Выпуск #5/2016
С.Хохлов
Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2015 году: основные задачи и направления развития на 2016 год
Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2015 году: основные задачи и направления развития на 2016 год
Просмотры: 4103
С.Хохлов, директор департамента радиоэлектронной
промышленности Минпромторга России
На прошедшем 14 апреля 2016 года в ЗАО "МНИТИ" традиционном расширенном совещании руководителей предприятий электронной и радиоэлектронной промышленности (РЭП) с докладом об итогах работы радиоэлектронной отрасли в 2015 году и приоритетных задачах на 2016-й выступил директор департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов.
Итоги деятельности РЭП в 2015 году
В 2015 году предприятия и организации радиоэлектронной промышленности сохранили положительные тенденции развития производства и научно-технической деятельности. Общий объем производства промышленной продукции, произведенной предприятиями и организациями радиоэлектронной промышленности, вырос на 21,9% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2014 годом, в том числе объем выпуска товаров и предоставления услуг промышленными предприятиями увеличился на 32,6%, научными организациями – на 4,4%.
В 2015 году объем выпуска военной продукции РЭП увеличился на 25,9% (в сопоставимых ценах), гражданской продукции – уменьшился на 4%. При этом доля военной продукции в общем объеме выпуска продукции составила 90,6%, доля гражданской продукции – 9,4%.
Выработка на одного работающего в 2015 году по сравнению с 2014-м увеличилась на 20,6% до 2 875 тыс. руб., в том числе в промышленности – увеличение составило на 23,8% (2635,7 тыс. руб.), в научных организациях – 8,6% (3194,9 тыс. руб.).
Численность работников увеличилась на 4,5% и достигла 286 тыс. человек, в том числе в промышленности – 203 262 человека (рост на 5,6%), в науке – 82 724 человека (рост на 1,9%).
Среднемесячная заработная плата увеличилась на 11% до 44,3 тыс. руб., в том числе в промышленности – на 13,1% (38,8 тыс. руб.), в научных организациях – на 8,9% (57,8 тыс. руб.).
Таким образом, наблюдается положительный тренд развития отрасли в части основных финансово-экономических, социальных и технологических параметров. Однако для сохранения такой динамики необходимо искать новые решения и еще большее внимание уделять увеличению доли гражданской продукции (сейчас она составляет около 10%). Для преодоления сложившейся в 2015 году макроэкономической ситуации министерством были предложены действенные механизмы выявления и предотвращения кризисных ситуаций в промышленности. В частности, были созданы оперативный штаб и антикризисная комиссия.
На заседаниях оперативного штаба анализировалось состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса и принимались решения по стабилизации ситуации. Антикризисная комиссия Минпромторга России осуществляла межотраслевой мониторинг.
По результатам заседаний антикризисной комиссии в 2015 году были приняты следующие меры:
1.выданы субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014–2015 годах на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности;
2.введен мораторий на увеличение ставок по ранее выданным кредитам и увеличение стоимости обслуживания банковских гарантий.
Выполнение государственного оборонного заказа
Выполнение предприятиями и организациями отрасли заданий государственного оборонного заказа в 2015 году имело ряд особенностей, обусловленных в первую очередь введением санкций со стороны Украины, стран НАТО и Европейского Союза на поставки комплектующих для образцов вооружения, военной и специальной техники.
Для преодоления данной ситуации по поручению Президента Российской Федерации по приоритетным образцам вооружения, военной и специальной техники совместно с Министерством обороны РФ были разработаны и утверждены планы-графики мероприятий по импортозамещению комплектующих украинского производства и снижению зависимости от поставок продукции иностранного (стран НАТО и Европейского Союза) производства.
Начиная с 2014 года в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 1119, Минпромторг России был наделен полномочиями по государственному регулированию цен на продукцию по государственному оборонному заказу. Фактически при формировании в 2014 году государственного оборонного заказа на 2015 год уже учитывались прогнозные цены, сформированные министерством. В прошлом году эта работа продолжалась.
На основании полученных от государственных заказчиков предложений по 1812 позициям номенклатуры продукции были согласованы и направлены запросы организациям-изготовителям о прогнозных ценах на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика по 873 позициям номенклатуры продукции (запросы по утилизации не направлялись в связи с большим количеством позиций по поставке).
Вместе с тем от предприятий и организаций (изготовителей) были представлены предложения по прогнозным ценам только по 188 позициям, что позволило сформировать 158 заключений о прогнозной цене. По 30 позициям материалы были возвращены как несоответствующие приказу ФСТ от 24 марта 2014 года № 469а. По 151 позиции были получены заключения ФАС России о регистрации цены.
Минпромторг и лицензирование деятельности предприятий РЭП
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу" Минпромторгу России была передана функция по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Данная функция была возложена на департамент радиоэлектронной промышленности Приказом Минпромторга России от 27 февраля 2015 года № 376.
За прошлый год на рассмотрение в департамент поступило от организаций 407 заявлений и комплектов документов о предоставлении (переоформлении) лицензии. По итогам их рассмотрения было подготовлено, подписано и зарегистрировано 274 приказа, в том числе 130 приказов о предоставлении лицензии; 105 приказов о переоформлении лицензии; 39 – об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии. 88 заявлений было возвращено заявителям. Проведено четыре внеплановые выездные проверки соискателей лицензии.
Основные недостатки, выявленные при рассмотрении документов, поступивших от соискателей лицензий и лицензиатов, следующие:
1.отсутствие по месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимого технологического и испытательного оборудования, соответствующего установленным требованиям;
2.отсутствие необходимой технической документации, соответствующей установленным требованиям;
3.предоставление соискателями лицензии (лицензиатами) искаженных сведений в номенклатуре вооружения и военной техники в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения, документах о наличии технологического и испытательного оборудования.
Закон о гособоронзаказе
в новой редакции
Новая редакция Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (№ 275 от 29 декабря 2012 года) – ключевой инструмент регулирования процесса формирования, размещения и обеспечения выполнения государственного оборонного заказа. Закон в новой редакции направлен на решение ряда отраслевых проблем, связанных с повышением эффективности расходования бюджетных средств, которые выделяются государством на обеспечение обороны и безопасности и совершенствование механизма регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу.
Закон определяет особенности размещения государственного оборонного заказа, которые предусматривают предоставление права государственному заказчику при соответствующих условиях не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта.
На протяжении 2015 года предприятия радиоэлектронной промышленности испытывали затруднения в реализации отдельных положений Закона, а именно:
1.отсутствие гибкого механизма корректировки стоимости государственного оборонного заказа в зависимости от темпов инфляции;
2.отказ поставщиков открывать отдельные расчетные счета (спецсчета), отсутствие механизмов компенсации заделов и созданных запасов, а также оплаты готовой продукции, созданной заблаговременно;
3.замораживание прибыли до момента исполнения государственного контракта, в том числе невозможность использования головным исполнителем прибыли при выполнении НИОКР.
Большая часть негативных явлений, связанных с реализацией положений Закона, обусловлена недостаточно отработанным механизмом реализации. По проблемным вопросам, возникающим при организации работ с использованием отдельных расчетных счетов по государственному оборонному заказу, в ЦНИИ "Электроника" можно будет получить консультации.
Еще один важный момент в части формирования и выполнения государственного оборонного заказа – введение института генерального конструктора в целях реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования вооружения, военной и специальной техники. Полномочия генерального конструктора определены Указом Президента Российской Федерации.
Полномочиями генерального конструктора от отрасли наделены: Юрий Иванович Маевский по проекту "Системы радиоэлектронной борьбы", Павел Алексеевич Созинов по проекту "Система воздушно-космической обороны Российской Федерации", Григорий Иосифович Элькин по проекту "Автоматизированные системы управления и связи Вооруженных Сил Российской Федерации".
Комплексная система
управления качеством ЭКБ
Одна из важнейших задач в области выполнения государственного оборонного заказа – управление номенклатурой изделий электронной компонентной базы. С 2008 года разработка номенклатуры отечественной ЭКБ осуществляется в рамках подпрограммы "Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники" (далее – Подпрограмма) Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы" (это был первый шаг в направлении управления номенклатурой ЭКБ).
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации основных функций и задач Минпромторга России и Минобороны при планировании развития, производстве и применении ЭКБ в обеспечение разработки, модернизации, эксплуатации и ремонта ВВТ, утвержденного заместителем министра обороны Российской Федерации и заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации от 13 декабря 2013 года, создана комплексная система управления качеством электронной компонентной базы для радиоэлектронной аппаратуры военного, специального и двойного назначения.
В систему управления качеством входят пять подсистем:
1.формирования номенклатуры ЭКБ отечественного производства и производства предприятий СНГ, предназначенной для применения при разработке, производстве (модернизации), эксплуатации образцов вооружения и их составных частей;
2.мониторинга (с участием уполномоченных структур федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков ВВСТ) состояния качества применяемой ЭКБ на различных стадиях их жизненного цикла, включая организацию и проведение исследований изделий в независимых центрах испытаний;
3.оценки результативности и эффективности проведения предприятиями работ по повышению качества продукции на основе создания (поддержания и развития) системы менеджмента качества и проведения работ по объективной оценке ее функционирования в рамках сертификационной деятельности;
4.совершенствования и развития системы стандартизации электронной компонентной базы в условиях создания новых производств, принятия современной нормативно-правовой базы;
5.оценки, повышения качества и совершенствования порядка и выполнения условий применения ЭКБ иностранного производства.
В обеспечение функционирования указанной системы разработан и внедрен ряд нормативных документов, в том числе:
1.Положение о перечне электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники РЭК 05.001-2015 (утверждено Министром промышленности и торговли Российской Федерации от 24 марта 2015 года и введено в действие Протоколом заседания коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 7);
2.Положение о порядке применения электронной компонентной базы иностранного производства в обеспечение разработки, модернизации и производства образцов вооружения, военной и специальной техники. Основные положения РЭК 05.002-2015 (утверждено министром промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июня 2015 года и введено в действие Протоколом заседания коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2015 года № 8).
Практическая апробация и внедрение указанных положений в части оценки эффективности и совершенствования систем менеджмента качества предприятий разработчиков, изготовителей и поставщиков ЭКБ осуществляются в рамках Системы добровольной сертификации "Электронсерт" (зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии рег. № РОСС.RU.B1169.04 ЖНБО от 21.02.2014).
Итоги выполнения ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы"
Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы" (ФЦП ЭКБ) – это основа реализации государственной политики по развитию радиоэлектронной промышленности в гражданском сегменте. Цель программы – развитие научно-технического и производственного базиса по разработке и производству конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
За период с 2008 по 2015 годы объем выручки отрасли вырос в общей сложности в 4,5 раза. Производительность труда за указанный период увеличилась втрое, что и заложило основу для значительного роста выручки. Чистая прибыль организаций отрасли увеличилась в 3,5 раза.
Реализация ФЦП ЭКБ улучшила общую ситуацию с накопленным технологическим отставанием в отрасли и техническим состоянием отечественных производств: удалось увеличить уровень загрузки производства (с 46,8 до 68,8%), остановить общий процесс устаревания основных фондов организаций, повысить наукоемкость производства инновационной продукции (с 61 до 74,9%).
Общий объем финансирования превысил 172 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 102 752,5207 млн. руб., из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выделено 61 861,2257 млн. руб., на капитальные вложения направлено 40 891,295 млн. руб.; за счет средств внебюджетных источников – 69 350,8386 млн. руб., в том числе на НИОКР – 31 856,5436 млн. руб., на капитальные вложения – 37 494,295 млн. руб.
Что касается установленных в программе целевых показателей (индикаторов), то практически все они были успешно достигнуты. Тем не менее, на текущий момент не удалось в полной мере обеспечить целевые значения индикатора "Достигаемый технологический уровень электроники" (0,045 мкм) и показателей "Количество объектов реконструкции и технического перевооружения производств для создания базовых центров системного проектирования в организациях Минпромторга России", "Количество объектов реконструкции и технического перевооружения радиоэлектронных производств в организациях Минпромторга России".
Наиболее критическая ситуация сложилась с невыполненными обязательствами по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства – из планируемых по программе 138 объектов недостроены 35. Основных причин две. Первая обусловлена введением санкций на поставки в Россию передовых технологий и производственного оборудования; существенным ростом цен на дорогостоящее импортное оборудование, услуги и технологии, связанным со снижением курса национальной валюты, а вторая – повышением стоимости привлечения заемных средств.
Научно-технические программы Союзного государства
Развитие научно-технического задела в электронной и радиоэлектронной промышленности предусмотрено также программами Союзного государства. В период с 2010 по 2015 годы на предприятиях радиоэлектронной промышленности России и Беларуси были реализованы четыре научно-технические программы Союзного государства.
В настоящее время российскими и белорусскими предприятиями радиоэлектронной отрасли выполняется программа "Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах – участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения" (шифр "Союзный тепловизор"). Сроки выполнения работы – 2013–2016 годы.
На финансирование программ Союзного государства предусмотрено 6,9 млрд. руб., из них 4,5 млрд. руб. составят средства Российской Федерации и 2,4 млрд. руб. – Республики Беларусь.
С 2016–2017 годов в сфере радиоэлектронной промышленности планируются к выполнению пять научно-технических программ Союзного государства, которые сейчас проходят процесс согласования.
Поддержка сегмента продукции гражданского назначения
Основой для реализации государственной политики в сфере развития радиоэлектронной промышленности в гражданском сегменте является Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы". Сегодня пришло время использовать накопленный за годы реализации ФЦП научно-технический потенциал для выхода в сегмент продукции гражданского назначения.
Для эффективного внедрения инноваций в производство такой продукции был принят Федеральный закон № 463-ФЗ "О внесении изменений в ст. 251 и 270 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации" (от 29 декабря 2014 года). Документом предусмотрено освобождение предприятий от налоговой нагрузки, возникающей в результате внесения в уставный капитал хозяйствующих субъектов исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства или ноу-хау).
На официальном сайте Минпромторга России опубликован перечень результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые ведомство готово безвозмездно передать промышленности для внедрения в производство в порядке, установленном законодательством. Размещена и будет регулярно обновляться информация о примерно 1 100 РИД. На данный момент в сфере радиоэлектронной промышленности доступно 255 патентов для передачи отраслевым предприятиям, однако их активность недостаточно высокая.
В отношении исключительных прав на созданные в рамках государственных контрактов РИД, принадлежащих Российской Федерации в лице Минпромторга России, было принято следующее решение: приоритет передачи прав на неиспользуемые результаты интеллектуальной деятельности получат компании, которые участвовали в их создании в рамках государственных контрактов. Тем не менее, если они в течение шести месяцев не изъявили желания забрать созданные результаты интеллектуальной деятельности, Минпромторг России вправе передать их по договору о предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии третьим лицам в порядке, установленном законодательством.
Микроэлектроника – ключевое производственно-технологическое направление
В связи со стратегической важностью сегмента продукции гражданского назначения на протяжении 2015 года велась подготовительная работа по детальному анализу внутреннего рынка изделий микроэлектроники с учетом импортируемых изделий и изделий отечественного производства, проблемных зон и потенциальных возможностей развития, а также достигнутого уровня технологического процесса, перспектив перехода на современные технологические нормы, производственных возможностей предприятий отрасли.
29 сентября 2015 года Президент Российской Федерации провел совещание, посвященное проблемам развития рынка микроэлектроники, на котором были рассмотрены вопросы формирования государственного спроса на изделия отечественных производителей, вопросы по переходу отечественных микроэлектронных фабрик на топологический уровень 45 нм и менее, а также возможности формирования на федеральном уровне субсидиарных мер поддержки развития отечественной микроэлектроники.
В рамках подготовки совещания был проведен многоступенчатый детальный анализ спроса (текущих и отложенных потребностей) на изделия микроэлектронной индустрии со стороны федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и других заинтересованных организаций и учреждений. По итогам совещания был сформирован план гарантированных закупок федеральными органами исполнительной власти изделий микроэлектронной промышленности на среднесрочную перспективу.
В рамках замещения изделий микроэлектроники разработаны и могут применяться микросхемы в электронных документах нового поколения, при маркировке различных групп товаров RFID-метками. В текущем году планируется применение платежных карт для национальной платежной системы "Мир" на базе российского микроконтроллера.
Президент Российской Федерации поддержал предложения по проектам, направленным на модернизацию действующих микроэлектронных производств.
В 2016 году будет реализована разработанная министерством новая мера точечной государственной поддержки. Речь идет о субсидии российским организациям на компенсацию потерь доходов, возникших в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт.
Замещение импорта в радиоэлектронной промышленности
Форсированная реализация регламентированной политики, направленной на снижение зависимости отечественной промышленности от импортных решений и технологий, началась в прошлом году. План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации (далее – План) утвержден приказом Минпромторга России 31 марта 2015 года № 662.
Осенью была выполнена детальная экспертиза проектов Плана в трех направлениях: технико-экономическая готовность организаций отрасли к реализации проектов; спрос на данную продукцию; стратегическая значимость для государства.
Отраслевой план по импортозамещению тесно связан с механизмами регулирования. В настоящее время сформирован набор разнообразных инструментов государтсвенной поддержки импортозамещения, состоящий из субсидий (государственная программа), льготного кредитования, в первую очередь в предпроизводственной стадии проектов (фонд развития промышленности), преференций при государственных закупках (критерии отнесения промышленной продукции к товару, произведенному на территории Российской Федерации).
Текущая редакция Плана содержит 173 проекта, которые структурированы по четырем основным технологическим направлениям: телекоммуникационное оборудование (61 проект); вычислительная техника (71 проект); специальное технологическое оборудование (33 проекта); системы интеллектуального управления (8 проектов).
Указанные технологические направления отраслевого Плана согласуются с приоритетными направлениями развития радиоэлектронной промышленности, определенными в проекте государственной программы.
Согласно Плану, в 2015 году необходимо было приступить к реализации 30 проектов. Как показал мониторинг исполнения проектов по технологическим направлениям, предусмотренным Планом, по состоянию на конец прошлого года, по графику реализуются 22 проекта. При этом реализация 13 проектов Плана начата в прошлом году с опережением намеченных сроков за счет собственных и заемных средств организаций.
Таким образом, сегодня 16 организаций отрасли реализуют 35 проектов, в том числе 17 проектов по направлению телекоммуникационного оборудования, 13 проектов – по вычислительной технике, два – по специальному технологическому оборудованию и три проекта предусматривают создание систем интеллектуального управления. Кроме того, стоит отметить, что работы над ними ведутся по графику.
При реализации отраслевого Плана предусмотрено привлечение бюджетных и внебюджетных средств. Финансирование проектов будет осуществляться из трех источников: федеральный бюджет в рамках Госпрограммы; Фонд развития промышленности, собственные и заемные средства организаций.
Общий объем требуемого финансирования на период до 2025 года превышает 122 млрд. руб., в том числе собственные средства составляют 20 млрд. руб.; заемные – 52 млрд. руб.; бюджетные – 50 млрд. руб.
По состоянию на 31 декабря 2015 года объем фактически понесенных затрат при реализации проектов составляет 17 млрд. руб., из них 14,3 млрд. руб. – собственные средства и 2,7 млрд. руб. заемные.
Закон о промышленной политике
Одной из приоритетных мер нормативно-правового регулирования является механизм присвоения статуса продукции российского производства.
Постановление Правительства РФ № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" развивает положения Закона о промышленной политике, которым вводится понятие промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России. В соответствии с законом такая продукция должна отвечать критериям, определенным Правительством России, и не может быть заменена на продукцию, произведенную на территории Российской Федерации и имеющую схожие технические и эксплуатационные характеристики, позволяющие ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой. Постановление определяет правила сравнения российских и импортных товаров на предмет их аналогичности.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск товаров (за исключением определенных товаров), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства. Исключения составляют случаи, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
Продукция признается произведенной на территории Российской Федерации в случаях:
1.создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации;
2.соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719;
3.подтверждения Российской Федерации как страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств.
Все руководители предприятий отрасли должны активно участвовать в создании и продвижении отечественной продукции гражданского назначения и разработке нормативной базы государственной поддержки.
Государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы"
Госпрограмма как основополагающий документ, определяющий направления развития радиоэлектронной отрасли, предусматривает освоение новых рынков продукции и масштабное замещение импортных решений и технологий.
Основные задачи:
1.разработка и организация производства конкурентоспособной серийной продукции;
2.завоевание сегментов продукции гражданского назначения на внутреннем и зарубежных рынках.
Как неоднократно отмечалось, в основу проекта новой редакции Госпрограммы заложен принцип проектного подхода, при котором обязательным условием финансирования комплексного проекта со стороны государства является налаживание серийного выпуска продукции.
Для оказания государственной поддержки реализации комплексных проектов в рамках Госпрограммы в 2015 году был предложен вариант предоставления субсидий, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 109 и № 110 о правилах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, реализующим комплексные проекты в рамках Госпрограммы.
Субсидия, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации № 109, направлена на возмещение затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по формированию совокупности новых результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки и техники, критических и прорывных технологий, освоение и реализация которых способствуют организации серийного выпуска радиоэлектронной аппаратуры, комплексов и систем по соответствующим подпрограммам Госпрограммы.
Еще одна субсидия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 110, направлена на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на создание, расширение и модернизацию технологической и производственной базы в рамках реализации комплексного проекта по подпрограммам Госпрограммы. Ключевая особенность данного вида поддержки организаций заключается в том, что организация – головной исполнитель – обязуется обеспечить серийный выпуск конечной продукции в указанных в договоре объемах. Таким образом, развитие инфраструктуры отрасли осуществляется в сочетании с реализацией государственной политики масштабного импортозамещения.
Экспертный совет по проведению научно-технической оценки комплексных проектов
Для участия в Госпрограмме предприятия должны представить свои проекты на конкурс, в рамках которого отбираются проекты по приоритетным направлениям подпрограммы. Оценка и отбор проектов осуществляются в два этапа. Первый – научно-техническая экспертиза проектов, которая осуществляется Экспертным советом (предварительно проводится научно-техническая оценка проектов рабочими группами экспертов). На втором этапе конкурсная комиссия по ряду критериев оценивает проекты, прошедшие первый этап.
Основным документом для работы конкурсной комиссии и Экспертного совета служит бизнес-план комплексного проекта, который должен содержать расчеты и обоснования всех требуемых технико-экономических показателей проекта.
В целях обеспечения объективной и квалифицированной оценки поступающих заявок на реализацию комплексных проектов Госпрограммы в Экспертный совет включены четыре рабочие группы (по одной на каждую подпрограмму). В состав рабочих групп войдут ведущие отраслевые эксперты по каждому приоритетному направлению.
К задачам Экспертного совета относятся рассмотрение представленных организациями бизнес-планов по комплексным проектам; подготовка заключений по каждому комплексному проекту; содействие в обеспечении и контроль соответствия целей, задач, показателей (индикаторов), мероприятий и комплексных проектов.
Запланировано проведение в АО "ЦНИИ "Электроника" совместно с ведущими экспертами высокотехнологичных отраслей промышленности семинаров для руководителей организаций радиоэлектронной промышленности с целью выработки единых подходов к порядку участия организаций в реализации государственной политики развития радиоэлектронной промышленности.
Задачи на 2016 год
В рамках расширенного совещания руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности первоочередными задачами на 2016 год предлагаю считать следующие:
1.обеспечение безусловного завершения в 2016 году мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы;
2.освоение рынков гражданской продукции с учетом новых инструментов отраслевого развития, включая государственную программу "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы";
1.выполнение заданий государственного оборонного заказа с учетом положений 275-ФЗ и планов по импортозамещению компонентов иностранного производства в образцах вооружения, военной и специальной техники;
2.разработка и производство необходимой номенклатуры отечественной электронной компонентной базы для образцов вооружения, военной и специальной техники.
промышленности Минпромторга России
На прошедшем 14 апреля 2016 года в ЗАО "МНИТИ" традиционном расширенном совещании руководителей предприятий электронной и радиоэлектронной промышленности (РЭП) с докладом об итогах работы радиоэлектронной отрасли в 2015 году и приоритетных задачах на 2016-й выступил директор департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов.
Итоги деятельности РЭП в 2015 году
В 2015 году предприятия и организации радиоэлектронной промышленности сохранили положительные тенденции развития производства и научно-технической деятельности. Общий объем производства промышленной продукции, произведенной предприятиями и организациями радиоэлектронной промышленности, вырос на 21,9% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2014 годом, в том числе объем выпуска товаров и предоставления услуг промышленными предприятиями увеличился на 32,6%, научными организациями – на 4,4%.
В 2015 году объем выпуска военной продукции РЭП увеличился на 25,9% (в сопоставимых ценах), гражданской продукции – уменьшился на 4%. При этом доля военной продукции в общем объеме выпуска продукции составила 90,6%, доля гражданской продукции – 9,4%.
Выработка на одного работающего в 2015 году по сравнению с 2014-м увеличилась на 20,6% до 2 875 тыс. руб., в том числе в промышленности – увеличение составило на 23,8% (2635,7 тыс. руб.), в научных организациях – 8,6% (3194,9 тыс. руб.).
Численность работников увеличилась на 4,5% и достигла 286 тыс. человек, в том числе в промышленности – 203 262 человека (рост на 5,6%), в науке – 82 724 человека (рост на 1,9%).
Среднемесячная заработная плата увеличилась на 11% до 44,3 тыс. руб., в том числе в промышленности – на 13,1% (38,8 тыс. руб.), в научных организациях – на 8,9% (57,8 тыс. руб.).
Таким образом, наблюдается положительный тренд развития отрасли в части основных финансово-экономических, социальных и технологических параметров. Однако для сохранения такой динамики необходимо искать новые решения и еще большее внимание уделять увеличению доли гражданской продукции (сейчас она составляет около 10%). Для преодоления сложившейся в 2015 году макроэкономической ситуации министерством были предложены действенные механизмы выявления и предотвращения кризисных ситуаций в промышленности. В частности, были созданы оперативный штаб и антикризисная комиссия.
На заседаниях оперативного штаба анализировалось состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса и принимались решения по стабилизации ситуации. Антикризисная комиссия Минпромторга России осуществляла межотраслевой мониторинг.
По результатам заседаний антикризисной комиссии в 2015 году были приняты следующие меры:
1.выданы субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014–2015 годах на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности;
2.введен мораторий на увеличение ставок по ранее выданным кредитам и увеличение стоимости обслуживания банковских гарантий.
Выполнение государственного оборонного заказа
Выполнение предприятиями и организациями отрасли заданий государственного оборонного заказа в 2015 году имело ряд особенностей, обусловленных в первую очередь введением санкций со стороны Украины, стран НАТО и Европейского Союза на поставки комплектующих для образцов вооружения, военной и специальной техники.
Для преодоления данной ситуации по поручению Президента Российской Федерации по приоритетным образцам вооружения, военной и специальной техники совместно с Министерством обороны РФ были разработаны и утверждены планы-графики мероприятий по импортозамещению комплектующих украинского производства и снижению зависимости от поставок продукции иностранного (стран НАТО и Европейского Союза) производства.
Начиная с 2014 года в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 1119, Минпромторг России был наделен полномочиями по государственному регулированию цен на продукцию по государственному оборонному заказу. Фактически при формировании в 2014 году государственного оборонного заказа на 2015 год уже учитывались прогнозные цены, сформированные министерством. В прошлом году эта работа продолжалась.
На основании полученных от государственных заказчиков предложений по 1812 позициям номенклатуры продукции были согласованы и направлены запросы организациям-изготовителям о прогнозных ценах на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика по 873 позициям номенклатуры продукции (запросы по утилизации не направлялись в связи с большим количеством позиций по поставке).
Вместе с тем от предприятий и организаций (изготовителей) были представлены предложения по прогнозным ценам только по 188 позициям, что позволило сформировать 158 заключений о прогнозной цене. По 30 позициям материалы были возвращены как несоответствующие приказу ФСТ от 24 марта 2014 года № 469а. По 151 позиции были получены заключения ФАС России о регистрации цены.
Минпромторг и лицензирование деятельности предприятий РЭП
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу" Минпромторгу России была передана функция по лицензированию деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Данная функция была возложена на департамент радиоэлектронной промышленности Приказом Минпромторга России от 27 февраля 2015 года № 376.
За прошлый год на рассмотрение в департамент поступило от организаций 407 заявлений и комплектов документов о предоставлении (переоформлении) лицензии. По итогам их рассмотрения было подготовлено, подписано и зарегистрировано 274 приказа, в том числе 130 приказов о предоставлении лицензии; 105 приказов о переоформлении лицензии; 39 – об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии. 88 заявлений было возвращено заявителям. Проведено четыре внеплановые выездные проверки соискателей лицензии.
Основные недостатки, выявленные при рассмотрении документов, поступивших от соискателей лицензий и лицензиатов, следующие:
1.отсутствие по месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимого технологического и испытательного оборудования, соответствующего установленным требованиям;
2.отсутствие необходимой технической документации, соответствующей установленным требованиям;
3.предоставление соискателями лицензии (лицензиатами) искаженных сведений в номенклатуре вооружения и военной техники в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения, документах о наличии технологического и испытательного оборудования.
Закон о гособоронзаказе
в новой редакции
Новая редакция Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (№ 275 от 29 декабря 2012 года) – ключевой инструмент регулирования процесса формирования, размещения и обеспечения выполнения государственного оборонного заказа. Закон в новой редакции направлен на решение ряда отраслевых проблем, связанных с повышением эффективности расходования бюджетных средств, которые выделяются государством на обеспечение обороны и безопасности и совершенствование механизма регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу.
Закон определяет особенности размещения государственного оборонного заказа, которые предусматривают предоставление права государственному заказчику при соответствующих условиях не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта.
На протяжении 2015 года предприятия радиоэлектронной промышленности испытывали затруднения в реализации отдельных положений Закона, а именно:
1.отсутствие гибкого механизма корректировки стоимости государственного оборонного заказа в зависимости от темпов инфляции;
2.отказ поставщиков открывать отдельные расчетные счета (спецсчета), отсутствие механизмов компенсации заделов и созданных запасов, а также оплаты готовой продукции, созданной заблаговременно;
3.замораживание прибыли до момента исполнения государственного контракта, в том числе невозможность использования головным исполнителем прибыли при выполнении НИОКР.
Большая часть негативных явлений, связанных с реализацией положений Закона, обусловлена недостаточно отработанным механизмом реализации. По проблемным вопросам, возникающим при организации работ с использованием отдельных расчетных счетов по государственному оборонному заказу, в ЦНИИ "Электроника" можно будет получить консультации.
Еще один важный момент в части формирования и выполнения государственного оборонного заказа – введение института генерального конструктора в целях реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования вооружения, военной и специальной техники. Полномочия генерального конструктора определены Указом Президента Российской Федерации.
Полномочиями генерального конструктора от отрасли наделены: Юрий Иванович Маевский по проекту "Системы радиоэлектронной борьбы", Павел Алексеевич Созинов по проекту "Система воздушно-космической обороны Российской Федерации", Григорий Иосифович Элькин по проекту "Автоматизированные системы управления и связи Вооруженных Сил Российской Федерации".
Комплексная система
управления качеством ЭКБ
Одна из важнейших задач в области выполнения государственного оборонного заказа – управление номенклатурой изделий электронной компонентной базы. С 2008 года разработка номенклатуры отечественной ЭКБ осуществляется в рамках подпрограммы "Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники" (далее – Подпрограмма) Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы" (это был первый шаг в направлении управления номенклатурой ЭКБ).
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации основных функций и задач Минпромторга России и Минобороны при планировании развития, производстве и применении ЭКБ в обеспечение разработки, модернизации, эксплуатации и ремонта ВВТ, утвержденного заместителем министра обороны Российской Федерации и заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации от 13 декабря 2013 года, создана комплексная система управления качеством электронной компонентной базы для радиоэлектронной аппаратуры военного, специального и двойного назначения.
В систему управления качеством входят пять подсистем:
1.формирования номенклатуры ЭКБ отечественного производства и производства предприятий СНГ, предназначенной для применения при разработке, производстве (модернизации), эксплуатации образцов вооружения и их составных частей;
2.мониторинга (с участием уполномоченных структур федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков ВВСТ) состояния качества применяемой ЭКБ на различных стадиях их жизненного цикла, включая организацию и проведение исследований изделий в независимых центрах испытаний;
3.оценки результативности и эффективности проведения предприятиями работ по повышению качества продукции на основе создания (поддержания и развития) системы менеджмента качества и проведения работ по объективной оценке ее функционирования в рамках сертификационной деятельности;
4.совершенствования и развития системы стандартизации электронной компонентной базы в условиях создания новых производств, принятия современной нормативно-правовой базы;
5.оценки, повышения качества и совершенствования порядка и выполнения условий применения ЭКБ иностранного производства.
В обеспечение функционирования указанной системы разработан и внедрен ряд нормативных документов, в том числе:
1.Положение о перечне электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники РЭК 05.001-2015 (утверждено Министром промышленности и торговли Российской Федерации от 24 марта 2015 года и введено в действие Протоколом заседания коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 7);
2.Положение о порядке применения электронной компонентной базы иностранного производства в обеспечение разработки, модернизации и производства образцов вооружения, военной и специальной техники. Основные положения РЭК 05.002-2015 (утверждено министром промышленности и торговли Российской Федерации от 2 июня 2015 года и введено в действие Протоколом заседания коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2015 года № 8).
Практическая апробация и внедрение указанных положений в части оценки эффективности и совершенствования систем менеджмента качества предприятий разработчиков, изготовителей и поставщиков ЭКБ осуществляются в рамках Системы добровольной сертификации "Электронсерт" (зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии рег. № РОСС.RU.B1169.04 ЖНБО от 21.02.2014).
Итоги выполнения ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы"
Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы" (ФЦП ЭКБ) – это основа реализации государственной политики по развитию радиоэлектронной промышленности в гражданском сегменте. Цель программы – развитие научно-технического и производственного базиса по разработке и производству конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
За период с 2008 по 2015 годы объем выручки отрасли вырос в общей сложности в 4,5 раза. Производительность труда за указанный период увеличилась втрое, что и заложило основу для значительного роста выручки. Чистая прибыль организаций отрасли увеличилась в 3,5 раза.
Реализация ФЦП ЭКБ улучшила общую ситуацию с накопленным технологическим отставанием в отрасли и техническим состоянием отечественных производств: удалось увеличить уровень загрузки производства (с 46,8 до 68,8%), остановить общий процесс устаревания основных фондов организаций, повысить наукоемкость производства инновационной продукции (с 61 до 74,9%).
Общий объем финансирования превысил 172 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 102 752,5207 млн. руб., из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выделено 61 861,2257 млн. руб., на капитальные вложения направлено 40 891,295 млн. руб.; за счет средств внебюджетных источников – 69 350,8386 млн. руб., в том числе на НИОКР – 31 856,5436 млн. руб., на капитальные вложения – 37 494,295 млн. руб.
Что касается установленных в программе целевых показателей (индикаторов), то практически все они были успешно достигнуты. Тем не менее, на текущий момент не удалось в полной мере обеспечить целевые значения индикатора "Достигаемый технологический уровень электроники" (0,045 мкм) и показателей "Количество объектов реконструкции и технического перевооружения производств для создания базовых центров системного проектирования в организациях Минпромторга России", "Количество объектов реконструкции и технического перевооружения радиоэлектронных производств в организациях Минпромторга России".
Наиболее критическая ситуация сложилась с невыполненными обязательствами по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства – из планируемых по программе 138 объектов недостроены 35. Основных причин две. Первая обусловлена введением санкций на поставки в Россию передовых технологий и производственного оборудования; существенным ростом цен на дорогостоящее импортное оборудование, услуги и технологии, связанным со снижением курса национальной валюты, а вторая – повышением стоимости привлечения заемных средств.
Научно-технические программы Союзного государства
Развитие научно-технического задела в электронной и радиоэлектронной промышленности предусмотрено также программами Союзного государства. В период с 2010 по 2015 годы на предприятиях радиоэлектронной промышленности России и Беларуси были реализованы четыре научно-технические программы Союзного государства.
В настоящее время российскими и белорусскими предприятиями радиоэлектронной отрасли выполняется программа "Разработка современной и перспективной технологии создания в государствах – участниках Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения" (шифр "Союзный тепловизор"). Сроки выполнения работы – 2013–2016 годы.
На финансирование программ Союзного государства предусмотрено 6,9 млрд. руб., из них 4,5 млрд. руб. составят средства Российской Федерации и 2,4 млрд. руб. – Республики Беларусь.
С 2016–2017 годов в сфере радиоэлектронной промышленности планируются к выполнению пять научно-технических программ Союзного государства, которые сейчас проходят процесс согласования.
Поддержка сегмента продукции гражданского назначения
Основой для реализации государственной политики в сфере развития радиоэлектронной промышленности в гражданском сегменте является Федеральная целевая программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы". Сегодня пришло время использовать накопленный за годы реализации ФЦП научно-технический потенциал для выхода в сегмент продукции гражданского назначения.
Для эффективного внедрения инноваций в производство такой продукции был принят Федеральный закон № 463-ФЗ "О внесении изменений в ст. 251 и 270 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации" (от 29 декабря 2014 года). Документом предусмотрено освобождение предприятий от налоговой нагрузки, возникающей в результате внесения в уставный капитал хозяйствующих субъектов исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства или ноу-хау).
На официальном сайте Минпромторга России опубликован перечень результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые ведомство готово безвозмездно передать промышленности для внедрения в производство в порядке, установленном законодательством. Размещена и будет регулярно обновляться информация о примерно 1 100 РИД. На данный момент в сфере радиоэлектронной промышленности доступно 255 патентов для передачи отраслевым предприятиям, однако их активность недостаточно высокая.
В отношении исключительных прав на созданные в рамках государственных контрактов РИД, принадлежащих Российской Федерации в лице Минпромторга России, было принято следующее решение: приоритет передачи прав на неиспользуемые результаты интеллектуальной деятельности получат компании, которые участвовали в их создании в рамках государственных контрактов. Тем не менее, если они в течение шести месяцев не изъявили желания забрать созданные результаты интеллектуальной деятельности, Минпромторг России вправе передать их по договору о предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии третьим лицам в порядке, установленном законодательством.
Микроэлектроника – ключевое производственно-технологическое направление
В связи со стратегической важностью сегмента продукции гражданского назначения на протяжении 2015 года велась подготовительная работа по детальному анализу внутреннего рынка изделий микроэлектроники с учетом импортируемых изделий и изделий отечественного производства, проблемных зон и потенциальных возможностей развития, а также достигнутого уровня технологического процесса, перспектив перехода на современные технологические нормы, производственных возможностей предприятий отрасли.
29 сентября 2015 года Президент Российской Федерации провел совещание, посвященное проблемам развития рынка микроэлектроники, на котором были рассмотрены вопросы формирования государственного спроса на изделия отечественных производителей, вопросы по переходу отечественных микроэлектронных фабрик на топологический уровень 45 нм и менее, а также возможности формирования на федеральном уровне субсидиарных мер поддержки развития отечественной микроэлектроники.
В рамках подготовки совещания был проведен многоступенчатый детальный анализ спроса (текущих и отложенных потребностей) на изделия микроэлектронной индустрии со стороны федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и других заинтересованных организаций и учреждений. По итогам совещания был сформирован план гарантированных закупок федеральными органами исполнительной власти изделий микроэлектронной промышленности на среднесрочную перспективу.
В рамках замещения изделий микроэлектроники разработаны и могут применяться микросхемы в электронных документах нового поколения, при маркировке различных групп товаров RFID-метками. В текущем году планируется применение платежных карт для национальной платежной системы "Мир" на базе российского микроконтроллера.
Президент Российской Федерации поддержал предложения по проектам, направленным на модернизацию действующих микроэлектронных производств.
В 2016 году будет реализована разработанная министерством новая мера точечной государственной поддержки. Речь идет о субсидии российским организациям на компенсацию потерь доходов, возникших в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт.
Замещение импорта в радиоэлектронной промышленности
Форсированная реализация регламентированной политики, направленной на снижение зависимости отечественной промышленности от импортных решений и технологий, началась в прошлом году. План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации (далее – План) утвержден приказом Минпромторга России 31 марта 2015 года № 662.
Осенью была выполнена детальная экспертиза проектов Плана в трех направлениях: технико-экономическая готовность организаций отрасли к реализации проектов; спрос на данную продукцию; стратегическая значимость для государства.
Отраслевой план по импортозамещению тесно связан с механизмами регулирования. В настоящее время сформирован набор разнообразных инструментов государтсвенной поддержки импортозамещения, состоящий из субсидий (государственная программа), льготного кредитования, в первую очередь в предпроизводственной стадии проектов (фонд развития промышленности), преференций при государственных закупках (критерии отнесения промышленной продукции к товару, произведенному на территории Российской Федерации).
Текущая редакция Плана содержит 173 проекта, которые структурированы по четырем основным технологическим направлениям: телекоммуникационное оборудование (61 проект); вычислительная техника (71 проект); специальное технологическое оборудование (33 проекта); системы интеллектуального управления (8 проектов).
Указанные технологические направления отраслевого Плана согласуются с приоритетными направлениями развития радиоэлектронной промышленности, определенными в проекте государственной программы.
Согласно Плану, в 2015 году необходимо было приступить к реализации 30 проектов. Как показал мониторинг исполнения проектов по технологическим направлениям, предусмотренным Планом, по состоянию на конец прошлого года, по графику реализуются 22 проекта. При этом реализация 13 проектов Плана начата в прошлом году с опережением намеченных сроков за счет собственных и заемных средств организаций.
Таким образом, сегодня 16 организаций отрасли реализуют 35 проектов, в том числе 17 проектов по направлению телекоммуникационного оборудования, 13 проектов – по вычислительной технике, два – по специальному технологическому оборудованию и три проекта предусматривают создание систем интеллектуального управления. Кроме того, стоит отметить, что работы над ними ведутся по графику.
При реализации отраслевого Плана предусмотрено привлечение бюджетных и внебюджетных средств. Финансирование проектов будет осуществляться из трех источников: федеральный бюджет в рамках Госпрограммы; Фонд развития промышленности, собственные и заемные средства организаций.
Общий объем требуемого финансирования на период до 2025 года превышает 122 млрд. руб., в том числе собственные средства составляют 20 млрд. руб.; заемные – 52 млрд. руб.; бюджетные – 50 млрд. руб.
По состоянию на 31 декабря 2015 года объем фактически понесенных затрат при реализации проектов составляет 17 млрд. руб., из них 14,3 млрд. руб. – собственные средства и 2,7 млрд. руб. заемные.
Закон о промышленной политике
Одной из приоритетных мер нормативно-правового регулирования является механизм присвоения статуса продукции российского производства.
Постановление Правительства РФ № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" развивает положения Закона о промышленной политике, которым вводится понятие промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России. В соответствии с законом такая продукция должна отвечать критериям, определенным Правительством России, и не может быть заменена на продукцию, произведенную на территории Российской Федерации и имеющую схожие технические и эксплуатационные характеристики, позволяющие ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой. Постановление определяет правила сравнения российских и импортных товаров на предмет их аналогичности.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск товаров (за исключением определенных товаров), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства. Исключения составляют случаи, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
Продукция признается произведенной на территории Российской Федерации в случаях:
1.создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации;
2.соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719;
3.подтверждения Российской Федерации как страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств.
Все руководители предприятий отрасли должны активно участвовать в создании и продвижении отечественной продукции гражданского назначения и разработке нормативной базы государственной поддержки.
Государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы"
Госпрограмма как основополагающий документ, определяющий направления развития радиоэлектронной отрасли, предусматривает освоение новых рынков продукции и масштабное замещение импортных решений и технологий.
Основные задачи:
1.разработка и организация производства конкурентоспособной серийной продукции;
2.завоевание сегментов продукции гражданского назначения на внутреннем и зарубежных рынках.
Как неоднократно отмечалось, в основу проекта новой редакции Госпрограммы заложен принцип проектного подхода, при котором обязательным условием финансирования комплексного проекта со стороны государства является налаживание серийного выпуска продукции.
Для оказания государственной поддержки реализации комплексных проектов в рамках Госпрограммы в 2015 году был предложен вариант предоставления субсидий, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 109 и № 110 о правилах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, реализующим комплексные проекты в рамках Госпрограммы.
Субсидия, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации № 109, направлена на возмещение затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по формированию совокупности новых результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки и техники, критических и прорывных технологий, освоение и реализация которых способствуют организации серийного выпуска радиоэлектронной аппаратуры, комплексов и систем по соответствующим подпрограммам Госпрограммы.
Еще одна субсидия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 110, направлена на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на создание, расширение и модернизацию технологической и производственной базы в рамках реализации комплексного проекта по подпрограммам Госпрограммы. Ключевая особенность данного вида поддержки организаций заключается в том, что организация – головной исполнитель – обязуется обеспечить серийный выпуск конечной продукции в указанных в договоре объемах. Таким образом, развитие инфраструктуры отрасли осуществляется в сочетании с реализацией государственной политики масштабного импортозамещения.
Экспертный совет по проведению научно-технической оценки комплексных проектов
Для участия в Госпрограмме предприятия должны представить свои проекты на конкурс, в рамках которого отбираются проекты по приоритетным направлениям подпрограммы. Оценка и отбор проектов осуществляются в два этапа. Первый – научно-техническая экспертиза проектов, которая осуществляется Экспертным советом (предварительно проводится научно-техническая оценка проектов рабочими группами экспертов). На втором этапе конкурсная комиссия по ряду критериев оценивает проекты, прошедшие первый этап.
Основным документом для работы конкурсной комиссии и Экспертного совета служит бизнес-план комплексного проекта, который должен содержать расчеты и обоснования всех требуемых технико-экономических показателей проекта.
В целях обеспечения объективной и квалифицированной оценки поступающих заявок на реализацию комплексных проектов Госпрограммы в Экспертный совет включены четыре рабочие группы (по одной на каждую подпрограмму). В состав рабочих групп войдут ведущие отраслевые эксперты по каждому приоритетному направлению.
К задачам Экспертного совета относятся рассмотрение представленных организациями бизнес-планов по комплексным проектам; подготовка заключений по каждому комплексному проекту; содействие в обеспечении и контроль соответствия целей, задач, показателей (индикаторов), мероприятий и комплексных проектов.
Запланировано проведение в АО "ЦНИИ "Электроника" совместно с ведущими экспертами высокотехнологичных отраслей промышленности семинаров для руководителей организаций радиоэлектронной промышленности с целью выработки единых подходов к порядку участия организаций в реализации государственной политики развития радиоэлектронной промышленности.
Задачи на 2016 год
В рамках расширенного совещания руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности первоочередными задачами на 2016 год предлагаю считать следующие:
1.обеспечение безусловного завершения в 2016 году мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы;
2.освоение рынков гражданской продукции с учетом новых инструментов отраслевого развития, включая государственную программу "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы";
1.выполнение заданий государственного оборонного заказа с учетом положений 275-ФЗ и планов по импортозамещению компонентов иностранного производства в образцах вооружения, военной и специальной техники;
2.разработка и производство необходимой номенклатуры отечественной электронной компонентной базы для образцов вооружения, военной и специальной техники.
Отзывы читателей