Выпуск #6/1999
О. Казанцева.
Профессиональная полиграфия для профессионалов в электронике
Профессиональная полиграфия для профессионалов в электронике
Просмотры: 2661
Любая, даже очень небольшая, фирма или предприятие узкого профиля прибегает к услугам полиграфистов. Визитки, папки, бланки, листовки, буклеты, упаковка, технические описания, инструкции пользователей, паспорта на продукцию и многое другое, без чего обойтись просто невозможно, становится причиной головной боли, поскольку вынуждает специалистов в одной области заниматься не своим делом. Но куда деваться? Грядет выставка – как обойтись без красочных плакатов, каталогов, буклетов, листовок, сувениров с символикой фирмы? А содержать в штате специалистов с полиграфической подготовкой не всегда рентабельно. Проблема...
Известный и уважаемый во всем мире специалист Гарри Картер сказал что “печатник, получающий обрывочную или туманную информацию, на основе которой ему предстоит выдать предложение по ценам, теряет уважение к заказчику” [1]. Но это у Них, Там. У Нас с этим высказыванием согласиться можно лишь частично. Конечно, полиграфисту намного проще работать c четким заказом. Иначе возникает непонимание между исполнителем и заказчиком, взаимные претензии и т.д. Клиент получает не то, что хотел, исполнитель отказывается бесплатно переделывать работу – в результате плохо всем. Но с другой стороны, незнанием клиентом базовых основ полиграфии очень часто пользуются недобросовестные исполнители.
Это взаимное недовольство можно свести к нулю, если включить в цепочку “заказчик – печатник” полиграфическое (рекламно-полиграфическое) агентство. В этих учреждениях есть как специалисты по работе с клиентами, так и профессионалы в полиграфии. Они не только сэкономят массу времени (а время – деньги), но и уменьшат затраты. Но основные полиграфические понятия руководителю любого предприятия знать все-таки надо.
ВИДЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Полиграфия включает огромное число технологий для совершенно разных целей – от издания печатной продукции многотысячными тиражами до нанесения изображений на различные изделия. Как в этом многообразии разобраться? Прежде всего, тираж: все технологии можно разделить на три группы в зависимости от объема выпуска – штучные изделия, сотни копий и тысячные объемы производства. Способы изготовления во всех трех группах различаются принципиально. Другой параметр – требуемая цветность. Здесь можно выделить три группы – одноцветная (черно-белая) печать, двух- трехцветная и полноцветная (как цветная фотография). Например, журнал “Электроника: НТБ” издается по технологии двухцветной печати в сочетании с полноцветной (цветные обложка и восемь страниц). Еще одна градация – качество. Либо это листовки-однодневки, либо цветной журнал на хорошей бумаге, либо издание с золотым тиснением, на бумаге высшего качества, с дорогим переплетом и превосходными цветными иллюстрациями. Технологии опять же будут совершенно различны. Существует еще немало параметров, определяющих способ производства – срочность исполнения, условия эксплуатации изделий, стоимость и т.д. Но они вторичны, хотя так же важны.
Итак, тираж. Единичные полиграфические изделия (цветные и черно-белые) печатаются на принтерах и плоттерах (специальное устройство для графической печати). Для штучного тиражирования применяют и копировальные аппараты (ксероксы). Более сотни черно-белых и десятка цветных копий с помощью такой техники воспроизводить абсолютно нерентабельно. Тема принтеров и ксероксов очень емкая, поэтому оставим ее пока в стороне, тем более что написано об этом немало [2].
Однако в полиграфии единичных изделий есть весьма интересный и важный аспект – это изготовление высококачественных полноцветных изделий – например, элементов оформления выставочного стенда, интерьера офиса и т.д. Характерные представители данного семейства – красочные плакаты (рассказывающие о фирме, с изображением оборудования, поясняющие сущность технологии и т.п.). Такие плакаты должны быть сравнительно большими, формата А1 или А0, обязательно полноцветными и долговечными. И нужно таких плакатов несколько штук, а то и один. Как их сделать?
Для подобных полиграфических изделий применяют широкоформатные плоттеры [3]. Они различаются типом красящего вещества и способом нанесения краски на бумагу (пленку, ткань или другую основу). Не вдаваясь в детали, скажем, что сегодня абсолютное лидерство захватили струйные технологии – жидкая краска термической или пьезоэлектрической головкой наносится на бумагу. Основной недостаток такой технологии – относительно невысокое разрешение, не более 360 точек на дюйм (dpi, dots per inch) [4]. Для технического плаката, который будут рассматривать с расстояния больше полуметра, разрешение выше 120 dpi – пустая трата денег. Следует сразу сказать, что качество струйной печати определяется бумагой (или иным носителем). Подходящая бумага стоит недешево, что немудрено – она должна быть прочной, быстро впитывать краску, не позволяя ей растекаться, обладать пластичностью и т.д. Однако несмотря на все достоинства бумаги, плакаты нуждаются в защите – ламинировании, покрытии лаком и т.п. Наиболее популярный способ защиты, если речь не идет об уличной рекламе, – ламинирование. Бумагу закатывают между двух слоев термоклеящейся пленки. В результате плакат приобретает глянцевый блеск и дополнительную механическую прочность (его уже случайно не помнешь), он защищен от влаги, ультрафиолетового излучения (иначе краски будут тускнеть) и прочих воздействий. В ряде случаев можно обойтись без ламинирования, используя специальную бумагу и краски, обеспечивающие несмываемость [3, 5].
Продукция плоттерной печати довольно дорогая – от 60 до 100 долл. за м2 при ширине 90–120 см на качественной бумаге с ламинированием. Однако дешевле полноцветный плакат не сделать. Приходилось наблюдать попытки сэкономить за счет бумаги и ламинирования. В результате получались одноразовые изделия, срок жизни которых – максимум две выставки. Дальше работать с ними просто стыдно. А цена “экономичного” варианта – 35–40 долл. за м2. Стоит ли овчинка выделки?
Очень часто возникает потребность в печатных изделиях тиражами в несколько сот копий. Это могут быть информационные листовки, техническая документация на мелкосерийную продукцию, бланки, прайс-листы и т.д. В данном случае наиболее оптимальное с точки зрения цены решение – ризография. Это один из видов трафаретной печати, когда оригинальное изображение переносится на так называемую мастер-пленку, которая используется как трафарет. Ризографы позволяют тиражировать не только черно-белые, но и многоцветные образцы, но полноцветная печать на них проблематична, поскольку трудно обеспечить совмещение мастер-пленок для всех четырех цветов. Кроме того, возникают проблемы с подбором красок. Хотя есть модели, решающие эти задачи (с компьютерным изготовлением мастер-пленок). Но и стоимость копии у них довольно высока.
И наконец, производство тысячных тиражей. Со времен изобретения Гутенбергом печатного пресса в этой области мало что принципиально изменилось. Как и полтысячи лет назад, к каким-то образом сформированной матрице (неважно, вырезанной из дерева или полученной фотолитографическим способом), смазанной краской, прижимается бумага, и на нее переносится изображение. Основное отличие в технологиях – способ изготовления матриц. Различают три вида печати – высокая, глубокая и плоская.
Термин высокая печать означает, что типографская краска наносится на поверхность с рельефно выступающим изображением (набором). Текст и заголовки обычно печатаются с составного набора из металлических литер. Для иллюстраций и особого шрифтового оформления требуется металлическое клише. Сегодня эту технологию применяют достаточно редко.
Глубокая печать подразумевает печать с углубленного набора. Она рентабельна при больших – свыше 100 тыс. – тиражах. Особый интерес представляет разновидность данного метода – флексография. При этом используют гибкие резиновые или полимерные печатные формы. Благодаря пластичности они позволяют печатать на множестве типов поверхностей, которые совершенно не подходят для офсета – от тонкого пластика до грубого картона. Флексография широко применяется для производства наклеек и упаковки [6, 7].
При плоской печати отображаемые фрагменты находятся в одой плоскости с пробельными. Изображение переносится на бумагу с пластины, обработанной таким образом, что к одним ее участкам краска пристает, а к другим – нет. Известны три разновидности плоской печати – литография, фототипия и офсет. При офсетной печати краска с матрицы на бумагу переносится посредством специального офсетного полотна. Долгие годы методом плоской печати изготавливали крупноформатные плакаты, пока не развились струйные технологии. Посредством другой разновидности данного метода – рулонного офсета – производят практически все журналы. По оценкам ряда экспертов, офсетным способом печатается до 80% всей продукции в мире.
Формы для плоской печати получают посредством фотонабора – метод сродни фотолитографии, когда с фотошаблона (пленки) изображение переносится на пластину (матрицу). Эта технология имеет массу преимуществ по сравнению с набором из металлических литер, прежде всего в оперативности и производительности. Пленки для фотонабора изготавливают на специальном, весьма дорогом оборудовании с оригинал-макета, который содержит и иллюстрации, и текст. Сколько необходимо цветов на страницу, столько и пленок. При полноцветной печати каждая страница – это четыре пленки. Но иногда, чтобы сделать дизайн ярким и оригинальным, применяют дополнительные пленки для флюоресцирующих красок, формирования серебристых (золотистых) фрагментов изображения, лакировки отдельных участков и т.д.
Вообще следует иметь в виду, что каждый цвет (пленка) – это фактически новая копия. Поэтому при оценке тиража количество копий следует умножить на число цветов. В результате получится, что если для печати 200 двухцветных листовок нужен ризограф, то для такого же количества полноцветных изделий лучшее решение – офсетная печать.
В последнее время в большую полиграфию все стремительнее вторгаются цифровые методы печати. Такое оборудование для больших тиражей достаточно дорого – пока это ещё экзотика. Но, возможно, будущее – за этими технологиями.
Упомянем еще два важных полиграфических процесса – термографию и шелкотрафаретную печать. Термография – это дальнейшее развитие древней техники тиснения. Ее применяют для получения рельефных изображений, тиснения фольгой и т.п. посредством теплового процесса. Очень часто используют в производстве визитных карточек, фирменных папок, открыток...
Шелкотрафаретная печать или шелкография – это процесс трафаретной печати, без которого не обойтись при изготовлении всевозможных оформительских материалов, особенно малыми тиражами. Все напечатанное этим способом отличается насыщенностью и высокой плотностью изображения. Большое преимущество шелкографии – печать на нетрадиционных материалах и поверхностях различных форм (от визитных карточек до авторучек и футболок).
НУ ОЧЕНЬ СМЕШНЫЕ ЦЕНЫ
Важнейший вопрос любого производства – стоимость продукции. В конечном итоге полиграфические технологии развиваются в сторону уменьшения цены при улучшении качества. Заказчику приходится делать нелегкий выбор между различными методами производства, исполнителями, сроками изготовления, чтобы соотношение цена/качество оказалось приемлемым. В России это особенно тяжело, поскольку рынок услуг сложившимся назвать нельзя, а потому разброс цен велик (на отдельные виды полиграфической деятельности – более чем в 20 раз). Чтобы не запутаться в ценообразовании, надо представлять составляющие стоимости.
Любой полиграфический заказ включает три крупные технологические стадии – разработка оригинал-макета, подготовка полиграфического производства и собственно процесс печати. Стоимость разработки оригинал-макета – величина абсолютно непредсказуемая, это может быть и пять, и пятьсот долларов, поскольку процесс этот – творческий. Подготовка производства включает изготовление различных аналогов гутенберговских пресс-форм – мастер-пленок, матриц, клише, одноразовых образов изображения на барабане лазерных принтеров и ксероксов... Как правило, чем дороже предварительная подготовка, тем дешевле собственно производство. При ксерокопировании предварительной подготовки как таковой нет, поэтому стоимость одной копии от объема практически не зависит. Все скидки – исключительно оптовые (оператору проще делать сто одинаковых копий, чем разных; ксероксу – безразлично). В процессе ризографии стоимость мастер-пленок играет уже заметную роль (см. график). При офсетной фотонаборной печати самое дорогое – изготовить матрицы. Дальше может использоваться даже самая дешевая бумага и краски.
Рассмотрим ценообразование при офсете. Допустим, необходимо произвести 1000 полноцветных односторонних рекламных листовок формата А4. Прежде чем производить пленки, нужна процедура цветоделения – разложение оригинал-макета на четыре основных цвета. Собственно производство пленок обходится в сумму 6,5–20 долл. за четыре пленки. Если листовка двухсторонняя, нужно два комплекта пленок. Изготовление матриц обходится в 60-200 долл. Еще сколько-то стоит подготовка и амортизация оборудования. Но все это – фиксированная оплата, необходимая, чтобы начать производство. Остальное – это цена собственно производственного процесса (краски, бумага, работа). Наиболее существенная величина – расходы на бумагу. Она составляет от 50% (при тиражах до 10 тыс.) до 80% стоимости всех работ. Но от того, какая бумага, зависит внешний вид полиграфического изделия.
В итоге партия в 1000 полноцветных односторонних листовок на хорошей глянцевой бумаге обойдется в среднем в 180 долла. А 5000 таких же листовок – в 360 долл. Тираж возрос в пять раз, а цена лишь удвоилась. Стоимость падает практически по гиперболе (см. график), и так будет продолжаться, пока не кончится ресурс матриц (~50 тыс. копий).
Необходимо учитывать, что при всех дополнительных работах: брошюровании, вырубке, тиснении, термографии, скруглении углов, фальцовке (сгибе листа), покрытии лаком или ламинировании и т.д. стоимость конечного продукта возрастает.
ГДЕ ДЕЛАТЬ?
Обойтись одним производственным печатным предприятием для удовлетворения всех нужд в полиграфической продукции практически невозможно. Оборудование и цены на различные виды полиграфических услуг у всех разные. Поэтому, к примеру, печать карманных календарей лучше разместить в одном месте, а бланки заказать в другом. Некоторые производства предлагают очень хорошие цены на большие тиражи, но с малыми заказами туда обращаться не стоит. Специализация, однако...
Запрашивая цены у печатников, надо предоставить им хотя бы черновой макет предполагаемого заказа, указав такие данные, как тираж, сорт бумаги, формат, сгибы, вырезы, цветность печати, порядок и форму подачи исходных материалов. Выдавая наиболее полный по параметрам запрос, заказчик получит от печатников более интересное предложение по ценам.
Получив предложения, их следует проанализировать на предмет соответствия вашим требованиям. Дешево – не значит хорошо. Если нужен буклет, призванный отразить выдающиеся свойства и надежность вашего товара, большую роль будет играть уровень и качество полиграфического исполнения. Поэтому если цена у кого-нибудь выше на 10%, но и качество лучше, то есть смысл дать заказ именно этому полиграфисту. Можно не экономить 30 долл. на плакате, и на много лет избавиться от проблем. А можно сэкономить на качественной бумаге и ламинировании, и через полгода объяснять руководству, почему деньги потрачены, а плакат – мятый, выцветший и годится лишь в макулатуру.
С другой стороны, бессмысленно тратить лишние деньги, неправильно выбрав технологический процесс или обратившись к полиграфистам, не проведя предварительного отбора.
КАК ПОТЕРЯТЬ ДЕНЬГИ
Как и любое производство, полиграфия – это процесс, куда деньги сначала вкладывают, а через некоторое время получают некий результат. Если он совпал (близок) с ожидаемым – отлично, если нет – снова вкладывают деньги и ждут нового результата. Производство это не мгновенное, стадий много, сбой возможен на каждой. Что хуже всего, ошибка, вкравшаяся в самом начале, может проявиться лишь в конце. А поскольку стадий, следовательно контрагентов, несколько, вину на себя не возьмет никто – и правильно сделает.
Приведем простой пример. Заказчик хотел издать рекламный проспект с цветными фотографиями оборудования. При этом он решил экономить, где только возможно. Поэтому он отказался от услуг профессионального агенства, а предпочел сканировать фотографии самостоятельно. Однако сканер использовал не профессиональный, и картинка получилась с дефектами, которые ни на экране компьютера, ни на цветном принтере при низком разрешении не проявились. Профессионал заметил бы их сразу, но он ведь каких денег стоит... Отсканированные картинки передали дизайнеру, тоже не слишком высокой квалификации, который в соответствии с заданием сверстал оригинал-макет и подготовил его в соответствии с требованиями фирмы, выводящей пленки. Заказчик работу проверил (на экране) и принял. При выводе пленок все прошло без проблем – сбоев нет, текст и картинки на месте, пленки совмещаются нормально. Цветопроба не делается – экономим. Заказ передан типографии. Там полиграфисты следят за качеством по совмещению контрольных меток, цветоконтрольным полосам и т.п. – плохое качество картинок могут не заметить (или не захотеть замечать). И вот заказчик получает десять тысяч проспектов на роскошной бумаге, с тиснением золотом и фотографиями, на которые не хочется смотреть. А все, кроме заказчика, свою работу честно сделали. В результате около тысячи долларов потрачены зря. А сэкономить пытались несколько десятков. Делайте выводы.
Другой пример из недавней практики. Рекламному агентству (не полиграфическому) заказали цветной плакат формата А1. На плакате – изображение оборудования. Директор агентства, желая сэкономить, привлек дизайнера, не имевшего опыта работы с цветной полиграфией. На цветопробе директор тоже сэкономил. Проверка изображения проводилась с монитора компьютера (обычного, не калиброванного). В таком виде файл был отдан в производство. Присутствовать при выводе сам директор не смог, а специалистов – нет (экономия). В полиграфической фирме сразу обнаружили ряд ошибок (неопытность проявляется во всем) и предложили доработать оригинал-макет. Разумеется, всех ошибок исполнитель не увидел. После доработки, которая касалась только замеченных исполнителем ошибок, плакат был напечатан. Заказчик его не принял – искажение цветов, очень темное изображение. Рекламному агентству пришлось повторять все сначала. Вместо прибыли – убыток. А ведь достаточно было привлечь к работе специалиста, который знает, что изображение на экране и на бумаге – две большие разницы, и проблем бы не возникло.
Список типичных ошибок можно продолжать – и мы его обязательно продолжим, так как, к сожалению, учиться в данном случае можно только на ошибках. Но подавляющее их большинство проистекает от незнания специфики того или иного технологического процесса. Кроме того, до сих пор не удается добиться “сквозной” совместимости форматов и оборудования, применяемых на различных стадиях полиграфического производства.
И ладно цвет – это вообще отдельный разговор. Но когда при изготовлении пленок выводится полоса с неверным шрифтом (и другими символами – например, Ё вместо многоточия...) – тут есть о чем задуматься. Иногда пропадают фрагменты изображения, файл может не “захотеть “ выводиться и т.д. Самое неприятное, что ни в каких книгах и учебниках все эти эффекты не описаны, все приходит с опытом.
К сожалению, многие не понимают, что изображение в каком-либо графическом, а то и текстовом редакторе – это еще далеко не оригинал-макет. Подготовкой к печати следует серьезно заниматься, за это надо платить. Или придется платить за ошибки, что гораздо дороже. Огромное число заказчиков вообще не представляют всей сложности допечатной подготовки, поскольку не знают тонкостей всего процесса. Как быть? Ответ прост – обратиться к профессионалам.
В таком качестве во всем мире и, к счастью, в России, выступают полиграфические агентства, издательские центры и им подобные организации. Специалисты этих учреждений работают быстро и качественно, если, конечно, это специалисты. Вы выиграете время, сэкономите деньги, а главное, будете иметь дело с одним исполнителем, с которого можно спросить. Крупные полиграфические агентства обладают тесными связями со многими полиграфическими предприятиями, хорошо представляют нюансы технологических процессов, у них существенные скидки. Что деньги и время – сколько нервов вам удастся сберечь, переложив обузу на плечи профессионалов. А нервные клетки не восстанавливаются.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Недавно я наблюдала, как в одном из ведущих российских предприятий высококвалифицированные инженеры-программисты, создающие уникальный даже по мировым меркам программно-аппаратный комплекс, готовили Руководство пользователя – весьма объемный документ. Высокооплачиваемые специалисты-разработчики, несмотря на острую нехватку времени для непосредственной работы, сами верстали документ (более сотни страниц, с рисунками и таблицами) в текстовом редакторе Word 7. Не поступайте так, не надо.
Позвоните – и мы вам поможем.
Продолжение следует.
Ольга Казанцева, комм. директор РИЦ “Техносфера”
тел.: (095) 234-0110, E-mail: journal@electronics.ru
Литература
1. Гарри Картер. Эффективная реклама. – М.: Прогресс, 1991.
2. Кузнецова Г. Российский рынок принтеров. – ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 1998, № 3-4; 5-6.
3. Макачев А. Sign Europe`97. Триумф струйных технологий. – Наружная реклама России, 1997, №9-10.
4. Боб Уэйбел. Широкоформатные струйные принтеры. – Publish, 1997, №6.
5. Марти Бодет. Печать с размахом. – Publish, 1998, №9.
6. Тэд Макилрой. Флексография – царица упаковки. – Publish, 1997, №3.
7. Моисеев А. Допечатная подготовка для флексографии. – Publish, 1999, №4.
Это взаимное недовольство можно свести к нулю, если включить в цепочку “заказчик – печатник” полиграфическое (рекламно-полиграфическое) агентство. В этих учреждениях есть как специалисты по работе с клиентами, так и профессионалы в полиграфии. Они не только сэкономят массу времени (а время – деньги), но и уменьшат затраты. Но основные полиграфические понятия руководителю любого предприятия знать все-таки надо.
ВИДЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Полиграфия включает огромное число технологий для совершенно разных целей – от издания печатной продукции многотысячными тиражами до нанесения изображений на различные изделия. Как в этом многообразии разобраться? Прежде всего, тираж: все технологии можно разделить на три группы в зависимости от объема выпуска – штучные изделия, сотни копий и тысячные объемы производства. Способы изготовления во всех трех группах различаются принципиально. Другой параметр – требуемая цветность. Здесь можно выделить три группы – одноцветная (черно-белая) печать, двух- трехцветная и полноцветная (как цветная фотография). Например, журнал “Электроника: НТБ” издается по технологии двухцветной печати в сочетании с полноцветной (цветные обложка и восемь страниц). Еще одна градация – качество. Либо это листовки-однодневки, либо цветной журнал на хорошей бумаге, либо издание с золотым тиснением, на бумаге высшего качества, с дорогим переплетом и превосходными цветными иллюстрациями. Технологии опять же будут совершенно различны. Существует еще немало параметров, определяющих способ производства – срочность исполнения, условия эксплуатации изделий, стоимость и т.д. Но они вторичны, хотя так же важны.
Итак, тираж. Единичные полиграфические изделия (цветные и черно-белые) печатаются на принтерах и плоттерах (специальное устройство для графической печати). Для штучного тиражирования применяют и копировальные аппараты (ксероксы). Более сотни черно-белых и десятка цветных копий с помощью такой техники воспроизводить абсолютно нерентабельно. Тема принтеров и ксероксов очень емкая, поэтому оставим ее пока в стороне, тем более что написано об этом немало [2].
Однако в полиграфии единичных изделий есть весьма интересный и важный аспект – это изготовление высококачественных полноцветных изделий – например, элементов оформления выставочного стенда, интерьера офиса и т.д. Характерные представители данного семейства – красочные плакаты (рассказывающие о фирме, с изображением оборудования, поясняющие сущность технологии и т.п.). Такие плакаты должны быть сравнительно большими, формата А1 или А0, обязательно полноцветными и долговечными. И нужно таких плакатов несколько штук, а то и один. Как их сделать?
Для подобных полиграфических изделий применяют широкоформатные плоттеры [3]. Они различаются типом красящего вещества и способом нанесения краски на бумагу (пленку, ткань или другую основу). Не вдаваясь в детали, скажем, что сегодня абсолютное лидерство захватили струйные технологии – жидкая краска термической или пьезоэлектрической головкой наносится на бумагу. Основной недостаток такой технологии – относительно невысокое разрешение, не более 360 точек на дюйм (dpi, dots per inch) [4]. Для технического плаката, который будут рассматривать с расстояния больше полуметра, разрешение выше 120 dpi – пустая трата денег. Следует сразу сказать, что качество струйной печати определяется бумагой (или иным носителем). Подходящая бумага стоит недешево, что немудрено – она должна быть прочной, быстро впитывать краску, не позволяя ей растекаться, обладать пластичностью и т.д. Однако несмотря на все достоинства бумаги, плакаты нуждаются в защите – ламинировании, покрытии лаком и т.п. Наиболее популярный способ защиты, если речь не идет об уличной рекламе, – ламинирование. Бумагу закатывают между двух слоев термоклеящейся пленки. В результате плакат приобретает глянцевый блеск и дополнительную механическую прочность (его уже случайно не помнешь), он защищен от влаги, ультрафиолетового излучения (иначе краски будут тускнеть) и прочих воздействий. В ряде случаев можно обойтись без ламинирования, используя специальную бумагу и краски, обеспечивающие несмываемость [3, 5].
Продукция плоттерной печати довольно дорогая – от 60 до 100 долл. за м2 при ширине 90–120 см на качественной бумаге с ламинированием. Однако дешевле полноцветный плакат не сделать. Приходилось наблюдать попытки сэкономить за счет бумаги и ламинирования. В результате получались одноразовые изделия, срок жизни которых – максимум две выставки. Дальше работать с ними просто стыдно. А цена “экономичного” варианта – 35–40 долл. за м2. Стоит ли овчинка выделки?
Очень часто возникает потребность в печатных изделиях тиражами в несколько сот копий. Это могут быть информационные листовки, техническая документация на мелкосерийную продукцию, бланки, прайс-листы и т.д. В данном случае наиболее оптимальное с точки зрения цены решение – ризография. Это один из видов трафаретной печати, когда оригинальное изображение переносится на так называемую мастер-пленку, которая используется как трафарет. Ризографы позволяют тиражировать не только черно-белые, но и многоцветные образцы, но полноцветная печать на них проблематична, поскольку трудно обеспечить совмещение мастер-пленок для всех четырех цветов. Кроме того, возникают проблемы с подбором красок. Хотя есть модели, решающие эти задачи (с компьютерным изготовлением мастер-пленок). Но и стоимость копии у них довольно высока.
И наконец, производство тысячных тиражей. Со времен изобретения Гутенбергом печатного пресса в этой области мало что принципиально изменилось. Как и полтысячи лет назад, к каким-то образом сформированной матрице (неважно, вырезанной из дерева или полученной фотолитографическим способом), смазанной краской, прижимается бумага, и на нее переносится изображение. Основное отличие в технологиях – способ изготовления матриц. Различают три вида печати – высокая, глубокая и плоская.
Термин высокая печать означает, что типографская краска наносится на поверхность с рельефно выступающим изображением (набором). Текст и заголовки обычно печатаются с составного набора из металлических литер. Для иллюстраций и особого шрифтового оформления требуется металлическое клише. Сегодня эту технологию применяют достаточно редко.
Глубокая печать подразумевает печать с углубленного набора. Она рентабельна при больших – свыше 100 тыс. – тиражах. Особый интерес представляет разновидность данного метода – флексография. При этом используют гибкие резиновые или полимерные печатные формы. Благодаря пластичности они позволяют печатать на множестве типов поверхностей, которые совершенно не подходят для офсета – от тонкого пластика до грубого картона. Флексография широко применяется для производства наклеек и упаковки [6, 7].
При плоской печати отображаемые фрагменты находятся в одой плоскости с пробельными. Изображение переносится на бумагу с пластины, обработанной таким образом, что к одним ее участкам краска пристает, а к другим – нет. Известны три разновидности плоской печати – литография, фототипия и офсет. При офсетной печати краска с матрицы на бумагу переносится посредством специального офсетного полотна. Долгие годы методом плоской печати изготавливали крупноформатные плакаты, пока не развились струйные технологии. Посредством другой разновидности данного метода – рулонного офсета – производят практически все журналы. По оценкам ряда экспертов, офсетным способом печатается до 80% всей продукции в мире.
Формы для плоской печати получают посредством фотонабора – метод сродни фотолитографии, когда с фотошаблона (пленки) изображение переносится на пластину (матрицу). Эта технология имеет массу преимуществ по сравнению с набором из металлических литер, прежде всего в оперативности и производительности. Пленки для фотонабора изготавливают на специальном, весьма дорогом оборудовании с оригинал-макета, который содержит и иллюстрации, и текст. Сколько необходимо цветов на страницу, столько и пленок. При полноцветной печати каждая страница – это четыре пленки. Но иногда, чтобы сделать дизайн ярким и оригинальным, применяют дополнительные пленки для флюоресцирующих красок, формирования серебристых (золотистых) фрагментов изображения, лакировки отдельных участков и т.д.
Вообще следует иметь в виду, что каждый цвет (пленка) – это фактически новая копия. Поэтому при оценке тиража количество копий следует умножить на число цветов. В результате получится, что если для печати 200 двухцветных листовок нужен ризограф, то для такого же количества полноцветных изделий лучшее решение – офсетная печать.
В последнее время в большую полиграфию все стремительнее вторгаются цифровые методы печати. Такое оборудование для больших тиражей достаточно дорого – пока это ещё экзотика. Но, возможно, будущее – за этими технологиями.
Упомянем еще два важных полиграфических процесса – термографию и шелкотрафаретную печать. Термография – это дальнейшее развитие древней техники тиснения. Ее применяют для получения рельефных изображений, тиснения фольгой и т.п. посредством теплового процесса. Очень часто используют в производстве визитных карточек, фирменных папок, открыток...
Шелкотрафаретная печать или шелкография – это процесс трафаретной печати, без которого не обойтись при изготовлении всевозможных оформительских материалов, особенно малыми тиражами. Все напечатанное этим способом отличается насыщенностью и высокой плотностью изображения. Большое преимущество шелкографии – печать на нетрадиционных материалах и поверхностях различных форм (от визитных карточек до авторучек и футболок).
НУ ОЧЕНЬ СМЕШНЫЕ ЦЕНЫ
Важнейший вопрос любого производства – стоимость продукции. В конечном итоге полиграфические технологии развиваются в сторону уменьшения цены при улучшении качества. Заказчику приходится делать нелегкий выбор между различными методами производства, исполнителями, сроками изготовления, чтобы соотношение цена/качество оказалось приемлемым. В России это особенно тяжело, поскольку рынок услуг сложившимся назвать нельзя, а потому разброс цен велик (на отдельные виды полиграфической деятельности – более чем в 20 раз). Чтобы не запутаться в ценообразовании, надо представлять составляющие стоимости.
Любой полиграфический заказ включает три крупные технологические стадии – разработка оригинал-макета, подготовка полиграфического производства и собственно процесс печати. Стоимость разработки оригинал-макета – величина абсолютно непредсказуемая, это может быть и пять, и пятьсот долларов, поскольку процесс этот – творческий. Подготовка производства включает изготовление различных аналогов гутенберговских пресс-форм – мастер-пленок, матриц, клише, одноразовых образов изображения на барабане лазерных принтеров и ксероксов... Как правило, чем дороже предварительная подготовка, тем дешевле собственно производство. При ксерокопировании предварительной подготовки как таковой нет, поэтому стоимость одной копии от объема практически не зависит. Все скидки – исключительно оптовые (оператору проще делать сто одинаковых копий, чем разных; ксероксу – безразлично). В процессе ризографии стоимость мастер-пленок играет уже заметную роль (см. график). При офсетной фотонаборной печати самое дорогое – изготовить матрицы. Дальше может использоваться даже самая дешевая бумага и краски.
Рассмотрим ценообразование при офсете. Допустим, необходимо произвести 1000 полноцветных односторонних рекламных листовок формата А4. Прежде чем производить пленки, нужна процедура цветоделения – разложение оригинал-макета на четыре основных цвета. Собственно производство пленок обходится в сумму 6,5–20 долл. за четыре пленки. Если листовка двухсторонняя, нужно два комплекта пленок. Изготовление матриц обходится в 60-200 долл. Еще сколько-то стоит подготовка и амортизация оборудования. Но все это – фиксированная оплата, необходимая, чтобы начать производство. Остальное – это цена собственно производственного процесса (краски, бумага, работа). Наиболее существенная величина – расходы на бумагу. Она составляет от 50% (при тиражах до 10 тыс.) до 80% стоимости всех работ. Но от того, какая бумага, зависит внешний вид полиграфического изделия.
В итоге партия в 1000 полноцветных односторонних листовок на хорошей глянцевой бумаге обойдется в среднем в 180 долла. А 5000 таких же листовок – в 360 долл. Тираж возрос в пять раз, а цена лишь удвоилась. Стоимость падает практически по гиперболе (см. график), и так будет продолжаться, пока не кончится ресурс матриц (~50 тыс. копий).
Необходимо учитывать, что при всех дополнительных работах: брошюровании, вырубке, тиснении, термографии, скруглении углов, фальцовке (сгибе листа), покрытии лаком или ламинировании и т.д. стоимость конечного продукта возрастает.
ГДЕ ДЕЛАТЬ?
Обойтись одним производственным печатным предприятием для удовлетворения всех нужд в полиграфической продукции практически невозможно. Оборудование и цены на различные виды полиграфических услуг у всех разные. Поэтому, к примеру, печать карманных календарей лучше разместить в одном месте, а бланки заказать в другом. Некоторые производства предлагают очень хорошие цены на большие тиражи, но с малыми заказами туда обращаться не стоит. Специализация, однако...
Запрашивая цены у печатников, надо предоставить им хотя бы черновой макет предполагаемого заказа, указав такие данные, как тираж, сорт бумаги, формат, сгибы, вырезы, цветность печати, порядок и форму подачи исходных материалов. Выдавая наиболее полный по параметрам запрос, заказчик получит от печатников более интересное предложение по ценам.
Получив предложения, их следует проанализировать на предмет соответствия вашим требованиям. Дешево – не значит хорошо. Если нужен буклет, призванный отразить выдающиеся свойства и надежность вашего товара, большую роль будет играть уровень и качество полиграфического исполнения. Поэтому если цена у кого-нибудь выше на 10%, но и качество лучше, то есть смысл дать заказ именно этому полиграфисту. Можно не экономить 30 долл. на плакате, и на много лет избавиться от проблем. А можно сэкономить на качественной бумаге и ламинировании, и через полгода объяснять руководству, почему деньги потрачены, а плакат – мятый, выцветший и годится лишь в макулатуру.
С другой стороны, бессмысленно тратить лишние деньги, неправильно выбрав технологический процесс или обратившись к полиграфистам, не проведя предварительного отбора.
КАК ПОТЕРЯТЬ ДЕНЬГИ
Как и любое производство, полиграфия – это процесс, куда деньги сначала вкладывают, а через некоторое время получают некий результат. Если он совпал (близок) с ожидаемым – отлично, если нет – снова вкладывают деньги и ждут нового результата. Производство это не мгновенное, стадий много, сбой возможен на каждой. Что хуже всего, ошибка, вкравшаяся в самом начале, может проявиться лишь в конце. А поскольку стадий, следовательно контрагентов, несколько, вину на себя не возьмет никто – и правильно сделает.
Приведем простой пример. Заказчик хотел издать рекламный проспект с цветными фотографиями оборудования. При этом он решил экономить, где только возможно. Поэтому он отказался от услуг профессионального агенства, а предпочел сканировать фотографии самостоятельно. Однако сканер использовал не профессиональный, и картинка получилась с дефектами, которые ни на экране компьютера, ни на цветном принтере при низком разрешении не проявились. Профессионал заметил бы их сразу, но он ведь каких денег стоит... Отсканированные картинки передали дизайнеру, тоже не слишком высокой квалификации, который в соответствии с заданием сверстал оригинал-макет и подготовил его в соответствии с требованиями фирмы, выводящей пленки. Заказчик работу проверил (на экране) и принял. При выводе пленок все прошло без проблем – сбоев нет, текст и картинки на месте, пленки совмещаются нормально. Цветопроба не делается – экономим. Заказ передан типографии. Там полиграфисты следят за качеством по совмещению контрольных меток, цветоконтрольным полосам и т.п. – плохое качество картинок могут не заметить (или не захотеть замечать). И вот заказчик получает десять тысяч проспектов на роскошной бумаге, с тиснением золотом и фотографиями, на которые не хочется смотреть. А все, кроме заказчика, свою работу честно сделали. В результате около тысячи долларов потрачены зря. А сэкономить пытались несколько десятков. Делайте выводы.
Другой пример из недавней практики. Рекламному агентству (не полиграфическому) заказали цветной плакат формата А1. На плакате – изображение оборудования. Директор агентства, желая сэкономить, привлек дизайнера, не имевшего опыта работы с цветной полиграфией. На цветопробе директор тоже сэкономил. Проверка изображения проводилась с монитора компьютера (обычного, не калиброванного). В таком виде файл был отдан в производство. Присутствовать при выводе сам директор не смог, а специалистов – нет (экономия). В полиграфической фирме сразу обнаружили ряд ошибок (неопытность проявляется во всем) и предложили доработать оригинал-макет. Разумеется, всех ошибок исполнитель не увидел. После доработки, которая касалась только замеченных исполнителем ошибок, плакат был напечатан. Заказчик его не принял – искажение цветов, очень темное изображение. Рекламному агентству пришлось повторять все сначала. Вместо прибыли – убыток. А ведь достаточно было привлечь к работе специалиста, который знает, что изображение на экране и на бумаге – две большие разницы, и проблем бы не возникло.
Список типичных ошибок можно продолжать – и мы его обязательно продолжим, так как, к сожалению, учиться в данном случае можно только на ошибках. Но подавляющее их большинство проистекает от незнания специфики того или иного технологического процесса. Кроме того, до сих пор не удается добиться “сквозной” совместимости форматов и оборудования, применяемых на различных стадиях полиграфического производства.
И ладно цвет – это вообще отдельный разговор. Но когда при изготовлении пленок выводится полоса с неверным шрифтом (и другими символами – например, Ё вместо многоточия...) – тут есть о чем задуматься. Иногда пропадают фрагменты изображения, файл может не “захотеть “ выводиться и т.д. Самое неприятное, что ни в каких книгах и учебниках все эти эффекты не описаны, все приходит с опытом.
К сожалению, многие не понимают, что изображение в каком-либо графическом, а то и текстовом редакторе – это еще далеко не оригинал-макет. Подготовкой к печати следует серьезно заниматься, за это надо платить. Или придется платить за ошибки, что гораздо дороже. Огромное число заказчиков вообще не представляют всей сложности допечатной подготовки, поскольку не знают тонкостей всего процесса. Как быть? Ответ прост – обратиться к профессионалам.
В таком качестве во всем мире и, к счастью, в России, выступают полиграфические агентства, издательские центры и им подобные организации. Специалисты этих учреждений работают быстро и качественно, если, конечно, это специалисты. Вы выиграете время, сэкономите деньги, а главное, будете иметь дело с одним исполнителем, с которого можно спросить. Крупные полиграфические агентства обладают тесными связями со многими полиграфическими предприятиями, хорошо представляют нюансы технологических процессов, у них существенные скидки. Что деньги и время – сколько нервов вам удастся сберечь, переложив обузу на плечи профессионалов. А нервные клетки не восстанавливаются.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Недавно я наблюдала, как в одном из ведущих российских предприятий высококвалифицированные инженеры-программисты, создающие уникальный даже по мировым меркам программно-аппаратный комплекс, готовили Руководство пользователя – весьма объемный документ. Высокооплачиваемые специалисты-разработчики, несмотря на острую нехватку времени для непосредственной работы, сами верстали документ (более сотни страниц, с рисунками и таблицами) в текстовом редакторе Word 7. Не поступайте так, не надо.
Позвоните – и мы вам поможем.
Продолжение следует.
Ольга Казанцева, комм. директор РИЦ “Техносфера”
тел.: (095) 234-0110, E-mail: journal@electronics.ru
Литература
1. Гарри Картер. Эффективная реклама. – М.: Прогресс, 1991.
2. Кузнецова Г. Российский рынок принтеров. – ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 1998, № 3-4; 5-6.
3. Макачев А. Sign Europe`97. Триумф струйных технологий. – Наружная реклама России, 1997, №9-10.
4. Боб Уэйбел. Широкоформатные струйные принтеры. – Publish, 1997, №6.
5. Марти Бодет. Печать с размахом. – Publish, 1998, №9.
6. Тэд Макилрой. Флексография – царица упаковки. – Publish, 1997, №3.
7. Моисеев А. Допечатная подготовка для флексографии. – Publish, 1999, №4.
Отзывы читателей