Выпуск #2/2000
С. Сергеев.
Proximity – технология “свободные руки”. Cредства бесконтактной идентификации на российском рынке
Proximity – технология “свободные руки”. Cредства бесконтактной идентификации на российском рынке
Просмотры: 3513
Наконец-то proximity-технология добралась до российского рынка систем безопасности и уже несколько лет успешно по нему шествует! Когда-то эта технология произвела своеобразную революцию в системах контроля и управления доступом, впервые поставив при идентификации интересы пользователей на первое место. Особенности и возможности использования в российских условиях перспективных бесконтактных средств идентификации, основанных на proximity-технологии, представляют большой интерес.
На российском рынке наиболее устойчивое положение среди систем безопасности занимают, пожалуй, системы контроля и управления доступом, основные характеристики которых определяются средствами идентификации. Появление бесконтактных радиочастотных, или proximity-карт позволило значительно повысить эти характеристики и обеспечить ряд преимуществ перед другими видами идентификации (контактными, штрих-кодовыми, магнитными и перфокартами, картами Виганда):
• удобство эксплуатации (свободные руки и отсутствие необходимости в четком позиционировании);
• высокие уровень автоматизации и пропускная способность;
• высокие эксплуатационные характеристики (надежность, герметичность, жесткость, широкий диапазон рабочих температур). Благодаря герметичности и отсутствию трения такие воздействия, как загрязнение, влага, мелкие механические повреждения, не оказывают влияния на работу карт;
• отсутствие источников питания (для пассивных карт);
• высокий уровень безопасности (более 500 миллиардов комбинаций кода, возможность использования клавиатуры считывателя);
• пожизненная гарантия (для пассивных карт). Высокая надежность, отсутствие механического трения и химических источников электропитания обеспечивают практически неограниченный срок службы;
• низкие эксплуатационные расходы – в 2–3 раза ниже по сравнению с другими видами идентификации. Это существенно снижает общую стоимость системы безопасности;
• невозможность копирования;
• высокая степень защиты от вандализма благодаря возможности монтажа считывателя внутри стены или с обратной стороны двери, причем на различные поверхности;
• современный уровень дизайна proximity-считывателей.
До последнего времени радиокарты обладали одним существенным недостатком – высокой стоимостью. Однако недавно к активному внедрению proximity-технологии подключился ряд российских фирм – Петербургская электротехническая компания (PERCo), НПК “СоюзСпецАвтоматика”, фирмы АРСЕК, НЕЛК, СШС, ИСТА, МИККОМ, “ААМ Системз”, СОЛИНГ и другие, часть которых разработала системы, способные конкурировать с зарубежными изделиями по техническим характеристикам при меньшей стоимости. В результате сейчас в России производятся как системы доступа, так и широкий спектр универсальных proximity-считывателей для нескольких типов карт с различными интерфейсами. Среди них можно отметить устройства со стандартным для всех профессиональных систем интерфейсом Wiegand 26, позволяющим использовать зарубежные считыватели, например фирм Apollo, Northen Computers, Kantech, а также с интерфейсом для систем фирмы РАС International и с интерфейсом TouchMemory. Такое положение дел позволяет без каких-либо доработок переводить на технологию proximity многочисленные системы управления доступом российского производства. А главное, разработки российских фирм значительно снизили стоимость proximity-средств идентификации и приблизили ее к стоимости других видов идентификации. Безусловно, proximity-технология выходит на первый план. Так что же конкретно дает эта новая технология для систем безопасности?
При ее использовании в системах безопасности все пользователи получают носители, конструктивно выполняемые обычно в трех модификациях – пластиковые карточки, браслеты и брелоки (так называемые таги), которые по типу питания могут быть как активными, так и пассивными. Питание активной карты осуществляется от миниатюрной батарейки. Для питания же пассивных карт используется энергия излучения считывателя: с приближением карты к считывателю излучаемый им радиосигнал принимается резонансным контуром карты, затем выпрямляется, накапливается и питает активную часть схемы. Передатчик карты, получив питание, излучает – уже на другой частоте – радиосигнал, который несет информацию об индивидуальном коде карты. Так, proximity-считыватель ASR-620+ совместного производства фирм Motorola и Indala (США) излучает сигнал на частоте 125 кГц, а принимает ответ на частоте 62,5 кГц. Выделив код карты из радиочастотного сигнала, считыватель передает его дальше в контроллер для принятия решения о возможности входа (выхода). Вся процедура считывания происходит за время порядка 0,1 с.
В зависимости от рабочего расстояния считывания различают три типа proximity-карт: ближнего (до 15 см), среднего (до 1 м) и дальнего (1,5–6 м) действия. Последние два вида карт в момент контроля (идентификации) могут находиться в кармане, сумке или бумажнике, поэтому данный вид карт иногда обозначают термином “свободные руки”.
Принцип работы считывателя и внешний вид средств идентификации можно проиллюстрировать на примере российской системы контроля доступа серии PERCo-MS-400 (рис. 1–4).
Для получения еще более высокого уровня безопасности бесконтактный считыватель дополнительно оснащается клавиатурой. В этом случае пользователь после считывания карточки набирает свой индивидуальный код, и только тогда дверь открывается. Путем набора на клавиатуре соответствующего кода (кода принуждения) можно также передать сигнал тревоги.
Особенно эффективна proximity-технология при организации контроля въезда и выезда. Водителю при въезде на объект не нужно подъезжать вплотную к считывателю или тем более выходить из машины, что необходимо делать при использовании контактных считывателей. Для считывателя типа 280 и активных карт типа 928 фирмы Cotag достаточно держать радиокарту сбоку у окна автомобиля на сравнительно большом расстоянии, например 90 см. Считывание карточки происходит через одежду, сумку, стекло и т.п.
Специальное оборудование и программное обеспечение позволяют легко оформлять пропуска в виде proximity-карточек непосредственно в бюро пропусков объектов. В этом случае на карточку наносятся фотография, название организации и необходимая информация о владельце (ФИО, должность и др.). Сейчас существует два основных способа оформления карточек – цветная печать на карточке с помощью сублимационного принтера и специальные “паучи”. В “пауч” вкладывается фотография и информация о владельце, затем он ламинируется и приклеивается к карточке. При необходимости, например в случае увольнения, возможно переоформление такого пропуска на другого сотрудника. Есть виды карточек, которые изготавливаются с однократным программированием, что позволяет сократить время поставки продукции, если программирование происходит непосредственно у поставщика. Стандартные радиокарты несколько толще кредитных, хотя точно соответствуют стандартам на магнитные карты и даже имеют магнитную полосу, благодаря чему их можно использовать и в качестве кредитных карт.
Proximity-технология позволяет идентифицировать не только водителя, но и сам автомобиль. Для этого существуют специальные карты (автотаги), которые крепятся на днище автомобиля. Соответственно в полотно дороги закладывается считывающая петля (антенна). При остановке автомашины у ворот или шлагбаума происходит автоматическое считывание идентификационного кода. Автотаг имеет прочный герметичный корпус, выдерживающий многолетнюю работу в сложных климатических условиях, а заложенная в асфальт проволочная антенна надежно защищена от повреждений.
При необходимости идентификации движущихся автомобилей можно использовать считыватели типа SmartPass. Эти считыватели работают в более высоком диапазоне частот (2,4 ГГц) и позволяют идентифицировать объекты, движущиеся со скоростью до 100 км/ч на расстоянии до 6 м. На базе таких считывателей можно осуществить контроль въезда (выезда) не только автотранспорта, но и железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров или любых других движущихся объектов.
В табл. 1 приведены сравнительные технические характеристики proximity-считывателей, представленных на сегодняшнем российском рынке.
Основные характеристики proximity-носителей (на примере изделий фирмы Cotag) приведены в табл. 2.
Как видно из табл. 1 и 2, сегодня российский рынок предлагает достаточно широкий выбор технических средств proximity-технологии, который может удовлетворить все категории пользователей. Здесь под пользователем следует понимать не только сотрудников объекта, но и все виды наземного транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.), а также особо ценное оборудование. Для эффективного учета материальных ценностей на каждый предмет надо прикрепить радиокарту, и тогда в любой момент будет легко определить его местонахождение. В шахтах и других опасных производствах, особенно на аварийных участках, где необходимо отслеживать местонахождение людей, это с успехом можно осуществлять с помощью сверхдальних считывателей. Более того, при автоматизации сельскохозяйственного производства весьма актуально использование proximity-технологии для идентификации животных и т.п.
Сегодня большой сегмент российского рынка систем контроля доступа (СКД) уже принадлежит proximity-технологии, которая позволяет решать задачи контроля доступа для малых, средних и особенно эффективно – для больших предприятий. В табл. 3 приведены сравнительные характеристики СКД с радиокартами, присутствующих на российском рынке.
Как видно из табл.3, солидное место на российском рынке принадлежит фирме Cotag, которая, кстати, первой разработала активные радиокарты и уникальные считыватели для них. Необходимо отметить, что ее система контроля доступа “Грант” построена по модульному принципу, позволяющему получать конфигурацию любой степени сложности да еще с возможностью расширения. Система обладает весьма полезным свойством исключать случаи прохода по одной карточке двух пользователей через любую проходную объекта. Встроенная функция CLIC (конфигурируемый логический контроль входа/выхода) обеспечивает программирование логических цепочек типа “событие-условие-действие”, что предопределяет реакцию системы на различные события и сигнал тревоги. Кроме того, благодаря этой функции можно наладить эффективное взаимодействие СКД с аппаратурой других систем безопасности – сигнализации, охранного телевидения и т.п., т.е. обеспечить эффективную интеграцию различных систем безопасности на основе системы контроля доступа. Эта тенденция становится основополагающей в развитии интегрированных систем безопасности и активно развивается такими отечественными фирмами, как “Терна”, “Солинг”, “Болид”, СШС, “FeB”, “Росси” и др. Здесь следует подчеркнуть, что сегодня российские предприятия уже значительно меньше используют зарубежные технические средства и сами производят многие изделия proximity-технологии. В качестве примера в табл. 4 приведены основные характеристики бесконтактных считывателей и носителей серии КОДОС, разработанных и выпускаемых НПК “СоюзСпецАвтоматика”.
Как видим, на сегодняшний день proximity-технология занимает лидирующие позиции среди технологий идентификации в системах контроля доступа и весьма перспективна на ближайшие годы. Дальнейшее ее развитие будет идти в направлении интеграции различных видов идентификации на одной карте. Яркий пример – последние разработки фирмы Westinghouse. Ее карты серии QuadraKey способны обеспечить высокий уровень безопасности благодаря комбинации на одной proximity-карте магнитной полосы, штрих-кода и ID-идентификации. При этом по своим размерам радиокарта не отличается от обычной кредитной.
• удобство эксплуатации (свободные руки и отсутствие необходимости в четком позиционировании);
• высокие уровень автоматизации и пропускная способность;
• высокие эксплуатационные характеристики (надежность, герметичность, жесткость, широкий диапазон рабочих температур). Благодаря герметичности и отсутствию трения такие воздействия, как загрязнение, влага, мелкие механические повреждения, не оказывают влияния на работу карт;
• отсутствие источников питания (для пассивных карт);
• высокий уровень безопасности (более 500 миллиардов комбинаций кода, возможность использования клавиатуры считывателя);
• пожизненная гарантия (для пассивных карт). Высокая надежность, отсутствие механического трения и химических источников электропитания обеспечивают практически неограниченный срок службы;
• низкие эксплуатационные расходы – в 2–3 раза ниже по сравнению с другими видами идентификации. Это существенно снижает общую стоимость системы безопасности;
• невозможность копирования;
• высокая степень защиты от вандализма благодаря возможности монтажа считывателя внутри стены или с обратной стороны двери, причем на различные поверхности;
• современный уровень дизайна proximity-считывателей.
До последнего времени радиокарты обладали одним существенным недостатком – высокой стоимостью. Однако недавно к активному внедрению proximity-технологии подключился ряд российских фирм – Петербургская электротехническая компания (PERCo), НПК “СоюзСпецАвтоматика”, фирмы АРСЕК, НЕЛК, СШС, ИСТА, МИККОМ, “ААМ Системз”, СОЛИНГ и другие, часть которых разработала системы, способные конкурировать с зарубежными изделиями по техническим характеристикам при меньшей стоимости. В результате сейчас в России производятся как системы доступа, так и широкий спектр универсальных proximity-считывателей для нескольких типов карт с различными интерфейсами. Среди них можно отметить устройства со стандартным для всех профессиональных систем интерфейсом Wiegand 26, позволяющим использовать зарубежные считыватели, например фирм Apollo, Northen Computers, Kantech, а также с интерфейсом для систем фирмы РАС International и с интерфейсом TouchMemory. Такое положение дел позволяет без каких-либо доработок переводить на технологию proximity многочисленные системы управления доступом российского производства. А главное, разработки российских фирм значительно снизили стоимость proximity-средств идентификации и приблизили ее к стоимости других видов идентификации. Безусловно, proximity-технология выходит на первый план. Так что же конкретно дает эта новая технология для систем безопасности?
При ее использовании в системах безопасности все пользователи получают носители, конструктивно выполняемые обычно в трех модификациях – пластиковые карточки, браслеты и брелоки (так называемые таги), которые по типу питания могут быть как активными, так и пассивными. Питание активной карты осуществляется от миниатюрной батарейки. Для питания же пассивных карт используется энергия излучения считывателя: с приближением карты к считывателю излучаемый им радиосигнал принимается резонансным контуром карты, затем выпрямляется, накапливается и питает активную часть схемы. Передатчик карты, получив питание, излучает – уже на другой частоте – радиосигнал, который несет информацию об индивидуальном коде карты. Так, proximity-считыватель ASR-620+ совместного производства фирм Motorola и Indala (США) излучает сигнал на частоте 125 кГц, а принимает ответ на частоте 62,5 кГц. Выделив код карты из радиочастотного сигнала, считыватель передает его дальше в контроллер для принятия решения о возможности входа (выхода). Вся процедура считывания происходит за время порядка 0,1 с.
В зависимости от рабочего расстояния считывания различают три типа proximity-карт: ближнего (до 15 см), среднего (до 1 м) и дальнего (1,5–6 м) действия. Последние два вида карт в момент контроля (идентификации) могут находиться в кармане, сумке или бумажнике, поэтому данный вид карт иногда обозначают термином “свободные руки”.
Принцип работы считывателя и внешний вид средств идентификации можно проиллюстрировать на примере российской системы контроля доступа серии PERCo-MS-400 (рис. 1–4).
Для получения еще более высокого уровня безопасности бесконтактный считыватель дополнительно оснащается клавиатурой. В этом случае пользователь после считывания карточки набирает свой индивидуальный код, и только тогда дверь открывается. Путем набора на клавиатуре соответствующего кода (кода принуждения) можно также передать сигнал тревоги.
Особенно эффективна proximity-технология при организации контроля въезда и выезда. Водителю при въезде на объект не нужно подъезжать вплотную к считывателю или тем более выходить из машины, что необходимо делать при использовании контактных считывателей. Для считывателя типа 280 и активных карт типа 928 фирмы Cotag достаточно держать радиокарту сбоку у окна автомобиля на сравнительно большом расстоянии, например 90 см. Считывание карточки происходит через одежду, сумку, стекло и т.п.
Специальное оборудование и программное обеспечение позволяют легко оформлять пропуска в виде proximity-карточек непосредственно в бюро пропусков объектов. В этом случае на карточку наносятся фотография, название организации и необходимая информация о владельце (ФИО, должность и др.). Сейчас существует два основных способа оформления карточек – цветная печать на карточке с помощью сублимационного принтера и специальные “паучи”. В “пауч” вкладывается фотография и информация о владельце, затем он ламинируется и приклеивается к карточке. При необходимости, например в случае увольнения, возможно переоформление такого пропуска на другого сотрудника. Есть виды карточек, которые изготавливаются с однократным программированием, что позволяет сократить время поставки продукции, если программирование происходит непосредственно у поставщика. Стандартные радиокарты несколько толще кредитных, хотя точно соответствуют стандартам на магнитные карты и даже имеют магнитную полосу, благодаря чему их можно использовать и в качестве кредитных карт.
Proximity-технология позволяет идентифицировать не только водителя, но и сам автомобиль. Для этого существуют специальные карты (автотаги), которые крепятся на днище автомобиля. Соответственно в полотно дороги закладывается считывающая петля (антенна). При остановке автомашины у ворот или шлагбаума происходит автоматическое считывание идентификационного кода. Автотаг имеет прочный герметичный корпус, выдерживающий многолетнюю работу в сложных климатических условиях, а заложенная в асфальт проволочная антенна надежно защищена от повреждений.
При необходимости идентификации движущихся автомобилей можно использовать считыватели типа SmartPass. Эти считыватели работают в более высоком диапазоне частот (2,4 ГГц) и позволяют идентифицировать объекты, движущиеся со скоростью до 100 км/ч на расстоянии до 6 м. На базе таких считывателей можно осуществить контроль въезда (выезда) не только автотранспорта, но и железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров или любых других движущихся объектов.
В табл. 1 приведены сравнительные технические характеристики proximity-считывателей, представленных на сегодняшнем российском рынке.
Основные характеристики proximity-носителей (на примере изделий фирмы Cotag) приведены в табл. 2.
Как видно из табл. 1 и 2, сегодня российский рынок предлагает достаточно широкий выбор технических средств proximity-технологии, который может удовлетворить все категории пользователей. Здесь под пользователем следует понимать не только сотрудников объекта, но и все виды наземного транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.), а также особо ценное оборудование. Для эффективного учета материальных ценностей на каждый предмет надо прикрепить радиокарту, и тогда в любой момент будет легко определить его местонахождение. В шахтах и других опасных производствах, особенно на аварийных участках, где необходимо отслеживать местонахождение людей, это с успехом можно осуществлять с помощью сверхдальних считывателей. Более того, при автоматизации сельскохозяйственного производства весьма актуально использование proximity-технологии для идентификации животных и т.п.
Сегодня большой сегмент российского рынка систем контроля доступа (СКД) уже принадлежит proximity-технологии, которая позволяет решать задачи контроля доступа для малых, средних и особенно эффективно – для больших предприятий. В табл. 3 приведены сравнительные характеристики СКД с радиокартами, присутствующих на российском рынке.
Как видно из табл.3, солидное место на российском рынке принадлежит фирме Cotag, которая, кстати, первой разработала активные радиокарты и уникальные считыватели для них. Необходимо отметить, что ее система контроля доступа “Грант” построена по модульному принципу, позволяющему получать конфигурацию любой степени сложности да еще с возможностью расширения. Система обладает весьма полезным свойством исключать случаи прохода по одной карточке двух пользователей через любую проходную объекта. Встроенная функция CLIC (конфигурируемый логический контроль входа/выхода) обеспечивает программирование логических цепочек типа “событие-условие-действие”, что предопределяет реакцию системы на различные события и сигнал тревоги. Кроме того, благодаря этой функции можно наладить эффективное взаимодействие СКД с аппаратурой других систем безопасности – сигнализации, охранного телевидения и т.п., т.е. обеспечить эффективную интеграцию различных систем безопасности на основе системы контроля доступа. Эта тенденция становится основополагающей в развитии интегрированных систем безопасности и активно развивается такими отечественными фирмами, как “Терна”, “Солинг”, “Болид”, СШС, “FeB”, “Росси” и др. Здесь следует подчеркнуть, что сегодня российские предприятия уже значительно меньше используют зарубежные технические средства и сами производят многие изделия proximity-технологии. В качестве примера в табл. 4 приведены основные характеристики бесконтактных считывателей и носителей серии КОДОС, разработанных и выпускаемых НПК “СоюзСпецАвтоматика”.
Как видим, на сегодняшний день proximity-технология занимает лидирующие позиции среди технологий идентификации в системах контроля доступа и весьма перспективна на ближайшие годы. Дальнейшее ее развитие будет идти в направлении интеграции различных видов идентификации на одной карте. Яркий пример – последние разработки фирмы Westinghouse. Ее карты серии QuadraKey способны обеспечить высокий уровень безопасности благодаря комбинации на одной proximity-карте магнитной полосы, штрих-кода и ID-идентификации. При этом по своим размерам радиокарта не отличается от обычной кредитной.
Отзывы читателей