Выпуск #5/2016
К.Чачин, И.Шахнович
Расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности России: время перемен
Расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности России: время перемен
Просмотры: 2574
14 апреля 2016 года в Москве в конференц-зале Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ) состоялось традиционное расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности (РЭП). На нем были подведены итоги работы отрасли в 2015 году и обсуждены планы ее дальнейшего развития. Мы расскажем о наиболее интересных и содержательных выступлениях, прозвучавших с трибуны совещания.
Весеннее совещание руководителей предприятий радиоэлектронной отрасли страны всегда проходит в форме подведения итогов прошлого года и обсуждения задач текущего. Организатором мероприятия выступает департамент РЭП Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В этому году традиционная встреча несколько отличалась от предыдущих. Для всей промышленности страны, связанной с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ), настал новый период. Вступила в действие новая редакция Федерального закона "О государственном оборонном заказе" 275-ФЗ, в корне изменившая правила работы на этом рынке. Завершилась федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" на 2008–2015 годы. Начинается работа в рамках новой госпрограммы. И все это – на фоне не самой благоприятной геополитической обстановки, кредитных проблем, в условиях очень пристального внимания государственных структур к расходу бюджетных средств.
Все эти сложности самым непосредственным образом затрагивают предприятия радиоэлектронной промышленности страны. И поэтому 14 апреля гостеприимный зал МНИТИ собрал рекордное число участников – более 300 руководителей предприятий отрасли, представителей Минпромторга, других специалистов.
Заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Иванович Богинский в своем обращении отметил, что "закончился очередной этап в жизни отрасли. В прошлом году завершилась ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы". Мы приступаем к реализации госпрограммы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" на 2013–2025 годы. Фактически это новый инструмент – и для Минпромторга, и для предприятий отрасли.
Кроме того, сегодня мы переживаем тот переходный период, когда необходимо активно выдвигать предложения в новую Госпрограмму вооружения на 2018–2025 годы. До 2018 года осталось недолго, и эту работу необходимо активизировать. Мы видим, с какими сложностями сталкиваются предприятия – не только РЭП, но и других отраслей оборонно-промышленного комплекса – при реализации гособоронзаказа. Новая редакция Закона 275-ФЗ была принята для усиления контроля за бюджетными ресурсами, направленными на финансирование ГОЗ. Она только вступает в действие, и, к сожалению, на текущем этапе мы все сталкиваемся с проблемами. Поэтому, исходя из нового законодательства, из существующих реалий рынка, в том числе волатильности курса рубля, учитывая изменение геополитической обстановки, нам нужно подготовить свои предложения. Повторюсь, 2018 год – не за горами, и очень хотелось бы встретить его с уже полностью сформированной Госпрограммой вооружения.
Последние 1,5–2 года осложнились рядом проблем, в результате которых у предприятий отрасли возникли большие трудности с вводом в строй в запланированные сроки объектов капитального строительства. Конечно, на это были и объективные причины, в первую очередь связанные с изменениями на валютном рынке. Но мы достаточно активно занимаемся анализом проблем, в том числе с помощью наших коллег из Счетной палаты, из прокуратуры, и видим, что не всегда несвоевременное окончание строительства вызвано изменением валютного курса. Это действительно большая проблема для предприятий и интегрированных структур, потому что они взяли на себя обязательства, начали стройки, и на полпути останавливаться тяжело. Поэтому сегодня необходимо сконцентрироваться на завершении объектов капитального строительства.
Завершаются процедуры утверждения новой редакции ГП "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности". Она предусматривает объем субсидий порядка 8–9 млрд. руб. в год. Но чтобы Минпромторг мог активнее включаться в рассмотрение проектов в рамках этой программы, необходимо сформировать сами проекты. Мы ждем проекты от предприятий – такие, где виден рыночный потенциал, которые помогут загрузить мощности, обеспечить занятость людей. Прошу активизировать эту работу.
Необходимо принять набор решений, связанных с развитием производственных мощностей микроэлектроники на основе новых топологических норм. Мы активно обсуждаем вопрос, на чем именно государство должно сконцентрировать ресурсы.
Очень важно решить задачи унификации, управления процессами поставки импортной элементной базы для ВВСТ. Но эти вопросы по-прежнему находятся в стадии становления.
Ждем предложений по использованию продукции РЭП в смежных отраслях, в первую очередь – гражданских. Прежде всего, это автомобильная электроника, сельскохозяйственное машиностроение, где немало возможностей для увеличения кооперации и объемов производства. Ждем и предложений на более отдаленную перспективу, по тем задельным работам, которые необходимо ставить сегодня, чтобы обеспечить конкурентные преимущества завтра.
Нам важно консолидированное мнение предприятий о мерах поддержки, помимо финансирования научных исследований, о субсидиях, которые необходимы отрасли. Причем не хотелось бы получить массу запросов о мелких субсидиях, которые не дадут результата. На данном этапе необходимо сконцентрироваться на двух-трех направлениях, которые принесут наибольший эффект. Важно сформулировать приоритеты развития отрасли. Причем не просто на основе общемировых тенденций, но с опорой на доказательную базу, расчеты.
Сегодня доказательность потребности в бюджетных инвестициях очень важна. Наши коллеги из Минфина совершенно справедливо спрашивают: "На задельные исследования направляется большой объем ресурсов, а где выход? Покажите путь от финансирования научно-технического задела до выхода готовой продукции. Почему мы должны направлять ресурсы в те, а не иные направления?" И на эти вопросы нужны аргументированные ответы.
Например, сегодня много внимания государство уделяет АО "НПП "Исток". Потенциальные потребители продукции этого предприятия, пожалуйста, сформулируйте свое видение перспектив закупок его изделий! И выстраивайте планы развития, исключая дублирование мощностей. Не хотелось бы распылять ресурсы – их не так много.
Сегодня страна приступает к реализации серьезного проекта – восстановление производства Ту-160. Параллельно будут проводиться ОКР по его бортовой радиоэлектронной аппаратуре. Это серьезный вызов не только для авиационной, но и для радиоэлектронной отрасли. Кроме того, ОКР должны завершиться в 2021 году, но уже сегодня необходимо думать – какую ЭКБ и как мы будем поставлять для бортовой аппаратуры этого самолета? Как будем поддерживать его эксплуатацию, ремонтные работы? И не только этих самолетов, но и другой техники. Чтобы не повторить печальный опыт, когда старые запасы ЭКБ уже израсходованы, а работы по модернизации не завершены.
Вот краткий перечень задач, которые стоят перед отраслью. Мы ждем от предприятий отрасли конструктивных предложений, чтобы мы могли достаточно динамично и эффективно двигаться вперед".
С отчетным докладом "Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности за 2015 год. Основные задачи и направления развития на 2016 год" выступил директор департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов. Он, в частности, отметил: "Мы наблюдаем положительный тренд развития отрасли в области основных финансово-экономических, социальных и технологических параметров. Однако для дальнейшего сохранения положительного тренда необходим поиск новых решений в целях развития отрасли в сложившейся макроэкономической ситуации". Полный текст его выступления мы публикуем отдельно.
Владимир Степанович Верба, председатель Совета директоров предприятий РЭП, генеральный директор АО "Концерн радиостроения "Вега", поднял ряд важных для всех руководителей предприятий отрасли проблемных вопросов.
"Первая группа проблем связана с введением в действие новой редакции 275-ФЗ и усилением со стороны ФОИВ контроля за сроками выполнения ГОЗ и расходованием средств, направляемых на его реализацию в рамках госконтрактов. Внося изменения в действующий ФЗ (Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 159-ФЗ), законодатель не в полной мере учел особенности реальной организации процессов производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Во-первых, государственные контракты заключаются, как правило, только на один год. Однако изделия по ГОЗ запускаются в производство заблаговременно, за счет собственных средств предприятий – до заключения госконтрактов и открытия отдельных счетов. Риск предварительного запуска оправдан, его необходимость подтверждена многолетней практикой работы предприятий, добросовестно исполняющих свои обязательства по ГОЗ. В противном случае невозможно было бы обеспечить ритмичную работу производства, произвести своевременные закупки комплектующих и материалов, что неизбежно вело бы к срыву сроков исполнения контрактов. Но новая редакция 275-ФЗ сделала процедуру предварительного запуска практически невозможной – она ведь должна начинаться до открытия отдельных счетов. А с учетом ограничений по размеру ежемесячной квоты "свободного" расходования в объеме 3 млн. руб. складывается парадоксальная ситуация, когда при наличии неиспользованных остатков средств на отдельных счетах предприятия одновременно вынуждены привлекать значительные кредиты для обеспечения выполнения ГОЗ. И это с учетом того, что сегодня расходы на обслуживание кредитов выросли в три-четыре раза относительно 2014 года.
Во-вторых, специфика предприятий РЭП заключается в высокой унификации – в сотне разных видов изделий используются тысячи комплектующих изделий и типов материалов, причем более 70% комплектующих и 90% материалов используется в различных изделиях. Новый закон требует приобретать комплектующие и материалы для каждого изделия по отдельному договору – то есть вместо одного договора с тем или иным поставщиком необходимо несколько десятков. Каждый договор согласовывается в течение месяца, разбить договор на множество спецификаций практически очень сложно, а зачастую и физически невозможно. Все это ведет к гигантскому росту объема документов и непроизводительных трудозатрат обеспечивающего персонала.
Вторая группа проблем связана с этапом завершения множества проектов технологического переоснащения предприятий РЭП. Основные сложности в данном вопросе заключаются в привлечении внебюджетной составляющей для выполнения проектов в полном объеме. Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда предприятия просто не в силах выполнить непомерную нагрузку по изысканию и вложению собственных средств в проекты с долей до 50% от их общей стоимости при рентабельности не более 10%. И здесь требуется выработка и принятие неординарных совместных решений на уровне заказчиков, исполнителей и собственников в лице ГК "Ростех" и Росимущества".
Заместитель директора департамента РЭП Павел Павлович Куцько рассказал об итогах выполнения предприятиями промышленности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках контрактов с Минпромторгом России. Он остановился на результатах ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы. Программа имела целью развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и национальной безопасности РФ. Кроме того, ДРЭП курировал около 100 НИОКР по различным ФЦП: "Создание национальной технологической базы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса", "ГЛОНАСС", обеспечивал работы в сфере импортозамещения, межгосударственной кооперации предприятий России и Белоруссии.
Результаты реализации ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы" в целом положительны. Число разработанных базовых технологий в сфере ЭКБ и аппаратуры достигло 837. Их уровень достаточно высок. К традиционному уровню, не имеющему преимуществ перед ранее созданными разработками, отнесено всего 50 технологий. А к среднему уровню, соответствующему по своим характеристикам мировым аналогам, подходит 205 технологий. При этом к высокому уровню, который превосходит по своим характеристикам отечественные и мировые аналоги, отнесено 520 технологий, к прорывному (обладает качественно новыми характеристиками) – 62 технологии.
Реализация ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" позволила отечественной промышленности форсированно сократить накопленное технологическое отставание и заложить научно-производственную платформу для дальнейшего развития отрасли. По основным показателям программа выполнена, но при этом не достигнут технологический уровень с топологическими нормами в 45 нм.
Фактическое финансирование ФЦП ЭКБ за период 2008–2015 годов составило 147 млрд. руб. или 85% от утвержденного объема (предусмотрено паспортом ФЦП – 172 млрд. руб.). Из недостающих 15% средств 2% приходится на федеральный бюджет и 13% – на внебюджетные источники, то есть недофинансирование работ произошло преимущественно из-за отсутствия внебюджетных инвестиций. В рамках ФЦП исполнено 1 158 государственных контрактов. Получено 2 057 результатов интеллектуальной деятельности: 1 735 ноу-хау, 106 изобретений, 97 топологий интегральных микросхем, 84 программы для ЭВМ и создано 35 полезных моделей.
В рамках подпрограммы "Ускоренное развитие ОПК" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предусмотрена реализация программ, направленных на импортозамещение ЭКБ производства Украины и стран НАТО для изделий ВВСТ. Разработка импортозамещающей ЭКБ производства Украины в 2014–2016 годах включает 20 опытно-конструкторских работ, из них в 2015 году было завершено девять ОКР. Разработано 33 типа изделий, замещающих 43 аналога. Объем финансирования программы на 2014–2016 годы составил 3,0 млрд. руб., готовность опытных образцов – 70–75%.
Разработка импортозамещающей ЭКБ производства стран НАТО на имеющейся технологической базе предполагает проведение в 2015–2017 годах 29 опытно-конструкторских работ (все они поставлены в 2015 г.), а в 2017–2020 годах – 282 ОКР. В 2016 году планируется поставить 180 ОКР. Объем финансирования программы в 2015–2017 годах составит 8,8 млрд. руб., общий объем финансирования ОКР запланирован в размере 4,2 млрд. руб.
В рамках ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" на 2012–2020 годы в 2015 году завершена разработка унифицированного ряда из семи СБИС для навигационной аппаратуры различной категории ответственности и целевого назначения.
"Многие предприятия в этом году столкнулись с теми или иными проблемами с финансированием, – отметил в заключение П.П.Куцько. – Большая просьба: не держать в себе эти проблемы и докладывать о них в департаменте РЭП. Попробуем найти решение совместными усилиями".
Борис Николаевич Авдонин, советник генерального директора ЦНИИ "Электроника", привел примеры эффективности реализации ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы. Так, объем производства СВЧ-электроники с 2008 по 2015 годы увеличился в три раза – с 456,5 до 1 370,7 тыс. шт. Объем экспорта радиоэлектронной продукции за тот же период вырос в четыре раза с 529,0 до 2 143,2 млн. долл. США. Имело место увеличение объемов продаж электронной и радиоэлектронной продукции в пять раз со 109,1 до 571,9 млрд. руб.
В свою очередь, заместитель директора департамента РЭП Андрей Александрович Спорков рассказал о результатах реализации ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы в части капитальных вложений. Он напомнил, что программа предусматривала два направления вложений капитальных средств – техническое перевооружение и реконструкция действующих производств и создание базовых центров проектирования (дизайн-центров). В рамках программы было запланировано 138 мероприятий по созданию, реконструкции и техническому перевооружению производства. В 2015 году из 43 запланированных мероприятий по созданию базовых центров системного проектирования завершены работы только по 37. Из 95 мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению действующих радиоэлектронных производств завершены только 66. Общий показатель выполнения мероприятий по освоению капитальных вложений в рамках ФЦП ЭКБ составил 74,6%.
До сих пор не завершены работы на двух объектах, ввод в эксплуатацию которых был запланирован на 2013 год. В 2014 году мы не смогли ввести в строй уже шесть объектов. К 2015 году не завершено 29 объектов капитального строительства. Общая стоимость этих проектов составляет 20,1 млрд. руб., общий объем освоенных средств – 11,9 млрд. руб. Общий объем не освоенных внебюджетных средств составил 5,3 млрд. руб., бюджетных средств – 2,9 млрд. руб.
В целом, результаты удручающие – треть от всех запланированных объектов капитального строительства не завершена. Причем бюджетные инвестиции на капвложения за период 2012–2015 годов по ФЦП ЭКБ только по предприятиям Минпромторга составили 32,7769 млрд. руб., они были перечислены предприятиям в полном объеме. При этом предполагалось привлечение внебюджетных средств в объеме 32,780 млрд. руб., но в реальности использовано 10,311 млрд. руб. внебюджетных ресурсов, фактическое недопривлечение внебюджетных средств превышает 22,4 млрд. руб.
Проведенный анализ показал, что главной проблемой при реализации программных мероприятий явилось отсутствие необходимого объема собственных средств предприятий. По условиям ФЦП, государственные инвестиции предоставлялись при софинансировании в равном объеме (50 : 50). Факты непривлечения этих средств указывают на то, что изначально руководители предприятий и холдинговых структур при вхождении в ФЦП не проводили расчет собственных возможностей. Финансово-экономические модели реализации программных мероприятий и бизнес-планы были проработаны некачественно. Конечно, нужно отметить и кризисные явления в экономике, которые сделали крайне затруднительными, а фактически – невозможными привлечение кредитных ресурсов в 2014–2015 годах.
Еще одна проблема – слабая проработка проектной документации. Ввиду отсутствия на большинстве предприятий служб капитального строительства, организовать должный контроль за разработкой документации оказалось затруднительно. А при условии, что 90% документации не проходило государственную экспертизу, все недоработки и ошибки всплывали только на этапе реализации проектов. Это потребовало внесения множества изменений в уже утвержденную документацию.
Следующая проблема связана с тем, что само действующее законодательство менялось по ходу реализации ФЦП. Так, нас обязали руководствоваться Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 44-ФЗ. Это вынудило размещать заказы на электронных площадках, в результате, сроки от получения денег до заключения договора поставки выросли очень существенно, до трех и более месяцев.
Конечно же, сказался скачок курса рубля, поскольку отрасль – наукоемкая, а производство необходимого технологического оборудования на территории России практически отсутствует (90% закупаемого в рамках техперевооружения оборудования – зарубежное). В результате пришлось корректировать уже завершающиеся проекты, уточнять перечни оборудования.
Несомненно, все это – объективные трудности. Однако имели место и совершенно другие факторы. Так, в результате проверок, проведенных Минпромторгом и Счетной палатой, были установлены факты многолетнего (два-три, иногда и четыре года) хранения полученных бюджетных средств на счетах предприятий. Проценты по некоторым таким средствам доходили до 400 млн. руб. и были зачислены в доход предприятия как чистая прибыль. По состоянию на 1 февраля 2016 года на счетах предприятия имеются бюджетные средства, полученные в 2013–2015 годах. Так, из средств 2013 года не освоено 625 млн. руб., из 2014 года – 1 158 млн. руб., 2015 года – 1269 млн. руб. Всего с 2012 по 2015 год не использовано 3,1 млрд. руб. при общем объеме бюджетного финансирования свыше 25,1 млрд. руб. В результате в Федеральном законе о бюджете на 2016 год появилась ст. 5, которая обязала предприятия перевести все неосвоенные средства на счета в казначейство и запретила их расходовать без соответствующего решения Минпромторга. Если такого решения не последует до 1 июня, деньги могут быть возвращены в бюджет и потеряны для отрасли.
Кроме того, имели место закупки оборудования, не предусмотренного проектами, и размещение его на территории, отличной предусмотренной проектами. Проверяющие органы особо заостряли на этом внимание, были даже казусы, когда оборудование, размещенное на том же этаже, но в другом кабинете – через проход от предусмотренного – пытались трактовать как нецелевое.
В рамках ФЦП предполагалось реализовать проект по созданию 3D-микромодулей в Особой экономической зоне Томска. Сроки были определены с 2013 по 2015 год. По этому проекту работы даже не начались, ни копейки бюджетных средств не освоено – а это 1,2 млрд. руб. В начале 2015 года ДРЭП поднял вопрос о дальнейшей реализации проекта. После проработки интегрированная структура предложила перенести проект в Москву, переработать проектную документацию и ввести объект в эксплуатацию в 2016 году. Департамент поддержал эти предложения, было поручено переработать проектную документацию, чтобы в течение 2015 года, пока ФЦП не завершена, пройти необходимую экспертизу и переутвердить проект. Однако к концу 2015 года данная работа выполнена не была. И на данный момент у нас нет никаких оснований реализовать этот проект.
Конечно, ДРЭП понимал всю сложность ситуации с капитальным строительством и выступил с предложением продлить ФЦП на один год в части капитальных вложений, тем самым перенося ввод объектов на 2016 год. Однако предприятия в срок не предоставили планы корректировок и необходимую документацию, соответственно, Минэкономразвития совместно с Минфином нас не поддержало, теперь внести какие-либо изменения в ФЦП не представляется возможным.
В нынешнем году предприятия ждут два нововведения. Во-первых, в конце 2015 года был изменен Федеральный закон о парламентском контроле, и теперь при внесении в Государственную думу и Совет Федерации проектов Федерального закона о бюджете должна предоставляться информация о наличии проектно-сметной документации по всем новым объектам. Соответственно, все новые объекты, не обеспеченные проектно-сметной документацией в срок до 1 декабря 2016 года, в проект закона о бюджете включаться не будут.
Во-вторых, с 2016 года начинает действовать процедура казначейского сопровождения реализации проектов (аналог 275-ФЗ), по которым проводятся авансовые платежи. Все бюджетные инвестиции 2016 года и далее будут перечисляться на счета организаций, открываемые в казначействе. Авансы подрядчикам также должны перечисляться на счета в казначействе.
И наконец, по решению Президента РФ, в 2016 году будет проведен технологический аудит всех предприятий оборонно-промышленного комплекса, от всех отраслей промышленности назначены курирующие отраслевые институты, в радиоэлектронике – ЦНИИ "Электроника". Эта работа должна завершиться до октября 2016 года. Будет представлена полная технологическая карта предприятий ОПК, а также предложения по ее развитию. И по полученной информации будут приниматься решения о реализации новых проектов.
Александр Анатольевич Борисов, генеральный директор АО "НПП "Исток" им. А.И.Шокина", представил доклад, посвященный проблемным вопросам создания особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа "Исток". С 2009 года НПП входит в состав холдинга "Российская Электроника". В конце декабря 2015 года премьер-министр Д.А.Медведев подписал постановление о создании ОЭЗ технико-внедренческого типа "Исток" в подмосковном Фрязино на территории, принадлежащей якорному участнику проекта – АО "НПП "Исток" имени А.И. Шокина" – и на прилегающих участках. Территория зоны составляет 60 га с перспективой расширения до 400 га. Специализация ОЭЗ – СВЧ-электроника, лазерное приборостроение, сложные технические системы. Статус ОЭЗ предполагает для ее резидентов экономию средств за счет использования таможенных и налоговых льгот. Суммарная экономия в 2016–2017 годах должна составить 14,267 млрд. руб. Разработан проект инновационного развития радиоэлектронного кластера в ОЭЗ.
Сегодня в НПП "Исток" поддерживается производство 3 317 типов изделий СВЧ-электроники, непосредственно выпускается 1 136 типов СВЧ-изделий (более 2 млн. шт.). Выпуск продукции в 2011–2020 годах, в соответствии с запросами клиентов, должен превысить 22,6 млн. шт. Это потребует увеличения производственных мощностей в 26,4 раза. Общий объем финансирования восьми проектов технического перевооружения в 2011–2017 годах составит 55,767 млрд. руб.
Однако назрел ряд проблем реализации намеченных мероприятий. Во-первых, выросла стоимость проектов из-за роста курса рубля. Например, проектами в 2015–2017 годы предусмотрены инвестиции в размере 47,269 млрд. руб. А в соответствии с новыми курсами валют, на те же цели требуется 67,620 млрд. руб., то есть появляется дефицит в 20,350 млрд. руб. Кроме того, в проектах ФЦП бюджетное финансирование предусмотрено только в годовом исчислении – без каких-либо гарантий его предоставления исходя из графика проведения работ в соответствии с заключенными контрактами. Отсутствует и оперативный порядок корректировки состава и типажа инженерного и технологического оборудования в проекте.
Существуют и серьезные проблемы обеспечения своевременности и достаточности формирования собственных и бюджетных средств предприятий для выполнения ФЦП. Новации регулирующих органов привели к удлинению процедур заключения контрактов по ГОЗ, что делает невозможным опережающий запуск, задерживает авансирование проектов и, как следствие, снижает годовой объем заказов на 2016 год примерно на 5 млрд. руб.
Сегодня имеет место деконсолидация денежных средств предприятия на множестве отдельных счетов в разных банках, что ведет практически к замораживанию временно свободных денежных средств в виде текущего остатка на этих счетах. Если раньше был один расчетный счет, то в новых условиях стало более 200 расчетных счетов, что сопровождается ростом трудозатрат по проведению платежных операций и обслуживанию множества счетов. И это – далеко не все трудности.
Большие трудозатраты связаны с многочисленными проверками деятельности предприятия. С 2013 по 2016 год в НПП "Исток" было проведено более 70 проверок соблюдения действующего законодательства в рамках выполнения ГОЗ и расходования бюджетных средств. Только с начала 2015 года проведено 49 проверок – со стороны прокуратуры, Счетной палаты, Контрольного управления при Президенте РФ и других органов. Эти инспекции буквально живут на предприятии. В рамках взаимодействия с проверяющими инстанциями им было передано 28 тыс. листов документов, справок и т. д. Причем по результатам проведенных проверок фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также коррупционных составляющих не выявлено.
Генеральный директор АО "Росэлектроника" Игорь Ильич Козлов, лишь недавно занявший свой пост, рассказал об итогах деятельности этой интегрированной структуры в 2015 году и основных задачах на 2016 год. В структуре выручки "Росэлектроники" электронные компоненты занимают 49% (порядка 10 тыс. наименований), аппаратура – 31%, комплексы / интеграция – 8% и т. д. В состав этой интегрированной структуры входят более 110 предприятий. Выручка холдинга в 2015 году составила 58,5 млрд. руб., доля гражданской продукции 22,7%, чистая прибыль достигла 2,1 млрд. руб. В холдинге 21 убыточное предприятие. Выработка на одного сотрудника находится на уровне 1,505 млн. руб.
В 2016 году выручка холдинга должна вырасти до 73,5 млрд. руб., доля гражданской продукции должна снизиться до 22%, чистая прибыль повысится до 4,9 млрд. руб. Количество убыточных предприятий сократится до 7. Выработка на одного сотрудника вырастет до 1,9 млн. руб. Эти показатели будут достигнуты в основном за счет роста объемов государственного оборонного заказа. Отсутствие гражданского рынка тормозит развитие отечественной электроники. Из-за отсутствия роста ГОЗ в среднесрочной и долгосрочной перспективах, имеющих место ограниченных производственных мощностей и устаревших технологий появились предпосылки к стагнации показателей экономического развития холдинга.
Выполнение планов модернизации предприятий в рамках ФЦП в 2015 году было не полным: планировалось к завершению 14 проектов, фактически завершено 10 на общую сумму 1,666 млрд. руб. Не завершено четыре проекта на сумму 2,403 млрд. руб. Одной из проблем, выявленной при реализации проектов ФЦП, стало отсутствие в момент завершения работ потребности в объеме изделий, ранее запланированных к выпуску расчетной программой. Это приводит к признанию неэффективности инвестиционного проекта и к нецелесообразности дофинансирования работ из внебюджетных источников.
Релизация НИОКР на предприятиях холдинга было не безупречным. В 2015 году выполнялось 473 НИОКР (9,7 млрд. руб.), завершено 260 НИОКР (4,3 млрд. руб.). По девяти НИОКР Минпромторгом РФ предъявлены претензии пяти организациям холдинга. В 2016 году выполняется 213 НИОКР (4,8 млрд. руб.), планируется завершить 145 НИОКР (2,6 млрд. руб.). Из-за отсутствия авансов для переходящих на 2016 год НИОКР в рамках ФЦП (85 работ на 1,9 млрд. руб.) создались предпосылки к невозможности их завершения в установленные сроки.
Потребности аппаратурных предприятий в ЭКБ, разработанной в 2016 году предприятиями холдинга, неизвестны. Примерно 75% разработанных изделий не обеспечены спросом со стороны аппаратурных предприятий. Аналогичная проблема и с импортозамещением. По разработке импортозамещающей ЭКБ производства стран НАТО "Росэлектроника" выполняет четыре ОКР (0,7 млрд. руб.), которые позволят заменить 62 типа ЭКБ ИП. Однако даже успешно разработанные отечественные аналоги внедряются в ВВСТ только через 3–5 лет. Возникает вопрос: "Для кого и зачем в экономическом смысле мы пытаемся это делать?" Работы по импортозамещению ЭКБ ИП должны быть увязаны с мероприятиями по модернизации образцов ВВСТ.
Главной задачей на 2016 год новый глава холдинга видит в обеспечении выполнения производственной программы, в том числе государственного оборонного заказа. Далее планируется провести технологический аудит предприятий с привлечением внешних экспертов, выстраивание системы управления и исполнения ГОЗ. Кроме того, предстоит пересмотр экономической сущности инвестиционных проектов и программы импортозамещения, требуется разработка стратегии развития холдинга и дочерних обществ на период до 2025 года, развитие гражданских продуктовых направлений, формирование новой структуры холдинга и управляющей компании.
Геннадий Яковлевич Красников, генеральный директор АО "Научно-исследовательский институт молекулярной электроники" (НИИМЭ), в своем выступлении остановился на текущем состоянии отечественной микроэлектроники сквозь призму достижений ОАО "НИИМЭ и Микрон". Он отметил, что все ведущие российские центры проектирования (более 20 компаний) и научно-исследовательские организации (свыше 30 НИИ и университетов) используют "Микрон" в качестве самой современной в Российской Федерации базы для изготовления продукции и проведения НИОКР. Докладчик привел некоторое сопоставление результатов разработки отечественной и зарубежной ЭКБ. В частности, технология КМОП повышенной стойкости уровня 65 нм для военной и автомобильной электроники соответствует зарубежным аналогам; технология КМОП, обеспечивающая создание встроенной флеш-памяти, реализована с топологическими нормами 130/90 нм, за рубежом – 65 нм. Радиационно-стойкая технология КМОП для космической аппаратуры соответствует топологическим нормам 130 нм, за рубежом 90 нм и т. д. Таким образом, существующие технологические возможности позволяют закрыть примерно 80% требуемой номенклатуры ЭКБ в аппаратуре.
Однако разработка прямых аналогов невозможна из-за большой номенклатуры (порядка 180 тыс. наименований). При создании минимальной универсальной номенклатуры возможности разработчиков СБИС составляют около 100 проектов год. И решить проблему может только унификация, которая до сих пор не проведена. Нужно создать площадку по унификации компонентной базы.
Первый заместитель генерального директора АО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Игорь Георгиевич Насенков посвятил свой доклад выполнению государственного оборонного заказа в 2015 году. В состав этого концерна входит 22 НИИ, 35 заводов и несколько десятков других учреждений. В рамках исполнения ГОЗ 2015 года концерн выпустил продукции на 89,7 млрд. руб., в том числе серийные поставки составили 75,7 млрд. руб., объем выполненных НИОКР – 12,6 млрд. руб. Разворачиваются 106 опытно-конструкторских работ по импортозамещению элементной базы. В частности, ведутся 43 ОКР по импортозамещению ЭКБ стран НАТО и ЕС в образцах ВВСТ и комплектующих изделиях производства КРЭТ на сумму 12,418 млрд. руб., 34 ОКР по импортозамещению ЭКБ стран НАТО и ЕС (соединителей электрических и кабельной продукции) объемом 6,432 млрд. руб., 19 ОКР по импортозамещению продукции производства Украины на сумму 6,043 млрд. руб.
Концерн поставляет продукцию в 22 иностранных государства Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и СНГ, – сказал Игорь Насенков. – Выручка от экспорта в 2015 году составила 25,6 млрд. руб., в 2016-м планируется ее увеличение до 36,7 млрд. руб.
О деятельности АО "Концерн Автоматика" рассказал его генеральный директор, Сергей Анатольевич Букашкин. В концерн входит восемь предприятий, в том числе два научно-исследовательских института. Все они ранее были в составе 3 ГУ Министерства промышленности средств связи СССР. Сегодня 90% выручки концерна формируют пять крупных компаний: "Автоматика" (Москва), ПО "Электроприбор" и ПНИИЭИ (Пенза), КЭМЗ и "Калугаприбор" (Калуга). Общий объем работ концерна Автоматика в 2015 году составил 13,362 млрд. руб. (рост на 2,1% по отношению к результатам 2014 г.). План на 2016 год – 15, 278 млрд. руб., что означает увеличение оборота на 14,3%.
В числе наиболее значимых работ 2015 года – узел связи для обеспечения выездных мероприятий за рубежом, система прямой связи для президента Российской Федерации, командно-штабная машина управления и связи "Тигр", цифровые автоматические телефонные станции различного назначения, коммерческая защищенная корпоративная GSM-сеть на базе аппарата YotaPhone2.
На техническое перевооружение предприятий концерна на 2012–2016 годы запланировано 14,6 млрд. руб., в том числе в 2014 году 2,5 млрд. руб., в 2015 году 2,9 млрд. руб. и в 2016 году 4,7 млрд. руб. В программе на среднесрочную перспективу на 2016–2018 годы холдинг концентрирует свои усилия по наращиванию производства и реализации гражданской продукции по системам защиты информации от несанкционированного доступа.
В 2018 году доля гражданской продукции в выручке компании должна превысить 10% (в 2015 году она составляла 2,3%), а в 2020 году руководство холдинга собирается довести соотношение военной и гражданской продукции до 50 : 50.
Максим Николаевич Василевский, первый заместитель генерального директора АО "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК), сообщил, что консолидированная выручка этого холдинга непрерывно растет: в 2014 году она составила 86 млрд. руб., в 2015 году 92,8 млрд. руб. и в 2016 году ожидается уровень 115,5 млрд. руб. (рост на 24%). При этом консолидированная чистая прибыль ОПК также увеличивается: в 2014 году она составила 1,7 млрд. руб., в 2015 году 2,8 млрд. руб. и в 2016 году ожидается уровень 4,3 млрд. руб. (рост на 54%).
В рамках ОПК проведен технологический аудит предприятий, разработана и утверждена концепция производственно-технологического развития холдинга до 2025 года, снижено софинансирование проектов до реально исполнимых значений с 50% до 10–15%, предусмотрена реализация только эффективных проектов, способных стать драйверами для регионов. Кроме того, готовятся предложения по корректировке проектов с учетом сложившейся макроэкономической ситуации. Сейчас ГОЗ составляет от 89 до 94% оборота предприятий холдинга и руководство хочет изменить эту ситуацию в сторону увеличения доли гражданской продукции. АО ОПК приступило к реализации ряда системообразующих проектов по гражданской тематике: создание единого информационного пространства для Объединенной авиастроительной корпорации, создание системы защищенной связи для организаций оборонно-промышленного комплекса (СЗС ОПК), ведется проект импортозамещения для Почты России. В рамках ОПК будет реализована голосовая связь, каждое предприятие будет обеспечено закрытым пунктом передачи данных, средствами аудио-видеоконференцсвязи. Оснащение системами защищенной связи 255 предприятий ОПК (всего их будет 650) потребует инвестиций в размере 3 млрд. руб.
Сергей Валентинович Друзин, заместитель генерального директора по научно-техническому развитию АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", начал свое выступление с характеристики масштабов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных концерном ВКО и его дочерними организациями в 2015 году. В концерн входят более 60 предприятий с численностью работающих свыше 100 тыс. чел.
В прошлом году концерном выполнялись НИОКР по 776 государственным контрактам и договорам, в том числе 114 государственных контрактов (по ГОЗ – 58, по ФЦП – 56) и 662 договоров (по ГОЗ – 488, по ВТС – 21, инициативных – 153). Общий объем работ, выполненных в рамках НИОКР, вырос на 67% по сравнению с 2014 годом (в основном за счет объема ГОЗ). Объем заказов в рамках ФЦП изменился несущественно.
Кроме того, концерном и его дочерними организациями выполнялось 129 контрактов на поставку ВВСТ и четыре по сопровождению, эксплуатации и ремонту (СЭиР). Доля работ по СЭиР составила 8,1%. Общий объем контрактов – 171,8 млрд. руб., в 2015 году реализовано 20,20% работ, остальные подлежат реализации в последующие годы.
В 2015 году выполнялись инвестиционные проекты по 45 объектам капитального строительства, в том числе по пяти новым. Общий объем полученных в 2015 году инвестиций составил 8,755 млрд. руб. В числе новых объектов – ракетный завод в г. Кирове и машиностроительный завод в Нижнем Новгороде.
Отвечая на слова И.И.Козлова о проблемах заказа ЭКБ, докладчик отметил: "Нужно, чтобы информация о созданной и создаваемой ЭКБ была доступна главным конструкторам, всем разработчикам. Должна быть создана соответствующая база данных, тогда ситуация будет совсем другая".
* * *
В целом, сегодня перед предприятиями отрасли стоит ряд сложных и формально разнородных задач – от безусловного выполнения требований ГОЗ до развития направления гражданской продукции. И все это – на фоне непростых внешних и внутренних условий работы. Безусловно, это очередной вызов для всей электронной отрасли страны, но нет сомнений, что на него найдется достойный ответ.
Весеннее совещание руководителей предприятий радиоэлектронной отрасли страны всегда проходит в форме подведения итогов прошлого года и обсуждения задач текущего. Организатором мероприятия выступает департамент РЭП Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В этому году традиционная встреча несколько отличалась от предыдущих. Для всей промышленности страны, связанной с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ), настал новый период. Вступила в действие новая редакция Федерального закона "О государственном оборонном заказе" 275-ФЗ, в корне изменившая правила работы на этом рынке. Завершилась федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" на 2008–2015 годы. Начинается работа в рамках новой госпрограммы. И все это – на фоне не самой благоприятной геополитической обстановки, кредитных проблем, в условиях очень пристального внимания государственных структур к расходу бюджетных средств.
Все эти сложности самым непосредственным образом затрагивают предприятия радиоэлектронной промышленности страны. И поэтому 14 апреля гостеприимный зал МНИТИ собрал рекордное число участников – более 300 руководителей предприятий отрасли, представителей Минпромторга, других специалистов.
Заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Иванович Богинский в своем обращении отметил, что "закончился очередной этап в жизни отрасли. В прошлом году завершилась ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы". Мы приступаем к реализации госпрограммы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" на 2013–2025 годы. Фактически это новый инструмент – и для Минпромторга, и для предприятий отрасли.
Кроме того, сегодня мы переживаем тот переходный период, когда необходимо активно выдвигать предложения в новую Госпрограмму вооружения на 2018–2025 годы. До 2018 года осталось недолго, и эту работу необходимо активизировать. Мы видим, с какими сложностями сталкиваются предприятия – не только РЭП, но и других отраслей оборонно-промышленного комплекса – при реализации гособоронзаказа. Новая редакция Закона 275-ФЗ была принята для усиления контроля за бюджетными ресурсами, направленными на финансирование ГОЗ. Она только вступает в действие, и, к сожалению, на текущем этапе мы все сталкиваемся с проблемами. Поэтому, исходя из нового законодательства, из существующих реалий рынка, в том числе волатильности курса рубля, учитывая изменение геополитической обстановки, нам нужно подготовить свои предложения. Повторюсь, 2018 год – не за горами, и очень хотелось бы встретить его с уже полностью сформированной Госпрограммой вооружения.
Последние 1,5–2 года осложнились рядом проблем, в результате которых у предприятий отрасли возникли большие трудности с вводом в строй в запланированные сроки объектов капитального строительства. Конечно, на это были и объективные причины, в первую очередь связанные с изменениями на валютном рынке. Но мы достаточно активно занимаемся анализом проблем, в том числе с помощью наших коллег из Счетной палаты, из прокуратуры, и видим, что не всегда несвоевременное окончание строительства вызвано изменением валютного курса. Это действительно большая проблема для предприятий и интегрированных структур, потому что они взяли на себя обязательства, начали стройки, и на полпути останавливаться тяжело. Поэтому сегодня необходимо сконцентрироваться на завершении объектов капитального строительства.
Завершаются процедуры утверждения новой редакции ГП "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности". Она предусматривает объем субсидий порядка 8–9 млрд. руб. в год. Но чтобы Минпромторг мог активнее включаться в рассмотрение проектов в рамках этой программы, необходимо сформировать сами проекты. Мы ждем проекты от предприятий – такие, где виден рыночный потенциал, которые помогут загрузить мощности, обеспечить занятость людей. Прошу активизировать эту работу.
Необходимо принять набор решений, связанных с развитием производственных мощностей микроэлектроники на основе новых топологических норм. Мы активно обсуждаем вопрос, на чем именно государство должно сконцентрировать ресурсы.
Очень важно решить задачи унификации, управления процессами поставки импортной элементной базы для ВВСТ. Но эти вопросы по-прежнему находятся в стадии становления.
Ждем предложений по использованию продукции РЭП в смежных отраслях, в первую очередь – гражданских. Прежде всего, это автомобильная электроника, сельскохозяйственное машиностроение, где немало возможностей для увеличения кооперации и объемов производства. Ждем и предложений на более отдаленную перспективу, по тем задельным работам, которые необходимо ставить сегодня, чтобы обеспечить конкурентные преимущества завтра.
Нам важно консолидированное мнение предприятий о мерах поддержки, помимо финансирования научных исследований, о субсидиях, которые необходимы отрасли. Причем не хотелось бы получить массу запросов о мелких субсидиях, которые не дадут результата. На данном этапе необходимо сконцентрироваться на двух-трех направлениях, которые принесут наибольший эффект. Важно сформулировать приоритеты развития отрасли. Причем не просто на основе общемировых тенденций, но с опорой на доказательную базу, расчеты.
Сегодня доказательность потребности в бюджетных инвестициях очень важна. Наши коллеги из Минфина совершенно справедливо спрашивают: "На задельные исследования направляется большой объем ресурсов, а где выход? Покажите путь от финансирования научно-технического задела до выхода готовой продукции. Почему мы должны направлять ресурсы в те, а не иные направления?" И на эти вопросы нужны аргументированные ответы.
Например, сегодня много внимания государство уделяет АО "НПП "Исток". Потенциальные потребители продукции этого предприятия, пожалуйста, сформулируйте свое видение перспектив закупок его изделий! И выстраивайте планы развития, исключая дублирование мощностей. Не хотелось бы распылять ресурсы – их не так много.
Сегодня страна приступает к реализации серьезного проекта – восстановление производства Ту-160. Параллельно будут проводиться ОКР по его бортовой радиоэлектронной аппаратуре. Это серьезный вызов не только для авиационной, но и для радиоэлектронной отрасли. Кроме того, ОКР должны завершиться в 2021 году, но уже сегодня необходимо думать – какую ЭКБ и как мы будем поставлять для бортовой аппаратуры этого самолета? Как будем поддерживать его эксплуатацию, ремонтные работы? И не только этих самолетов, но и другой техники. Чтобы не повторить печальный опыт, когда старые запасы ЭКБ уже израсходованы, а работы по модернизации не завершены.
Вот краткий перечень задач, которые стоят перед отраслью. Мы ждем от предприятий отрасли конструктивных предложений, чтобы мы могли достаточно динамично и эффективно двигаться вперед".
С отчетным докладом "Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности за 2015 год. Основные задачи и направления развития на 2016 год" выступил директор департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов. Он, в частности, отметил: "Мы наблюдаем положительный тренд развития отрасли в области основных финансово-экономических, социальных и технологических параметров. Однако для дальнейшего сохранения положительного тренда необходим поиск новых решений в целях развития отрасли в сложившейся макроэкономической ситуации". Полный текст его выступления мы публикуем отдельно.
Владимир Степанович Верба, председатель Совета директоров предприятий РЭП, генеральный директор АО "Концерн радиостроения "Вега", поднял ряд важных для всех руководителей предприятий отрасли проблемных вопросов.
"Первая группа проблем связана с введением в действие новой редакции 275-ФЗ и усилением со стороны ФОИВ контроля за сроками выполнения ГОЗ и расходованием средств, направляемых на его реализацию в рамках госконтрактов. Внося изменения в действующий ФЗ (Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 159-ФЗ), законодатель не в полной мере учел особенности реальной организации процессов производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Во-первых, государственные контракты заключаются, как правило, только на один год. Однако изделия по ГОЗ запускаются в производство заблаговременно, за счет собственных средств предприятий – до заключения госконтрактов и открытия отдельных счетов. Риск предварительного запуска оправдан, его необходимость подтверждена многолетней практикой работы предприятий, добросовестно исполняющих свои обязательства по ГОЗ. В противном случае невозможно было бы обеспечить ритмичную работу производства, произвести своевременные закупки комплектующих и материалов, что неизбежно вело бы к срыву сроков исполнения контрактов. Но новая редакция 275-ФЗ сделала процедуру предварительного запуска практически невозможной – она ведь должна начинаться до открытия отдельных счетов. А с учетом ограничений по размеру ежемесячной квоты "свободного" расходования в объеме 3 млн. руб. складывается парадоксальная ситуация, когда при наличии неиспользованных остатков средств на отдельных счетах предприятия одновременно вынуждены привлекать значительные кредиты для обеспечения выполнения ГОЗ. И это с учетом того, что сегодня расходы на обслуживание кредитов выросли в три-четыре раза относительно 2014 года.
Во-вторых, специфика предприятий РЭП заключается в высокой унификации – в сотне разных видов изделий используются тысячи комплектующих изделий и типов материалов, причем более 70% комплектующих и 90% материалов используется в различных изделиях. Новый закон требует приобретать комплектующие и материалы для каждого изделия по отдельному договору – то есть вместо одного договора с тем или иным поставщиком необходимо несколько десятков. Каждый договор согласовывается в течение месяца, разбить договор на множество спецификаций практически очень сложно, а зачастую и физически невозможно. Все это ведет к гигантскому росту объема документов и непроизводительных трудозатрат обеспечивающего персонала.
Вторая группа проблем связана с этапом завершения множества проектов технологического переоснащения предприятий РЭП. Основные сложности в данном вопросе заключаются в привлечении внебюджетной составляющей для выполнения проектов в полном объеме. Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда предприятия просто не в силах выполнить непомерную нагрузку по изысканию и вложению собственных средств в проекты с долей до 50% от их общей стоимости при рентабельности не более 10%. И здесь требуется выработка и принятие неординарных совместных решений на уровне заказчиков, исполнителей и собственников в лице ГК "Ростех" и Росимущества".
Заместитель директора департамента РЭП Павел Павлович Куцько рассказал об итогах выполнения предприятиями промышленности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках контрактов с Минпромторгом России. Он остановился на результатах ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы. Программа имела целью развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой радиоэлектронной продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и национальной безопасности РФ. Кроме того, ДРЭП курировал около 100 НИОКР по различным ФЦП: "Создание национальной технологической базы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса", "ГЛОНАСС", обеспечивал работы в сфере импортозамещения, межгосударственной кооперации предприятий России и Белоруссии.
Результаты реализации ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы" в целом положительны. Число разработанных базовых технологий в сфере ЭКБ и аппаратуры достигло 837. Их уровень достаточно высок. К традиционному уровню, не имеющему преимуществ перед ранее созданными разработками, отнесено всего 50 технологий. А к среднему уровню, соответствующему по своим характеристикам мировым аналогам, подходит 205 технологий. При этом к высокому уровню, который превосходит по своим характеристикам отечественные и мировые аналоги, отнесено 520 технологий, к прорывному (обладает качественно новыми характеристиками) – 62 технологии.
Реализация ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" позволила отечественной промышленности форсированно сократить накопленное технологическое отставание и заложить научно-производственную платформу для дальнейшего развития отрасли. По основным показателям программа выполнена, но при этом не достигнут технологический уровень с топологическими нормами в 45 нм.
Фактическое финансирование ФЦП ЭКБ за период 2008–2015 годов составило 147 млрд. руб. или 85% от утвержденного объема (предусмотрено паспортом ФЦП – 172 млрд. руб.). Из недостающих 15% средств 2% приходится на федеральный бюджет и 13% – на внебюджетные источники, то есть недофинансирование работ произошло преимущественно из-за отсутствия внебюджетных инвестиций. В рамках ФЦП исполнено 1 158 государственных контрактов. Получено 2 057 результатов интеллектуальной деятельности: 1 735 ноу-хау, 106 изобретений, 97 топологий интегральных микросхем, 84 программы для ЭВМ и создано 35 полезных моделей.
В рамках подпрограммы "Ускоренное развитие ОПК" госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предусмотрена реализация программ, направленных на импортозамещение ЭКБ производства Украины и стран НАТО для изделий ВВСТ. Разработка импортозамещающей ЭКБ производства Украины в 2014–2016 годах включает 20 опытно-конструкторских работ, из них в 2015 году было завершено девять ОКР. Разработано 33 типа изделий, замещающих 43 аналога. Объем финансирования программы на 2014–2016 годы составил 3,0 млрд. руб., готовность опытных образцов – 70–75%.
Разработка импортозамещающей ЭКБ производства стран НАТО на имеющейся технологической базе предполагает проведение в 2015–2017 годах 29 опытно-конструкторских работ (все они поставлены в 2015 г.), а в 2017–2020 годах – 282 ОКР. В 2016 году планируется поставить 180 ОКР. Объем финансирования программы в 2015–2017 годах составит 8,8 млрд. руб., общий объем финансирования ОКР запланирован в размере 4,2 млрд. руб.
В рамках ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" на 2012–2020 годы в 2015 году завершена разработка унифицированного ряда из семи СБИС для навигационной аппаратуры различной категории ответственности и целевого назначения.
"Многие предприятия в этом году столкнулись с теми или иными проблемами с финансированием, – отметил в заключение П.П.Куцько. – Большая просьба: не держать в себе эти проблемы и докладывать о них в департаменте РЭП. Попробуем найти решение совместными усилиями".
Борис Николаевич Авдонин, советник генерального директора ЦНИИ "Электроника", привел примеры эффективности реализации ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы. Так, объем производства СВЧ-электроники с 2008 по 2015 годы увеличился в три раза – с 456,5 до 1 370,7 тыс. шт. Объем экспорта радиоэлектронной продукции за тот же период вырос в четыре раза с 529,0 до 2 143,2 млн. долл. США. Имело место увеличение объемов продаж электронной и радиоэлектронной продукции в пять раз со 109,1 до 571,9 млрд. руб.
В свою очередь, заместитель директора департамента РЭП Андрей Александрович Спорков рассказал о результатах реализации ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы в части капитальных вложений. Он напомнил, что программа предусматривала два направления вложений капитальных средств – техническое перевооружение и реконструкция действующих производств и создание базовых центров проектирования (дизайн-центров). В рамках программы было запланировано 138 мероприятий по созданию, реконструкции и техническому перевооружению производства. В 2015 году из 43 запланированных мероприятий по созданию базовых центров системного проектирования завершены работы только по 37. Из 95 мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению действующих радиоэлектронных производств завершены только 66. Общий показатель выполнения мероприятий по освоению капитальных вложений в рамках ФЦП ЭКБ составил 74,6%.
До сих пор не завершены работы на двух объектах, ввод в эксплуатацию которых был запланирован на 2013 год. В 2014 году мы не смогли ввести в строй уже шесть объектов. К 2015 году не завершено 29 объектов капитального строительства. Общая стоимость этих проектов составляет 20,1 млрд. руб., общий объем освоенных средств – 11,9 млрд. руб. Общий объем не освоенных внебюджетных средств составил 5,3 млрд. руб., бюджетных средств – 2,9 млрд. руб.
В целом, результаты удручающие – треть от всех запланированных объектов капитального строительства не завершена. Причем бюджетные инвестиции на капвложения за период 2012–2015 годов по ФЦП ЭКБ только по предприятиям Минпромторга составили 32,7769 млрд. руб., они были перечислены предприятиям в полном объеме. При этом предполагалось привлечение внебюджетных средств в объеме 32,780 млрд. руб., но в реальности использовано 10,311 млрд. руб. внебюджетных ресурсов, фактическое недопривлечение внебюджетных средств превышает 22,4 млрд. руб.
Проведенный анализ показал, что главной проблемой при реализации программных мероприятий явилось отсутствие необходимого объема собственных средств предприятий. По условиям ФЦП, государственные инвестиции предоставлялись при софинансировании в равном объеме (50 : 50). Факты непривлечения этих средств указывают на то, что изначально руководители предприятий и холдинговых структур при вхождении в ФЦП не проводили расчет собственных возможностей. Финансово-экономические модели реализации программных мероприятий и бизнес-планы были проработаны некачественно. Конечно, нужно отметить и кризисные явления в экономике, которые сделали крайне затруднительными, а фактически – невозможными привлечение кредитных ресурсов в 2014–2015 годах.
Еще одна проблема – слабая проработка проектной документации. Ввиду отсутствия на большинстве предприятий служб капитального строительства, организовать должный контроль за разработкой документации оказалось затруднительно. А при условии, что 90% документации не проходило государственную экспертизу, все недоработки и ошибки всплывали только на этапе реализации проектов. Это потребовало внесения множества изменений в уже утвержденную документацию.
Следующая проблема связана с тем, что само действующее законодательство менялось по ходу реализации ФЦП. Так, нас обязали руководствоваться Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 44-ФЗ. Это вынудило размещать заказы на электронных площадках, в результате, сроки от получения денег до заключения договора поставки выросли очень существенно, до трех и более месяцев.
Конечно же, сказался скачок курса рубля, поскольку отрасль – наукоемкая, а производство необходимого технологического оборудования на территории России практически отсутствует (90% закупаемого в рамках техперевооружения оборудования – зарубежное). В результате пришлось корректировать уже завершающиеся проекты, уточнять перечни оборудования.
Несомненно, все это – объективные трудности. Однако имели место и совершенно другие факторы. Так, в результате проверок, проведенных Минпромторгом и Счетной палатой, были установлены факты многолетнего (два-три, иногда и четыре года) хранения полученных бюджетных средств на счетах предприятий. Проценты по некоторым таким средствам доходили до 400 млн. руб. и были зачислены в доход предприятия как чистая прибыль. По состоянию на 1 февраля 2016 года на счетах предприятия имеются бюджетные средства, полученные в 2013–2015 годах. Так, из средств 2013 года не освоено 625 млн. руб., из 2014 года – 1 158 млн. руб., 2015 года – 1269 млн. руб. Всего с 2012 по 2015 год не использовано 3,1 млрд. руб. при общем объеме бюджетного финансирования свыше 25,1 млрд. руб. В результате в Федеральном законе о бюджете на 2016 год появилась ст. 5, которая обязала предприятия перевести все неосвоенные средства на счета в казначейство и запретила их расходовать без соответствующего решения Минпромторга. Если такого решения не последует до 1 июня, деньги могут быть возвращены в бюджет и потеряны для отрасли.
Кроме того, имели место закупки оборудования, не предусмотренного проектами, и размещение его на территории, отличной предусмотренной проектами. Проверяющие органы особо заостряли на этом внимание, были даже казусы, когда оборудование, размещенное на том же этаже, но в другом кабинете – через проход от предусмотренного – пытались трактовать как нецелевое.
В рамках ФЦП предполагалось реализовать проект по созданию 3D-микромодулей в Особой экономической зоне Томска. Сроки были определены с 2013 по 2015 год. По этому проекту работы даже не начались, ни копейки бюджетных средств не освоено – а это 1,2 млрд. руб. В начале 2015 года ДРЭП поднял вопрос о дальнейшей реализации проекта. После проработки интегрированная структура предложила перенести проект в Москву, переработать проектную документацию и ввести объект в эксплуатацию в 2016 году. Департамент поддержал эти предложения, было поручено переработать проектную документацию, чтобы в течение 2015 года, пока ФЦП не завершена, пройти необходимую экспертизу и переутвердить проект. Однако к концу 2015 года данная работа выполнена не была. И на данный момент у нас нет никаких оснований реализовать этот проект.
Конечно, ДРЭП понимал всю сложность ситуации с капитальным строительством и выступил с предложением продлить ФЦП на один год в части капитальных вложений, тем самым перенося ввод объектов на 2016 год. Однако предприятия в срок не предоставили планы корректировок и необходимую документацию, соответственно, Минэкономразвития совместно с Минфином нас не поддержало, теперь внести какие-либо изменения в ФЦП не представляется возможным.
В нынешнем году предприятия ждут два нововведения. Во-первых, в конце 2015 года был изменен Федеральный закон о парламентском контроле, и теперь при внесении в Государственную думу и Совет Федерации проектов Федерального закона о бюджете должна предоставляться информация о наличии проектно-сметной документации по всем новым объектам. Соответственно, все новые объекты, не обеспеченные проектно-сметной документацией в срок до 1 декабря 2016 года, в проект закона о бюджете включаться не будут.
Во-вторых, с 2016 года начинает действовать процедура казначейского сопровождения реализации проектов (аналог 275-ФЗ), по которым проводятся авансовые платежи. Все бюджетные инвестиции 2016 года и далее будут перечисляться на счета организаций, открываемые в казначействе. Авансы подрядчикам также должны перечисляться на счета в казначействе.
И наконец, по решению Президента РФ, в 2016 году будет проведен технологический аудит всех предприятий оборонно-промышленного комплекса, от всех отраслей промышленности назначены курирующие отраслевые институты, в радиоэлектронике – ЦНИИ "Электроника". Эта работа должна завершиться до октября 2016 года. Будет представлена полная технологическая карта предприятий ОПК, а также предложения по ее развитию. И по полученной информации будут приниматься решения о реализации новых проектов.
Александр Анатольевич Борисов, генеральный директор АО "НПП "Исток" им. А.И.Шокина", представил доклад, посвященный проблемным вопросам создания особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа "Исток". С 2009 года НПП входит в состав холдинга "Российская Электроника". В конце декабря 2015 года премьер-министр Д.А.Медведев подписал постановление о создании ОЭЗ технико-внедренческого типа "Исток" в подмосковном Фрязино на территории, принадлежащей якорному участнику проекта – АО "НПП "Исток" имени А.И. Шокина" – и на прилегающих участках. Территория зоны составляет 60 га с перспективой расширения до 400 га. Специализация ОЭЗ – СВЧ-электроника, лазерное приборостроение, сложные технические системы. Статус ОЭЗ предполагает для ее резидентов экономию средств за счет использования таможенных и налоговых льгот. Суммарная экономия в 2016–2017 годах должна составить 14,267 млрд. руб. Разработан проект инновационного развития радиоэлектронного кластера в ОЭЗ.
Сегодня в НПП "Исток" поддерживается производство 3 317 типов изделий СВЧ-электроники, непосредственно выпускается 1 136 типов СВЧ-изделий (более 2 млн. шт.). Выпуск продукции в 2011–2020 годах, в соответствии с запросами клиентов, должен превысить 22,6 млн. шт. Это потребует увеличения производственных мощностей в 26,4 раза. Общий объем финансирования восьми проектов технического перевооружения в 2011–2017 годах составит 55,767 млрд. руб.
Однако назрел ряд проблем реализации намеченных мероприятий. Во-первых, выросла стоимость проектов из-за роста курса рубля. Например, проектами в 2015–2017 годы предусмотрены инвестиции в размере 47,269 млрд. руб. А в соответствии с новыми курсами валют, на те же цели требуется 67,620 млрд. руб., то есть появляется дефицит в 20,350 млрд. руб. Кроме того, в проектах ФЦП бюджетное финансирование предусмотрено только в годовом исчислении – без каких-либо гарантий его предоставления исходя из графика проведения работ в соответствии с заключенными контрактами. Отсутствует и оперативный порядок корректировки состава и типажа инженерного и технологического оборудования в проекте.
Существуют и серьезные проблемы обеспечения своевременности и достаточности формирования собственных и бюджетных средств предприятий для выполнения ФЦП. Новации регулирующих органов привели к удлинению процедур заключения контрактов по ГОЗ, что делает невозможным опережающий запуск, задерживает авансирование проектов и, как следствие, снижает годовой объем заказов на 2016 год примерно на 5 млрд. руб.
Сегодня имеет место деконсолидация денежных средств предприятия на множестве отдельных счетов в разных банках, что ведет практически к замораживанию временно свободных денежных средств в виде текущего остатка на этих счетах. Если раньше был один расчетный счет, то в новых условиях стало более 200 расчетных счетов, что сопровождается ростом трудозатрат по проведению платежных операций и обслуживанию множества счетов. И это – далеко не все трудности.
Большие трудозатраты связаны с многочисленными проверками деятельности предприятия. С 2013 по 2016 год в НПП "Исток" было проведено более 70 проверок соблюдения действующего законодательства в рамках выполнения ГОЗ и расходования бюджетных средств. Только с начала 2015 года проведено 49 проверок – со стороны прокуратуры, Счетной палаты, Контрольного управления при Президенте РФ и других органов. Эти инспекции буквально живут на предприятии. В рамках взаимодействия с проверяющими инстанциями им было передано 28 тыс. листов документов, справок и т. д. Причем по результатам проведенных проверок фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также коррупционных составляющих не выявлено.
Генеральный директор АО "Росэлектроника" Игорь Ильич Козлов, лишь недавно занявший свой пост, рассказал об итогах деятельности этой интегрированной структуры в 2015 году и основных задачах на 2016 год. В структуре выручки "Росэлектроники" электронные компоненты занимают 49% (порядка 10 тыс. наименований), аппаратура – 31%, комплексы / интеграция – 8% и т. д. В состав этой интегрированной структуры входят более 110 предприятий. Выручка холдинга в 2015 году составила 58,5 млрд. руб., доля гражданской продукции 22,7%, чистая прибыль достигла 2,1 млрд. руб. В холдинге 21 убыточное предприятие. Выработка на одного сотрудника находится на уровне 1,505 млн. руб.
В 2016 году выручка холдинга должна вырасти до 73,5 млрд. руб., доля гражданской продукции должна снизиться до 22%, чистая прибыль повысится до 4,9 млрд. руб. Количество убыточных предприятий сократится до 7. Выработка на одного сотрудника вырастет до 1,9 млн. руб. Эти показатели будут достигнуты в основном за счет роста объемов государственного оборонного заказа. Отсутствие гражданского рынка тормозит развитие отечественной электроники. Из-за отсутствия роста ГОЗ в среднесрочной и долгосрочной перспективах, имеющих место ограниченных производственных мощностей и устаревших технологий появились предпосылки к стагнации показателей экономического развития холдинга.
Выполнение планов модернизации предприятий в рамках ФЦП в 2015 году было не полным: планировалось к завершению 14 проектов, фактически завершено 10 на общую сумму 1,666 млрд. руб. Не завершено четыре проекта на сумму 2,403 млрд. руб. Одной из проблем, выявленной при реализации проектов ФЦП, стало отсутствие в момент завершения работ потребности в объеме изделий, ранее запланированных к выпуску расчетной программой. Это приводит к признанию неэффективности инвестиционного проекта и к нецелесообразности дофинансирования работ из внебюджетных источников.
Релизация НИОКР на предприятиях холдинга было не безупречным. В 2015 году выполнялось 473 НИОКР (9,7 млрд. руб.), завершено 260 НИОКР (4,3 млрд. руб.). По девяти НИОКР Минпромторгом РФ предъявлены претензии пяти организациям холдинга. В 2016 году выполняется 213 НИОКР (4,8 млрд. руб.), планируется завершить 145 НИОКР (2,6 млрд. руб.). Из-за отсутствия авансов для переходящих на 2016 год НИОКР в рамках ФЦП (85 работ на 1,9 млрд. руб.) создались предпосылки к невозможности их завершения в установленные сроки.
Потребности аппаратурных предприятий в ЭКБ, разработанной в 2016 году предприятиями холдинга, неизвестны. Примерно 75% разработанных изделий не обеспечены спросом со стороны аппаратурных предприятий. Аналогичная проблема и с импортозамещением. По разработке импортозамещающей ЭКБ производства стран НАТО "Росэлектроника" выполняет четыре ОКР (0,7 млрд. руб.), которые позволят заменить 62 типа ЭКБ ИП. Однако даже успешно разработанные отечественные аналоги внедряются в ВВСТ только через 3–5 лет. Возникает вопрос: "Для кого и зачем в экономическом смысле мы пытаемся это делать?" Работы по импортозамещению ЭКБ ИП должны быть увязаны с мероприятиями по модернизации образцов ВВСТ.
Главной задачей на 2016 год новый глава холдинга видит в обеспечении выполнения производственной программы, в том числе государственного оборонного заказа. Далее планируется провести технологический аудит предприятий с привлечением внешних экспертов, выстраивание системы управления и исполнения ГОЗ. Кроме того, предстоит пересмотр экономической сущности инвестиционных проектов и программы импортозамещения, требуется разработка стратегии развития холдинга и дочерних обществ на период до 2025 года, развитие гражданских продуктовых направлений, формирование новой структуры холдинга и управляющей компании.
Геннадий Яковлевич Красников, генеральный директор АО "Научно-исследовательский институт молекулярной электроники" (НИИМЭ), в своем выступлении остановился на текущем состоянии отечественной микроэлектроники сквозь призму достижений ОАО "НИИМЭ и Микрон". Он отметил, что все ведущие российские центры проектирования (более 20 компаний) и научно-исследовательские организации (свыше 30 НИИ и университетов) используют "Микрон" в качестве самой современной в Российской Федерации базы для изготовления продукции и проведения НИОКР. Докладчик привел некоторое сопоставление результатов разработки отечественной и зарубежной ЭКБ. В частности, технология КМОП повышенной стойкости уровня 65 нм для военной и автомобильной электроники соответствует зарубежным аналогам; технология КМОП, обеспечивающая создание встроенной флеш-памяти, реализована с топологическими нормами 130/90 нм, за рубежом – 65 нм. Радиационно-стойкая технология КМОП для космической аппаратуры соответствует топологическим нормам 130 нм, за рубежом 90 нм и т. д. Таким образом, существующие технологические возможности позволяют закрыть примерно 80% требуемой номенклатуры ЭКБ в аппаратуре.
Однако разработка прямых аналогов невозможна из-за большой номенклатуры (порядка 180 тыс. наименований). При создании минимальной универсальной номенклатуры возможности разработчиков СБИС составляют около 100 проектов год. И решить проблему может только унификация, которая до сих пор не проведена. Нужно создать площадку по унификации компонентной базы.
Первый заместитель генерального директора АО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Игорь Георгиевич Насенков посвятил свой доклад выполнению государственного оборонного заказа в 2015 году. В состав этого концерна входит 22 НИИ, 35 заводов и несколько десятков других учреждений. В рамках исполнения ГОЗ 2015 года концерн выпустил продукции на 89,7 млрд. руб., в том числе серийные поставки составили 75,7 млрд. руб., объем выполненных НИОКР – 12,6 млрд. руб. Разворачиваются 106 опытно-конструкторских работ по импортозамещению элементной базы. В частности, ведутся 43 ОКР по импортозамещению ЭКБ стран НАТО и ЕС в образцах ВВСТ и комплектующих изделиях производства КРЭТ на сумму 12,418 млрд. руб., 34 ОКР по импортозамещению ЭКБ стран НАТО и ЕС (соединителей электрических и кабельной продукции) объемом 6,432 млрд. руб., 19 ОКР по импортозамещению продукции производства Украины на сумму 6,043 млрд. руб.
Концерн поставляет продукцию в 22 иностранных государства Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и СНГ, – сказал Игорь Насенков. – Выручка от экспорта в 2015 году составила 25,6 млрд. руб., в 2016-м планируется ее увеличение до 36,7 млрд. руб.
О деятельности АО "Концерн Автоматика" рассказал его генеральный директор, Сергей Анатольевич Букашкин. В концерн входит восемь предприятий, в том числе два научно-исследовательских института. Все они ранее были в составе 3 ГУ Министерства промышленности средств связи СССР. Сегодня 90% выручки концерна формируют пять крупных компаний: "Автоматика" (Москва), ПО "Электроприбор" и ПНИИЭИ (Пенза), КЭМЗ и "Калугаприбор" (Калуга). Общий объем работ концерна Автоматика в 2015 году составил 13,362 млрд. руб. (рост на 2,1% по отношению к результатам 2014 г.). План на 2016 год – 15, 278 млрд. руб., что означает увеличение оборота на 14,3%.
В числе наиболее значимых работ 2015 года – узел связи для обеспечения выездных мероприятий за рубежом, система прямой связи для президента Российской Федерации, командно-штабная машина управления и связи "Тигр", цифровые автоматические телефонные станции различного назначения, коммерческая защищенная корпоративная GSM-сеть на базе аппарата YotaPhone2.
На техническое перевооружение предприятий концерна на 2012–2016 годы запланировано 14,6 млрд. руб., в том числе в 2014 году 2,5 млрд. руб., в 2015 году 2,9 млрд. руб. и в 2016 году 4,7 млрд. руб. В программе на среднесрочную перспективу на 2016–2018 годы холдинг концентрирует свои усилия по наращиванию производства и реализации гражданской продукции по системам защиты информации от несанкционированного доступа.
В 2018 году доля гражданской продукции в выручке компании должна превысить 10% (в 2015 году она составляла 2,3%), а в 2020 году руководство холдинга собирается довести соотношение военной и гражданской продукции до 50 : 50.
Максим Николаевич Василевский, первый заместитель генерального директора АО "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК), сообщил, что консолидированная выручка этого холдинга непрерывно растет: в 2014 году она составила 86 млрд. руб., в 2015 году 92,8 млрд. руб. и в 2016 году ожидается уровень 115,5 млрд. руб. (рост на 24%). При этом консолидированная чистая прибыль ОПК также увеличивается: в 2014 году она составила 1,7 млрд. руб., в 2015 году 2,8 млрд. руб. и в 2016 году ожидается уровень 4,3 млрд. руб. (рост на 54%).
В рамках ОПК проведен технологический аудит предприятий, разработана и утверждена концепция производственно-технологического развития холдинга до 2025 года, снижено софинансирование проектов до реально исполнимых значений с 50% до 10–15%, предусмотрена реализация только эффективных проектов, способных стать драйверами для регионов. Кроме того, готовятся предложения по корректировке проектов с учетом сложившейся макроэкономической ситуации. Сейчас ГОЗ составляет от 89 до 94% оборота предприятий холдинга и руководство хочет изменить эту ситуацию в сторону увеличения доли гражданской продукции. АО ОПК приступило к реализации ряда системообразующих проектов по гражданской тематике: создание единого информационного пространства для Объединенной авиастроительной корпорации, создание системы защищенной связи для организаций оборонно-промышленного комплекса (СЗС ОПК), ведется проект импортозамещения для Почты России. В рамках ОПК будет реализована голосовая связь, каждое предприятие будет обеспечено закрытым пунктом передачи данных, средствами аудио-видеоконференцсвязи. Оснащение системами защищенной связи 255 предприятий ОПК (всего их будет 650) потребует инвестиций в размере 3 млрд. руб.
Сергей Валентинович Друзин, заместитель генерального директора по научно-техническому развитию АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", начал свое выступление с характеристики масштабов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных концерном ВКО и его дочерними организациями в 2015 году. В концерн входят более 60 предприятий с численностью работающих свыше 100 тыс. чел.
В прошлом году концерном выполнялись НИОКР по 776 государственным контрактам и договорам, в том числе 114 государственных контрактов (по ГОЗ – 58, по ФЦП – 56) и 662 договоров (по ГОЗ – 488, по ВТС – 21, инициативных – 153). Общий объем работ, выполненных в рамках НИОКР, вырос на 67% по сравнению с 2014 годом (в основном за счет объема ГОЗ). Объем заказов в рамках ФЦП изменился несущественно.
Кроме того, концерном и его дочерними организациями выполнялось 129 контрактов на поставку ВВСТ и четыре по сопровождению, эксплуатации и ремонту (СЭиР). Доля работ по СЭиР составила 8,1%. Общий объем контрактов – 171,8 млрд. руб., в 2015 году реализовано 20,20% работ, остальные подлежат реализации в последующие годы.
В 2015 году выполнялись инвестиционные проекты по 45 объектам капитального строительства, в том числе по пяти новым. Общий объем полученных в 2015 году инвестиций составил 8,755 млрд. руб. В числе новых объектов – ракетный завод в г. Кирове и машиностроительный завод в Нижнем Новгороде.
Отвечая на слова И.И.Козлова о проблемах заказа ЭКБ, докладчик отметил: "Нужно, чтобы информация о созданной и создаваемой ЭКБ была доступна главным конструкторам, всем разработчикам. Должна быть создана соответствующая база данных, тогда ситуация будет совсем другая".
* * *
В целом, сегодня перед предприятиями отрасли стоит ряд сложных и формально разнородных задач – от безусловного выполнения требований ГОЗ до развития направления гражданской продукции. И все это – на фоне непростых внешних и внутренних условий работы. Безусловно, это очередной вызов для всей электронной отрасли страны, но нет сомнений, что на него найдется достойный ответ.
Отзывы читателей