В феврале на столичном заводе “Салют” a прошло очередное выездное заседание Совета по реструктуризации и конверсии оборонных предприятий при правительстве Москвы c участием первого вице-премьера Правительства РФ Ю. Д. Маслюкова и мэра Москвы Ю. М. Лужкова. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение выступлений участников.
Выступая перед “коллегами по оборонной промышленности”, Ю.Д. Маслюков отметил, что для ее подъема есть только один рецепт – новые технологии, и что к успеху можно прийти через создание мощных концернов, которые взяли бы на себя решение всех вопросов, связанных с обеспечением заказчиков необходимыми видами техники. Самый главный вопрос – где найти деньги, чтобы не только продержаться, но и начать реальное реформирование оборонного комплекса. Возможности государства сегодня очень невелики. Регионы тоже ограничены в средствах. В этих условиях надо искать нестандартные схемы. В частности, по экспортно-ориентированным проектам с малыми сроками окупаемости можно использовать гарантийную линию Всемирного банка. Определенные возможности предоставляет Бюджет развития, хотя денег там всего 3 млрд.руб. Но раньше мы и этого не имели. Кроме того, в Бюджете развития заложены 50 млрд.руб. на гарантии по кредитам. По некоторым особенно интересным и выгодным проектам Правительство РФ готово решать проблему с сокращением ставок финансирования. Некоторое облегчение предприятиям принесет снижение налоговых ставок. Оборонный комплекс вправе ждать помощи и от крупных компаний-монополистов в области энергетики, транспорта, нефти и газа. Сегодня эти компании приобретают оборудование за рубежом, хотя многие его виды с успехом могла бы производить по их заказам российская “оборонка”. Работа в этом направлении уже начата.
Вице-премьер подробно остановился и на проблемах, связанных с военно-техническим сотрудничеством. По его словам, недопустимо, чтобы конкуренция между отдельными производителями мешала проводить скоординированную политику в этой области. С большим раздражением вице-премьер отозвался о Законе по военно-техническому сотрудничеству, в соответствии с которым предприятия, где федеральная собственность составляет менее 50%, обязаны расторгнуть все ранее заключенные договора и переоформить их через таких посредников, как “Росвооружение”, “Оборонэкспорт” и др.
Не в первый раз за последние годы мэр Москвы Ю.М. Лужков предлагает Правительству РФ обратить внимание на плачевное состояние ВПК России и реализовать конкретные меры по его поддержке. Редкий случай представился на этот раз: мэр обратился непосредственно к первому вице-премьеру, сидевшему в президиуме совещания, и в ответ получил полную его поддержку.
“Структуры, которые обеспечивают оборонный потенциал страны, должны оставаться в государственной собственности”, – такова главная мысль выступления Ю.М. Лужкова. По словам Юрия Михайловича, Москва предпримет все возможное, чтобы поддержать оборонную промышленность, но вправе надеяться, что и Правительство России будет действовать радикально. Мэр столицы обозначил восемь проблем, решение которых зависит от Правительства РФ. Первое – таможенные пошлины на специальное оборудование, ввозимое из-за рубежа. 50%-ные пошлины Ю.М. Лужков назвал дикостью и абсурдом. Их надо сокращать, а в некоторых случаях и вовсе отменять. Второе – долги государства по оборонному заказу, которые сегодня составляют 2 млрд. руб. Их необходимо вернуть, каким бы трудным ни был нынешний бюджет. Третье – реструктуризация долгов предприятий перед федеральным бюджетом. В масштабе города со многими предприятиями этот вопрос уже отрегулирован. То же самое нужно сделать и на федеральном уровне. Четвертое – мобилизационные мощности (оборудование, помещения, тепло, запасы материалов), размер которых должно определить государство и взять на свое содержание. Пятое – оборонному комплексу нужен свой координирующий орган. Министерство экономики не в состоянии справиться с огромным количеством специфических проблем ВПК. Шестое – кадры. Необходимо создать систему государственного заказа на обучение и выпуск молодых специалистов для оборонного комплекса. В противном случае ни о какой преемственности поколений в важнейшей для страны отрасли говорить уже будет невозможно. Седьмое – качество работы “Росвооружения”, объем продаж которого за последние полтора года снизился в 2,5 раза. Это говорит о неэффективности его действий и плохом распределении функций между фирмой и предприятиями-поставщиками, в результате чего теряется оперативность, а значит, и заказчики. Восьмое – Министерству обороны следует передавать предприятиям изделия, высвобождающиеся из эксплуатации, чтобы те могли хоть что-то вторично использовать. Сегодня, когда мы бедные, надо всем работать так, чтобы в хозяйстве ничего не пропадало.
Председатель Комитета по реформированию оборонных предприятий правительства Москвы Ф. Ковриго в своем выступлении сформулировал основные задачи на текущий год. В этом году работа будет вестись по тщательно отобранной группе дееспособных предприятий, отвечающих следующим требованиям: возможность имеющимся у них набором средств оздоровить свое финансовое состояние до степени, обеспечивающей эффективность поддержки, предоставляемой правительством Москвы; возможность вывода предприятия на устойчиво рентабельный уровень работы с оптимальной загрузкой, в том числе благодаря выпуску пользующейся спросом гражданской продукции; московское правительство осуществляет контроль над предприятием, достаточный для гарантированного возврата бюджетных расходов в виде налоговых и других платежей.
Правительство Москвы будет заниматься и безнадежно недееспособными предприятиями, прежде всего заботясь о том, чтобы спасти уникальную часть производства, либо передав ее другому предприятию, либо образовав на ее основе новую, очищенную от долгов структуру, способную устойчиво работать.
Что касается высокоэффективных инвестиционных проектов, то для их реализации планируется создавать предприятия с участием правительства Москвы в объеме, соразмерном вкладу города. Для этого необходимо в первую очередь провести системный аудит финансово-хозяйственной и научно-тематической деятельности предприятий, выявив предприятия-банкроты, предприятия, фактически утратившие связь с оборонным комплексом, а также дублирующие друг друга. Предстоит уточнить перечень приоритетных высоких технологий, поддержка которых должна осуществляться оборонным комплексом Москвы. Необходимо добиться реального изменения характера приватизации, сделав ее исключительно средством привлечения частных инвестиций. В то же время управление госсобственностью должно стать инструментом проведения промышленной политики государства. В рамках программы реструктуризации предстоит создать мощные корпоративные структуры с высокой степенью эффективности управления и диверсификации, обладающие высокими технологиями и опирающиеся на сильные финансовые структуры.
По мнению Ф. Ковриго, в крупных промышленных центрах государственные предприятия и акционерные общества с госучастием должны управляться федеральным правительством при активном участии регионов. А может быть, стоит пойти и еще дальше: если загрузка предприятия федеральными заказами составляет менее 50%, его нужно отдавать в ведение региона, конечно, при определенных обязательствах со стороны местных властей.
Заместитель председателя Комитета по реформированию оборонных предприятий правительства Москвы Н. Евтихиев рассказал о работе в рамках Комплексной программы поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса. Комитет получил от предприятий более 500 предложений по разработке новых изделий, подготовке их производства и серийного выпуска. Группа квалифицированных экспертов провела ранжирование этих проектов, учитывая не только научно-технические параметры, но и экономическое состояние предприятий. В результате было отобрано 150 проектов. Впереди – окончательный отбор и заключение договоров на их выполнение. Отметив активность оборонных предприятий, Н. Евтихиев посетовал на недостаточную заинтересованность городских заказчиков. От них до сих пор не получен встречный перечень “узких мест”, которые можно было бы “расшить” с помощью оборонных предприятий.
Как подчеркнул Н. Евтихиев, для подъема оборонных педприятий обычных инвестиций явно не хватает. Необходимо создавать внебюджетные источники финансирования, которые лежат сегодня в недвижимости, акциях и облигационных займах. Комитет подготовил пакет предложений по созданию структур для формирования внебюджетных источников для оборонного комплекса с учетом специфики этой отрасли.
Генеральный директор ГК “Росвооружение” Г.Рапота в числе факторов, мешающих успешному продвижению российской техники на мировой рынок вооружений, назвал общее сокращение рынка (с 60 млрд. долл. в 1997 году до 40 млрд. в 1998-м); трудное финансовое положение России, которое не позволяет придерживаться обычной на этом рынке практики кредитования покупателя; общее состояние ВПК и, наконец, жесточайшую конкуренцию.
Глава “Росвооружения” отметил, что мелкие контракты, сумма которых не превышает 0,5 млн. долл., составляют в общем объеме работ компании не более 20–30%. По его словам, со стороны “Росвооружения” не будет никакого сопротивления, если исполнять такие контракты будут сами предприятия. Особенно больной вопрос – финансирование предприятий, работающих по экспортным контрактам. Не рассчитывая на помощь государства, “Росвооружение” изыскивает средства в коммерческих и государственных банках, работает над схемами привлечения капитала из-за границы. На сегодня под гарантии компании выдано кредитов на 320 млн. долл. Есть уверенность и в том, что крупные проекты, которые сейчас подписаны или находятся в стадии подписания, будут профинансированы.
Генеральный директор Национального института авиационных технологий О. Сироткин посвятил свое выступление проблемам эффективного использования интеллектуального потенциала оборонного комплекса. По его словам, Москва готова предложить внутренним и внешним инвесторам по меньшей мере 10–12 крупных и несколько сотен средних по объемам инновационных проектов, гарантирующих выход на рынок наукоемкой продукции. В случае успешной реализации эти проекты в совокупности способны принести стране около 130 млрд.долл. Правда, на их осуществление потребуются огромные капиталовложения – около 63 млрд. в течение двух-трех лет. Есть две возможности найти эти средства. Первая – попытаться привлечь в качестве партнеров крупные западные компании на принципах разделенного риска. И вторая – правительство Москвы может обратиться в Мингосимущество с просьбой о передаче ему в траст или временное управление госпакетов акций ряда предприятий. Консолидировав эти пакеты, можно под них получить определенные инвестиции.
Касаясь проблемы интеллектуальной собственности “оборонки”, О. Сироткин предложил разрешить коммерциализацию разработок, выполненных на бюджетные средства, если это не наносит ущерба национальной безопасности. По такому пути в свое время пошли в США, что вызвало резкий всплеск инновационной активности.
О проблеме подготовки инженерных кадров для оборонного комплекса говорил в своем выступлении ректор МГТУ им. Баумана, председатель Совета ректоров Москвы И. Федоров. Он, в частности, назвал пагубными попытки сократить подготовку инженеров в стране. При нехватке таких кадров трудно рассчитывать на подъем отечественной промышленности в будущем.
Как считает И. Федоров, для подготовки и закрепления молодых специалистов на предприятиях оборонного комплекса необходимо ввести целевую контрактную подготовку, предусматривающую дополнительное финансирование обучения, дополнительное образование, гарантии получения работы в определенном месте, льготы и дополнительные возможности по окончании вуза. По расчетам, подготовка 1000 молодых специалистов по такой программе обойдется всего в 55 млн. рублей.
Вице-премьер подробно остановился и на проблемах, связанных с военно-техническим сотрудничеством. По его словам, недопустимо, чтобы конкуренция между отдельными производителями мешала проводить скоординированную политику в этой области. С большим раздражением вице-премьер отозвался о Законе по военно-техническому сотрудничеству, в соответствии с которым предприятия, где федеральная собственность составляет менее 50%, обязаны расторгнуть все ранее заключенные договора и переоформить их через таких посредников, как “Росвооружение”, “Оборонэкспорт” и др.
Не в первый раз за последние годы мэр Москвы Ю.М. Лужков предлагает Правительству РФ обратить внимание на плачевное состояние ВПК России и реализовать конкретные меры по его поддержке. Редкий случай представился на этот раз: мэр обратился непосредственно к первому вице-премьеру, сидевшему в президиуме совещания, и в ответ получил полную его поддержку.
“Структуры, которые обеспечивают оборонный потенциал страны, должны оставаться в государственной собственности”, – такова главная мысль выступления Ю.М. Лужкова. По словам Юрия Михайловича, Москва предпримет все возможное, чтобы поддержать оборонную промышленность, но вправе надеяться, что и Правительство России будет действовать радикально. Мэр столицы обозначил восемь проблем, решение которых зависит от Правительства РФ. Первое – таможенные пошлины на специальное оборудование, ввозимое из-за рубежа. 50%-ные пошлины Ю.М. Лужков назвал дикостью и абсурдом. Их надо сокращать, а в некоторых случаях и вовсе отменять. Второе – долги государства по оборонному заказу, которые сегодня составляют 2 млрд. руб. Их необходимо вернуть, каким бы трудным ни был нынешний бюджет. Третье – реструктуризация долгов предприятий перед федеральным бюджетом. В масштабе города со многими предприятиями этот вопрос уже отрегулирован. То же самое нужно сделать и на федеральном уровне. Четвертое – мобилизационные мощности (оборудование, помещения, тепло, запасы материалов), размер которых должно определить государство и взять на свое содержание. Пятое – оборонному комплексу нужен свой координирующий орган. Министерство экономики не в состоянии справиться с огромным количеством специфических проблем ВПК. Шестое – кадры. Необходимо создать систему государственного заказа на обучение и выпуск молодых специалистов для оборонного комплекса. В противном случае ни о какой преемственности поколений в важнейшей для страны отрасли говорить уже будет невозможно. Седьмое – качество работы “Росвооружения”, объем продаж которого за последние полтора года снизился в 2,5 раза. Это говорит о неэффективности его действий и плохом распределении функций между фирмой и предприятиями-поставщиками, в результате чего теряется оперативность, а значит, и заказчики. Восьмое – Министерству обороны следует передавать предприятиям изделия, высвобождающиеся из эксплуатации, чтобы те могли хоть что-то вторично использовать. Сегодня, когда мы бедные, надо всем работать так, чтобы в хозяйстве ничего не пропадало.
Председатель Комитета по реформированию оборонных предприятий правительства Москвы Ф. Ковриго в своем выступлении сформулировал основные задачи на текущий год. В этом году работа будет вестись по тщательно отобранной группе дееспособных предприятий, отвечающих следующим требованиям: возможность имеющимся у них набором средств оздоровить свое финансовое состояние до степени, обеспечивающей эффективность поддержки, предоставляемой правительством Москвы; возможность вывода предприятия на устойчиво рентабельный уровень работы с оптимальной загрузкой, в том числе благодаря выпуску пользующейся спросом гражданской продукции; московское правительство осуществляет контроль над предприятием, достаточный для гарантированного возврата бюджетных расходов в виде налоговых и других платежей.
Правительство Москвы будет заниматься и безнадежно недееспособными предприятиями, прежде всего заботясь о том, чтобы спасти уникальную часть производства, либо передав ее другому предприятию, либо образовав на ее основе новую, очищенную от долгов структуру, способную устойчиво работать.
Что касается высокоэффективных инвестиционных проектов, то для их реализации планируется создавать предприятия с участием правительства Москвы в объеме, соразмерном вкладу города. Для этого необходимо в первую очередь провести системный аудит финансово-хозяйственной и научно-тематической деятельности предприятий, выявив предприятия-банкроты, предприятия, фактически утратившие связь с оборонным комплексом, а также дублирующие друг друга. Предстоит уточнить перечень приоритетных высоких технологий, поддержка которых должна осуществляться оборонным комплексом Москвы. Необходимо добиться реального изменения характера приватизации, сделав ее исключительно средством привлечения частных инвестиций. В то же время управление госсобственностью должно стать инструментом проведения промышленной политики государства. В рамках программы реструктуризации предстоит создать мощные корпоративные структуры с высокой степенью эффективности управления и диверсификации, обладающие высокими технологиями и опирающиеся на сильные финансовые структуры.
По мнению Ф. Ковриго, в крупных промышленных центрах государственные предприятия и акционерные общества с госучастием должны управляться федеральным правительством при активном участии регионов. А может быть, стоит пойти и еще дальше: если загрузка предприятия федеральными заказами составляет менее 50%, его нужно отдавать в ведение региона, конечно, при определенных обязательствах со стороны местных властей.
Заместитель председателя Комитета по реформированию оборонных предприятий правительства Москвы Н. Евтихиев рассказал о работе в рамках Комплексной программы поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса. Комитет получил от предприятий более 500 предложений по разработке новых изделий, подготовке их производства и серийного выпуска. Группа квалифицированных экспертов провела ранжирование этих проектов, учитывая не только научно-технические параметры, но и экономическое состояние предприятий. В результате было отобрано 150 проектов. Впереди – окончательный отбор и заключение договоров на их выполнение. Отметив активность оборонных предприятий, Н. Евтихиев посетовал на недостаточную заинтересованность городских заказчиков. От них до сих пор не получен встречный перечень “узких мест”, которые можно было бы “расшить” с помощью оборонных предприятий.
Как подчеркнул Н. Евтихиев, для подъема оборонных педприятий обычных инвестиций явно не хватает. Необходимо создавать внебюджетные источники финансирования, которые лежат сегодня в недвижимости, акциях и облигационных займах. Комитет подготовил пакет предложений по созданию структур для формирования внебюджетных источников для оборонного комплекса с учетом специфики этой отрасли.
Генеральный директор ГК “Росвооружение” Г.Рапота в числе факторов, мешающих успешному продвижению российской техники на мировой рынок вооружений, назвал общее сокращение рынка (с 60 млрд. долл. в 1997 году до 40 млрд. в 1998-м); трудное финансовое положение России, которое не позволяет придерживаться обычной на этом рынке практики кредитования покупателя; общее состояние ВПК и, наконец, жесточайшую конкуренцию.
Глава “Росвооружения” отметил, что мелкие контракты, сумма которых не превышает 0,5 млн. долл., составляют в общем объеме работ компании не более 20–30%. По его словам, со стороны “Росвооружения” не будет никакого сопротивления, если исполнять такие контракты будут сами предприятия. Особенно больной вопрос – финансирование предприятий, работающих по экспортным контрактам. Не рассчитывая на помощь государства, “Росвооружение” изыскивает средства в коммерческих и государственных банках, работает над схемами привлечения капитала из-за границы. На сегодня под гарантии компании выдано кредитов на 320 млн. долл. Есть уверенность и в том, что крупные проекты, которые сейчас подписаны или находятся в стадии подписания, будут профинансированы.
Генеральный директор Национального института авиационных технологий О. Сироткин посвятил свое выступление проблемам эффективного использования интеллектуального потенциала оборонного комплекса. По его словам, Москва готова предложить внутренним и внешним инвесторам по меньшей мере 10–12 крупных и несколько сотен средних по объемам инновационных проектов, гарантирующих выход на рынок наукоемкой продукции. В случае успешной реализации эти проекты в совокупности способны принести стране около 130 млрд.долл. Правда, на их осуществление потребуются огромные капиталовложения – около 63 млрд. в течение двух-трех лет. Есть две возможности найти эти средства. Первая – попытаться привлечь в качестве партнеров крупные западные компании на принципах разделенного риска. И вторая – правительство Москвы может обратиться в Мингосимущество с просьбой о передаче ему в траст или временное управление госпакетов акций ряда предприятий. Консолидировав эти пакеты, можно под них получить определенные инвестиции.
Касаясь проблемы интеллектуальной собственности “оборонки”, О. Сироткин предложил разрешить коммерциализацию разработок, выполненных на бюджетные средства, если это не наносит ущерба национальной безопасности. По такому пути в свое время пошли в США, что вызвало резкий всплеск инновационной активности.
О проблеме подготовки инженерных кадров для оборонного комплекса говорил в своем выступлении ректор МГТУ им. Баумана, председатель Совета ректоров Москвы И. Федоров. Он, в частности, назвал пагубными попытки сократить подготовку инженеров в стране. При нехватке таких кадров трудно рассчитывать на подъем отечественной промышленности в будущем.
Как считает И. Федоров, для подготовки и закрепления молодых специалистов на предприятиях оборонного комплекса необходимо ввести целевую контрактную подготовку, предусматривающую дополнительное финансирование обучения, дополнительное образование, гарантии получения работы в определенном месте, льготы и дополнительные возможности по окончании вуза. По расчетам, подготовка 1000 молодых специалистов по такой программе обойдется всего в 55 млн. рублей.
Отзывы читателей