По данным аналитической компании IDTechEx, в 2010 году мировой рынок RFID-систем (меток, считывателей и программного обеспечения/обслуживания RFID-карт, этикеток, брелков и других подобных элементов) составит 5,63 млрд. долл. против 5,03 млрд. долл. в 2009-м. В 2010 году будет продано 2,31 млрд. меток (1,98 млрд. в предыдущем году). Такому росту способствует увеличение спроса на пассивные УВЧ-метки, в первую очередь на метки, используемые для слежения за материальными ценностями, а также резкое увеличение применения пассивных УВЧ RFID-микросхем, меток и этикеток стандарта Gen 2 компании EPC Global (ISO 18000-6C) фирмами розничной торговли одеждой и другими товарами. По оценкам компании ABI Research, мировой объем продаж УВЧ-микросхем стандарта Gen 2 в 2010 году увеличится по сравнению с 2009 годом, когда их рынок был весьма умеренным, на 200%. В 2011 году ожидается рост продаж УВЧ-микросхем на 65%. Рынок RFID-транспондеров (меток и вкладышей) в 2010 году, по сравнению с предыдущим годом, должен увеличиться на 125%, в 2011-м — на 105%.
Крупнейший потребитель УВЧ-меток — всемирно известная британская торговая сеть Marks & Spencer, согласно оценкам, приобретет в этом году почти 200 млн. таких меток. Росту спроса на RFID-метки в значительной степени способствует и решение крупнейшего мирового ритейлера — компании Wal-Mart — использовать RFID-этикетки на продаваемых мужских джинсах и нижнем белье. Деятельность этих компаний побудила и другие крупные фирмы розничной торговли расширить применение пассивных УВЧ-этикеток. В результате потребность в них для предметов розничной торговли резко возрастет. И, очевидно, такой рост реален. Так, лидер по производству RFID-меток стандарта Gen 2 компания Impinj рассчитывает на увеличение продаж своих RFID-меток на 100%. Все это может привести к тому, что фирмы готового платья начнут крепить RFID-метки к своим изделиям в ходе производства. Уже сейчас некоторые из них разрабатывают RFID-системы, а ряд изготовителей устанавливают RFID-инфраструктуру для будущего производства меток. По данным компании IDTechE, два изготовителя пассивных УВЧ-меток впервые за несколько лет увеличили цену на свою продукцию и расширили ее производство.
Вполне возможно, что через два года каждый покупаемый предмет одежды будет иметь RFID-метку. В такой ситуации ритейлеры могут найти новые области применения меток, например в системах электронного наблюдения за предметами торговли или в кассовых терминалах.
В целом, по расчетам IDTechEx, в 2010 году будет продано ∼800 млн. пассивных УВЧ-меток против 500 млн. в 2009-м.
В то же время ожидается, что увеличение объема отгрузок ВЧ (на частоту 13,56 МГц) RFID-меток, используемых в пропусках, библиотеках и в билетах горнолыжных подъемников, не будет столь значительным. За период с 2009 по 2014 год среднегодовые темпы роста продаж таких меток в сложных процентах составит 16%, и, возможно, к 2013 или 2014 году пассивные УВЧ-метки по объему продаж превзойдут ВЧ-метки.
Однако основные покупатели RFID-устройств — по-прежнему правительства стран, которые проводят такие большие программы, как программы применения RFID-систем для идентификации скота и животных, в транспортных билетах, в паспортах населения и т.п. с целью повышения эффективности и безопасности этих средств. Быстрая окупаемость особенно не беспокоит правительство, а деятельность хорошо управляемых поставщиков изделий для программ, финансируемых государством, рентабельна. Так, в 2010 году принимаемые многими странами законы, обязывающие идентифицировать домашних животных, привели к росту спроса на RFID-системы для этих целей, особенно в Китае и Австралии. В результате ожидается, что в 2010 году в этом секторе рынка будет продано 178 млн. меток, цена которых в среднем будет равна 97 центов.
К областям применения RFID-систем с возможным объемом продаж в 1 млрд. долл. компания IDTechEx относит:
паспорта в связи с принятием новых законов по борьбе с терроризмом;
средства слежение за крупным рогатым скотом и пищевыми продуктами с целью выполнения законов по борьбе с биотерроризмом, птичьим гриппом, коровьей губчатой энцефалопатией, подделками;
межтранспортные контейнеры;
одежда в розничной продаже;
средства здравоохранения;
метки для заключенных и условно освобожденных лиц;
повсеместные сенсорные сети.
Рынок считывателей RFID-меток за период с 2010 по 2021 год должен увеличиться с 0,92 млрд. до 4,99 млрд. долл.
Крупнейшие секторы рынка в стоимостном
и натуральном выражениях
Согласно исследованию компании IDTechEx, наибольший объем продаж RFID-меток в натуральном выражении (450 млн. шт.) пришелся на сектор бесконтактных карт (высокочастотные для пропусков, карты транспортной логистики, кредитные карты и т.п.), затем следуют высокочастотные RFID-билеты (380 млн. шт.), и этикетки для одежды (300 млн. шт.) (рис.1). В стоимостном выражении на RFID-бесконтакные карты будет затрачено более
1 млрд. долл., на вкладыши для паспортов — 240 млн. долл.
и 36 млн. долл. — на этикетки для одежды.
Активные RFID-системы
Традиционно, активная RFID-система представляет собой метку с батареей, предназначенной для увеличения дальности ее действия или ее функциональнй сложности, например для поддержки функций сенсора. Появление системы локационных Wi-Fi-меток реального времени (Real-Time Locating Systems, RTLS) благодаря достижению значительной экономии при передаче данных за счет наличия хорошо развитой инфраструктуры беспроводных сетей стандарта 802.11 может составить серьезную конкуренцию традиционной RFID-технологии. В 2010 году объем продаж RFID-систем в этих двух секторах составит 610 млн. долл., при этом 225 млн. долл. придется на долю меток, остальная сумма — на средства инфраструктуры.
Достаточно перспективными потребителями активных RFID- и RTLS-систем являются беспроводные сенсорные сети, позволяющие формировать ячеистые сети. Для этой области применения появились метки новых стандартов, в частности ZigBee. Для ячеистых сетей интеллектуальных счетчиков электроэнергии, позволяющих исключить считывание вручную и быстро реагировать на увеличение энергопотребления, уже продано более 20 млн. меток стандарта ZigBee.
На рис.2 приведено распределение затрат на элементы RFID-систем.
Дефицит компонентов RFID-систем
На протяжении 2010 года помимо выпуска нового международного стандарта на пассивные УВЧ-метки наблюдалось улучшение характеристик RFID-аппаратных средств и меток, а также снижение цен на них. Так, в начале 2010 года учеными Национального университета Сунчхон (Южная Корея) были разработаны печатные RFID-метки на основе углеродных нанотрубок, стоимость которых в 2011 году может составить ∼3 центов. Метки можно изготавливать с помощью печати с рулона на рулон, струйной печати или тиснением полисилоксанового каучука. Применявшиеся для печати элементов меток пасты содержали серебро, углеродные нанотрубки и соединение наночастиц и полимера.
Все это привело к резкому увеличению спроса на RFID-системы в 2010 году. На выставке-конференции RFID Journal Live 2010 компания Airbus сообщила о 16 активно проводимых компаниями ODIN technologies, IBM и CSC проектах. Другими крупными потребителями RFID-систем являются финансовые службы, применяющие эту технологию для слежения за всеми программными и аппаратными средствами, находящимися в среде бизнеса, а также организации здравоохранения (в 2010 году более 60% ведущих поставщиков медицинского оборудования использовали в своих изделиях пассивные УВЧ-метки).
Вследствие значительного роста применения RFID-систем в самых разнообразных областях, который наблюдается после рецессии, заставившей многих изготовителей RFID-считывателей, компонентов и микросхем сократить в 2009 году свое производство, компании-интеграторы и конечные пользователи испытывают затруднения из-за несвоевременной поставки считывателей, принтеров и меток. Сроки поставок практически увеличились почти в три раза.
На рост спроса на RFID-системы, в большей степени, чем решение компании Wal-Mart, повлияло и большое число менее крупных (всего в несколько миллионов долларов) не анонсируемых заказов на аппаратные средства и метки. Предполагается, что наибольший объем заказов в ближайшее время поступит от военной, космической, медицинской отраслей промышленности, компаний розничной торговли. Решить проблему удастся либо за счет ввода новых производственных линий, либо за счет работы с максимальной производительностью. И производители предпринимают эти меры. Но хотя многие поставщики аппаратных средств RFID-систем стараются наращивать производство, по мнению заказчиков, для достижения объемов, характерных для 2009 года, потребуется около года.
Географическое распределение производства
RFID-систем
В 2010 году 43% RFID-меток будет изготовлено и продано в Северной Америке. Однако в будущем, по мнению экспертов компании IDTechEx, значительно возрастет производство и потребление этих изделий в Китае, о чем свидетельствует ввод в строй в Китае новых мощностей по производству RFID-систем, тогда как в США и Европе наблюдается банкротство производителей меток. Китай уже оформил самый большой заказ на RFID-системы — 1 млрд. национальных идентификационных карт для совершеннолетнего населения на сумму в 6 млрд. долл. Все это приведет к тому, что к 2016 году США уступит первенство на RFID-рынке Восточно-Азиатскому региону (рис.3).