В основном выставка посвящена электронным компонентам. На ней представлены более 100 ведущих зарубежных и отечественных фирм – производителей и дистрибьюторов изделий электронной техники. Флагманы российской микроэлектроники – заводы “Ангстрем” и “Микрон” демонстрируют свои достижения на собственных стендах. Эти предприятия-лидеры в основном и способствовали тому, что в 1999 году хоть по одному виду продукции – интегральным схемам – был превзойден уровень 1990 года. А это немалое достижение, так как спад в отрасли был разительным – до 20% от уровня 1990 года. Кроме этого, примерно 30 предприятий электронной отрасли представлены коллективным стендом. Его организация стала возможна благодаря спонсорской помощи, в том числе и дистрибьюторских фирм.
Вопрос из зала. В российской промышленности не так давно произошли структурные изменения. Что сегодня представляет собой отечественная “оборонка”?
Оборонные отрасли распределены сейчас по пяти агентствам, созданным по образцу Российского космического агентства (РКА), которое существует с 80-х годов и в наибольшей степени сохранило свой потенциал. В числе вновь созданных структур – Российское авиационно-космическое агентство (РАКА), Агентство по обычным вооружениям, Агентство по боеприпасам, Агентство по судостроению и Российское агентство по системам управления (РАСУ). Работу агентств курирует вице-премьер И.Клебанов. Главная цель РАСУ – способствовать интеграции и развитию российского рынка. Эта структура должна включать вертикально-интегрированные объединения – от изготовителей компонентов до производителей готовых изделий. РАСУ еще нет и года, но первый период показывает, что идея была разумной. “Электронинторг”, одно из трех внешнеторговых объединений, входящих в РАСУ, занимается экспортом и импортом электронных компонентов, материалов и оборудования. Кроме того, оно выступает соорганизатором выставки “ЭкспоЭлектроника”.
В заключение скажу: в пресс-релизе написано, что 95% посетителей выставки – специалисты. Остается пожелать, чтобы их стало 96%. Мы надеемся, что выставка даст новый импульс развитию нашей отрасли.
И. Яковлев. За 1999 год обороты нашей фирмы по различным направлениям возросли в два—три раза. Аналогичные показатели и у других дистрибьюторских фирм, которые находятся в состоянии инвестиционной активности и расширяют свою деятельность. Однако у российских производителей электронных компонентов никакого роста активности не видно. Один коллективный стенд на предстоящей выставке объединяет 33 производителя! И у них не хватает денег, чтобы оплатить даже такое участие в выставке. Заводы обращаются к дистрибьюторам – сложитесь, хоть по сто долларов, чтобы хоть как-то покрыть затраты. Я считаю, что это – нецивилизованная, непотребная ситуация, которая свидетельствует о том, что российские производители находятся за пределами рынка. А ведь если говорить о полупроводниковых изделиях малой и средней степени интеграции, потребности российских производителей оборудования примерно на половину закрываются отечественной элементной базой. ИС высшей степени интеграции в России вообще не производятся. Их нет и в ближайшие годы не будет без серьезных государственных инвестиций в производство полупроводников и оборудования. Крупный завод в этой отрасли стоит около миллиарда долларов, а такие затраты наше государство не может себе позволить.
А. Курляндский. Российской промышленности предстоит решать тьму проблем. И дай бог, чтобы правительственные реорганизации привели наконец к реальному воплощению хороших идей. Что касается не слишком богатого представительства предприятий российской промышленности, в частности, на выставке “ЭкспоЭлектроника”, – к сожалению многие наши заводы находятся не за гранью рынка, но за гранью бедности. В отличие от предыдущих лет правительство проглядело статью о финансировании коллективного стенда российских предприятий. И не вина в этом предприятий, а беда. Мы очень благодарны фирмам-дистрибьюторам, к которым обратились, получив окончательный отказ в финансировании коллективного участия.
Важнейшая особенность этой выставки – она представляет как производителей электронных изделий, так и дистрибьюторов электронной техники. Присутствуют обе эти взаимодополняющие ветви, и при этом нет явного доминирования дистрибьюторов – по площадям соотношение с производителями не 96,5 к 3,5, а четыре к одному, что уже неплохо.
Дистрибьюторы, которые продают продукцию наших предприятий, очень умело пользуются законами рынка и наращивают свое благосостояние. В то же время сами предприятия находятся ниже черты бедности. Но теперь наметилась удивительная тенденция – многие дистрибьюторы поворачиваются лицом к промышленности, возникает симбиоз продавцов и производителей. Это не вертикальная интеграция в прямом смысле, я бы назвал это интеграцией по диагонали. Она свойственна сегодняшнему положению дел в России. Многие дистрибьюторские компании начинают заниматься собственным производством, кооперируются с заводами. Есть случаи, когда дистрибьюторы покупают заводы, идущие, к сожалению, с молотка, и организуют рентабельное производство изделий электронной техники.
Вопрос. Вы можете привести примеры?
Например, “Промтехкомплект” купил Александровский радиозавод, еще одна дистрибьюторская фирма в Петербурге приобрела оборонное предприятие. Такие примеры есть. Это очень интересный процесс.
П. Верник. Я не согласен с тем, что если на выставку прийдут 99% специалистов, – это очень хороший показатель. Посмотрите на зарубежные выставки, например в Ганновере. Если выставка – один из инструментов реального бизнеса, ее посещают банкиры, финансисты, менеджеры фирм. Если же на выставку ходят только технические специалисты – это еще не совсем бизнес. Оздоровление электроники проявилось бы в том, что специализированные выставки посещало бы больше специалистов-бизнесменов – значит, отрасль рентабельна и интересна с точки зрения инвестиций.
Особо отмечу – никакая поддержка государства, никакие вливания сами по себе не помогут микроэлектронике. Это физически невозможно, поскольку противоречит рыночному принципу. Основной принцип рыночной экономики заключается именно в вертикальной интеграции – чтобы производить электронные компоненты, они должны быть кому-то нужны в России. Сейчас основные производители ИС – “Микрон” и “Ангстрем” – ориентированы на китайский рынок калькуляторов и часов. Если они переориентировались на этот рынок, значит у них не было возможности работать для российских производителей товаров, особенно – военного и технологического назначения.
Деятельность нашего холдинга как раз и направлена на формирование вертикально-интегрированных структур. Все необходимое для этого у нас есть – специализированный торговый дом, реализующий технически сложные товары народного потребления именно российского производства и центр создания спроса, который поддерживает уже хорошо известную торговую марку “Ладомир”. Это позволяет продвигать на рынок товары, содержащие электронные компоненты. И лишь после того, как возникнет массовый спрос и эти товары начнут массово производиться, появится необходимость в электронных компонентах для этих изделий. А сегодня огромная проблема и с производителями готовой продукции – у нас сейчас дефицит товара. Заводы не могут делать качественную продукцию с нормальной ценой. То, что приемлемо для космического аппарата, для бытовых изделий категорически не подходит.
Еще один немаловажный аспект развития электроники – планирование. Это понятие у многих ассоциируется с “социалистическим планированием” и вызывает понятную неприязнь. Однако микроэлектронное производство по природе своей консервативно, производственные циклы занимают три—шесть месяцев и более. Поэтому мы занимаемся тем, что планируем производство на заводах-изготовителях и потребление – на заводах-потребителях электронных компонентов, что в России делать очень сложно. Но без этого невозможно работать.
Вопрос. Чего можно ожидать в производственном плане от заводов “Микрон” и “Ангстрем”?
В. Соколов. “Ангстрем” пытается запустить производство в корпусе с “чистыми комнатами” немецкой фирмы “Майсснер-Вюрст”, построенном в 90-м году. “Микрон” же сделал свою “чистую комнату” для российско-китайского СП “Корона-Семикондактор”. По уровню интеграции и технологии оба предприятия примерно соответствуют друг другу – осваивают 0,8 мкм, работают на уровне 1—1,5 мкм на кремниевых пластинах диаметром 150 мм. Производство в новом корпусе “Ангстрема” планируется по технологии 0,35 мкм на 200-мм пластинах. Постоянно говорят, что запуск произойдет в конце года, но какого года – я сказать не могу.
Вопрос. Можно ли создать в России высокотехнологичное производство за счет только внутренних резервов?
Не думаю, что “Микрон” и “Ангстрем” возлагают большие надежды на инвестиции, поскольку в 1999 году их в отрасль не поступало. Однако этим надо заниматься, так как финансовые возможности самих предприятий – весьма скромные.
П. Верник. У нас еще не сложился цивилизованный рынок. А если нет рынка, нет и инвесторов. Это – закон.
Вопрос. Чего вы ждете от правительства и парламента, кроме денег?
В. Соколов. Денег не ждем. Не секрет: весь бюджет отрасли – менее 100 млн. долл. Это несравнимо с реальными потребностями. В условиях рыночной экономики надо зарабатывать самим. Так что увеличение бюджета не решает проблем. Что касается помощи государственных структур – все наши директора говорят: ”хоть бы не мешали и не выдумывали все время чего-то нового.” Те, кто выжил до сих пор, будут работать и развиваться.
Ю. Герасимов. Как ни странно, что ни делает правительство, – все к лучшему. В 1998 году, когда был кризис, правительство убило очень многих частных производителей. Они лежали 4—5 месяцев, но в 99-м году поднялись на новом уровне. И к 2000 году оказалось, что на рынке много изделий российских производителей.
Вопрос. Вы считаете, что кризис – это благо?
– Вы знаете, это очень больно. Приходится увольнять людей, отказываться от своих планов. Если вам не жалко нервных клеток...
П. Верник. Действительно, есть два варианта. Первый: если вода мутная – надо зарабатывать деньги и уходить в тину. Так поступают многие коммерческие фирмы. Мы же строим свою работу на долгосрочной основе. Для этого необходимо планирование. Однако сейчас на рынке самый главный игрок – это государство. И оно – самый нечестный игрок. Можно даже вообще не давать денег электронной промышленности. Но нужно четко обозначить государственные заказы, их спланировать и выполнить. Под заказ государства многие смогут получить кредиты, установить современное оборудование, наладить производство. В этом смысле многое зависит от государственных органов.
Второй вопрос – экономический. Если искусственно наращивать стоимость рубля по отношению к доллару, то ситуация может вернуться к докризисной – завозить товары снова окажется выгоднее, чем их производить. Поскольку мы работаем не только с электронными компонентами, но и с конечной продукцией, нам очевидно, что точка перегиба достаточно близка – сделать, скажем курс доллара не 28, а 25 рублей – и все покатится назад. Так что давайте следовать законам рынка...