Выпуск № 1/2007 :: Компетентное мнение
ЯндексДирект
Дать объявление
круг 12Х18Н10Т 20х13 20х13 лист
12х18х10т 20х13 30х13 40х13 лист круг труба МеталлЭлектроПласт Екатеринбург
Адрес и телефон · www.m-e-p.ru
автоматизация
разработка и запуск систем автоматизации оборудования
e-holding.su
Электротехника Оренбурга
Производство качественной электротехники: ШУОТ-2403М, АВР-Т, НКУ,ТКЕП, ИПТ.
www.energsys.ru
Оборудование из Японии и США
Домостроительное, лесопильное, сушильное, котельное, деревообрабатывающее
www.nozomi.us.com
Ассоциация российских производителей электроники:
реальная виртуальность
Загрузить полную версию статьи в формате .pdf (162 кб) Pdf
В начале декабря прошлого года в Подмосковье состоялась конференция "Развитие российской электроники". В ее рамках произошло примечательное событие – было объявлено о создании Ассоциации российских производителей электроники. Идея ассоциации, которая объединила бы всех участников рынка электроники, давно "носится в воздухе". Уже в течение шести-семи лет о ней говорят в кулуарах различных совещаний и конференций, в том числе – проводимых журналом "ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ". В последние годы о необходимости создания подобной ассоциации стали говорить и открыто. Но вопрос этот не столь прост. С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к одному из последовательных пропагандистов этой идеи, генеральному директору компании "Золотой шар" Петру Аркадьевичу Вернику.
Петр Аркадьевич, почему, несмотря на многочисленные заявления о необходимости создания Ассоциации российской электроники, такое объединение до сих пор не создано?
П.Верник. Важность ассоциации российских производителей изделий электроники – в широком смысле слова, а не только микроэлектроники, – не подлежит сомнению. Однако для создания ассоциации, способной объединить всех производителей электроники в России, необходимо выполнение ряда условий.
В первую очередь, нужен лидер. Им может быть активный, компетентный, харизматичный человек, который пользуется авторитетом как у руководителей предприятий, так и у государственных чиновников. Человек, которому все поверят и за которым пойдут. Такие специалисты в России есть, но они все заняты своим делом. Найдется ли среди них тот, кто отставит свои дела и приложит все силы к решению столь масштабной, воистину государственной задачи? Пока этого не произошло. Обратный вариант – создавать организацию и искать для нее лидера – с моей точки зрения, абсурд.
Другое необходимое условие – это участие в ассоциации некоторой "критической массы" предприятий. Чтобы ассоциация стала жизнеспособной структурой, в ее состав должны войти предприятия, формирующие по меньшей мере 50% российского рынка электроники. Иначе никто на такую организацию просто не обратит внимание. Но под какую задачу можно собрать конкурирующие предприятия? Их можно объединить против общего "врага". В качестве такового можно рассматривать либо зарубежные компании, либо собственное государство (в той мере, в которой оно препятствует или не способствует развитию национальной электроники). Сегодня в России вопрос вытеснения с рынка зарубежных компаний не стоит – им, к сожалению, российские производители противопоставить ничего не могут.
Остаются проблемы государственного влияния на развитие электроники. Они общеизвестны и многократно озвучены – это и таможенное законодательство, и налоговая система, и отсутствие комплекса мер по стимулированию высоких технологий, и проблемы подготовки специалистов, и т.д. Казалось бы, благое дело – консолидировать усилия с целью изменений "правил игры", чтобы всем российским компаниям было проще развиваться в сфере электроники. Именно так и создавались многие известные в мире профессиональные объединения. Но в России все наоборот. Здесь решения, обеспечивающие конкурентные преимущества, принимаются, как правило, в индивидуальном порядке. В стране де-факто все еще нет общих правил игры – соответственно, и менять сообща вроде как нечего. У кого лучше административный ресурс – например, отношения с губернатором, – тот и в выигрыше.
То есть вы утверждаете, что у российских предприятий нет общих проблем, которые следует решать совместными усилиями?
Картина, которую я нарисовал, – она не статична. Ситуация меняется. Общие проблемы у предприятий электроники, безусловно, есть. И решать их зачастую можно только совместно. Именно для этого и нужна Ассоциация. Устоявшаяся же практика решения проблем в индивидуальном порядке говорит только о том, что совершенно недостаточно декларировать общие задачи, чтобы собрать ведущих игроков российского рынка электроники. А без них Ассоциация не станет сколь-нибудь значимой силой. Поэтому и нужен лидер, способный организовать совместное решение сложных проблем.
Кроме того, есть ведь еще одна цель объединения – возможность профессионального общения, некий профессиональный клуб. Но, опять же, для этого необходим лидер, который сможет привлечь действительно ключевых в отечественной электронике персон. И тогда из подобного клуба может вырасти авторитетная организация.
Как вы относитесь к Ассоциации, создаваемой по инициативе Издательского дома "Электроника"?
Очень настороженно. Дело даже не в том, что там не выполняется ни одно из перечисленных условий: нет ни авторитетного для производителей электроники лидера, ни "критической массы" предприятий – т.е. нет того центра кристаллизации, вокруг которого может что-то вырасти. Хуже другое. Можно вспомнить несколько попыток создать разного рода объединения – достопамятный Клуб дистрибьюторов электронных компонентов, Гильдию электроники при Московской Торгово-промышленной палате, Союз российских производителей и разработчиков изделий микроэлектроники и т.п. Кроме немногочисленных участников, о них мало кто помнит и знает. Но в данном случае речь идет о создании глобальной Ассоциации российской электроники. Это – очень важная и нужная задача. Но саму идею очень легко загубить, если неправильно к ней подойти. Подобные некоммерческие объединения поначалу основываются на энтузиазме и доверии. А это – весьма ограниченный ресурс, на несколько попыток его не хватит.
Я, конечно, могу заблуждаться, но у этого проекта я не вижу будущего – дело тут не в целях, а в средствах, в тех, кто его реализует. Но это, подчеркну, мое сугубо личное мнение. Если я увижу, что заблуждался – первым поддержу эту Ассоциацию.
Размышления об Ассоциации
В России уже действует несколько профессиональных объединений в области электроники (и смежных областях). Однако наиболее эффективны, по крайней мере в плане внешней деятельности, два из них – Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) и Некоммерческое партнерство разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ". Создавались эти организации по-разному, но всех их объединяла четкая цель – проведение конкретных законодательных инициатив и решение предельно актуальных для многих ведущих игроков рынка вопросов. В случае АДЭ можно добавить – жизненно важных, поскольку поначалу речь шла о лицензировании телематических услуг (таких, как IP-телефония). Достаточно взглянуть на стартовый состав исполнительного комитета АДЭ и число компаний-членов "РУССОФТ".
К сожалению, других аналогичных примеров в отечественной электронной индустрии нет.
Казалось бы, инициируя создание Ассоциации российских производителей электроники, организаторы преследуют благую цель. Но есть ряд моментов, которые не могут не настораживать.
Первым бросается в глаза разительное несоответствие списка участников конференции (опубликован на сайте www.russianelectronics.ru), посвященной учреждению Ассоциации, и реально присутствовавшей аудитории. Многие руководители c удивлением узнают, что 7–8 декабря они находились под Ступино! Понятно, что списки приглашенных и реальных участников всегда разнятся, но ведь опубликован список УЧАСТНИКОВ. Мы ни в коей мере не хотим принизить авторитет тех уважаемых руководителей предприятий-производителей изделий электроники (например, "Гириконда", "Миландра", "Альтоники", "Фаствела" и др.), которые действительно присутствовали на конференции. Но следует признать – таковых было очень немного.
Кроме того, вызывает некое удивление и название. Почему именно производителей (пусть и в союзе с разработчиками)? Ведь ими перечень субъектов рынка электроники не ограничен. И дело не в названии, а в предполагаемом принципе формирования Ассоциации. В распространяемых документах прямо указано условие членства в Ассоциации: "Наличие не менее 5-летнего опыта разработки и/или производства электроники", а также "Доля доходов от продаж электронной продукции собственной разработки или электронной продукции собственного производства не менее стольких-то процентов от объема продаж компании". И совсем уже странный пункт: "Наличие в штате не менее 10 инженеров (разработчиков или технологов)". То есть путь в Ассоциацию такой известной организации, как ЦНИИ "Электроника", заказан – она не занимается производством/разработкой электронной техники, и десяти инженеров-разработчиков там нет. Комментировать здесь нечего, особенно если учесть, что инициатор действа – Издательский дом, а в публикуемых списках участников оргкомитета действительно производителей (их представителей) – не более 20%. Что же, по логике инициаторов, там делают все остальные?
Кроме того, промышленные ассоциации – это всегда принципиально открытые структуры. Однако организаторы предлагают требовать: "рекомендации не менее двух действительных членов ассоциации. При формировании ассоциации – рекомендации не менее двух участников учредительного собрания из числа разработчиков и/или производителей электроники". То есть нам предлагают некий закрытый клуб. Воображение услужливо рисует вступивших в Ассоциацию представителей "Ангстрема", не дающих рекомендацию представителям "Микрона". Отметим, что членами SIA (Ассоциация полупроводниковой промышленности США) – самой авторитетной профессиональной ассоциации
в области микроэлектроники – являются не только фирмы-производители и разработчики.
Главный же вопрос – поддержат ли такую Ассоциацию предприятия-производители? Ведь среди организаторов они в подавляющем меньшинстве. А без производителей получится не ассоциация, а некий частный клуб, члены которого интересны исключительно друг другу. Здесь нельзя не отметить, что участие в Ассоциации – платное. Для компаний с годовым доходом свыше 300 млн. руб. предусмотрен годовой членский взнос в размере 150 тыс. руб. (а свыше 1,5 млрд. руб – 300 тыс. руб.). Реальных производителей с годовым доходом меньше 300 млн. руб. не бывает – иначе не на что содержать предприятие. Но кто из них согласится заплатить такой взнос и за что?
При этом сама идея создания ассоциации, безусловно, правильная. Ее цели важны для всех участников рынка электроники. То же, что мы видим сейчас, – все-таки кулуарное событие с претензией на всеобщность. И опасность здесь кроется в профанации самой идеи. Мы были бы рады заблуждаться. Ведь тогда можно будет констатировать – в России наконец появилась профессиональная ассоциация в сфере электроники. И цель публикации этих соображений – ни
в коей мере не очернить создаваемую Ассоциацию, а привлечь к обсуждению этой проблемы как можно больше заинтересованных сторон.
И.Шахнович
Содержание Следующая статья:
Новости
Оставить комментарий >
Имя: (обязательно)
E-mail: (не публикуется)
Комментарий:
Введите
контрольный код: Cryptographp PictureReload