Привлечение иностранных инвестиций. Венгерский законодательный опыт
Согласно гарантиям безопасности инвестиций, обеспечиваемым законодательством, ущерб от национализации, экспроприации или других подобных законодательных мер, нарушающих права собственности иностранных инвесторов, должен быть немедленно компенсирован по фактической стоимости в той валюте, в которой осуществлялись капиталовложения. Возврат инвестиций гарантируется через те органы государственной власти, которые осуществляли эти меры. В случае нарушения закона принятое государственными органами решение о компенсации (размер, характер и т.п.) может быть пересмотрено в судебном порядке.
В соответствии со статусом и правами инвесторов, иностранным инвестором считается любая персона, определяемая по закону об иностранной валюте как нерезидент. Им может быть высшее должностное лицо компании с иностранным участием, в том числе директор-распорядитель, член наблюдательного совета и т.п. Иностранные инвестиции в Венгрии могут принимать форму капиталовложений в хозяйственные объединения, функционирующие с участием иностранцев или основанные иностранцами, а также форму приобретенных иностранцами пакетов акций хозяйственных объединений. Подобные хозяйственные объединения могут участвовать в создании других организаций, основывать другие хозяйственные объединения, приобретать пакеты акций существующих хозяйственных объединений. Законодательный надзор за деятельностью хозяйственных объединений с участием иностранного капитала возложен на специальный орган, ведущий реестр подобных фирм, – Регистрационный суд.
Если при создании хозяйственного объединения с иностранным участием объем подписки на акции превышает объем выпущенных компанией акций и это служит основанием для отказа в приобретении акций, государственные бюджетные органы или кредитно-финансовые учреждения не имеют права выпускать дополнительные акции. Компании с иностранным участием могут приобретать права собственности и смежные с ними права на недвижимость (за исключением пахотных земель и природо-охранных зон), необходимые для выполнения закрепленных в их уставах видов экономической деятельности, а также для свободного использования своих активов в пределах венгерского законодательства и своего устава. Они также обязаны следовать правовым нормам, относящимся к защите качества товаров и услуг.
Деловая практика на внутреннем рынке страны и установление цен на изделия или услуги фирмы с иностранным участием определяются конъюнктурой рынка и законодательством о нечестной деловой практике и ценообразовании. В основе внешней оптовой и розничной торговли фирмы с иностранным участием лежат те же принципы, что и у других венгерских хозяйственных объединений. Размер взносов таких компаний в фонды социального обеспечения и здравоохранения рассчитывается на основании выплачиваемой работникам зарплаты по той же ставке, что и у других венгерских фирм.
Бухгалтерские расчеты совместных компаний, подготовка балансового отчета, предоставление компанией статистических данных о своей деятельности и государственное инспектирование должны проводиться в соответствии с нормами правового регулирования, распространяющимися на все венгерские экономические организации. Активы фирм с иностранным участием (за исключением компаний, расположенных в свободных зонах) должны оплачиваться в венгерской валюте (форинтах), в них же должен вестись бухгалтерский учет. Взносы иностранных инвесторов в натуральном виде (технология, ноу-хау, оборудование и т.п.) должны производиться на базе валюты страны происхождения инвестора в пересчете на венгерскую валюту.
Согласно положениям о налогообложении, хозяйственные объединения с иностранным участием выплачивают налог на прибыль корпораций (18%) в соответствии с действующим законодательством. Результаты деятельности подобных компаний не могут быть обложены какими-либо другими платежными обязательствами в пользу центрального правительства. Организации с иностранным участием могут получить права на все формы налоговых льгот, как специально введенных для ограниченного типа компаний, так и применимых к любым другим фирмам. Размер налоговой льготы вычитается из суммы исчисленного налога и может достигать максимума последнего. В зависимости от объема инвестиций компании с иностранным участием может быть возвращено до 100% предварительно исчисленного налога на добавленную стоимость за рассматриваемый период.
Налоговые платежи невенгерских налогоплательщиков (зарубежные юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами Венгрии, и другие организации, осуществляющие экономическую деятельность на основе своей недвижимости в Венгрии и получившие признание со стороны государства) изымаются только с дохода, полученного от деятельности в Венгрии (венгерские налогоплательщики платят налоги на доход, полученный как от деятельности в Венгрии, так и за рубежом). В налоги, взимаемые с зарубежных организаций, входят проценты по кредитам, займам (в том числе облигационным), предоставленным внутренним (венгерским) лицом или выданным под венгерскую недвижимость зарубежного предпринимателя, гонорары и лицензионные платежи. Проценты, выплачиваемые Национальным банком Венгрии, и доход по правительственным ценным бумагам налогом не облагаются.
При реализации инвестиционных проектов стоимостью 10 млрд. форинтов, направленных на производство изделий обрабатывающей промышленности и начатых после 31 декабря 1996 года, предоставляется 100%-ная налоговая скидка на 10 лет после освоения производства в случае, если налогоплательщик ежегодно увеличивает продажи на сумму, равную 5% стоимости инвестиционного проекта. Другой критерий получения льгот – рост на 500 человек средней численности занятых в организации по сравнению с годом, предшествующим году начала проведения работ по инвестиционному проекту. Аналогичные льготы предоставляются при проведении таких же инвестиционных проектов стоимостью не менее 3 млрд. форинтов в “невыгодных” регионах (с неразвитой инфраструктурой, дефицитом квалифицированных кадров). Но рост средней численности занятых относительно года, предшествующего году начала работ по инвестиционному проекту, должен составлять 100 человек. “Невыгодные” районы определяются правительственным указом. Право на пользование скидками может быть получено также в регионе, где уровень безработицы превышал 15% в любом из двух предшествующих лет. Эти льготы действует до 2011 года.
Для инвестиционных проектов стоимостью 1 млрд. форинтов, направленных на производство промышленной продукции и начатых после 31 декабря 1995 года, предоставляется 50%-ная налоговая скидка на 5 лет, если налогоплательщик увеличивает объем продаж на сумму, соответствующую 5% стоимости инвестиционного проекта. Другой критерий – ежегодное увеличение продаж на 25%, но не менее чем на 600 млн. форинтов. Эта льгота применяется к налогу на прибыль до 2002 года. Стопроцетная налоговая льгота может быть предоставлена по инвестиционным проектам, начатым после 31 декабря 1995 года и ориентированным на выпуск промышленной продукции или создание коммерческих предприятий в регионах с уровнем безработицы более 15% (приоритетные районы) и в предпринимательских зонах. Для получения скидки на инвестиционные проекты, цель которых – освоить выпуск продукции в приоритетном районе, доход от продаж в налоговом году, следующим после начала массового производства по данному проекту*, в приоритетном регионе должен возрасти не менее чем на 5% от стоимости инвестиций и в предпринимательской зоне – не менее чем на 1% по сравнению с предыдущим налоговым годом. Эта скидка действует до 2002 года. Налогоплательщик, штаб-квартира и недвижимость которого находятся в приоритетном регионе, может в течение трех лет пользоваться налоговой льготой до 6% капитальных затрат на установленное и действующее оборудование. В предпринимательских зонах эта льгота распространяется на инвестиции в здания. Данная льгота в обоих типах зон также применяется к инвестициям, вложенным в развитие инфраструктуры. Помимо этого, объем налогообложения может быть снижен на сумму, равную 20% прямых расходов на исследования и экспериментальные разработки, независимо от капитализации. Налогоплательщики, занятые в системе профессионально-технического обучения, могут списывать на доход издержки в сумме 6 тыс. форинтов в месяц на каждого учащегося. В случае принятия на работу бывших безработных или лиц, сдавших экзамены на профессионально-техническую пригодность, объем налоговых обязательств сокращается за счет уменьшения взносов в фонды социального обеспечения.
Списание товарных знаков и прав на нематериальные активы допускается через шесть лет после образования предприятия, а списание капитализированных затрат на НИОКР – через пять лет после их осуществления. Для зданий и сооружений норма амортизации составляет в целом 2% в год. Для дорожных и некоторых природоохранных систем эта норма выше: на машинное и прочее оборудование –14,5%, транспортные средства – 20% в год. Для промышленного и прочего оборудования, закупленного после 31 декабря 1995 года, норма амортизации может достигать 30% в год. В предпринимательских зонах для зданий и сооружений эта норма составляет 10%, издержки на машинное и другое оборудование могут быть немедленно списаны на доход.
Ставка налога на дивиденды составляет 20%. В соответствии с законом о налогообложении, дивиденд – доля члена или владельца организации в доходе после вычета налогов в результате деятельности этой организации или в результате безвозмездной ее поддержки (помощи), за исключением помощи, предписанной правовым регулированием или межгосударственным соглашением, а также в результате преобразования или уменьшения акционерного капитала, разрешенного к выпуску. Кроме того, дивиденд формируют прощенные обязательства и часть акций члена или владельца организации в акционерном капитале, превышающая их балансовую стоимость по окончании срока действия. Внутренние (венгерские) хозяйственные единицы, получающие дивиденды, освобождаются от этого налога. Иностранные хозяйственные единицы, получающие дивиденды, должны платить налог на них в соответствии со ставкой, предусмотренной в межправительственных соглашениях с тем, чтобы избежать двойное налогообложение. При вложении дивидендов иностранных хозяйственных единиц в создание одной или более внутренних (венгерских) компаний или в рост акционерного капитала, разрешенного к выпуску, они освобождаются от налога на дивиденды.
Свободная, беспошлинная, зона – специальная зона, созданная на таможенной территории Венгрии. С точки зрения таможенного, валютного и других форм правового регулирования она классифицируется как территория, находящаяся за пределами страны. Существуют два вида свободных зон: коммерческие, для складского хранения, и промышленные – для производства изделий на экспорт.
В соответствии с законом об инвестициях иностранцев в Венгрии, для нерезидентов не существует никаких препятствий для создания компаний в свободных зонах. Другими словами, компании свободных зон могут быть основаны с долевым или полностью иностранным участием. Иностранцы также могут покупать пакеты акций таких компаний. Однако в свободных зонах нельзя создавать торговые ассоциации. Компании свободных зон могут вести свои бухгалтерские книги в СКВ, однако Министерство финансов Венгрии имеет право требовать ведения определенных счетов и предоставления балансового отчета в венгерской валюте.
Свободная зона создается с санкции Центрального таможенного управления по согласованию с Министерством промышленности, торговли и туризма, МВД, Министерством окружающей среды и регионального развития, Министерством транспорта, средств связи и управления водными ресурсами, Министерством сельского хозяйства. Создаваемая в свободной зоне компания должна функционировать в соответствии с действующим законодательством и требованиями обеспечения условий для таможенного контроля и статистического наблюдения. Кроме того, площадь, занимаемая компанией свободной зоны, должна быть не менее 2000 м2 и находиться в собственности владельца предприятия или использоваться им. Свободная зона не предназначена для какой-либо иной деятельности, помимо основной, хотя и допускается продажа товаров для немедленного потребления лицами, работающими в ней, а также деятельность в области услуг здравоохранения, услуг, относящихся к праву собственности, пожарной безопасности, эксплуатации предприятия и оборудования. Деятельность владельцев предприятия должна полностью соответствовать требованиям таможенного режима.
Создание свободных зон осуществлялось в рамках программы по присвоению статуса “промышленная зона”, проводившейся Министерством промышленности, торговли и туризма с 14 мая 1997-го по 31 декабря 1999 года. Промышленные зоны предлагают инвесторам, как отечественным, так и иностранным, ряд преимуществ. В них обычно уже сформирована полная инфраструктура – от канализации, водо- и электроснабжения до зданий, необходимых для производства и складирования, оборудованных телефонными и факсимильными линиями связи. Во многих случаях инвестор имеет право определить окончательный статус зданий и сооружений в соответствии со своими нуждами. Он может арендовать или купить выбранную недвижимость по полной цене или со скидкой. Неотъемлемая часть инфраструктуры промышленных зон – наличие дорог, связывающих их с автотрассами, включая основные автомагистрали, и железной дорогой. Лицам, работающим в промышленной зоне, предоставляются все необходимые им услуги. Муниципальные органы промышленных зон гарантируют различные льготы, в том числе при предоставле-нии недорогих или бесплатных земельных участков, оказании коммунальных услуг. Они также оказывают содействие инвесторам в осуществлении инвестиционных проектов.
К апрелю 1999 года в Венгрии насчитывалось 28 свободных зон.