По мере ускорения научно-технического прогресса в мире усиливается тенденция к интеграции промышленности, особенно в отраслях высокой технологии. Это вызвано прежде всего резким ростом затрат на НИОКР и закупку новейшего технологического оборудования. Сегодня эти затраты зачастую уже неприемлемы даже для крупнейших электронных корпораций. В таких условиях растет значение планирования и руководства развитием перспективных отраслей промышленности, взаимодействия государства и частнопромышленного сектора страны. Что же такое государственное регулирование? Постараемся ответить на этот вопрос на примере электронной промышленности США.
В США взаимодействие государства с частнопромышленным сектором осуществляется на двух взаимосвязанных уровнях – законодательной власти, обеспечивающей создание и сохранение общих условий развития отрасли ("общих правил игры"), и исполнительной власти, выполняющей функции координации и управления текущими процессами развития (рис.1). Непосредственное планирование развития производственной базы, управление целевыми комплексными программами по важнейшим направлениям деятельности, включая НИОКР, контроль выполнения планов и их коррекцию, – функции фирмы. Для управления проводимыми группами фирм комплексными (отраслевыми) программами, предусматривающего совместное планирование, координацию, оценку и корректировку работ участников, в стране образованы консорциумы, наиболее известный из которых Sematech (консорциум по разработке промышленных полупроводниковых технологий). В организации и деятельности таких консорциумов часто принимают участие заинтересованные государственные учреждения страны (национальные лаборатории министерств обороны, энергетики, НАСА и т.п.). И, наконец, государство активно участвует в управлении отраслью через межотраслевые региональные и национальные программы.
На законодательном уровне государство участвует в управлении промышленностью в первую очередь путем установления объемов государственного финансирования, утверждаемого Конгрессом США, и принятия мер по сохранению лидерства США. До 90% законодательной деятельности проводится соответствующими комитетами и комиссиями Сената и Палаты представителей, а также их временными или постоянными объединенными комиссиями (табл.1).
Эти органы готовят почти все решения Конгресса, касающиеся военно-экономической политики, политики в области высоких технологий, военного и высокотехнологичного производства (обсуждение разрабатываемого законопроекта в комитете или подкомитете – второй этап работ). Практически все представляемые законопроекты принимаются. Это объясняется в первую очередь тем, что в их обсуждении принимают участие все заинтересованные стороны, т.е. как правительственные чиновники различного уровня, так и представители частнопромышленного сектора (отдельных фирм, консорциумов, ассоциаций производителей). В рамках этого первого этапа члены Палаты представителей и сенаторы проводят встречи с заинтересованными сторонами. Надо отметить, что выбираемые от каждого штата законодатели, независимо от партийной принадлежности, уделяют большое внимание вопросам развития промышленности, науки и сферы услуг, выявляя интересы избирателей и "запас уступок". С одной стороны, это – забота о росте производства, (и, следовательно, занятости), повышении благосостояния граждан, т.е. работа на избирателя, и забота о росте налоговой базы, т.е. увеличении ресурсов государства. С другой – забота о своем личном будущем и перспективах партии на следующих выборах. Кроме того, фирмы поддерживают контакты с законодателями от своего штата по интересующим их вопросам. И наконец, отраслевые ассоциации постоянно консультируются с фирмами, входящими в их состав. Они вырабатывают рекомендации Конгрессу и правительству по вопросам развития НИОКР и производства, проводят выставки, семинары и другие мероприятия, в ходе которых знакомят общественность и представителей власти с достижениями и проблемами развития отрасли. Значение этих рекомендаций (выражающих, по существу, единую позицию отрасли) трудно переоценить. Именно на базе рекомендаций Национального совета по полупроводниковым приборам администрация Клинтона внесла в 1993 году в Конгресс предложение о смягчении антитрестовского законодательства. Это позволило электронной промышленности США после волны слияний и поглощений (например, образование Lockheed–Martin в результате слияния крупнейших военно-промышленных фирм Martin Marietta и Lockheed с дальнейшим поглощением электронной корпорации Loral) вернуть в достаточно короткие сроки лидирующие позиции по тем направлениям, где они были утрачены. На основе рекомендаций Совета была усовершенствована система льгот на НИОКР (до этого налоговые скидки предоставлялись только на сумму ассигнований, превышающую затраты на НИОКР в предыдущем году), облегчен доступ к патентному капиталу, снижены налоги на интеллектуальную собственность. Конгресс ежегодно продлевает сроки налоговых скидок на НИОКР, рассматривает вопросы совершенствования антитрестовского законодательства (в основном в пользу отрасли, что не всегда совпадает с интересами отдельных фирм, как, например, в случае с корпорацией Microsoft в 1998-1999 годах). Наконец, существует лоббистская практика.
Другой пример взаимодействия частной промышленности и власти – деятельность Объединенной комиссии по таможенным тарифам. В 1998 году после принятия в соответствии с международным договором по информационной технологии решения о постепенной отмене льготных тарифов, американские фирмы-изготовители конденсаторов и резисторов, с помощью этой комиссии сумели добиться отмены тарифов на ввоз в США исходных материалов и оборудования для производства пассивных компонентов. Это касалось в первую очередь 5%-ной таможенной пошлины на алюминиевую фольгу высокой степени чистоты и 3%-ной пошлины на танталовый порошок. Отмена тарифов, хотя и не смогла полностью компенсировать потери американских производителей конденсаторов и резисторов, испытывавших трудности со сбытом своей продукции после отмены 9%-ного налога на импорт, все же способствовала повышению конкурентоспособности их изделий на отечественном и зарубежных рынках.
К числу решений Конгресса, оказавших положительное воздействие на развитие электронной промышленности, можно отнести:
– увеличение в конце 1998 года числа виз, выдаваемых высококвалифицированным специалистам, временно привлекаемым на работу в фирмы высокой технологии США, с 65 тыс. до 115 тыс. (в октябре 1999 года квота на 2000 финансовый год была сохранена – 115 тыс.)* Характерно, что большинство американских нобелевских лауреатов – выходцы из других стран, причем, как правило, в первом поколении. Это – четко проводимая политика и бизнес: после второй мировой войны у США было 60% мирового золотого запаса, и страна сумела с умом этим распорядится;
– передачу федеральным судам из ведения судов штатов судебных дел по ценным бумагам фирм, действующих в национальном масштабе (ранее эти дела в соответствии с законом 1995 года о реформе процедуры судебных разбирательств вели суды штатов);
– закон о введении трехлетнего моратория на любые новые налоги на доступ в сеть Интернет и оказание услуг в онлайновом режиме;
– предоставление фирмам ограниченной защиты от судебного преследования за несанкционированное разглашение информации из-за Y2-проблемы;
– продление на 2000 год действия льгот, предусматривающих освобождение от налогообложения средств, выделяемых на НИОКР;
– ассигнование в 1999 финансовом году 67 млн. долл. (75 млн. в 2000-м) на разработку и совершенствование коммуникационных средств сети Интернет второго поколения. С этой целью, в частности совместно с Японией, в конце 1998 года начата межгосударственная программа, рассчитанная как минимум на три года.
На исполнительном уровне взаимодействия государства и частнопромышленного сектора решаются проблемы сохранения США как единственной в мире сверхдержавы, обеспечения ее экономического и технологического лидерства, а также высокой конкурентоспособности продукции отечественных фирм. Высший консультативный орган при президенте США, дающий ему рекомендации по проблемам, затрагивающим государственные интересы, – Совет национальной обороны (СНБ). Ему подотчетно "разведывательное сообщество", в составе которого помимо ЦРУ (единственного административно самостоятельного разведоргана, в обязанности которого входит общая координация деятельности "сообщества") еще восемь "сестер": разведуправление МО (РУМО), ФБР, бюро разведки и исследований Госдепартамента, отдел разведки комиссии по атомной энергии, отдел разведки Министерства энергетики, разведка Министерства финансов, секретная служба НАСА, Управление по борьбе с наркотиками. Поиск "свежих мозгов" и работа с перспективными лицами, которые потом могут вернуться на родину, ведутся разведотделами Массачусетского технологического института и других высших учебных заведений. Основные задачи "сообщества" сегодня – предотвращение воссоздания или появления второй сверхдержавы, промышленный шпионаж (им занимаются и соответствующие структуры частнопромышленного сектора), поиск и организация выезда на работу (временную или постоянную) в США самых талантливых специалистов стран бывшего "восточного блока" и "третьего мира" или привлечение их к участию в научно-исследовательских национальных программах США.
Наибольшее влияние на развитие электронной промышленности страны оказывает Министерство обороны – главный исполнительный орган по выработке и проведению военной политики страны, а также основной заказчик военно-ориентированных НИОКР и потребитель военной техники и вооружений. Взаимодействие МО с электронной промышленностью осуществляют:
– в центральном аппарате – Управления: НИОКР, начальника связи и средств управления войсками, перспективного планирования (DARPA), военного снабжения, в том числе его подразделение – Центр снабжения электронной аппаратурой, Совет по контролю приобретения систем вооружения;
– в Армии США – Управления: научно-исследовательское, войсковых испытаний и оценок, Командование вооружения и техники Армии и его подразделение – Командование электронной техники;
– в ВМФ – Управления научно-исследовательское и оценки программ, группа войсковых испытаний, Командование материально-технического обеспечения и его подразделение – Командование электронных систем;
– в ВВС – Центр испытаний и оценок, отделение электронных систем Командования средств вооружений ВВС.
В государственном регулировании, контроле и учете экономического и технологического развития страны на исполнительском уровне участвует и ряд других организаций (табл.2).
Таким образом, государство несет преимущественную ответственность за фундаментальные исследования в области электронной техники. Оно формирует законодательно-распорядительную базу, определяет необходимые меры в области таможенной, внешнеторговой и налоговой политики, проводит свою технологическую политику, т.е. устанавливает "правила игры". Государство определяет потребности ведомств, отвечающих за государственную безопасность, в электронной аппаратуре и компонентах, размещает заказы на них, осуществляет контроль качества и закупки. Следует отметить, что после окончания "холодной войны" и распада СССР, несмотря на планировавшееся сокращение военного бюджета (вплоть до 2000 года), США прогнозировали увеличение расходов на электронную технику военного назначения (НИОКР, испытания, оценку и закупку) уже в 1994 году. К 2000 году доля этих затрат в военном бюджете страны должна была достичь 25%. А поскольку вопреки прогнозам военный бюджет США начал расти уже в 1995–1996 годах, "вливания" в электронную промышленность также превысили запланированный уровень. Результаты оснащения вооруженных сил новейшими средствами выразились в повышении эффективности действия войск во время операций в Ираке и Югославии. Второй немаловажный фактор, сыгравший огромную роль в удержании лидерства страны на мировых рынках, – сохранение имевшихся производственных мощностей, технологий и квалифицированной рабочей силы при проведении конверсии оборонной промышленности (которая к тому же не была доведена до планировавшихся показателей). Изготовители военной электроники в основном осваивали производство изделий гражданского назначения на базе технологий, наиболее эффективно обеспечивающих такой переход, и технологий, предоставляемых государством в рамках программ технологий двойного назначения и переноса технологий. Так, Управление СОИ (ныне Управление ПРО) в период с 1986 по середину 90-х годов отобрало около 2 тыс. разработок, пригодных к передаче в гражданский сектор (примерно 700 из них в области лазерной техники и оптоэлектроники). На базе 30-40% этих разработок удалось реализовать коммерчески успешные проекты, в том числе создать полимерные светодиоды для быстродействующих волоконно-оптических линий связи, схему оптических межсоединений в многокристальных модулях, спектрометр на ИС и т.п.
Важную роль государство играет в организации и финансировании НИОКР по стратегически важным направлениям электронной техники (где усилия отдельных фирм или их объединений недостаточны) с целью обеспечения военно-политического и научно-технического лидерства страны, а также высокой конкурентоспособности изделий американских фирм. Государство финансирует проводимые, как правило, в государственных институтах фундаментальные исследования, предоставляя их результаты заинтересованным отечественным фирмам и поддерживая совместные программы НИОКР по реализации этих результатов в прикладных целях.
Источники финансирования НИОКР – в основном частнопромышленный сектор и государство. В 1999 году затраты на НИОКР должны были достичь 232 млрд. долл., что на 9% выше, чем в предыдущем году. Из них на долю государства приходится 27,7% (при темпах прироста 2,3%, что практически равно ожидавшейся инфляции), на долю частнопромышленного сектора – 67,5%, бесприбыльных организаций – 4,8%. Самые высокие темпы прироста затрат на НИОКР характерны для высокотехнологичных отраслей – 15% для программ разработки новых программных средств и 11,6% – программ совершенствования полупроводниковой техники (рис.2).
Около 75% государственных ассигнований предназначены для НИОКР в области средств военного назначения. Военные НИОКР проводятся в соответствии с утвержденным МО перечнем ключевых технологий. Контролирует разработки и технологическую политику Управление по научно-технической политике (УНТП), финансирующее программы. Специальный институт ключевых технологий при УНТП призван оптимизировать усилия по формированию государственной инвестиционной политики, начиная с составления перечня базовых технологий, играющих важную роль в обеспечении конкурентоспособности изделий американской промышленности и высокой обороноспособности страны. Планирование основано на определении целевых комплексных программ, что позволяет увязать многочисленные организационные и технические вопросы, сократить расходы на проведение программ, а также сроки разработок, испытания и внедрения в производство новых изделий. Цель большинства программ – разработка пригодных к быстрому освоению в производстве приборов и технологий. Так, проводившаяся в 1979– 1989 годах военная программа создания сверхскоростных ИС, на которую была затрачена немалая по тем временам сумма в 3 млрд. долл. (1 млрд. долл. – государственное финансирование), заметно способствовала стремительному развитию микроэлектроники.
Контроль выполнения НИОКР по программам МО возложен на его Управления (самое известное из которых DARPA). Программы проводятся исследовательскими центрами Армии, ВМФ и ВВС, а также частнопромышленными фирмами. При этом возможно финансирование работ одной или нескольких фирм. Так, в MMST-программе развития микроэлектроники 1989–1995 годов, проводившейся с целью сокращения сроков создания заказных и полузаказных схем с двух месяцев до трех дней, участвовала фирма Texas Instruments. В MIMIC-программе 1987–1994 годов по разработке надежных и относительно недорогих СВЧ-монолитных схем на частоты 1–100 ГГц – фирмы Texas Instruments Raytheon (разработка новой технологии для систем РЭБ), TRW (аппаратура РПД), Hughes Aircraft General Electric (РЛС наземного и воздушного базирования), Martin Marietta (ИС устройств связи). МО участвует и в финансировании проектов, проводимых самостоятельно группой фирм, как это случилось с консорциумом Sematech. На работы этого консорциума, созданного 14 крупнейшими производителями полупроводниковых приборов и технологического оборудования при участии МО, правительство ежегодно до 1996 года отчисляло в среднем 100 млн. долл. Администрация Клинтона, полагая завершенными работы по совершенствованию технологий построения моделей, развитию методов имитационного моделирования, внедрению комплексно-автоматизированных систем производства ИС и сокращению (на 25%) сроков разработки новых технологических процессов, с 1994 по 1996 годы предлагала Конгрессу постепенно снижать уровень финансирования (80 млн. долл. в 1994-м, 60 млн. в 1995-м и 40-50 млн. долл. в 1996-м). Однако каждый раз после консультаций в соответствующих комиссиях Конгресс оставлял сумму ассигнований прежней (100 млн. долл.). Кончилась эта волынка только после того как, уверовав в свои силы, полупроводниковые фирмы-участницы консорциума согласились с прекращением госфинансирования. Освободившиеся средства были переданы на проведение других стратегически важных программ. Тем не менее, фирмы, входящие в консорциум продолжают совместные разработки (сегодня бюджет его составляет 120-140 млн. долл.), в частности по выработке стандартов и технологий, необходимых для перехода на обработку пластин диаметром 300 мм.
Следует отметить, что меры, предпринимаемые США по стимулированию электронных фирм в наиболее перспективных направлениях, хотя и эффективны, в основном являются косвенными (за исключением прямого финансирования по госзаказам – контрактам на вооружение, спецтехнику и комплектующие, а также долевого участия в НИОКР). Это, в частности, – освобождение от налогообложения средств, выделяемых для финансирования НИОКР, предоставление льгот по оплате земельной собственности, сокращение сроков амортизации лабораторного (до трех-четырех лет) и производственного (в среднем до пяти лет) оборудования, включая вычислительную технику (в первый год амортизационные отчисления могут достигать 50%), смягчение антитрестовских ограничений и т.п.
Меры стимулирования в сочетании с участием государства в сфере финансирования НИОКР, проводимых в частнопромышленном секторе, позволяют формировать устойчивую базу для развития высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе и электронной, и тем самым повышают конкурентоспособность изделий этих отраслей на мировом рынке.
На законодательном уровне государство участвует в управлении промышленностью в первую очередь путем установления объемов государственного финансирования, утверждаемого Конгрессом США, и принятия мер по сохранению лидерства США. До 90% законодательной деятельности проводится соответствующими комитетами и комиссиями Сената и Палаты представителей, а также их временными или постоянными объединенными комиссиями (табл.1).
Эти органы готовят почти все решения Конгресса, касающиеся военно-экономической политики, политики в области высоких технологий, военного и высокотехнологичного производства (обсуждение разрабатываемого законопроекта в комитете или подкомитете – второй этап работ). Практически все представляемые законопроекты принимаются. Это объясняется в первую очередь тем, что в их обсуждении принимают участие все заинтересованные стороны, т.е. как правительственные чиновники различного уровня, так и представители частнопромышленного сектора (отдельных фирм, консорциумов, ассоциаций производителей). В рамках этого первого этапа члены Палаты представителей и сенаторы проводят встречи с заинтересованными сторонами. Надо отметить, что выбираемые от каждого штата законодатели, независимо от партийной принадлежности, уделяют большое внимание вопросам развития промышленности, науки и сферы услуг, выявляя интересы избирателей и "запас уступок". С одной стороны, это – забота о росте производства, (и, следовательно, занятости), повышении благосостояния граждан, т.е. работа на избирателя, и забота о росте налоговой базы, т.е. увеличении ресурсов государства. С другой – забота о своем личном будущем и перспективах партии на следующих выборах. Кроме того, фирмы поддерживают контакты с законодателями от своего штата по интересующим их вопросам. И наконец, отраслевые ассоциации постоянно консультируются с фирмами, входящими в их состав. Они вырабатывают рекомендации Конгрессу и правительству по вопросам развития НИОКР и производства, проводят выставки, семинары и другие мероприятия, в ходе которых знакомят общественность и представителей власти с достижениями и проблемами развития отрасли. Значение этих рекомендаций (выражающих, по существу, единую позицию отрасли) трудно переоценить. Именно на базе рекомендаций Национального совета по полупроводниковым приборам администрация Клинтона внесла в 1993 году в Конгресс предложение о смягчении антитрестовского законодательства. Это позволило электронной промышленности США после волны слияний и поглощений (например, образование Lockheed–Martin в результате слияния крупнейших военно-промышленных фирм Martin Marietta и Lockheed с дальнейшим поглощением электронной корпорации Loral) вернуть в достаточно короткие сроки лидирующие позиции по тем направлениям, где они были утрачены. На основе рекомендаций Совета была усовершенствована система льгот на НИОКР (до этого налоговые скидки предоставлялись только на сумму ассигнований, превышающую затраты на НИОКР в предыдущем году), облегчен доступ к патентному капиталу, снижены налоги на интеллектуальную собственность. Конгресс ежегодно продлевает сроки налоговых скидок на НИОКР, рассматривает вопросы совершенствования антитрестовского законодательства (в основном в пользу отрасли, что не всегда совпадает с интересами отдельных фирм, как, например, в случае с корпорацией Microsoft в 1998-1999 годах). Наконец, существует лоббистская практика.
Другой пример взаимодействия частной промышленности и власти – деятельность Объединенной комиссии по таможенным тарифам. В 1998 году после принятия в соответствии с международным договором по информационной технологии решения о постепенной отмене льготных тарифов, американские фирмы-изготовители конденсаторов и резисторов, с помощью этой комиссии сумели добиться отмены тарифов на ввоз в США исходных материалов и оборудования для производства пассивных компонентов. Это касалось в первую очередь 5%-ной таможенной пошлины на алюминиевую фольгу высокой степени чистоты и 3%-ной пошлины на танталовый порошок. Отмена тарифов, хотя и не смогла полностью компенсировать потери американских производителей конденсаторов и резисторов, испытывавших трудности со сбытом своей продукции после отмены 9%-ного налога на импорт, все же способствовала повышению конкурентоспособности их изделий на отечественном и зарубежных рынках.
К числу решений Конгресса, оказавших положительное воздействие на развитие электронной промышленности, можно отнести:
– увеличение в конце 1998 года числа виз, выдаваемых высококвалифицированным специалистам, временно привлекаемым на работу в фирмы высокой технологии США, с 65 тыс. до 115 тыс. (в октябре 1999 года квота на 2000 финансовый год была сохранена – 115 тыс.)* Характерно, что большинство американских нобелевских лауреатов – выходцы из других стран, причем, как правило, в первом поколении. Это – четко проводимая политика и бизнес: после второй мировой войны у США было 60% мирового золотого запаса, и страна сумела с умом этим распорядится;
– передачу федеральным судам из ведения судов штатов судебных дел по ценным бумагам фирм, действующих в национальном масштабе (ранее эти дела в соответствии с законом 1995 года о реформе процедуры судебных разбирательств вели суды штатов);
– закон о введении трехлетнего моратория на любые новые налоги на доступ в сеть Интернет и оказание услуг в онлайновом режиме;
– предоставление фирмам ограниченной защиты от судебного преследования за несанкционированное разглашение информации из-за Y2-проблемы;
– продление на 2000 год действия льгот, предусматривающих освобождение от налогообложения средств, выделяемых на НИОКР;
– ассигнование в 1999 финансовом году 67 млн. долл. (75 млн. в 2000-м) на разработку и совершенствование коммуникационных средств сети Интернет второго поколения. С этой целью, в частности совместно с Японией, в конце 1998 года начата межгосударственная программа, рассчитанная как минимум на три года.
На исполнительном уровне взаимодействия государства и частнопромышленного сектора решаются проблемы сохранения США как единственной в мире сверхдержавы, обеспечения ее экономического и технологического лидерства, а также высокой конкурентоспособности продукции отечественных фирм. Высший консультативный орган при президенте США, дающий ему рекомендации по проблемам, затрагивающим государственные интересы, – Совет национальной обороны (СНБ). Ему подотчетно "разведывательное сообщество", в составе которого помимо ЦРУ (единственного административно самостоятельного разведоргана, в обязанности которого входит общая координация деятельности "сообщества") еще восемь "сестер": разведуправление МО (РУМО), ФБР, бюро разведки и исследований Госдепартамента, отдел разведки комиссии по атомной энергии, отдел разведки Министерства энергетики, разведка Министерства финансов, секретная служба НАСА, Управление по борьбе с наркотиками. Поиск "свежих мозгов" и работа с перспективными лицами, которые потом могут вернуться на родину, ведутся разведотделами Массачусетского технологического института и других высших учебных заведений. Основные задачи "сообщества" сегодня – предотвращение воссоздания или появления второй сверхдержавы, промышленный шпионаж (им занимаются и соответствующие структуры частнопромышленного сектора), поиск и организация выезда на работу (временную или постоянную) в США самых талантливых специалистов стран бывшего "восточного блока" и "третьего мира" или привлечение их к участию в научно-исследовательских национальных программах США.
Наибольшее влияние на развитие электронной промышленности страны оказывает Министерство обороны – главный исполнительный орган по выработке и проведению военной политики страны, а также основной заказчик военно-ориентированных НИОКР и потребитель военной техники и вооружений. Взаимодействие МО с электронной промышленностью осуществляют:
– в центральном аппарате – Управления: НИОКР, начальника связи и средств управления войсками, перспективного планирования (DARPA), военного снабжения, в том числе его подразделение – Центр снабжения электронной аппаратурой, Совет по контролю приобретения систем вооружения;
– в Армии США – Управления: научно-исследовательское, войсковых испытаний и оценок, Командование вооружения и техники Армии и его подразделение – Командование электронной техники;
– в ВМФ – Управления научно-исследовательское и оценки программ, группа войсковых испытаний, Командование материально-технического обеспечения и его подразделение – Командование электронных систем;
– в ВВС – Центр испытаний и оценок, отделение электронных систем Командования средств вооружений ВВС.
В государственном регулировании, контроле и учете экономического и технологического развития страны на исполнительском уровне участвует и ряд других организаций (табл.2).
Таким образом, государство несет преимущественную ответственность за фундаментальные исследования в области электронной техники. Оно формирует законодательно-распорядительную базу, определяет необходимые меры в области таможенной, внешнеторговой и налоговой политики, проводит свою технологическую политику, т.е. устанавливает "правила игры". Государство определяет потребности ведомств, отвечающих за государственную безопасность, в электронной аппаратуре и компонентах, размещает заказы на них, осуществляет контроль качества и закупки. Следует отметить, что после окончания "холодной войны" и распада СССР, несмотря на планировавшееся сокращение военного бюджета (вплоть до 2000 года), США прогнозировали увеличение расходов на электронную технику военного назначения (НИОКР, испытания, оценку и закупку) уже в 1994 году. К 2000 году доля этих затрат в военном бюджете страны должна была достичь 25%. А поскольку вопреки прогнозам военный бюджет США начал расти уже в 1995–1996 годах, "вливания" в электронную промышленность также превысили запланированный уровень. Результаты оснащения вооруженных сил новейшими средствами выразились в повышении эффективности действия войск во время операций в Ираке и Югославии. Второй немаловажный фактор, сыгравший огромную роль в удержании лидерства страны на мировых рынках, – сохранение имевшихся производственных мощностей, технологий и квалифицированной рабочей силы при проведении конверсии оборонной промышленности (которая к тому же не была доведена до планировавшихся показателей). Изготовители военной электроники в основном осваивали производство изделий гражданского назначения на базе технологий, наиболее эффективно обеспечивающих такой переход, и технологий, предоставляемых государством в рамках программ технологий двойного назначения и переноса технологий. Так, Управление СОИ (ныне Управление ПРО) в период с 1986 по середину 90-х годов отобрало около 2 тыс. разработок, пригодных к передаче в гражданский сектор (примерно 700 из них в области лазерной техники и оптоэлектроники). На базе 30-40% этих разработок удалось реализовать коммерчески успешные проекты, в том числе создать полимерные светодиоды для быстродействующих волоконно-оптических линий связи, схему оптических межсоединений в многокристальных модулях, спектрометр на ИС и т.п.
Важную роль государство играет в организации и финансировании НИОКР по стратегически важным направлениям электронной техники (где усилия отдельных фирм или их объединений недостаточны) с целью обеспечения военно-политического и научно-технического лидерства страны, а также высокой конкурентоспособности изделий американских фирм. Государство финансирует проводимые, как правило, в государственных институтах фундаментальные исследования, предоставляя их результаты заинтересованным отечественным фирмам и поддерживая совместные программы НИОКР по реализации этих результатов в прикладных целях.
Источники финансирования НИОКР – в основном частнопромышленный сектор и государство. В 1999 году затраты на НИОКР должны были достичь 232 млрд. долл., что на 9% выше, чем в предыдущем году. Из них на долю государства приходится 27,7% (при темпах прироста 2,3%, что практически равно ожидавшейся инфляции), на долю частнопромышленного сектора – 67,5%, бесприбыльных организаций – 4,8%. Самые высокие темпы прироста затрат на НИОКР характерны для высокотехнологичных отраслей – 15% для программ разработки новых программных средств и 11,6% – программ совершенствования полупроводниковой техники (рис.2).
Около 75% государственных ассигнований предназначены для НИОКР в области средств военного назначения. Военные НИОКР проводятся в соответствии с утвержденным МО перечнем ключевых технологий. Контролирует разработки и технологическую политику Управление по научно-технической политике (УНТП), финансирующее программы. Специальный институт ключевых технологий при УНТП призван оптимизировать усилия по формированию государственной инвестиционной политики, начиная с составления перечня базовых технологий, играющих важную роль в обеспечении конкурентоспособности изделий американской промышленности и высокой обороноспособности страны. Планирование основано на определении целевых комплексных программ, что позволяет увязать многочисленные организационные и технические вопросы, сократить расходы на проведение программ, а также сроки разработок, испытания и внедрения в производство новых изделий. Цель большинства программ – разработка пригодных к быстрому освоению в производстве приборов и технологий. Так, проводившаяся в 1979– 1989 годах военная программа создания сверхскоростных ИС, на которую была затрачена немалая по тем временам сумма в 3 млрд. долл. (1 млрд. долл. – государственное финансирование), заметно способствовала стремительному развитию микроэлектроники.
Контроль выполнения НИОКР по программам МО возложен на его Управления (самое известное из которых DARPA). Программы проводятся исследовательскими центрами Армии, ВМФ и ВВС, а также частнопромышленными фирмами. При этом возможно финансирование работ одной или нескольких фирм. Так, в MMST-программе развития микроэлектроники 1989–1995 годов, проводившейся с целью сокращения сроков создания заказных и полузаказных схем с двух месяцев до трех дней, участвовала фирма Texas Instruments. В MIMIC-программе 1987–1994 годов по разработке надежных и относительно недорогих СВЧ-монолитных схем на частоты 1–100 ГГц – фирмы Texas Instruments Raytheon (разработка новой технологии для систем РЭБ), TRW (аппаратура РПД), Hughes Aircraft General Electric (РЛС наземного и воздушного базирования), Martin Marietta (ИС устройств связи). МО участвует и в финансировании проектов, проводимых самостоятельно группой фирм, как это случилось с консорциумом Sematech. На работы этого консорциума, созданного 14 крупнейшими производителями полупроводниковых приборов и технологического оборудования при участии МО, правительство ежегодно до 1996 года отчисляло в среднем 100 млн. долл. Администрация Клинтона, полагая завершенными работы по совершенствованию технологий построения моделей, развитию методов имитационного моделирования, внедрению комплексно-автоматизированных систем производства ИС и сокращению (на 25%) сроков разработки новых технологических процессов, с 1994 по 1996 годы предлагала Конгрессу постепенно снижать уровень финансирования (80 млн. долл. в 1994-м, 60 млн. в 1995-м и 40-50 млн. долл. в 1996-м). Однако каждый раз после консультаций в соответствующих комиссиях Конгресс оставлял сумму ассигнований прежней (100 млн. долл.). Кончилась эта волынка только после того как, уверовав в свои силы, полупроводниковые фирмы-участницы консорциума согласились с прекращением госфинансирования. Освободившиеся средства были переданы на проведение других стратегически важных программ. Тем не менее, фирмы, входящие в консорциум продолжают совместные разработки (сегодня бюджет его составляет 120-140 млн. долл.), в частности по выработке стандартов и технологий, необходимых для перехода на обработку пластин диаметром 300 мм.
Следует отметить, что меры, предпринимаемые США по стимулированию электронных фирм в наиболее перспективных направлениях, хотя и эффективны, в основном являются косвенными (за исключением прямого финансирования по госзаказам – контрактам на вооружение, спецтехнику и комплектующие, а также долевого участия в НИОКР). Это, в частности, – освобождение от налогообложения средств, выделяемых для финансирования НИОКР, предоставление льгот по оплате земельной собственности, сокращение сроков амортизации лабораторного (до трех-четырех лет) и производственного (в среднем до пяти лет) оборудования, включая вычислительную технику (в первый год амортизационные отчисления могут достигать 50%), смягчение антитрестовских ограничений и т.п.
Меры стимулирования в сочетании с участием государства в сфере финансирования НИОКР, проводимых в частнопромышленном секторе, позволяют формировать устойчивую базу для развития высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе и электронной, и тем самым повышают конкурентоспособность изделий этих отраслей на мировом рынке.
Отзывы читателей