Выпуск #5/2014
С.Хохлов
Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2013 году и основные задачи на 2014 год
Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2013 году и основные задачи на 2014 год
Просмотры: 2609
На прошедшем 27 марта 2014 года расширенном совещании руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности с докладом об итогах деятельности в 2013 году и задачах на 2014 год выступил директор департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов.
Радиоэлектроника является одной из наиболее значимых отраслей мировой промышленности. Ее доля в структуре добавленной стоимости мирового обрабатывающего производства выросла за последние 10 лет с 17% до 26% и продолжает расти. По прогнозам, к 2025 году она составит около 36%. Это самый высокий темп роста среди всех секторов мировой промышленности.
Кроме того, радиоэлектроника определяет тактико-технические характеристики вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и является своего рода фундаментом для развития новых видов вооружений. В современных ВВСТ доля радиоэлектронных систем в финальных изделиях составляет около 40%, а к 2025 году достигнет не менее 65%. Поэтому развитие радиоэлектронной промышленности в условиях современной экономики – необходимый фактор конкурентоспособности страны в мире, устойчивого внутреннего развития, реализации инновационного потенциала и обеспечения национальной безопасности.
Состав российской радиоэлектронной промышленности
Сегодня в российской радиоэлектронной промышленности насчитывается около 500 предприятий, в том числе 358 предприятий, включенных в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса. Общая численность работников – 261 тыс. человек.
Структурно отрасль состоит из трех крупных сегментов (рис.1). Первый сегмент образуют 207 предприятий, входящих в госкорпорацию "Ростех". В соответствии с Указом Президента от 14 января 2014 г. в "Ростех" переданы 100% акций четырех крупных отраслевых концернов. И теперь в ней сосредоточены основные отраслевые интегрированные структуры, такие как "Росэлектроника", Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ), концерны "Вега", "Созвездие", "Системы управления" и "Автоматика".
Второй отдельный сегмент – предприятия, входящие в Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Третий сегмент составляют 263 предприятия, не вошедшие в интегрированные структуры. Таким образом, в отрасли завершены основные структурные преобразования, связанные со строительством интегрированных структур, и жизнь подтверждает правильность выбранного пути. Так, доля товарной продукции, произведенной организациями, входящими в интегрированные структуры, в общем объеме продукции РЭП в 2013 году составила порядка 70%.
Основные итоги деятельности РЭП в 2013 году
Итоги года говорят о том, что радиоэлектронная промышленность показала опережающий рост по сравнению с динамикой предприятий оборонно-промышленного комплекса в целом (рис.2). В 2013 году отрасль не только сохранила заданный в 2012 году темп роста объемов произведенной продукции – 117%, но и увеличила его до 126%. Для сравнения, подобные показатели в оборонно-промышленном комплексе РФ в целом составили в 2012 и 2013 годах 108% и 110%, соответственно. Аналогичная картина сложилась относительно темпов роста выработки на одного работающего – 132% и 128% роста в 2012 и 2013 годах в РЭП против 117% и 115% роста в ОПК в целом. Однако во многом этот скачок объясняется низкими базовыми показателями, ведь еще в 2011 году выработка товарной продукции на одного работника в РЭП 800 тыс. руб. в год. В 2013 году в РЭП годовая выработка составила 1,35 млн. руб. на человека в год.
В отношении трудовых ресурсов наметилась определенная стабильность как ОПК в целом так и в радиоэлектронике, чему в большей степени способствовал рост оплаты труда. По итогам 2013 года среднемесячная заработная плата составила 34 тыс. руб. (47 тыс. руб. – наука, 28,5 тыс. руб. – промышленность). Эти показатели в целом соответствуют условиям оплаты в ОПК в целом, хотя исторически такие отрасли-финалисты, как судостроение и авиастроение, всегда превосходили РЭП по данному показателю.
Однако материальное стимулирование труда – далеко не единственный фактор, сдерживающий отток высококвалифицированного персонала. Это должен быть целый комплекс мер. В последнее время работе с персоналом, подготовке высококвалифицированных кадров со стороны государства стало уделяться должное внимание, что стоит только приветствовать. Тем не менее недостаток кадров становится тем сдерживающим фактором, который влияет на рост экономики страны в целом.
Реализация гособоронзаказа и внешнеэкономическая деятельность
В 2013 году около 100 предприятий и организаций РЭП участвовали в выполнении заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ) по прямым договорам в части разработки, поставки и ремонта вооружения, военной и специальной техники. Если в 2012 году темпы роста объемов продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, составили 121%, то в 2013 году они уже достигли 133%. Несмотря на объективно положительные тенденции, до сих пор остаются достаточно серьезные претензии к качеству продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. В 2012 году предприятиями РЭП было принято 582 рекламационных актов, по итогам первого полугодия 2013 года уже принято 258, соответственно в конце года ожидаются показатели, аналогичные 2012 году. С одной стороны, это можно объяснить увеличением объемов поступивших в войска ВВСТ и возросшей интенсивностью ее эксплуатации. С другой стороны, нельзя снимать вину и с предприятий. Проблема связана с применением устаревших технологий, слабой отработкой конструкторской и технологической документации, низким уровнем оснащенности большинства предприятий и организаций современным производственно-технологическим, испытательным оборудованием и контрольно-измерительной аппаратурой. Недостаточно удовлетворены и потребности предприятий в квалифицированных кадрах. Руководителям предприятий следует уделить отдельное внимание качеству изготовляемой продукции.
Что касается результатов внешнеэкономической деятельности, то здесь явно наблюдается положительный тренд (рис.3). Внешнеторговый оборот по итогам 2013 года составил более 2,5 млрд. долл., из них 2,2 млрд. долл. – экспорт, 0,3 млрд. долл. – импорт. Однако столь высокий показатель более чем на 90% обеспечивается экспортом специальной продукции. Один лишь контракт с Венесуэлой в рамках военно-технического сотрудничества обеспечивает более 65% всего экспорта.
Экспортный потенциал гражданской продукции, к сожалению, сохраняется на низком уровне (4% от внешнеторгового оборота), и эффективные механизмы исправления сложившейся ситуации сегодня отсутствуют или неработоспособны.
Программно-целевые инструменты
Для того чтобы в сложных конкурентных условиях успешно реализовать потенциал роста и обеспечить выполнение государственных задач, необходимы механизмы сфокусированного развития. Главным программно-целевым документом отрасли, безусловно, является государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности России на 2013–2025 годы". Во главе Программы как основного инструмента развития стоят важнейшие государственные приоритеты: обеспечение национальной безопасности и развитие экономики страны. Целью Программы является повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализация инновационного потенциала.
В качестве инструментов реализации Государственной программы выступают три ФЦП: "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" на 2011–2020 годы (включая подпрограмму "Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники") и "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы". Всего в 2013 году в рамках государственной программы на НИОКР из федерального бюджета было выделено более 30 млрд. руб., что позволило профинансировать порядка 1000 работ. Кроме того, свыше 20 млрд. рублей были направлены на капитальные вложения в рамках реализации 183 инвестиционных проектов. В результате в 2013 году, в том числе и по переходящим контрактам, разработано 264 промышленных, критических и базовых технологий, 274 типа изделий новой ЭКБ, замещено 324 типа изделий ЭКБ иностранного производства. Введено в эксплуатацию 46 объектов капитального строительства. Тем не менее существуют значительные проблемы – не введено в эксплуатацию три объекта, предполагавшихся к сдаче в 2011–2012 годах, и около 20 объектов, которые планировалось сдать в 2013 году.
В целом, благодаря существенным государственным вложениям в отрасли сформирована развитая технологическая и производственная инфраструктура, позволяющая изготавливать фактически любую продукцию. Однако за это время рынок также изменился, и "наше" место уже заняли производители других стран. Для сохранения положительных трендов развития предприятия отрасли нуждаются в дополнительных государственных преференциях. Подобный механизм существует в отечественном станкостроении, устанавливающий приоритет использования отечественных станков при техперевооружении производств. В радиоэлектронике также возможно использование подобных инструментов для создания благоприятных условий для ее развития.
Задачи на 2014 год
В целом, предприятия отрасли обеспечили достижение целевых индикаторов государственной программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 год (см. табл.). В рамках продолжения реализации государственной программы в 2014 году и достижения целевых показателей перед отраслью стоит ряд важных задач:
прежде всего, необходима слаженная работа по формированию отраслевой части государственной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2015–2020 годы", которая определено станет составной частью государственной программы вооружения на период до 2025 год;
в 2015 году заканчивается ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" и уже сейчас ДРЭП проводит активную работу по разработке соответствующей подпрограммы;
в соответствии с постановлением Правительства РФ, в этом году Минпромторгу впервые предстоит стать участником процесса ценообразования, до сих пор все подобные вопросы решались непосредственно заказчиком (т. е. Минобороны) и предприятиями промышленности. Нам необходимо организовать соответствующую работу;
предстоит организация работы по вопросам создания и применения электронной компонентной базы в ВВСТ, в том числе и вопросы импортозамещения;
разработка плана мероприятий реализации государственной программы и соответствующих подпрограмм требует обновления информации о научно-техническом и производственно-технологическом потенциале предприятий. Соответственно, будет организована масштабная работа по проведению технологического аудита производств и инвестиционных проектов.
Для решения этих задач необходимо усиление научно-исследовательских институтов и специализация их сфер деятельности. Ключевые стратегические функции по развитию отрасли будут аккумулированы в "ЦНИИ "Электроника", который будет координировать деятельность профильных институтов. Те, в свою очередь, сосредоточат усилия на решения специализированных задач. Так, ЦНИИ ЭИСУ должен стать центр компетенций по вопросам, связанным с реализацией государственного оборонного заказа и производства вооружения, военной и специальной техники. Задача "Мосэлектропроект" – стать центром компетенций по технологическому аудиту и формирования единой отраслевой политики в части инвестиционной деятельности. МНИИРИП сконцентрирует свою деятельность на решении проблем, связанных с использованием иностранной компонентной базы.
Таким образом будет выстроена единая структура научно-исследовательских институтов который сфокусирует свои усилия на информационно-аналитическом сопровождения развития предприятий отрасли. ⦁
Радиоэлектроника является одной из наиболее значимых отраслей мировой промышленности. Ее доля в структуре добавленной стоимости мирового обрабатывающего производства выросла за последние 10 лет с 17% до 26% и продолжает расти. По прогнозам, к 2025 году она составит около 36%. Это самый высокий темп роста среди всех секторов мировой промышленности.
Кроме того, радиоэлектроника определяет тактико-технические характеристики вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и является своего рода фундаментом для развития новых видов вооружений. В современных ВВСТ доля радиоэлектронных систем в финальных изделиях составляет около 40%, а к 2025 году достигнет не менее 65%. Поэтому развитие радиоэлектронной промышленности в условиях современной экономики – необходимый фактор конкурентоспособности страны в мире, устойчивого внутреннего развития, реализации инновационного потенциала и обеспечения национальной безопасности.
Состав российской радиоэлектронной промышленности
Сегодня в российской радиоэлектронной промышленности насчитывается около 500 предприятий, в том числе 358 предприятий, включенных в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса. Общая численность работников – 261 тыс. человек.
Структурно отрасль состоит из трех крупных сегментов (рис.1). Первый сегмент образуют 207 предприятий, входящих в госкорпорацию "Ростех". В соответствии с Указом Президента от 14 января 2014 г. в "Ростех" переданы 100% акций четырех крупных отраслевых концернов. И теперь в ней сосредоточены основные отраслевые интегрированные структуры, такие как "Росэлектроника", Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ), концерны "Вега", "Созвездие", "Системы управления" и "Автоматика".
Второй отдельный сегмент – предприятия, входящие в Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Третий сегмент составляют 263 предприятия, не вошедшие в интегрированные структуры. Таким образом, в отрасли завершены основные структурные преобразования, связанные со строительством интегрированных структур, и жизнь подтверждает правильность выбранного пути. Так, доля товарной продукции, произведенной организациями, входящими в интегрированные структуры, в общем объеме продукции РЭП в 2013 году составила порядка 70%.
Основные итоги деятельности РЭП в 2013 году
Итоги года говорят о том, что радиоэлектронная промышленность показала опережающий рост по сравнению с динамикой предприятий оборонно-промышленного комплекса в целом (рис.2). В 2013 году отрасль не только сохранила заданный в 2012 году темп роста объемов произведенной продукции – 117%, но и увеличила его до 126%. Для сравнения, подобные показатели в оборонно-промышленном комплексе РФ в целом составили в 2012 и 2013 годах 108% и 110%, соответственно. Аналогичная картина сложилась относительно темпов роста выработки на одного работающего – 132% и 128% роста в 2012 и 2013 годах в РЭП против 117% и 115% роста в ОПК в целом. Однако во многом этот скачок объясняется низкими базовыми показателями, ведь еще в 2011 году выработка товарной продукции на одного работника в РЭП 800 тыс. руб. в год. В 2013 году в РЭП годовая выработка составила 1,35 млн. руб. на человека в год.
В отношении трудовых ресурсов наметилась определенная стабильность как ОПК в целом так и в радиоэлектронике, чему в большей степени способствовал рост оплаты труда. По итогам 2013 года среднемесячная заработная плата составила 34 тыс. руб. (47 тыс. руб. – наука, 28,5 тыс. руб. – промышленность). Эти показатели в целом соответствуют условиям оплаты в ОПК в целом, хотя исторически такие отрасли-финалисты, как судостроение и авиастроение, всегда превосходили РЭП по данному показателю.
Однако материальное стимулирование труда – далеко не единственный фактор, сдерживающий отток высококвалифицированного персонала. Это должен быть целый комплекс мер. В последнее время работе с персоналом, подготовке высококвалифицированных кадров со стороны государства стало уделяться должное внимание, что стоит только приветствовать. Тем не менее недостаток кадров становится тем сдерживающим фактором, который влияет на рост экономики страны в целом.
Реализация гособоронзаказа и внешнеэкономическая деятельность
В 2013 году около 100 предприятий и организаций РЭП участвовали в выполнении заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ) по прямым договорам в части разработки, поставки и ремонта вооружения, военной и специальной техники. Если в 2012 году темпы роста объемов продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, составили 121%, то в 2013 году они уже достигли 133%. Несмотря на объективно положительные тенденции, до сих пор остаются достаточно серьезные претензии к качеству продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. В 2012 году предприятиями РЭП было принято 582 рекламационных актов, по итогам первого полугодия 2013 года уже принято 258, соответственно в конце года ожидаются показатели, аналогичные 2012 году. С одной стороны, это можно объяснить увеличением объемов поступивших в войска ВВСТ и возросшей интенсивностью ее эксплуатации. С другой стороны, нельзя снимать вину и с предприятий. Проблема связана с применением устаревших технологий, слабой отработкой конструкторской и технологической документации, низким уровнем оснащенности большинства предприятий и организаций современным производственно-технологическим, испытательным оборудованием и контрольно-измерительной аппаратурой. Недостаточно удовлетворены и потребности предприятий в квалифицированных кадрах. Руководителям предприятий следует уделить отдельное внимание качеству изготовляемой продукции.
Что касается результатов внешнеэкономической деятельности, то здесь явно наблюдается положительный тренд (рис.3). Внешнеторговый оборот по итогам 2013 года составил более 2,5 млрд. долл., из них 2,2 млрд. долл. – экспорт, 0,3 млрд. долл. – импорт. Однако столь высокий показатель более чем на 90% обеспечивается экспортом специальной продукции. Один лишь контракт с Венесуэлой в рамках военно-технического сотрудничества обеспечивает более 65% всего экспорта.
Экспортный потенциал гражданской продукции, к сожалению, сохраняется на низком уровне (4% от внешнеторгового оборота), и эффективные механизмы исправления сложившейся ситуации сегодня отсутствуют или неработоспособны.
Программно-целевые инструменты
Для того чтобы в сложных конкурентных условиях успешно реализовать потенциал роста и обеспечить выполнение государственных задач, необходимы механизмы сфокусированного развития. Главным программно-целевым документом отрасли, безусловно, является государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности России на 2013–2025 годы". Во главе Программы как основного инструмента развития стоят важнейшие государственные приоритеты: обеспечение национальной безопасности и развитие экономики страны. Целью Программы является повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализация инновационного потенциала.
В качестве инструментов реализации Государственной программы выступают три ФЦП: "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" на 2011–2020 годы (включая подпрограмму "Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники") и "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы". Всего в 2013 году в рамках государственной программы на НИОКР из федерального бюджета было выделено более 30 млрд. руб., что позволило профинансировать порядка 1000 работ. Кроме того, свыше 20 млрд. рублей были направлены на капитальные вложения в рамках реализации 183 инвестиционных проектов. В результате в 2013 году, в том числе и по переходящим контрактам, разработано 264 промышленных, критических и базовых технологий, 274 типа изделий новой ЭКБ, замещено 324 типа изделий ЭКБ иностранного производства. Введено в эксплуатацию 46 объектов капитального строительства. Тем не менее существуют значительные проблемы – не введено в эксплуатацию три объекта, предполагавшихся к сдаче в 2011–2012 годах, и около 20 объектов, которые планировалось сдать в 2013 году.
В целом, благодаря существенным государственным вложениям в отрасли сформирована развитая технологическая и производственная инфраструктура, позволяющая изготавливать фактически любую продукцию. Однако за это время рынок также изменился, и "наше" место уже заняли производители других стран. Для сохранения положительных трендов развития предприятия отрасли нуждаются в дополнительных государственных преференциях. Подобный механизм существует в отечественном станкостроении, устанавливающий приоритет использования отечественных станков при техперевооружении производств. В радиоэлектронике также возможно использование подобных инструментов для создания благоприятных условий для ее развития.
Задачи на 2014 год
В целом, предприятия отрасли обеспечили достижение целевых индикаторов государственной программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 год (см. табл.). В рамках продолжения реализации государственной программы в 2014 году и достижения целевых показателей перед отраслью стоит ряд важных задач:
прежде всего, необходима слаженная работа по формированию отраслевой части государственной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2015–2020 годы", которая определено станет составной частью государственной программы вооружения на период до 2025 год;
в 2015 году заканчивается ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" и уже сейчас ДРЭП проводит активную работу по разработке соответствующей подпрограммы;
в соответствии с постановлением Правительства РФ, в этом году Минпромторгу впервые предстоит стать участником процесса ценообразования, до сих пор все подобные вопросы решались непосредственно заказчиком (т. е. Минобороны) и предприятиями промышленности. Нам необходимо организовать соответствующую работу;
предстоит организация работы по вопросам создания и применения электронной компонентной базы в ВВСТ, в том числе и вопросы импортозамещения;
разработка плана мероприятий реализации государственной программы и соответствующих подпрограмм требует обновления информации о научно-техническом и производственно-технологическом потенциале предприятий. Соответственно, будет организована масштабная работа по проведению технологического аудита производств и инвестиционных проектов.
Для решения этих задач необходимо усиление научно-исследовательских институтов и специализация их сфер деятельности. Ключевые стратегические функции по развитию отрасли будут аккумулированы в "ЦНИИ "Электроника", который будет координировать деятельность профильных институтов. Те, в свою очередь, сосредоточат усилия на решения специализированных задач. Так, ЦНИИ ЭИСУ должен стать центр компетенций по вопросам, связанным с реализацией государственного оборонного заказа и производства вооружения, военной и специальной техники. Задача "Мосэлектропроект" – стать центром компетенций по технологическому аудиту и формирования единой отраслевой политики в части инвестиционной деятельности. МНИИРИП сконцентрирует свою деятельность на решении проблем, связанных с использованием иностранной компонентной базы.
Таким образом будет выстроена единая структура научно-исследовательских институтов который сфокусирует свои усилия на информационно-аналитическом сопровождения развития предприятий отрасли. ⦁
Отзывы читателей