Вопреки слухам о кончине российской электроники и несмотря на экономические трудности, наша радиоэлектроника остается надежным фундаментом обороноспособности страны. Это в очередной раз было продемонстрировано на Международном авиакосмическом салоне (МАКC–99), прошедшем 17–19 августа в г. Жуковском. В работе салона приняли участие предприятия оборонных отраслей промышленности России, представившие современное бортовое авиационное оборудование, не уступающее зарубежным образцам.
К числу электронных систем, вызвавших интерес посетителей, относится комплекс бортового оборудования пятого поколения для летательных аппаратов, представленный Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ). В комплексе реализована концепция межвидовой унификации, предусматривающая модульность и открытость архитектуры аппаратуры и программно-математического обеспечения. В базовую структуру комплекса входит единая для всего борта реконфигурируемая система управления вместе с магистральной информационной системой. Комплекс содержит интегрированное оборудование обработки навигационной информации, средства обеспечения групповых действий, систему обработки данных различных устройств целеуказания. В комплексе предусмотрен режим синтезирования трехмерного изображения впередилежащей местности на основе сигналов радиолокатора и тепловизора. Большое внимание при создании комплекса было уделено вопросам обеспечения единой технологии обслуживания и улучшения контролепригодности, ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности.
Принципиальная особенность комплекса – предоставление заказчику не просто аппаратуры, а функционально полной системы решения боевых задач. Новое навигационное оборудование позволяет самолету точно следовать по заданному маршруту и выходить на запланированную цель. Предусмотрена возможность работы с отечественной спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС и американской NAVESTAR. При этом бортовая аппаратура автоматически переключается на навигационную спутниковую систему, обеспечивающую в данных конкретных условиях высокую точность. В ходе выполнения боевой задачи бортовая система управления анализирует тактическую информацию и в соответствии с полетным заданием предоставляет экипажу нужные на каждом участке полета данные.
В комплексе реализовано преобразование сигналов из одной системы в другую с учетом всех существующих информационных стандартов, как военных, так и гражданских. Аппаратура комплекса может работать с цифровыми, телевизионными сигналами и с графическими данными (например, картой местности).
Структурные принципы и элементы базового комплекса бортового оборудования использованы на самолетах Су-27М, Су-32, Су-30МК и вертолетах Ми-28Н и Ка-52. По мнению генерального директора РПКБ Г.И. Джанджавы, с использованием унифицированного комплекса можно создать машины, превосходящие по возможностям авионики американский многофункциональный истребитель F-15E и не уступающие истребителю пятого поколения F-22А. Это позволит повысить боевую мощь российских ВВС и расширить продажи отечественных летательных аппаратов на мировом рынке.
Почти 40 лет производит высокоинтеллектуальную бортовую аппаратуру для ВВС Государственный рязанский приборный завод (ГРПЗ). Им был представлен радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК) третьего поколения, включающий импульсную доплеровскую РЛС и бортовой компьютер, а также разработанная совместно с НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова ФАР для многоцелевого РЛПК “Оса”. Комплекс предназначен для самолета МиГ-29СМТ, что обеспечит его конкурентоспособность на мировом рынке в следующем столетии. Завод также демонстрировал интегрированную бортовую систему управления воздушным движением, соответствующую всем отечественным и международным стандартам, аппаратуру цифровой обработки сигналов для бортовых, наземных и морских оптико-электронных и телевизионных систем обнаружения цели и управления вооружением, бортовые РЛС для всепогодных вертолетов нового поколения, наземные РЛС разведки и управления огнем.
Важнейшие составляющие бортовой авионики современного боевого самолета, определяющие эффективность и безопасность его эксплуатации, – система управления огнем (СУО) и система аварийно-эксплуатационной регистрации полетной информации. Разрабатывают и выпускают такие системы ОКБ “Авиаавтоматика”, ОАО “Прибор” и НПО “Фазотрон”. Стенд НПО “Фазотрон” привлекал посетителей новым поколением оборудования для СУО и систем регистрации, созданным на основе опыта интеграции бортового оборудования и освоения новейших высоких технологий. Здесь были представлены два семейства РЛС с щелевыми антенными решетками “Копье” и “Жук”, которые позволяют существенно повысить эффективность боевого применения СУО за счет обеспечения одновременного автосопровождения восьми-десяти целей и одновременной атаки двух-четырех самых опасных из них. РЛС также поддерживает работу в режиме “воздух-поверхность” для поражения наземных (надводных) целей и управления полетом самолета на предельно малой высоте. Особый интерес новые РЛС НПО “Фазотрон” представляют для штурмовиков и бомбардировщиков, не оснащенных радарами. За последние годы НПО заключило договоры с рядом иностранных заказчиков (крупнейший – Индия) на поставку 125 комплектов РЛС “Копье” для модернизации истребителей МиГ-21бис.
ОКБ “Авиаавтоматика” демонстрировало современную проектно-компануемую модульную СУО-100 для самолета МиГ-29СМТ. Система обеспечивает действия по воздушным, наземным и надводным целям, поддерживая работу всей аппаратуры управления оружием, бомбовым вооружением и авиационными пушками. Была показана и созданная совместно с фирмой Thomson-CSF-Detexis (Франция) интегрированная аварийно-эксплуатационная система регистрации полетной информации “Карат”. Важное достоинство системы – объединение функций аварийного регистратора и бортовой системы автоматизированного контроля. При этом обеспечено полное соответствие требованиям стандарта TSO-124. Предусмотрена возможность адаптации ПО под любой объект, а также ввода дополнительных функций бортового эксплуатационного накопителя и регистратора речевой информации общим объемом до 256 Мбайт.
Повышение боеготовности и боевой эффективности авиации в современных условиях конъюнктуры рынка достигается в основном за счет модернизации хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации летательных аппаратов. В этом направлении совместно работают ГосНИИАС, НИИП им. В.В. Тихомирова, ГНИИП и ВПК МАПО. Предложенная ими система пуска и коррекции полета ракет позволит применять современные ракеты (типа ЗВВ-АЕ, Х-31 и др.) на модернизируемых отечественных и зарубежных самолетах (МиГ-23, МиГ-29, F-18 и др.). Она способна управлять подготовкой и запуском до четырех ракет одновременно, а также выдавать полетное задание и сигналы радиокоррекции на ракеты. Система автономна и обеспечивает сопряжение ракет с аналоговой или цифровой РЛС второго, третьего или четвертого поколения, оптической или нашлемной системой целеуказания.
До свидания, МАКС–99,
здравствуй, МАКС 2000 года.
У нас есть еще что показать!
Принципиальная особенность комплекса – предоставление заказчику не просто аппаратуры, а функционально полной системы решения боевых задач. Новое навигационное оборудование позволяет самолету точно следовать по заданному маршруту и выходить на запланированную цель. Предусмотрена возможность работы с отечественной спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС и американской NAVESTAR. При этом бортовая аппаратура автоматически переключается на навигационную спутниковую систему, обеспечивающую в данных конкретных условиях высокую точность. В ходе выполнения боевой задачи бортовая система управления анализирует тактическую информацию и в соответствии с полетным заданием предоставляет экипажу нужные на каждом участке полета данные.
В комплексе реализовано преобразование сигналов из одной системы в другую с учетом всех существующих информационных стандартов, как военных, так и гражданских. Аппаратура комплекса может работать с цифровыми, телевизионными сигналами и с графическими данными (например, картой местности).
Структурные принципы и элементы базового комплекса бортового оборудования использованы на самолетах Су-27М, Су-32, Су-30МК и вертолетах Ми-28Н и Ка-52. По мнению генерального директора РПКБ Г.И. Джанджавы, с использованием унифицированного комплекса можно создать машины, превосходящие по возможностям авионики американский многофункциональный истребитель F-15E и не уступающие истребителю пятого поколения F-22А. Это позволит повысить боевую мощь российских ВВС и расширить продажи отечественных летательных аппаратов на мировом рынке.
Почти 40 лет производит высокоинтеллектуальную бортовую аппаратуру для ВВС Государственный рязанский приборный завод (ГРПЗ). Им был представлен радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК) третьего поколения, включающий импульсную доплеровскую РЛС и бортовой компьютер, а также разработанная совместно с НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова ФАР для многоцелевого РЛПК “Оса”. Комплекс предназначен для самолета МиГ-29СМТ, что обеспечит его конкурентоспособность на мировом рынке в следующем столетии. Завод также демонстрировал интегрированную бортовую систему управления воздушным движением, соответствующую всем отечественным и международным стандартам, аппаратуру цифровой обработки сигналов для бортовых, наземных и морских оптико-электронных и телевизионных систем обнаружения цели и управления вооружением, бортовые РЛС для всепогодных вертолетов нового поколения, наземные РЛС разведки и управления огнем.
Важнейшие составляющие бортовой авионики современного боевого самолета, определяющие эффективность и безопасность его эксплуатации, – система управления огнем (СУО) и система аварийно-эксплуатационной регистрации полетной информации. Разрабатывают и выпускают такие системы ОКБ “Авиаавтоматика”, ОАО “Прибор” и НПО “Фазотрон”. Стенд НПО “Фазотрон” привлекал посетителей новым поколением оборудования для СУО и систем регистрации, созданным на основе опыта интеграции бортового оборудования и освоения новейших высоких технологий. Здесь были представлены два семейства РЛС с щелевыми антенными решетками “Копье” и “Жук”, которые позволяют существенно повысить эффективность боевого применения СУО за счет обеспечения одновременного автосопровождения восьми-десяти целей и одновременной атаки двух-четырех самых опасных из них. РЛС также поддерживает работу в режиме “воздух-поверхность” для поражения наземных (надводных) целей и управления полетом самолета на предельно малой высоте. Особый интерес новые РЛС НПО “Фазотрон” представляют для штурмовиков и бомбардировщиков, не оснащенных радарами. За последние годы НПО заключило договоры с рядом иностранных заказчиков (крупнейший – Индия) на поставку 125 комплектов РЛС “Копье” для модернизации истребителей МиГ-21бис.
ОКБ “Авиаавтоматика” демонстрировало современную проектно-компануемую модульную СУО-100 для самолета МиГ-29СМТ. Система обеспечивает действия по воздушным, наземным и надводным целям, поддерживая работу всей аппаратуры управления оружием, бомбовым вооружением и авиационными пушками. Была показана и созданная совместно с фирмой Thomson-CSF-Detexis (Франция) интегрированная аварийно-эксплуатационная система регистрации полетной информации “Карат”. Важное достоинство системы – объединение функций аварийного регистратора и бортовой системы автоматизированного контроля. При этом обеспечено полное соответствие требованиям стандарта TSO-124. Предусмотрена возможность адаптации ПО под любой объект, а также ввода дополнительных функций бортового эксплуатационного накопителя и регистратора речевой информации общим объемом до 256 Мбайт.
Повышение боеготовности и боевой эффективности авиации в современных условиях конъюнктуры рынка достигается в основном за счет модернизации хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации летательных аппаратов. В этом направлении совместно работают ГосНИИАС, НИИП им. В.В. Тихомирова, ГНИИП и ВПК МАПО. Предложенная ими система пуска и коррекции полета ракет позволит применять современные ракеты (типа ЗВВ-АЕ, Х-31 и др.) на модернизируемых отечественных и зарубежных самолетах (МиГ-23, МиГ-29, F-18 и др.). Она способна управлять подготовкой и запуском до четырех ракет одновременно, а также выдавать полетное задание и сигналы радиокоррекции на ракеты. Система автономна и обеспечивает сопряжение ракет с аналоговой или цифровой РЛС второго, третьего или четвертого поколения, оптической или нашлемной системой целеуказания.
До свидания, МАКС–99,
здравствуй, МАКС 2000 года.
У нас есть еще что показать!
Отзывы читателей