Открыл конференцию директор по стратегическому маркетингу GS Group, председатель отраслевого отделения по радиоэлектронике общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Андрей Безруков докладом об особенностях электронной промышленности и проблемах развития отрасли. Среди них – фокусировка на нишевых или закрытых локальных рынках и наличие большого количества мелких производителей. Нишевое позиционирование означает, что компании зачастую не желают даже обсуждать возможности работы на открытых рынках. В настоящее время предприятия электронной отрасли отличаются закрытостью и изолированностью, применяют короткий горизонт планирования, большая часть продукции отечественной электроники предназначена для нужд оборонной промышленности. Небольшие нишевые компании не могут сформировать единый массовый спрос на технологии, кадры и разработку отраслевой политики.
А.Безруков представил возможные подходы к развитию отрасли. Так, традиционный подход, отражающий возникающие потребности предприятий, опирается на запросы государственного сектора и на бюджетные инвестиции. Подобный подход всегда будет расходным по отношению к бюджету. Как представитель отраслевого сообщества А.Безруков предложил другие способы развития и поддержки отрасли, которые дополняют существующие и призваны способствовать инвестиционной привлекательности электронной отрасли. Цель этих мер – в течение ближайших десяти лет обеспечить нашей стране глобальное лидерство в выбранных приоритетных сегментах электроники, увеличив долю России на мировом рынке электроники с нынешних 0,4% до 2,5% к 2026 году при сохранении ежегодных темпов роста отрасли не менее 10%. "Нужно принять необходимые меры для того, чтобы доля экспортных доходов в выручке российских компаний превысила доходы от реализации продукции на внутреннем рынке. Таким образом мы сможем преодолеть технологическое отставание и обеспечить возможность экспорта в приоритетных сегментах отрасли", – сказал А.Безруков.
В продолжение темы стратегического развития российской электроники генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники Иван Покровский отметил, что названный показатель доли России на мировом рынке электроники к 2026 году – 2,5% – это уровень современной Бразилии. Он выразил уверенность, что у России должно "получиться лучше", потому что базовые условия в нашей стране лучше, чем в Бразилии.
Согласно предположению И.Покровского, к 2020 году, по окончании реализации программы перевооружения, объем рынка, скорее всего, начнет сокращаться. Вместе с тем гражданские сегменты рынка имеют потенциал развития. Отрасль должна стать привлекательной для частных инвесторов и интегрироваться в мировой рынок в качестве поставщика продукции. "Необходимо, чтобы российские производители смогли предложить интересные для крупного бизнеса стратегии развития, и хотелось бы, чтобы государство эти стратегии поддержало", – сказал И.Покровский.
Что касается микроэлектроники, то это сфера, которую, по словам И.Покровского, "невозможно вытянуть на частных инвестициях", так как внутренний рынок компонентов недостаточно большой, чтобы окупить инвестиции в массовое производство современных микросхем. Возможные решения в этом сегменте заключаются в создании двух-трех независимых фаундри-компаний и предоставлении им условий исключительного налогового режима и систем субсидий на всех этапах выхода их продукции на конкурентный уровень.
Главные ожидаемые меры господдержки для развития радиоэлектронной отрасли – это введение таможенных пошлин на импорт конечной продукции и увеличение доли российской продукции на внутреннем рынке.
Отвечая на прозвучавшие предложения, директор департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Хохлов заявил, что объем отрасли по итогам года вырос более чем на 30%. Действительно выпускается, в основном, оборонная продукция, но этот рынок стабилен и будет стабильным после 2020 года. Также Сергей Хохлов высказал убеждение, что прежде чем выходить на экспорт, отечественным компаниям необходимо иметь продукт и заполнить им российский рынок.
Говоря о развитии микроэлектроники, руководитель департамента сообщил, что на недавнем заседании правительства было принято два ключевых для данного сегмента решения. Первое – это создание государственного заказа по некоторым продуктам микроэлектроники, в частности, речь идет об электронных документах, маркировке различных видов товаров, национальной платежной системе. Второе решение – о необходимости дотаций. Например, в производстве платежных карт наши крупнейшие предприятия не могут конкурировать с иностранными производителями, цена на конечный продукт которых значительно ниже. По словам С.Хохлова, "государство готово субсидировать часть затрат, чтобы российским компаниям войти в этот рынок и в нем укрепиться".
После вступления России в ВТО ввести заградительные пошлины на ввоз конечной продукции радиоэлектронной промышленности не удастся, тем не менее, считает С.Хохлов, в этой ситуации возможна реализация механизма антидемпингового расследования, которым успешно пользуются другие отрасли промышленности. Благодаря этому можно увеличить пошлину для импортируемых товаров и в таком случае ввозимый товар утратит преимущество перед аналогичным отечественным.
По мнению генерального директора холдинговой компании "Росэлектроника" Игоря Козлова, основная проблема современной отечественной электроники состоит в том, что ни в частном бизнесе, ни в госкомпаниях нет понимания своего места в мировой отрасли. "Мы работаем на зрелом конкурентоспособном рынке, где нас не ждут. Не надо об этом забывать. Надо просто больше тренироваться", – сказал И.Козлов, проводя аналогию с большим спортом. С другой стороны, в стране огромный внутренний рынок и большие внутренние барьеры по отношению к нему. Поэтому необходимо системное госрегулирование отечественного рынка.
В ходе дискуссии был затронут также вопрос государственного поощрения глобальных компаний, которые приходят на российский рынок. С.Хохлов напомнил, что с прошлого года действует механизм специального инвестиционного контракта – для тех, кто локализует свою продукцию на российском рынке либо создает производства в нашей стране. Данный инструмент применяется в области медицины, станкостроения и будет распространяться на сферу радиоэлектроники.
А.Безруков представил возможные подходы к развитию отрасли. Так, традиционный подход, отражающий возникающие потребности предприятий, опирается на запросы государственного сектора и на бюджетные инвестиции. Подобный подход всегда будет расходным по отношению к бюджету. Как представитель отраслевого сообщества А.Безруков предложил другие способы развития и поддержки отрасли, которые дополняют существующие и призваны способствовать инвестиционной привлекательности электронной отрасли. Цель этих мер – в течение ближайших десяти лет обеспечить нашей стране глобальное лидерство в выбранных приоритетных сегментах электроники, увеличив долю России на мировом рынке электроники с нынешних 0,4% до 2,5% к 2026 году при сохранении ежегодных темпов роста отрасли не менее 10%. "Нужно принять необходимые меры для того, чтобы доля экспортных доходов в выручке российских компаний превысила доходы от реализации продукции на внутреннем рынке. Таким образом мы сможем преодолеть технологическое отставание и обеспечить возможность экспорта в приоритетных сегментах отрасли", – сказал А.Безруков.
В продолжение темы стратегического развития российской электроники генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники Иван Покровский отметил, что названный показатель доли России на мировом рынке электроники к 2026 году – 2,5% – это уровень современной Бразилии. Он выразил уверенность, что у России должно "получиться лучше", потому что базовые условия в нашей стране лучше, чем в Бразилии.
Согласно предположению И.Покровского, к 2020 году, по окончании реализации программы перевооружения, объем рынка, скорее всего, начнет сокращаться. Вместе с тем гражданские сегменты рынка имеют потенциал развития. Отрасль должна стать привлекательной для частных инвесторов и интегрироваться в мировой рынок в качестве поставщика продукции. "Необходимо, чтобы российские производители смогли предложить интересные для крупного бизнеса стратегии развития, и хотелось бы, чтобы государство эти стратегии поддержало", – сказал И.Покровский.
Что касается микроэлектроники, то это сфера, которую, по словам И.Покровского, "невозможно вытянуть на частных инвестициях", так как внутренний рынок компонентов недостаточно большой, чтобы окупить инвестиции в массовое производство современных микросхем. Возможные решения в этом сегменте заключаются в создании двух-трех независимых фаундри-компаний и предоставлении им условий исключительного налогового режима и систем субсидий на всех этапах выхода их продукции на конкурентный уровень.
Главные ожидаемые меры господдержки для развития радиоэлектронной отрасли – это введение таможенных пошлин на импорт конечной продукции и увеличение доли российской продукции на внутреннем рынке.
Отвечая на прозвучавшие предложения, директор департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Хохлов заявил, что объем отрасли по итогам года вырос более чем на 30%. Действительно выпускается, в основном, оборонная продукция, но этот рынок стабилен и будет стабильным после 2020 года. Также Сергей Хохлов высказал убеждение, что прежде чем выходить на экспорт, отечественным компаниям необходимо иметь продукт и заполнить им российский рынок.
Говоря о развитии микроэлектроники, руководитель департамента сообщил, что на недавнем заседании правительства было принято два ключевых для данного сегмента решения. Первое – это создание государственного заказа по некоторым продуктам микроэлектроники, в частности, речь идет об электронных документах, маркировке различных видов товаров, национальной платежной системе. Второе решение – о необходимости дотаций. Например, в производстве платежных карт наши крупнейшие предприятия не могут конкурировать с иностранными производителями, цена на конечный продукт которых значительно ниже. По словам С.Хохлова, "государство готово субсидировать часть затрат, чтобы российским компаниям войти в этот рынок и в нем укрепиться".
После вступления России в ВТО ввести заградительные пошлины на ввоз конечной продукции радиоэлектронной промышленности не удастся, тем не менее, считает С.Хохлов, в этой ситуации возможна реализация механизма антидемпингового расследования, которым успешно пользуются другие отрасли промышленности. Благодаря этому можно увеличить пошлину для импортируемых товаров и в таком случае ввозимый товар утратит преимущество перед аналогичным отечественным.
По мнению генерального директора холдинговой компании "Росэлектроника" Игоря Козлова, основная проблема современной отечественной электроники состоит в том, что ни в частном бизнесе, ни в госкомпаниях нет понимания своего места в мировой отрасли. "Мы работаем на зрелом конкурентоспособном рынке, где нас не ждут. Не надо об этом забывать. Надо просто больше тренироваться", – сказал И.Козлов, проводя аналогию с большим спортом. С другой стороны, в стране огромный внутренний рынок и большие внутренние барьеры по отношению к нему. Поэтому необходимо системное госрегулирование отечественного рынка.
В ходе дискуссии был затронут также вопрос государственного поощрения глобальных компаний, которые приходят на российский рынок. С.Хохлов напомнил, что с прошлого года действует механизм специального инвестиционного контракта – для тех, кто локализует свою продукцию на российском рынке либо создает производства в нашей стране. Данный инструмент применяется в области медицины, станкостроения и будет распространяться на сферу радиоэлектроники.
Отзывы читателей