С большим удовольствием мы рассказали бы о российском фондовом рынке в тех же превосходных тонах, но увы... Сегодня весь наш валовой национальный продукт в двадцать раз меньше суммарной стоимости акций одной только Нью-Йоркской фондовой биржи. Нет, конечно, в некотором неопределенном будущем все придет в норму и у нас. Пока же приходится говорить о лидерах.
Любой, в том числе американский, фондовый рынок представлен двумя основными секторами — первичным и вторичным. Суть первичного рынка состоит в первой продаже (первом размещении) акций — именно здесь компания-эмитент, поделившись правом собственности, получает необходимые денежные средства. Возможны два варианта развития событий: частное и публичное размещение. При частном размещении пакеты акций продаются нескольким крупным инвесторам (например, инвестиционным банкам). Сделка обычно носит закрытый характер и является результатом переговоров. Публичное размещение подразумевает формирование с помощью профессиональных посредников (в их роли могут выступать инвестиционные банки) группы фирм, которые после предварительной подписки приобретают предлагаемые акции. В этом случае подробные данные о компании-эмитенте и ее акциях предаются гласности с соблюдением установленных правил. Участие иностранных инвесторов в деятельности первичного рынка представляется весьма проблематичным, и детальнее о нем мы говорить не будем. Ибо грядет неотвратимо рынок вторичный — свободная купля-продажа акций без ограничения круга участников. Свои непростые функции вторичный рынок осуществляет преимущественно в организованной форме через биржи и торговую систему. Первой исторически возникла биржа.
Наиболее крупная биржа США, да и мира — Нью-Йоркская фондовая. При кажущейся хаотичности все операции на ней строго регламентированы. К торгам допускаются акции только прошедших жесткий отбор по целому ряду критериев компаний. Такая регистрация называется листинг. И он не статичен: стоит немного расслабиться — сократить число акционеров, уменьшить стоимость активов (всего-то ниже смешной суммы в 5 млн. долларов) и т.д. — и ваше место займет более активный конкурент. Главным индексом биржи (формальным критерием положения дел) является известный всем индекс Доу-Джонс — безразмерный коэффициент, рассчитываемый определенным образом по стоимости акций 30 крупнейших компаний США. Состав "золотой" тридцатки может по понятным причинам меняться. Методика расчета индекса достаточно сложна — если первоначально стоимости акций суммировались на равных, то сейчас дополнительно учитывается и общее состояние компании, и ее действия со своими акциями (дополнительная эмиссия, дробление и т. д.).
Все операции на бирже в соответствии с пожеланиями клиентов выполняют брокеры. Однако напрямую с ценными бумагами они не работают — это удел так называемых специалистов. За каждой ценной бумагой закреплен свой специалист, к которому стекается информация от всех желающих купить и продать данную бумагу. На основании спроса и предложения специалист объявляет количество торгуемых акций и их котировку — наиболее высокое предложение купить и наиболее низкое предложение продать. В случае дисбаланса между покупающими и продающими специалист обязан в рамках указанной им котировки сам продать со своего счета недостающие акции или купить за свой счет невостребованные. Так обеспечивается ликвидность — возможность быстро и гарантированно превратить ценные бумаги в деньги, что, кстати, является одной из притягательных сторон американского фондового рынка. Данная система называется рынком аукционного типа. Отметим, что один специалист обычно оперирует с несколькими ценными бумагами.
Помимо достаточно строгих правил организации рыночной стихии, на бирже предусмотрены определенные методы борьбы с экстремальными ситуациями (например, резкое снижение цен), включающие не только ограничения или приостановку торгов, но и просто отключение всех компьютеров.
Свои акции на бирже может разместить и иностранная компания, отвечающая определенным требованиям, — непосредственно в виде акций или через американские депозитарные расписки, т.е. ценные бумаги, подтверждающие передачу акций на хранение в американский банк. Это позволяет торговать на бирже, не раскрывая финансовой отчетности, как требуют биржевые правила. Заметим, кстати, что первой российской компанией, представившей свои акции на Нью-Йоркской бирже, стал "Вымпелком" (известный по торговой марке "Би-лайн") — компания высокотехнологичная, а не сырьевая.
В торговой системе дело обстоит иначе — порядок поддерживают маркет-мейкеры, отвечающие за два–три десятка акций каждый. Причем с одинаковыми акциями работают несколько участников торгов одновременно, в зависимости от ситуации выступая в качестве и покупателей, и продавцов. Все предложения размещаются в поддерживаемых электронным путем списках, а сделки совершаются через компьютерную сеть или по телефону исключительно по взаимному согласию сторон. Причем маркет-мейкер во исполнение заказа либо использует свои деньги и акции, либо ищет подходящего партнера. И все это происходит в условиях жесткой конкуренции. Такая система относится к рынкам дилерского типа.
Наиболее крупной и известной торговой системой является американская НАСДАК (NASDAQ) — Автоматическая котировальная система Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг. Рождение этой системы случилось в 1971 году (тридцатничек стукнул!). Тогда это был первый в мире фондовый рынок, существующий в виртуальном, электронном виде. Куда исчезли чудесные атрибуты — торговый зал, наполненный людьми, шум и выкрики, переговоры в рамках таинственного, непонятного посторонним ритуала? И неистребимый запах больших денег, заполняющий пространство и сознание работающих в нем людей... Прогресс явил сотни тысяч компьютеров, разбросанных по всему миру, задумчивых людей перед экранами и цифры, цифры, цифры. Такая система позволила великому множеству индивидуальных и корпоративных инвесторов отказаться от услуг биржевых посредников — брокеров (а это и немаленькие комиссионные, и существенное усложнение процесса купли-продажи) и непосредственно окунуться в рыночную стихию. Обычный зарегистрированный трейдер может не только наблюдать за ситуацией в режиме реального времени, но и вносить свои предложения в общее информационное поле. А в случае взаимного согласия совершать сделки нажатием пары кнопок. И дело не только в простоте — существенно более мягкие требования к эмитентам, в отличие от биржи, позволили множеству компаний представить на рынок свои ценные бумаги и быстро получить необходимые для развития инвестиции. Что особенно важно для фирм молодых и небольших.
Все это, а также активное развитие высокотехнологического сектора экономики в восьмидесятые–девяностые годы прошлого века (звучит-то как!) привело к резкому увеличению оборота и ликвидности в системе НАСДАК. Она стала первым по-настоящему всемирным фондовым рынком — доступным в любой точке земного шара. При этом высокотехнологические компании заняли в ней весьма достойное положение. Таким образом, упоминаемый в средствах массовой информации "индекс высокотехнологических компаний НАСДАК" формально определяет состояние торговой системы в целом, хотя реально характеризует именно высокотехнологические компании. Как и Доу-Джонс, индекс НАСДАК — безразмерный коэффициент, рассчитываемый определенным образом по стоимости представленных в системе акций и в зависимости от занимаемой ими доли рынка. Отметим, что основных индексов НАСДАК два: НАСДАК 100 — сто самых крупных компаний (Microsoft, Intel, Dell Computer); НАСДАК композит (composite) — все входящие в систему компании.
Система использует также несколько субиндексов — банковский, страховой, промышленный и т.д. Под привычный нам критерий высокотехнологических компаний скорее подходит первый, но, в принципе, индексы хорошо коррелируют и озвучивается обычно именно общий индекс.
В целом ситуацию в торговой системе НАСДАК можно представить только в тесной связке с состоянием высокотехнологического сектора экономики. Доступность и открытость торговой системы позволяет многим, в том числе небольшим, компаниям привлекать средства через размещение акций. Деньги — двигатель прогресса — ускоряют развитие компаний, цена акций обоснованно растет; рынок активно наращивает обороты. Больше денег, больше участников, а значит крепчает и ликвидность — ведь важно не только владеть акциями, но и иметь возможность их выгодно продать. Больше денег вливается в развитие высоких технологий — компании открывают все новые и новые горизонты успеха, акции дорожают, магнитом притягивая деньги в систему; все больше компаний во все больших размерах получают инвестиции. Маховик раскручивается — только держись! И каждый может принять участие в этой большой игре. Купивший, например, себе немного Intel (долларов на тысячу) в 1989 году за десять лет стал миллионером. Но это ли главное? Позволю себе предположить, что не последнюю роль в стремительном развитии компании Intel играли деньги, полученные от продажи на рынке своих акций.
Таким образом, торговая система НАСДАК как наиболее динамичная и доступная часть фондового рынка определенным образом способствовала развитию высокотехнологического сектора экономики. Она не признает границ и расстояний, не ограничивает число участников. Она — пример для подражания. Именно по ее образу и подобию сделана Российская торговая система (РТС).
Чем интересна система НАСДАК для нас? Во-первых, возможностью размещать акции и, соответственно, получать инвестиции. Путь этот долгий и непростой, но, думаю, дорога будет проложена. Кроме того, там можно заработать денег. Для этого не надо ехать в США — достаточно обратиться в соответствующую российскую компанию — например, "ОФИН-Сигнал" (www.ofintrade.ru), предоставляющую своим клиентам возможность работать непосредственно на американском фондовом рынке, в том числе и в системе НАСДАК. Наконец, анализируя информацию о динамике стоимости акций определенных компаний, можно почерпнуть немало полезного для дела — перспективы направлений, состояние партнеров и конкурентов, ожидания рынка.
Устойчивость торговой системы НАСДАК к различным рыночным катаклизмам наглядно демонстрируют события последних лет. Кто не помнит мелькавшие в средствах массовой информации сообщения о стремительном падении акций ведущих американских Hi-Tech-компаний, особенно специализировавшихся в области программного обеспечения? Массовый кризис Интернет-проектов и вовсе стал притчей во языцех. В самом деле, динамика индекса НАСДАК за минувший год (рис.1) оптимизма не вселяет. Небольшие колебания при некоторой тенденции к снижению. Вроде бы в конце наметился рост, но дальнейшие перспективы не ясны. Значение индекса год назад — почти 3200, сейчас он не дотягивает до 2000.
Безусловно, свою роль сыграли и проблемы с мировой экономикой и общая международная ситуация. Однако если посмотреть на последнее десятилетие (рис.2), многое прояснится. Мы видим, что устойчивый небольшой рост до 1999 года сменяется резким подъемом с максимумом в начале 2000 года. Рекордная отметка превышает 5000! И дальше обвальное падение с несколькими зигзагами и плавный выход из пике к концу 2001 года. Разделим график на две составляющие — “естественную” (кривая 1) и “спекулятивную” (кривая 2). “Естественная” составляющая показывает рост стоимости акций в зависимости от развития компаний-эмитентов (увеличение объема недвижимого имущества, интеллектуальной собственности, оборудования, объемов выпуска продукции и т.п.). “Спекулятивная” составляющая отражает ажиотажную, игровую динамику: впечатляющие результаты обещают умопомрачительные перспективы, новые технологии открывают невиданные возможности, опять же всеобщая интернетизация — трудно остаться равнодушным, когда темпы роста отдельных акций достигают 100–200% за одну торговую сессию! Поезд набирает ход, и только ленивый не пытается в него сесть. Происходящее уже не соответствует реальности, удорожание акций все в меньшей степени обеспечивается их внутренним содержанием. Рынок "перегревается", и...
Но американский фондовый рынок построен весьма разумно и жестко ограничивает угрожающие его существованию тенденции. Поэтому "перегрев" не привел к взрыву — пар выпустили, менее расторопные и недальновидные потерпели убытки, столь же стремительные, как и недавние прибыли. Кто-то что-то успел, а кто-то и вовсе не играл в эти игры, рассматривая владение акциями как долгосрочное вложение. В итоге рынок вернулся к тенденции небольшого и плавного, но обеспеченного реалиями, роста (кривая 1). Надолго ли? Это будет определяться множеством факторов, но вряд ли они смогут перевесить преимущества высокотехнологического развития общества, а, стало быть, в стратегическом плане нас ожидает стабильный рост данного сектора фондового рынка. Даже если центр его активности сместится в иные регионы, и называться он будет уже иначе...
В статье использованы данные журнала "Валютный спекулянт" и информация, предоставленная компанией "ОФИН-Сигнал"