Выпуск #3/2009
Расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности
Просмотры: 2658
24 марта в Москве в НИИА состоялось традиционное расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронной отрасли. В нем приняли участие директора предприятий радиоэлектронной промышленности (РЭП), руководство Департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли (Минпромторг), представители аппарата Правительства РФ, Роскосмоса, Министерства обороны РФ и другие специалисты – всего около 180 человек.
С докладом об итогах прошедшего года и задачах на 2009 год выступил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Владимир Николаевич Минаев. Его доклад мы публикуем в этом номере журнала.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Иванович Борисов в своем обращении к руководителям предприятий призвал всех, несмотря на экономический кризис, выполнять договорные обязательства. Он отметил, что "характер и особенности настоящего кризиса, в отличие от 1998 года, в том, что он носит глобальный характер. Этот кризис будет значительно дольше предыдущего. Дна еще не видно, макроэкономическая ситуация ухудшается. Но я не хотел бы излишне драматизировать ситуацию.
Объективно РЭП сосредоточился на работах в области военной и специальной техники, на государственном оборонном заказе (ГОЗ). Особенно ярко это проявилось в декабре-ноябре, когда потеря гражданской составляющей была наиболее явной. В связи с кризисом были скорректированы государственный бюджет и планы финансирования. Но в целом ситуация благоприятная, мы в 2009 году ожидали худшего по бюджетным корректировкам. В сфере ГОЗ все сокращение в Министерстве обороны (МО) прошло по статье "содержание" и в минимальной мере – по статье "снабжение". Практически не пострадало финансирование НИОКР, серийного производства и ремонта, что для нас чрезвычайно важно.
Что касается бюджетных составляющих федеральных целевых программ (ФЦП), то потери также невелики. И даже прошедшее секвестирование не носит трагический характер. Финансирование ФЦП "Оборонно-промышленный комплекс" (ОПК) и ГЛОНАСС сохранилось практически в полном объеме. Да, немного потеряли в ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники", но только за счет сокращения капитальных затрат: в 2009 году мы не будем начинать новых строек. Наверное, это правильное решение – из-за увеличения курсовой разницы у нас объективно затормозится процесс технического перевооружения.
Но меня серьезно волнуют потери в гражданской составляющей рынка. Если посмотреть на ситуацию объективно, то за счет курсовой разницы и тех преференций, которые объявлены сегодня государством, мы должны эту составляющую поднять. Доллар подорожал, соответственно и конкурентоспособность российской продукции теоретически должна вырасти. В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 427 от 5 декабря 2008 года, сегодня на конкурсных процедурах при прочих равных условиях у российского производителя есть 15%-ные преференции по цене (см. врезку). Поэтому факт сокращения гражданской составляющей не совсем объясним. Может быть, сказалась некая инерция, отсутствие правильных управляющих решений, в том числе и со стороны руководства предприятий? Данный сектор рынка является резервом 2009 года. Задача всего директорского корпуса – сохранить существовавшую гражданскую составляющую на уровне около 30–40% от объемов производства. Но для этого нужно хорошо поработать. Я прошу обо всех фактах, когда на конкурсных процедурах разных уровней допускаются нарушения и не работает механизм 15%-ной преференции, сообщать в Департамент радиоэлектронной промышленности. А дальше мы будем принимать управляющие решения на всех уровнях. Это я гарантирую.
В кризис возрастает роль руководителя предприятия. Именно в этих условиях своевременные решения являются гарантией правильного управления экономикой как отдельного предприятия, так и отрасли в целом. Антикризисных мер принято очень много. Их действенность еще предстоит оценить на практике. Но в этой ситуации директорам предприятий нужно занимать более активную позицию и через Департамент добиваться реализации предусмотренных антикризисных мер. Еженедельно заседает Правительственная комиссия по поддержке ОПК под председательством заместителя министра финансов А.Г.Силуанова. Мы сумели провести через нее пять предприятий РЭП. Это очень мало. Причина тому – недостаток активности директорского корпуса.
На мой взгляд, самый лучшей и действенной антикризисной мерой является своевременное заключение контрактов. Я говорю об этой проблеме все пять лет, что работаю в руководстве отрасли. На сегодня 20% от годовых объемов мы сумели раскассировать и довести до предприятий. Такой показатель – лучший за пять лет, но он – лучший из худших. К настоящему моменту 40% средств должно было быть перечислено предприятиям. Пока же отрасль фактически ни рубля еще не получила на капитальное строительство. Потому, что директора забыли своевременно провести конкурсы на субподрядные работы. Их нужно было проводить еще в декабре, с отлагательными условиями. Закон позволяет это делать. Департамент недосмотрел, директорский корпус промедлил. В результате наступает апрель, но ни рубля на капитальное строительство еще не получено.
Мы говорим об отсутствии кредитов, об их дороговизне и сами же не можем своевременно вступить в контрактные отношения. Этот процесс взаимный, я не снимаю ответственности с чиновников. У нас своих недостатков хватает, постоянно меняются правила игры. Все это – издержки управления, к ним нужно относиться объективно. Но и вы проявите в этой ситуации понимание и определенную настойчивость.
Напомню, что период разработки новых стратегий и ФЦП закончен, нам не грозит в ближайшие 3–5 лет серьезное увеличение бюджетной составляющей. Но то, что есть, – почти в 10 раз больше, чем было в 2004–2005 году. Единственный источник для роста бюджетной составляющей – российско-белорусские программы. И динамика их увеличения налицо. Мы по-прежнему недорабатываем на региональном уровне и с естественными монополиями. Три года мы об этом говорим, но активности и действенных результатов пока нет.
Разумеется, достигнуты и определенные успехи. Прежде всего – в области работ по цифровому телевидению. Создана ассоциация, достаточно активная работа с РТРС и с Минкомсвязи РФ привели к тому, что появились конкретные проекты – и в Санкт-Петербурге, и в Казани. Вообще из региональных кустов предприятий РЭП лучше всего работает Санкт-Петербургский. Предприятия этого региона занимают активную позицию, теребят и местные власти, и нас. По своей инициативе получили от города заказы на создание сегмента цифрового телевидения в Санкт-Петербурге. Всем нужно действовать аналогично.
Определенный рынок сформирует Универсиада 2013 года в Казани. Это – аналог Олимпиады в Сочи, только объем меньше. Необходимо занять более активную позицию и по Олимпиаде. Мало написать тома предложений, самое главное – довести их непосредственно до организаций, ответственных за проведение Олимпиады-2014. Этого еще не сделано.
Один из серьезных инструментов в кризисной ситуации, помимо всех декларированных, – правильное использование таможенно-тарифной политики. Ведь таможенные тарифы – это не догма. Должен быть простой и прозрачный механизм их изменения. Не умеем делать элементную базу – давайте установим нулевые таможенные пошлины на их импорт. Научились делать – поднимаем таможенные пошлины, защищаем российского производителя. Нельзя просто декларировать, что мы будем повышать таможенные пошлины, чтобы защищать отечественных электронных производителей. Пусть начнут производить продукцию, тогда будем их защищать. В противном случае от таможенных тарифов страдают все остальные приборостроители и изготовители финишной продукции, поскольку себестоимость их изделий растет. Я считаю, что этот механизм нами не доработан и не внедрен на практике. И апеллировать тут не к кому, кроме как к самим себе. Это мы должны изложить наши пожелания и довести их до реализации. ОАО "ЭКОС" поручено подготовить проект постановления Правительства РФ, которое будет регулировать таможенно-тарифные отношения на рынке. Если в 2009 году наши предложения будут реализованы, это будет серьезная помощь всей отрасли.
И в завершение – я не вижу оснований, даже в условиях тяжелой экономической ситуации, для снижения темпов роста отрасли в 2009 году. Необходимо восстановить позиции на гражданском рынке. А что касается ГОЗ, здесь нет оснований для трагедии. Деньги на НИОКР, серии и ремонт сокращены минимально. Поэтому ответственность за выполнение планов 2009 года целиком и полностью лежит на плечах директорского корпуса".
Заместитель руководителя Роскосмоса Сергей Алексеевич Пономарев затронул важную проблему обеспечения ракетно-космической отрасли современной ЭКБ. В частности, он отметил, что "в 2008 году остро встала проблема взаимодействия ракетно-космической и радиоэлектронной промышленностей, связанная с совместной работой по проектированию и производству современной ЭКБ. Напомню, что РКП выпускает четыре основные группы продукции, которые массово задействуют ЭКБ. Это космические орбитальные системы и средства, космические ракеты-носители, боевые ракетные комплексы стратегического назначения, а также системы и средства боевого управления войсками и оружием.
Наибольшие проблемы сегодня связаны с созданием космических орбитальных систем и средств. Современная тенденция предполагает увеличение срока активного существования и расширение функциональных возможностей космических аппаратов (КА). Все это требует современной сложнофункциональной ЭКБ. Но применение ЭКБ отечественного производства резко сокращается. По итогам 2008 года, средний объем отечественной ЭКБ на борту КА составляет от 20 до 40%. При этом, как правило, используется иностранная ЭКБ категории industrial, с недостаточным уровнем качества и надежности. Сегодня элементы категории space и military на борту КА составляют лишь 7–8% от всей ЭКБ. Все это приводит к преждевременному выходу КА из строя либо к существенным задержкам их создания.
Обеспечить легитимность закупок за рубежом требуемой ЭКБ непросто. А самое главное – длителен процесс ее сертификации и отборочных испытаний. Это приводит к задержкам в создании космических средств. Импортная ЭКБ для одного КА стоит примерно 500 млн. руб. И половина этой суммы (200–250 млн. руб.) уходит на испытание и сертификацию импортной элементной базы. Таким образом, создание отечественной ЭКБ – приоритетная и очень важная задача для перспективных космических средств.
Сегодня в ракетно-космической отрасли всего один дизайн-центр и одно малое производство ЭКБ, которое не способно обеспечить потребности всей отрасли. ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы не предполагает решение этой проблемы через наращивание возможностей ракетно-космической промышленности. В частности, на рубеже 2015 года наша отрасль в рамках этой ФЦП будет иметь всего семь узкоспециализированных производств ЭКБ невысокого уровня сложности, а также 11 узкоспециализированных дизайн-центров и одну испытательную лабораторию. Поэтому без содействия со стороны РЭП проблему обеспечения космических средств требуемой ЭКБ не решить.
Этот вопрос многократно обсуждался на совместных совещаниях Минпромторга РФ и Роскосмоса, был вынесен на заседание Военно-промышленной комиссии. Принято решение разработать план мероприятий, в котором значительная доля усилий будет отводиться РЭП. И я призываю руководителей предприятий установить взаимодействие с ракетно-космической промышленностью, чтобы в 2009 году наметить конкретный план мероприятий, позволяющий в течение 2012–2015 годов снять для перспективных космических систем и средств проблему ЭКБ, способной длительно и устойчиво работать в условиях космического пространства".
С докладом С.А.Пономарева во многом перекликалось выступление заместителя начальника управления развития ЭКБ МО Павла Павловича Кутько. Он остановился на проблеме обеспечения ЭКБ образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). "Сейчас Министерством обороны введена в действие программа специальных требований к ЭКБ для ВВСТ. Существующая ЭКБ, соответствующая этим требованиям, для серийных образцов ВВСТ составляет до 75%, для перспективных образцов ВВТ – не более 40%. При этом при выпуске серийных образцов предприятия РЭП могут использовать ЭКБ стран СНГ, поставляемую по межзаводской кооперации. Эта номенклатура создана в 1980-х годах и не отвечает современным требованиям. В области перспективных разработок предприятия отрасли не могут обеспечить ЭКБ, функционально соответствующую ЭКБ иностранного производства.
Технологические возможности предприятий РЭП не обеспечивают опережающего развития ЭКБ по отношению к требованиям РЭА военного назначения, несмотря на пятилетнюю положительную динамику освоения в производстве новых типов ЭКБ. Серийно изготавливаемая номенклатура ЭКБ, включенная в перечень разрешенной к применению (около 15 тыс. типономиналов), не является функционально полной и составляет примерно 65% от потребной.
Особое внимание МО уделяет СВЧ- и микроэлектронике, а также изделиям полупроводниковой техники, которые определяют основные тактико-технические характеристики образцов ВВСТ. В совокупности ЭКБ этих типов составляет 60% от ежегодно создаваемой. Однако в силу технологической оснащенности предприятий РЭП уровень этих групп ЭКБ значительно уступает требуемому. А качество ЭКБ в ряде случаев не соответствует требованиям конструкторской и технологической документации. Результаты выборочного контроля качества отечественной ЭКБ, предназначенной для комплектования образцов ВВСТ, показали, что из почти 2,5 тыс. типов ЭКБ, изготовленной 22 предприятиями, не соответствуют требованиям 19%. В результате практически по всем перспективным стратегически значимым образцам ВВСТ, кроме отнесенных к первому уровню значимости, принято решение о применении импортной ЭКБ.
По состоянию на 1 марта 2009 года МО РФ рассмотрено свыше 1,2 тыс. решений о применении ЭКБ иностранного производства, содержавших заявки на применение более 69 тыс. типономиналов ЭКБ. Из них разрешено к применению, при условии соблюдения мер конструктивного и схемотехнического характера, только 6 тыс. типономиналов. Таким образом, эксперты МО более чем в 11 раз сократили номенклатуру. Это свидетельствует о полном отсутствии как межпроектной, так и внутрипроектной унификации номенклатуры ЭКБ. Например, анализ ЦНИИИ 22 показал, что различные предприятия применили 45 типов процессоров цифровой обработки сигналов, которые можно заменить семью типами. Это позволило бы сократить объем и сроки дорогостоящих испытаний и специальных проверок.
Применяемая номенклатура ЭКБ иностранного производства более чем на 95% относится к категориям industrial и commercial. Для этих категорий изготовители, как правило, указывают только электрические параметры. При этом для значительной части ЭКБ не оговариваются изменения этих параметров в различных диапазонах температур. Отсутствуют данные о надежности ЭКБ, ее стойкости к радиационным, механическим и климатическим воздействиям.
Действующая система поставок и система сертификации ЭКБ иностранного производства, вынужденно основанная на требованиях отдельных технических условий на аналогичные группы ЭКБ отечественного производства, в принципе не позволяет гарантированно оценить поставляемую ЭКБ на соответствие модели внешних воздействующих факторов на аппаратуру. Действующая сегодня практика испытаний ЭКБ в составе аппаратуры не гарантирует надежности создаваемых на ее основе изделий. Поэтому систему обеспечения радиационно стойкой ЭКБ нужно выстраивать заново и практически с нуля.
Существующая цепочка поставок дешевой ЭКБ иностранного производства ИП, ее сертификационные испытания и специальные проверки существенно увеличивают стоимость и сроки создания образцов ВВСТ, не гарантируют обеспечение требований по назначению создаваемых образцов. При этом создаваемая отечественная номенклатура ЭКБ остается невостребованной. Выход видится в планировании развития и поставок отечественной ЭКБ от финальных образцов. При этом исходными данными являются оптимизированные заявки генеральных конструкторов, учитывающие результаты отраслевой межпроектной унификации ЭКБ, а также внутрипроектная унификация на уровне образцов, блоков и сертификатов. Это позволит формировать программные мероприятия по разработке перспективной ЭКБ, а также мероприятия по созданию производственно-технологической базы для нее".
Владимир Степанович Верба, генеральный директор ОАО "Концерн приборостроения "Вега", председатель Совета директоров предприятий РЭП, в своем выступлении обозначил основные проблемы, волнующие практически всех директоров предприятий отрасли. Он отметил, что "концерны выступают головными исполнителями по основным крупным проектам. Но сегодня на головных исполнителей ложится очень тяжелое бремя ответственности за всю кооперацию. Головники испытывают трудности с финансированием, не получают вовремя авансы. Предприятия второго-третьего уровня кооперации ранее могли брать кредиты и закупать комплектующие, понимая, что финансирование в итоге придет. Сегодня эти предприятия не могут взять кредиты. Мы стали заложниками ситуации, когда вся система кооперации может разрушиться. И это – самое опасное. Ведь в приборостроении мы все взаимосвязаны. И выпадение хоть одного звена из цепи приводит к большим проблемам.
Сегодня ВПК и вся промышленность, надеюсь, вошли в стадию преодоления экономического кризиса. Перед руководством отрасли стоит задача организации работ через крупные интегрированные структуры, кластеры предприятий, советы генеральных конструкторов и т.п. Необходим переход от технологической раздробленности организационно разобщенных предприятий, слабо осознающих отраслевые приоритеты, к построению новой кластерной архитектуры. Она позволит сконцентрировать государственные ресурсы на четко распределенном и взаимно скоординированном развитии специфических инновационных технологий. Как между кластерами, так и внутри них. Что и будет определять уровень инновационного развития всей нашей отрасли.
Руководству отрасли нужно сконцентрироваться на расширении существующих интегрированных структур. Департаменту радиоэлектронной промышленности необходимо координировать деятельность всех интегрированных структур. Необходимо решать вопросы взаимодействия министерств с холдингами. Например, и по сей день государственные инвестиции идут разрозненно, на дочерние предприятия. В результате размывается капитал. Целый ряд холдингов, у которых доли в дочерних предприятиях составляют 30–40%, вынужден отказываться от этих капиталовложений.
Необходимо создавать отраслевые кластеры по развитию отдельных инновационных направлений. Например, по производству медицинской техники, телевизионной аппаратуры, по системам радиочастотной идентификации, в области дизайн-центров. Только решив эти организационные вопросы, мы сможем решить крайне важные задачи всей нашей отрасли".
Отметим, что многие докладчики выражали озабоченность текущей финансовой ситуацией. Обобщая их выступления, констатируем, что, несмотря на уверения руководителей, что заказы по линии МО не сократились, в реальной жизни предприятий РЭП ситуация с размещением ГОЗ и бюджетных ассигнований складывается тревожная. Значительная часть конкурсов ещё не проведена, авансы предприятия, естественно, не получают, а кредиты взять не могут. Следовательно, не могут приступить к закупкам комплектующих изделий, разработке и изготовлению продукции. В результате возникает реальная угроза невыполнения в установленные сроки работ по ГОЗ. Заседают многочисленные комиссии, которые принимают правильные решения, но механизм господдержки оборонных предприятий еще не заработал в полной мере.
Это приводит к очень серьезным финансовым проблемам. Ведь в рамках работ по ГОЗ все проценты по кредитам можно выплачивать только за счет прибыли, предусмотренной в договорах. В результате, при сегодняшних процентных ставках, вся прибыль съедается. У многих ситуация аналогичная. При рентабельности работ 10–15% брать кредиты под 25% годовых – это практически уничтожать предприятия. И силами директоров эту проблему не разрешить.
Разумеется, на совещании было еще немало интересных докладов. Но мы обозначили практически все основные вопросы. В целом же, совещание прошло под знаком ожидания. Ожидания коррекции бюджета, выплаты денег, реальных преференций от государства. Напомним, год назад аналогичная конференция также состоялась в период ожидания, только организационных перемен (следствие которых – задержки в сроках проведения конкурсов и выплаты денег). Похоже, это становится традицией – увы, недоброй. Может быть, пора ее прекращать? По выступлениям многих, да и по данным из доклада В.Н.Минаева, минувший 2008 год для многих предприятий и для отрасли в целом был одним из самых удачных (а для ряда предприятий – самым успешным). А проблемы были практически теми же – только иной природы. Может быть, и в этом году все они успешно разрешатся?
И.Шахнович
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Иванович Борисов в своем обращении к руководителям предприятий призвал всех, несмотря на экономический кризис, выполнять договорные обязательства. Он отметил, что "характер и особенности настоящего кризиса, в отличие от 1998 года, в том, что он носит глобальный характер. Этот кризис будет значительно дольше предыдущего. Дна еще не видно, макроэкономическая ситуация ухудшается. Но я не хотел бы излишне драматизировать ситуацию.
Объективно РЭП сосредоточился на работах в области военной и специальной техники, на государственном оборонном заказе (ГОЗ). Особенно ярко это проявилось в декабре-ноябре, когда потеря гражданской составляющей была наиболее явной. В связи с кризисом были скорректированы государственный бюджет и планы финансирования. Но в целом ситуация благоприятная, мы в 2009 году ожидали худшего по бюджетным корректировкам. В сфере ГОЗ все сокращение в Министерстве обороны (МО) прошло по статье "содержание" и в минимальной мере – по статье "снабжение". Практически не пострадало финансирование НИОКР, серийного производства и ремонта, что для нас чрезвычайно важно.
Что касается бюджетных составляющих федеральных целевых программ (ФЦП), то потери также невелики. И даже прошедшее секвестирование не носит трагический характер. Финансирование ФЦП "Оборонно-промышленный комплекс" (ОПК) и ГЛОНАСС сохранилось практически в полном объеме. Да, немного потеряли в ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники", но только за счет сокращения капитальных затрат: в 2009 году мы не будем начинать новых строек. Наверное, это правильное решение – из-за увеличения курсовой разницы у нас объективно затормозится процесс технического перевооружения.
Но меня серьезно волнуют потери в гражданской составляющей рынка. Если посмотреть на ситуацию объективно, то за счет курсовой разницы и тех преференций, которые объявлены сегодня государством, мы должны эту составляющую поднять. Доллар подорожал, соответственно и конкурентоспособность российской продукции теоретически должна вырасти. В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 427 от 5 декабря 2008 года, сегодня на конкурсных процедурах при прочих равных условиях у российского производителя есть 15%-ные преференции по цене (см. врезку). Поэтому факт сокращения гражданской составляющей не совсем объясним. Может быть, сказалась некая инерция, отсутствие правильных управляющих решений, в том числе и со стороны руководства предприятий? Данный сектор рынка является резервом 2009 года. Задача всего директорского корпуса – сохранить существовавшую гражданскую составляющую на уровне около 30–40% от объемов производства. Но для этого нужно хорошо поработать. Я прошу обо всех фактах, когда на конкурсных процедурах разных уровней допускаются нарушения и не работает механизм 15%-ной преференции, сообщать в Департамент радиоэлектронной промышленности. А дальше мы будем принимать управляющие решения на всех уровнях. Это я гарантирую.
В кризис возрастает роль руководителя предприятия. Именно в этих условиях своевременные решения являются гарантией правильного управления экономикой как отдельного предприятия, так и отрасли в целом. Антикризисных мер принято очень много. Их действенность еще предстоит оценить на практике. Но в этой ситуации директорам предприятий нужно занимать более активную позицию и через Департамент добиваться реализации предусмотренных антикризисных мер. Еженедельно заседает Правительственная комиссия по поддержке ОПК под председательством заместителя министра финансов А.Г.Силуанова. Мы сумели провести через нее пять предприятий РЭП. Это очень мало. Причина тому – недостаток активности директорского корпуса.
На мой взгляд, самый лучшей и действенной антикризисной мерой является своевременное заключение контрактов. Я говорю об этой проблеме все пять лет, что работаю в руководстве отрасли. На сегодня 20% от годовых объемов мы сумели раскассировать и довести до предприятий. Такой показатель – лучший за пять лет, но он – лучший из худших. К настоящему моменту 40% средств должно было быть перечислено предприятиям. Пока же отрасль фактически ни рубля еще не получила на капитальное строительство. Потому, что директора забыли своевременно провести конкурсы на субподрядные работы. Их нужно было проводить еще в декабре, с отлагательными условиями. Закон позволяет это делать. Департамент недосмотрел, директорский корпус промедлил. В результате наступает апрель, но ни рубля на капитальное строительство еще не получено.
Мы говорим об отсутствии кредитов, об их дороговизне и сами же не можем своевременно вступить в контрактные отношения. Этот процесс взаимный, я не снимаю ответственности с чиновников. У нас своих недостатков хватает, постоянно меняются правила игры. Все это – издержки управления, к ним нужно относиться объективно. Но и вы проявите в этой ситуации понимание и определенную настойчивость.
Напомню, что период разработки новых стратегий и ФЦП закончен, нам не грозит в ближайшие 3–5 лет серьезное увеличение бюджетной составляющей. Но то, что есть, – почти в 10 раз больше, чем было в 2004–2005 году. Единственный источник для роста бюджетной составляющей – российско-белорусские программы. И динамика их увеличения налицо. Мы по-прежнему недорабатываем на региональном уровне и с естественными монополиями. Три года мы об этом говорим, но активности и действенных результатов пока нет.
Разумеется, достигнуты и определенные успехи. Прежде всего – в области работ по цифровому телевидению. Создана ассоциация, достаточно активная работа с РТРС и с Минкомсвязи РФ привели к тому, что появились конкретные проекты – и в Санкт-Петербурге, и в Казани. Вообще из региональных кустов предприятий РЭП лучше всего работает Санкт-Петербургский. Предприятия этого региона занимают активную позицию, теребят и местные власти, и нас. По своей инициативе получили от города заказы на создание сегмента цифрового телевидения в Санкт-Петербурге. Всем нужно действовать аналогично.
Определенный рынок сформирует Универсиада 2013 года в Казани. Это – аналог Олимпиады в Сочи, только объем меньше. Необходимо занять более активную позицию и по Олимпиаде. Мало написать тома предложений, самое главное – довести их непосредственно до организаций, ответственных за проведение Олимпиады-2014. Этого еще не сделано.
Один из серьезных инструментов в кризисной ситуации, помимо всех декларированных, – правильное использование таможенно-тарифной политики. Ведь таможенные тарифы – это не догма. Должен быть простой и прозрачный механизм их изменения. Не умеем делать элементную базу – давайте установим нулевые таможенные пошлины на их импорт. Научились делать – поднимаем таможенные пошлины, защищаем российского производителя. Нельзя просто декларировать, что мы будем повышать таможенные пошлины, чтобы защищать отечественных электронных производителей. Пусть начнут производить продукцию, тогда будем их защищать. В противном случае от таможенных тарифов страдают все остальные приборостроители и изготовители финишной продукции, поскольку себестоимость их изделий растет. Я считаю, что этот механизм нами не доработан и не внедрен на практике. И апеллировать тут не к кому, кроме как к самим себе. Это мы должны изложить наши пожелания и довести их до реализации. ОАО "ЭКОС" поручено подготовить проект постановления Правительства РФ, которое будет регулировать таможенно-тарифные отношения на рынке. Если в 2009 году наши предложения будут реализованы, это будет серьезная помощь всей отрасли.
И в завершение – я не вижу оснований, даже в условиях тяжелой экономической ситуации, для снижения темпов роста отрасли в 2009 году. Необходимо восстановить позиции на гражданском рынке. А что касается ГОЗ, здесь нет оснований для трагедии. Деньги на НИОКР, серии и ремонт сокращены минимально. Поэтому ответственность за выполнение планов 2009 года целиком и полностью лежит на плечах директорского корпуса".
Заместитель руководителя Роскосмоса Сергей Алексеевич Пономарев затронул важную проблему обеспечения ракетно-космической отрасли современной ЭКБ. В частности, он отметил, что "в 2008 году остро встала проблема взаимодействия ракетно-космической и радиоэлектронной промышленностей, связанная с совместной работой по проектированию и производству современной ЭКБ. Напомню, что РКП выпускает четыре основные группы продукции, которые массово задействуют ЭКБ. Это космические орбитальные системы и средства, космические ракеты-носители, боевые ракетные комплексы стратегического назначения, а также системы и средства боевого управления войсками и оружием.
Наибольшие проблемы сегодня связаны с созданием космических орбитальных систем и средств. Современная тенденция предполагает увеличение срока активного существования и расширение функциональных возможностей космических аппаратов (КА). Все это требует современной сложнофункциональной ЭКБ. Но применение ЭКБ отечественного производства резко сокращается. По итогам 2008 года, средний объем отечественной ЭКБ на борту КА составляет от 20 до 40%. При этом, как правило, используется иностранная ЭКБ категории industrial, с недостаточным уровнем качества и надежности. Сегодня элементы категории space и military на борту КА составляют лишь 7–8% от всей ЭКБ. Все это приводит к преждевременному выходу КА из строя либо к существенным задержкам их создания.
Обеспечить легитимность закупок за рубежом требуемой ЭКБ непросто. А самое главное – длителен процесс ее сертификации и отборочных испытаний. Это приводит к задержкам в создании космических средств. Импортная ЭКБ для одного КА стоит примерно 500 млн. руб. И половина этой суммы (200–250 млн. руб.) уходит на испытание и сертификацию импортной элементной базы. Таким образом, создание отечественной ЭКБ – приоритетная и очень важная задача для перспективных космических средств.
Сегодня в ракетно-космической отрасли всего один дизайн-центр и одно малое производство ЭКБ, которое не способно обеспечить потребности всей отрасли. ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы не предполагает решение этой проблемы через наращивание возможностей ракетно-космической промышленности. В частности, на рубеже 2015 года наша отрасль в рамках этой ФЦП будет иметь всего семь узкоспециализированных производств ЭКБ невысокого уровня сложности, а также 11 узкоспециализированных дизайн-центров и одну испытательную лабораторию. Поэтому без содействия со стороны РЭП проблему обеспечения космических средств требуемой ЭКБ не решить.
Этот вопрос многократно обсуждался на совместных совещаниях Минпромторга РФ и Роскосмоса, был вынесен на заседание Военно-промышленной комиссии. Принято решение разработать план мероприятий, в котором значительная доля усилий будет отводиться РЭП. И я призываю руководителей предприятий установить взаимодействие с ракетно-космической промышленностью, чтобы в 2009 году наметить конкретный план мероприятий, позволяющий в течение 2012–2015 годов снять для перспективных космических систем и средств проблему ЭКБ, способной длительно и устойчиво работать в условиях космического пространства".
С докладом С.А.Пономарева во многом перекликалось выступление заместителя начальника управления развития ЭКБ МО Павла Павловича Кутько. Он остановился на проблеме обеспечения ЭКБ образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). "Сейчас Министерством обороны введена в действие программа специальных требований к ЭКБ для ВВСТ. Существующая ЭКБ, соответствующая этим требованиям, для серийных образцов ВВСТ составляет до 75%, для перспективных образцов ВВТ – не более 40%. При этом при выпуске серийных образцов предприятия РЭП могут использовать ЭКБ стран СНГ, поставляемую по межзаводской кооперации. Эта номенклатура создана в 1980-х годах и не отвечает современным требованиям. В области перспективных разработок предприятия отрасли не могут обеспечить ЭКБ, функционально соответствующую ЭКБ иностранного производства.
Технологические возможности предприятий РЭП не обеспечивают опережающего развития ЭКБ по отношению к требованиям РЭА военного назначения, несмотря на пятилетнюю положительную динамику освоения в производстве новых типов ЭКБ. Серийно изготавливаемая номенклатура ЭКБ, включенная в перечень разрешенной к применению (около 15 тыс. типономиналов), не является функционально полной и составляет примерно 65% от потребной.
Особое внимание МО уделяет СВЧ- и микроэлектронике, а также изделиям полупроводниковой техники, которые определяют основные тактико-технические характеристики образцов ВВСТ. В совокупности ЭКБ этих типов составляет 60% от ежегодно создаваемой. Однако в силу технологической оснащенности предприятий РЭП уровень этих групп ЭКБ значительно уступает требуемому. А качество ЭКБ в ряде случаев не соответствует требованиям конструкторской и технологической документации. Результаты выборочного контроля качества отечественной ЭКБ, предназначенной для комплектования образцов ВВСТ, показали, что из почти 2,5 тыс. типов ЭКБ, изготовленной 22 предприятиями, не соответствуют требованиям 19%. В результате практически по всем перспективным стратегически значимым образцам ВВСТ, кроме отнесенных к первому уровню значимости, принято решение о применении импортной ЭКБ.
По состоянию на 1 марта 2009 года МО РФ рассмотрено свыше 1,2 тыс. решений о применении ЭКБ иностранного производства, содержавших заявки на применение более 69 тыс. типономиналов ЭКБ. Из них разрешено к применению, при условии соблюдения мер конструктивного и схемотехнического характера, только 6 тыс. типономиналов. Таким образом, эксперты МО более чем в 11 раз сократили номенклатуру. Это свидетельствует о полном отсутствии как межпроектной, так и внутрипроектной унификации номенклатуры ЭКБ. Например, анализ ЦНИИИ 22 показал, что различные предприятия применили 45 типов процессоров цифровой обработки сигналов, которые можно заменить семью типами. Это позволило бы сократить объем и сроки дорогостоящих испытаний и специальных проверок.
Применяемая номенклатура ЭКБ иностранного производства более чем на 95% относится к категориям industrial и commercial. Для этих категорий изготовители, как правило, указывают только электрические параметры. При этом для значительной части ЭКБ не оговариваются изменения этих параметров в различных диапазонах температур. Отсутствуют данные о надежности ЭКБ, ее стойкости к радиационным, механическим и климатическим воздействиям.
Действующая система поставок и система сертификации ЭКБ иностранного производства, вынужденно основанная на требованиях отдельных технических условий на аналогичные группы ЭКБ отечественного производства, в принципе не позволяет гарантированно оценить поставляемую ЭКБ на соответствие модели внешних воздействующих факторов на аппаратуру. Действующая сегодня практика испытаний ЭКБ в составе аппаратуры не гарантирует надежности создаваемых на ее основе изделий. Поэтому систему обеспечения радиационно стойкой ЭКБ нужно выстраивать заново и практически с нуля.
Существующая цепочка поставок дешевой ЭКБ иностранного производства ИП, ее сертификационные испытания и специальные проверки существенно увеличивают стоимость и сроки создания образцов ВВСТ, не гарантируют обеспечение требований по назначению создаваемых образцов. При этом создаваемая отечественная номенклатура ЭКБ остается невостребованной. Выход видится в планировании развития и поставок отечественной ЭКБ от финальных образцов. При этом исходными данными являются оптимизированные заявки генеральных конструкторов, учитывающие результаты отраслевой межпроектной унификации ЭКБ, а также внутрипроектная унификация на уровне образцов, блоков и сертификатов. Это позволит формировать программные мероприятия по разработке перспективной ЭКБ, а также мероприятия по созданию производственно-технологической базы для нее".
Владимир Степанович Верба, генеральный директор ОАО "Концерн приборостроения "Вега", председатель Совета директоров предприятий РЭП, в своем выступлении обозначил основные проблемы, волнующие практически всех директоров предприятий отрасли. Он отметил, что "концерны выступают головными исполнителями по основным крупным проектам. Но сегодня на головных исполнителей ложится очень тяжелое бремя ответственности за всю кооперацию. Головники испытывают трудности с финансированием, не получают вовремя авансы. Предприятия второго-третьего уровня кооперации ранее могли брать кредиты и закупать комплектующие, понимая, что финансирование в итоге придет. Сегодня эти предприятия не могут взять кредиты. Мы стали заложниками ситуации, когда вся система кооперации может разрушиться. И это – самое опасное. Ведь в приборостроении мы все взаимосвязаны. И выпадение хоть одного звена из цепи приводит к большим проблемам.
Сегодня ВПК и вся промышленность, надеюсь, вошли в стадию преодоления экономического кризиса. Перед руководством отрасли стоит задача организации работ через крупные интегрированные структуры, кластеры предприятий, советы генеральных конструкторов и т.п. Необходим переход от технологической раздробленности организационно разобщенных предприятий, слабо осознающих отраслевые приоритеты, к построению новой кластерной архитектуры. Она позволит сконцентрировать государственные ресурсы на четко распределенном и взаимно скоординированном развитии специфических инновационных технологий. Как между кластерами, так и внутри них. Что и будет определять уровень инновационного развития всей нашей отрасли.
Руководству отрасли нужно сконцентрироваться на расширении существующих интегрированных структур. Департаменту радиоэлектронной промышленности необходимо координировать деятельность всех интегрированных структур. Необходимо решать вопросы взаимодействия министерств с холдингами. Например, и по сей день государственные инвестиции идут разрозненно, на дочерние предприятия. В результате размывается капитал. Целый ряд холдингов, у которых доли в дочерних предприятиях составляют 30–40%, вынужден отказываться от этих капиталовложений.
Необходимо создавать отраслевые кластеры по развитию отдельных инновационных направлений. Например, по производству медицинской техники, телевизионной аппаратуры, по системам радиочастотной идентификации, в области дизайн-центров. Только решив эти организационные вопросы, мы сможем решить крайне важные задачи всей нашей отрасли".
Отметим, что многие докладчики выражали озабоченность текущей финансовой ситуацией. Обобщая их выступления, констатируем, что, несмотря на уверения руководителей, что заказы по линии МО не сократились, в реальной жизни предприятий РЭП ситуация с размещением ГОЗ и бюджетных ассигнований складывается тревожная. Значительная часть конкурсов ещё не проведена, авансы предприятия, естественно, не получают, а кредиты взять не могут. Следовательно, не могут приступить к закупкам комплектующих изделий, разработке и изготовлению продукции. В результате возникает реальная угроза невыполнения в установленные сроки работ по ГОЗ. Заседают многочисленные комиссии, которые принимают правильные решения, но механизм господдержки оборонных предприятий еще не заработал в полной мере.
Это приводит к очень серьезным финансовым проблемам. Ведь в рамках работ по ГОЗ все проценты по кредитам можно выплачивать только за счет прибыли, предусмотренной в договорах. В результате, при сегодняшних процентных ставках, вся прибыль съедается. У многих ситуация аналогичная. При рентабельности работ 10–15% брать кредиты под 25% годовых – это практически уничтожать предприятия. И силами директоров эту проблему не разрешить.
Разумеется, на совещании было еще немало интересных докладов. Но мы обозначили практически все основные вопросы. В целом же, совещание прошло под знаком ожидания. Ожидания коррекции бюджета, выплаты денег, реальных преференций от государства. Напомним, год назад аналогичная конференция также состоялась в период ожидания, только организационных перемен (следствие которых – задержки в сроках проведения конкурсов и выплаты денег). Похоже, это становится традицией – увы, недоброй. Может быть, пора ее прекращать? По выступлениям многих, да и по данным из доклада В.Н.Минаева, минувший 2008 год для многих предприятий и для отрасли в целом был одним из самых удачных (а для ряда предприятий – самым успешным). А проблемы были практически теми же – только иной природы. Может быть, и в этом году все они успешно разрешатся?
И.Шахнович
Отзывы читателей