Электроника, "дружественная" окружающей среде. Проблемы и решения
Большинство проблем, вызываемых ростом объема е-отходов, связано с материалами, используемыми при производстве электронных компонентов. Это – помимо свинца, галогены (семейство химических веществ, содержащих фтор, хлор, бром и йод), оксиды сурьмы и другие токсичные вещества. Они содержатся в химических реактивах, применяемых при изготовления изделий электронной техники, а также в сотнях тон пластмасс, применяемых в ПК, сотовых телефонах, карманных компьютерах, электронных играх и т.п.
Лидер в области инициатив по защите окружающей среды – Европейский Cоюз. В июне 2002 года был принят закон о конечном сроке жизни транспортных средств (European End-of-Live Vehicle – ELV), в которых применение свинецсодержащих сплавов особенно велико. Согласно этому закону, если общее количество свинца в припое, используемом в транспортном средстве, превышает 60 г, поставщики компонентов обязаны сообщать о содержании свинца в припое всех поставляемых ими изделиях электроники. Еще более жесткие ограничения вводит принятый Парламентом ЕС закон, ограничивающий применение опасных для здоровья веществ (Restriction of Hazardous Substances – RoHS). Согласно этому закону, который вступает в силу в августе 2004 года, к 1 января 2006-го все электротехническое и электронное оборудование, а также компоненты, поставляемые в страны ЕС, не должны содержать свинец, кадмий, ртуть, шестивалентный хром, а также легко воспламеняемые реактивы (такие, как полибромидные дифенилы – PBB или полибромидные дифениловые эфиры – PBDE). Правда, пока закон RoHS не касается мониторов на базе ЭЛТ и автомобильных аккумуляторов (по содержанию свинца аккумулятор сопоставим с 250 тыс.–750 тыс. схем микропроцессоров), для которых нет экономически эффективной замены свинцовых сплавов. Но в остальных изделиях применение свинца исключено.
К сожалению, стандарты, оговаривающие применение свинца и других токсичных материалов в электронных приборах, не вполне ясны и различны во многих странах. Так, согласно европейскому закону ELV, содержание свинца в электронных устройствах и компонентах не должно превышать 0,1%. Вероятно, такое же ограничение будет принято законом RoHS, хотя возможны и некоторые исключения. Они, вероятно, коснутся высокотемпературных припоев (т.е. сплавов олово-свинца с содержанием свинца более 85%), припоев, применяемых при сборке серверов, накопительных и матричных систем (исключение может действовать до 2010 года), а также припоев, используемых в оборудовании сетевой инфраструктуры. В то же время, Ассоциация производителей твердотельной электроники США (орган стандартизации в области полупроводниковой техники при Ассоциации электронной промышленности – EIA) в 2001 году определила бессвинцовые полупроводниковые приборы как приборы, содержащие элементарный свинец не более 0,2% по весу. В результате Объединенный совет по электронным устройствам США (JEDEC) пересмотрел стандарт на корпусирование микросхем, с тем чтобы корпуса отвечали новым требованиям к сборке на плату и надежности, изменившимся в связи со снижением содержания свинца в выводах, паяных контактах и покрытиях. Нет современных стандартов и на применение огнезащитных покрытий печатных плат и используемых в электронных приборах пластмасс.
Меры, предпринимаемые ЕС, касаются всех изделий, продаваемых в европейских странах, а их сегодня уже не 15, а 25! Это заставляет экспортеров, в первую очередь фирмы США и Японии, предпринимать активные меры по исключению свинца из поставляемых приборов. Наибольших успехов добились японские фирмы, прекратившие применять свинец в производимых ими электронных устройствах к концу 2003 года.*
В США пока не проводятся программы, подобные инициативам, предпринимаемым в ЕС. Однако все большее число американских изготовителей конечной аппаратуры ведут собственные или участвуют в совместных программах по созданию бессвинцовых приборов. Большой вклад в решение проблемы отказа от применения свинца при сборке электронных систем вносит деятельность Национальной инициативы электронной промышленности США (National Electronics Manufacturing Initiative – NEMI) – промышленного консорциума, в который входят более 60 изготовителей, поставщиков материалов и оборудования, государственных агентств и вузов (в том числе Advanced Micro Devices, IBM, Hewlett-Packard, Intel, Kulicke and Soffa Industries, Lucent, Microsoft, Texas Instruments, Sun Microsystems, Массачусетский технологический институт, Национальный институт стандартов и технологии). Совместно с JEDEC консорциум разработал выпущенный в мае 2004 года стандарт JESD97, названный "Маркировка, символы и ярлыки для обозначения бессвинцовых сборок, компонентов и устройств". Хотя NEMI и считает стандарт достаточно полным, она рекомендует использовать различную маркировку для содержащих и не содержащих свинец компонентов и печатных плат, с тем чтобы потребитель мог легко различать их. Так, фирма Fairchild Semiconductor уже маркирует бессвинцовый вариант транзистора ММВТ3904 как ММВТ3904_NL, а фирма ON Semiconductor использует в маркировке бессвинцовых приборов суффикс G.
Если проблема отказа от свинца при сборке электронных приборов решается достаточно активно за счет применения новых припоев, то у изготовителей компонентов возникает дополнительная трудность – защита кремниевых микросхем, электролитов, ферритовых сердечников и кристаллов от воздействия повышенной температуры, требуемой при пайке электронных компонентов на печатную плату. Тем не менее, число производителей "зеленых" электронных компонентов непрерывно растет. В июле 2001 года фирмы STMicroelectronics, Infenion Technologies и Philips образовали группу охраны окружающей среды (Environmental 3 – E3) с целью разработки стандартов на бессвинцовые компоненты. В 2004 году к ним присоединилась дочерняя компания фирмы Motorola – Freescale Semiconductor, и группа стала называться Е4. Эта группа продолжит работы по созданию дружественных окружающей среде корпусов, уделяя особое внимание таким широко обсуждаемым европейскими изготовителями проблемам, как пригодность к пайке, надежность альтернативных материалов и определение уровней влагостойкости. В конце 2003 года компания Infenion объявила о готовности выпустить ДОЗУ и модули памяти в дружественных окружающей среде корпусах. Содержание свинца в микросхемах DDR ДОЗУ емкостью 256М-, 512М- и 1 Гбит, а также специальной памяти (для графических, мобильных и сотовых устройств), смонтированных в корпуса TSOP-типа, не превысит 0,1%, а содержание галогенов (оксидов брома, хлора и сурьмы) – 0,09%. К середине 2004 года компания планировала выпустить "зеленые" DDR и DDR2 ДОЗУ в корпуса FBGA-типа.
Практически все ведущие электронные фирмы США уделяют внимание воппросам создания экологически чистых компонентов и систем. В США большой объем работ по переходу к "зеленым" микросхемам ведет крупнейший поставщик микропроцессоров – компания Intel. В 1999 году на фирме было организовано несколько групп, работающих совместно с разработчиками новейших изделий и поставщиками материалов по созданию бессвинцовых технологий. Организована и группа связи с потребителями, в задачи которой входит ознакомление и объяснение потребителям проблем отказа от применения свинца. И, наконец, группа связи с государственными органами должна решать проблемы, связанные с вводом в действие закона RoHS и способствовать согласованию требований к "зеленым" изделиям в мире. В 2001 году компания квалифицировала первый бессвинцовый корпус BGA-типа для монтажа флэш-памяти. Отгрузки бессвинцовых микросхем памяти ведутся с 2002 года. В третьем квартале 2004 года Intel намерена начать отгрузки некоторых типов микропроцессоров и чип-сетов в бессвинцовых корпусах. Цель компании – к концу текущего года исключить использование свинца в этих изделиях до 95%.
Дополнительно к закону RoHS в ЕС принят закон об отходах электротехнического и электронного оборудования (Waste Electrical and Electronic Equipment – WEEE). Согласно этому закону, компании, продающие такое оборудование под своими торговыми марками, к 2007 году должны будут организовывать и полностью оплачивать его сбор, обработку, восстановление и устранение по истечению срока жизни. Этот закон вступает в силу с 13 августа 2005 года.
Компании, нарушающие принятые законы, будут подвергнуты штрафам, а некоторые из них, возможно, не смогут продавать свои изделия в странах ЕС. А каковы затраты на избавление от цифрового "хлама"? По оценкам Коалиции токсичных веществ Кремниевой Долины, стоимость утилизации каждого компьютера составляет 50–60 долл. Но это только при высоком уровне проведения работ. В целом же в период 2006–2015 годы затраты США на утилизацию и устранение е-отходов в лучшем случае достигнут миллиарда долларорв. Таких денег нет ни у потребителей, ни у местных органов управления, поэтому лучшее решение проблемы – закладывать затраты на утилизацию в стоимость изделия. В связи с этим возникает вопрос, как фирмы справятся с требованиями закона WEEE?
Для современной электронной промышленности понятия экономики и экологии противоречивы. Промышленные процессы рассчитаны на производство изделий с "нуля". Поэтому чем выше степень агрегации (компоновки) утилизируемого изделия или чем ближе оно к оригиналу, тем выше стоимость и трудозатраты, необходимые для возвращения его на рынок. И хотя изготовителям конечного оборудования проще и выгоднее использовать в производстве восстановленные первичные материалы, с точки зрения защиты окружающей среды лучше утилизировать скомпонованные устройства.
Закон, перекладывающий ответственность за обработку отслуживших изделий на изготовителей, приведет к увеличению сложности и так не простой снабженческой сети. С целью установления замкнутой системы управления жизненным циклом изделий проектирование и построение приборов должно производиться с учетом обеспечения их повторного использования. Участники будущих сетевых систем снабжения при планировании ресурсов и перспективном планировании работ должны анализировать и оценивать не только дальнейшие пути развития, но и пройденный путь предприятия. А способность динамически приспосабливаться к изменениям потребностей в новой, повторно используемой или утилизированной продукции зависит от совершенства средств как внутренней, так и внешней связи предприятия. Постоянно обновляемые данные о состоянии дел будут способствовать сокращению отходов и затрат на материально-техническое обслуживание и производство.
Важную роль в сохранении конкурентоспособности играет гибкость структуры затрат и мощности снабженческой сети. Наиболее гибкая – фрагментированная цепочка начисления стоимости, но при этом право собственности на изделия в течение его жизненного цикла получают многие, что затрудняет одновремнную реализацию экономических и экологических задач. Закон WEEE изменит и подход компаний к бизнесу. Уже сейчас зачастую рынок услуг, например на основе систем голосовой связи, оказывается намного обширнее рынка изделий, например телефонов и сотовых устройств. В будущем, по мере того как производитель будет становиться единственным ответственным лицом за изделие на протяжении его жизненного цикла, традиционная модель бизнеса может преобразоваться в модель лицензирования и аренды, с тем чтобы получить доступ к рынку услуг.