Выпуск #3/2009
В.Минаев.
Итоги работы радиоэлектронной промышленности в 2008 году и основные задачи на 2009 год
Итоги работы радиоэлектронной промышленности в 2008 году и основные задачи на 2009 год
Просмотры: 5955
В радиоэлектронной промышленности (РЭП) в течение последних трех лет осуществлялся комплекс мер по обеспечению стабильного развития промышленного производства и научно-технической деятельности. Однако охвативший мир и страну финансовый кризис негативно повлиял и на РЭП. Ухудшившееся состояние финансового рынка повышает риски стабильного развития РЭП. За истекший год основные задачи по дальнейшему развитию отрасли, сфорумулированные в ходе расширенного совещания руководителей предприятий адиоэлектронного комплекса, практически выполнены.
Основные показатели развития РЭП
В 2008 году общий объем товарной радиоэлектронной продукции вырос в сопоставимых ценах по сравнению с 2007 годом на 17%, в том числе продукции специального назначения – на 21,5%, гражданской продукции – на 6,7%. Доля продукции специального назначения в общем объеме товарной продукции составила 76,2%. В общем объеме товарной продукции наибольшие изменения произошли в промышленной продукции (табл.1). В 2008 году объемы производства промышленной продукции предприятий РЭП выросли на 11,7% по сравнению с 2007 годом. Выпуск специальной продукции вырос на 14,1%, продукция специального назначения составила около 66,4% всего промышленного производства. Объем выпуска продукции гражданского назначения вырос только на 7,3%.
Объем производства научно-технической продукции вырос на 22% по сравнению с прошлым годом, в том числе объем продукции специального назначения вырос на 24,4%, а гражданского назначения – на 9,3%. Удельный вес научно-технической продукции специального назначения в общем объеме НТП составляет 85,4%. Объем проводимых НИОКР вырос на 22,1%.
Показатели последних месяцев 2008 года производственно-хозяйственной и научно-технической деятельности ухудшили финансовые результаты деятельности РЭП. Общий объем прибыли, полученной предприятиями РЭП в 2008 году, составил почти 13,8 млрд. руб. и вырос на 11,5% по сравнению с 2007 годом, хотя в середине года прогнозировалась большая прибыль. Значительно возросли дебиторская и кредиторская задолженности, составив в 2008 году 62,3 и 90,9 млрд. руб., соответственно. Удельный рост по сравнению с 2007 годом – на 22,9% и 27,8% для дебиторской и кредиторской задолженностей, соответственно.
Среднегодовая численность работников РЭП (табл.2) в 2008 году составила 295,2 тыс. человек и сократилась на 1,4% по сравнению с 2007 годом. Возросла выработка товарной продукции на одного работающего, но достижения РЭП уступают аналогичным данным оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в целом. Средняя заработная плата по РЭП составила 16 тыс. руб. и выросла на 25,3% по сравнению с 2007 годом.
Научно-техническая политика РЭП
Основные задачи инновационного развития предприятий РЭП в 2008 году реализовывались в рамках основной Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы, а также в ФЦП "Развитие ОПК", ГЛОНАСС, в научно-технических программах Союзного государства и др. (табл.3). В результате деятельности Департамента в 2008 году удалось увеличить объемы финансирования НИОКР более чем вдвое по сравнению с 2007 годом, что стало весьма значительной поддержкой научных коллективов отрасли. Однако перспективы финансирования работ в 2009 году не столь радужны. Случившийся финансовый кризис повлек за собой сокращение инвестиционных расходов бюджета. Безусловно, это сокращение коснулось и федеральных программ.
Несмотря на весьма непростую ситуацию, по ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы удалось достичь всех требуемых показателей. В 2008 году объемы продаж электронной и радиоэлектронной техники (ЭКБ и унифицированные узлы) составили 58 млрд. руб. На конец года разработано 11 базовых технологий в области электронной компонентной базы (ЭКБ), 6 проектов базовых центров проектирования функционально-сложной ЭКБ, начато и проведено техническое перевооружение ряда предприятий (в том числе завершено техперевооружение ФГУП НИИЭТ).
Среди базовых технологий в области ЭКБ, разработанных в 2008 году, можно отметить:
* базовую технологию изготовления низкотемпературной керамики (ФГУП НПП "Исток", Фрязино);
* базовую технологию получения радиационно стойких кристаллов (ОАО "БЗТХИ", Богородицк-4 Тульской обл.);
* базовые технологии для создания нового поколения магнитоэлектронных приборов СВЧ-диапазона (ОАО НИИ "Феррит-Домен", Санкт-Петербург);
* технологию изготовления пленочных СВЧ-резисторов для интегральных сборок (ОАО НПО "ЭРКОН", Нижний Новгород).
В рамках ФЦП "Глобальная навигационная система" (ГЛОНАСС) по подпрограмме "Разработка и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей" в 2008 году изготовлены и прошли предварительные испытания опытные образцы СБИС одночастотного мультисистемного приемовычислительного модуля второго поколения навигационно-временного приемника ГЛОНАСС. Разработаны и изготовлены типовые рабочие места для серийного выпуска и испытаний навигационной аппаратуры потребителей (НАП).
В сентябре 2008 года была проведена корректировка ФЦП ГЛОНАСС. Эта корректировка предусматривает выполнение большинства мероприятий обеспечения серийного производства навигационной аппаратуры потребителей исключительно за счет внебюджетных источников, что может привести к снижению темпов разработки отечественной специализированной ЭКБ и НАП.
По ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии РФ" на 2008–2010 годы во ФГУП "НИИ физических проблем им. Ф.В.Лукина" модернизированы инженерные системы, обеспечивающие синхротрон "Зеленоград". На устойчивую работу выведена инжекционная часть синхротрона в составе линейного ускорителя, малого накопителя, электронно-оптических каналов с ускорением пучка элементов с энергией 450 МЭВ и накопленным током 70 МА и транспортировкой пучка до впуска в большой накопитель. На 75% выполнен монтаж электронно-физического оборудования большого накопителя.
По научно-техническим программам Союзного государства выполнялись работы: "Разработка унифицированного мобильного многофункционального комплекса внешнетраекторных измерений двойного назначения на базе специальных оптоэлектронных систем и сверхвысокочастотных элементов" (шифр "Траектория"); "Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей на 2008–2011 годы" (шифр "Композит") и "Разработка и создание нового поколения функциональных элементов и изделий СВЧ-электроники, оптоэлектроники и микросенсорики для радиоэлектронных систем и аппаратуры специального и двойного назначения" (шифр "Функциональная СВЧ-электроника-2").
В 2009 году начинает действовать новая ФЦП "Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии", одним из администраторов расходов которой является Департамент РЭП.
Инвестиционная политика РЭП
Цель инвестиционной политики – техперевооружение и реконструкция производства предприятий РЭП для сокращения технологического отставания от мирового уровня. Эта задача реализуется через ФЦП. В 2008 году они предусматривали работы по техническому перевооружению производств и освоению государственных капитальных вложений на общую сумму более 2,5 млрд. руб. (рис.1). За счет средств ФЦП были продолжены работы по техническому перевооружению производств на 47 объектах предприятий РЭП. На 35 объектах начато новое строительство, на шести предприятиях созданы дизайн-центры для системного проектирования кристаллов СБИС с проектными нормами 0,18–0,13 мкм (ОАО "Интелтех", Санкт-Петербург; ФГУП "НИИ ЭТ", Воронеж; ФГУП "НИИ "Аргон", Москва; ФГУП "ОНИИП", Омск; ФГУП "НИИТ", Санкт-Петербург; ФГУП "ННИПИ "Кварц", Нижний Новгород).
В целом предприятия и организации РЭП в 2008 году освоили более 2,5 млрд. руб. государственных капитальных вложений по вышеуказанным ФЦП, привлекли 715,6 млн. руб. внебюджетных средств. Все задачи 2008 года по вводу производственных мощностей по всем направлениям техники выполнены.
В 2009 году в техперевооружение и реконструкцию предприятий и организаций РЭП первоначально предусматривалось инвестировать из бюджета свыше 4,5 млрд. руб., что значительно больше объемов 2008 года. Однако кризис изменил эти планы, на сегодня планируемые объемы финансирования объектов капитального строительства в 2009 году составят немногим более 4 млрд. руб. (рис.2). Предстоит провести работы на 108 объектах строительства, создать 5 дизайн-центров системного проектирования и продолжить работы по созданию межотраслевого центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов в ОАО "Российская электроника".
Внешнеэкономическая деятельность
Объем экспортных поставок по сравнению с показателем 2007 года вырос на 18,5% (рис.3). Наибольшую долю (65%) в объеме экспорта составляет продукция военно-технического назначения. Годовой темп роста экспорта продукции военно-технического и гражданского назначения составил 126,1% и 106,6%, соответственно. Предприятия РЭП экспортируют широкую номенклатуру изделий 39 товарных групп. Продукция экспортируется в 68 стран мира, на долю стран дальнего зарубежья приходится 81,7%. Основными партнерами с суммарной долей экспорта около 72% являются Китай (25,7%), Иран (10,0%), Индия (9,4%), Белоруссия (8,1%), Германия (5,3), Гонконг (4,9), Казахстан (4,5%) и Израиль (4,1%).
Среди 163 предприятий РЭП, реализующих продукцию на внешних рынках, больше всех экспортируют следующие ОАО: "ГСКБ Концерна ПВО "Алмаз-Антей" (Москва), "ИЭМЗ "Купол" (Ижевск), "Стрела" (Тула), "НИИМЭ" и завод "Микрон" (Зеленоград), "Концерн "Вега" (Москва), "РЗМКП" (Рязань), "Радиозавод" (Пенза).
Объем импорта предприятий РЭП в 2008 году составил 145,4 млн. долл., превысив показатель предыдущего года на 32,5%. 141 предприятие импортировало продукцию из 70 стран. Основными поставщиками с объемами от 13,3 до 24,6 млн. долл. выступают семь стран, суммарная доля которых в общем объеме импорта 76,9%: Чехия (16,9%), Италия (10,4%), США (10,3%), Белоруссия (10,1%), Германия (10,0%), Украина (10,0%) и Китай (9,2%). В товарной структуре импорта насчитывается 37 групп изделий (рис.4).
Политика РЭП на отечественных рынках
Завоевание сфер влияния в новых развивающихся секторах отечественного рынка радиоэлектронной техники – одно из направлений политики РЭП на внутреннем рынке. Особый акцент делается на те секторы рынка, где превалируют интересы государства, а именно: в создании и производстве техники цифрового телевидения; средств радиочастотной идентификации, широкополосных средств связи; в реализации ряда крупных проектов Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и по организации воздушного движения с использованием спутниковых систем связи, навигации и наблюдения (CNS/АТМ ИКАО); в реализации работ по модернизации авиационной техники и др.
Значительный шагом в этом направлении стало образование в ноябре 2008 году по инициативе Минпромторга РФ Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры для цифрового телерадиовещания (АРПАТ). В нее вошли ведущие российские научно-исследовательские институты (ЗАО "МНИТИ", ФГУП "НИИТ" и ФГУП "НИИР"), а также производители передающей и приемной аппаратуры для цифрового телерадиовещания. Научно-производственная кооперация членов АРПАТ позволила предложить комплексное решение для организации "под ключ" зон цифрового вещания на основе отечественного оборудования. Ассоциация "АРПАТ" стала коллективным членом "Цифрового альянса" России, объединяющего ведущие российские телевизионные и вещательные компании. Основной задачей "Цифрового альянса" является разработка предложений по организации в России массового производства конкурентоспособного приемо-передающего оборудования для цифрового телевидения.
В феврале 2009 года в Министерстве информатизации и связи республики Татарстан состоялось совместное совещание Мининформсвязи России и Минпромторга России по вопросам подготовки республиканской целевой программы "Организация цифрового телевещания в Республике Татарстан на 2009–2013 годы" и подготовки к организации "Универсиады-2013" в Казани. По итогам совещания решено создать совместные рабочие группы Мининформсвязи РФ и Минпромторга РФ (с участием ассоциации АРПАТ) для разработки плана работ по этим направлениям сотрудничества, в том числе подготовке предложений по организации экспериментального стереоскопического цифрового вещания соревнований Универсиады "Казань 2013".
Меры по снижению негативных последствий экономического кризиса
Основные возможные меры по снижению негативных последствий для предприятий РЭП в условиях экономического кризиса:
* обеспечение полного и своевременного финансирования выполнения заданий государственного оборонного заказа;
* финансовая помощь предприятиям-потребителям продукции РЭП;
* поиск новых ниш на внутреннем и внешнем рынках;
* активизация работы с естественными монополиями (ТЭК, РЖД, ЖКХ и т.д.);
* активизация деятельности местных органов власти по продвижению продукции предприятий РЭП на региональные рынки;
* содействие муниципальным предприятиям и организациям в переориентации на продукцию, производимую отечественными предприятиями;
* снижение налогов на добавленную стоимость производимых изделий оборонной техники;
* снижение налогов на прибыль пропорционально доле оборонной техники в общем объеме произведенной продукции.
Одна из главных причин дестабилизации на рынке – тяжелое финансовое положение не столько предприятий РЭП, сколько потребителей их продукции. Без необходимых финансовых ресурсов многие потребители вынуждены сокращать закупки радиоэлектронных изделий. При этом они готовы приобретать продукцию в долг, с последующей оплатой по мере поступления финансов. Оказывая финансовую помощь предприятиям-потребителям продукции РЭП, государственные органы власти тем самым способствовали бы и улучшению финансового состояния РЭП.
Одной из эффективных мер по предотвращению падения объемов производства является поиск новых ниш на внутреннем и внешнем рынках, прежде всего – активизация работы с естественными монополиями (ТЭК, РЖД, ЖКХ и др.), ряд предприятий и организаций которых предпочитают приобретать схожие товары в ближнем зарубежье. Необходима и активизация деятельности местных органов власти по продвижению продукции предприятий РЭП, как и всего ОПК, на региональные рынки, содействие муниципальным предприятиям и организациям в переориентации на продукцию, производимую отечественными предприятиями. Кроме того, необходимо расширение участия предприятий РЭП в реализации региональных программ социально-экономического развития – это может стать дополнительным источником заказов.
В условиях финансово-экономического кризиса Правительство РФ в 2008 году предприняло ряд мер государственной поддержки предприятиям и организациям различных отраслей промышленности. В 2008 году по представлению Департамента РЭП на комиссии под руководством А.Г.Силуанова были рассмотрены пять предприятий и организаций отрасли, в том числе ОАО "Концерн "Вега", "Концерн "Созвездие", "Ангстрем", "НИИ молекулярной электроники и завод "Микрон" и ФГУП "НПП "Исток".
В 2008 году Правительство РФ утвердило федеральный перечень, в который вошли 295 системообразующих предприятий страны. Департамент РЭП сформировал раздел "Радиоэлектронная промышленность" перечня системообразующих стратегических организаций ОПК, находящихся в сфере деятельности Минпромторга РФ. В этот раздел вошло 36 предприятий и организаций отрасли (среди них – пять концернов: "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Концерн "Созвездие", "Концерн "Вега", "Концерн "РТИ Система", ОАО "Российская электроника"). Критериями формирования данного перечня были экономическая и социальная значимость предприятий (положение в отрасли, участие в ФЦП, выполнение ГОЗ, обладание уникальными технологиями), их экспортный потенциал (заключенные контракты на 2009 год), а также их градообразующее значение для региона. Отметим, что выбранные 36 предприятий производят 52,9% товарной продукции РЭП, а доля их экспорта в РЭП – 70,8%.
Включение организации в указанный перечень не является гарантией финансовой поддержки. Главная задача работы с такими организациями – поддержание их устойчивости. Для постоянного мониторинга финансово-экономической и социальной ситуации предприятий, вошедших в перечень, в Минпромторге РФ создана отраслевая рабочая группа, которая по итогам наблюдений принимает либо план по оздоровлению организации, либо решение о продолжении мониторинга. Существует перечень конкретных мер государственной поддержки системообразующих предприятий (см. врезку). Уже сейчас эта помощь весьма значительна – более 1 млрд. руб.
В 2008 году прошло 11 заседаний Рабочей группы по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. В частности, ОАО ОМПО "Радиозавод им. А.С.Попова" (РЕЛЕРО) предоставлена субсидия в размере 299 млн. руб. Планируется дополнительно рассмотреть вопрос предоставления субсидий еще четырем предприятиям на сумму порядка 1 млрд руб.
19 марта 2009 года на заседании Правительства РФ утверждена новая программа антикризисных мер. В ней уделено большое внимание усилению социальной защиты населения, гарантиям социальной и медицинской помощи, государственной поддержке сферы занятости и предприятиям ОПК. Для поддержки предприятий будут использованы такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, государственные гарантии по кредитам.
Состав предприятий РЭП.
Институциональные преобразования
В сфере ведения Департамента РЭП находится 372 организации, включенные в Сводный реестр организаций ОПК. В их числе 98 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), 253 открытых акционерных общества (ОАО), из них 135 открытых акционерных обществ с государственным участием и 118 – без государственного участия, 21 иная и прочая организации (ЗАО, ООО и др.), а также одно учреждение (ФГУ), не входящее в Сводный реестр.
Основные направления реструктуризации РЭП проводились в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2011 годы и на период до 2015 года". В настоящее время в отрасли действуют четыре крупные интегрированные структуры, построенные по принципу холдинговых компаний и объединяющие 118 организаций. Это ОАО "Концерн "ПВО "Алмаз-Антей", "Концерн радиостроения "Вега", "Концерн "Созвездие" и "Российская электроника".
В соответствии с планом-графиком создания в 2007–2008 годах интегрированных структур в ОПК, в 2008 году завершена разработка системных проектов по созданию интегрированных структур "Системы управления" и "Концерн "Автоматика" и расширению интегрированных структур "Концерн радиостроения "Вега" и "Концерн "Созвездие". Уже издан Указ Президента РФ по расширению интегрированной структуры "Концерн радиостроения "Вега". Материалы по созданию интегрированных структур "Системы управления", "Концерн "Автоматика" и расширению интегрированной структуры "Концерн "Созвездие" проходят согласование с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти.
Распоряжением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 14-р ФГУП "НПП "Полет" (Нижний Новгород) присвоен статус федерального научно-производственного центра.
В прошедшем году была создана Государственная корпорация "Ростехнологии", при формировании ее уставного капитала предусмотрена передача в качестве имущественного взноса РФ государственных пакетов акций акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе и 140 предприятий РЭП.
Кадровая политика
Проблема сохранения и обновления кадрового потенциала является одной из наиболее актуальных для обеспечения устойчивого развития РЭП. Средний возраст работников составляет 45,8 лет, в то время как оптимальным является 35–38 лет (рис.5). В РЭП трудятся 2551 кандидат и 443 доктора наук, при этом 58,4% из них старше 60 лет. Среди специалистов сотрудники моложе 30 лет составляют 22,5% от 30 до 50 лет – 31,2%, от 50 до 60 лет – 29,2%, старше 60 лет – 17,1%. Среди научных работников преобладают люди старше 50 лет, которые составляют 59,5%, в том числе 33% научных работников старше 60 лет.
Основная масса рабочих имеет возраст от 40 до 60 лет – 57,1%, в том числе в возрасте от 40 до 50 лет – 24,6%, от 50 до 60 лет – 32,5%. Рабочие старше 60 лет составляют 13,5%, а моложе 30 лет – 15,8%.
Таким образом, по-прежнему первоочередная задача кадровой политики – "омолаживание" кадрового состава, прежде всего – путем набора выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Для решения проблемы восстановления кадрового потенциала необходимо:
* повышать привлекательность работы в РЭП за счет дальнейшего роста заработной платы;
* предоставлять отсрочку от службы в армии;
* совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров;
* воссоздать систему профессионально-технического обучения на базе ведущих предприятий.
Основные проблемы и задачи РЭП
Основные проблемные вопросы развития РЭП – это:
* опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия;
* несовершенство системы ценообразования на продукцию, поставляемую по Гособоронзаказу;
* отсутствие предоплаты со стороны государственных заказчиков по заключенным договорам;
* мелкосерийность производства и низкая загрузка мощностей;
* недостаточность финансовой поддержки мобилизационных мощностей;
* высокий физический износ активной части основных фондов;
* устаревшая экспериментально-лабораторная база;
* полное отсутствие отечественной базы производства специального технологического оборудования, затрудняющее разработку новых уровней технологии.
Для развития промышленной и научно-технической деятельности предприятий РЭП необходим комплекс мер, направленных на экономическую поддержку предприятий:
* адресная реконструкция и техническое перевооружение предприятий, обеспечивающих выполнение Государственной программы вооружений;
* введение системы заключения долгосрочных (не менее трех лет) контрактов на выполнение ГОЗ;
* создание системы беспроцентного кредитования предприятий ОПК, выполняющих задания ГОЗ;
* обеспечение устойчивого финансирования научных исследований и разработок, выполняемых как в рамках ГОЗ, так и ФЦП;
* усовершенствование налогового законодательства в части стимулирования инновационной деятельности, создания системы материального поощрения предприятий и организаций за разработку и внедрение новой продукции и технологий, соответствующих мировому уровню;
* предоставление льгот для импорта современных технологий и научного оборудования, не производимого в России;
* проведение рациональной тарифной и ценовой политики в области услуг и продукции естественных монополий;
* установление защитных тарифов, квот на импорт сырья, материалов и продукции, которая может быть произведена в России;
* создание условий для расширения производства импортозамещающего оборудования, в первую очередь для технического перевооружения естественных монополий;
* активизация работы государственных органов управления по оказанию помощи предприятиям в решении проблем погашения задолженности покупателей за поставленные товары, выполненные работы и услуги, в первую очередь госзаказчиков.
По прогнозу, в 2009 году практически по всем показателям темпы роста отрасли замедлятся. Но нам по силам вернуться к прежним темпам роста и тем самым сохранить стабильное состояние отрасли. От эффективности наших действий зависят безопасность России, научно-технический прогресс в радиоэлектронном комплексе, доминирование отечественной продукции на внутреннем рынке, социально-экономическое положение наших работников.
В 2008 году общий объем товарной радиоэлектронной продукции вырос в сопоставимых ценах по сравнению с 2007 годом на 17%, в том числе продукции специального назначения – на 21,5%, гражданской продукции – на 6,7%. Доля продукции специального назначения в общем объеме товарной продукции составила 76,2%. В общем объеме товарной продукции наибольшие изменения произошли в промышленной продукции (табл.1). В 2008 году объемы производства промышленной продукции предприятий РЭП выросли на 11,7% по сравнению с 2007 годом. Выпуск специальной продукции вырос на 14,1%, продукция специального назначения составила около 66,4% всего промышленного производства. Объем выпуска продукции гражданского назначения вырос только на 7,3%.
Объем производства научно-технической продукции вырос на 22% по сравнению с прошлым годом, в том числе объем продукции специального назначения вырос на 24,4%, а гражданского назначения – на 9,3%. Удельный вес научно-технической продукции специального назначения в общем объеме НТП составляет 85,4%. Объем проводимых НИОКР вырос на 22,1%.
Показатели последних месяцев 2008 года производственно-хозяйственной и научно-технической деятельности ухудшили финансовые результаты деятельности РЭП. Общий объем прибыли, полученной предприятиями РЭП в 2008 году, составил почти 13,8 млрд. руб. и вырос на 11,5% по сравнению с 2007 годом, хотя в середине года прогнозировалась большая прибыль. Значительно возросли дебиторская и кредиторская задолженности, составив в 2008 году 62,3 и 90,9 млрд. руб., соответственно. Удельный рост по сравнению с 2007 годом – на 22,9% и 27,8% для дебиторской и кредиторской задолженностей, соответственно.
Среднегодовая численность работников РЭП (табл.2) в 2008 году составила 295,2 тыс. человек и сократилась на 1,4% по сравнению с 2007 годом. Возросла выработка товарной продукции на одного работающего, но достижения РЭП уступают аналогичным данным оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в целом. Средняя заработная плата по РЭП составила 16 тыс. руб. и выросла на 25,3% по сравнению с 2007 годом.
Научно-техническая политика РЭП
Основные задачи инновационного развития предприятий РЭП в 2008 году реализовывались в рамках основной Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы, а также в ФЦП "Развитие ОПК", ГЛОНАСС, в научно-технических программах Союзного государства и др. (табл.3). В результате деятельности Департамента в 2008 году удалось увеличить объемы финансирования НИОКР более чем вдвое по сравнению с 2007 годом, что стало весьма значительной поддержкой научных коллективов отрасли. Однако перспективы финансирования работ в 2009 году не столь радужны. Случившийся финансовый кризис повлек за собой сокращение инвестиционных расходов бюджета. Безусловно, это сокращение коснулось и федеральных программ.
Несмотря на весьма непростую ситуацию, по ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы удалось достичь всех требуемых показателей. В 2008 году объемы продаж электронной и радиоэлектронной техники (ЭКБ и унифицированные узлы) составили 58 млрд. руб. На конец года разработано 11 базовых технологий в области электронной компонентной базы (ЭКБ), 6 проектов базовых центров проектирования функционально-сложной ЭКБ, начато и проведено техническое перевооружение ряда предприятий (в том числе завершено техперевооружение ФГУП НИИЭТ).
Среди базовых технологий в области ЭКБ, разработанных в 2008 году, можно отметить:
* базовую технологию изготовления низкотемпературной керамики (ФГУП НПП "Исток", Фрязино);
* базовую технологию получения радиационно стойких кристаллов (ОАО "БЗТХИ", Богородицк-4 Тульской обл.);
* базовые технологии для создания нового поколения магнитоэлектронных приборов СВЧ-диапазона (ОАО НИИ "Феррит-Домен", Санкт-Петербург);
* технологию изготовления пленочных СВЧ-резисторов для интегральных сборок (ОАО НПО "ЭРКОН", Нижний Новгород).
В рамках ФЦП "Глобальная навигационная система" (ГЛОНАСС) по подпрограмме "Разработка и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей" в 2008 году изготовлены и прошли предварительные испытания опытные образцы СБИС одночастотного мультисистемного приемовычислительного модуля второго поколения навигационно-временного приемника ГЛОНАСС. Разработаны и изготовлены типовые рабочие места для серийного выпуска и испытаний навигационной аппаратуры потребителей (НАП).
В сентябре 2008 года была проведена корректировка ФЦП ГЛОНАСС. Эта корректировка предусматривает выполнение большинства мероприятий обеспечения серийного производства навигационной аппаратуры потребителей исключительно за счет внебюджетных источников, что может привести к снижению темпов разработки отечественной специализированной ЭКБ и НАП.
По ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии РФ" на 2008–2010 годы во ФГУП "НИИ физических проблем им. Ф.В.Лукина" модернизированы инженерные системы, обеспечивающие синхротрон "Зеленоград". На устойчивую работу выведена инжекционная часть синхротрона в составе линейного ускорителя, малого накопителя, электронно-оптических каналов с ускорением пучка элементов с энергией 450 МЭВ и накопленным током 70 МА и транспортировкой пучка до впуска в большой накопитель. На 75% выполнен монтаж электронно-физического оборудования большого накопителя.
По научно-техническим программам Союзного государства выполнялись работы: "Разработка унифицированного мобильного многофункционального комплекса внешнетраекторных измерений двойного назначения на базе специальных оптоэлектронных систем и сверхвысокочастотных элементов" (шифр "Траектория"); "Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей на 2008–2011 годы" (шифр "Композит") и "Разработка и создание нового поколения функциональных элементов и изделий СВЧ-электроники, оптоэлектроники и микросенсорики для радиоэлектронных систем и аппаратуры специального и двойного назначения" (шифр "Функциональная СВЧ-электроника-2").
В 2009 году начинает действовать новая ФЦП "Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии", одним из администраторов расходов которой является Департамент РЭП.
Инвестиционная политика РЭП
Цель инвестиционной политики – техперевооружение и реконструкция производства предприятий РЭП для сокращения технологического отставания от мирового уровня. Эта задача реализуется через ФЦП. В 2008 году они предусматривали работы по техническому перевооружению производств и освоению государственных капитальных вложений на общую сумму более 2,5 млрд. руб. (рис.1). За счет средств ФЦП были продолжены работы по техническому перевооружению производств на 47 объектах предприятий РЭП. На 35 объектах начато новое строительство, на шести предприятиях созданы дизайн-центры для системного проектирования кристаллов СБИС с проектными нормами 0,18–0,13 мкм (ОАО "Интелтех", Санкт-Петербург; ФГУП "НИИ ЭТ", Воронеж; ФГУП "НИИ "Аргон", Москва; ФГУП "ОНИИП", Омск; ФГУП "НИИТ", Санкт-Петербург; ФГУП "ННИПИ "Кварц", Нижний Новгород).
В целом предприятия и организации РЭП в 2008 году освоили более 2,5 млрд. руб. государственных капитальных вложений по вышеуказанным ФЦП, привлекли 715,6 млн. руб. внебюджетных средств. Все задачи 2008 года по вводу производственных мощностей по всем направлениям техники выполнены.
В 2009 году в техперевооружение и реконструкцию предприятий и организаций РЭП первоначально предусматривалось инвестировать из бюджета свыше 4,5 млрд. руб., что значительно больше объемов 2008 года. Однако кризис изменил эти планы, на сегодня планируемые объемы финансирования объектов капитального строительства в 2009 году составят немногим более 4 млрд. руб. (рис.2). Предстоит провести работы на 108 объектах строительства, создать 5 дизайн-центров системного проектирования и продолжить работы по созданию межотраслевого центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов в ОАО "Российская электроника".
Внешнеэкономическая деятельность
Объем экспортных поставок по сравнению с показателем 2007 года вырос на 18,5% (рис.3). Наибольшую долю (65%) в объеме экспорта составляет продукция военно-технического назначения. Годовой темп роста экспорта продукции военно-технического и гражданского назначения составил 126,1% и 106,6%, соответственно. Предприятия РЭП экспортируют широкую номенклатуру изделий 39 товарных групп. Продукция экспортируется в 68 стран мира, на долю стран дальнего зарубежья приходится 81,7%. Основными партнерами с суммарной долей экспорта около 72% являются Китай (25,7%), Иран (10,0%), Индия (9,4%), Белоруссия (8,1%), Германия (5,3), Гонконг (4,9), Казахстан (4,5%) и Израиль (4,1%).
Среди 163 предприятий РЭП, реализующих продукцию на внешних рынках, больше всех экспортируют следующие ОАО: "ГСКБ Концерна ПВО "Алмаз-Антей" (Москва), "ИЭМЗ "Купол" (Ижевск), "Стрела" (Тула), "НИИМЭ" и завод "Микрон" (Зеленоград), "Концерн "Вега" (Москва), "РЗМКП" (Рязань), "Радиозавод" (Пенза).
Объем импорта предприятий РЭП в 2008 году составил 145,4 млн. долл., превысив показатель предыдущего года на 32,5%. 141 предприятие импортировало продукцию из 70 стран. Основными поставщиками с объемами от 13,3 до 24,6 млн. долл. выступают семь стран, суммарная доля которых в общем объеме импорта 76,9%: Чехия (16,9%), Италия (10,4%), США (10,3%), Белоруссия (10,1%), Германия (10,0%), Украина (10,0%) и Китай (9,2%). В товарной структуре импорта насчитывается 37 групп изделий (рис.4).
Политика РЭП на отечественных рынках
Завоевание сфер влияния в новых развивающихся секторах отечественного рынка радиоэлектронной техники – одно из направлений политики РЭП на внутреннем рынке. Особый акцент делается на те секторы рынка, где превалируют интересы государства, а именно: в создании и производстве техники цифрового телевидения; средств радиочастотной идентификации, широкополосных средств связи; в реализации ряда крупных проектов Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и по организации воздушного движения с использованием спутниковых систем связи, навигации и наблюдения (CNS/АТМ ИКАО); в реализации работ по модернизации авиационной техники и др.
Значительный шагом в этом направлении стало образование в ноябре 2008 году по инициативе Минпромторга РФ Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры для цифрового телерадиовещания (АРПАТ). В нее вошли ведущие российские научно-исследовательские институты (ЗАО "МНИТИ", ФГУП "НИИТ" и ФГУП "НИИР"), а также производители передающей и приемной аппаратуры для цифрового телерадиовещания. Научно-производственная кооперация членов АРПАТ позволила предложить комплексное решение для организации "под ключ" зон цифрового вещания на основе отечественного оборудования. Ассоциация "АРПАТ" стала коллективным членом "Цифрового альянса" России, объединяющего ведущие российские телевизионные и вещательные компании. Основной задачей "Цифрового альянса" является разработка предложений по организации в России массового производства конкурентоспособного приемо-передающего оборудования для цифрового телевидения.
В феврале 2009 года в Министерстве информатизации и связи республики Татарстан состоялось совместное совещание Мининформсвязи России и Минпромторга России по вопросам подготовки республиканской целевой программы "Организация цифрового телевещания в Республике Татарстан на 2009–2013 годы" и подготовки к организации "Универсиады-2013" в Казани. По итогам совещания решено создать совместные рабочие группы Мининформсвязи РФ и Минпромторга РФ (с участием ассоциации АРПАТ) для разработки плана работ по этим направлениям сотрудничества, в том числе подготовке предложений по организации экспериментального стереоскопического цифрового вещания соревнований Универсиады "Казань 2013".
Меры по снижению негативных последствий экономического кризиса
Основные возможные меры по снижению негативных последствий для предприятий РЭП в условиях экономического кризиса:
* обеспечение полного и своевременного финансирования выполнения заданий государственного оборонного заказа;
* финансовая помощь предприятиям-потребителям продукции РЭП;
* поиск новых ниш на внутреннем и внешнем рынках;
* активизация работы с естественными монополиями (ТЭК, РЖД, ЖКХ и т.д.);
* активизация деятельности местных органов власти по продвижению продукции предприятий РЭП на региональные рынки;
* содействие муниципальным предприятиям и организациям в переориентации на продукцию, производимую отечественными предприятиями;
* снижение налогов на добавленную стоимость производимых изделий оборонной техники;
* снижение налогов на прибыль пропорционально доле оборонной техники в общем объеме произведенной продукции.
Одна из главных причин дестабилизации на рынке – тяжелое финансовое положение не столько предприятий РЭП, сколько потребителей их продукции. Без необходимых финансовых ресурсов многие потребители вынуждены сокращать закупки радиоэлектронных изделий. При этом они готовы приобретать продукцию в долг, с последующей оплатой по мере поступления финансов. Оказывая финансовую помощь предприятиям-потребителям продукции РЭП, государственные органы власти тем самым способствовали бы и улучшению финансового состояния РЭП.
Одной из эффективных мер по предотвращению падения объемов производства является поиск новых ниш на внутреннем и внешнем рынках, прежде всего – активизация работы с естественными монополиями (ТЭК, РЖД, ЖКХ и др.), ряд предприятий и организаций которых предпочитают приобретать схожие товары в ближнем зарубежье. Необходима и активизация деятельности местных органов власти по продвижению продукции предприятий РЭП, как и всего ОПК, на региональные рынки, содействие муниципальным предприятиям и организациям в переориентации на продукцию, производимую отечественными предприятиями. Кроме того, необходимо расширение участия предприятий РЭП в реализации региональных программ социально-экономического развития – это может стать дополнительным источником заказов.
В условиях финансово-экономического кризиса Правительство РФ в 2008 году предприняло ряд мер государственной поддержки предприятиям и организациям различных отраслей промышленности. В 2008 году по представлению Департамента РЭП на комиссии под руководством А.Г.Силуанова были рассмотрены пять предприятий и организаций отрасли, в том числе ОАО "Концерн "Вега", "Концерн "Созвездие", "Ангстрем", "НИИ молекулярной электроники и завод "Микрон" и ФГУП "НПП "Исток".
В 2008 году Правительство РФ утвердило федеральный перечень, в который вошли 295 системообразующих предприятий страны. Департамент РЭП сформировал раздел "Радиоэлектронная промышленность" перечня системообразующих стратегических организаций ОПК, находящихся в сфере деятельности Минпромторга РФ. В этот раздел вошло 36 предприятий и организаций отрасли (среди них – пять концернов: "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Концерн "Созвездие", "Концерн "Вега", "Концерн "РТИ Система", ОАО "Российская электроника"). Критериями формирования данного перечня были экономическая и социальная значимость предприятий (положение в отрасли, участие в ФЦП, выполнение ГОЗ, обладание уникальными технологиями), их экспортный потенциал (заключенные контракты на 2009 год), а также их градообразующее значение для региона. Отметим, что выбранные 36 предприятий производят 52,9% товарной продукции РЭП, а доля их экспорта в РЭП – 70,8%.
Включение организации в указанный перечень не является гарантией финансовой поддержки. Главная задача работы с такими организациями – поддержание их устойчивости. Для постоянного мониторинга финансово-экономической и социальной ситуации предприятий, вошедших в перечень, в Минпромторге РФ создана отраслевая рабочая группа, которая по итогам наблюдений принимает либо план по оздоровлению организации, либо решение о продолжении мониторинга. Существует перечень конкретных мер государственной поддержки системообразующих предприятий (см. врезку). Уже сейчас эта помощь весьма значительна – более 1 млрд. руб.
В 2008 году прошло 11 заседаний Рабочей группы по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. В частности, ОАО ОМПО "Радиозавод им. А.С.Попова" (РЕЛЕРО) предоставлена субсидия в размере 299 млн. руб. Планируется дополнительно рассмотреть вопрос предоставления субсидий еще четырем предприятиям на сумму порядка 1 млрд руб.
19 марта 2009 года на заседании Правительства РФ утверждена новая программа антикризисных мер. В ней уделено большое внимание усилению социальной защиты населения, гарантиям социальной и медицинской помощи, государственной поддержке сферы занятости и предприятиям ОПК. Для поддержки предприятий будут использованы такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, государственные гарантии по кредитам.
Состав предприятий РЭП.
Институциональные преобразования
В сфере ведения Департамента РЭП находится 372 организации, включенные в Сводный реестр организаций ОПК. В их числе 98 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), 253 открытых акционерных общества (ОАО), из них 135 открытых акционерных обществ с государственным участием и 118 – без государственного участия, 21 иная и прочая организации (ЗАО, ООО и др.), а также одно учреждение (ФГУ), не входящее в Сводный реестр.
Основные направления реструктуризации РЭП проводились в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2011 годы и на период до 2015 года". В настоящее время в отрасли действуют четыре крупные интегрированные структуры, построенные по принципу холдинговых компаний и объединяющие 118 организаций. Это ОАО "Концерн "ПВО "Алмаз-Антей", "Концерн радиостроения "Вега", "Концерн "Созвездие" и "Российская электроника".
В соответствии с планом-графиком создания в 2007–2008 годах интегрированных структур в ОПК, в 2008 году завершена разработка системных проектов по созданию интегрированных структур "Системы управления" и "Концерн "Автоматика" и расширению интегрированных структур "Концерн радиостроения "Вега" и "Концерн "Созвездие". Уже издан Указ Президента РФ по расширению интегрированной структуры "Концерн радиостроения "Вега". Материалы по созданию интегрированных структур "Системы управления", "Концерн "Автоматика" и расширению интегрированной структуры "Концерн "Созвездие" проходят согласование с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти.
Распоряжением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 14-р ФГУП "НПП "Полет" (Нижний Новгород) присвоен статус федерального научно-производственного центра.
В прошедшем году была создана Государственная корпорация "Ростехнологии", при формировании ее уставного капитала предусмотрена передача в качестве имущественного взноса РФ государственных пакетов акций акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе и 140 предприятий РЭП.
Кадровая политика
Проблема сохранения и обновления кадрового потенциала является одной из наиболее актуальных для обеспечения устойчивого развития РЭП. Средний возраст работников составляет 45,8 лет, в то время как оптимальным является 35–38 лет (рис.5). В РЭП трудятся 2551 кандидат и 443 доктора наук, при этом 58,4% из них старше 60 лет. Среди специалистов сотрудники моложе 30 лет составляют 22,5% от 30 до 50 лет – 31,2%, от 50 до 60 лет – 29,2%, старше 60 лет – 17,1%. Среди научных работников преобладают люди старше 50 лет, которые составляют 59,5%, в том числе 33% научных работников старше 60 лет.
Основная масса рабочих имеет возраст от 40 до 60 лет – 57,1%, в том числе в возрасте от 40 до 50 лет – 24,6%, от 50 до 60 лет – 32,5%. Рабочие старше 60 лет составляют 13,5%, а моложе 30 лет – 15,8%.
Таким образом, по-прежнему первоочередная задача кадровой политики – "омолаживание" кадрового состава, прежде всего – путем набора выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Для решения проблемы восстановления кадрового потенциала необходимо:
* повышать привлекательность работы в РЭП за счет дальнейшего роста заработной платы;
* предоставлять отсрочку от службы в армии;
* совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров;
* воссоздать систему профессионально-технического обучения на базе ведущих предприятий.
Основные проблемы и задачи РЭП
Основные проблемные вопросы развития РЭП – это:
* опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия;
* несовершенство системы ценообразования на продукцию, поставляемую по Гособоронзаказу;
* отсутствие предоплаты со стороны государственных заказчиков по заключенным договорам;
* мелкосерийность производства и низкая загрузка мощностей;
* недостаточность финансовой поддержки мобилизационных мощностей;
* высокий физический износ активной части основных фондов;
* устаревшая экспериментально-лабораторная база;
* полное отсутствие отечественной базы производства специального технологического оборудования, затрудняющее разработку новых уровней технологии.
Для развития промышленной и научно-технической деятельности предприятий РЭП необходим комплекс мер, направленных на экономическую поддержку предприятий:
* адресная реконструкция и техническое перевооружение предприятий, обеспечивающих выполнение Государственной программы вооружений;
* введение системы заключения долгосрочных (не менее трех лет) контрактов на выполнение ГОЗ;
* создание системы беспроцентного кредитования предприятий ОПК, выполняющих задания ГОЗ;
* обеспечение устойчивого финансирования научных исследований и разработок, выполняемых как в рамках ГОЗ, так и ФЦП;
* усовершенствование налогового законодательства в части стимулирования инновационной деятельности, создания системы материального поощрения предприятий и организаций за разработку и внедрение новой продукции и технологий, соответствующих мировому уровню;
* предоставление льгот для импорта современных технологий и научного оборудования, не производимого в России;
* проведение рациональной тарифной и ценовой политики в области услуг и продукции естественных монополий;
* установление защитных тарифов, квот на импорт сырья, материалов и продукции, которая может быть произведена в России;
* создание условий для расширения производства импортозамещающего оборудования, в первую очередь для технического перевооружения естественных монополий;
* активизация работы государственных органов управления по оказанию помощи предприятиям в решении проблем погашения задолженности покупателей за поставленные товары, выполненные работы и услуги, в первую очередь госзаказчиков.
По прогнозу, в 2009 году практически по всем показателям темпы роста отрасли замедлятся. Но нам по силам вернуться к прежним темпам роста и тем самым сохранить стабильное состояние отрасли. От эффективности наших действий зависят безопасность России, научно-технический прогресс в радиоэлектронном комплексе, доминирование отечественной продукции на внутреннем рынке, социально-экономическое положение наших работников.
Отзывы читателей