Выпуск #7/2016
А.Богинский
Отрасль начинает меняться — мы готовы к работе по новым правилам
Отрасль начинает меняться — мы готовы к работе по новым правилам
Просмотры: 2502
Рассказывает заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации А.И.Богинский
По мере реализации программы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" отрасль начинает меняться, руководствуясь новыми рыночными правилами. Первые результаты дает последовательная работа по внедрению проектного подхода. Начался отбор заявок от организаций, претендующих на получение государственной поддержки в виде субсидий. О технологических приоритетах, основных векторах развития электронной и радиоэлектронной промышленности, замещении импорта, проблемах и перспективах производства в нашей стране такой продукции, которая могла бы быть конкурентоспособной не только в России, но и за ее пределами, в интервью нашему журналу рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Иванович Богинский.
Андрей Иванович, расскажите, пожалуйста, о возможных сценариях развития отрасли.
Наш основной сценарий – это развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание дополнительных рабочих мест, новой интеллектуальной инфраструктуры, увеличение добавленной стоимости внутри страны, повышение производительности труда. Все это – прописные истины, о которых громко говорят с различных трибун. Но к этому я еще добавил бы, что важно – обеспечить нашим детям возможность жить и работать в России, с удовольствием заниматься любимым делом и иметь достойный уровень жизни.
Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для отрасли и какие меры принимаются для их решения?
Самая актуальная проблема – привлечение дополнительного финансирования и обеспечение ликвидности организаций. Минпромторг внимательно следит за ситуацией и оказывает нуждающимся предприятиям помощь. При этом мы используем такие инструменты, как, например, госгарантии, в том числе по кредитам. Для поддержания платежного баланса и для того, чтобы у них не было необходимости в получении новых кредитов, не повышалась и без того достаточно серьезная кредитная нагрузка, мы работаем также над увеличением процента авансирования выполняемых контрактов.
Не менее важный аспект – стимулирование спроса на отечественную продукцию. Одним из наиболее значимых инструментов господдержки в этом направлении является разработанный нами план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу. Этот документ предусматривает реализацию проектов, предполагающих закупку федеральными органами исполнительной власти микроэлектронных изделий, в том числе микрочипов, RFID-меток. Обеспечить спрос на определенный перечень продукции может также исполнение требований "закона Яровой".
Стоит ли концентрировать усилия на развитии определенных отраслевых ниш? И если да, то по какому принципу их отбирать?
Конечно, охватить все одновременно невозможно. Мы исходим из принципа поддержки в гражданском сегменте инициативных проектов организаций. Определены четыре основных вектора развития отрасли: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, системы интеллектуального управления и специальное технологическое оборудование.
Эти направления мы отобрали, руководствуясь результатами целого цикла аналитических исследований и консультаций с российскими и международными экспертами в области радиоэлектроники. Приоритеты определяли по совокупности научно-производственных и рыночных факторов, таких как наличие технологического задела, готовность производственной и сервисной инфраструктуры, возможность достижения конкурентоспособных характеристик конечной продукции в кратко- и среднесрочной перспективе. Кроме того, на этапе отбора значительное внимание уделялось рынкам потребления продукции, при этом акцент делался на объеме и перспективах повышения спроса на продукцию, возможности выхода на рынок и защиты отечественных компаний. В силу необходимости оказания фокусированной поддержки для каждого из перечисленных направлений создана подпрограмма в рамках госпрограммы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности". Отбор заявок от организаций в рамках госпрограммы уже ведется, и в скором времени ожидается запуск первого этапа комплексных проектов.
Ключевая идея проектного подхода госпрограммы заключается в том, что государство определяет только общие правила и направления приоритетного развития, в рамках которых у нас есть наибольший потенциал. Участники сами инициируют создание того или иного продукта и обосновывают его целесообразность. Для подачи заявки на конкурс предприятия должны проработать подробную финансово-экономическую модель и сформировать бизнес-план. Лучшим проектам мы поможем посредством субсидий, тем самым возместив часть затрат на проведение НИОКР или уплату процентов по кредитам, полученным на создание или развитие производственной базы, необходимой для проекта.
Понимая, что все новое и непривычное на первых этапах, как правило, вызывает протестные настроения, мы много работаем с предприятиями, подробно разъясняем новые принципы, фактически обучаем работе по рыночным правилам. Для нас очевидно, что до реализации проектного подхода надо дорасти, он не заработает по мановению волшебной палочки, поэтому поступательное движение в этом направлении мы начали за два года до запуска новой госпрограммы. Мы хотим, чтобы у предприятий было четкое понимание продолжительности и стоимости жизненного цикла выпускаемой продукции, ее сильных и слабых сторон, рынков и каналов сбыта. Это дисциплинирует отрасль и учит ответственности за свои решения, заставляет оценивать финансовые последствия своих действий.
Рассчитывать на государственную поддержку могут только те, кто доведет свои проекты до финального этапа – запустит продукцию в серию и обеспечит ее сбыт. Государство заинтересовано в том, чтобы наши высокотехнологичные проекты начали давать экономический эффект уже к 2020 году, а организации могли быстрее выйти на окупаемость и обеспечить дальнейшее развитие самостоятельно.
Среди поступающих на конкурс проектов, многие позиционируются как стартовые площадки для развития семейства продуктов. Отлично! Это признак того, что отрасль начинает меняться, заявляет о готовности развиваться по новым правилам.
Полагаю, что при таком подходе частные организации должны иметь некоторое преимущество, поскольку уже давно работают в конкурентной среде. Могут ли они участвовать в государственной программе и на каких условиях?
Безусловно могут, причем данная программа предполагает равные условия для участия государственных и частных организаций. Мы считаем, что нужно вовлекать в процесс развития как можно большее количество рыночных игроков, ведь это формирует конкурентную среду и позволяет повышать качество проектов.
Стоит отметить, что государственная программа рассчитана исключительно на создание гражданской продукции, и мы рады, что предприятия, исторически ориентированные на оборонно-промышленный комплекс, начинают формировать предложения гражданской направленности.
Участие в конкурсе на получение бюджетного финансирования полезно, даже если организация не получит субсидию. При подготовке к конкурсу формируется пакет документов, который станет хорошим подспорьем в поиске частного инвестора или в получении кредита.
Хотелось бы затронуть тему импортозамещения как одного из элементов становления современной российской промышленной политики. В сфере радиоэлектроники также есть план развития в данном направлении. Скажите, пожалуйста, что сделано и что еще предстоит?
План импортозамещения – это инструмент, позволяющий выделять и контролировать ход реализации наиболее перспективных проектов. Как и в случае с государственной программой, участие в реализации плана импортозамещения исключительно добровольное. Несмотря на то что организации не получают дополнительного финансирования, они стремятся стать одним из составляющих этого Плана, получить статус перспективного проекта, соответствующего приоритетным целям и задачам развития государства.
Важно понимать, что план импортозамещения – это "живой" инструмент, в рамках которого проводится постоянный мониторинг. При необходимости мы вносим корректировки: одни проекты исключаются из плана из-за неэффективности, другие, наоборот, добавляются. При отборе проектов мы ориентируемся на создание внутри страны продукции с максимальной добавленной стоимостью. Все организации, которые хотели бы включить в План свои проекты, могут подать заявку.
Сегодня уже представлены лучшие проекты с точки зрения вклада в импортозамещение, началась их реализация. В текущем году ожидается запуск большого пула новых проектов.
Впереди нас ждет интенсивная работа – мы рассчитываем, что наибольший экономический эффект будет получен ближе к 2020 году, когда проекты перейдут от этапа НИОКР и выпуска тестовых партий к стадии массового производства. Но важно понимать, что в погоне за выпуском всего отечественного мы не должны забывать о качестве продукции. Можно директивно обеспечить создание ряда технологий аналогичных зарубежным, однако добиться спроса на отечественную продукцию и ее высокой серийности невозможно при помощи административных мер. Наша задача – обеспечить сочетание необходимых условий для технологического развития и политики импортозамещения.
Сегодня есть ряд интересных проектов, которые потенциально способны изменить ситуацию на рынке радиоэлектронной продукции и потеснить иностранных производителей. Это новое поколение микропроцессоров семейства "Эльбрус". (Насколько мне известно, на 2018 год запланирован выпуск 8- и 16-ядерных версий.) Еще один проект предусматривает изготовление электронных документов, например, удостоверения личности гражданина. В следующем году будет сделана партия 300 тыс., а с 2018-го планируем выйти на объем более 10 млн. штук в год. Запланирован также выпуск платежных карт по заказу Центрального Банка России. Наши предприятия готовы удовлетворить спрос на карты "Мир" с отечественным чипом. В следующем году объем выпуска составит 7 млн. штук, в 2017-м – 20 млн., а в 2018-м – 30 млн. ожидается, что общая выручка превысит 2 млрд. руб.
К числу наиболее перспективных проектов можно отнести разработку импортозамещающих компонентов и магистральных модулей, которые позволят решить задачи развития магистральных и высокоскоростных систем передачи данных в ближайшее время.
Можно назвать еще десятки проектов, каждый из которых является своего рода "окном возможностей" для России, обеспечивает освоение новых технологий и рынков. Надеюсь, что в ближайшие годы по мере выпуска новых продуктов российского производства скептические настроения в отношении отечественной гражданской радиоэлектронной промышленности уйдут в прошлое.
Акцент на проблемах импортозамещения означает ориентацию только на внутренний рынок? Предусмотрены ли меры поддержки выхода российских производителей на внешние рынки?
Внешние рынки, безусловно, являются для нас весьма важными, так как обеспечивают организациям высокую рентабельность и позволяют получать валютную выручку, что в сложившихся экономических условиях очень актуально. В противном случае мы рискуем потерять ориентиры для развития конкурентоспособности, что, в конечном итоге, ослабит наши позиции и на внутреннем рынке.
Наибольшую долю нашего внешнеторгового оборота по-прежнему составляет экспорт военного назначения. В основном, продукция поставляется в Египет, Алжир и Иран, а импортируем мы из Беларуси, Германии, Китая, США и Чешской Республики.
У нас есть международный проект, которым можно гордиться – электронная система выпуска и обращения биометрических заграничных паспортов для Лаосской Народно-Демократической Республики, созданная ФГУП "Гознак" совместно с российскими организациями. Все прикладное программное обеспечение системы, а также специальное оборудование, включая сканеры отпечатков пальцев, считыватели паспортов, криптографическое оборудование и система управления потоками посетителей разработаны и поставляются российскими компаниями. Бланки биометрических паспортов c электронным носителем информации, соответствующие всем международным стандартам, были выпущены ФГУП "Гознак" на основе российского микроконтроллера, разработанного и серийно выпускаемого на ОАО "НИИМЭ и Микрон".
В сентябре прошло первое заседание рабочей группы по радиоэлектронике в рамках сотрудничества в области промышленности правительств России и Китая, вопросам взаимодействия в индустриальной сфере было посвящено заседание российско-индийской рабочей группы. Мы прилагаем большие усилия для укрепления отношений с этими странами.
К сожалению, объем экспорта пока недостаточен. Безусловно, российские компании способны создавать не только военную, но и гражданскую продукцию, которая будет востребована за рубежом, но им мешает слабая информированность о порядках и механизмах осуществления внешнеэкономической деятельности и банальное отсутствие опыта.
Хорошую поддержку в решении этой задачи может оказать созданный в прошлом году Российский экспортный центр, который предлагает бесплатные образовательные программы для организаций, предоставляет всестороннюю правовую поддержку, оказывает содействие при проведении заседаний межправительственных комиссий, бизнес-миссий и т. д.
Спасибо за интересный рассказ.
По мере реализации программы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" отрасль начинает меняться, руководствуясь новыми рыночными правилами. Первые результаты дает последовательная работа по внедрению проектного подхода. Начался отбор заявок от организаций, претендующих на получение государственной поддержки в виде субсидий. О технологических приоритетах, основных векторах развития электронной и радиоэлектронной промышленности, замещении импорта, проблемах и перспективах производства в нашей стране такой продукции, которая могла бы быть конкурентоспособной не только в России, но и за ее пределами, в интервью нашему журналу рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Иванович Богинский.
Андрей Иванович, расскажите, пожалуйста, о возможных сценариях развития отрасли.
Наш основной сценарий – это развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание дополнительных рабочих мест, новой интеллектуальной инфраструктуры, увеличение добавленной стоимости внутри страны, повышение производительности труда. Все это – прописные истины, о которых громко говорят с различных трибун. Но к этому я еще добавил бы, что важно – обеспечить нашим детям возможность жить и работать в России, с удовольствием заниматься любимым делом и иметь достойный уровень жизни.
Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для отрасли и какие меры принимаются для их решения?
Самая актуальная проблема – привлечение дополнительного финансирования и обеспечение ликвидности организаций. Минпромторг внимательно следит за ситуацией и оказывает нуждающимся предприятиям помощь. При этом мы используем такие инструменты, как, например, госгарантии, в том числе по кредитам. Для поддержания платежного баланса и для того, чтобы у них не было необходимости в получении новых кредитов, не повышалась и без того достаточно серьезная кредитная нагрузка, мы работаем также над увеличением процента авансирования выполняемых контрактов.
Не менее важный аспект – стимулирование спроса на отечественную продукцию. Одним из наиболее значимых инструментов господдержки в этом направлении является разработанный нами план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу. Этот документ предусматривает реализацию проектов, предполагающих закупку федеральными органами исполнительной власти микроэлектронных изделий, в том числе микрочипов, RFID-меток. Обеспечить спрос на определенный перечень продукции может также исполнение требований "закона Яровой".
Стоит ли концентрировать усилия на развитии определенных отраслевых ниш? И если да, то по какому принципу их отбирать?
Конечно, охватить все одновременно невозможно. Мы исходим из принципа поддержки в гражданском сегменте инициативных проектов организаций. Определены четыре основных вектора развития отрасли: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, системы интеллектуального управления и специальное технологическое оборудование.
Эти направления мы отобрали, руководствуясь результатами целого цикла аналитических исследований и консультаций с российскими и международными экспертами в области радиоэлектроники. Приоритеты определяли по совокупности научно-производственных и рыночных факторов, таких как наличие технологического задела, готовность производственной и сервисной инфраструктуры, возможность достижения конкурентоспособных характеристик конечной продукции в кратко- и среднесрочной перспективе. Кроме того, на этапе отбора значительное внимание уделялось рынкам потребления продукции, при этом акцент делался на объеме и перспективах повышения спроса на продукцию, возможности выхода на рынок и защиты отечественных компаний. В силу необходимости оказания фокусированной поддержки для каждого из перечисленных направлений создана подпрограмма в рамках госпрограммы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности". Отбор заявок от организаций в рамках госпрограммы уже ведется, и в скором времени ожидается запуск первого этапа комплексных проектов.
Ключевая идея проектного подхода госпрограммы заключается в том, что государство определяет только общие правила и направления приоритетного развития, в рамках которых у нас есть наибольший потенциал. Участники сами инициируют создание того или иного продукта и обосновывают его целесообразность. Для подачи заявки на конкурс предприятия должны проработать подробную финансово-экономическую модель и сформировать бизнес-план. Лучшим проектам мы поможем посредством субсидий, тем самым возместив часть затрат на проведение НИОКР или уплату процентов по кредитам, полученным на создание или развитие производственной базы, необходимой для проекта.
Понимая, что все новое и непривычное на первых этапах, как правило, вызывает протестные настроения, мы много работаем с предприятиями, подробно разъясняем новые принципы, фактически обучаем работе по рыночным правилам. Для нас очевидно, что до реализации проектного подхода надо дорасти, он не заработает по мановению волшебной палочки, поэтому поступательное движение в этом направлении мы начали за два года до запуска новой госпрограммы. Мы хотим, чтобы у предприятий было четкое понимание продолжительности и стоимости жизненного цикла выпускаемой продукции, ее сильных и слабых сторон, рынков и каналов сбыта. Это дисциплинирует отрасль и учит ответственности за свои решения, заставляет оценивать финансовые последствия своих действий.
Рассчитывать на государственную поддержку могут только те, кто доведет свои проекты до финального этапа – запустит продукцию в серию и обеспечит ее сбыт. Государство заинтересовано в том, чтобы наши высокотехнологичные проекты начали давать экономический эффект уже к 2020 году, а организации могли быстрее выйти на окупаемость и обеспечить дальнейшее развитие самостоятельно.
Среди поступающих на конкурс проектов, многие позиционируются как стартовые площадки для развития семейства продуктов. Отлично! Это признак того, что отрасль начинает меняться, заявляет о готовности развиваться по новым правилам.
Полагаю, что при таком подходе частные организации должны иметь некоторое преимущество, поскольку уже давно работают в конкурентной среде. Могут ли они участвовать в государственной программе и на каких условиях?
Безусловно могут, причем данная программа предполагает равные условия для участия государственных и частных организаций. Мы считаем, что нужно вовлекать в процесс развития как можно большее количество рыночных игроков, ведь это формирует конкурентную среду и позволяет повышать качество проектов.
Стоит отметить, что государственная программа рассчитана исключительно на создание гражданской продукции, и мы рады, что предприятия, исторически ориентированные на оборонно-промышленный комплекс, начинают формировать предложения гражданской направленности.
Участие в конкурсе на получение бюджетного финансирования полезно, даже если организация не получит субсидию. При подготовке к конкурсу формируется пакет документов, который станет хорошим подспорьем в поиске частного инвестора или в получении кредита.
Хотелось бы затронуть тему импортозамещения как одного из элементов становления современной российской промышленной политики. В сфере радиоэлектроники также есть план развития в данном направлении. Скажите, пожалуйста, что сделано и что еще предстоит?
План импортозамещения – это инструмент, позволяющий выделять и контролировать ход реализации наиболее перспективных проектов. Как и в случае с государственной программой, участие в реализации плана импортозамещения исключительно добровольное. Несмотря на то что организации не получают дополнительного финансирования, они стремятся стать одним из составляющих этого Плана, получить статус перспективного проекта, соответствующего приоритетным целям и задачам развития государства.
Важно понимать, что план импортозамещения – это "живой" инструмент, в рамках которого проводится постоянный мониторинг. При необходимости мы вносим корректировки: одни проекты исключаются из плана из-за неэффективности, другие, наоборот, добавляются. При отборе проектов мы ориентируемся на создание внутри страны продукции с максимальной добавленной стоимостью. Все организации, которые хотели бы включить в План свои проекты, могут подать заявку.
Сегодня уже представлены лучшие проекты с точки зрения вклада в импортозамещение, началась их реализация. В текущем году ожидается запуск большого пула новых проектов.
Впереди нас ждет интенсивная работа – мы рассчитываем, что наибольший экономический эффект будет получен ближе к 2020 году, когда проекты перейдут от этапа НИОКР и выпуска тестовых партий к стадии массового производства. Но важно понимать, что в погоне за выпуском всего отечественного мы не должны забывать о качестве продукции. Можно директивно обеспечить создание ряда технологий аналогичных зарубежным, однако добиться спроса на отечественную продукцию и ее высокой серийности невозможно при помощи административных мер. Наша задача – обеспечить сочетание необходимых условий для технологического развития и политики импортозамещения.
Сегодня есть ряд интересных проектов, которые потенциально способны изменить ситуацию на рынке радиоэлектронной продукции и потеснить иностранных производителей. Это новое поколение микропроцессоров семейства "Эльбрус". (Насколько мне известно, на 2018 год запланирован выпуск 8- и 16-ядерных версий.) Еще один проект предусматривает изготовление электронных документов, например, удостоверения личности гражданина. В следующем году будет сделана партия 300 тыс., а с 2018-го планируем выйти на объем более 10 млн. штук в год. Запланирован также выпуск платежных карт по заказу Центрального Банка России. Наши предприятия готовы удовлетворить спрос на карты "Мир" с отечественным чипом. В следующем году объем выпуска составит 7 млн. штук, в 2017-м – 20 млн., а в 2018-м – 30 млн. ожидается, что общая выручка превысит 2 млрд. руб.
К числу наиболее перспективных проектов можно отнести разработку импортозамещающих компонентов и магистральных модулей, которые позволят решить задачи развития магистральных и высокоскоростных систем передачи данных в ближайшее время.
Можно назвать еще десятки проектов, каждый из которых является своего рода "окном возможностей" для России, обеспечивает освоение новых технологий и рынков. Надеюсь, что в ближайшие годы по мере выпуска новых продуктов российского производства скептические настроения в отношении отечественной гражданской радиоэлектронной промышленности уйдут в прошлое.
Акцент на проблемах импортозамещения означает ориентацию только на внутренний рынок? Предусмотрены ли меры поддержки выхода российских производителей на внешние рынки?
Внешние рынки, безусловно, являются для нас весьма важными, так как обеспечивают организациям высокую рентабельность и позволяют получать валютную выручку, что в сложившихся экономических условиях очень актуально. В противном случае мы рискуем потерять ориентиры для развития конкурентоспособности, что, в конечном итоге, ослабит наши позиции и на внутреннем рынке.
Наибольшую долю нашего внешнеторгового оборота по-прежнему составляет экспорт военного назначения. В основном, продукция поставляется в Египет, Алжир и Иран, а импортируем мы из Беларуси, Германии, Китая, США и Чешской Республики.
У нас есть международный проект, которым можно гордиться – электронная система выпуска и обращения биометрических заграничных паспортов для Лаосской Народно-Демократической Республики, созданная ФГУП "Гознак" совместно с российскими организациями. Все прикладное программное обеспечение системы, а также специальное оборудование, включая сканеры отпечатков пальцев, считыватели паспортов, криптографическое оборудование и система управления потоками посетителей разработаны и поставляются российскими компаниями. Бланки биометрических паспортов c электронным носителем информации, соответствующие всем международным стандартам, были выпущены ФГУП "Гознак" на основе российского микроконтроллера, разработанного и серийно выпускаемого на ОАО "НИИМЭ и Микрон".
В сентябре прошло первое заседание рабочей группы по радиоэлектронике в рамках сотрудничества в области промышленности правительств России и Китая, вопросам взаимодействия в индустриальной сфере было посвящено заседание российско-индийской рабочей группы. Мы прилагаем большие усилия для укрепления отношений с этими странами.
К сожалению, объем экспорта пока недостаточен. Безусловно, российские компании способны создавать не только военную, но и гражданскую продукцию, которая будет востребована за рубежом, но им мешает слабая информированность о порядках и механизмах осуществления внешнеэкономической деятельности и банальное отсутствие опыта.
Хорошую поддержку в решении этой задачи может оказать созданный в прошлом году Российский экспортный центр, который предлагает бесплатные образовательные программы для организаций, предоставляет всестороннюю правовую поддержку, оказывает содействие при проведении заседаний межправительственных комиссий, бизнес-миссий и т. д.
Спасибо за интересный рассказ.
Отзывы читателей