Выпуск #1/1998
Э. Рувинова.
Европейский рынок телекоммуникаций. Прогноз до 2010 года
Европейский рынок телекоммуникаций. Прогноз до 2010 года
Просмотры: 2453
По мнению немецких экспертов, в ближайшие 10—15 лет главным итогом развития телекоммуникаций станет бурный рост этого рынка, в основном за счет расширения спектра и объемов услуг. Ожидается, что уже к 2001 году он превзойдет некоторые традиционно домининирующие отраслевые рынки ЕС. Развитие телекоммуникаций потребует также своевременного решения ряда проблем, возникающих в процессе формирования информационного общества.
Недавно немецкие эксперты попытались сформулировать свой взгляд на будущее телекоммуникаций. Если предшествующие десятилетия характеризовались переходом от аналоговой техники к цифровой, то, по мнению экспертов, в ближайшие 10—15 лет акцент сместится на коммерческую реализуемость и социальную приемлемость продуктов и услуг. На эти цели будет направлена и основная часть инвестиций, поступающих в сферу телекоммуникаций. Такие выводы четко согласуются с устойчивой и последовательной тенденцией формирования рынка покупателей взамен рынка продавцов.
Сценарий будущего развития телекоммуникаций учитывает также структурные изменения в этой отрасли. В начале следующего тысячелетия экономический рост будет сопровождаться сближением телекоммуникаций, информационных технологий, средств распространения информации и развлекательных услуг, что знаменует новую индустриальную революцию. Мировая инфраструктура телекоммуникаций станет “центральной нервной системой” глобализированной экономики.
Уже к 2001 году телекоммуникационная отрасль ЕС превзойдет по объему производства некоторые традиционно доминирующие здесь отрасли, например автомобильную (рис.1), а к 2010 году телекоммуникации будут рассматриваться как ключевая отрасль европейской промышленности.
Технологическая база телекоммуникаций 2010 года в значительной степени уже известна, доступна и управляема. Качество передачи информации и пропускная способность цифровых телекоммуникаций завтрашнего дня будет полностью соответствовать требованиям пользователей. Развитие беспроводной связи, совершенствование управления интеллектуальными сетями, создание ориентированных на пользователя мультимедийных интерфейсов и конструкций изделий позволит разработать персонализированные, интерактивные приложения, которые удовлетворят растущие запросы потребителя.
Фундаментальные изменения на рынке телекоммуникаций коснутся прежде всего характера конкуренции. В обостряющейся борьбе цен и инноваций фирмам придется в первую очередь ориентироваться на пользователей и покупателей. В соответствии с прогнозируемым сценарием условия конкуренции в 2010 году будут определять три категории ее участников:
* несколько “мегапоставщиков”, представляющих собой альянсы крупных консорциумов, разделят сферы влияния в эксплуатации и маркетинге протяженных сетей связи;
* более значительное число международных поставщиков услуг будут конкурировать в области эксплуатации крупных корпоративных сетей и поставок законченных систем от одного изготовителя;
* на национальном и региональном уровнях конкурентная борьба развернется между поставщиками специализированных услуг.
Объем мирового рынка телекоммуникаций в 1995 году оценивался в 600 млрд.долл. Если исходить из темпов роста в 7—8%, характерных для этого рынка в последние годы, можно ожидать, что к 2010 году объем продаж на нем достигнет 2300 млрд.долл. Доля ЕС сохранится на существующем уровне (34%), а Северной и Южной Америки снизится, поскольку к тому моменту страны этого региона уже пройдут пик подъема экономики. В начале следующего столетия среднегодовые темпы роста европейского рынка телекоммуникаций также сохранятся на прежнем уровне (6–8%). Устойчивый рост рынка обеспечит главным образом сфера услуг. Согласно прогнозу, к 2010 году европейский рынок услуг в области телекоммуникаций возрастет на 250% и достигнет 556 млрд.долларов.
Прогнозируемая структура рынка телекоммуникационных услуг в 2010 году (рис.2) свидетельствует о том, что на долю традиционной телефонной службы по-прежнему будет приходиться наибольший объем продаж. Ожидаемое вследствие отмены государственного регулирования формирование рынков сетевых и речевых услуг существенно расширит спектр предлагаемых услуг. По расчетам, объем продаж усовершенствованных речевых услуг в 2010 году превысит 120 млрд. долларов.
Одним из главных стимулов роста рынка телекоммуникационных услуг эксперты считают сектор мобильной радиосвязи. Непрерывное снижение цен на эти услуги при одновременном повышении их качества позволяют предположить, что к 2010 году мобильной радиосвязью будут пользо-ваться около четверти населения ЕС. В результате объем продаж в этом секторе рынка составит около 61 млрд.долларов.
Некоторые трудности возникли у экспертов при прогнозировании развития сектора передачи данных. С одной стороны, объем таких услуг должен быстро расти благодаря электронной почте и службам предоставления данных в реальном времени, с другой — сегодня очень трудно достоверно предположить, какой объем данных будет передаваться с помощью видеосистем и широкополосных приложений. В результате авторы дают более умеренные оценки объемов продаж в секторе передачи данных (примерно 43 млрд.долл. в 2010 году) в сравнении с продажами речевых услуг. Объем продаж в секторе развлекательных передач составит не более 26 млрд.долларов.
Дополнительным стимулом роста продаж телекоммуникационных услуг может стать замена части транспортных услуг телекоммуникационными (телеобщение, телеработа и т.п.). По оценкам американских экспертов, телекоммуникациями можно заменить 10—20% поездок. Это позволит ежегодно экономить на транспортных расходах около 23 млрд. долларов.
На рынке телекоммуникаций большим потенциалом для роста обладает сектор оборудования, особенно в области услуг по передаче данных, а также речевых и видеоуслуг.
Никакой сценарий развития телекоммуникаций не может считаться полным без рассмотрения экономических, социальных и даже моральных последствий этого процесса. Уже сегодня важно определить, чего нужно добиваться, а чего избегать при формировании информационного общества. В сфере бизнеса, например, необходимо решить проблему управления виртуальной фирмой, организации трудового процесса при телеработе и т.д. В политической сфере следовало бы выяснить, как будут влиять на государство современные информационные и коммуникационные технологии, как избежать посягательств на свободу мнений и информации в информационных сетях, как гарантировать защиту личности, данных и т.д. В социальной необходимо подумать о том, как предотвратить расслоение общества на тех, кто владеет информацией и умеет ее использовать, и тех, кто лишен этой возможности. Возникает масса других вопросов, в частности: поможет ли виртуальная реальность лучше понять и управлять реальным миром; не станет ли информационное общество менее мобильным и к каким последствиям это может привести; не превратятся ли национальные языки в компьютерный жаргон; как реформировать образовательную систему; каким станет искусство в мире мультимедиа; каковы будут развлечения людей; как определять качество жизни и др. Хотя быстро решить все эти вопросы вряд ли удастся, не стоит ждать, когда они разрешатся сами по себе.
Человеку свойственно воспринимать любой прогноз с определенной долей сомнений. Не является исключением и прогноз немецких экспертов. Хотя в одном с ними можно согласиться без всяких сомнений: страны, которые уже сегодня серьезно изучают возможные пути развития телекоммуникаций и задумываются о своем месте в этом процессе, в ХХ1 веке, несомненно, будут процветать.
Telcom Report International, 1995, v.18, N4, p.10-13
Telcomreport Siemens Telecommunications, 1997, v.20, N1, p.8,9
Сценарий будущего развития телекоммуникаций учитывает также структурные изменения в этой отрасли. В начале следующего тысячелетия экономический рост будет сопровождаться сближением телекоммуникаций, информационных технологий, средств распространения информации и развлекательных услуг, что знаменует новую индустриальную революцию. Мировая инфраструктура телекоммуникаций станет “центральной нервной системой” глобализированной экономики.
Уже к 2001 году телекоммуникационная отрасль ЕС превзойдет по объему производства некоторые традиционно доминирующие здесь отрасли, например автомобильную (рис.1), а к 2010 году телекоммуникации будут рассматриваться как ключевая отрасль европейской промышленности.
Технологическая база телекоммуникаций 2010 года в значительной степени уже известна, доступна и управляема. Качество передачи информации и пропускная способность цифровых телекоммуникаций завтрашнего дня будет полностью соответствовать требованиям пользователей. Развитие беспроводной связи, совершенствование управления интеллектуальными сетями, создание ориентированных на пользователя мультимедийных интерфейсов и конструкций изделий позволит разработать персонализированные, интерактивные приложения, которые удовлетворят растущие запросы потребителя.
Фундаментальные изменения на рынке телекоммуникаций коснутся прежде всего характера конкуренции. В обостряющейся борьбе цен и инноваций фирмам придется в первую очередь ориентироваться на пользователей и покупателей. В соответствии с прогнозируемым сценарием условия конкуренции в 2010 году будут определять три категории ее участников:
* несколько “мегапоставщиков”, представляющих собой альянсы крупных консорциумов, разделят сферы влияния в эксплуатации и маркетинге протяженных сетей связи;
* более значительное число международных поставщиков услуг будут конкурировать в области эксплуатации крупных корпоративных сетей и поставок законченных систем от одного изготовителя;
* на национальном и региональном уровнях конкурентная борьба развернется между поставщиками специализированных услуг.
Объем мирового рынка телекоммуникаций в 1995 году оценивался в 600 млрд.долл. Если исходить из темпов роста в 7—8%, характерных для этого рынка в последние годы, можно ожидать, что к 2010 году объем продаж на нем достигнет 2300 млрд.долл. Доля ЕС сохранится на существующем уровне (34%), а Северной и Южной Америки снизится, поскольку к тому моменту страны этого региона уже пройдут пик подъема экономики. В начале следующего столетия среднегодовые темпы роста европейского рынка телекоммуникаций также сохранятся на прежнем уровне (6–8%). Устойчивый рост рынка обеспечит главным образом сфера услуг. Согласно прогнозу, к 2010 году европейский рынок услуг в области телекоммуникаций возрастет на 250% и достигнет 556 млрд.долларов.
Прогнозируемая структура рынка телекоммуникационных услуг в 2010 году (рис.2) свидетельствует о том, что на долю традиционной телефонной службы по-прежнему будет приходиться наибольший объем продаж. Ожидаемое вследствие отмены государственного регулирования формирование рынков сетевых и речевых услуг существенно расширит спектр предлагаемых услуг. По расчетам, объем продаж усовершенствованных речевых услуг в 2010 году превысит 120 млрд. долларов.
Одним из главных стимулов роста рынка телекоммуникационных услуг эксперты считают сектор мобильной радиосвязи. Непрерывное снижение цен на эти услуги при одновременном повышении их качества позволяют предположить, что к 2010 году мобильной радиосвязью будут пользо-ваться около четверти населения ЕС. В результате объем продаж в этом секторе рынка составит около 61 млрд.долларов.
Некоторые трудности возникли у экспертов при прогнозировании развития сектора передачи данных. С одной стороны, объем таких услуг должен быстро расти благодаря электронной почте и службам предоставления данных в реальном времени, с другой — сегодня очень трудно достоверно предположить, какой объем данных будет передаваться с помощью видеосистем и широкополосных приложений. В результате авторы дают более умеренные оценки объемов продаж в секторе передачи данных (примерно 43 млрд.долл. в 2010 году) в сравнении с продажами речевых услуг. Объем продаж в секторе развлекательных передач составит не более 26 млрд.долларов.
Дополнительным стимулом роста продаж телекоммуникационных услуг может стать замена части транспортных услуг телекоммуникационными (телеобщение, телеработа и т.п.). По оценкам американских экспертов, телекоммуникациями можно заменить 10—20% поездок. Это позволит ежегодно экономить на транспортных расходах около 23 млрд. долларов.
На рынке телекоммуникаций большим потенциалом для роста обладает сектор оборудования, особенно в области услуг по передаче данных, а также речевых и видеоуслуг.
Никакой сценарий развития телекоммуникаций не может считаться полным без рассмотрения экономических, социальных и даже моральных последствий этого процесса. Уже сегодня важно определить, чего нужно добиваться, а чего избегать при формировании информационного общества. В сфере бизнеса, например, необходимо решить проблему управления виртуальной фирмой, организации трудового процесса при телеработе и т.д. В политической сфере следовало бы выяснить, как будут влиять на государство современные информационные и коммуникационные технологии, как избежать посягательств на свободу мнений и информации в информационных сетях, как гарантировать защиту личности, данных и т.д. В социальной необходимо подумать о том, как предотвратить расслоение общества на тех, кто владеет информацией и умеет ее использовать, и тех, кто лишен этой возможности. Возникает масса других вопросов, в частности: поможет ли виртуальная реальность лучше понять и управлять реальным миром; не станет ли информационное общество менее мобильным и к каким последствиям это может привести; не превратятся ли национальные языки в компьютерный жаргон; как реформировать образовательную систему; каким станет искусство в мире мультимедиа; каковы будут развлечения людей; как определять качество жизни и др. Хотя быстро решить все эти вопросы вряд ли удастся, не стоит ждать, когда они разрешатся сами по себе.
Человеку свойственно воспринимать любой прогноз с определенной долей сомнений. Не является исключением и прогноз немецких экспертов. Хотя в одном с ними можно согласиться без всяких сомнений: страны, которые уже сегодня серьезно изучают возможные пути развития телекоммуникаций и задумываются о своем месте в этом процессе, в ХХ1 веке, несомненно, будут процветать.
Telcom Report International, 1995, v.18, N4, p.10-13
Telcomreport Siemens Telecommunications, 1997, v.20, N1, p.8,9
Отзывы читателей