФ не подлежит налогообложению предоставление (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина; все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов; операции по выполнению НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Также освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему (статья 150, п.1, пп.7. НК РФ).
При налогообложении доходов физических лиц в соответствии с п.18 статьи 217 НК РФ в налогооблагаемую базу не включаются доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.
В соответствии с п.3 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства; авторские вознаграждения в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. В п.3 статьи 238 установлено, что в налоговую базу по уплате единого социального налога не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 239 от уплаты единого социального налога освобождаются российские фонды поддержки образования и науки – с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов, предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и аспирантам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
При исчислении налога на прибыль в НК (ст. 250) установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. При уплате налога на прибыль (п.1 ст. 251) не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе гранты на проведение конкретных научных исследований, и в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
В соответствии со статьей 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные ОИС, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Не подлежат амортизации приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные ОИС, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия заключенного договора. Это касается и вознаграждений по лицензионным договорам.
Положением статьи 257 НК РФ установлен порядок определения стоимости амортизируемого имущества, в том числе и нематериальных активов.
При определении налоговой базы в целях налогообложения не учитываются (ст. 270 НК РФ) расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров. Это – расходы на НИОКР, не давшие положительного результата, сверх предусмотренного размера расходов, а также расходы в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития и в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР по утвержденному перечню.
Предприятиям (в основном малым), перешедшим на упрощенную систему налогообложения, статьей 346.13 НК РФ установлен порядок и условия начала и прекращения применения этой системы. В частности установлено, что если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При определении расходов согласно статье 346.16 НК РФ и при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с приобретением нематериальных активов, а также с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем. К этим расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных. Кроме того, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с рекламой производимых и реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания.
В заключение необходимо сказать, что в Российской Федерации предусмотрены законодательное обеспечение развития науки и государственной научно-технической политики; меры материального и морального стимулирования авторов результатов научно-технической деятельности и лиц, содействующих использованию инноваций; некоторые возможности для осуществления льготного налогообложения и различного рода вычетов организациям, проводящим НИОКР и технологические работы.
Но вместе с тем следует отметить, что
· отсутствует законодательный акт федерального уровня, прямо регулирующий инновационную деятельность, что в настоящее время создает определенные трудности для развития инновационных процессов в стране;
· рассмотренные выше меры не всегда используются, а если и используются, то не вполне эффективно из-за отсутствия системности и четкости законодательного регулирования инновационной деятельности.
В связи с этим необходимо создать систему взаимоувязанных норм и законодательных актов, регулирующих вопросы стимулирования инновационных процессов, в том числе изменение и дополнение уже существующих норм.
Литература
1. Федеральный закон от 23 августа 1996 года №127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изменением от 19 июля, 17 декабря 1998 года, 3 января,
27 и 29 декабря 2000 года, 30 декабря 2001 года, 24 декабря 2002 года).
2. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года №3517-1
(с изменениями и дополнениями от 7 февраля 2003 года). – Российская газета от 10.02.03.
3. Закон СССР от 31 мая 1991 года № 2213-1 "Об изобретениях в СССР".
4. Закон СССР от 10 июля 1991 года №2328-1 "О промышленных образцах".
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 года №3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (с изменениями от 24 декабря 2002 года).
6. Закон РФ от 23 сентября 1992 года №3526-I "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (с изменениями
от 9 июля 2002 года).
7. Инструкция по определению размера вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, не создающие экономии, утвержденная Госкомизобретений 15 января 1974 года.
8. Налоговый Кодекс Российской Федерации части первой от 31 июля 1998 года №146-ФЗ и второй от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 года,
2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 года, 24 марта, 30 мая,
6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 года, 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 года, 6, 22,
28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря
2003 г.).