"Микрон" зарабатывает инвестиционную историю.
Электроника – прежде всего наука. Без ежедневного движения вперед ей тяжело. Но на это движение нужны деньги. Однако, начиная с 90-х предприятия электроники, в частности Зеленограда, оказались в сложном финансовом положении. Вопрос "Где взять деньги?" постоянно довлел над ними. В экономически развитых странах при нехватке собственных средств предприятия, как правило, выходят на фондовый рынок, чтобы привлечь массового инвестора, получить инвестиции, заработать денег на развитие. У нас чаще привыкли привлекать средства иными способами, в том числе и благодаря личным контактам. Между тем и в Западной Европе, и в США развиваются институты коллективных инвесторов, обеспечивающих привлечение необходимых средств при малых рисках. Это и понятно – для группы инвесторов риск меньше, чем для одного, каждый если и потеряет, то понемногу.
Почему же до сих пор ни одно предприятие электроники не пошло этим путем?
Для выхода на фондовый рынок в распоряжении руководства предприятий должны быть акции – с этим у нас проблема. Все три действовавшие схемы приватизации не позволяли высвободить акции. Пакеты находились либо у коллектива, либо у сторонних инвесторов. У руководства же предприятия оказывалось 2–5% акций, не с ними же выходить на фондовый рынок.
Да, кое-где проходили дополнительные эмиссии акций. Начал действовать такой инструмент, как векселя, – к сожалению, с ними было связано много ошибок. Кончилось все это 98-м годом, после которого на фондовом рынке осталось порядка десяти эмитентов – предприятия добывающих отраслей и финансовые структуры. Снова встал вопрос о привлечении в высокотехнологические отрасли средств с фондового рынка.
Еще одна проблема – срок заимствования. Даже сегодня банки дают рублевые кредиты на 3–6 месяцев, на год – в исключительных случаях. И под 19–21%. У предприятий же электроники, как и у всех предприятий так называемого "реального сектора", рентабельность не столь высока, как в добывающих отраслях, в сфере услуг или у финансовых структур. Значит, деньги должны быть "длинные". Инвесторам же не интересно вкладывать деньги в нового эмитента надолго – его надо сначала проверить. На рынке привыкли мерить такими категориями, как Газпром, "Лукойл", РАО ЕЭС. А кто такой "Микрон" – только специалисты и знали, микросхемы – область малоизвестная.
Наконец, нельзя не упомянуть еще одну проблему. У нас есть высококлассные профессионалы, работающие на бирже. Молодые ребята, без груза прошлого, они научились здорово работать. Но их не интересует, откуда появляются на бирже ценные бумаги. А есть приватизаторы – крупные специалисты, делающие фантастические вещи, они виртуозно умеют превращать госпредприятия в акционерные общества. Но дальнейшая судьба предприятий уже вне сферы их деятельности. Между этими группами специалистов – минное поле, они не понимают проблем и интересов друг друга, хотя работают фактически в рамках единого экономического процесса. И если это взаимопонимание не будет достигнуто, у нас ничего не будет.
Как же "Микрону" удалось распутать клубок стольких проблем?
Сейчас во всем мире – и в США, и в Западной Европе – весьма популярны заимствования в форме облигаций. Они более эффективны, чем векселя, чем дополнительные эмиссии акций. Существенным толчком развития отечественного облигационного рынка стало постановление Правительства РФ № 686 от 26.06.99 г. "О внесении дополнения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", которое разрешало купонные выплаты по облигациям относить на себестоимость – а раньше они выплачивались из прибыли. Постановлением налогооблагаемая база уменьшалась на размер выплаты по купонам. Фактически это означает – либо отчислять средства в налоги, либо платить по купонам. Тело облигации, разумеется, оплачивается из прибыли. Именно этот инвестиционный инструмент и был выбран для "Микрона". Заем "Микрона" небольшой – 150 млн. руб. на 1,5 года, с выплатами по купонам через каждые полгода. Но это был именно пилотный проект, цель которого – отработка инструмента. Мы не рыбу ловили – мы удочку мастерили.
В ходе работы необходимо было разрешить ряд проблем. Прежде всего, облигации покупают, если они обладают инвестиционной привлекательностью, т.е. соответствующим размером купона. Новому эмитенту выходить на рынок с займом в 20% годовых невозможно – инвесторы вкладываются в бумаги, которые приносят наиболее высокий доход, следовательно, размер купона должен быть повыше. Правда, этот размер ограничен и с другой с стороны – для предприятия облигационное заимствование не должно быть дороже, чем кредит банка. Ведь финансовые инструменты – вексель, облигация, прямые кредиты – все они между собой конкурируют. Отсюда и появилась стоимость купона облигаций "Микрона" в 26,67% годовых.
Другая сложность – "Микрон", как и практически все российские предприятия, приватизирован. При приватизации у предприятий образуется уставной капитал – т.е. стоимость активов в "старых" деньгах. Конечно, активы индексировались, но сегодня у многих промышленных "монстров" уставной капитал – всего 100 тыс. рублей, и это никого не удивляет. А по закону, стоимость эмиссии не должна превышать размера уставного капитала общества или величину обеспечения, т.е. необходимо найти поручителя – некоего гаранта, который в случае чего ответит по обязательствам эмитента. Отметим, что Московское Правительство рекомендует предприятиям, особенно тем, часть акций которых принадлежит Москве, провести так называемую техническую эмиссию – привести размер уставного капитала в соответствие действительности. Тогда можно будет проводить нормальную эмиссию.
У "Микрона" размер уставного капитала небольшой – как и у многих. Что делать? Здесь проявился плюс таких крупных объединений, как АФК "Система". Эта организация взяла на себя риск стать поручителем "Микрона". Самостоятельно он не нашел бы поручителя так быстро. А ведь поручитель играет на рынке важную роль. Если это – серьезная и солидная компания с соответствующей репутацией, брендом и т.д., – тогда инвестор спокоен. Поэтому многие эксперты отмечали: поскольку поручителем выступила такая известная организация, как "Система", то вопрос о ненадежности эмитента отпадает.
Если рентабельность у "Микрона" не слишком высока, как он может предлагать столь высокий купон?
Действительно, 26,67% годовых – это высокий процент, для предприятия – дорогой. Однако Правительство Москвы понимает, что город может нормально жить, только если в нем обращаются деньги. Ни нефти, ни газа, ни другого сырья в Москве нет – есть машиностроение, наука, оборонка и другие производственные отрасли. Положение оборонки сами знаете какое, машиностроения – тоже. Малое предпринимательство – да, работает. Но финансовый рынок для Москвы также важен и полезен, его надо развивать.
Разработана программа вывода московских предприятий на фондовый рынок. В этом названии ряд неточностей: что такое "московские предприятия" – их у Москвы нет, только пакеты акций и т.д. Суть понятна – хотелось бы, чтобы предприятия вышли на фондовый рынок, их бы там оценили, тогда, в частности, мы бы узнали, сколько стоят пакеты акций, принадлежащие Москве. Если появляются инвесторы, начинается денежное обращение, оно облагается налогом – и город от этого богатеет.
Но как подтолкнуть предприятия к выходу на фондовый рынок? Первоначально решили компенсировать банковский кредит. Например, с банком заключали договор – он инвестирует под 20% годовых, но 10% платит предприятие, еще 10% выплачивает городской бюджет. Но плох тот банкир, который на этом не захочет заработать. А самое главное – денег на всех не хватает. Через год, как сказал министр Правительства Москвы Е.А. Пантелеев, в списке избранных предприятий оказались почему-то не самые нужные, многие из них вообще малозначимы для города, без пакетов акций, принадлежащих Москве и т.д. Стало ясно, что стимулировать предприятия таким образом – не лучший способ, необходимо менять схему помощи.
Одна из таких возможных схем – новая модель участия города – компенсация части купона облигации. Тогда предприятие должно доказывать, что оно умеет работать и зарабатывать средства для погашения облигационного займа. Без внешней же финансовой поддержки предприятию трудно сделать размер купона привлекательным для инвестора. Понимая все это, Правительство Москвы решило компенсировать купонные выплаты в размере от 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. В то время она была равна 25%, а 2/3 от 25% как раз и составляют 16,67%. Таким образом, при погашении купона "Микрон" платит 10%, а еще 16,67% – город. Для предприятия заем получается недорогим.
Но что это дает Москве?
В бюджете Москвы предусмотрена статья – "Проведение мероприятий по поддержке промышленности". Если давать средства напрямую, то это не очень эффективно. К тому же денег этих немного, а предприятий в Москве порядка 100 тысяч. На всех не хватит. Заемная же схема позволяет при малых затратах привлекать большие деньги: примерно на один рубль из бюджета пять-шесть рублей внебюджетных денег. Если проект оказывается успешным, предприятие будет стимулироваться и дальше, но постепенно снижая уровень компенсации. В результате средств хватит не на одно, а на 10 предприятий. Тут самое главное – знать, кому следует помогать, чтобы риски не были чрезвычайно велики.
С другой стороны, деньги от займа предприятия пойдут в инвестиционный проект – будут работать люди, появится занятость, начнется развитие и т.д. Следовательно, возникнут и налоговые отчисления. Но стимулирование предприятия при этом – чисто экономическое.
Есть еще одна сторона, о которой до сих пор никто не говорил, – это контроль за работой эмитента со стороны города. Ведь помощь выделяется в форме бюджетных денег, а они – целевые. Значит, предприятие может на нее рассчитывать лишь при соблюдении ряда условий. Кроме того, использовать эти деньги можно только по назначению, всяческие игры с ними обходятся себе дороже. Следовательно, данная схема эффективна и в плане надежности, снижения риска для инвесторов индивидуальных и институциональных.
Вместе с тем, реализована новая эффективная схема финансирования науки! Ведь "Микрон" – это НИИ молекулярной электроники и завод "Микрон". Деньги фактически заимствовал завод – именно он способен их заработать и вернуть. Но ведь средства привлекали на разработку новых изделий, т.е. часть их пошла в НИИ. Да, сегодня 150 млн. руб. могут показаться малой суммой, но для конкретного предприятия это – реальные деньги.
Можно сказать, что проект удался?
Да. Торги по облигациям на ММВБ начались в начале декабря – не самое лучшее время для старта, – а сегодня они котируются уже на уровне до 105% от номинала. Восьмого апреля прошла первая выплата по купонам. Динамику стоимости и объемов продаж облигаций на ММВБ наглядно иллюстрирует рисунок.
И колоссальное достижение "Микрона", многими еще не оцененное, – он единственный из отечественных высокотехнологических предприятий уже заработал себе инвестиционную историю – то, на что инвесторы смотрят в первую очередь. А это дорогого стоит.
Отмечу, что поскольку проект был пилотный, многие – руководитель Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы Е.А. Пантелеев, его заместители Н.Н. Евтихиев и Д.Е. Никаноров – взяли на себя серьезную ответственность. Очень хорошо мы поработали с ФКЦБ, в частности, с председателем ее регионального отделения в Центральном федеральном округе Ю.С. Сизовым – он один из патриархов Московского фондового рынка. Вообще, в известной степени, рисковали все: и эмитент, облигации которого могли и не купить, и Московский банк реконструкции и развития, который проводил размещение эмиссии на 150 млн. руб., и другие департаменты Московского Правительства, решившие, что предлагаемая схема – действенна и разумна.
Кто покупает облигации?
На первом месте – банки, инвестиционные и страховые компании. Затем – пенсионные фонды. Но я считаю, что по отношению к таким бумагам за пенсионными фондами будущее, поскольку это – "длинные" бумаги с надежностью, приближающейся к госбумагам. И самое интересное – покупают облигации и физические лица.
Будете ли вы тиражировать созданный инструмент для других предприятий?
Мы уже тиражируем. Будут следующие выпуски "Микрона", на очереди – выпуски концерна "Научный Центр", ряда оборонных предприятий. Все уже поняли, что выбранная схема достаточно надежна и взаимовыгодна, что она консолидирует усилия. Процесс пошел лавинообразно.
А саму схему вы намерены как-либо совершенствовать и развивать?
В наших планах – разработать проект не только с внутренним, но и внешним, валютным заимствованием. А почему нет? Ведь западные банки выплачивают 3–4% годовых. У нас, отдавая в работу валюту, с нее хотят получить не меньше 10%. Не меньше! Значит, дело за малым: если мы покажем, что имеем малорисковые, честные, ясные для западного инвестора проекты, деньги будут. Уже проработан ряд подходов, и тоже с участием города.
Еще одна важная деталь – нельзя, чтобы город компенсировал купонные выплаты бесплатно. Например, в аналогичном проекте облигационного займа предприятия ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" деньги на погашение купонных выплат выделили на условиях возвратности. Схема возврата примерно такая – предприятие выпускает облигационный заем под 27% годовых, часть которых гасит город. На заемные деньги "Мосхлебопродукт" строит солодовню, акционирует это предприятие и через 2–3 года возмещает городскому бюджету выплаченные средства акциями вновь образуемого акционерного общества. Не простой это путь, учитывая проблемы взаимодействия собственности – государственной и негосударственной. Вообще, как возвращать деньги, – большой вопрос. Можно и имуществом, можно и за счет прибыли.
Работаем мы и над тем, чтобы роль поручителя выполняли страховые компании. Еще совсем недавно они не были готовы к страхованию финансовых рисков. Сегодня ситуация изменилась. В Москве же вообще необходимо создавать пул страховых компаний для крупных инвестиционных проектов. И обязательно нужно увязывать городскую помощь с городским заказом и городскими программами. Кому помогать в первую очередь? Тому, кто на город больше работает. Почему "Микрону" деньги выделены, – потому что Правительство Москвы в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в Москве, утвержденной Постановлением Правительства Москвы № 315 от 03.04.2001 года, ведет большую программу по развитию Зеленограда, его потенциала.
В заключение не могу не отметить, что не было бы многих проблем, если бы не было проблемы государства и бизнеса. Сегодня между ними нет тесного взаимодействия. Одни говорят – вы налоги не платите, другие – а вы каждый день новые налоги вводите. Обратите внимание – в тех же США не бизнес работает на государство, а наоборот. Сегодня государство сделало шаг по направлению к бизнесу. Я считаю, что бизнес должен сделать шаг навстречу. Консолидировать свой капитал, чтобы компенсации шли за счет этого консолидированного капитала, а не из государственного бюджета.
Спасибо вам за содержательную беседу, надеемся на дальнейшее развитие ваших новаторских начинаний.
С А.Г.Ивановским беседовали Б.И.Казуров и И.В.Шахнович