Выпуск #2/2017
В.Гутенёв
Нужны инновации, соответствующие потребностям современного рынка
Нужны инновации, соответствующие потребностям современного рынка
Просмотры: 2002
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.162.2.10.14
Рассказывает депутат Государственной Думы, первый
вице-президент Союза машиностроителей России В.В.Гутенёв
В конце января 2017 года состоялось первое в новом созыве заседание Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. На наши вопросы о приоритетных направлениях деятельности Совета, совершенствовании законодательной базы, взаимодействии предприятий и государственных органов, развитии оборонной и гражданской продукции и других актуальных для отрасли задачах отвечает депутат Государственной Думы, первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Экспертного совета В.В.Гутенёв.
Владимир Владимирович, в октябре прошлого года в Государственной Думе нового созыва при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был создан Экспертный совет по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности. Расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед этой структурой?
Сразу же отмечу, что упомянутый вами Совет является преемником такого же органа при Комитете по промышленности в Госдуме 6-го созыва, поэтому в целом задачи остаются теми же. Отмечу, что приоритетным для Экспертного совета является анализ производственно-технологического состояния предприятий радиоэлектронной промышленности, ход их технического перевооружения и создания новых современных рабочих мест, а также подготовка предложений по совершенствованию взаимодействия предприятий, законодательной базы и механизмов финансирования отрасли.
Для решения существующих проблем РЭП, а это, прежде всего, высокая доля импорта электронных компонентов, низкий внутренний спрос и отсутствие консолидированного государственного заказа на радиоэлектронную продукцию, Совету предстоит выработать предложения по расширению существующих мер поддержки отрасли. И, конечно, рассмотреть и учесть интересы предприятий при реализации разработанных проектов.
Наверное, вы согласитесь, что задачи развития отечественной электроники не могут быть решены силами одной организации и даже путем взаимодействия между организациями одного уровня. Здесь требуется совместная работа на всех уровнях от конкретных научных и производственных компаний до правительственных структур и органов законодательной власти. Однако в нашей отрасли долгое время существовали проблемы с такого рода взаимодействием и даже со взаимопониманием. Меняется ли эта ситуация сейчас?
Проблемы со взаимодействием были даже на одном уровне – между предприятиями. Именно это стало одной из причин создания госкорпорации "Ростех", в составе которой сформированы вертикально интегрированные структуры, объединяющие основные профильные организации.
Что касается развития взаимодействия и кооперации, то это как раз и является одной из главных задач вновь созданного Совета. Обратите внимание, что в его составе руководители крупнейших промышленных объединений, научных и научно-исследовательских организаций, государственных структур. Плюс самые лучшие эксперты ведущих предприятий и организаций страны, которые всегда принимают самое активное участие в наших заседаниях.
Кроме того, как раз для обеспечения взаимодействия на одном уровне в Союзе машиностроителей России создан Координационный совет разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения, заседания которого проходят практически ежемесячно. И их темы самые злободневные – от модернизации требований к радиоэлектронной аппаратуре и электронной компонентной базе, автоматизации проектирования электроники, кадрового обеспечения отрасли и молодежных программ до организации на постоянной основе консультаций с профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Российского союза промышленников и предпринимателей, Федеральной антимонопольной службы.
От того, насколько эффективно мы сможем содействовать диалогу разработчиков и производителей радиоэлектроники, государственных органов всех уровней и гражданских институтов, во многом зависят как выполнение гособоронзаказа и обеспечение безопасности страны, так и развитие всех без исключения гражданских отраслей экономики России.
За последнее время процедуры работы в рамках госзаказа претерпели существенные изменения. При этом многие представители отрасли часто выражают недовольство относящейся к этому законодательной базой, в частности Федеральным законом № 275-ФЗ. Какие, на ваш взгляд, вопросы законодательного обеспечения госзаказа требуют доработки в первую очередь, и что уже делается в этом направлении?
Действительно, поправки, внесенные в Закон "О Гособоронзаказе", очень значимы и принципиальны. Отмечу, что в их обсуждении принимали участие практически все предприятия – члены Союза машиностроителей России, задействованные в выполнении ГОЗ. И наши представители в Государственной Думе отстаивали буквально каждую букву этих поправок. В целом за время действия закона удалось повысить надежность и прозрачность взаиморасчетов, а также укрепить финансовую дисциплину.
Но, для того чтобы решить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по ее производству, требуется дальнейшее совершенствование этого нормативно-правового акта. Этот вопрос и обсуждался в конце февраля на заседании думской межфракционной Комиссии по развитию предприятий ОПК, которую я возглавляю.
Коллегией Военно-промышленной комиссии подготовлен блок соответствующих поправок, который одобрен большинством руководителей предприятий "оборонки".
Другие корректировки, необходимые для совершенствования механизмов применения закона, касаются ценообразования при выполнении ГОЗ, порядка учета в цене контракта формируемых запасов сырья и комплектующих, особенностей использования накладных расходов. Кроме того, требуют законодательного решения вопросы, связанные с диверсификацией военного производства, созданием и содержанием необходимых мобрезервов и мобмощностей. Будем работать.
Кстати, о диверсификации. Перед оборонным сектором сейчас ставится задача нарастить долю продукции гражданского назначения. В результате, по всей видимости, передовые военные технологии найдут применение в гражданской продукции российского производства, что может стать основой ее конкурентных преимуществ. С другой стороны, в мире сейчас существует ярко выраженный обратный процесс – многие передовые технологии сначала внедряются в более гибких секторах: потребительской технике, автомобильной электронике, промышленных системах и т. п., где отрабатываются и лишь затем приходят в оборонный сектор. Возможна ли такая модель у нас?
Во-первых, было бы странным считать, что за рубежом военпром собирает только отработанные в гражданском секторе технологии. Очевидно, что все значимые для обеспечения безопасности страны инновации сразу же используются в "оборонке".
Потому очевидно, что в развитом государстве процесс носит обоюдный взаимодополняющий характер. Лучшие и необходимые для решения оборонных задач продукты и технологии перетекают из "гражданки" в "оборонку", а последняя, со своей стороны, делится своими наработками, конечно, без ущерба для национальной безопасности, с гражданскими отраслями. Так же все происходит и у нас.
Во-вторых, было бы странно думать, что в России все новации изобретаются и раскручиваются в современные технологии в оборонном секторе. В стране сотни гражданских научно-исследовательских организаций. Там работают ведущие российские ученые и инженеры-практики, там налажено опытное произ-
водство. Возьмите, например Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва, который совместно с РКЦ "Прогресс" занимается созданием малых космических аппаратов и наноспутников. Практический результат их сотрудничества – в настоящее время на орбите активно функционируют уже три МКА серии "АИСТ", решающие задачи фундаментального и прикладного характера, они обеспечивают хорошую разрешающую способность при дистанционном зондировании Земли. Примечательно, что непосредственно в университете работает центр приема информации со спутников, а на территории кампуса – центр испытаний малых космических аппаратов.
Поэтому проблема заключается в другом. Чтобы выпускать инновационную продукцию, быть инновационно-активными на современном рынке, нужно на основе огромной аналитической и исследовательской работы искать новые решения, соответствующие потребностям этого рынка. За рубежом на НИОКР предприятия-лидеры затрачивают до нескольких десятков процентов от выручки. При этом характерно, что объем затрат на НИОКР к выручке имеет доходящую до 80% корреляцию с объемом экспортных поставок. Другими словами, увеличение доли экспорта продукции линейно зависит от отношения затрат на НИОКР к выручке.
И другой аспект проблемы – новые разработки должны обязательно защищаться патентами и лицензиями. Вот в этом направлении у нас – невозделанное поле работы. Нужно еще раз пересмотреть всю схему оформления патентов и лицензирования, механизмы выдачи документов, определиться с причинами непростой ситуации в этом вопросе, создать систему, не просто поощряющую изобретателей, а превращающую это направление в дело государственной важности. И, в первую очередь, совершенствовать механизм формирования и передачи прав интеллектуальной собственности.
Еще один вопрос о наращивании доли гражданской продукции. Из различных стратегий и озвучиваемых планов, а также обсуждения процедур, в том числе в аспекте нормативной базы, в определенном смысле складывается ощущение, что развитие оборонной и гражданской промышленности – два совершенно не связанных вопроса, причем приоритет значительно смещен в сторону первого. Так ли это, и какие меры сейчас принимаются для поддержки развития гражданской продукции?
И "оборонка", и закон о гособоронзаказе приоритетны в отношении обеспечения государственной безопасности России, ее суверенитета и территориальной целостности. Что касается гражданских отраслей, то по ним приняты стратегии развития. Для "оборонки" есть Государственная программа вооружений на соответствующий период, а также Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса", принятая Постановлением Правительства РФ 16 мая 2016 года. Такие же госпрограммы на основе стратегий разработаны для отраслей промышленности. Эти документы являются инструментом государственного регулирования всей экономики.
Кроме того, президент страны ставит конкретную задачу по диверсификации оборонных предприятий, по достаточно резкому – до 5% ежегодно – увеличению доли гражданской продукции. Исходя из этого правительство планирует при взаимодополняющем развитии военной и гражданской составляющих ОПК по объемам промышленного производства выйти на пропорцию 50/50 к 2030 году. При этом упор делается на высокотехнологичную продукцию прорывных отраслей, имеющих наибольший потенциал роста. К ним, в первую очередь, относится и радиоэлектроника, в которой к 2020 году объемы производства должны вырасти в 3,7 раза.
Что касается мер государственной поддержки гражданского сектора, то здесь нужно упоминать все постановления правительства по отраслям, начинающиеся словами "О мерах государственной поддержки…". Если перейти к общим цифрам, то в бюджете 2017 года на развитие и поддержку промышленности всего предусмотрено 250 млрд. руб. Это, в первую очередь, затраты на широкий спектр отраслевых НИОКР, как бы "бюджет развития". Вторая часть этой суммы – компенсация затрат по процентам на создание и модернизацию производственных мощностей. И третья – продвижение продукции за счет компенсаций по скидкам. Причем поддержка распространяется как на компенсацию процентов по кредитам, так и части затрат по логистике.
Кроме того, 107,5 млрд. руб. запланирован на дополнительную поддержку спроса по отдельным отраслям – автомобильной промышленности, сельскохозяйственному машиностроению, производству дорожно-строительной техники и др. Предусмотрена и апробированная в 2016 году дополнительная мера для инвестиционного машиностроения, она касается компенсации скидок для потребителей на пилотные партии продукции в рамках импортозамещения.
Успешность продукта в условиях конкуренции с мировыми компаниями как на внешнем, так и на внутреннем рынках зависит не только от его эксплуатационных качеств, но и от того, как государство помогает своим производителям. Какие шаги предпринимаются для законодательной защиты российских компаний?
Защита отечественного производителя осуществляется в рамках государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это, прежде всего, применение защитных мер и обеспечение и поддержка продвижения продукции на внешние рынки. Сюда включаются запреты и ограничения в отношении экспорта и импорта отдельных видов продукции, применение преференциальных механизмов, субсидирование, антидемпинговые и компенсационные меры.
Правовым основанием для применения защитных мер служит Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с ним при осуществлении закупок продукции иностранного происхождения применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения.
Преференциальный механизм государственных закупок устанавливается постановлениями Правительства РФ по отраслям, субсидии российским производителям предусмотрены Государственной программой "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а также отраслевыми госпрограммами.
На первом заседании Экспертного совета вы сказали, что "социальные лифты" – это неправильно: должны быть "социальные лестницы", по которым могли бы взбираться талантливые и энергичные. Можно ли услышать более подробно о том, что сейчас делается для поддержки талантливой молодежи с участием Союза машиностроителей России?
"Взбираться", такого не говорил… Подниматься. Ступенька за ступенькой. Благодаря упорному труду. Да, эта моя фраза перекочевала с третьего международного форума "Инженеры будущего". Он проводился на озере Байкал ровно четыре года назад.
Что касается самого вопроса, отмечу, что все молодежные программы нашего Союза подчинены решению задач сквозной подготовки кадров – от школы до послевузовского образования. Отбор одаренной молодежи должен иметь системный характер и проводиться, начиная со школьных олимпиад.
Именно поэтому мы осуществляем наши уже ставшие традиционными проекты: самую массовую среди негосударственных олимпиад многопрофильную инженерную школьную олимпиаду "Звезда", пользующиеся особой популярностью международный молодежный промышленный форум "Инженеры будущего" и ежегодные научно-практические конференции "Будущее машиностроения России" на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. В двух последних мероприятиях приняли участие более 20 тысяч молодых инженеров, специалистов из сотен машиностроительных предприятий и технических вузов, которые в недалеком будущем составят костяк инновационной элиты России. Лучшие из них вводятся нами в состав Экспертных советов Госдумы.
Кроме названных мероприятий Союз машиностроителей проводит также молодежные конкурсы, такие как фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!", "Заказ на инновации" и "IT-прорыв".
В заключение отдельно хочу сказать о том, что ежегодно в рамках инициированной Союзом Федеральной программы "Работай в России!" по всей стране в третью неделю апреля и октября на предприятиях проводится Всероссийская акция "Неделя без турникетов".
В целом, хочу отметить, что молодежная политика является одним из ключевых направлений деятельности Союза. Мы и впредь будем расширять формы своего участия в содействии решению кадровых проблем отрасли, повышению престижа инженерных и рабочих профессий.
Спасибо за интересный рассказ.
Фото на обложке и в интервью предоставлены пресс-службой Союза машиностроителей России.
вице-президент Союза машиностроителей России В.В.Гутенёв
В конце января 2017 года состоялось первое в новом созыве заседание Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. На наши вопросы о приоритетных направлениях деятельности Совета, совершенствовании законодательной базы, взаимодействии предприятий и государственных органов, развитии оборонной и гражданской продукции и других актуальных для отрасли задачах отвечает депутат Государственной Думы, первый вице-президент Союза машиностроителей России, председатель Экспертного совета В.В.Гутенёв.
Владимир Владимирович, в октябре прошлого года в Государственной Думе нового созыва при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству был создан Экспертный совет по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности. Расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед этой структурой?
Сразу же отмечу, что упомянутый вами Совет является преемником такого же органа при Комитете по промышленности в Госдуме 6-го созыва, поэтому в целом задачи остаются теми же. Отмечу, что приоритетным для Экспертного совета является анализ производственно-технологического состояния предприятий радиоэлектронной промышленности, ход их технического перевооружения и создания новых современных рабочих мест, а также подготовка предложений по совершенствованию взаимодействия предприятий, законодательной базы и механизмов финансирования отрасли.
Для решения существующих проблем РЭП, а это, прежде всего, высокая доля импорта электронных компонентов, низкий внутренний спрос и отсутствие консолидированного государственного заказа на радиоэлектронную продукцию, Совету предстоит выработать предложения по расширению существующих мер поддержки отрасли. И, конечно, рассмотреть и учесть интересы предприятий при реализации разработанных проектов.
Наверное, вы согласитесь, что задачи развития отечественной электроники не могут быть решены силами одной организации и даже путем взаимодействия между организациями одного уровня. Здесь требуется совместная работа на всех уровнях от конкретных научных и производственных компаний до правительственных структур и органов законодательной власти. Однако в нашей отрасли долгое время существовали проблемы с такого рода взаимодействием и даже со взаимопониманием. Меняется ли эта ситуация сейчас?
Проблемы со взаимодействием были даже на одном уровне – между предприятиями. Именно это стало одной из причин создания госкорпорации "Ростех", в составе которой сформированы вертикально интегрированные структуры, объединяющие основные профильные организации.
Что касается развития взаимодействия и кооперации, то это как раз и является одной из главных задач вновь созданного Совета. Обратите внимание, что в его составе руководители крупнейших промышленных объединений, научных и научно-исследовательских организаций, государственных структур. Плюс самые лучшие эксперты ведущих предприятий и организаций страны, которые всегда принимают самое активное участие в наших заседаниях.
Кроме того, как раз для обеспечения взаимодействия на одном уровне в Союзе машиностроителей России создан Координационный совет разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения, заседания которого проходят практически ежемесячно. И их темы самые злободневные – от модернизации требований к радиоэлектронной аппаратуре и электронной компонентной базе, автоматизации проектирования электроники, кадрового обеспечения отрасли и молодежных программ до организации на постоянной основе консультаций с профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Российского союза промышленников и предпринимателей, Федеральной антимонопольной службы.
От того, насколько эффективно мы сможем содействовать диалогу разработчиков и производителей радиоэлектроники, государственных органов всех уровней и гражданских институтов, во многом зависят как выполнение гособоронзаказа и обеспечение безопасности страны, так и развитие всех без исключения гражданских отраслей экономики России.
За последнее время процедуры работы в рамках госзаказа претерпели существенные изменения. При этом многие представители отрасли часто выражают недовольство относящейся к этому законодательной базой, в частности Федеральным законом № 275-ФЗ. Какие, на ваш взгляд, вопросы законодательного обеспечения госзаказа требуют доработки в первую очередь, и что уже делается в этом направлении?
Действительно, поправки, внесенные в Закон "О Гособоронзаказе", очень значимы и принципиальны. Отмечу, что в их обсуждении принимали участие практически все предприятия – члены Союза машиностроителей России, задействованные в выполнении ГОЗ. И наши представители в Государственной Думе отстаивали буквально каждую букву этих поправок. В целом за время действия закона удалось повысить надежность и прозрачность взаиморасчетов, а также укрепить финансовую дисциплину.
Но, для того чтобы решить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по ее производству, требуется дальнейшее совершенствование этого нормативно-правового акта. Этот вопрос и обсуждался в конце февраля на заседании думской межфракционной Комиссии по развитию предприятий ОПК, которую я возглавляю.
Коллегией Военно-промышленной комиссии подготовлен блок соответствующих поправок, который одобрен большинством руководителей предприятий "оборонки".
Другие корректировки, необходимые для совершенствования механизмов применения закона, касаются ценообразования при выполнении ГОЗ, порядка учета в цене контракта формируемых запасов сырья и комплектующих, особенностей использования накладных расходов. Кроме того, требуют законодательного решения вопросы, связанные с диверсификацией военного производства, созданием и содержанием необходимых мобрезервов и мобмощностей. Будем работать.
Кстати, о диверсификации. Перед оборонным сектором сейчас ставится задача нарастить долю продукции гражданского назначения. В результате, по всей видимости, передовые военные технологии найдут применение в гражданской продукции российского производства, что может стать основой ее конкурентных преимуществ. С другой стороны, в мире сейчас существует ярко выраженный обратный процесс – многие передовые технологии сначала внедряются в более гибких секторах: потребительской технике, автомобильной электронике, промышленных системах и т. п., где отрабатываются и лишь затем приходят в оборонный сектор. Возможна ли такая модель у нас?
Во-первых, было бы странным считать, что за рубежом военпром собирает только отработанные в гражданском секторе технологии. Очевидно, что все значимые для обеспечения безопасности страны инновации сразу же используются в "оборонке".
Потому очевидно, что в развитом государстве процесс носит обоюдный взаимодополняющий характер. Лучшие и необходимые для решения оборонных задач продукты и технологии перетекают из "гражданки" в "оборонку", а последняя, со своей стороны, делится своими наработками, конечно, без ущерба для национальной безопасности, с гражданскими отраслями. Так же все происходит и у нас.
Во-вторых, было бы странно думать, что в России все новации изобретаются и раскручиваются в современные технологии в оборонном секторе. В стране сотни гражданских научно-исследовательских организаций. Там работают ведущие российские ученые и инженеры-практики, там налажено опытное произ-
водство. Возьмите, например Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва, который совместно с РКЦ "Прогресс" занимается созданием малых космических аппаратов и наноспутников. Практический результат их сотрудничества – в настоящее время на орбите активно функционируют уже три МКА серии "АИСТ", решающие задачи фундаментального и прикладного характера, они обеспечивают хорошую разрешающую способность при дистанционном зондировании Земли. Примечательно, что непосредственно в университете работает центр приема информации со спутников, а на территории кампуса – центр испытаний малых космических аппаратов.
Поэтому проблема заключается в другом. Чтобы выпускать инновационную продукцию, быть инновационно-активными на современном рынке, нужно на основе огромной аналитической и исследовательской работы искать новые решения, соответствующие потребностям этого рынка. За рубежом на НИОКР предприятия-лидеры затрачивают до нескольких десятков процентов от выручки. При этом характерно, что объем затрат на НИОКР к выручке имеет доходящую до 80% корреляцию с объемом экспортных поставок. Другими словами, увеличение доли экспорта продукции линейно зависит от отношения затрат на НИОКР к выручке.
И другой аспект проблемы – новые разработки должны обязательно защищаться патентами и лицензиями. Вот в этом направлении у нас – невозделанное поле работы. Нужно еще раз пересмотреть всю схему оформления патентов и лицензирования, механизмы выдачи документов, определиться с причинами непростой ситуации в этом вопросе, создать систему, не просто поощряющую изобретателей, а превращающую это направление в дело государственной важности. И, в первую очередь, совершенствовать механизм формирования и передачи прав интеллектуальной собственности.
Еще один вопрос о наращивании доли гражданской продукции. Из различных стратегий и озвучиваемых планов, а также обсуждения процедур, в том числе в аспекте нормативной базы, в определенном смысле складывается ощущение, что развитие оборонной и гражданской промышленности – два совершенно не связанных вопроса, причем приоритет значительно смещен в сторону первого. Так ли это, и какие меры сейчас принимаются для поддержки развития гражданской продукции?
И "оборонка", и закон о гособоронзаказе приоритетны в отношении обеспечения государственной безопасности России, ее суверенитета и территориальной целостности. Что касается гражданских отраслей, то по ним приняты стратегии развития. Для "оборонки" есть Государственная программа вооружений на соответствующий период, а также Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса", принятая Постановлением Правительства РФ 16 мая 2016 года. Такие же госпрограммы на основе стратегий разработаны для отраслей промышленности. Эти документы являются инструментом государственного регулирования всей экономики.
Кроме того, президент страны ставит конкретную задачу по диверсификации оборонных предприятий, по достаточно резкому – до 5% ежегодно – увеличению доли гражданской продукции. Исходя из этого правительство планирует при взаимодополняющем развитии военной и гражданской составляющих ОПК по объемам промышленного производства выйти на пропорцию 50/50 к 2030 году. При этом упор делается на высокотехнологичную продукцию прорывных отраслей, имеющих наибольший потенциал роста. К ним, в первую очередь, относится и радиоэлектроника, в которой к 2020 году объемы производства должны вырасти в 3,7 раза.
Что касается мер государственной поддержки гражданского сектора, то здесь нужно упоминать все постановления правительства по отраслям, начинающиеся словами "О мерах государственной поддержки…". Если перейти к общим цифрам, то в бюджете 2017 года на развитие и поддержку промышленности всего предусмотрено 250 млрд. руб. Это, в первую очередь, затраты на широкий спектр отраслевых НИОКР, как бы "бюджет развития". Вторая часть этой суммы – компенсация затрат по процентам на создание и модернизацию производственных мощностей. И третья – продвижение продукции за счет компенсаций по скидкам. Причем поддержка распространяется как на компенсацию процентов по кредитам, так и части затрат по логистике.
Кроме того, 107,5 млрд. руб. запланирован на дополнительную поддержку спроса по отдельным отраслям – автомобильной промышленности, сельскохозяйственному машиностроению, производству дорожно-строительной техники и др. Предусмотрена и апробированная в 2016 году дополнительная мера для инвестиционного машиностроения, она касается компенсации скидок для потребителей на пилотные партии продукции в рамках импортозамещения.
Успешность продукта в условиях конкуренции с мировыми компаниями как на внешнем, так и на внутреннем рынках зависит не только от его эксплуатационных качеств, но и от того, как государство помогает своим производителям. Какие шаги предпринимаются для законодательной защиты российских компаний?
Защита отечественного производителя осуществляется в рамках государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это, прежде всего, применение защитных мер и обеспечение и поддержка продвижения продукции на внешние рынки. Сюда включаются запреты и ограничения в отношении экспорта и импорта отдельных видов продукции, применение преференциальных механизмов, субсидирование, антидемпинговые и компенсационные меры.
Правовым основанием для применения защитных мер служит Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с ним при осуществлении закупок продукции иностранного происхождения применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения.
Преференциальный механизм государственных закупок устанавливается постановлениями Правительства РФ по отраслям, субсидии российским производителям предусмотрены Государственной программой "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а также отраслевыми госпрограммами.
На первом заседании Экспертного совета вы сказали, что "социальные лифты" – это неправильно: должны быть "социальные лестницы", по которым могли бы взбираться талантливые и энергичные. Можно ли услышать более подробно о том, что сейчас делается для поддержки талантливой молодежи с участием Союза машиностроителей России?
"Взбираться", такого не говорил… Подниматься. Ступенька за ступенькой. Благодаря упорному труду. Да, эта моя фраза перекочевала с третьего международного форума "Инженеры будущего". Он проводился на озере Байкал ровно четыре года назад.
Что касается самого вопроса, отмечу, что все молодежные программы нашего Союза подчинены решению задач сквозной подготовки кадров – от школы до послевузовского образования. Отбор одаренной молодежи должен иметь системный характер и проводиться, начиная со школьных олимпиад.
Именно поэтому мы осуществляем наши уже ставшие традиционными проекты: самую массовую среди негосударственных олимпиад многопрофильную инженерную школьную олимпиаду "Звезда", пользующиеся особой популярностью международный молодежный промышленный форум "Инженеры будущего" и ежегодные научно-практические конференции "Будущее машиностроения России" на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. В двух последних мероприятиях приняли участие более 20 тысяч молодых инженеров, специалистов из сотен машиностроительных предприятий и технических вузов, которые в недалеком будущем составят костяк инновационной элиты России. Лучшие из них вводятся нами в состав Экспертных советов Госдумы.
Кроме названных мероприятий Союз машиностроителей проводит также молодежные конкурсы, такие как фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта!", "Заказ на инновации" и "IT-прорыв".
В заключение отдельно хочу сказать о том, что ежегодно в рамках инициированной Союзом Федеральной программы "Работай в России!" по всей стране в третью неделю апреля и октября на предприятиях проводится Всероссийская акция "Неделя без турникетов".
В целом, хочу отметить, что молодежная политика является одним из ключевых направлений деятельности Союза. Мы и впредь будем расширять формы своего участия в содействии решению кадровых проблем отрасли, повышению престижа инженерных и рабочих профессий.
Спасибо за интересный рассказ.
Фото на обложке и в интервью предоставлены пресс-службой Союза машиностроителей России.
Отзывы читателей