Для России с ее необъятными просторами и расстояниями цифровые технологии могут стать эффективным инструментом развития. Уровень распространения цифровых услуг уже достаточно высок и продолжает расти, особенно в Москве, но вместе с этим существует очень большой потенциал для развития.
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.162.2.98.100
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.162.2.98.100
Теги: information and communication technologies: digital информационные и коммуникационные технологии: цифровые
Понятие "цифровая экономика" возникло в 90-е годы 20 века. Лучше других определил ее идеологию и ввел термин в обиход в 1995 году американский ученый-информатик Николас Негропонте. "Переход от движения атомов к движениям битов" – такой метафорой он представил цифровую экономику. То есть понятиям прошлого: массе, материалу и доставке транспортом – ученый противопоставил понятия будущего: отсутствие веса, виртуальность, мгновенный обмен информацией.[1]
В настоящее время под этим термином мы понимаем деятельность, включающую в себя совокупность связей и отношений, складывающихся в экономике с использованием цифровых, информационных и коммуникационных технологий. По факту, уже сегодня объемы цифровой и мировой экономики сопоставимы, и без цифровой мировая существовать не может. Из десяти самых крупных компаний половина относится к цифровым, а их удельный вес почти вдвое больше, чем у тех, кто не является цифровыми (рис.1). Да и такое сравнение не очень корректно, так как сегодня все в своей деятельности используют цифровые решения и сильно зависят от них.
При внезапном отключении Интернета, телефона и всех компьютеров на земном шаре неминуемо начнется хаос. Цифровые технологии прочно вошли в жизнь человека, общества и государства, стали их обязательными составными частями. Благодаря появлению цифровых технологий серьезно изменились способы ведения хозяйственной деятельности во всех сферах, стали возникать новые отрасли. Мы вплотную приблизились к наступлению шестого технологического уклада, который неминуемо повлечет изменения принципов производства, будет диктовать новые подходы к использованию и распределению ресурсов.
Смены технологических укладов в истории человечества имели место и ранее (рис.2). Это всегда вызывало изменения в жизни людей, в обществе и государствах. Новые способы производства способствовали разрушению общинных, рабовладельческих, феодальных и прочих отношений, государств и империй, сделали возможным переход к другим формам общественного и государственного устройства, вызывали изменения в духовной и культурной сферах, давали толчок появлению новых религий и религиозных течений.
При сильном влиянии технологий на эти изменения они не всегда вели к прогрессу и развитию. Если массовое сознание было не готово к принятию новых форм и идей общественно-социального развития, то, несмотря на слом стабильных системных форм, новые сразу не возникали. Наступал хаос. Пример – падение римской империи, причиной которого во многом послужили мануфактурные способы производства, просуществовавшие в неизменном технологическом виде вплоть до 17 века. Случившееся сразу не привело к возникновению стабильной системы взамен римской империи – цивилизованный мир погрузился во тьму на несколько веков. В этом кроется опасность технологических возможностей, если мы не будем иметь готовых системных моделей развития общества и государства в условиях новых цифровых реалий.
Какие же возможности для развития общества и государства несет цифровая экономика? Каков вероятный облик нового цифрового государства и общества?
Повсеместное развитие Интернета как площадки мгновенных коммуникаций каждого с каждым неминуемо приведет к появлению прямой цифровой демократии, когда можно будет учесть мнение каждого практически по любому вопросу. С учетом возникающих сетевых социальных связей иерархия отношений между людьми и сообществами трансформирует-
ся из вертикальной в горизонтальную. Само понятие "государство", то есть ограниченное географическими пределами (границами) политически организованное сообщество граждан (подданных), уйдет в прошлое. Пределы будут определяться только зоной покрытия сетей связи. Развитие аддитивных, когнитивных технологий и альтернативных источников энергии с возможностью прямой коммуникации производитель – потребитель без посредников, технологии блокчейна[2] для децентрализованного учета (владения любого вида активами, движения денег, товаров и услуг) сделают ненужным большую часть функций государства, выполняемых им сегодня. Государство превратится в инфокоммуникационную платформу, которая будет обеспечивать безопасность и доверенность прямых коммуникаций между всеми участниками независимо от их статуса, места проживания и нахождения.
Чем же будут различаться государства между собой? Как будет осуществляться конкуренция за цифровых граждан?
Скорее всего, главными отличиями станут культурное пространство и язык пользователей. Несомненно, институт религий также начнет трансформироваться в иные формы, будет оказывать свое влияние на формирование структуры пользователей-граждан инфокоммуникационных платформ-государств. Уже сегодня осуществимо полностью дистанционное взаимо-
действие граждан с государством, технологии это позволяют. Более того, во многих странах отдельные фрагменты этих отношений реализованы (например, электронное правительство в Эстонии). Для введения полного бесконтактного взаимодействия гражданин – государство на самом деле нужны только политическая воля и основательная переработка норм законодательства, чтобы дистанционная цифровая идентификация соответствовала механизму предъявления паспорта в окошко чиновнику органа власти.
Для нашей страны с ее необъятными просторами и расстояниями это могло бы стать эффективным инструментом развития. Уровень проникновения цифровых услуг уже достаточно высок и продолжает расти, особенно в Москве, но вместе с этим существует очень большой потенциал для развития. Конечно, для этого нужно повсеместно предоставить доступ к сетям связи и обеспечить каждого гражданина соответствующим коммуникационным устройством, чтобы все имели равные возможности (рис.3). Это позволит решить проблему цифрового неравенства и ускорит наше вхождение в шестой технологический уклад, создаст реальные предпосылки для бурного развития цифровой экономики с последующим построением цифрового государства, даст импульс развитию новых форм общественной жизни и государственного устройства, позволит перейти к прямой демократии, организации плебисцитов на любых уровнях и по любым вопросам с обязательным учетом мнения каждого. Все это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность России среди других государств, поможет привлечению новых граждан, технологий и инвестиций.
Уже сегодня существуют очень интересные идеи и проекты как в РФ, так и в некоторых странах ЕАЭС. Проект создания "абонентского терминала доверенного применения" в Ростехе, проект "Левиафан" в Армении и целый ряд других. Эти новые, по нас-
тоящему глобальные решения могут существенно изменить облик экономик стран ЕАЭС, стать основой для интеграции на качественно другом уровне. Эта тема будет продолжена в следующих номерах журнала.
В настоящее время под этим термином мы понимаем деятельность, включающую в себя совокупность связей и отношений, складывающихся в экономике с использованием цифровых, информационных и коммуникационных технологий. По факту, уже сегодня объемы цифровой и мировой экономики сопоставимы, и без цифровой мировая существовать не может. Из десяти самых крупных компаний половина относится к цифровым, а их удельный вес почти вдвое больше, чем у тех, кто не является цифровыми (рис.1). Да и такое сравнение не очень корректно, так как сегодня все в своей деятельности используют цифровые решения и сильно зависят от них.
При внезапном отключении Интернета, телефона и всех компьютеров на земном шаре неминуемо начнется хаос. Цифровые технологии прочно вошли в жизнь человека, общества и государства, стали их обязательными составными частями. Благодаря появлению цифровых технологий серьезно изменились способы ведения хозяйственной деятельности во всех сферах, стали возникать новые отрасли. Мы вплотную приблизились к наступлению шестого технологического уклада, который неминуемо повлечет изменения принципов производства, будет диктовать новые подходы к использованию и распределению ресурсов.
Смены технологических укладов в истории человечества имели место и ранее (рис.2). Это всегда вызывало изменения в жизни людей, в обществе и государствах. Новые способы производства способствовали разрушению общинных, рабовладельческих, феодальных и прочих отношений, государств и империй, сделали возможным переход к другим формам общественного и государственного устройства, вызывали изменения в духовной и культурной сферах, давали толчок появлению новых религий и религиозных течений.
При сильном влиянии технологий на эти изменения они не всегда вели к прогрессу и развитию. Если массовое сознание было не готово к принятию новых форм и идей общественно-социального развития, то, несмотря на слом стабильных системных форм, новые сразу не возникали. Наступал хаос. Пример – падение римской империи, причиной которого во многом послужили мануфактурные способы производства, просуществовавшие в неизменном технологическом виде вплоть до 17 века. Случившееся сразу не привело к возникновению стабильной системы взамен римской империи – цивилизованный мир погрузился во тьму на несколько веков. В этом кроется опасность технологических возможностей, если мы не будем иметь готовых системных моделей развития общества и государства в условиях новых цифровых реалий.
Какие же возможности для развития общества и государства несет цифровая экономика? Каков вероятный облик нового цифрового государства и общества?
Повсеместное развитие Интернета как площадки мгновенных коммуникаций каждого с каждым неминуемо приведет к появлению прямой цифровой демократии, когда можно будет учесть мнение каждого практически по любому вопросу. С учетом возникающих сетевых социальных связей иерархия отношений между людьми и сообществами трансформирует-
ся из вертикальной в горизонтальную. Само понятие "государство", то есть ограниченное географическими пределами (границами) политически организованное сообщество граждан (подданных), уйдет в прошлое. Пределы будут определяться только зоной покрытия сетей связи. Развитие аддитивных, когнитивных технологий и альтернативных источников энергии с возможностью прямой коммуникации производитель – потребитель без посредников, технологии блокчейна[2] для децентрализованного учета (владения любого вида активами, движения денег, товаров и услуг) сделают ненужным большую часть функций государства, выполняемых им сегодня. Государство превратится в инфокоммуникационную платформу, которая будет обеспечивать безопасность и доверенность прямых коммуникаций между всеми участниками независимо от их статуса, места проживания и нахождения.
Чем же будут различаться государства между собой? Как будет осуществляться конкуренция за цифровых граждан?
Скорее всего, главными отличиями станут культурное пространство и язык пользователей. Несомненно, институт религий также начнет трансформироваться в иные формы, будет оказывать свое влияние на формирование структуры пользователей-граждан инфокоммуникационных платформ-государств. Уже сегодня осуществимо полностью дистанционное взаимо-
действие граждан с государством, технологии это позволяют. Более того, во многих странах отдельные фрагменты этих отношений реализованы (например, электронное правительство в Эстонии). Для введения полного бесконтактного взаимодействия гражданин – государство на самом деле нужны только политическая воля и основательная переработка норм законодательства, чтобы дистанционная цифровая идентификация соответствовала механизму предъявления паспорта в окошко чиновнику органа власти.
Для нашей страны с ее необъятными просторами и расстояниями это могло бы стать эффективным инструментом развития. Уровень проникновения цифровых услуг уже достаточно высок и продолжает расти, особенно в Москве, но вместе с этим существует очень большой потенциал для развития. Конечно, для этого нужно повсеместно предоставить доступ к сетям связи и обеспечить каждого гражданина соответствующим коммуникационным устройством, чтобы все имели равные возможности (рис.3). Это позволит решить проблему цифрового неравенства и ускорит наше вхождение в шестой технологический уклад, создаст реальные предпосылки для бурного развития цифровой экономики с последующим построением цифрового государства, даст импульс развитию новых форм общественной жизни и государственного устройства, позволит перейти к прямой демократии, организации плебисцитов на любых уровнях и по любым вопросам с обязательным учетом мнения каждого. Все это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность России среди других государств, поможет привлечению новых граждан, технологий и инвестиций.
Уже сегодня существуют очень интересные идеи и проекты как в РФ, так и в некоторых странах ЕАЭС. Проект создания "абонентского терминала доверенного применения" в Ростехе, проект "Левиафан" в Армении и целый ряд других. Эти новые, по нас-
тоящему глобальные решения могут существенно изменить облик экономик стран ЕАЭС, стать основой для интеграции на качественно другом уровне. Эта тема будет продолжена в следующих номерах журнала.
Отзывы читателей