18 марта в Российском агентстве по системам управления (РАСУ) прошло расширенное заседание Коллегии “Об итогах работы РАСУ в 2001 году и основных задачах по социально-экономическому развитию отрасли на 2002 год”. В его работе участвовали представители Правительства РФ, Министерства промышленности науки и технологий РФ, Министерства обороны РФ, Российской академии наук, оборонных агентств и предприятий РАСУ.
С докладом выступил генеральный директор РАСУ Владимир Симонов. Он отметил, что темпы промышленного роста 1999–2001 годов, наработанные механизмы управления и программные документы проходят испытание на устойчивость. В прошлом году гособоронзаказ по сравнению с 2000-м вырос на 25%, но с четвертого квартала его оплата прекратилась. Однако относительно стабильные темпы роста предприятий отрасли сохранились — за счет гражданской продукции. Объем промышленного производства по агентству в 2001 году составил 35,2 млрд. руб., что на 5,7% выше уровня 2000 года. Объем научно-технической продукции вырос на 21,5%, НИОКР — на 16,3%.
Вместе с тем, сообщил докладчик, продолжился рост продаж, активизировалась научно-техническая деятельность. Общий объем прибыли в 2001 году составил почти 5,9 млрд. руб., в том числе более 3,7 млрд. в промышленности и 2,1 млрд. в науке. Выросло число доходных предприятий. Улучшилось соотношение прибыли и убытков, а также соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. После выплаты долгов за 2001 год эту тенденцию, вероятно, удастся сохранить. Пока же задолженность заказчиков за последний квартал прошлого года и первый нынешнего составляет уже 30 процентов от всего гособоронзаказа.
Несмотря на долги государства, заказчику в 2001 году поставлены станции спутниковой связи, многофункциональные комплексы радиоконтроля, подавления, РЭБ, передатчики широкополосных помех, модернизированы абонентские комплекты специальной связи, автоматизированы мобильные приемные радиоузлы, комплексы радиоразведки, радиорелейные станции. На госиспытания предъявлены РЛС СПРН дециметрового диапазона “Волга” в Барановичах, комплекс средств автоматизации КП радиотехнического соединения, средства связи “Аквидук”, переносная РЛС наземной разведки “Кредо-М1” и многое другое. Завершены госиспытания АСУ Северокавказского военного округа и первый этап испытаний ЗРС С-400. Успешно проведен запуск космического аппарата. Восстановлен и модернизирован в рекордно короткие сроки пункт управления системы ПРО в Серпухове. Проведена большая работа по созданию инфракрасной техники, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и многое другое.
Улучшению финансово-экономического состояния РЭК, по мнению В.В.Симонова, способствовала работа аппарата агентства. Все решения коллегии РАСУ за прошлый год и двадцати текущих коллегий в основном выполнены. Но пока нет программ по электронике и средствам связи. Это существенный недостаток в работе руководства агентства, Коллегии, КНТС, не сумевших доказать их необходимость. И все же, электроника и средства связи утверждены на заседании Совета безопасности как первые из девяти приоритетных направлений развития науки, технологий и техники на период до 2010 года. Благодаря работе аппарата агентства по погашению задолженности предприятиям и организациям за гособоронзаказ 1996–1999 годов значительно снизился уровень просроченной задолженности по выплате зарплаты, не учитывая последние месяцы. За 2000 год она составляла 2,2 месячной зарплаты, а в прошлом году в промышленности и науке — менее месяца.
В качестве одного из путей стабилизации финансового положения предприятий В.В. Симонов назвал расширение сотрудничества с администрациями регионов, побуждение их к инвестированию в ОПК, к восстановлению и концентрации производств на головных и финансово устойчивых предприятиях. Благодаря этому производство гражданской продукции в прошлом году увеличилось почти на 15%, ее общий объем составляет около 58%. Это повышает устойчивость деятельности предприятий, как, впрочем, и работа по оптимизации гособоронзаказа 2002 года.
Проект госзаказа на 2002 год на 30% превышает гособоронзаказ прошлого года. В его выполнении участвуют около 300 предприятий, в том числе 160 государственных (доля в госзаказе около 60%). По гособоронзаказу в отрасли утверждено 26 основных тем, работу по которым агентство контролирует и максимально поддерживает. Важнейшая задача 2002 года, подчеркнул докладчик, — формирование нового мобилизационного плана агентства.
Переходя к проблемам реструктуризации, В.В. Симонов отметил, что важнейшая цель итоговых работ по реструктуризации в 2002–2003 годах — уменьшение количества государственных предприятий и увеличение акционерных обществ. Эта работа проводится совместно с Мингосимуществом. Подготовлен перечень стратегически важных предприятий. Статус стратегических будет присваиваться создаваемым интегрированным структурам (ИС), и таким образом большая часть предприятий ОПК останется в числе стратегических. В 2002 году в соответствии с решением Правительства должны быть созданы 10 ИС. По восьми из них в соответствии с Указом Президента РФ и постановлением Правительства уже подготовлены комплекты документов. Часть их внесена в Правительство при полном согласовании всех министерств и ведомств.
Особое внимание докладчик обратил на исполняемые агентством федеральные целевые программы. Большая их часть легла в основу ФЦП “Национальная технологическая база”. А вообще РАСУ является госзаказчиком по четырем ФЦП и по девяти – исполнителем. Более пяти лет коллективы разработчиков отрасли, специалисты Федерального агентства правительственной связи и информации, Центробанка, Минфина, а в последние годы и Минсвязи, разрабатывают концепцию унифицированных платежей на базе интеллектуальных микропроцессорных карт. Во втором квартале этого года концепция будет вынесена на межведомственную комиссию Правительства РФ.
Еще более масштабная задача, по мнению докладчика, — создание единой взаимоувязанной автоматизированной системы управления страной. Она будет включать разработки процедур, правил, порядка сопряжения, протоколов, операционных систем и т.д. Совет безопасности поручил РАСУ разработать такой документ. Агентство будет работать над ним под руководством Минэкономики, Минобороны, Федерального агентства правительственной связи и информатизации, президентских структур, и во втором квартале этого года подготовит свою концепцию АСУ страны.
Кроме этого РАСУ разработана новая концепция создания средств связи, телевидения и телекоммуникаций. Она одобрена Минсвязи, Госкомитетом по электросвязи и в ближайшее время будет внесена совместно с Минсвязи и Минпромнауки на рассмотрение в Правительство РФ. Совместно с Минобороны агентство также проводит конверсию радиочастот и надеется на эффективное размещение финансовых средств за предоставление операторам связи частотных ресурсов.
Интересная программа работ, по мнению В.В.Симонова, намечена и с Академией наук. В агентстве началась разработка мероприятий по использованию уникального потенциала ученых. Уже определены совместные коллегии, учреждены институты в Москве и Санкт-Петербурге. До конца года планируется создание центров в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Агентство выделит помещения и оборудование. Финансироваться они должны в рамках ФЦП, а тематика работ будет определена вместе с Минобороны. Курировать эти институты будут академики Осипов и Ж.И. Алферов. Программа должна быть утверждена после согласования с Минпромнауки уже к маю 2002 года.
Вместе с работой по различным программам руководство агентства предприняло активные меры по поиску инвестиций. РАСУ провело совместную коллегию с Минтрансом. Аналогичные переговоры планируются с Минэнерго, Минсвязи и ТЭКом. Как считает В.В. Симонов, если удастся привлечь инвестиции, можно будет обновить основные фонды, и промышленность заработает. А если не удастся, то через
2–3 года встанет проблема 100-процентного износа основных фондов. Поэтому сегодня важно не ждать манны небесной, а активно искать инвестиции. До июня 2002 года в агентстве будут утверждены инвестиционные программы, в которых ожидается участие многих предприятий отрасли. Важнейшие объекты инвестирования намечено утвердить уже в апреле. Это будет точечное инвестирование в предприятия и в научные центры, разрабатывающие и реализующие важные критические технологии, определенные Правительством РФ и Минпромнауки.
Сегодня, по мнению В.В.Симонова, агентству нужны инвестиции минимум на 12 млрд. руб. в год. Оптимальная сумма — не менее 50 млрд. руб. Реально же отрасли пока удается выйти только на 1 млрд. руб. В этом году из госбюджета впервые за последние 12 лет инвестировано в развитие электронной компонентной базы на четырех предприятиях агентства порядка 360 млн. руб.
Среди важнейших источников финансирования РАСУ В.В.Симонов назвал экспортные программы. С ФГУП “Рособоронэкспорт” на 2002–2003 годы согласована программа работ, включая продажи, маркетинг, рекламу, организацию совместных научно-технических советов. Создаются совместные предприятия с Китаем: в России — телевизионное производство (Новгород или Подмосковье), кинескопное производство (Воронеж), техника мобильной связи (Пермь), а в Китае — техника цифрового телевидения и ночного видения. СП будут размещены в свободных экономических зонах. "Боинг" решил вернуться к сотрудничеству с “Вымпелом”. Впервые приняты предложения шести предприятий по самостоятельному выходу на рынок сервисных услуг и запчастей. В.В. Симонов высказал надежду, что и Минобороны разрешит поставлять продукцию по заказам иностранных партнеров. Вообще же для увеличения объемов продаж за рубеж 6–7 процентов прибыли “Рособоронэкспорта” будет реинвестировано в промышленность. В нынешнем году предстоит устранить прошлогодний провал в продаже ВВТ, обеспечить значительный рост экспорта. Можно надеяться на значительное увеличение заключаемых контрактов и предконтрактных проработок. Сейчас каждый вопрос пробивается годами, а нужна система. И руководство РАСУ надеется, что она будет создана.
В заключение докладчик отметил, что РАСУ продолжает работать по развитию всего ОПК, восстановлению такой важнейшей высокотехнологичной области знаний, как радиоэлектроника. И, несмотря на трудности, выполнит возложенные на него задачи.
На Коллегии выступил генеральный директор ФГУП “Рособоронэкспорт” Андрей Бельянинов. Он подчеркнул, что в прошлом году предприятия агентства поставили за рубеж продукции по прямым договорам на сумму более 100 млн. долларов. Этого недостаточно. Номенклатура поставок должна быть расширена особенно в таких направлениях, как ПВО и РЭБ. И возможности для этого есть. Портфель заказов “Рособоронэкспорта” до 2006 года содержит контракты предприятий агентства на сумму более 800 млн. долларов, в том числе на 2002 год — на сумму около 120 млн. долларов. Продвижению продукции на мировой рынок должны способствовать генеральные соглашения, подписанные между “Рособоронэкспортом”, агентством и семью крупнейшими предприятиями отрасли.
В последние годы, отметил Бельянинов, наметилось отставание ряда наших образцов от лучших зарубежных аналогов, в том числе и по оснащению средств поражения ночными прицелами, навигационными системами, средствами разведки, связи и АСУ. И чтобы успешно экспортировать ВВТ, надо в первую очередь иметь эти системы на вооружении собственной армии. Только в этом случае можно значительно повысить интерес заказчиков к российскому вооружению, гарантированно выполнять экспортные контракты. В результате будет обеспечена надежная эксплуатация, ремонт и налажен учебно-тренировочный процесс.
Ряд стран, сообщил Бельянинов, вообще не рассматривают приобретение нашей военной техники, если она не принята на вооружение российской армии. Отсюда вывод: для создания перспективных систем, которые могли бы пользоваться спросом на внешнем рынке через 5, 10, 15 лет, необходимо стабильное финансирование Программы вооружения, а также прикладной и фундаментальной науки.
Затем на Коллегии выступил первый заместитель министра промышленности науки и технологий РФ Александр Бриндиков. Он сообщил, что по госзаказу 2002 года запланирован очень жесткий срок договорной компании, которая заканчивается 21 мая. Средства, не связанные договорами, уйдут из гособоронзаказа.
Далее он обратил внимание на ФЦП “Национальная технологическая база” и подчеркнул, что удалось вместе с агентствами выйти на формирование так называемого “быстрого блока программ”, позволяющего в короткие сроки получить результаты и реализовать их в производстве. Сейчас в рамках этого блока — проекты 61 программы.
Завершая первую часть Коллегии, В.В. Симонов подчеркнул, что вторая часть пройдет 3–5 апреля в Нижнем Новгороде, где РЭК страны продемонстрирует свои возможности на первой международной выставке-конференции “Высокие двойные технологии в радиоэлектронике и системах управления”.
Вместе с тем, сообщил докладчик, продолжился рост продаж, активизировалась научно-техническая деятельность. Общий объем прибыли в 2001 году составил почти 5,9 млрд. руб., в том числе более 3,7 млрд. в промышленности и 2,1 млрд. в науке. Выросло число доходных предприятий. Улучшилось соотношение прибыли и убытков, а также соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. После выплаты долгов за 2001 год эту тенденцию, вероятно, удастся сохранить. Пока же задолженность заказчиков за последний квартал прошлого года и первый нынешнего составляет уже 30 процентов от всего гособоронзаказа.
Несмотря на долги государства, заказчику в 2001 году поставлены станции спутниковой связи, многофункциональные комплексы радиоконтроля, подавления, РЭБ, передатчики широкополосных помех, модернизированы абонентские комплекты специальной связи, автоматизированы мобильные приемные радиоузлы, комплексы радиоразведки, радиорелейные станции. На госиспытания предъявлены РЛС СПРН дециметрового диапазона “Волга” в Барановичах, комплекс средств автоматизации КП радиотехнического соединения, средства связи “Аквидук”, переносная РЛС наземной разведки “Кредо-М1” и многое другое. Завершены госиспытания АСУ Северокавказского военного округа и первый этап испытаний ЗРС С-400. Успешно проведен запуск космического аппарата. Восстановлен и модернизирован в рекордно короткие сроки пункт управления системы ПРО в Серпухове. Проведена большая работа по созданию инфракрасной техники, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и многое другое.
Улучшению финансово-экономического состояния РЭК, по мнению В.В.Симонова, способствовала работа аппарата агентства. Все решения коллегии РАСУ за прошлый год и двадцати текущих коллегий в основном выполнены. Но пока нет программ по электронике и средствам связи. Это существенный недостаток в работе руководства агентства, Коллегии, КНТС, не сумевших доказать их необходимость. И все же, электроника и средства связи утверждены на заседании Совета безопасности как первые из девяти приоритетных направлений развития науки, технологий и техники на период до 2010 года. Благодаря работе аппарата агентства по погашению задолженности предприятиям и организациям за гособоронзаказ 1996–1999 годов значительно снизился уровень просроченной задолженности по выплате зарплаты, не учитывая последние месяцы. За 2000 год она составляла 2,2 месячной зарплаты, а в прошлом году в промышленности и науке — менее месяца.
В качестве одного из путей стабилизации финансового положения предприятий В.В. Симонов назвал расширение сотрудничества с администрациями регионов, побуждение их к инвестированию в ОПК, к восстановлению и концентрации производств на головных и финансово устойчивых предприятиях. Благодаря этому производство гражданской продукции в прошлом году увеличилось почти на 15%, ее общий объем составляет около 58%. Это повышает устойчивость деятельности предприятий, как, впрочем, и работа по оптимизации гособоронзаказа 2002 года.
Проект госзаказа на 2002 год на 30% превышает гособоронзаказ прошлого года. В его выполнении участвуют около 300 предприятий, в том числе 160 государственных (доля в госзаказе около 60%). По гособоронзаказу в отрасли утверждено 26 основных тем, работу по которым агентство контролирует и максимально поддерживает. Важнейшая задача 2002 года, подчеркнул докладчик, — формирование нового мобилизационного плана агентства.
Переходя к проблемам реструктуризации, В.В. Симонов отметил, что важнейшая цель итоговых работ по реструктуризации в 2002–2003 годах — уменьшение количества государственных предприятий и увеличение акционерных обществ. Эта работа проводится совместно с Мингосимуществом. Подготовлен перечень стратегически важных предприятий. Статус стратегических будет присваиваться создаваемым интегрированным структурам (ИС), и таким образом большая часть предприятий ОПК останется в числе стратегических. В 2002 году в соответствии с решением Правительства должны быть созданы 10 ИС. По восьми из них в соответствии с Указом Президента РФ и постановлением Правительства уже подготовлены комплекты документов. Часть их внесена в Правительство при полном согласовании всех министерств и ведомств.
Особое внимание докладчик обратил на исполняемые агентством федеральные целевые программы. Большая их часть легла в основу ФЦП “Национальная технологическая база”. А вообще РАСУ является госзаказчиком по четырем ФЦП и по девяти – исполнителем. Более пяти лет коллективы разработчиков отрасли, специалисты Федерального агентства правительственной связи и информации, Центробанка, Минфина, а в последние годы и Минсвязи, разрабатывают концепцию унифицированных платежей на базе интеллектуальных микропроцессорных карт. Во втором квартале этого года концепция будет вынесена на межведомственную комиссию Правительства РФ.
Еще более масштабная задача, по мнению докладчика, — создание единой взаимоувязанной автоматизированной системы управления страной. Она будет включать разработки процедур, правил, порядка сопряжения, протоколов, операционных систем и т.д. Совет безопасности поручил РАСУ разработать такой документ. Агентство будет работать над ним под руководством Минэкономики, Минобороны, Федерального агентства правительственной связи и информатизации, президентских структур, и во втором квартале этого года подготовит свою концепцию АСУ страны.
Кроме этого РАСУ разработана новая концепция создания средств связи, телевидения и телекоммуникаций. Она одобрена Минсвязи, Госкомитетом по электросвязи и в ближайшее время будет внесена совместно с Минсвязи и Минпромнауки на рассмотрение в Правительство РФ. Совместно с Минобороны агентство также проводит конверсию радиочастот и надеется на эффективное размещение финансовых средств за предоставление операторам связи частотных ресурсов.
Интересная программа работ, по мнению В.В.Симонова, намечена и с Академией наук. В агентстве началась разработка мероприятий по использованию уникального потенциала ученых. Уже определены совместные коллегии, учреждены институты в Москве и Санкт-Петербурге. До конца года планируется создание центров в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Агентство выделит помещения и оборудование. Финансироваться они должны в рамках ФЦП, а тематика работ будет определена вместе с Минобороны. Курировать эти институты будут академики Осипов и Ж.И. Алферов. Программа должна быть утверждена после согласования с Минпромнауки уже к маю 2002 года.
Вместе с работой по различным программам руководство агентства предприняло активные меры по поиску инвестиций. РАСУ провело совместную коллегию с Минтрансом. Аналогичные переговоры планируются с Минэнерго, Минсвязи и ТЭКом. Как считает В.В. Симонов, если удастся привлечь инвестиции, можно будет обновить основные фонды, и промышленность заработает. А если не удастся, то через
2–3 года встанет проблема 100-процентного износа основных фондов. Поэтому сегодня важно не ждать манны небесной, а активно искать инвестиции. До июня 2002 года в агентстве будут утверждены инвестиционные программы, в которых ожидается участие многих предприятий отрасли. Важнейшие объекты инвестирования намечено утвердить уже в апреле. Это будет точечное инвестирование в предприятия и в научные центры, разрабатывающие и реализующие важные критические технологии, определенные Правительством РФ и Минпромнауки.
Сегодня, по мнению В.В.Симонова, агентству нужны инвестиции минимум на 12 млрд. руб. в год. Оптимальная сумма — не менее 50 млрд. руб. Реально же отрасли пока удается выйти только на 1 млрд. руб. В этом году из госбюджета впервые за последние 12 лет инвестировано в развитие электронной компонентной базы на четырех предприятиях агентства порядка 360 млн. руб.
Среди важнейших источников финансирования РАСУ В.В.Симонов назвал экспортные программы. С ФГУП “Рособоронэкспорт” на 2002–2003 годы согласована программа работ, включая продажи, маркетинг, рекламу, организацию совместных научно-технических советов. Создаются совместные предприятия с Китаем: в России — телевизионное производство (Новгород или Подмосковье), кинескопное производство (Воронеж), техника мобильной связи (Пермь), а в Китае — техника цифрового телевидения и ночного видения. СП будут размещены в свободных экономических зонах. "Боинг" решил вернуться к сотрудничеству с “Вымпелом”. Впервые приняты предложения шести предприятий по самостоятельному выходу на рынок сервисных услуг и запчастей. В.В. Симонов высказал надежду, что и Минобороны разрешит поставлять продукцию по заказам иностранных партнеров. Вообще же для увеличения объемов продаж за рубеж 6–7 процентов прибыли “Рособоронэкспорта” будет реинвестировано в промышленность. В нынешнем году предстоит устранить прошлогодний провал в продаже ВВТ, обеспечить значительный рост экспорта. Можно надеяться на значительное увеличение заключаемых контрактов и предконтрактных проработок. Сейчас каждый вопрос пробивается годами, а нужна система. И руководство РАСУ надеется, что она будет создана.
В заключение докладчик отметил, что РАСУ продолжает работать по развитию всего ОПК, восстановлению такой важнейшей высокотехнологичной области знаний, как радиоэлектроника. И, несмотря на трудности, выполнит возложенные на него задачи.
На Коллегии выступил генеральный директор ФГУП “Рособоронэкспорт” Андрей Бельянинов. Он подчеркнул, что в прошлом году предприятия агентства поставили за рубеж продукции по прямым договорам на сумму более 100 млн. долларов. Этого недостаточно. Номенклатура поставок должна быть расширена особенно в таких направлениях, как ПВО и РЭБ. И возможности для этого есть. Портфель заказов “Рособоронэкспорта” до 2006 года содержит контракты предприятий агентства на сумму более 800 млн. долларов, в том числе на 2002 год — на сумму около 120 млн. долларов. Продвижению продукции на мировой рынок должны способствовать генеральные соглашения, подписанные между “Рособоронэкспортом”, агентством и семью крупнейшими предприятиями отрасли.
В последние годы, отметил Бельянинов, наметилось отставание ряда наших образцов от лучших зарубежных аналогов, в том числе и по оснащению средств поражения ночными прицелами, навигационными системами, средствами разведки, связи и АСУ. И чтобы успешно экспортировать ВВТ, надо в первую очередь иметь эти системы на вооружении собственной армии. Только в этом случае можно значительно повысить интерес заказчиков к российскому вооружению, гарантированно выполнять экспортные контракты. В результате будет обеспечена надежная эксплуатация, ремонт и налажен учебно-тренировочный процесс.
Ряд стран, сообщил Бельянинов, вообще не рассматривают приобретение нашей военной техники, если она не принята на вооружение российской армии. Отсюда вывод: для создания перспективных систем, которые могли бы пользоваться спросом на внешнем рынке через 5, 10, 15 лет, необходимо стабильное финансирование Программы вооружения, а также прикладной и фундаментальной науки.
Затем на Коллегии выступил первый заместитель министра промышленности науки и технологий РФ Александр Бриндиков. Он сообщил, что по госзаказу 2002 года запланирован очень жесткий срок договорной компании, которая заканчивается 21 мая. Средства, не связанные договорами, уйдут из гособоронзаказа.
Далее он обратил внимание на ФЦП “Национальная технологическая база” и подчеркнул, что удалось вместе с агентствами выйти на формирование так называемого “быстрого блока программ”, позволяющего в короткие сроки получить результаты и реализовать их в производстве. Сейчас в рамках этого блока — проекты 61 программы.
Завершая первую часть Коллегии, В.В. Симонов подчеркнул, что вторая часть пройдет 3–5 апреля в Нижнем Новгороде, где РЭК страны продемонстрирует свои возможности на первой международной выставке-конференции “Высокие двойные технологии в радиоэлектронике и системах управления”.
Отзывы читателей