Выпуск #6/1999
Г.Щелкунов, М.Симановский.
Передвижные таможенные комплексы. Новые средства рентгеноскопии
Передвижные таможенные комплексы. Новые средства рентгеноскопии
Просмотры: 3144
При увеличивающихся масштабах международной торговли вероятность незаконного ввоза в страну оружия и наркотиков постоянно возрастает. В этих условиях чрезвычайно актуальна разработка передвижных таможенных комплексов, обеспечивающих быстрое перекрытие возможного пути проникновения незаконных грузов. Такие инспекционно-досмотровые комплексы специалисты ООО “Политехформ-М” предлагают создавать на базе портативного рентгеновского аппарата Д-501, использующего принципиально новую рентгеновскую трубку “Бриг” производства ГНПП “Исток”.
Можно с уверенностью сказать, что средства и методы неразрушающего рентгеновского контроля всегда нацелены на повышение безопасности, будь то контроль качества промышленных сооружений, транспортных средств, нефте- и газопроводов, мостовых конструкций и т.п.[1]. Однако среди всего многообразия проблем, решаемых с их помощью, сегодня наиболее актуальна проблема таможенного контроля, особенно в нашей стране. Известно, что незаконный ввоз в страну из-за границы груза, даже если тот сам по себе неопасен и имеет потребительский характер, тем не менее опасен для государства, так как подрывает его экономику. Тем более очевидна опасность ввоза оружия и наркотиков. В условиях увеличивающихся объемов международной торговли вероятность такого ввоза постоянно возрастает, если не противопоставлять ему современные методы и средства таможенного контроля. Надо отметить, что, по данным мировой статистики, проверяется лишь 5% грузов, проходящих через таможню, а из них только 30% соответствует поданным декларациям. И здесь рентгеновская техника находит широкое применение – достаточно вспомнить знакомые многим системы контроля ручной клади, установленные в аэропортах. А для большегрузных автомобилей существуют мощные установки на основе ускорителей, размещаемые на таможенных переходах. Правда, во всем мире число таможенных досмотровых комплексов на базе ускорителей, которые обеспечивают контроль транспортных средств (контейнеров) без вскрытия и разгрузки, ограничено [2]. В России разработаны (МРТИ, НИИЭФА) комплексы “Поле”, “Кама”, ЭФАСКАН, но они до сих пор не внедрены.
Удовлетворяя насущные потребности таможен, было бы естественно оборудовать все без исключения пункты контроля мощными стационарными комплексами, позволяющими решать практически все задачи контроля. Но, к сожалению, это неосуществимо по экономическим соображениям. Стоимость инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на ускорителях вместе со специальным помещением составляет порядка 25 млн. долл. Видимо, поэтому известные ИДК (США, Германия, Франция, Англия, Россия) имеются, судя по всему, лишь в единичных образцах. В частности, отечественный ИДК “Поле” уже много лет после изготовления не введен в эксплуатацию, по-видимому, из-за неготовности специального помещения. В результате в России сейчас существует считанное число таможенных переходов, оборудованных такими комплексами, а для сооружения новых приходится привлекать иностранных инвесторов. Гораздо дешевле передвижные комплексы (из-за отсутствия затрат на строительство специальных помещений), но известные образцы таких комплексов значительно уступают стационарным по производительности и качеству контроля.
Тем не менее сегодня сложились благоприятные условия для создания современных таможенных ИДК для оперативного инструментального контроля автофургонов (трейлеров), авиационных контейнеров и легковых автомашин на основе новых приборов, которые могут обеспечить одновременно высокую производительность контроля и достаточно низкую стоимость системы в целом. Один из возможных вариантов таких приборов представляет уникальный на сегодняшний день источник жесткого рентгеновского излучения – рентгеновский аппарат Д-501, основу которого составляет рентгеновская трубка “Бриг” с ускоряющим напряжением 500 кВ и средним анодным током 1 мА. Относительно небольшая масса излучателя Д-501 в 30 кг и блока питания – 50 кг позволяют отнести аппарат Д-501 к категории переносных.
Испытания Д-501 в лаборатории ПО “Спецнефтегаз” подтвердили расчеты авторов аппарата и трубки относительно перспективы их применения. Установлено, что излучение Д-501, прошедшее через набор стальных перегородок с суммарной толщиной 106 мм, уверенно регистрируется с помощью серийных сцинтилляционного преобразователя “рентген-свет” и фотоэлектронного умножителя (ФЭУ). По оценкам, при более тщательном подборе преобразователя и ФЭУ можно “просветить” сталь толщиной до 150 мм. Это означает, что большинство грузов автофургонов, авиационных контейнеров и тем более легковых автомашин доступно инструментальному досмотру с высоким разрешением. Компьютерные системы восстановления рентгеновских изображений хорошо освоены и известны (в системах “Кама”, “Поле” и т. д.).
Предлагаемый ИДК не только не уступает зарубежным аналогам по параметрам контроля, но и превосходит их по компактности и малой стоимости. Основные параметры аппарата Д-501 и наиболее мощных портативных аппаратов зарубежного производства приведены в таблице.
Аппарат Д-501 фактически представляет собой малогабаритный линейный сверхвысокочастотный резонаторный ускоритель, в то время как все без исключения остальные мощные рентгеновские аппараты относятся к высоковольтным ускорителям прямого действия. Отсюда его отличительные особенности:
• как и в других сверхвысокочастотных ускорителях, в аппарате Д-501 значительно легче получить высокое ускоряющее напряжение, чем большую среднюю мощность (в высоковольтных ускорителях – все наоборот). Именно поэтому удалось создать аппарат на 500 кВ, в то время как остальные портативные аппараты имеют не более 300 кВ. Физически это обусловлено тем, что в трубке “Бриг” высоковольтной изоляцией служит вакуум, а в остальных аппаратах – твердотельная изоляция в рентгеновской трубке и газовая или масляная в излучателе в целом;
• аналогично всем сверхвысокочастотным ускорителям аппарат Д-501 работает в импульсном режиме при длительности импульса порядка 10 мкс и частоте повторения 50 и 100 Гц (скважность порядка 103). Остальные же аппараты работают в непрерывном или квазинепрерывном режиме со скважностью не более 10–20. Благодаря этому при сравнимой средней мощности дозы выходного излучения мощность дозы в импульсе в аппарате Д-501 примерно в 1000 раз выше, чем в обычных аппаратах;
• специальное исполнение аппарата Д-501 с повышенным напряжением (500 кВ вместо 300) в сочетании с пониженным средним током (1мА вместо 5) позволило, во-первых, увеличить предельную толщину просвечивания (довести ее до 70 мм по стали вместо обычных 55–60 мм) и, во-вторых, уменьшить размеры фокусного пятна и тем самым значительно повысить чувствительность контроля (доведя ее до 1% вместо обычных 1,5–2%) при регистрации на пленку в стандартных для радиографии условиях;
• кроме того, благодаря отсутствию масляной или газовой изоляции оказалось возможным расширить рабочий диапазон температур аппарата с –20o до –40оС (положительная температура сохраняется +50оС).
Применительно к рассматриваемому случаю, т.е. возможности построения передвижного рентгеноскопического комплекса, особое значение приобретают два фактора: повышенное напряжение и импульсный режим работы. При больших толщинах просвечивания (а речь идет о контейнере или кузове с шириной порядка двух метров) мощность дозы излучения после объекта, которую регистрирует приемник, пропорциональна пятой–десятой степени напряжения и линейно зависит от тока. И если аппаратом на 300 кВ при токах порядка 5–10 мА невозможно просветить, например, слой воды толщиной 1 м, то при 500 кВ можно серьезно рассчитывать на просвечивание и большего слоя воды при использовании достаточно чувствительных приемников. Тем более это справедливо при импульсной работе аппарата: поскольку регистрация импульсного излучения микросекундного диапазона освоена так же хорошо, как и для непрерывного излучения, допустимый коэффициент ослабления излучения объектом возрастает в число раз, примерно равное скважности (т.е. порядка 103), и, как следствие, значительно увеличивается толщина просвечивания. Кроме того, импульсный режим имеет ту особенность, что при высоких импульсных параметрах средний уровень облучения может быть специально уменьшен, а это значительно снижает риск облучения персонала и сокращает радиус опасной зоны вокруг комплекса, в которую запрещен доступ людям во время работы. Так, для аппарата Д-501 при свободном выходе излучения (без ослабления объектом) удаление персонала в направлении излучения должно составлять не менее 150 м при токе 1 мА и 100 м при токе 0,5 мА. Для обычных аппаратов эти цифры значительно выше вследствие более высокой средней мощности дозы.
Заметим, что обычные аппараты перевести в аналогичный режим работы невозможно, так как их конструкция и используемые в них рентгеновские трубки обеспечивают в достаточно портативном варианте напряжение не более 300 кВ и исключают импульсный режим работы с большой скважностью. Теоретически для решения этих задач подошли бы стационарные аппараты на 450 кВ и 10 мА (если бы каким-либо образом были решены вопросы безопасности), но такие аппараты могут использоваться только в заводских условиях.
При использовании аппарата Д-501 существует еще одна интересная возможность повышения информативности контроля. На практике возможна ситуация, когда два предмета разной толщины и из разных материалов имеют один и тот же коэффициент поглощения рентгеновского излучения. В этом случае они не различимы в рентгеновских лучах. Но если изменять по определенному закону жесткость рентгеновского излучения (что эквивалентно изменению напряжения рентгеновского аппарата), то предметы, не различимые при одном напряжении, становятся различимы при другом напряжении, так как коэффициент ослабления рентгеновского излучения зависит не только от структуры предмета, но и от жесткости рентгеновского излучения. В этом суть так называемого двухуровневого или многоуровневого режима (напряжение принимает несколько значений).
Для обычных аппаратов возможно только медленное изменение напряжения, так как в их высоковольтных цепях используются выпрямители с фильтрами, не допускающие резких изменений напряжения. Для аппарата Д-501, напротив, изменение напряжения возможно в каждом последующем импульсе, так как импульсы независимы друг от друга. Фактически в этом случае вместо одного изображения получаются сразу два (или несколько), и анализ изображений – раздельным или совмещенным образом – позволяет повысить информативность контроля.
Таким образом, именно использование аппарата Д-501 делает реальным построение передвижного комплекса. В целом можно сказать, что параметры аппарата Д-501 определяются параметрами трубки “Бриг”, которая фактически представляет собой однокаскадный резонаторный ускоритель. Ускорение осуществляется с помощью высокочастотного поля, обеспечиваемого автогенератором на высокочастотном тетроде, встроенным в единую с резонатором-ускорителем вакуумную оболочку. При этом для ускорения электронов до 500 кэВ на анод тетрода от источника питания подается напряжение менее 15 кВ, что в 40 раз меньше рабочего ускоряющего напряжения. Напомним, что в традиционных аппаратах подаваемое на трубку напряжение равно рабочему. Источник анодного питания трубки “Бриг” – главная составная часть источника питания Д-501 – выполнен по схеме линейного модулятора.
Внешний вид аппарата Д-501 и трубки “Бриг” изображены соответственно на рис. 1 и 2.
Вопросы конкретного исполнения передвижного ИДК на базе аппарата Д-501 требуют серьезной проработки совместно со специалистами, реально занимающимися проведением таможенного контроля. В зависимости от конкретных задач возможно два варианта исполнения – мобильный и быстромонтируемый комплексы. В первом варианте комплекс должен базироваться на одном-двух грузовых автомобилях с фургоном и иметь минимальное время развертывания. Во втором варианте это может быть быстровозводимый ангар, внутри которого размещается комплекс и производится собственно контроль. Оба варианта имеют как преимущества, так и недостатки. Комплекс первого варианта можно размещать практически в любом месте, где есть асфальтированная дорога, и время его развертывания не превышает одного–двух часов. Фактически этот вариант рассчитан на быстрое перекрытие возможного пути проникновения незаконных грузов, причем место расположения комплекса заранее не известно. Однако на его работе будут серьезно сказываться погодные условия (сильный ветер, дождь, снегопад и т.д.). При втором варианте влияние погодных условий снижается, но монтаж комплекса может потребовать несколько дней. В условиях России могут найти применение оба варианта.
В последнее время был проведен ряд экспериментов для определения возможности использования аппарата Д-501 совместно с полупроводниковыми приемниками излучения [3]. В ходе этих экспериментов установлено, что при расстоянии от фокуса излучения до приемника 4 м уверенно фиксируется сигнал для излучения, прошедшего через слой стали толщиной 56 мм или слой воды толщиной 0,5 м. Фактически это означает, что уже сейчас на базе существующего оборудования (аппарата Д-501 и полупроводниковых приемников излучения), полностью подготовленного к серийному выпуску, возможно построение, например, ИДК в мобильном варианте для таможенного контроля легковых автомобилей и микроавтобусов. В этих автомобилях толщина элементов конструкции (за исключением двигателя) значительно меньше, чем 56 мм, и, следовательно, возможен контроль любых элементов автомобиля в целях обнаружения незаконных вложений.
В заключение специально отметим, что при использовании предлагаемой нами техники сегодня появляется реальная возможность создания ИДК на отечественной базе, обладающих достаточно высокими параметрами и не имеющих аналогов за рубежом.m
Литература
1. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник/Под ред. В.В.Клюева. – М.: Машиностроение, 1995.
2. Дугин Г. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК): Учебно-методическое пособие.– Москва: Российская таможенная академия, 1995.
3. Щелкунов Г., Данилов В., Симановский М. и др. Оценка возможности построения мобильного таможенного досмотрового рентгеноскопического комплекса для контроля большегрузных автомобилей. – В кн.: 15 Российская научно-техническая конференция “Неразрушающий контроль и диагностика”. Москва, 28.06.99 - 2.07.99: Тезисы докладов. Т. 2, с.194.
Представляем авторов
ЩЕЛКУНОВ Геннадий Петрович. Старший научный сотрудник ГНПП “Исток”. Сфера профессиональных интересов – разработка и изготовление СВЧ-электровакуумных приборов. Контактный телефон: (095) 465-88-72.
СИМАНОВСКИЙ Михаил Феодосиевич. Окончил Московский инженерно-физический институт. Начальник отдела ООО “Политехформ-М”. Сфера профессиональных интересов – ускорители заряженных частиц, промышленные рентгеновские аппараты.
Контактный телефон: (095) 324-42-05.
Удовлетворяя насущные потребности таможен, было бы естественно оборудовать все без исключения пункты контроля мощными стационарными комплексами, позволяющими решать практически все задачи контроля. Но, к сожалению, это неосуществимо по экономическим соображениям. Стоимость инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на ускорителях вместе со специальным помещением составляет порядка 25 млн. долл. Видимо, поэтому известные ИДК (США, Германия, Франция, Англия, Россия) имеются, судя по всему, лишь в единичных образцах. В частности, отечественный ИДК “Поле” уже много лет после изготовления не введен в эксплуатацию, по-видимому, из-за неготовности специального помещения. В результате в России сейчас существует считанное число таможенных переходов, оборудованных такими комплексами, а для сооружения новых приходится привлекать иностранных инвесторов. Гораздо дешевле передвижные комплексы (из-за отсутствия затрат на строительство специальных помещений), но известные образцы таких комплексов значительно уступают стационарным по производительности и качеству контроля.
Тем не менее сегодня сложились благоприятные условия для создания современных таможенных ИДК для оперативного инструментального контроля автофургонов (трейлеров), авиационных контейнеров и легковых автомашин на основе новых приборов, которые могут обеспечить одновременно высокую производительность контроля и достаточно низкую стоимость системы в целом. Один из возможных вариантов таких приборов представляет уникальный на сегодняшний день источник жесткого рентгеновского излучения – рентгеновский аппарат Д-501, основу которого составляет рентгеновская трубка “Бриг” с ускоряющим напряжением 500 кВ и средним анодным током 1 мА. Относительно небольшая масса излучателя Д-501 в 30 кг и блока питания – 50 кг позволяют отнести аппарат Д-501 к категории переносных.
Испытания Д-501 в лаборатории ПО “Спецнефтегаз” подтвердили расчеты авторов аппарата и трубки относительно перспективы их применения. Установлено, что излучение Д-501, прошедшее через набор стальных перегородок с суммарной толщиной 106 мм, уверенно регистрируется с помощью серийных сцинтилляционного преобразователя “рентген-свет” и фотоэлектронного умножителя (ФЭУ). По оценкам, при более тщательном подборе преобразователя и ФЭУ можно “просветить” сталь толщиной до 150 мм. Это означает, что большинство грузов автофургонов, авиационных контейнеров и тем более легковых автомашин доступно инструментальному досмотру с высоким разрешением. Компьютерные системы восстановления рентгеновских изображений хорошо освоены и известны (в системах “Кама”, “Поле” и т. д.).
Предлагаемый ИДК не только не уступает зарубежным аналогам по параметрам контроля, но и превосходит их по компактности и малой стоимости. Основные параметры аппарата Д-501 и наиболее мощных портативных аппаратов зарубежного производства приведены в таблице.
Аппарат Д-501 фактически представляет собой малогабаритный линейный сверхвысокочастотный резонаторный ускоритель, в то время как все без исключения остальные мощные рентгеновские аппараты относятся к высоковольтным ускорителям прямого действия. Отсюда его отличительные особенности:
• как и в других сверхвысокочастотных ускорителях, в аппарате Д-501 значительно легче получить высокое ускоряющее напряжение, чем большую среднюю мощность (в высоковольтных ускорителях – все наоборот). Именно поэтому удалось создать аппарат на 500 кВ, в то время как остальные портативные аппараты имеют не более 300 кВ. Физически это обусловлено тем, что в трубке “Бриг” высоковольтной изоляцией служит вакуум, а в остальных аппаратах – твердотельная изоляция в рентгеновской трубке и газовая или масляная в излучателе в целом;
• аналогично всем сверхвысокочастотным ускорителям аппарат Д-501 работает в импульсном режиме при длительности импульса порядка 10 мкс и частоте повторения 50 и 100 Гц (скважность порядка 103). Остальные же аппараты работают в непрерывном или квазинепрерывном режиме со скважностью не более 10–20. Благодаря этому при сравнимой средней мощности дозы выходного излучения мощность дозы в импульсе в аппарате Д-501 примерно в 1000 раз выше, чем в обычных аппаратах;
• специальное исполнение аппарата Д-501 с повышенным напряжением (500 кВ вместо 300) в сочетании с пониженным средним током (1мА вместо 5) позволило, во-первых, увеличить предельную толщину просвечивания (довести ее до 70 мм по стали вместо обычных 55–60 мм) и, во-вторых, уменьшить размеры фокусного пятна и тем самым значительно повысить чувствительность контроля (доведя ее до 1% вместо обычных 1,5–2%) при регистрации на пленку в стандартных для радиографии условиях;
• кроме того, благодаря отсутствию масляной или газовой изоляции оказалось возможным расширить рабочий диапазон температур аппарата с –20o до –40оС (положительная температура сохраняется +50оС).
Применительно к рассматриваемому случаю, т.е. возможности построения передвижного рентгеноскопического комплекса, особое значение приобретают два фактора: повышенное напряжение и импульсный режим работы. При больших толщинах просвечивания (а речь идет о контейнере или кузове с шириной порядка двух метров) мощность дозы излучения после объекта, которую регистрирует приемник, пропорциональна пятой–десятой степени напряжения и линейно зависит от тока. И если аппаратом на 300 кВ при токах порядка 5–10 мА невозможно просветить, например, слой воды толщиной 1 м, то при 500 кВ можно серьезно рассчитывать на просвечивание и большего слоя воды при использовании достаточно чувствительных приемников. Тем более это справедливо при импульсной работе аппарата: поскольку регистрация импульсного излучения микросекундного диапазона освоена так же хорошо, как и для непрерывного излучения, допустимый коэффициент ослабления излучения объектом возрастает в число раз, примерно равное скважности (т.е. порядка 103), и, как следствие, значительно увеличивается толщина просвечивания. Кроме того, импульсный режим имеет ту особенность, что при высоких импульсных параметрах средний уровень облучения может быть специально уменьшен, а это значительно снижает риск облучения персонала и сокращает радиус опасной зоны вокруг комплекса, в которую запрещен доступ людям во время работы. Так, для аппарата Д-501 при свободном выходе излучения (без ослабления объектом) удаление персонала в направлении излучения должно составлять не менее 150 м при токе 1 мА и 100 м при токе 0,5 мА. Для обычных аппаратов эти цифры значительно выше вследствие более высокой средней мощности дозы.
Заметим, что обычные аппараты перевести в аналогичный режим работы невозможно, так как их конструкция и используемые в них рентгеновские трубки обеспечивают в достаточно портативном варианте напряжение не более 300 кВ и исключают импульсный режим работы с большой скважностью. Теоретически для решения этих задач подошли бы стационарные аппараты на 450 кВ и 10 мА (если бы каким-либо образом были решены вопросы безопасности), но такие аппараты могут использоваться только в заводских условиях.
При использовании аппарата Д-501 существует еще одна интересная возможность повышения информативности контроля. На практике возможна ситуация, когда два предмета разной толщины и из разных материалов имеют один и тот же коэффициент поглощения рентгеновского излучения. В этом случае они не различимы в рентгеновских лучах. Но если изменять по определенному закону жесткость рентгеновского излучения (что эквивалентно изменению напряжения рентгеновского аппарата), то предметы, не различимые при одном напряжении, становятся различимы при другом напряжении, так как коэффициент ослабления рентгеновского излучения зависит не только от структуры предмета, но и от жесткости рентгеновского излучения. В этом суть так называемого двухуровневого или многоуровневого режима (напряжение принимает несколько значений).
Для обычных аппаратов возможно только медленное изменение напряжения, так как в их высоковольтных цепях используются выпрямители с фильтрами, не допускающие резких изменений напряжения. Для аппарата Д-501, напротив, изменение напряжения возможно в каждом последующем импульсе, так как импульсы независимы друг от друга. Фактически в этом случае вместо одного изображения получаются сразу два (или несколько), и анализ изображений – раздельным или совмещенным образом – позволяет повысить информативность контроля.
Таким образом, именно использование аппарата Д-501 делает реальным построение передвижного комплекса. В целом можно сказать, что параметры аппарата Д-501 определяются параметрами трубки “Бриг”, которая фактически представляет собой однокаскадный резонаторный ускоритель. Ускорение осуществляется с помощью высокочастотного поля, обеспечиваемого автогенератором на высокочастотном тетроде, встроенным в единую с резонатором-ускорителем вакуумную оболочку. При этом для ускорения электронов до 500 кэВ на анод тетрода от источника питания подается напряжение менее 15 кВ, что в 40 раз меньше рабочего ускоряющего напряжения. Напомним, что в традиционных аппаратах подаваемое на трубку напряжение равно рабочему. Источник анодного питания трубки “Бриг” – главная составная часть источника питания Д-501 – выполнен по схеме линейного модулятора.
Внешний вид аппарата Д-501 и трубки “Бриг” изображены соответственно на рис. 1 и 2.
Вопросы конкретного исполнения передвижного ИДК на базе аппарата Д-501 требуют серьезной проработки совместно со специалистами, реально занимающимися проведением таможенного контроля. В зависимости от конкретных задач возможно два варианта исполнения – мобильный и быстромонтируемый комплексы. В первом варианте комплекс должен базироваться на одном-двух грузовых автомобилях с фургоном и иметь минимальное время развертывания. Во втором варианте это может быть быстровозводимый ангар, внутри которого размещается комплекс и производится собственно контроль. Оба варианта имеют как преимущества, так и недостатки. Комплекс первого варианта можно размещать практически в любом месте, где есть асфальтированная дорога, и время его развертывания не превышает одного–двух часов. Фактически этот вариант рассчитан на быстрое перекрытие возможного пути проникновения незаконных грузов, причем место расположения комплекса заранее не известно. Однако на его работе будут серьезно сказываться погодные условия (сильный ветер, дождь, снегопад и т.д.). При втором варианте влияние погодных условий снижается, но монтаж комплекса может потребовать несколько дней. В условиях России могут найти применение оба варианта.
В последнее время был проведен ряд экспериментов для определения возможности использования аппарата Д-501 совместно с полупроводниковыми приемниками излучения [3]. В ходе этих экспериментов установлено, что при расстоянии от фокуса излучения до приемника 4 м уверенно фиксируется сигнал для излучения, прошедшего через слой стали толщиной 56 мм или слой воды толщиной 0,5 м. Фактически это означает, что уже сейчас на базе существующего оборудования (аппарата Д-501 и полупроводниковых приемников излучения), полностью подготовленного к серийному выпуску, возможно построение, например, ИДК в мобильном варианте для таможенного контроля легковых автомобилей и микроавтобусов. В этих автомобилях толщина элементов конструкции (за исключением двигателя) значительно меньше, чем 56 мм, и, следовательно, возможен контроль любых элементов автомобиля в целях обнаружения незаконных вложений.
В заключение специально отметим, что при использовании предлагаемой нами техники сегодня появляется реальная возможность создания ИДК на отечественной базе, обладающих достаточно высокими параметрами и не имеющих аналогов за рубежом.m
Литература
1. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник/Под ред. В.В.Клюева. – М.: Машиностроение, 1995.
2. Дугин Г. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК): Учебно-методическое пособие.– Москва: Российская таможенная академия, 1995.
3. Щелкунов Г., Данилов В., Симановский М. и др. Оценка возможности построения мобильного таможенного досмотрового рентгеноскопического комплекса для контроля большегрузных автомобилей. – В кн.: 15 Российская научно-техническая конференция “Неразрушающий контроль и диагностика”. Москва, 28.06.99 - 2.07.99: Тезисы докладов. Т. 2, с.194.
Представляем авторов
ЩЕЛКУНОВ Геннадий Петрович. Старший научный сотрудник ГНПП “Исток”. Сфера профессиональных интересов – разработка и изготовление СВЧ-электровакуумных приборов. Контактный телефон: (095) 465-88-72.
СИМАНОВСКИЙ Михаил Феодосиевич. Окончил Московский инженерно-физический институт. Начальник отдела ООО “Политехформ-М”. Сфера профессиональных интересов – ускорители заряженных частиц, промышленные рентгеновские аппараты.
Контактный телефон: (095) 324-42-05.
Отзывы читателей