Выпуск #4/2014
Создана секция радиоэлектронной промышленности при Совете Федерации РФ
Просмотры: 2855
5 июня 2014 г. в Совете Федерации (СФ) состоялось первое заседание секции радиоэлектронной промышленности Экспертного совета при СФ по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и военно-технического сотрудничества (ВТС).
Теги: expert board federation counsil radioelectronics section секция по радиоэлектронике совет федерации экспертный совет
5 июня 2014 г. в Совете Федерации (СФ) состоялось первое заседание секции радиоэлектронной промышленности Экспертного совета при СФ по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и военно-технического сотрудничества (ВТС).
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Анатолий Бондарук, первый заместитель председателя думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергей Хохлов и представители отечественных промышленных предприятий.
На первом заседании секции обсуждались состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России и организационные вопросы.
Вел совещание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Анатолий Бондарук, который напомнил слова В.В.Путина на Петербургском международном экономическом форуме в мае этого года, что "разработка программного обеспечения и производство радиоэлектронного оборудования – это отрасли, способные вернуть отечественный рынок к национальным производителям". Одним из названных Президентом путей к технологическому перевооружению станет импортозамещение. А.Бондарук отметил, что "в русле проводимой государственной политики в области создания и развития радиоэлектронной промышленности следует отметить, что лидирующее положение занимают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные в том числе с производством вооружения и военной техники". Сегодня на модернизацию вооружения российской армии выделяются триллионы рублей. И весь вопрос – "то ли мы будем закупать комплектующие за рубежом и поддерживать зарубежного производителя, либо станем на эти средства создавать собственное производство. И тем самым возродим радиоэлектронику".
В ходе совещания А.Бондарук поднял ряд других важнейших вопросов. В частности, он затронул проблему банкротства стратегических предприятий ОПК. "За 1,5 млн. рублей задолженности, созданной искусственно, начинают банкротить предприятие. Как правило, банкротят предприятия, находящиеся в городах, чтобы забрать и перераспределить их имущество. Хотя где должно быть предприятие, если не в городе? Люди же в городах живут. Не менее важный аспект - большое предприятие, у него много непрофильных активов, но есть и профильные. При банкротстве, преобразовании предприятий эти активы нужно сохранить. Но сегодня нет единого центра, который мог бы консолидировать промышленность, еще оставшуюся, для того чтобы можно было хоть как-то двигаться вперед".
Не менее важный вопрос - ответственность за реализацию государственных программ. "Мы строим какие-то планы. Но, как правило, на каком-то этапе эти планы исчезают, как вода в песке мы их не завершаем. Мы создаем "Стратегию-2020", "Стратегию-2030" и т.д. Но, к сожалению, у нас в законодательстве отсутствуют нормы, которые позволяли бы потребовать от людей, которые берутся за что-то, доводить дело до конца".
Затронул А.Бондарук и вопросы, связанные непосредственно с развитием отечественного производства, обратив внимание на два очень важных фактора. "Первый фактор - чтобы совершить техническое перевооружение, нужны люди. Пока еще они есть на заводах. Но если этих людей убрать, мы потеряем школу, потеряем специалистов, и возродить производство будет практически нереально".
Другой важный вопрос – государство выделяет деньги на технологическое перевооружение. Безусловно, это перевооружение должно быть обеспечено заказами для российской промышленности. Говорят - у нас рынок. Фактически это больше базар, чем рынок - ведь когда страна пришла к рынку, у нас не было промышленности, выпускающей необходимую продукцию, и мы начали закупать иностранные изделия. Однако сегодня, если стоять на позиции, что рынок – это главное, мы можем потерять очень многое. Иногда в интересах государства выгоднее создавать отечественные предприятия - пусть себестоимость их продукции пока будет выше. Но только за счет наших "Протонов" мы могли бы сэкономить миллиарды рублей для страны.
Не обошел А.Бондарук и важнейший вопрос, волнующий всех, - сроки размещения и авансирования государственных контрактов. "Предприятие получает деньги в середине года и вынуждено брать кредиты, под 15% годовых. Потом государство за эти кредиты расплачивается. Тем самым оно переплачивает, закладывая банковскую составляющую в стоимость товара. Это не просто неэффективно, это неразумно - давать предприятиям ОПК брать кредиты на выполнение заказа. Это искусственное увеличение стоимости. А уже тем более при ограничении рентабельности. Я считаю, что снижение или ограничение норм рентабельности предприятия – это вообще преступное действие. Потому что из-за этого мы не можем модернизировать свое оборудование, заменить старое на новое.
Если мы хотим возродить электронную промышленность, нужно принимать определенные законы. Поэтому нам нужно думать, как хотя бы приблизиться к решению этих проблем, предложить изменения в законодательство, внести предложения Правительству и Президенту по принятию новых законов, чтобы можно было выйти из этого кризиса".
Первый вице-президент Союза машиностроителей России, депутат Государственной думы Владимир Гутенев выразил мнение, что сегодня чрезвычайно важно найти разумный баланс между импортозамещением и международной кооперацией в радиоэлектронной промышленности. "Прекрасно понимая объемы внутреннего рынка, мы не сможем обеспечить выпуск конкурентоспособной по ценам продукции, поскольку серии по большинству направлений не столь большие. Сейчас важно стремиться к тому, чтобы комплектующие позволяли создавать доверенное оборудование с отсутствием недекларированных возможностей. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся вопросы безопасности использования вооружений и военной техники и объектов критической инфраструктуры", – отметил выступающий. Прежде всего, считает В.Гутенев, российскому радиоэлектронному комплексу необходимо обеспечить безопасность использования электронной компонентной базы. Первый шаг в этом направлении уже сделали представители Союза машиностроителей России, разработав законопроект о маркировке военной продукции и техники, предназначенной для использования на объектах критической инфраструктуры, таких как, например, гидроэлектростанции и атомные электростанции. Кроме того, маркировка даст возможность бороться с контрафактом и вторичным использованием списанного оборудования.
"Не нужны были откровения Эдварда Сноудена, чтобы понять, что современные гаджеты имеют в своих системах скрытые возможности. Закладки, которые разработчик оставляет в коде программы, позволяют получать разного рода данные, порой конфиденциальные, о человеке либо компании. Поэтому мы разработали законопроект, согласно которому чиновники, депутаты и военные должны будут пользоваться средствами связи, программное обеспечение которых соответствует требованиям государственной безопасности", – подчеркнул Владимир Гутенев и призвал экспертов и коллег из Совета Федерации присоединиться к работе над законопроектами, касающимися развития радиоэлектронной промышленности.
Директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Сергей Хохлов подчеркнул, что основная проблема, стоящая перед отраслью, – сложность выхода на собственный рынок. "Основную задачу я вижу в формировании тех законодательных основ, которые позволяли бы использовать в большинстве случаев отечественный продукт. Ведь что такое радиоэлектронный комплекс? Это отрасль, которая может многое дать стране. За последнее время в нее вложено достаточно денег, которые позволили выстроить и производственную базу, и поднять технологии, чтобы промышленность могла давать необходимую продукцию. Но за то время, пока радиоэлектроника была слабой, место на рынке заняли западные компании. И основная проблема в том, что предприятия отечественной радиоэлектроники не могут выйти на российский рынок со своей продукцией, которая в большей степени уже конкурентна и по цене, и по качеству. Но все привыкли к хорошим западным товарам. Перестраивать потребителей, государственных в том числе, на отечественный продукт достаточно сложно.
Поэтому правильным было бы привлечь к работе в секции представителей тех ведомств, которые формируют рынок. Например, представителей Минкомсвязи, потому что они – законодатели правил, которые формируют рынки сбыта части продукции, которая делается в радиоэлектронном комплексе страны".
С.Хохлов отметил, что секция начинает работу не с чистого листа, подобная работа ведется в Минпромторге уже три года. Есть "Ассоциации российских производителей радиоэлектронной аппаратуры и приборов", у которой уже сделаны определенные наработки. Поэтому к работе секции необходимо привлекать широкий круг специалистов.
Выступавший привел пример: в 2010 году Правительство РФ сделало правильный и нужный шаг в направлении поддержки отечественных производителей телекоммуникационного оборудования. Было издано Распоряжение Правительства РФ, на основании которого последовал совместный приказ Минпромторга России и Минэкономразвития России (№ 1032/397 от 17 августа 2011 года) "Об утверждении параметров, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения...". Предполагалось, что при проведении конкурсов оборудованию с таким статусом будут предоставляться преференции. Однако на деле на законодательном уровне не были разработаны конкретные механизмы поддержки отечественных производителей, способные реально создать для них преференции.
В то же время есть хороший пример в области станкостроения. В конце 2013 года было принято Постановление Правительства РФ № 1224, которое запрещает использовать товары и услуги иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства. Однако реально оно применяется сегодня только в области станкостроения. Аналогичный механизм можно было бы использовать по отношению к телекоммуникационному оборудованию.
Бурное оживление вызвал вопрос о позднем сроке подписания госконтрактов и задержках с финансирование по ним. Так, президент и генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро (ОАО "РПКБ") Гиви Джанджгава поднял несколько важнейших проблем, связанных со стратегическим планированием развития радиоэлектроники. "Мы рассуждаем о достигнутом. Всё, что мы говорим, – это вчера. Интересно посмотреть, что предстоит. Я смотрю перечень программы DARPA и наши программы по электронике – это небо и земля. Так давайте говорить не о микросхемах. Нет уже в электронике только микросхем. От них неотрывна и операционная среда. Это информационно-вычислительная техника, сетецентрические системы. Должна быть замкнутая система на кристалле. Нельзя отрывать одно от другого, потому что там заложена архитектура электроники. Следующий, шестой технологический уклад означает именно системный, а не элементный подход". Докладчик отметил, что "сегодня на НИОКР выделяется немало средств. Но такое впечатление, что нет НИР – одни ОКР. Поэтому мы не сможем сменить подход, и будем продолжать ставить в свои системы то, что до сих пор ставили".
Г.Джанджгава отметил три очень важных для ОПК вопроса, которые требуют особого внимания и законодательной защиты. Прежде всего, необходима приоритезация работ, важность правильного выбора критических точек, на которых необходимо концентрировать усилия – " нельзя делать все – просто не хватит ни времени, ни средств". Не менее важна межвидовая унификация, без которой "мы будем по три штуки в год выпускать, имитируя зарубежные образцы, что совершенно бессмысленно". И конечно, необходимо форсировать создание базовых и критических технологий, которые заложены в планах на 2016–2025 годы. Докладчик призвал не ждать 2016 года, а начинать как можно скорее: "Чем раньше мы начнем реализовывать критические технологии, тем ближе приблизимся к шестому укладу".
Директор Института стратегий развития Петр Верник подчеркнул: "Трудно переоценить важность радиоэлектроники и смежных отраслей не только в оборонно-промышленном комплексе, но и в обеспечении безопасности социальной, экономической и др. Например, когда отключается связь, это влияет на безопасность государства и его граждан не только в военном аспекте. Целью создания секции радиоэлектронной промышленности экспертного совета при СФ является реализация и защита интересов этих отраслей. Для примера, мы можем подготовить и вынести на рассмотрение Экспертного совета вопросы о правоприменительной практике использования телекоммуникационного оборудования российского производства. о разработке нормативных актов о статусе микросхем отечественного производства, о защите отечественного производства после вступления в ВТО. И это только примеры некоторых вопросов, можно предложить другие. Важно их обсудить и выбрать важнейшие темы, на которых и сосредоточить наши совместные усилия".
По итогам первого заседания секции радиоэлектронной промышленности было принято решение: избрать руководителем работы секции радиоэлектронной промышленности члена Экспертного совета СФ Петра Верника, его заместителем – генерального директора ЗАО "НПЦ "СпецЭлектронСистемы" Олега Шарпинского, до 26 июня 2014 года собрать все возможные варианты важнейших тем для рассмотрения на секции до конца текущего года. Также утвержден состав секции и намечен план работы на 2014 год.
* * *
Инициативная группа совместно с Институтом стратегий развития призывает всех заинтересованных к продуктивному сотрудничеству. Свои предложения можно направлять по адресу center@isd.center – они обязательно будут услышаны и обработаны.
И.Шахнович
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Анатолий Бондарук, первый заместитель председателя думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергей Хохлов и представители отечественных промышленных предприятий.
На первом заседании секции обсуждались состояние и проблемы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности в системе оборонно-промышленного комплекса России и организационные вопросы.
Вел совещание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Анатолий Бондарук, который напомнил слова В.В.Путина на Петербургском международном экономическом форуме в мае этого года, что "разработка программного обеспечения и производство радиоэлектронного оборудования – это отрасли, способные вернуть отечественный рынок к национальным производителям". Одним из названных Президентом путей к технологическому перевооружению станет импортозамещение. А.Бондарук отметил, что "в русле проводимой государственной политики в области создания и развития радиоэлектронной промышленности следует отметить, что лидирующее положение занимают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные в том числе с производством вооружения и военной техники". Сегодня на модернизацию вооружения российской армии выделяются триллионы рублей. И весь вопрос – "то ли мы будем закупать комплектующие за рубежом и поддерживать зарубежного производителя, либо станем на эти средства создавать собственное производство. И тем самым возродим радиоэлектронику".
В ходе совещания А.Бондарук поднял ряд других важнейших вопросов. В частности, он затронул проблему банкротства стратегических предприятий ОПК. "За 1,5 млн. рублей задолженности, созданной искусственно, начинают банкротить предприятие. Как правило, банкротят предприятия, находящиеся в городах, чтобы забрать и перераспределить их имущество. Хотя где должно быть предприятие, если не в городе? Люди же в городах живут. Не менее важный аспект - большое предприятие, у него много непрофильных активов, но есть и профильные. При банкротстве, преобразовании предприятий эти активы нужно сохранить. Но сегодня нет единого центра, который мог бы консолидировать промышленность, еще оставшуюся, для того чтобы можно было хоть как-то двигаться вперед".
Не менее важный вопрос - ответственность за реализацию государственных программ. "Мы строим какие-то планы. Но, как правило, на каком-то этапе эти планы исчезают, как вода в песке мы их не завершаем. Мы создаем "Стратегию-2020", "Стратегию-2030" и т.д. Но, к сожалению, у нас в законодательстве отсутствуют нормы, которые позволяли бы потребовать от людей, которые берутся за что-то, доводить дело до конца".
Затронул А.Бондарук и вопросы, связанные непосредственно с развитием отечественного производства, обратив внимание на два очень важных фактора. "Первый фактор - чтобы совершить техническое перевооружение, нужны люди. Пока еще они есть на заводах. Но если этих людей убрать, мы потеряем школу, потеряем специалистов, и возродить производство будет практически нереально".
Другой важный вопрос – государство выделяет деньги на технологическое перевооружение. Безусловно, это перевооружение должно быть обеспечено заказами для российской промышленности. Говорят - у нас рынок. Фактически это больше базар, чем рынок - ведь когда страна пришла к рынку, у нас не было промышленности, выпускающей необходимую продукцию, и мы начали закупать иностранные изделия. Однако сегодня, если стоять на позиции, что рынок – это главное, мы можем потерять очень многое. Иногда в интересах государства выгоднее создавать отечественные предприятия - пусть себестоимость их продукции пока будет выше. Но только за счет наших "Протонов" мы могли бы сэкономить миллиарды рублей для страны.
Не обошел А.Бондарук и важнейший вопрос, волнующий всех, - сроки размещения и авансирования государственных контрактов. "Предприятие получает деньги в середине года и вынуждено брать кредиты, под 15% годовых. Потом государство за эти кредиты расплачивается. Тем самым оно переплачивает, закладывая банковскую составляющую в стоимость товара. Это не просто неэффективно, это неразумно - давать предприятиям ОПК брать кредиты на выполнение заказа. Это искусственное увеличение стоимости. А уже тем более при ограничении рентабельности. Я считаю, что снижение или ограничение норм рентабельности предприятия – это вообще преступное действие. Потому что из-за этого мы не можем модернизировать свое оборудование, заменить старое на новое.
Если мы хотим возродить электронную промышленность, нужно принимать определенные законы. Поэтому нам нужно думать, как хотя бы приблизиться к решению этих проблем, предложить изменения в законодательство, внести предложения Правительству и Президенту по принятию новых законов, чтобы можно было выйти из этого кризиса".
Первый вице-президент Союза машиностроителей России, депутат Государственной думы Владимир Гутенев выразил мнение, что сегодня чрезвычайно важно найти разумный баланс между импортозамещением и международной кооперацией в радиоэлектронной промышленности. "Прекрасно понимая объемы внутреннего рынка, мы не сможем обеспечить выпуск конкурентоспособной по ценам продукции, поскольку серии по большинству направлений не столь большие. Сейчас важно стремиться к тому, чтобы комплектующие позволяли создавать доверенное оборудование с отсутствием недекларированных возможностей. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся вопросы безопасности использования вооружений и военной техники и объектов критической инфраструктуры", – отметил выступающий. Прежде всего, считает В.Гутенев, российскому радиоэлектронному комплексу необходимо обеспечить безопасность использования электронной компонентной базы. Первый шаг в этом направлении уже сделали представители Союза машиностроителей России, разработав законопроект о маркировке военной продукции и техники, предназначенной для использования на объектах критической инфраструктуры, таких как, например, гидроэлектростанции и атомные электростанции. Кроме того, маркировка даст возможность бороться с контрафактом и вторичным использованием списанного оборудования.
"Не нужны были откровения Эдварда Сноудена, чтобы понять, что современные гаджеты имеют в своих системах скрытые возможности. Закладки, которые разработчик оставляет в коде программы, позволяют получать разного рода данные, порой конфиденциальные, о человеке либо компании. Поэтому мы разработали законопроект, согласно которому чиновники, депутаты и военные должны будут пользоваться средствами связи, программное обеспечение которых соответствует требованиям государственной безопасности", – подчеркнул Владимир Гутенев и призвал экспертов и коллег из Совета Федерации присоединиться к работе над законопроектами, касающимися развития радиоэлектронной промышленности.
Директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Сергей Хохлов подчеркнул, что основная проблема, стоящая перед отраслью, – сложность выхода на собственный рынок. "Основную задачу я вижу в формировании тех законодательных основ, которые позволяли бы использовать в большинстве случаев отечественный продукт. Ведь что такое радиоэлектронный комплекс? Это отрасль, которая может многое дать стране. За последнее время в нее вложено достаточно денег, которые позволили выстроить и производственную базу, и поднять технологии, чтобы промышленность могла давать необходимую продукцию. Но за то время, пока радиоэлектроника была слабой, место на рынке заняли западные компании. И основная проблема в том, что предприятия отечественной радиоэлектроники не могут выйти на российский рынок со своей продукцией, которая в большей степени уже конкурентна и по цене, и по качеству. Но все привыкли к хорошим западным товарам. Перестраивать потребителей, государственных в том числе, на отечественный продукт достаточно сложно.
Поэтому правильным было бы привлечь к работе в секции представителей тех ведомств, которые формируют рынок. Например, представителей Минкомсвязи, потому что они – законодатели правил, которые формируют рынки сбыта части продукции, которая делается в радиоэлектронном комплексе страны".
С.Хохлов отметил, что секция начинает работу не с чистого листа, подобная работа ведется в Минпромторге уже три года. Есть "Ассоциации российских производителей радиоэлектронной аппаратуры и приборов", у которой уже сделаны определенные наработки. Поэтому к работе секции необходимо привлекать широкий круг специалистов.
Выступавший привел пример: в 2010 году Правительство РФ сделало правильный и нужный шаг в направлении поддержки отечественных производителей телекоммуникационного оборудования. Было издано Распоряжение Правительства РФ, на основании которого последовал совместный приказ Минпромторга России и Минэкономразвития России (№ 1032/397 от 17 августа 2011 года) "Об утверждении параметров, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения...". Предполагалось, что при проведении конкурсов оборудованию с таким статусом будут предоставляться преференции. Однако на деле на законодательном уровне не были разработаны конкретные механизмы поддержки отечественных производителей, способные реально создать для них преференции.
В то же время есть хороший пример в области станкостроения. В конце 2013 года было принято Постановление Правительства РФ № 1224, которое запрещает использовать товары и услуги иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства. Однако реально оно применяется сегодня только в области станкостроения. Аналогичный механизм можно было бы использовать по отношению к телекоммуникационному оборудованию.
Бурное оживление вызвал вопрос о позднем сроке подписания госконтрактов и задержках с финансирование по ним. Так, президент и генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро (ОАО "РПКБ") Гиви Джанджгава поднял несколько важнейших проблем, связанных со стратегическим планированием развития радиоэлектроники. "Мы рассуждаем о достигнутом. Всё, что мы говорим, – это вчера. Интересно посмотреть, что предстоит. Я смотрю перечень программы DARPA и наши программы по электронике – это небо и земля. Так давайте говорить не о микросхемах. Нет уже в электронике только микросхем. От них неотрывна и операционная среда. Это информационно-вычислительная техника, сетецентрические системы. Должна быть замкнутая система на кристалле. Нельзя отрывать одно от другого, потому что там заложена архитектура электроники. Следующий, шестой технологический уклад означает именно системный, а не элементный подход". Докладчик отметил, что "сегодня на НИОКР выделяется немало средств. Но такое впечатление, что нет НИР – одни ОКР. Поэтому мы не сможем сменить подход, и будем продолжать ставить в свои системы то, что до сих пор ставили".
Г.Джанджгава отметил три очень важных для ОПК вопроса, которые требуют особого внимания и законодательной защиты. Прежде всего, необходима приоритезация работ, важность правильного выбора критических точек, на которых необходимо концентрировать усилия – " нельзя делать все – просто не хватит ни времени, ни средств". Не менее важна межвидовая унификация, без которой "мы будем по три штуки в год выпускать, имитируя зарубежные образцы, что совершенно бессмысленно". И конечно, необходимо форсировать создание базовых и критических технологий, которые заложены в планах на 2016–2025 годы. Докладчик призвал не ждать 2016 года, а начинать как можно скорее: "Чем раньше мы начнем реализовывать критические технологии, тем ближе приблизимся к шестому укладу".
Директор Института стратегий развития Петр Верник подчеркнул: "Трудно переоценить важность радиоэлектроники и смежных отраслей не только в оборонно-промышленном комплексе, но и в обеспечении безопасности социальной, экономической и др. Например, когда отключается связь, это влияет на безопасность государства и его граждан не только в военном аспекте. Целью создания секции радиоэлектронной промышленности экспертного совета при СФ является реализация и защита интересов этих отраслей. Для примера, мы можем подготовить и вынести на рассмотрение Экспертного совета вопросы о правоприменительной практике использования телекоммуникационного оборудования российского производства. о разработке нормативных актов о статусе микросхем отечественного производства, о защите отечественного производства после вступления в ВТО. И это только примеры некоторых вопросов, можно предложить другие. Важно их обсудить и выбрать важнейшие темы, на которых и сосредоточить наши совместные усилия".
По итогам первого заседания секции радиоэлектронной промышленности было принято решение: избрать руководителем работы секции радиоэлектронной промышленности члена Экспертного совета СФ Петра Верника, его заместителем – генерального директора ЗАО "НПЦ "СпецЭлектронСистемы" Олега Шарпинского, до 26 июня 2014 года собрать все возможные варианты важнейших тем для рассмотрения на секции до конца текущего года. Также утвержден состав секции и намечен план работы на 2014 год.
* * *
Инициативная группа совместно с Институтом стратегий развития призывает всех заинтересованных к продуктивному сотрудничеству. Свои предложения можно направлять по адресу center@isd.center – они обязательно будут услышаны и обработаны.
И.Шахнович
Отзывы читателей