После того, как статья под таким названием была опубликована в нашем журнале (№2/99), редакция получила материал из Госкомсвязи РФ, в котором дается краткая оценка положения дел в области таксофонных систем. Материал публикуется с незначительными редакторскими правками и сокращениями.
Для обеспечения населения общедоступной телефонной связью в городах и сельской местности Российской Федерации установлено и эксплуатируется 167,6 тыс. таксофонов местной связи, 11,4 тыс. универсальных и 23 тыс. междугородных таксофонов. В 1998 году значительно вырос парк карточных таксофонов, число которых достигло 22,7 тыс., включая 9945 универсальных, 5753 междугородных и 7000 таксофонов МГТС (все цифры приводятся по состоянию на 1.01.1999 г.).
Еще недавно таксофоны в России рассматривались как некоммерческая социальная услуга. Благодаря развитию таксофонной технологии и коммерциализации сетей связи появились возможности превратить таксофоны в выгодный бизнес. Однако для этого необходимо соблюсти определенные условия, главное из которых – скоординированные решения по созданию и эксплуатации таксофонных систем.
Единство рынка услуг таксофонной связи требует технологической совместимости таксофонного оборудования и платежных средств. В настоящее время существует несколько точек зрения на концепцию единой карты для таксофонной сети России. Так, концепция “единой карты АО “Инком” с использованием магнитной карты и таксофонного оборудования фирмы Urmet привлекательна своей дешевизной. На первый взгляд, есть все условия для организации роуминга, так как в различных городах, где установлено оборудование Urmet, можно пользоваться одинаковыми картами. Однако открытыми остаются вопросы о координации и учете накопленных региональных транзакций, мерах безопасности, защищенности карт от подделки и др. Опыт компании “Санкт-Петербургские таксофоны”, использующей оборудование фирмы Ascom Nordic с оплатой чип-картой, показал, что только на основе таксофонов третьего поколения, оборудованных SAM-модулем, технически возможно организовать передовую технологию роуминга.
Четкое представление о том, по какому пути идти к единой таксофонной карте, имеет АО МГТС. Оно сформировано на базе серьезного анализа практики работы ведущих мировых операторов, а также опыта российских операторов, пусть даже иногда и отрицательного. В настоящее время МГТС вводит в эксплуатацию большую партию современных универсальных карточных таксофонов (закуплено 8850 таксофонов, установлено 7000), работающих с SAM-модулем, который обеспечивает безопасность оператора от фальсификации таксофонных карт.
Организуются опытные зоны по отработке проекта таксофонной системы с клиентской чип-картой отложенного платежа, предложенного “ЦКБ-связь”. Согласно проекту, чип-карта будет персонифицирована с номером телефона, кодом города и страны. В базу данных вносится условный объем предоплаты услуг. Счет за пользование таксофоном для всех видов связи направляется абоненту. Чип-карта выдается и клиенту, не имеющему телефона. Одновременно могут использоваться и предоплаченные карты.
Следует отметить, что ситуация с таксофонными чип-картами серьезно осложнилась в связи с ростом курса доллара по отношению к рублю. Себестоимость карт резко повысилась, так как модуль, пластик и краски для их изготовления, в основном, поставляются из-за рубежа. В результате в продажной цене нарушилось соотношение между себестоимостью карты и стоимостью услуг, что заставляет операторов выпускать карты с большим активом трафика. Как следствие, из-за высокой стоимости значительно снизился объем их продаж.
Сегодня поставщиками карт для российского рынка являются французская фирма Schlumberger, СП “Г и Д Знак Кард” (Пермь), ТОО “Тариф” (Санкт-Петербург), СП “Орга-Зеленоград”, завод “Экситон” и др., выразившие согласие выполнять любые заказы. До недавних пор для предоплаченных карт в России (как в отечественных, так и в зарубежных таксофонных системах), в основном, применялся кристалл SLE4406 Siemens. Однако из-за случаев применения перезаряжаемых устройств, имитирующих работу карты, а также подделки самих карт пришлось перейти на работу с кристаллом SLE4436, SLE5536 Siemens и ST1333/35 Thomson.
Чтобы предотвратить несанкционированную эмиссию карт, принято решение ввести систему сертификации кристаллов и чип-карт, а также лицензирования их производителей и поставщиков. Это поможет исключить хищения, утери, несанкционированный выпуск карт и защитить отечественный рынок от некачественной продукции. В ближайшее время ЛОНИИС приступит к сертификации телефонных электронных карт, программа и методика сертификационных испытаний которых сейчас дорабатываются с учетом полученных предложений и замечаний. Основой для их разработки послужили Общие технические требования на карты телефонные электронные предоплаченные (введены в действие 29. 04.1998 г.), ОСТ 45.58-95 “Таксофонное оборудование для дебетовой системы оплаты разговоров. Составные части и стыки. Основные параметры и общие технические требования”, стандарты отрасли “Карты телефонные электронные предоплаченные с контактными площадками. Общие технические требования. Методики испытаний”, “Системы дистанционного управления и контроля таксофонов. Общие технические требования. Методики измерений”.
Решение большей части организационных проблем, связанных с разработкой концепции единой таксофонной карты России, роуминга и связанного с ним кросс-биллинга, систем безопасности карточных таксофонов и др., очевидно, возьмет на себя Ассоциация операторов, предоставляющих услуги связи посредством таксофонов, производителей оборудования, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций в области телекоммуникаций, регистрация которой сейчас находится на стадии завершения.
Еще недавно таксофоны в России рассматривались как некоммерческая социальная услуга. Благодаря развитию таксофонной технологии и коммерциализации сетей связи появились возможности превратить таксофоны в выгодный бизнес. Однако для этого необходимо соблюсти определенные условия, главное из которых – скоординированные решения по созданию и эксплуатации таксофонных систем.
Единство рынка услуг таксофонной связи требует технологической совместимости таксофонного оборудования и платежных средств. В настоящее время существует несколько точек зрения на концепцию единой карты для таксофонной сети России. Так, концепция “единой карты АО “Инком” с использованием магнитной карты и таксофонного оборудования фирмы Urmet привлекательна своей дешевизной. На первый взгляд, есть все условия для организации роуминга, так как в различных городах, где установлено оборудование Urmet, можно пользоваться одинаковыми картами. Однако открытыми остаются вопросы о координации и учете накопленных региональных транзакций, мерах безопасности, защищенности карт от подделки и др. Опыт компании “Санкт-Петербургские таксофоны”, использующей оборудование фирмы Ascom Nordic с оплатой чип-картой, показал, что только на основе таксофонов третьего поколения, оборудованных SAM-модулем, технически возможно организовать передовую технологию роуминга.
Четкое представление о том, по какому пути идти к единой таксофонной карте, имеет АО МГТС. Оно сформировано на базе серьезного анализа практики работы ведущих мировых операторов, а также опыта российских операторов, пусть даже иногда и отрицательного. В настоящее время МГТС вводит в эксплуатацию большую партию современных универсальных карточных таксофонов (закуплено 8850 таксофонов, установлено 7000), работающих с SAM-модулем, который обеспечивает безопасность оператора от фальсификации таксофонных карт.
Организуются опытные зоны по отработке проекта таксофонной системы с клиентской чип-картой отложенного платежа, предложенного “ЦКБ-связь”. Согласно проекту, чип-карта будет персонифицирована с номером телефона, кодом города и страны. В базу данных вносится условный объем предоплаты услуг. Счет за пользование таксофоном для всех видов связи направляется абоненту. Чип-карта выдается и клиенту, не имеющему телефона. Одновременно могут использоваться и предоплаченные карты.
Следует отметить, что ситуация с таксофонными чип-картами серьезно осложнилась в связи с ростом курса доллара по отношению к рублю. Себестоимость карт резко повысилась, так как модуль, пластик и краски для их изготовления, в основном, поставляются из-за рубежа. В результате в продажной цене нарушилось соотношение между себестоимостью карты и стоимостью услуг, что заставляет операторов выпускать карты с большим активом трафика. Как следствие, из-за высокой стоимости значительно снизился объем их продаж.
Сегодня поставщиками карт для российского рынка являются французская фирма Schlumberger, СП “Г и Д Знак Кард” (Пермь), ТОО “Тариф” (Санкт-Петербург), СП “Орга-Зеленоград”, завод “Экситон” и др., выразившие согласие выполнять любые заказы. До недавних пор для предоплаченных карт в России (как в отечественных, так и в зарубежных таксофонных системах), в основном, применялся кристалл SLE4406 Siemens. Однако из-за случаев применения перезаряжаемых устройств, имитирующих работу карты, а также подделки самих карт пришлось перейти на работу с кристаллом SLE4436, SLE5536 Siemens и ST1333/35 Thomson.
Чтобы предотвратить несанкционированную эмиссию карт, принято решение ввести систему сертификации кристаллов и чип-карт, а также лицензирования их производителей и поставщиков. Это поможет исключить хищения, утери, несанкционированный выпуск карт и защитить отечественный рынок от некачественной продукции. В ближайшее время ЛОНИИС приступит к сертификации телефонных электронных карт, программа и методика сертификационных испытаний которых сейчас дорабатываются с учетом полученных предложений и замечаний. Основой для их разработки послужили Общие технические требования на карты телефонные электронные предоплаченные (введены в действие 29. 04.1998 г.), ОСТ 45.58-95 “Таксофонное оборудование для дебетовой системы оплаты разговоров. Составные части и стыки. Основные параметры и общие технические требования”, стандарты отрасли “Карты телефонные электронные предоплаченные с контактными площадками. Общие технические требования. Методики испытаний”, “Системы дистанционного управления и контроля таксофонов. Общие технические требования. Методики измерений”.
Решение большей части организационных проблем, связанных с разработкой концепции единой таксофонной карты России, роуминга и связанного с ним кросс-биллинга, систем безопасности карточных таксофонов и др., очевидно, возьмет на себя Ассоциация операторов, предоставляющих услуги связи посредством таксофонов, производителей оборудования, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций в области телекоммуникаций, регистрация которой сейчас находится на стадии завершения.
Отзывы читателей