Выпуск #5/2014
А.Андреев, С.Дашкевич, В.Евсеев, Г.Егоров, И.Наливкин
Отечественный рынок радиоэлектронной аппаратуры: Анализ и выработка управленческих решений
Отечественный рынок радиоэлектронной аппаратуры: Анализ и выработка управленческих решений
Просмотры: 5744
В статье дан краткий анализ отечественного рынка РЭА и показана необходимость организации в стране официальной статистической базы по производству и потреблению радиоэлектронной аппаратуры. Статистическая база должна быть доступной для анализа состояния и тенденций рынка РЭА и для выработки управленческих решений.
Теги: communications and electronics equipment domestic market state market structurization algorithm алгоритм структурирования рынка рэа структура отечественного рынка
Россия с третьей электронной державы в 90-х годах прошлого века за последние 15–20 лет скатилась в аутсайдеры среди развитых стран по объему производства электронной продукции и уровню развития технологий. Если в 1990 году РЭА в СССР было произведено в объеме более 70,0 млрд. долл., то в 2012 году – на 18,4 млрд. долл.
В 1990-х годах в радиоэлектронном комплексе (РЭК) страны произошли принципиальные изменения. С одной стороны, была разрушена инфраструктура РЭК, с другой – отечественный рынок открыл дорогу массовому использованию импортной радиоэлектронной аппаратуры и ЭКБ (мобильная связь, навигационная аппаратура, авионика, автоэлектроника, бытовая радиоэлектронная аппаратура (БРЭА) и др.). По этим причинам была утеряна динамика технологического развития в области производства современной электронной компонентной базы и радиоэлектронной аппаратуры и возникла главная проблема — недопустимо высокое преобладание на нашем рынке импортной продукции. Соотношение импортной радиоэлектронной продукции к отечественной на нашем рынке составляет 65% к 35%. Это соотношение распространяется и на военную радиоэлектронику, что создает угрозу национальной безопасности государства.
В ближайшие годы на структуру отечественного рынка РЭА существенное влияние будет оказывать тот факт, что Россия в августе 2012 года официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО), участие в которой наряду с определенными преимуществами для страны налагает и выполнение определенных обязательств. В частности основные преимущества от членства в ВТО для РЭК страны можно суммировать следующим образом:
создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
К обязательствам следует отнести то, что документами ВТО предусматривается снижение ставок ввозных таможенных пошлин по основным импортным товарным группам радиоэлектронной продукции в три раза в течение трех лет после присоединения к ВТО и обнуление ставок к четвертому году, что делает импортную продукцию еще более конкурентоспособной.
Таким образом, можно констатировать, что увеличение доли отечественной радиоэлектронной продукции на внутреннем рынке – задача очень сложная. Для ее выполнения потребуется обеспечить не только конкурентоспособный технический и экономический уровень отечественной продукции, но и выработать и реализовать комплекс мер организационного и правового порядка для продвижения этой инновационной продукции на рынок. Для этого необходимо понимание рыночных проблем и более детальное изучение отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры.
Современный отечественный рынок РЭА представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители.
Структура рынка – это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формирование и уровень цен зависит от структуры рынка.
Структура отечественного рынка РЭА формировалась последние 15–20 лет стихийно, в основном без регуляторов со стороны государства, и в настоящее время существует в двух классических видах, мало зависимых друг от друга, – совершенной конкуренции и монополии.
Характерными признаками первого типа рынка является присутствие на нем большого количества мелких фирм (более 1500) с однородной продукцией. Вхождение и выход на рынок для этих фирм не затруднен, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита.
На рынке второго типа присутствуют крупные фирмы, производящие уникальную продукцию (например, концерны "Вега", "Созвездие", "Алмаз-Антей", "Радиоэлектронные технологии", "Росэлектроника", ОАО "Ситроникс" и ряд других). Доступ к информации этих фирм частично ограничен, вход на рынок других организаций по профильной продукции практически невозможен. При такой структуре рынка организация сама устанавливает условия конкуренции.
Рынок имеет собственную инфраструктуру, под которой понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. К инфраструктуре рынка относятся торговая сеть (дилеры и дистрибуторы), таможенная и налоговая системы, банки и биржи, рекламные агентства, консультативные и информаторские службы, учреждения ревизий и контроля.
Сегментация (или сегментирование) – это структурирование рынка, основанное на неоднородности потенциальных покупателей и их потребительского поведения. Сегментирование рынка является необходимым условием для дифференцированного маркетинга.
Сегмент – это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.
Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо применять разную маркетинговую политику.
Зная различия между разными сегментами рынка, компания может выпускать для отдельных сегментов специализированные продукты, применять разные программы стимулирования сбыта или рекламные сообщения. Кроме того, концентрация на определенном сегменте может быть позиционированием торговой марки.
Маркетологи всегда учитывают закон Парето ("закон 80:20"), согласно которому примерно 20% покупателей приносят фирме 80% дохода, представляя собой обобщенную группу целевых клиентов фирмы. На них фирма и ориентирует свои продукты ("стрельба по целям"). Такая стратегия рыночной деятельности представляется более эффективной.
Необходимо отметить, что утвержденной распоряжением Правительства РФ №2396-р от 15 декабря 2012 г. государственной программой "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы" ставится задача добиться увеличения доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40% и на мировом до 0,8% к 2025 году. Следовательно, отечественный радиоэлектронный комплекс должен за эти годы обеспечить производство и реализацию продукции на уровне 40,0 млрд. долл. Для решения такой сложной задачи потребуется обеспечить не только трехкратное увеличение производственных мощностей, но и выработать маркетинговую стратегию отрасли, нацеленную на реализацию этой продукции через поиск потребительских мотиваций и понимания потребительского поведения.
Разработка маркетинговой стратегии основывается на точном знании параметров рынка. Целенаправленного факторного и кластерного анализа рынка РЭА за все эти годы у нас в стране не проводилось и, следовательно, не выработан механизм воздействия инструментов маркетинговой деятельности на реализацию требований перспективных рыночных сегментов. Это является одной из причин того, что эффективность работы радиоэлектронного комплекса страны значительно ниже, чем у зарубежных конкурентов.
В России, согласно экспертным оценкам, в радиоэлектронном секторе экономики работают более 2 тыс. предприятий и компаний, которые можно условно разделить на четыре группы:
традиционные предприятия;
новые компании;
дочерние предприятия зарубежных компаний;
поставщики-продавцы массовой продукции.
Дадим краткую характеристику каждой группе компаний.
Традиционные предприятия. Все они (в РЭК 378), как правило, организованы в советский период развития индустриализации и составляют основу радиопромышленного комплекса страны. Почти все предприятия этой категории находятся в сфере ведения Департамента радиоэлектронной промышленности (ДРЭП) и включены в Сводный реестр организаций ОПК.
Организации этой группы ориентированы главным образом на производство продукции специального назначения. Производители радиоэлектронной аппаратуры в этом сегменте – вертикально интегрированы и специализируются по видам конечной продукции. Производители компонентной базы, напротив, широко диверсифицированы и характеризуются низкой, но стабильно растущей степенью интеграции в производство аппаратуры и специальных материалов. Российские производители преобладают в сегменте специальной радиоэлектроники в силу исторических причин, приоритетов предыдущих программ в промышленности, а также закрытости этого сегмента для конкуренции со стороны иностранных компаний.
Новые компании. Новые компании (их уже более 1,5 тыс.) – это частные компании, созданные после 1990-х годов в новых рыночных условиях, с численностью сотрудников примерно 50 человек. Всего в них занято около 25 тыс. работников. Годовая выработка на сотрудника на частных предприятиях в несколько раз больше, чем в организациях с государственным участием. Также велики различия в оплате труда квалифицированных специалистов.
Эти организации ориентированы на широкий спектр конечной продукции и компонентов в нишах профессиональной электроники, также они зачастую выступают субподрядчиками государственных организаций, выполняющих оборонный заказ. Частные организации специализированы на отдельных процессах создания стоимости, таких как, например, сборка электронной компонентной базы, производство интегральных схем, проектирование, дистрибуция. Суммарная выручка по группе оценивается в 60 млрд. руб. Технологический уровень новых российских предприятий приближается к уровню европейских производителей электронной аппаратуры.
Дочерние предприятия зарубежных компаний. Они создавались, как правило, в расчете на снижение издержек на оплату труда при переносе сборочного производства из Европы и Азии или оптимизацию логистики за счет размещения производства рядом с рынком сбыта. Большое значение в ряде случаев имели политические мотивы: зарубежные компании, инвестируя в создание сборочных предприятий в России таким образом демонстрировали лояльность российскому правительству, связывающему развитие высокотехнологичных отраслей с приходом зарубежных инвесторов. Взамен компании получали доступ к отечественным рынкам.
Организации отличаются высокой эффективностью операций, западными стандартами управления. При общей выручке, сравнимой с выручкой государственных организаций – около 150 млрд. руб., занято всего 12 тыс. человек. Это объясняется низкой долей добавленной стоимости, характерной для сборочных производств.
Поставщики-продавцы продукции (дилеры и дистрибьюторы). В настоящее время на российском рынке радиоэлектроники зарегистрировано около 600 фирм, а активно работают около 200 фирм-поставщиков отечественной и зарубежной продукции.
Рост емкости рынка приводит к появлению новых игроков, поэтому неудивительно, что увеличение потребности в радиоэлектронных компонентах и аппаратуре (в т.ч. импортных) привело к увеличению числа компаний, желающих поставить их от производителя до потребителя, т.е. стать "вторыми поставщиками". На сегодняшний день дополнительным необходимым условием деятельности "второго поставщика" являются дилерские соглашения с производителями.
Поставлять продукцию по заводским ценам могут только компании, работающие на дилерской скидке, поскольку вся ценовая политика "второго поставщика" также находится под контролем. Кроме того, эффективное выполнение других требований – по упаковке, отработке рекламационных актов, предоставлению технической информации – возможно только в случае, если "второй поставщик" очень тесно работает с производителем. Анализ показывает, что все серьезно работающие "вторые поставщики" являются официальными дилерами нескольких производителей электронных компонентов в России или за рубежом.
Любой поставщик, дилер – это фактор стабильности производства. Он синхронизирует и согласует товарно-финансовые потоки между потребителем и производителем. В рыночных условиях "вторые поставщики" – это единственный реально действующий механизм регулирования производства и распределения продукции.
Современная радиоэлектронная продукция используется почти во всех сферах деятельности человека: в медицине, образовании, телекоммуникациях, СМИ, для обеспечения обороноспособности и безопасности, на транспорте, в бизнесе и во многих других областях.
Условимся, что радиоэлектронная аппаратура (РЭА) – это обобщенное название технических средств для передачи, приема, преобразования и обработки информации с использованием электромагнитных колебаний и электронных процессов в различных средах. Понятие РЭА условно охватывает все виды радиотехнической аппаратуры, приборы ИК-техники, медицинской диагностики и прочие, использующие в качестве элементной базы изделия электронной техники. К РЭА также относятся: сложные радиоэлектронные системы (например, автоматического управления контроля, радиоуправления, электросвязи); радиоэлектронные комплексы (например, ЭВМ, радиолокационные станции, радиотелескопы, радионавигационная аппаратура), функционально-автономные радиоэлектронные устройствa (например, телевизионные приемники в сочетании с антенной).
В данной статье все данные по отечественному рынку РЭА 2012 года базируются только на официальной статистической информации, полученной из Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) и Таможенной службы (ТС) РФ.
Отечественный рынок РЭА имеет три составляющие:
РЭА, произведенная в России;
экспортируемая РЭА;
РЭА, импортируемая в Россию.
Структура, объем и характеристика отечественного рынка РЭА в 2012 году показаны на рис.1 и в табл.1.
Необходимо отметить, что в разных источниках приводятся не согласующиеся между собой данные по объему отечественного рынка РЭА. Так в распоряжении Правительства РФ от 15.12.2012 №2396-р указывается, что объем рынка РЭА в 2012 году составил 930 млрд. руб., что эквивалентно 31 млрд. долл., при этом российские предприятия произвели товарной продукции на 12 млрд. долл. Данные, полученные из ФСГС и ТС РФ, свидетельствуют о том, что объем рынка составил 52,9 млрд. долл., при этом российские предприятия произвели продукции на 18,4 млрд. долл. Таким образом, цифры разнятся почти вдвое.
Провести качественный анализ рынка РЭА, опираясь на материалы ФСГС, невозможно из-за недоступности и неполноты материала. В официальных сводках ФСГС публикуется информация только по укрупненным группам товаров. Попытки получить более полные данные по номенклатуре произведенной продукции и предприятиям-изготовителям не увенчались успехом. Поскольку для анализа выполнения и разработки мероприятий по выполнению Госпрограммы развития РЭК необходимы объективные данные по отечественному рынку РЭА, то становится актуальным вопрос организации в стране достоверной и доступной для анализа статистической базы данных по производству и потреблению радиоэлектронной аппаратуры.
В основе решения этого вопроса лежит разработка алгоритма структурирования рынка РЭА по группам товаров в соответствии с кодами ТНВЭД и ОКПД (табл.2).
В результате проведенных преобразований мы получили оптимальное (для анализа) количество секторов рынка РЭА, объединяющих однотипные группы товаров и полностью гармонизированных по наименованию продукции с международными классификациями (кодами). Далее проанализируем отечественный рынок РЭА по трем его составляющим (отечественная, экспортируемая и импортируемая РЭА) в соответствии с полученной выше структурой секторов рынка по группам товаров. Результаты анализа структуры и объема рынка РЭА отечественного производства в 2012 году приведены в табл.3 и на рис.2.
Структура и объем рынка экспортируемой и импортируемой РЭА представлены на рис.3 и 4, соответственно.
Обобщенные данные по отечественному рынку РЭА приведены в табл.4 и на рис.5.
Наибольшее количество импортируемой продукции (в процентном соотношении к отечественной продукции) приходится на товарные группы:
машины вычислительные;
связная и звуковоспроизводящая аппаратура;
устройства памяти;
ЭКБ.
РЭА этой номенклатуры отечественная промышленность либо не производит (устройства памяти), либо выпускает в малых количествах, до 20% от потребностей рынка.
Наиболее востребована на отечественном рынке РЭА следующих товарных групп:
машины вычислительные;
связная аппаратура;
радио-, телепередатчики, приемники;
электронная компонентная база;
промышленная РЭА, в том числе медицинская, автомобильная и др.;
трансформаторы, преобразователи.
Наиболее конкурентоспособной отечественной РЭА является продукция следующих товарных групп:
радиолокация;
радионавигация;
радио-, телепередатчики, приемники;
трансформаторы, преобразователи.
* * *
В заключение надо сказать, что Государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы" ставит задачу увеличения к 2025 году доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40% и на мировом до 0,8%, т.е. за эти годы объем производства и реализации продукции отечественного радиоэлектронного комплекса должен возрасти до 40,0 млрд. долл. Для решения этой задачи потребуется не только в три раза увеличить производственные мощности, но и выработать маркетинговую стратегию отрасли, нацеленную на реализацию этой продукции.
Еще раз отметим, что в разных официальных источниках приводятся не коррелирующиеся между собой данные по объему отечественного рынка РЭА, что очень затрудняет его анализ. Выше приведен пример, когда цифры разнятся почти вдвое (данные ФСГС и ТС РФ). Провести качественное рассмотрение рынка РЭА по материалам ФСГС невозможно из-за их недостаточности и недоступности. Но, так как для анализа выполнения Государственной программы развития РЭК объективные данные по отечественному рынку РЭА необходимы, то вопрос организации в стране достоверной и доступной статистической базы данных по производству и потреблению радиоэлектронной аппаратуры остается очень актуальным.
ИСТОЧНИКИ
Таможенная статистика за последние три года, ООО "Бизнес Сервис".
Статистические данные ФГУП "ЦНИИ "Центра".
Электронные версии официальных публикаций Федеральной службы государственной статистики.
В 1990-х годах в радиоэлектронном комплексе (РЭК) страны произошли принципиальные изменения. С одной стороны, была разрушена инфраструктура РЭК, с другой – отечественный рынок открыл дорогу массовому использованию импортной радиоэлектронной аппаратуры и ЭКБ (мобильная связь, навигационная аппаратура, авионика, автоэлектроника, бытовая радиоэлектронная аппаратура (БРЭА) и др.). По этим причинам была утеряна динамика технологического развития в области производства современной электронной компонентной базы и радиоэлектронной аппаратуры и возникла главная проблема — недопустимо высокое преобладание на нашем рынке импортной продукции. Соотношение импортной радиоэлектронной продукции к отечественной на нашем рынке составляет 65% к 35%. Это соотношение распространяется и на военную радиоэлектронику, что создает угрозу национальной безопасности государства.
В ближайшие годы на структуру отечественного рынка РЭА существенное влияние будет оказывать тот факт, что Россия в августе 2012 года официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО), участие в которой наряду с определенными преимуществами для страны налагает и выполнение определенных обязательств. В частности основные преимущества от членства в ВТО для РЭК страны можно суммировать следующим образом:
создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
К обязательствам следует отнести то, что документами ВТО предусматривается снижение ставок ввозных таможенных пошлин по основным импортным товарным группам радиоэлектронной продукции в три раза в течение трех лет после присоединения к ВТО и обнуление ставок к четвертому году, что делает импортную продукцию еще более конкурентоспособной.
Таким образом, можно констатировать, что увеличение доли отечественной радиоэлектронной продукции на внутреннем рынке – задача очень сложная. Для ее выполнения потребуется обеспечить не только конкурентоспособный технический и экономический уровень отечественной продукции, но и выработать и реализовать комплекс мер организационного и правового порядка для продвижения этой инновационной продукции на рынок. Для этого необходимо понимание рыночных проблем и более детальное изучение отечественного рынка радиоэлектронной аппаратуры.
Современный отечественный рынок РЭА представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители.
Структура рынка – это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации. Способность оказывать влияние на формирование и уровень цен зависит от структуры рынка.
Структура отечественного рынка РЭА формировалась последние 15–20 лет стихийно, в основном без регуляторов со стороны государства, и в настоящее время существует в двух классических видах, мало зависимых друг от друга, – совершенной конкуренции и монополии.
Характерными признаками первого типа рынка является присутствие на нем большого количества мелких фирм (более 1500) с однородной продукцией. Вхождение и выход на рынок для этих фирм не затруднен, имеется равный доступ к любой информации. Цена устанавливается рынком и роль организации в ее формировании мала. Конкурентная структура рынка наиболее развита.
На рынке второго типа присутствуют крупные фирмы, производящие уникальную продукцию (например, концерны "Вега", "Созвездие", "Алмаз-Антей", "Радиоэлектронные технологии", "Росэлектроника", ОАО "Ситроникс" и ряд других). Доступ к информации этих фирм частично ограничен, вход на рынок других организаций по профильной продукции практически невозможен. При такой структуре рынка организация сама устанавливает условия конкуренции.
Рынок имеет собственную инфраструктуру, под которой понимается совокупность государственных и коммерческих предприятий и учреждений, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. К инфраструктуре рынка относятся торговая сеть (дилеры и дистрибуторы), таможенная и налоговая системы, банки и биржи, рекламные агентства, консультативные и информаторские службы, учреждения ревизий и контроля.
Сегментация (или сегментирование) – это структурирование рынка, основанное на неоднородности потенциальных покупателей и их потребительского поведения. Сегментирование рынка является необходимым условием для дифференцированного маркетинга.
Сегмент – это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.
Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо применять разную маркетинговую политику.
Зная различия между разными сегментами рынка, компания может выпускать для отдельных сегментов специализированные продукты, применять разные программы стимулирования сбыта или рекламные сообщения. Кроме того, концентрация на определенном сегменте может быть позиционированием торговой марки.
Маркетологи всегда учитывают закон Парето ("закон 80:20"), согласно которому примерно 20% покупателей приносят фирме 80% дохода, представляя собой обобщенную группу целевых клиентов фирмы. На них фирма и ориентирует свои продукты ("стрельба по целям"). Такая стратегия рыночной деятельности представляется более эффективной.
Необходимо отметить, что утвержденной распоряжением Правительства РФ №2396-р от 15 декабря 2012 г. государственной программой "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы" ставится задача добиться увеличения доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40% и на мировом до 0,8% к 2025 году. Следовательно, отечественный радиоэлектронный комплекс должен за эти годы обеспечить производство и реализацию продукции на уровне 40,0 млрд. долл. Для решения такой сложной задачи потребуется обеспечить не только трехкратное увеличение производственных мощностей, но и выработать маркетинговую стратегию отрасли, нацеленную на реализацию этой продукции через поиск потребительских мотиваций и понимания потребительского поведения.
Разработка маркетинговой стратегии основывается на точном знании параметров рынка. Целенаправленного факторного и кластерного анализа рынка РЭА за все эти годы у нас в стране не проводилось и, следовательно, не выработан механизм воздействия инструментов маркетинговой деятельности на реализацию требований перспективных рыночных сегментов. Это является одной из причин того, что эффективность работы радиоэлектронного комплекса страны значительно ниже, чем у зарубежных конкурентов.
В России, согласно экспертным оценкам, в радиоэлектронном секторе экономики работают более 2 тыс. предприятий и компаний, которые можно условно разделить на четыре группы:
традиционные предприятия;
новые компании;
дочерние предприятия зарубежных компаний;
поставщики-продавцы массовой продукции.
Дадим краткую характеристику каждой группе компаний.
Традиционные предприятия. Все они (в РЭК 378), как правило, организованы в советский период развития индустриализации и составляют основу радиопромышленного комплекса страны. Почти все предприятия этой категории находятся в сфере ведения Департамента радиоэлектронной промышленности (ДРЭП) и включены в Сводный реестр организаций ОПК.
Организации этой группы ориентированы главным образом на производство продукции специального назначения. Производители радиоэлектронной аппаратуры в этом сегменте – вертикально интегрированы и специализируются по видам конечной продукции. Производители компонентной базы, напротив, широко диверсифицированы и характеризуются низкой, но стабильно растущей степенью интеграции в производство аппаратуры и специальных материалов. Российские производители преобладают в сегменте специальной радиоэлектроники в силу исторических причин, приоритетов предыдущих программ в промышленности, а также закрытости этого сегмента для конкуренции со стороны иностранных компаний.
Новые компании. Новые компании (их уже более 1,5 тыс.) – это частные компании, созданные после 1990-х годов в новых рыночных условиях, с численностью сотрудников примерно 50 человек. Всего в них занято около 25 тыс. работников. Годовая выработка на сотрудника на частных предприятиях в несколько раз больше, чем в организациях с государственным участием. Также велики различия в оплате труда квалифицированных специалистов.
Эти организации ориентированы на широкий спектр конечной продукции и компонентов в нишах профессиональной электроники, также они зачастую выступают субподрядчиками государственных организаций, выполняющих оборонный заказ. Частные организации специализированы на отдельных процессах создания стоимости, таких как, например, сборка электронной компонентной базы, производство интегральных схем, проектирование, дистрибуция. Суммарная выручка по группе оценивается в 60 млрд. руб. Технологический уровень новых российских предприятий приближается к уровню европейских производителей электронной аппаратуры.
Дочерние предприятия зарубежных компаний. Они создавались, как правило, в расчете на снижение издержек на оплату труда при переносе сборочного производства из Европы и Азии или оптимизацию логистики за счет размещения производства рядом с рынком сбыта. Большое значение в ряде случаев имели политические мотивы: зарубежные компании, инвестируя в создание сборочных предприятий в России таким образом демонстрировали лояльность российскому правительству, связывающему развитие высокотехнологичных отраслей с приходом зарубежных инвесторов. Взамен компании получали доступ к отечественным рынкам.
Организации отличаются высокой эффективностью операций, западными стандартами управления. При общей выручке, сравнимой с выручкой государственных организаций – около 150 млрд. руб., занято всего 12 тыс. человек. Это объясняется низкой долей добавленной стоимости, характерной для сборочных производств.
Поставщики-продавцы продукции (дилеры и дистрибьюторы). В настоящее время на российском рынке радиоэлектроники зарегистрировано около 600 фирм, а активно работают около 200 фирм-поставщиков отечественной и зарубежной продукции.
Рост емкости рынка приводит к появлению новых игроков, поэтому неудивительно, что увеличение потребности в радиоэлектронных компонентах и аппаратуре (в т.ч. импортных) привело к увеличению числа компаний, желающих поставить их от производителя до потребителя, т.е. стать "вторыми поставщиками". На сегодняшний день дополнительным необходимым условием деятельности "второго поставщика" являются дилерские соглашения с производителями.
Поставлять продукцию по заводским ценам могут только компании, работающие на дилерской скидке, поскольку вся ценовая политика "второго поставщика" также находится под контролем. Кроме того, эффективное выполнение других требований – по упаковке, отработке рекламационных актов, предоставлению технической информации – возможно только в случае, если "второй поставщик" очень тесно работает с производителем. Анализ показывает, что все серьезно работающие "вторые поставщики" являются официальными дилерами нескольких производителей электронных компонентов в России или за рубежом.
Любой поставщик, дилер – это фактор стабильности производства. Он синхронизирует и согласует товарно-финансовые потоки между потребителем и производителем. В рыночных условиях "вторые поставщики" – это единственный реально действующий механизм регулирования производства и распределения продукции.
Современная радиоэлектронная продукция используется почти во всех сферах деятельности человека: в медицине, образовании, телекоммуникациях, СМИ, для обеспечения обороноспособности и безопасности, на транспорте, в бизнесе и во многих других областях.
Условимся, что радиоэлектронная аппаратура (РЭА) – это обобщенное название технических средств для передачи, приема, преобразования и обработки информации с использованием электромагнитных колебаний и электронных процессов в различных средах. Понятие РЭА условно охватывает все виды радиотехнической аппаратуры, приборы ИК-техники, медицинской диагностики и прочие, использующие в качестве элементной базы изделия электронной техники. К РЭА также относятся: сложные радиоэлектронные системы (например, автоматического управления контроля, радиоуправления, электросвязи); радиоэлектронные комплексы (например, ЭВМ, радиолокационные станции, радиотелескопы, радионавигационная аппаратура), функционально-автономные радиоэлектронные устройствa (например, телевизионные приемники в сочетании с антенной).
В данной статье все данные по отечественному рынку РЭА 2012 года базируются только на официальной статистической информации, полученной из Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) и Таможенной службы (ТС) РФ.
Отечественный рынок РЭА имеет три составляющие:
РЭА, произведенная в России;
экспортируемая РЭА;
РЭА, импортируемая в Россию.
Структура, объем и характеристика отечественного рынка РЭА в 2012 году показаны на рис.1 и в табл.1.
Необходимо отметить, что в разных источниках приводятся не согласующиеся между собой данные по объему отечественного рынка РЭА. Так в распоряжении Правительства РФ от 15.12.2012 №2396-р указывается, что объем рынка РЭА в 2012 году составил 930 млрд. руб., что эквивалентно 31 млрд. долл., при этом российские предприятия произвели товарной продукции на 12 млрд. долл. Данные, полученные из ФСГС и ТС РФ, свидетельствуют о том, что объем рынка составил 52,9 млрд. долл., при этом российские предприятия произвели продукции на 18,4 млрд. долл. Таким образом, цифры разнятся почти вдвое.
Провести качественный анализ рынка РЭА, опираясь на материалы ФСГС, невозможно из-за недоступности и неполноты материала. В официальных сводках ФСГС публикуется информация только по укрупненным группам товаров. Попытки получить более полные данные по номенклатуре произведенной продукции и предприятиям-изготовителям не увенчались успехом. Поскольку для анализа выполнения и разработки мероприятий по выполнению Госпрограммы развития РЭК необходимы объективные данные по отечественному рынку РЭА, то становится актуальным вопрос организации в стране достоверной и доступной для анализа статистической базы данных по производству и потреблению радиоэлектронной аппаратуры.
В основе решения этого вопроса лежит разработка алгоритма структурирования рынка РЭА по группам товаров в соответствии с кодами ТНВЭД и ОКПД (табл.2).
В результате проведенных преобразований мы получили оптимальное (для анализа) количество секторов рынка РЭА, объединяющих однотипные группы товаров и полностью гармонизированных по наименованию продукции с международными классификациями (кодами). Далее проанализируем отечественный рынок РЭА по трем его составляющим (отечественная, экспортируемая и импортируемая РЭА) в соответствии с полученной выше структурой секторов рынка по группам товаров. Результаты анализа структуры и объема рынка РЭА отечественного производства в 2012 году приведены в табл.3 и на рис.2.
Структура и объем рынка экспортируемой и импортируемой РЭА представлены на рис.3 и 4, соответственно.
Обобщенные данные по отечественному рынку РЭА приведены в табл.4 и на рис.5.
Наибольшее количество импортируемой продукции (в процентном соотношении к отечественной продукции) приходится на товарные группы:
машины вычислительные;
связная и звуковоспроизводящая аппаратура;
устройства памяти;
ЭКБ.
РЭА этой номенклатуры отечественная промышленность либо не производит (устройства памяти), либо выпускает в малых количествах, до 20% от потребностей рынка.
Наиболее востребована на отечественном рынке РЭА следующих товарных групп:
машины вычислительные;
связная аппаратура;
радио-, телепередатчики, приемники;
электронная компонентная база;
промышленная РЭА, в том числе медицинская, автомобильная и др.;
трансформаторы, преобразователи.
Наиболее конкурентоспособной отечественной РЭА является продукция следующих товарных групп:
радиолокация;
радионавигация;
радио-, телепередатчики, приемники;
трансформаторы, преобразователи.
* * *
В заключение надо сказать, что Государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы" ставит задачу увеличения к 2025 году доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40% и на мировом до 0,8%, т.е. за эти годы объем производства и реализации продукции отечественного радиоэлектронного комплекса должен возрасти до 40,0 млрд. долл. Для решения этой задачи потребуется не только в три раза увеличить производственные мощности, но и выработать маркетинговую стратегию отрасли, нацеленную на реализацию этой продукции.
Еще раз отметим, что в разных официальных источниках приводятся не коррелирующиеся между собой данные по объему отечественного рынка РЭА, что очень затрудняет его анализ. Выше приведен пример, когда цифры разнятся почти вдвое (данные ФСГС и ТС РФ). Провести качественное рассмотрение рынка РЭА по материалам ФСГС невозможно из-за их недостаточности и недоступности. Но, так как для анализа выполнения Государственной программы развития РЭК объективные данные по отечественному рынку РЭА необходимы, то вопрос организации в стране достоверной и доступной статистической базы данных по производству и потреблению радиоэлектронной аппаратуры остается очень актуальным.
ИСТОЧНИКИ
Таможенная статистика за последние три года, ООО "Бизнес Сервис".
Статистические данные ФГУП "ЦНИИ "Центра".
Электронные версии официальных публикаций Федеральной службы государственной статистики.
Отзывы читателей