Выпуск #3/1999
Интервью с заместителем председателя Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в Москве, Н. Евтихиевым
Оборонке нужна помощь Москвы, а Москве – потенциал оборонки.
Оборонке нужна помощь Москвы, а Москве – потенциал оборонки.
Просмотры: 3117
О планах правительства столицы по поддержке оборонного комплекса города и об участии оборонных предприятий в выполнении городских заказов мы попросили рассказать заместителя председателя Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, Николая Николаевича Евтихиева.
Корр. Николай Николаевич, мы уже не раз писали о том, что правительство Москвы активно поддерживает оборонную промышленность города. Что это – благородное желание помочь оборонке или во главе угла стоят интересы столицы?
Н.Е. По-моему, очень легко понять, почему Москва заинтересована в нормальной работе оборонки. Предприятия оборонного комплекса – неотъемлемая и весьма значительная часть научно-производственного потенциала столицы. Именно от них во многом зависит, как будет развиваться экономика региона. Стабильная работа оборонных предприятий означает стабильное поступление налогов в городской бюджет, стабильную оплату коммунальных услуг, стабильное положение тысяч москвичей, которые там трудятся. А если предприятие еще и продукцию для Москвы выпускает – выгода для города двойная.
Возможность поддерживать высокотехнологичный комплекс на системной основе реально появилась в прошлом году. Ее основы были определены знаменитым постановлением правительства Москвы №264. Это – льготный налоговый и тарифный режим для предприятий, участвующих в московских программах, дозагрузка предприятий городским заказом, предоставление займов, гарантий по кредитам и др. Тогда же при московском правительстве был создан Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, который взял на себя все вопросы взаимодействия оборонных предприятий с городскими структурами. Во исполнение постановления № 264 мы должны были разработать и принять Программу реформирования и реструктуризации оборонных предприятий Москвы. К сожалению, работа над программой пока не завершена, главным образом, из-за того, что она должна быть тесно увязана с соответствующей федеральной, которая сейчас в очередной раз переделывается и не известно, когда начнет реально работать.
Корр. Видимо, серьезная работа с оборонными предприятиями города вообще невозможна без тесного взаимодействия с федеральным центром, ведь значительная часть оборонного комплекса – либо унитарные предприятия, либо акционерные общества, большой пакет акций которых принадлежит государству?
Н.Е. Правительство Москвы, естественно, очень заинтересовано в тесных контактах с федеральными органами. Мы прекрасно понимаем, что должны действовать единым фронтом: принимать согласованные программы, совместно финансировать наиболее важные проекты. Однако по-настоящему такое взаимодействие станет возможным только после того, как будет создана соответствующая нормативная база. Один из первых шагов в этом направлении – готовящееся сейчас соглашение между правительством Москвы и правительством России по взаимодействию в области оборонно-промышленного комплекса.
Еще одна проблема, которую предстоит решать совместно с федеральными органами, – инвентаризация оборонных предприятий. Для федерального центра это очень важно, потому что без инвентаризации трудно определиться с размещением оборонного заказа. Но и Москве необходима объективная информация о состоянии дел на оборонных предприятиях, чтобы оказывать им действительно эффективную и адресную помощь. В самом деле, сегодня порой никто не знает, что творится за высокими заборами предприятий, закрытых колпаком секретности. Помогать же предприятию, от которого остались только директор, сторож да собака, – занятие не только бесперспективное, но и вредное. Помощь нужно оказывать только тем, кто сможет использовать реальные деньги или льготы, чтобы двигаться вперед.
Корр. И все же городу удивительно точно удается находить адреса для конкретной помощи. Пример тому – зеленоградская электроника, судьба которой, не вмешайся Москва, могла бы оказаться весьма плачевной...
Н.Е. Действительно, Москва, можно сказать, вытянула Зеленоград из глубочайшей ямы. Конкретная помощь города вылилась в очень интересный проект – создание территориальной зоны с особым статусом, в рамках которой предприятия получили серьезные льготы, в том числе по налогам и тарифам. Сегодня мы уже получаем реальные подтверждения правильности выбранной стратегии: несмотря на то, что налоги и коммунальные платежи для зеленоградских предприятий были существенно уменьшены, суммарные выплаты в городской бюджет уже превысили те, которые поступали от них три года назад.
Сейчас мы стоим на пороге создания второй подобной зоны – на базе предприятия “Торий”. По форме этот проект очень близок зеленоградскому, хотя подходы и цели иные. Суть дела в том, что ГНПП “Торий”, которое в свое время создавалось как единый комплекс, имеет огромную энерговооруженность. Но то, что в свое время было преимуществом предприятия, теперь обернулось для него бедой: запуская производство любого изделия, необходимо задействовать весь комплекс, что требует расхода электроэнергии как минимум в два мегаватта. Отсюда у предприятия колоссальные долги по энергоносителям, которые, можно сказать, его и угробили. В этих условиях руководство “Тория” пошло на коренную реструктуризацию предприятия. Полностью пересмотрена его внутренняя политика, изменена схема энергоснабжения, взят курс на технологии, имеющие экспортный потенциал. Причем предприятие будет по-прежнему выпускать всю номенклатуру изделий по оборонному заказу. В соответствии с проектом “Торий” начнет работать с прибылью уже через два года после его запуска и даже сможет частично отказаться от льгот, которые ему предоставит Москва. Иными словами, потенциал этого предприятия настолько велик, что оно само сможет вытащить себя из ямы при минимальной помощи со стороны Москвы. А в результате город получит стабильное, высокорентабельное предприятие, за которым потянутся и другие предприятия Юго-Западного округа столицы.
Осенью мы планируем обсудить возможность создания еще одной зоны – на базе куста предприятий авиационной промышленности в Тушине, объединенных единым технологическим циклом и имеющих здоровый научно-производственный потенциал. Некоторые из этих предприятий прекрасно работают и сегодня, другие попали в тяжелую ситуацию, в основном, из-за долгов государства. Надеемся, что создание в Тушине особой территориальной зоны поможет им выжить и начать работать в полную силу.
Надо сказать, что в Москве немало предприятий, с которыми можно взаимодействовать с полной уверенностью в успехе. Взять хотя бы хорошо известный завод “Салют”, которому за короткое время удалось увеличить число работающих в полтора раза (до 3 тыс. человек), снизить средний возраст работающих до 40 с небольшим лет (в среднем по оборонной промышленности этот показатель составляет 55–60 лет) и выплачивать им вполне достойную зарплату. Некоторые говорят, что такой прорыв стал возможен благодаря экспортному заказу. Думаю, это не совсем верно. Экспортный заказ стал лишь стимулом, подтолкнувшим завод к преобразованиям, которые и обеспечили прорыв.
Другое предприятие, о котором обязательно надо упомянуть, – ВНИИэлектромеханики, специализирующееся на разработке и производстве электроприводов для космических станций, в том числе знаменитых гиродинов, установленных на станции “Мир”. Не могу сказать, что сегодня предприятие находится в идеальном состоянии, но оно выжило и год от года становится сильнее. А способствовали этому нетривиальные действия, предпринятые еще в начале 90-х годов. Если вы помните, в то время многие НПО распадались, предприятия отделялись от НИИ, надеясь, что в одиночку будет легче выжить. ВНИИэлектромеханики, напротив, приложил все силы, чтобы не потерять завод и даже зарплату заводчанам в течение нескольких лет выплачивал за счет института. Благодаря этому удалось сохранить около 70% работников завода и развернуть широко диверсифицированную производственную программу. Сегодня предприятие выполняет заказы Газпрома, Минатома, разрабатывает и производит медицинскую аппаратуру и в то же время продолжает выпускать приводы для космической промышленности. О разработках ВНИИэлектромеханики можно сказать: это тот редкий случай, когда космические технологии действительно спускаются на землю. Взять хотя бы подготовленный к выпуску газоперекачивающий агрегат, в котором использован принцип гиродина, вращающегося в магнитном подвесе. Трудно поверить, но огромная болванка ротора весом в тонну крутится без подшипников. Благодаря этому достигается огромное энергосбережение, а сам агрегат практически вечен.
Корр. Наверное, и у других оборонных предприятий есть немало интересных проектов, в том числе таких, которые помогали бы решать проблемы города.
Н.Е. В Москве отработано несколько механизмов взаимодействия с предприятиями, которые хотят участвовать в выполнении городских заказов. Если речь идет о готовой продукции, то любое московское предприятие может заявить о своем желании поставлять ее в соответствии с заявками, поступившими от различных подразделений московского правительства. Правда, при этом надо помнить, что конкуренция здесь достаточно высока.
Те предприятия, которым для выполнения городского заказа требуется провести определенную научно-техническую проработку проекта, имеют возможность на конкурсной основе включиться в план проведения НИОКР, который ежегодно формирует АО “Московский комитет по науке и технологиям” на основе заявок, получаемых от городских служб. Тематика и условия конкурса публикуются в печати, а отбор поступивших на конкурс проектов осуществляет специальная экспертная комиссия.
И наконец, для предприятий, которым нужна помощь в постановке на производство перспективных для города изделий, предусмотрена возможность участия в программе поддержки промышленной деятельности, но также на конкурсной основе. Как видите, сегодня мы не идем на прямое финансирование проектов, и предприятиям надо серьезно потрудиться, чтобы получить от Москвы финансовую помощь.
Наш Комитет реально начал работать с осени прошлого года. За это время мы получили от оборонных предприятий более 500 проектов в области строительства, связи, телекоммуникаций, транспорта и др. Особенно много предложений поступило по медицинской технике, в связи с чем мы даже планируем сформировать по этой тематике отдельную программу. Естественно, что все проекты Москва профинансировать не в состоянии. Поэтому был проведен тщательный отбор, который осуществлялся в два этапа. На первом авторитетнейшие эксперты рассматривали проекты с научно-технической точки зрения, на втором – с экономической. Сейчас разрабатываются различные варианты их финансирования. Ведь совершенно не обязательно, чтобы оно было прямым. Тем более что в финансовом отношении этот год для Москвы — крайне тяжелый. Сегодня один из наиболее приемлемых вариантов – налоговый кредит, т.е. временное освобождение предприятия от налогов, позволяющее ему сконцентрировать средства на реализации проекта.
Мы намерены не только помогать оборонным предприятиям деньгами, кредитами, льготами, но и содействовать в том, чтобы об их огромном интеллектуальном и производственном потенциале узнал как можно более широкий круг возможных заказчиков, инвесторов, партнеров, в том числе иностранных. С этой целью правительство Москвы в содружестве с другими заинтересованными структурами планирует провести в марте следующего года Московский международный форум “Высокие технологии оборонного комплекса”, в рамках которого будет организована крупномасштабная выставка, конкурс инвестиционных проектов, состоятся тематические конференции, “круглые столы”, пресс-конференции и презентации. О своем намерении принять участие в работе форума нам уже сообщили многие российские и зарубежные фирмы, объединения, фонды и др. Предполагается, что на выставке будет широко представлена оборонная промышленность не только московского, но и других регионов страны. Кстати, целый ряд предприятий, расположенных вне Москвы, в том числе оборонных, выполняют заказы столицы. Продукция этих предприятий используется в городском хозяйстве Москвы.
Корр. Мы уверены, что форум пройдет с большим успехом. Наш журнал в меру своих сил постарается этому содействовать как информационный спонсор. Но, если можно, вернемся к самой “больной” на сегодня проблеме – финансированию. Как она решается, если речь идет о достаточно крупном проекте, выполнение которого требует не одного десятка миллионов долларов? И каким требованиям такой проект должен отвечать?
Н.Е. Крупные проекты нам также предлагают, и каждый из них рассматривается индивидуально, конечно, если это не заведомая фантастика или блеф. О требованиях к таким проектам лучше рассказать на конкретном примере. Речь пойдет о проекте создания тренировочного самолета МИГ- АТ и двигателя к нему, который уже прошел все согласования и готов к запуску. Почему именно ему суждено было стать первой ласточкой? Во-первых, проект достаточно хорошо проработан и может быстро выйти на намеченные объемы производства, обеспечив окупаемость, а затем и получение прибыли. Во-вторых, уже имеется договоренность о выделении кредита под этот проект с одним из французских банков. В-третьих, для конечной продукции есть достаточно надежный и емкий рынок сбыта. И наконец, это московский проект: и МАПО МИГ, и завод, который разрабатывает двигатель РГД-1600, находятся в Москве. Да и целому ряду других столичных предприятий проект обеспечит хорошую загрузку. Вот почему городу выгодно его поддерживать.
Корр. Не могли бы вы рассказать пусть не о таких крупных, но нужных городу проектах оборонных предприятий, которые выполняются при поддержке Москвы?
Н.Е. Первое, что приходит в голову, – это проект использования СВЧ-технологий для очистки дымовых газов тепловых электростанций. Решением этой актуальнейшей проблемы, предложенным ГНПП “Торий”, заинтересовались не только в Москве, но и в странах Западной Европы, Китае и др. Кстати, с помощью СВЧ-технологий, разработанных специалистами этого предприятия, можно эффективно решать и другую общемировую проблему – избавляться от вредителей, размножающихся в зерновых продуктах. В области медицины представляет интерес проект зеленоградского предприятия “Компонент”, который на освободившихся мощностях организует производство инфузионных растворов для создания кровозаменителей. Оказывается, в России нет других производств, которые могли бы помочь в решении этой острейшей медицинской проблемы. А “Компоненту”, который располагает мощностями по производству очищенной воды, применяемой в микроэлектронных технологиях, достаточно лишь установить небольшой объем дополнительного оборудования, чтобы соблюсти требования медиков.
На других предприятиях Зеленограда полным ходом выполняется проект в области автомобильной электроники. Достаточно интересные работы по созданию телевизионных передатчиков ведут специалисты АО “Радиофизика”. Сейчас они вышли в правительство Москвы с предложением создать для столицы систему сотового телевидения.
С помощью оборонных предприятий мы пытаемся решить проблему импортозамещения, которая особенно обострилась после событий августа прошлого года. Так, в зеленоградском НИИ “Научный Центр” недавно завершена разработка цифровой АТС, которая уже внедряется на сетях МГТС. Большую номенклатуру изделий для города выпускает ГНПП “Прибор”. В их числе – вакуумные упаковочные аппараты, разработанные при финансовой помощи Москвы. Сегодня они активно вытесняют голландские и другие импортные аппараты, поскольку обеспечивают столь же высокое качество упаковки при значительно более низкой стоимости.
Конечно, далеко не все изделия, выпускаемые оборонными предприятиями с целью замещения импортных, различные городские службы встречают с распростертыми объятиями. Сказывается определенная инертность, привычка к импортной и недоверие к отечественной технике. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло: прошлогодний дефолт, обостривший проблему импортозамещения, одновременно помогает ее решить. Цены на импортную технику теперь “кусаются”, и те предприятия, которые сумели эту ситуацию использовать, имеют реальный шанс получить городские заказы.
Корр. Не припоминаются ли вам случаи, когда предприятия оборонки помогали решить какие-либо острейшие проблемы города?
Н.Е. Если вы хотите услышать о предотвращении крупных катастроф, то на моей памяти таких случаев не было. А вот примеров решения острейших проблем множество. Так, несколько лет назад в Москве ощущалась нехватка пассажирских автобусов. Решить эту проблему помог Тушинский машиностроительный завод, организовав их производство. Сейчас там реализуется проект московского такси, получивший название “Московский кэб”. Наверное, вам этот пример покажется не слишком ярким, но польза городу была очень ощутимой. Другая проблема, которую вы наверняка хорошо помните, была связана с зимними сбоями в работе городских троллейбусов. За ее решение взялся Всесоюзный институт авиационных материалов, быстро разработав необходимые изоляторы. Довольно неприятная проблема возникала с искрогасителями электрических подстанций жилых районов. Ее удалось решить с помощью предприятия “Торий”, которое организовало поставки нужных для этого приборов. Подобные примеры можно перечислять еще очень долго. Но, думаю, и сказанного вполне достаточно, чтобы понять: столице нужен высокий интеллект оборонки, так же как оборонным предприятиям – реальная помощь Москвы.
Вопросы задавала А. Смирнова
Н.Е. По-моему, очень легко понять, почему Москва заинтересована в нормальной работе оборонки. Предприятия оборонного комплекса – неотъемлемая и весьма значительная часть научно-производственного потенциала столицы. Именно от них во многом зависит, как будет развиваться экономика региона. Стабильная работа оборонных предприятий означает стабильное поступление налогов в городской бюджет, стабильную оплату коммунальных услуг, стабильное положение тысяч москвичей, которые там трудятся. А если предприятие еще и продукцию для Москвы выпускает – выгода для города двойная.
Возможность поддерживать высокотехнологичный комплекс на системной основе реально появилась в прошлом году. Ее основы были определены знаменитым постановлением правительства Москвы №264. Это – льготный налоговый и тарифный режим для предприятий, участвующих в московских программах, дозагрузка предприятий городским заказом, предоставление займов, гарантий по кредитам и др. Тогда же при московском правительстве был создан Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, который взял на себя все вопросы взаимодействия оборонных предприятий с городскими структурами. Во исполнение постановления № 264 мы должны были разработать и принять Программу реформирования и реструктуризации оборонных предприятий Москвы. К сожалению, работа над программой пока не завершена, главным образом, из-за того, что она должна быть тесно увязана с соответствующей федеральной, которая сейчас в очередной раз переделывается и не известно, когда начнет реально работать.
Корр. Видимо, серьезная работа с оборонными предприятиями города вообще невозможна без тесного взаимодействия с федеральным центром, ведь значительная часть оборонного комплекса – либо унитарные предприятия, либо акционерные общества, большой пакет акций которых принадлежит государству?
Н.Е. Правительство Москвы, естественно, очень заинтересовано в тесных контактах с федеральными органами. Мы прекрасно понимаем, что должны действовать единым фронтом: принимать согласованные программы, совместно финансировать наиболее важные проекты. Однако по-настоящему такое взаимодействие станет возможным только после того, как будет создана соответствующая нормативная база. Один из первых шагов в этом направлении – готовящееся сейчас соглашение между правительством Москвы и правительством России по взаимодействию в области оборонно-промышленного комплекса.
Еще одна проблема, которую предстоит решать совместно с федеральными органами, – инвентаризация оборонных предприятий. Для федерального центра это очень важно, потому что без инвентаризации трудно определиться с размещением оборонного заказа. Но и Москве необходима объективная информация о состоянии дел на оборонных предприятиях, чтобы оказывать им действительно эффективную и адресную помощь. В самом деле, сегодня порой никто не знает, что творится за высокими заборами предприятий, закрытых колпаком секретности. Помогать же предприятию, от которого остались только директор, сторож да собака, – занятие не только бесперспективное, но и вредное. Помощь нужно оказывать только тем, кто сможет использовать реальные деньги или льготы, чтобы двигаться вперед.
Корр. И все же городу удивительно точно удается находить адреса для конкретной помощи. Пример тому – зеленоградская электроника, судьба которой, не вмешайся Москва, могла бы оказаться весьма плачевной...
Н.Е. Действительно, Москва, можно сказать, вытянула Зеленоград из глубочайшей ямы. Конкретная помощь города вылилась в очень интересный проект – создание территориальной зоны с особым статусом, в рамках которой предприятия получили серьезные льготы, в том числе по налогам и тарифам. Сегодня мы уже получаем реальные подтверждения правильности выбранной стратегии: несмотря на то, что налоги и коммунальные платежи для зеленоградских предприятий были существенно уменьшены, суммарные выплаты в городской бюджет уже превысили те, которые поступали от них три года назад.
Сейчас мы стоим на пороге создания второй подобной зоны – на базе предприятия “Торий”. По форме этот проект очень близок зеленоградскому, хотя подходы и цели иные. Суть дела в том, что ГНПП “Торий”, которое в свое время создавалось как единый комплекс, имеет огромную энерговооруженность. Но то, что в свое время было преимуществом предприятия, теперь обернулось для него бедой: запуская производство любого изделия, необходимо задействовать весь комплекс, что требует расхода электроэнергии как минимум в два мегаватта. Отсюда у предприятия колоссальные долги по энергоносителям, которые, можно сказать, его и угробили. В этих условиях руководство “Тория” пошло на коренную реструктуризацию предприятия. Полностью пересмотрена его внутренняя политика, изменена схема энергоснабжения, взят курс на технологии, имеющие экспортный потенциал. Причем предприятие будет по-прежнему выпускать всю номенклатуру изделий по оборонному заказу. В соответствии с проектом “Торий” начнет работать с прибылью уже через два года после его запуска и даже сможет частично отказаться от льгот, которые ему предоставит Москва. Иными словами, потенциал этого предприятия настолько велик, что оно само сможет вытащить себя из ямы при минимальной помощи со стороны Москвы. А в результате город получит стабильное, высокорентабельное предприятие, за которым потянутся и другие предприятия Юго-Западного округа столицы.
Осенью мы планируем обсудить возможность создания еще одной зоны – на базе куста предприятий авиационной промышленности в Тушине, объединенных единым технологическим циклом и имеющих здоровый научно-производственный потенциал. Некоторые из этих предприятий прекрасно работают и сегодня, другие попали в тяжелую ситуацию, в основном, из-за долгов государства. Надеемся, что создание в Тушине особой территориальной зоны поможет им выжить и начать работать в полную силу.
Надо сказать, что в Москве немало предприятий, с которыми можно взаимодействовать с полной уверенностью в успехе. Взять хотя бы хорошо известный завод “Салют”, которому за короткое время удалось увеличить число работающих в полтора раза (до 3 тыс. человек), снизить средний возраст работающих до 40 с небольшим лет (в среднем по оборонной промышленности этот показатель составляет 55–60 лет) и выплачивать им вполне достойную зарплату. Некоторые говорят, что такой прорыв стал возможен благодаря экспортному заказу. Думаю, это не совсем верно. Экспортный заказ стал лишь стимулом, подтолкнувшим завод к преобразованиям, которые и обеспечили прорыв.
Другое предприятие, о котором обязательно надо упомянуть, – ВНИИэлектромеханики, специализирующееся на разработке и производстве электроприводов для космических станций, в том числе знаменитых гиродинов, установленных на станции “Мир”. Не могу сказать, что сегодня предприятие находится в идеальном состоянии, но оно выжило и год от года становится сильнее. А способствовали этому нетривиальные действия, предпринятые еще в начале 90-х годов. Если вы помните, в то время многие НПО распадались, предприятия отделялись от НИИ, надеясь, что в одиночку будет легче выжить. ВНИИэлектромеханики, напротив, приложил все силы, чтобы не потерять завод и даже зарплату заводчанам в течение нескольких лет выплачивал за счет института. Благодаря этому удалось сохранить около 70% работников завода и развернуть широко диверсифицированную производственную программу. Сегодня предприятие выполняет заказы Газпрома, Минатома, разрабатывает и производит медицинскую аппаратуру и в то же время продолжает выпускать приводы для космической промышленности. О разработках ВНИИэлектромеханики можно сказать: это тот редкий случай, когда космические технологии действительно спускаются на землю. Взять хотя бы подготовленный к выпуску газоперекачивающий агрегат, в котором использован принцип гиродина, вращающегося в магнитном подвесе. Трудно поверить, но огромная болванка ротора весом в тонну крутится без подшипников. Благодаря этому достигается огромное энергосбережение, а сам агрегат практически вечен.
Корр. Наверное, и у других оборонных предприятий есть немало интересных проектов, в том числе таких, которые помогали бы решать проблемы города.
Н.Е. В Москве отработано несколько механизмов взаимодействия с предприятиями, которые хотят участвовать в выполнении городских заказов. Если речь идет о готовой продукции, то любое московское предприятие может заявить о своем желании поставлять ее в соответствии с заявками, поступившими от различных подразделений московского правительства. Правда, при этом надо помнить, что конкуренция здесь достаточно высока.
Те предприятия, которым для выполнения городского заказа требуется провести определенную научно-техническую проработку проекта, имеют возможность на конкурсной основе включиться в план проведения НИОКР, который ежегодно формирует АО “Московский комитет по науке и технологиям” на основе заявок, получаемых от городских служб. Тематика и условия конкурса публикуются в печати, а отбор поступивших на конкурс проектов осуществляет специальная экспертная комиссия.
И наконец, для предприятий, которым нужна помощь в постановке на производство перспективных для города изделий, предусмотрена возможность участия в программе поддержки промышленной деятельности, но также на конкурсной основе. Как видите, сегодня мы не идем на прямое финансирование проектов, и предприятиям надо серьезно потрудиться, чтобы получить от Москвы финансовую помощь.
Наш Комитет реально начал работать с осени прошлого года. За это время мы получили от оборонных предприятий более 500 проектов в области строительства, связи, телекоммуникаций, транспорта и др. Особенно много предложений поступило по медицинской технике, в связи с чем мы даже планируем сформировать по этой тематике отдельную программу. Естественно, что все проекты Москва профинансировать не в состоянии. Поэтому был проведен тщательный отбор, который осуществлялся в два этапа. На первом авторитетнейшие эксперты рассматривали проекты с научно-технической точки зрения, на втором – с экономической. Сейчас разрабатываются различные варианты их финансирования. Ведь совершенно не обязательно, чтобы оно было прямым. Тем более что в финансовом отношении этот год для Москвы — крайне тяжелый. Сегодня один из наиболее приемлемых вариантов – налоговый кредит, т.е. временное освобождение предприятия от налогов, позволяющее ему сконцентрировать средства на реализации проекта.
Мы намерены не только помогать оборонным предприятиям деньгами, кредитами, льготами, но и содействовать в том, чтобы об их огромном интеллектуальном и производственном потенциале узнал как можно более широкий круг возможных заказчиков, инвесторов, партнеров, в том числе иностранных. С этой целью правительство Москвы в содружестве с другими заинтересованными структурами планирует провести в марте следующего года Московский международный форум “Высокие технологии оборонного комплекса”, в рамках которого будет организована крупномасштабная выставка, конкурс инвестиционных проектов, состоятся тематические конференции, “круглые столы”, пресс-конференции и презентации. О своем намерении принять участие в работе форума нам уже сообщили многие российские и зарубежные фирмы, объединения, фонды и др. Предполагается, что на выставке будет широко представлена оборонная промышленность не только московского, но и других регионов страны. Кстати, целый ряд предприятий, расположенных вне Москвы, в том числе оборонных, выполняют заказы столицы. Продукция этих предприятий используется в городском хозяйстве Москвы.
Корр. Мы уверены, что форум пройдет с большим успехом. Наш журнал в меру своих сил постарается этому содействовать как информационный спонсор. Но, если можно, вернемся к самой “больной” на сегодня проблеме – финансированию. Как она решается, если речь идет о достаточно крупном проекте, выполнение которого требует не одного десятка миллионов долларов? И каким требованиям такой проект должен отвечать?
Н.Е. Крупные проекты нам также предлагают, и каждый из них рассматривается индивидуально, конечно, если это не заведомая фантастика или блеф. О требованиях к таким проектам лучше рассказать на конкретном примере. Речь пойдет о проекте создания тренировочного самолета МИГ- АТ и двигателя к нему, который уже прошел все согласования и готов к запуску. Почему именно ему суждено было стать первой ласточкой? Во-первых, проект достаточно хорошо проработан и может быстро выйти на намеченные объемы производства, обеспечив окупаемость, а затем и получение прибыли. Во-вторых, уже имеется договоренность о выделении кредита под этот проект с одним из французских банков. В-третьих, для конечной продукции есть достаточно надежный и емкий рынок сбыта. И наконец, это московский проект: и МАПО МИГ, и завод, который разрабатывает двигатель РГД-1600, находятся в Москве. Да и целому ряду других столичных предприятий проект обеспечит хорошую загрузку. Вот почему городу выгодно его поддерживать.
Корр. Не могли бы вы рассказать пусть не о таких крупных, но нужных городу проектах оборонных предприятий, которые выполняются при поддержке Москвы?
Н.Е. Первое, что приходит в голову, – это проект использования СВЧ-технологий для очистки дымовых газов тепловых электростанций. Решением этой актуальнейшей проблемы, предложенным ГНПП “Торий”, заинтересовались не только в Москве, но и в странах Западной Европы, Китае и др. Кстати, с помощью СВЧ-технологий, разработанных специалистами этого предприятия, можно эффективно решать и другую общемировую проблему – избавляться от вредителей, размножающихся в зерновых продуктах. В области медицины представляет интерес проект зеленоградского предприятия “Компонент”, который на освободившихся мощностях организует производство инфузионных растворов для создания кровозаменителей. Оказывается, в России нет других производств, которые могли бы помочь в решении этой острейшей медицинской проблемы. А “Компоненту”, который располагает мощностями по производству очищенной воды, применяемой в микроэлектронных технологиях, достаточно лишь установить небольшой объем дополнительного оборудования, чтобы соблюсти требования медиков.
На других предприятиях Зеленограда полным ходом выполняется проект в области автомобильной электроники. Достаточно интересные работы по созданию телевизионных передатчиков ведут специалисты АО “Радиофизика”. Сейчас они вышли в правительство Москвы с предложением создать для столицы систему сотового телевидения.
С помощью оборонных предприятий мы пытаемся решить проблему импортозамещения, которая особенно обострилась после событий августа прошлого года. Так, в зеленоградском НИИ “Научный Центр” недавно завершена разработка цифровой АТС, которая уже внедряется на сетях МГТС. Большую номенклатуру изделий для города выпускает ГНПП “Прибор”. В их числе – вакуумные упаковочные аппараты, разработанные при финансовой помощи Москвы. Сегодня они активно вытесняют голландские и другие импортные аппараты, поскольку обеспечивают столь же высокое качество упаковки при значительно более низкой стоимости.
Конечно, далеко не все изделия, выпускаемые оборонными предприятиями с целью замещения импортных, различные городские службы встречают с распростертыми объятиями. Сказывается определенная инертность, привычка к импортной и недоверие к отечественной технике. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло: прошлогодний дефолт, обостривший проблему импортозамещения, одновременно помогает ее решить. Цены на импортную технику теперь “кусаются”, и те предприятия, которые сумели эту ситуацию использовать, имеют реальный шанс получить городские заказы.
Корр. Не припоминаются ли вам случаи, когда предприятия оборонки помогали решить какие-либо острейшие проблемы города?
Н.Е. Если вы хотите услышать о предотвращении крупных катастроф, то на моей памяти таких случаев не было. А вот примеров решения острейших проблем множество. Так, несколько лет назад в Москве ощущалась нехватка пассажирских автобусов. Решить эту проблему помог Тушинский машиностроительный завод, организовав их производство. Сейчас там реализуется проект московского такси, получивший название “Московский кэб”. Наверное, вам этот пример покажется не слишком ярким, но польза городу была очень ощутимой. Другая проблема, которую вы наверняка хорошо помните, была связана с зимними сбоями в работе городских троллейбусов. За ее решение взялся Всесоюзный институт авиационных материалов, быстро разработав необходимые изоляторы. Довольно неприятная проблема возникала с искрогасителями электрических подстанций жилых районов. Ее удалось решить с помощью предприятия “Торий”, которое организовало поставки нужных для этого приборов. Подобные примеры можно перечислять еще очень долго. Но, думаю, и сказанного вполне достаточно, чтобы понять: столице нужен высокий интеллект оборонки, так же как оборонным предприятиям – реальная помощь Москвы.
Вопросы задавала А. Смирнова
Отзывы читателей