Основные направления инновационного развития отечественного радиоэлектронного комплекса
Цель всех программ инновационного развития и технологического перевооружения радиоэлектронной промышленности – сформировать новую систему взглядов на порядок организации и содержание инновационной деятельности интегрированных структур, построенных по принципу холдинговых компаний, объединяющих предприятия радиоэлектронной промышленности. Программы предусматривают задачи и направления инновационного развития, инновационные мероприятия, ориентированные на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также развитие системы управления инновационной деятельностью. В проводимых программах важная роль отводится перспективным инновационным разработкам (технологиям), позволяющим получать не только опытные образцы инновационной продукции, но и наладить ее серийное производство.
В настоящее время в радиоэлектронной отрасли действуют несколько крупных интегрированных структур. Это – ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ОАО "Концерн радиостроения "Вега", ОАО "Концерн "Созвездие", радиоэлектронный комплекс ГК "Ростехнологии" (в его составе создаются пять интегрированных структур). В 2010 году были образованы еще две интегрированные структуры: ОАО "Концерн "Автоматика" и ОАО "Системы управления". Во всех программах интегрированных структур основное внимание уделено приоритетным направлениям инновационного развития (табл.1). Как видно из таблицы, тематическая направленность ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" чрезвычайно обширна. Наряду со специальной техникой развиваются и направления гражданской продукции – аэронавигационные системы для управления воздушным движением, оборудование цифрового телевидения, средств телекоммуникаций и связи, навигационная аппаратура системы ГЛОНАСС, медицинская техника. Не менее актуальны инновационные направления и остальных интегрированных структур.
Проведение запланированных мероприятий и реализация намеченных направлений в среднесрочном периоде (пять–семь лет) позволит этим структурам обеспечить:
существенное (более 10%) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности;
экономию энергетических ресурсов в процессе производства (ежегодно не менее 5%);
повышение производительности труда (ежегодно не менее чем на 5%) до достижения средних значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний.
Улучшение основных показателей эффективности производственных процессов, предусматриваемое программами инновационного развития и технологического перевооружения интегрированных структур, согласуется с "Рекомендациями по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий", утвержденными 3 августа 2010 года решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Проведение запланированных мероприятий приведет к неуклонному инновационному развитию предприятий (табл.2).
Немаловажный вклад в развитие радиоэлектронных технологий и инновационной радиоаппаратуры вносят федеральные целевые и научно-технические программы Союзного государства, заказчиком которых является Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ. Так, в рамках ФЦП "Глобальная навигационная система" по подпрограмме "Разработка и подготовка производства навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей" создается конечная аппаратура пользователей системы ГЛОНАСС на основе унифицированных электронных модулей (приемно-измерительных, контроллеров, функциональных узлов, вторичных источников питания). За последние полгода Правительством РФ приняты беспрецедентные меры по продвижению на рынок продукции отечественных разработок. С 1 января 2011 года вступил в силу закон "О навигационной деятельности". Вносятся изменения в Постановление №641, которое регламентирует использование навигационных приборов на территории страны. С 2012 года будут запрещены перевозки пассажиров, а также важных и опасных грузов без оснащения транспортных средств навигационными приборами ГЛОНАСС. Сегодня отечественная промышленность в состоянии представить на рынок конкурентоспособные готовые решения навигационного оборудования. Основа этого оборудования – элементная база – уже подготовлена. На завершающей стадии разработки находятся несколько компонентов, выполненных по 90-нм технологии. Проходят их испытания.
Союзным государством проводятся программы по созданию нового поколения микросистемотехники и унифицированных интегрированных систем двойного назначения (шифр "Микросистемотехника"), мобильного многофункционального комплекса внешнетраекторных измерений на базе специальных оптоэлектронных систем и СВЧ-элементов (шифр "Траектория"), по освоению выпуска серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального и двойного применения (шифр "Основа").
Приоритетные направления инновационного развития
Департаментом радиоэлектронной промышленности определены следующие приоритетные направления инновационного развития отрасли:
разработка радиоэлектронной аппаратуры, модулей и программного обеспечения, в том числе технологий передачи и распространения информации, доступа к информационным сетям, сжатия и защиты информации, систем управления реального времени, САПР;
развитие технологий производства радиоэлектронной аппаратуры высокой надежности и стойкости, в том числе производства гибких печатных плат, керамических, пластиковых, совмещенных с корпусами несущих конструкций, конструкций с внутренними компонентами, подложек с 3D-структурами;
разработка и производство электронных компонентов и материалов для радиоэлектронной аппаратуры, в том числе СВЧ-, силовых, радиационно-стойких компонентов и материалов для них, трехмерных компонентов на основе технологий система в корпусе (в том числе на базе микросистемотехники).
В радиоэлектронной промышленности намечен ряд мер по поддержке микроэлектроники, в том числе по использованию отечественных разработок для производства таких изделий на основе технологии радиочастотной идентификации, как электронные паспорта, загранпаспорта, социальные и платежные карты и т.п. При населении около 150 млн. человек только для введения электронного паспорта потребуется такое же число микросхем. Следует также учесть ежегодное пополнение взрослого населения, плановое обновление паспортов раз в пять лет, а также необходимость замены паспортов по семейным и другим обстоятельствам. Активно работает межведомственная группа по определению облика и функций единой электронной карты, которая должна включать в себя аналог гражданского паспорта, водительских прав, пенсионного удостоверения, ряд ведомственных приложений и одновременно быть платежной. Рынок электронных карт станет самым массовым в сфере электронных документов. С учетом огромного рынка единых электронных карт, которые будут у каждого гражданина России, его упустить нельзя. В 2011 году должно быть освоено пилотное производство электронных карт, а с 2012 года этот сегмент рынка должен быть закреплен за отечественными производителями.
Одно из приоритетных направлений инновационной деятельности Департамента радиоэлектронной промышленности – создание отраслевой и межотраслевой сети дизайн-центров, т.е. создание инструментария, с помощью которого уже сейчас создаются многие виды инновационной продукции. В 2010 году открыты три базовых дизайн-центра проектирования функционально сложной ЭКБ, начаты работы по созданию еще пяти базовых центров.
Меры по обеспечению инновационного развития
Наряду с положительными тенденциями в инновационном развитии радиоэлектронной промышленности, существует и ряд факторов, препятствующих ее эффективному развитию. Среди них – низкая конкурентоспособность отечественной радиоэлектроники на мировых рынках. Этим объясняется "засилье" импортной радиоэлектроники на отечественном рынке и крайне низкая доля отечественной радиоэлектроники на мировых рынках. Поэтому важнейшая задача, стоящая сегодня перед радиоэлектронной промышленностью, – повышение конкурентоспособности продукции, создаваемой предприятиями РЭП. А для этого помимо создания, внедрения, заимствования и эволюционного развития инновационных радиоэлектронных технологий необходимо:
провести комплексное (техническое, технологическое, информационное и кадровое) перевооружение отрасли, ликвидировать неэффективные, неиспользуемые и необоснованно дублируемые производственно-технологические ресурсы, оснастить материально-техническую базу предприятий и организаций специальным технологическим оборудованием, специализированной исследовательской техникой, контрольно-измерительными приборами и лабораторным оборудованием;
увеличить объемы государственных и частных инвестиций для реализации этих целей;
повысить платежеспособный спрос на разрабатываемую и производимую отечественную высокотехнологичную продукцию;
повысить производительность труда, эффективность выполнения НИОКР и внедрения их результатов в промышленное производство;
принять меры по кадровому обеспечению инновационного развития и закреплению в науке и промышленности высококвалифицированных профессиональных кадров.
Государственная поддержка инновационного развития должна предусмотреть формирование нормативно-правовой базы, способной обеспечить позитивные изменения в инновационной сфере радиоэлектроники, а также государственное софинансирование образовательной и научной деятельности, создание системы поощрений (премий, грантов и т.п.) организаций, научных коллективов, специалистов за достижение значительных результатов в разработке и внедрении инноваций. Необходимо стимулировать организацию различных форм собственности, вкладывающих средства в разработку и внедрение инновационных продуктов и услуг, ввести определенные налоговые льготы, предоставлять гарантии и субсидировать процентные ставки по кредитам. Следует обеспечить внешнеэкономическую поддержку инновационной деятельности, предусматривающую участие российских организаций в международных исследованиях и разработках, а также создание условий для формирования совместных предприятий по разработке и выпуску отечественной наукоемкой продукции и услуг. Таможенно-тарифное регулирование должно быть направлено на снижение ввозных пошлин на современное оборудование, технологии и материалы, которые не производятся в России.
Важную роль в развитии инновационных направлений должны играть региональные органы государственного управления, в задачу которых входят поддержка высокотехнологичных территориально-производственных объединений, продвижение инновационной продукции на региональные рынки и обеспечение взаимодействия промышленных организаций и вузов в рамках территориально-производственных объединений. Они также должны предоставлять гарантии, устанавливать налоговые льготы, льготные ставки арендной платы за пользование имуществом и земельными участками, используемыми при реализации инновационного проекта.
Одно из важных условий инновационного развития – создание территориальных научно-производственных объединений (кластеров), специализирующихся на разработке и производстве наукоемкой, высокотехнологичной продукции. В ОАО "Российская электроника" планируется создать шесть территориально-производственных кластеров:
Санкт-Петербургский (на базе ОАО "РНИИ "Электронстандарт)";
Саратовский (на основе территориального объединения предприятий на производственных площадях ФГУП "НПП "Алмаз");
Новосибирский (на одной из площадок ФГУП "НЗПП с ОКБ" или ФГУП "НПП "Восток";
Московский (на площадях ФГУП "НПП "Пульсар" и ФГУП "ГЗ "Пульсар");
Московский по СВЧ-электронике (на базе ФГУП "НПП "Исток");
Северокавказский (на площадях ФГУП "Гран").
Таким образом, стратегическим направлением развития радиоэлектронной промышленности является технологическая модернизация предприятий отрасли, переход к инновационному пути развития на основе избранных приоритетов, повышение инновационной активности и техническое перевооружение предприятий, разработка и внедрение современных передовых технологий с целью увеличения объемов продаж продукции и завоевания новых секторов рынка. Для решения поставленных государством задач по преодолению наиболее острых социальных проблем образования, здравоохранения, ЖКХ, сельского хозяйства и закрепления на этих сегментах рынка и обеспечения поставок продукции и услуг на долгосрочную перспективу необходима консолидация усилий, ресурсов и практического использования научно-технического и производственного потенциалов предприятий РЭП. ⦁