Выпуск #4/2017
С.Хохлов
Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2016 году основные задачи и направления развития на 2017 год
Итоги деятельности радиоэлектронной промышленности в 2016 году основные задачи и направления развития на 2017 год
Просмотры: 2880
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.164.4.10.20
С.Хохлов, директор Департамента радиоэлектронной
промышленности Минпромторга России
На прошедшем 13 апреля 2017 года в ЗАО "МНИТИ" традиционном расширенном совещании руководителей предприятий электронной и радиоэлектронной промышленности с докладом об итогах работы радиоэлектронной отрасли в прошлом году и приоритетных задачах на 2017-й выступил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЭП
В прошлом году предприятиям и организациям радиоэлектронной промышленности (РЭП) удалось сохранить положительные тенденции развития производства и научно-технической деятельности. По итогам 2016-го года общий объем производства промышленной продукции, выпущенной радиоэлектронной отраслью, увеличился на 20,8% (в сопоставимых ценах) по отношению к 2015 году, в том числе объем продукции гражданского назначения – на 8,1%. (Для сравнения: в авиастроении за аналогичный период объем производства продукции промышленных и научных организаций вырос на 13,1% (как военной, так и гражданской), в судостроении – на 3%).
Общий объем производства промышленной продукции промышленных и научных организаций радиоэлектронной промышленности составил в 2014 году 409,9 млн руб., в 2015-м – 572,5 млн руб., в 2016-м – 820,2 млн руб. Производительность труда за минувший год возросла на 18,1% по отношению к предыдущему году.
Численность работников РЭП в 2016 году составила 287,6 тыс. (что на 0,5% больше, чем в 2015-м), в том числе в промышленности занято 206,6 тыс., в науке – 81 тыс.
Таким образом, очевиден положительный тренд развития отрасли по основным финансово-экономическим, социальным и технологическим параметрам.
ГОСОБОРОНЗАКАЗ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В 2014 году Минпромторг России был наделен полномочиями по государственному регулированию цен на продукцию по государственному оборонному заказу в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 1119.
В рамках реализации указанных функций и полномочий Департаментом радиоэлектронной промышленности в 2016 году проведена следующая работа:
1. получены предложения от государственных заказчиков по 668 позициям номенклатуры продукции;
2. согласованы и направлены запросы организациям о прогнозных ценах на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика по
616 позициям номенклатуры, отклонены 52 позиции в связи с отсутствием указания государственными заказчиками потенциальных поставщиков;
3. сформировано и направлено в ФАС России заключений о прогнозной цене – по 217 позициям;
4. получено заключений ФАС России о регистрации цены по 212 позициям.
Вместе с тем в ходе анализа предложений государственных заказчиков, расчетно-калькуляционных материалов и формирования заключений Департаментом радиоэлектронной промышленности отмечены случаи несоответствия Положению о государственном регулировании цен. Например, в информации о продукции не указаны ее технические характеристики, количество и наименование потенциальных поставщиков; по наименованию и шифру продукции потенциальный поставщик не может определить конкретную модификацию, если данная продукция выполняется в нескольких вариантах; нарушены сроки направления потенциальными поставщиками расчетно-калькуляционных материалов; представляемые потенциальными поставщиками формы расчетно-калькуляционных материалов были неполными и не соответствовали требованиям, установленным приказом ФСТ России.
В связи с введением в действие Постановления Правительства от 17 февраля 2017 года № 208 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в процедуру формирования прогнозных цен внесен ряд изменений. Например, отраслевой орган (Минпромторг России) выдает заключение о прогнозной цене на продукцию в отношении единственных поставщиков. В случае использования конкурентных способов определения поставщиков запросы на предоставление предложений потенциальных поставщиков формирует и направляет государственный заказчик. На основании представленных потенциальными поставщиками предложений государственный заказчик самостоятельно определяет прогнозную цену на продукцию по каждой номенклатурной позиции конкурентной продукции.
В случае несогласия государственного заказчика с заключением отраслевого органа и безрезультатного поиска компромисса при проведении консультаций с отраслевым органом и организацией (производящей продукцию) госзаказчик в течение 30 рабочих дней со дня поступления документов направляет в Федеральную антимонопольную службу обращение о подготовке ею заключения о прогнозной цене единицы продукции с учетом предложения, поступившего от организации, заключения о прогнозной цене, подготовленного отраслевым органом, и мотивированного возражения государственного заказчика.
Департамент радиоэлектронной промышленности выражает заинтересованность и готовность взаимодействовать с государственными заказчиками, ФАС России и организациями по всем возникающим проблемным вопросам в условиях постоянного совершенствования нормативной правовой базы.
В связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу" Минпромторгу России была передана функция лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Данная функция была возложена на Департамент радиоэлектронной промышленности в соответствии с отраслевой принадлежностью Приказом Минпромторга России от 27 февраля 2015 года № 376.
За 2016 год в Департамент поступили на рассмотрение 361 заявление и комплект документов о предоставлении (переоформлении) лицензии от организаций – соискателей лицензии (лицензиатов). По итогам рассмотрения документов подготовлен, подписан и зарегистрирован 301 приказ.
При рассмотрении документов, поступивших от соискателей лицензий и лицензиатов, были выявлены следующие основные недостатки:
1. отсутствие у организаций-лицензиатов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности технологического, испытательного оборудования и средств измерений, необходимых для выполнения работ (услуг) и соответствующих установленным требованиям;
2. отсутствие у организаций-лицензиатов технической документации, необходимой для выполнения работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и соответствующей требованиям;
3. представление лицензиатами искаженных сведений в части отнесения продукции к вооружению, военной технике и к классам Единого кодификатора предметов снабжения ЕК 001–2014;
4. несоблюдение организациями-лицензиатами требований нормативных документов, а также рекомендаций, размещенных на официальном сайте Минпромторга России, в части оформления заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензий, заполнения форм документов, комплектности предоставляемых документов.
ОТРАСЛЕВОЙ ПЛАН ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Если говорить о текущем положении радиоэлектронной промышленности и ближайшей перспективе с учетом зависимости от импорта, то можно отметить следующую динамику: в 2013 году доля импортной продукции составила 82%, в 2017 году ожидается ее снижение до 78%.
Ярко выраженная "импортозависимость" отрасли обуславливает формирование рисков, связанных с ограничением или запретом поставок зарубежного оборудования, что замедлит развитие национальной инфраструктуры и создаст дефицит ("вакуум") в определенных сегментах рынка радиоэлектронной промышленности, который невозможно своевременно восполнить отечественными разработками.
Для снижения зависимости от импорта и нивелирования технологического отставания Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга России разработал отраслевой план импортозамещения и государственную программу.
В соответствии с приоритетами государственной политики цель создания отраслевого плана импортозамещения сформулирована как повышение доходов российских производителей, внедрение новых технологий для снижения зависимости организаций радиоэлектронной промышленности от импортной продукции.
На первом этапе работы в области импортозамещения была предложена методология, на базе которой составлен перечень приоритетных и критичных видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения национальной безопасности и замещения импортной продукции. Затем был выполнен многофакторный анализ отрасли (объем, динамика мирового и российского рынка; технологический задел отечественных компаний; возможность получения синергии и эффекта от унификации; эффективность мер государственной поддержки по стимулированию спроса, обеспечение технологической безопасности для государства и др.) и выделены перспективные технологические направления реализации проектов. На основании методологии разработки отраслевых планов импортозамещения совместно с организациями радиоэлектронной промышленности подготовлена текущая версия плана, согласованная с инициативами других ведомств, регионов и институтов развития.
Согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 662 (в ред. от 29 июня 2016 года № 2174) текущая редакция плана импортозамещения в радиоэлектронной промышленности включает в себя 51 проект по четырем технологическим направлениям (телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, специальное технологическое оборудование, системы интеллектуального управления).
В настоящее время силами 21 организации из пяти регионов страны реализуется из 51-го 28 проектов, включенных в план импортозамещения в радиоэлектронной промышленности.
Реализация отраслевого плана по импортозамещению предусматривает привлечение бюджетных и внебюджетных средств. Государственная финансовая поддержка осуществляется из трех источников, а именно, из средств федерального бюджета в рамках Государственной программы "Развитие электронной радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы", субсидий Минпромторга России, направленных на покрытие 90% затрат по кредитам на оборотный капитал от ключевой ставки ЦБ и средств Фонда развития промышленности. Ожидается, что государственная поддержка реализации отраслевого плана составит почти 90 млрд руб. за десять лет.
Объемы средств были рассчитаны на основании данных, предоставленных организациями в информационных карточках проектов.
По итогам 2016 года сложилась следующая структура затрат на реализацию плана: в общем объеме финансирования в минувшем году собственные средства составили 30,25%, бюджетные – 69,65% и заемные – 0,10%.
Подводя итог, можно сказать, что бóльшая часть мероприятий плана импортозамещения в радиоэлектронной промышленности реализуется по графику. Намеченные согласно плану проекты завершены в срок, запущено серийное производство и налажены поставки продукции.
ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ЭКБ ДЛЯ ОБРАЗЦОВ ВВСТ
Продолжаются работы, предусмотренные планами-графиками мероприятий по импортозамещению и снижению зависимости от продукции иностранного производства в части электронной компонентной базы (ЭКБ) для образцов ВВСТ.
Работы по импортозамещению ЭКБ производства Украины выполнялись в рамках подпрограммы "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" Государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Все намеченные работы завершены.
Создано 195 типов изделий, замещающих 217 зарубежных аналогов. При разработке изделий ЭКБ, которые ранее выпускались предприятиями Украины, обеспечено улучшение их эксплуатационных характеристик и надежности, что позволит повысить характеристики и надежность аппаратуры, расширить область применения созданной ЭКБ.
Технические условия на разработанные изделия включены в Перечень ЭКБ и в проект изменений к Перечню ЭКБ.
По программе импортозамещения ЭКБ стран НАТО и ЕС за 2015–2016 годы поставлено 205 ОКР (29 ОКР выполняются с 2015 года и 176 ОКР – с 2016-го).
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО РЫНКА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Для стимулирования и поддержки сбыта отечественной гражданской радиоэлектронной продукции в 2016 году были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России", предусматривающие расширение списка продукции, в отношении которой применяются положения данного нормативно-правового акта. В частности, нормы постановления распространились на отдельные виды продукции в сегменте микроэлектроники и вычислительной техники (соответствующие изменения были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года № 764) и сегменте специального технологического оборудования (изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2016 года № 1230).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были введены ограничения при закупках радиоэлектронных изделий из иностранных государств в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как ожидается, это создаст условия для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ производителей российской радиоэлектронной продукции.
16 сентября 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 925 были установлены преференции для товаров, услуг и работ отечественного происхождения при закупках. Согласно утвержденному механизму с 1 января 2017 года при рассмотрении заявок на участие в торгах госкомпании будут условно снижать цены товаров и услуг российского происхождения на 15%. В случае прохождения заявки контракт подписывается по ее изначальной цене, без учета скидки. Но если конкурс все же выиграет продавец товаров или услуг иностранного происхождения, то контракт с ним заключат по цене, сниженной на 15%. Такой механизм призван сковать конкурентную активность иностранных производителей, которые должны будут при расчете ставки закладывать еще 15%.
Одна из мер государственной поддержки отрасли со стороны государства – заключение "специальных инвестиционных контрактов", именуемых СПИК, в рамках которых в соглашение между инвестором и органом государственной власти включаются обязательства относительно стабильности налоговых и регуляторных условий, а также меры стимулирования промышленности и обязательства инвестора в предусмотренный срок создать/модернизировать и освоить производство промышленной продукции.
Еще одним примером содействия, оказываемого институтом развития, является поддержка радиоэлектронной отрасли со стороны Фонда развития промышленности. На конкурсной основе фонд предоставляет займы на реализацию проектов по внедрению передовых технологий, созданию новых продуктов или организации импортозамещающих производств. Сегодня организации могут подать заявки на участие в программе "Проекты развития".
РЕАЛИЗАЦИЯ "ЗАКОНА ЯРОВОЙ" В 2016 ГОДУ
1 июля 2018 года вступят в силу положения ст. 13 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
(№ 374-ФЗ от 06.07.2016).
Минпромторгу России как федеральному органу исполнительной власти, ответственному за промышленное производство Президентом Российской Федерации В. В. Путиным дано поручение (№ Пр-1301 от 06.07.2016) проанализировать возможность организации производства отечественного оборудования, необходимого для хранения, передачи и обработки данных, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений интернет-пользователей и информации об этих пользователях.
Возможности технической реализации требований федерального закона были проанализированы на базе существующих решений системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) и на основе предложения ГК "Ростех", предполагающего создание единой системы с возможностью индексации поступающего трафика.
В рамках технической реализации норм Федерального закона "О противодействии терроризму" существенных затрат потребует закупка серверов и систем хранения данных. ГК "Ростех" предлагается в программно-аппаратных комплексах СОРМ применять отечественные системы хранения данных и российское сертифицированное программное обеспечение.
Вместе с тем по мере роста объема данных и в целях расширения времени хранения абонентского и сетевого трафика предполагается поэтапный переход к предлагаемой госкорпорацией "Ростех" модели построения единой системы с возможностью индексации поступающего трафика. Для построения этой модели будут использованы отечественные не только системы хранения данных, но и серверное, компьютерное оборудование.
ГОСПРОГРАММА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Государственная программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на период 2013–2025 годы" – основополагающий документ развития радиоэлектронной отрасли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 года № 366 была утверждена новая редакция Госпрограммы. Потребность в принятии этого документа была обусловлена прекращением срока действия Федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентой базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы", изменением макроэкономической ситуации в стране и радиоэлектронной промышленности в частности, а также изданием следующих документов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части изменения Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588;
2. приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2013 года № 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";
3. Федерального закона от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Обновленная редакция Госпрограммы направлена на реализацию проектного подхода, в соответствии с которым государственная поддержка оказывается исключительно комплексным проектом при условии запуска по их завершении серийного производства гражданской продукции. В рамках комплексных проектов обеспечивается развитие ключевых составляющих научно-производственного процесса. Таким образом, объектом инвестирования государственных средств могут стать только технологические направления по выпуску продукции для конечного пользования. При этом производство электронной компонентной базы и материалов для конечной продукции, которая развивалась, в частности в рамках ФЦП ЭКБ, также стимулируется благодаря широкой кооперации в рамках реализации комплексных проектов. Накладываемые на головных исполнителей таких проектов обязательства по обеспечению выпуска и сбыта серийной продукции в объеме, закрепленном договором на предоставление субсидии, стимулируют организации к развитию внутренней и внешней кооперации, выстраиванию технологических цепочек и отбору наиболее конкурентоспособных субподрядчиков для производства электронных компонентов и материалов. Данный подход содействует широкомасштабному импортозамещению радиоэлектронной продукции на российском рынке.
При этом показатели (индикаторы) Госпрограммы ориентированы в первую очередь на оценку изменения объемов выпуска и рыночной доли российских производителей радиоэлектронной продукции, обеспечиваемых за счет реализации основных мероприятий: "Государственная поддержка создания научно-технического задела" и "Государственная поддержка создания производственной базы".
В структуру Госпрограммы включены подпрограммы по четырем ключевым технологическим направлениям развития радиоэлектронной промышленности на период до 2025 года: телекоммуникационному оборудованию, вычислительной технике, специальному технологическому оборудованию, системам интеллектуального управления. В соответствии с новой редакцией были внесены изменения в подпрограммы в части их целей, задач, объемов финансирования, ожидаемых результатов и иных характеристик.
В целях более точной и репрезентативной оценки эффективности реализации новых основных мероприятий и достижения установленных целей и задач Госпрограммы в нее включены следующие показатели (индикаторы):
1. доля конечной радиоэлектронной продукции, произведенной в рамках мероприятий подпрограмм, в общем объеме внутреннего рынка радиоэлектроники в приоритетных сегментах;
2. объем финансирования исследований и разработок за счет средств внебюджетных источников в рамках реализации программы (в ценах соответствующих лет).
В декабре 2016 года было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации № 1450 "О правилах предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в 2016–2019 годах в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт". В соответствии с этим документом в структуру подпрограммы "Развитие производства систем интеллектуального управления" Госпрограммы было введено новое основное мероприятие "Государственная поддержка организаций микроэлектронной промышленности". Очередное обновление Госпрограммы было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года.
В целях реализации нового мероприятия "Государственная поддержка организаций микроэлектронной промышленности" были внесены соответствующие изменения в подпрограмму "Развитие производства систем интеллектуального управления", а именно:
1. перечень задач подпрограммы дополнен задачей "стимулирование развития производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт";
2. список показателей (индикаторов) подпрограммы дополнен следующими: "доля микроэлектронной продукции на внутреннем рынке в сегменте платежных карт", "объем сбыта микроэлектронной продукции (в сегменте платежных карт)" и "себестоимость производства одной единицы микроэлектронной продукции (в сегменте платежных карт) ".
В соответствии с письмом Минфина России от 30 декабря 2016 года объемы финансового обеспечения Госпрограммы за счет средств федерального бюджета на 2019–2025 годы были уменьшены. В связи с этим были изменены значения показателей (индикаторов) Госпрограммы и ее подпрограмм, актуализирован перечень основных мероприятий Госпрограммы и скорректирован план ее реализации на 2017 год и на плановый период 2018–2019 годов.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ
Решение задач Госпрограммы достигается посредством реализации основных мероприятий "Государственная поддержка создания научно-технического задела" и "Государственная поддержка создания производственной базы" в рамках каждой из четырех подпрограмм Госпрограммы: "Развитие производства телекоммуникационного оборудования", "Развитие производства вычислительной техники", "Развитие производства специального технологического оборудования", "Развитие производства систем интеллектуального управления".
Мероприятие "Государственная поддержка создания научно-технического задела" предусматривает оказание господдержки российским организациям в форме субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры. Правила предоставления субсидий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 109.
Согласно правилам в августе 2016 года были сформированы конкурсная комиссия для проведения конкурсного отбора заявок на включение в состав Госпрограммы и экспертный совет по проведению научно-технической оценки комплексных проектов по направлению "Телекоммуникационное оборудование". Для участия в конкурсе организации отрасли подали 122 заявки. В сентябре 2016 года по итогам оценки заявок был определен рейтинг комплексных проектов.
В результате конкурсного отбора было заключено 102 договора о предоставлении субсидии в рамках реализации мероприятия по государственной поддержке создания научно-технического задела, предусматривающих оказание господдержки этим организациям при реализации ими комплексных проектов сроком не более пяти лет, направленных на разработку, обеспечение производства и сбыта серийной радиоэлектронной продукции.
Мероприятие "Государственная поддержка создания производственной базы" предусматривает оказание поддержки российским организациям радиоэлектронной промышленности в форме субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели реализации проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники. Правила предоставления таких субсидий были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2106 года № 110.
Но заявок на участие в конкурсе на право получения российскими предприятиями радиоэлектронной промышленности субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники в рамках Госпрограммы по подпрограммам "Телекоммуникационное оборудование", "Вычислительная техника" и "Системы интеллектуального управления", не поступало. По подпрограмме "Производство специального технологического оборудования" была подана заявка на один комплексный проект, но конкурсная комиссия ее отклонила.
В соответствии с правилами по кредитам в рамках Госпрограммы конкурсный отбор в рамках каждой подпрограммы Госпрограммы проводится Минпромторгом России не более двух раз в год. Следующий отбор запланирован на 2017 год.
Объем финансирования в 2016 году в рамках Госпрограммы в соответствии с бюджетными ассигнованиями по расходам федерального бюджета на прошлый год, по состоянию на 1 января 2016 года, планировался в размере 12 773 312,5 тыс. руб., а к 1 января 2017 года составил 7 715 756,2 тыс. руб. Уровень кассового исполнения бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета за прошлый год, по данным на 1 января 2017 года, составил 98,1%. (кассовое исполнение 7 570 135,9 тыс. руб.).
Ход реализации Госпрограммы в 2016 году оценивался по 29 показателям (индикаторам), характеризующим достижение целей и задач, решаемых в отчетном году в рамках мероприятий.
По итогам прошлого года были достигнуты целевые значения 26 из 29 показателей, из них по 21 показателю было отмечено превышение фактических значений.
Так, в 2016 году плановые значения всех показателей (индикаторов) Госпрограммы были достигнуты и частично перевыполнены:
1. доля российских радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке соответствует целевому значению – 21%;
2. выручка в радиоэлектронной промышленности на 45,8% выше целевого значения – 690 млрд руб.;
3. число высокопроизводительных рабочих мест в радиоэлектронной промышленности соответствует целевому значению – 8,5 тыс.;
4. индекс производительности в радиоэлектронной промышленности превышает целевое значение 132,6% на 27%;
5. выработка на одного работающего в радиоэлектронной промышленности на 41% выше целевого значения – 2 379,3 тыс. руб.;
6. рост среднемесячной заработной платы в радиоэлектронной промышленности на 32% выше целевого значения – 176%;
7. объем финансирования исследований и разработок за счет средств внебюджетных источников в рамках реализации программы выше целевого значения на 179% – 1 642,3 млн руб.;
8. объем экспорта радиоэлектронной продукции на 165% выше целевого значения – 1 311 млн долл.
ПОДДЕРЖКА МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ
23 декабря 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1450 были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в 2016–2019 годах в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт.
Субсидии предоставляются в целях повышения доли российской микроэлектронной продукции на внутреннем рынке в сегменте платежных карт до 20% к 2019 году благодаря развитию конкурентоспособности производства.
Предоставление из федерального бюджета субсидий российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт, будет способствовать развитию микроэлектронной промышленности гражданского назначения и замещению импортной продукции, что приведет к увеличению доли отечественной продукции микроэлектроники на российском рынке.
Поскольку для всех производителей микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт, ключевыми изделиями, количество которых эквивалентно числу создаваемых платежных карт, являются чип-модули, субсидия для каждой организации рассчитывается на одну единицу чип-модуля. Общий объем субсидии определяется как произведение числа реализованных на российском рынке чип-модулей за отчетный период на размер субсидии за одну единицу чип-модуля.
Предельный размер субсидии, предоставляемый в расчете на одну единицу реализованного на российском рынке чип-модуля, составляет 50 руб. Расчет выполнялся на основании анализа средней себестоимости производства единицы чип-модуля у ключевых российских производителей, а также его среднерыночной цены на функциональном рынке.
В результате оказания господдержки (в форме субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате выпуска микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт) планируется увеличить долю микроэлектронной продукции российского производства на внутреннем рынке (в сегменте платежных карт) с менее чем 1% в 2015 году до 8% к 2017-му и до 20% к 2019-му благодаря выпуску микроэлектронной продукции в количестве до 60 млн шт. за период 2016–2019 годов.
В целях поддержки сбыта микроэлектронной продукции в 2016 году Минкомсвязи России представило проект плана гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции. Планом предусмотрен сбыт в среднесрочной перспективе (до 2018 года) продукции на сумму 9,2 млрд руб. Использование отечественной микроэлектронной продукции запланировано при изготовлении:
1. водительских удостоверений нового поколения в интересах МВД России;
2. паспортно-визовых документов нового поколения в интересах ФМС России;
3. электронного полиса обязательного медицинского страхования в интересах Минздрава России;
4. персональной электронной карты и электронного жетона военнослужащего в интересах Минобороны и МЧС России.
Кроме того, планом гарантированных закупок предусмотрены закупки радиочастотных меток для маркировки ценных пород древесины в интересах Минприроды России.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий радиоэлектронной промышленности в 2016 году характерна значительная динамика по сравнению с результатами 2015 года (показатели выше на 59,8%). За год объем экспорта увеличился на 81,5% (до 3475,4 млн долл.), объем импорта уменьшился на 31,2% (до 314,1 млн долл.), при этом положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 116,8% до 3161,4 млн долл.
132 предприятия отрасли осуществляли экспорт в 60 стран. По предварительным данным, объем экспорта в 2016 году превысил 3,475 млрд долл. (223,202 млрд руб.) против 1,915 млрд долл. (121,722 млрд руб.) в 2015-м.
Объем экспорта продукции гражданского назначения, составляющий в общем объеме экспорта предприятий радиоэлектронной промышленности 2,3%, снизился (в долларовом исчислении) за год на 11,6% (до 0,079 млрд долл.).
194 предприятия радиоэлектронной промышленности закупали импортную продукцию из 85 стран. Согласно предварительным данным, объем импорта в 2016 году превысил 314,114 млн долл. США против 456,622 млн долл. в 2015-м.
Объем импорта продукции гражданского назначения, составляющий в общем объеме импорта предприятий радиоэлектронной промышленности 38,6%, снизился (в долларовом исчислении) за год на 37,7% (до 121,247 млн долл.). Средневзвешенный курс доллара к рублю по итогам 2016 года составил 67 руб.
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ
Актуальной остается проблема высокого среднего возраста специалистов, занятых в отрасли. Для ее решения нужно не только развивать корпоративный сектор, но и создавать условия для повышения кадрового потенциала отрасли.
Необходимо наладить сотрудничество между научно-образовательным сообществом и предприятиями, причем по всем направлениям: как в отношении проведения НИОКР и внедрения их результатов в производство, так и в части привлечения талантливых молодых людей в отечественные компании, что будет способствовать формированию кадрового резерва отрасли.
Начало развитию кадрового потенциала радиоэлектронной отрасли было положено ежегодным конкурсом научно-технических работ "Инновационная радиоэлектроника".
За три года проведения соревнования более чем 1 000 молодых ученых и инноваторов со всей России представили на суд экспертной комиссии почти 500 проектов. Конкурсные испытания позволили оценить способности студентов и аспирантов мыслить глобально, оригинально и стратегически. Было отобрано 130 лучших работ, авторы которых включены в стратегический кадровый резерв отрасли. Те, кто предложил самые прорывные идеи, приглашены к участию в финале и награждены премиями и подарками от организаций радиоэлектронной промышленности.
В третьем сезоне конкурса приняли участие 496 молодых людей из 64 вузов России, они представили на суд экспертов более 300 научных проектов. Кроме того, в конкурсных этапах соревновались и два иностранных участника – Leopoldo Gomez Castillo из Университета Кадиса (Испания) и Frederique Lavasserie из Университета Бордо (Франция).
14 октября 2012 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1380 "О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации", во исполнение которого были учреждены стипендии за выдающиеся и значительные достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В 2016 году 40 организаций радиоэлектронной промышленности подали 169 заявок на присуждение стипендии за значительный вклад, а 70 организаций направили 280 заявок на получение стипендии за выдающийся вклад в развитие обороноспособности страны.
По итогам оценки заявок стипендии были присуждены пяти коллективам и 36 индивидуальным кандидатам от 22 организаций РЭП за выдающиеся достижения и 15 коллективам и 64 индивидуальным кандидатам от 35 организаций РЭП за значительный вклад.
Таким образом, комплекс реализуемых мероприятий позволит всесторонне способствовать развитию радиоэлектронной промышленности, привлекать новые трудовые ресурсы, развивать научно-технический и производственный потенциал отрасли.
ЗАДАЧИ НА 2017 ГОД
1. Выполнение заданий государственного оборонного заказа и планов по импортозамещению компонентов иностранного производства.
2. Разработка и производство необходимой номенклатуры отечественной компонентной базы для образцов вооружения, военной и специальной техники.
3. Развитие производственного, технического и кадрового потенциала предприятий с учетом задач Государственной программы вооружения на период до 2025 года.
4. Диверсификация производств и освоение рынков гражданской продукции с учетом новых инструментов отраслевого развития.
Фото С.В.Хохлова предоставлены Департаментом радиоэлектронной промышленности
промышленности Минпромторга России
На прошедшем 13 апреля 2017 года в ЗАО "МНИТИ" традиционном расширенном совещании руководителей предприятий электронной и радиоэлектронной промышленности с докладом об итогах работы радиоэлектронной отрасли в прошлом году и приоритетных задачах на 2017-й выступил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЭП
В прошлом году предприятиям и организациям радиоэлектронной промышленности (РЭП) удалось сохранить положительные тенденции развития производства и научно-технической деятельности. По итогам 2016-го года общий объем производства промышленной продукции, выпущенной радиоэлектронной отраслью, увеличился на 20,8% (в сопоставимых ценах) по отношению к 2015 году, в том числе объем продукции гражданского назначения – на 8,1%. (Для сравнения: в авиастроении за аналогичный период объем производства продукции промышленных и научных организаций вырос на 13,1% (как военной, так и гражданской), в судостроении – на 3%).
Общий объем производства промышленной продукции промышленных и научных организаций радиоэлектронной промышленности составил в 2014 году 409,9 млн руб., в 2015-м – 572,5 млн руб., в 2016-м – 820,2 млн руб. Производительность труда за минувший год возросла на 18,1% по отношению к предыдущему году.
Численность работников РЭП в 2016 году составила 287,6 тыс. (что на 0,5% больше, чем в 2015-м), в том числе в промышленности занято 206,6 тыс., в науке – 81 тыс.
Таким образом, очевиден положительный тренд развития отрасли по основным финансово-экономическим, социальным и технологическим параметрам.
ГОСОБОРОНЗАКАЗ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В 2014 году Минпромторг России был наделен полномочиями по государственному регулированию цен на продукцию по государственному оборонному заказу в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 1119.
В рамках реализации указанных функций и полномочий Департаментом радиоэлектронной промышленности в 2016 году проведена следующая работа:
1. получены предложения от государственных заказчиков по 668 позициям номенклатуры продукции;
2. согласованы и направлены запросы организациям о прогнозных ценах на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика по
616 позициям номенклатуры, отклонены 52 позиции в связи с отсутствием указания государственными заказчиками потенциальных поставщиков;
3. сформировано и направлено в ФАС России заключений о прогнозной цене – по 217 позициям;
4. получено заключений ФАС России о регистрации цены по 212 позициям.
Вместе с тем в ходе анализа предложений государственных заказчиков, расчетно-калькуляционных материалов и формирования заключений Департаментом радиоэлектронной промышленности отмечены случаи несоответствия Положению о государственном регулировании цен. Например, в информации о продукции не указаны ее технические характеристики, количество и наименование потенциальных поставщиков; по наименованию и шифру продукции потенциальный поставщик не может определить конкретную модификацию, если данная продукция выполняется в нескольких вариантах; нарушены сроки направления потенциальными поставщиками расчетно-калькуляционных материалов; представляемые потенциальными поставщиками формы расчетно-калькуляционных материалов были неполными и не соответствовали требованиям, установленным приказом ФСТ России.
В связи с введением в действие Постановления Правительства от 17 февраля 2017 года № 208 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в процедуру формирования прогнозных цен внесен ряд изменений. Например, отраслевой орган (Минпромторг России) выдает заключение о прогнозной цене на продукцию в отношении единственных поставщиков. В случае использования конкурентных способов определения поставщиков запросы на предоставление предложений потенциальных поставщиков формирует и направляет государственный заказчик. На основании представленных потенциальными поставщиками предложений государственный заказчик самостоятельно определяет прогнозную цену на продукцию по каждой номенклатурной позиции конкурентной продукции.
В случае несогласия государственного заказчика с заключением отраслевого органа и безрезультатного поиска компромисса при проведении консультаций с отраслевым органом и организацией (производящей продукцию) госзаказчик в течение 30 рабочих дней со дня поступления документов направляет в Федеральную антимонопольную службу обращение о подготовке ею заключения о прогнозной цене единицы продукции с учетом предложения, поступившего от организации, заключения о прогнозной цене, подготовленного отраслевым органом, и мотивированного возражения государственного заказчика.
Департамент радиоэлектронной промышленности выражает заинтересованность и готовность взаимодействовать с государственными заказчиками, ФАС России и организациями по всем возникающим проблемным вопросам в условиях постоянного совершенствования нормативной правовой базы.
В связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу" Минпромторгу России была передана функция лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Данная функция была возложена на Департамент радиоэлектронной промышленности в соответствии с отраслевой принадлежностью Приказом Минпромторга России от 27 февраля 2015 года № 376.
За 2016 год в Департамент поступили на рассмотрение 361 заявление и комплект документов о предоставлении (переоформлении) лицензии от организаций – соискателей лицензии (лицензиатов). По итогам рассмотрения документов подготовлен, подписан и зарегистрирован 301 приказ.
При рассмотрении документов, поступивших от соискателей лицензий и лицензиатов, были выявлены следующие основные недостатки:
1. отсутствие у организаций-лицензиатов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности технологического, испытательного оборудования и средств измерений, необходимых для выполнения работ (услуг) и соответствующих установленным требованиям;
2. отсутствие у организаций-лицензиатов технической документации, необходимой для выполнения работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и соответствующей требованиям;
3. представление лицензиатами искаженных сведений в части отнесения продукции к вооружению, военной технике и к классам Единого кодификатора предметов снабжения ЕК 001–2014;
4. несоблюдение организациями-лицензиатами требований нормативных документов, а также рекомендаций, размещенных на официальном сайте Минпромторга России, в части оформления заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензий, заполнения форм документов, комплектности предоставляемых документов.
ОТРАСЛЕВОЙ ПЛАН ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Если говорить о текущем положении радиоэлектронной промышленности и ближайшей перспективе с учетом зависимости от импорта, то можно отметить следующую динамику: в 2013 году доля импортной продукции составила 82%, в 2017 году ожидается ее снижение до 78%.
Ярко выраженная "импортозависимость" отрасли обуславливает формирование рисков, связанных с ограничением или запретом поставок зарубежного оборудования, что замедлит развитие национальной инфраструктуры и создаст дефицит ("вакуум") в определенных сегментах рынка радиоэлектронной промышленности, который невозможно своевременно восполнить отечественными разработками.
Для снижения зависимости от импорта и нивелирования технологического отставания Департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга России разработал отраслевой план импортозамещения и государственную программу.
В соответствии с приоритетами государственной политики цель создания отраслевого плана импортозамещения сформулирована как повышение доходов российских производителей, внедрение новых технологий для снижения зависимости организаций радиоэлектронной промышленности от импортной продукции.
На первом этапе работы в области импортозамещения была предложена методология, на базе которой составлен перечень приоритетных и критичных видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения национальной безопасности и замещения импортной продукции. Затем был выполнен многофакторный анализ отрасли (объем, динамика мирового и российского рынка; технологический задел отечественных компаний; возможность получения синергии и эффекта от унификации; эффективность мер государственной поддержки по стимулированию спроса, обеспечение технологической безопасности для государства и др.) и выделены перспективные технологические направления реализации проектов. На основании методологии разработки отраслевых планов импортозамещения совместно с организациями радиоэлектронной промышленности подготовлена текущая версия плана, согласованная с инициативами других ведомств, регионов и институтов развития.
Согласно приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 662 (в ред. от 29 июня 2016 года № 2174) текущая редакция плана импортозамещения в радиоэлектронной промышленности включает в себя 51 проект по четырем технологическим направлениям (телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, специальное технологическое оборудование, системы интеллектуального управления).
В настоящее время силами 21 организации из пяти регионов страны реализуется из 51-го 28 проектов, включенных в план импортозамещения в радиоэлектронной промышленности.
Реализация отраслевого плана по импортозамещению предусматривает привлечение бюджетных и внебюджетных средств. Государственная финансовая поддержка осуществляется из трех источников, а именно, из средств федерального бюджета в рамках Государственной программы "Развитие электронной радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы", субсидий Минпромторга России, направленных на покрытие 90% затрат по кредитам на оборотный капитал от ключевой ставки ЦБ и средств Фонда развития промышленности. Ожидается, что государственная поддержка реализации отраслевого плана составит почти 90 млрд руб. за десять лет.
Объемы средств были рассчитаны на основании данных, предоставленных организациями в информационных карточках проектов.
По итогам 2016 года сложилась следующая структура затрат на реализацию плана: в общем объеме финансирования в минувшем году собственные средства составили 30,25%, бюджетные – 69,65% и заемные – 0,10%.
Подводя итог, можно сказать, что бóльшая часть мероприятий плана импортозамещения в радиоэлектронной промышленности реализуется по графику. Намеченные согласно плану проекты завершены в срок, запущено серийное производство и налажены поставки продукции.
ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ЭКБ ДЛЯ ОБРАЗЦОВ ВВСТ
Продолжаются работы, предусмотренные планами-графиками мероприятий по импортозамещению и снижению зависимости от продукции иностранного производства в части электронной компонентной базы (ЭКБ) для образцов ВВСТ.
Работы по импортозамещению ЭКБ производства Украины выполнялись в рамках подпрограммы "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса" Государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Все намеченные работы завершены.
Создано 195 типов изделий, замещающих 217 зарубежных аналогов. При разработке изделий ЭКБ, которые ранее выпускались предприятиями Украины, обеспечено улучшение их эксплуатационных характеристик и надежности, что позволит повысить характеристики и надежность аппаратуры, расширить область применения созданной ЭКБ.
Технические условия на разработанные изделия включены в Перечень ЭКБ и в проект изменений к Перечню ЭКБ.
По программе импортозамещения ЭКБ стран НАТО и ЕС за 2015–2016 годы поставлено 205 ОКР (29 ОКР выполняются с 2015 года и 176 ОКР – с 2016-го).
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО РЫНКА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОДУКЦИИ
Для стимулирования и поддержки сбыта отечественной гражданской радиоэлектронной продукции в 2016 году были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России", предусматривающие расширение списка продукции, в отношении которой применяются положения данного нормативно-правового акта. В частности, нормы постановления распространились на отдельные виды продукции в сегменте микроэлектроники и вычислительной техники (соответствующие изменения были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года № 764) и сегменте специального технологического оборудования (изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2016 года № 1230).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были введены ограничения при закупках радиоэлектронных изделий из иностранных государств в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как ожидается, это создаст условия для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ производителей российской радиоэлектронной продукции.
16 сентября 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 925 были установлены преференции для товаров, услуг и работ отечественного происхождения при закупках. Согласно утвержденному механизму с 1 января 2017 года при рассмотрении заявок на участие в торгах госкомпании будут условно снижать цены товаров и услуг российского происхождения на 15%. В случае прохождения заявки контракт подписывается по ее изначальной цене, без учета скидки. Но если конкурс все же выиграет продавец товаров или услуг иностранного происхождения, то контракт с ним заключат по цене, сниженной на 15%. Такой механизм призван сковать конкурентную активность иностранных производителей, которые должны будут при расчете ставки закладывать еще 15%.
Одна из мер государственной поддержки отрасли со стороны государства – заключение "специальных инвестиционных контрактов", именуемых СПИК, в рамках которых в соглашение между инвестором и органом государственной власти включаются обязательства относительно стабильности налоговых и регуляторных условий, а также меры стимулирования промышленности и обязательства инвестора в предусмотренный срок создать/модернизировать и освоить производство промышленной продукции.
Еще одним примером содействия, оказываемого институтом развития, является поддержка радиоэлектронной отрасли со стороны Фонда развития промышленности. На конкурсной основе фонд предоставляет займы на реализацию проектов по внедрению передовых технологий, созданию новых продуктов или организации импортозамещающих производств. Сегодня организации могут подать заявки на участие в программе "Проекты развития".
РЕАЛИЗАЦИЯ "ЗАКОНА ЯРОВОЙ" В 2016 ГОДУ
1 июля 2018 года вступят в силу положения ст. 13 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
(№ 374-ФЗ от 06.07.2016).
Минпромторгу России как федеральному органу исполнительной власти, ответственному за промышленное производство Президентом Российской Федерации В. В. Путиным дано поручение (№ Пр-1301 от 06.07.2016) проанализировать возможность организации производства отечественного оборудования, необходимого для хранения, передачи и обработки данных, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений интернет-пользователей и информации об этих пользователях.
Возможности технической реализации требований федерального закона были проанализированы на базе существующих решений системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) и на основе предложения ГК "Ростех", предполагающего создание единой системы с возможностью индексации поступающего трафика.
В рамках технической реализации норм Федерального закона "О противодействии терроризму" существенных затрат потребует закупка серверов и систем хранения данных. ГК "Ростех" предлагается в программно-аппаратных комплексах СОРМ применять отечественные системы хранения данных и российское сертифицированное программное обеспечение.
Вместе с тем по мере роста объема данных и в целях расширения времени хранения абонентского и сетевого трафика предполагается поэтапный переход к предлагаемой госкорпорацией "Ростех" модели построения единой системы с возможностью индексации поступающего трафика. Для построения этой модели будут использованы отечественные не только системы хранения данных, но и серверное, компьютерное оборудование.
ГОСПРОГРАММА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Государственная программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на период 2013–2025 годы" – основополагающий документ развития радиоэлектронной отрасли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 года № 366 была утверждена новая редакция Госпрограммы. Потребность в принятии этого документа была обусловлена прекращением срока действия Федеральной целевой программы "Развитие электронной компонентой базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы", изменением макроэкономической ситуации в стране и радиоэлектронной промышленности в частности, а также изданием следующих документов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части изменения Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588;
2. приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2013 года № 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";
3. Федерального закона от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
Обновленная редакция Госпрограммы направлена на реализацию проектного подхода, в соответствии с которым государственная поддержка оказывается исключительно комплексным проектом при условии запуска по их завершении серийного производства гражданской продукции. В рамках комплексных проектов обеспечивается развитие ключевых составляющих научно-производственного процесса. Таким образом, объектом инвестирования государственных средств могут стать только технологические направления по выпуску продукции для конечного пользования. При этом производство электронной компонентной базы и материалов для конечной продукции, которая развивалась, в частности в рамках ФЦП ЭКБ, также стимулируется благодаря широкой кооперации в рамках реализации комплексных проектов. Накладываемые на головных исполнителей таких проектов обязательства по обеспечению выпуска и сбыта серийной продукции в объеме, закрепленном договором на предоставление субсидии, стимулируют организации к развитию внутренней и внешней кооперации, выстраиванию технологических цепочек и отбору наиболее конкурентоспособных субподрядчиков для производства электронных компонентов и материалов. Данный подход содействует широкомасштабному импортозамещению радиоэлектронной продукции на российском рынке.
При этом показатели (индикаторы) Госпрограммы ориентированы в первую очередь на оценку изменения объемов выпуска и рыночной доли российских производителей радиоэлектронной продукции, обеспечиваемых за счет реализации основных мероприятий: "Государственная поддержка создания научно-технического задела" и "Государственная поддержка создания производственной базы".
В структуру Госпрограммы включены подпрограммы по четырем ключевым технологическим направлениям развития радиоэлектронной промышленности на период до 2025 года: телекоммуникационному оборудованию, вычислительной технике, специальному технологическому оборудованию, системам интеллектуального управления. В соответствии с новой редакцией были внесены изменения в подпрограммы в части их целей, задач, объемов финансирования, ожидаемых результатов и иных характеристик.
В целях более точной и репрезентативной оценки эффективности реализации новых основных мероприятий и достижения установленных целей и задач Госпрограммы в нее включены следующие показатели (индикаторы):
1. доля конечной радиоэлектронной продукции, произведенной в рамках мероприятий подпрограмм, в общем объеме внутреннего рынка радиоэлектроники в приоритетных сегментах;
2. объем финансирования исследований и разработок за счет средств внебюджетных источников в рамках реализации программы (в ценах соответствующих лет).
В декабре 2016 года было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации № 1450 "О правилах предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в 2016–2019 годах в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт". В соответствии с этим документом в структуру подпрограммы "Развитие производства систем интеллектуального управления" Госпрограммы было введено новое основное мероприятие "Государственная поддержка организаций микроэлектронной промышленности". Очередное обновление Госпрограммы было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года.
В целях реализации нового мероприятия "Государственная поддержка организаций микроэлектронной промышленности" были внесены соответствующие изменения в подпрограмму "Развитие производства систем интеллектуального управления", а именно:
1. перечень задач подпрограммы дополнен задачей "стимулирование развития производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт";
2. список показателей (индикаторов) подпрограммы дополнен следующими: "доля микроэлектронной продукции на внутреннем рынке в сегменте платежных карт", "объем сбыта микроэлектронной продукции (в сегменте платежных карт)" и "себестоимость производства одной единицы микроэлектронной продукции (в сегменте платежных карт) ".
В соответствии с письмом Минфина России от 30 декабря 2016 года объемы финансового обеспечения Госпрограммы за счет средств федерального бюджета на 2019–2025 годы были уменьшены. В связи с этим были изменены значения показателей (индикаторов) Госпрограммы и ее подпрограмм, актуализирован перечень основных мероприятий Госпрограммы и скорректирован план ее реализации на 2017 год и на плановый период 2018–2019 годов.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ
Решение задач Госпрограммы достигается посредством реализации основных мероприятий "Государственная поддержка создания научно-технического задела" и "Государственная поддержка создания производственной базы" в рамках каждой из четырех подпрограмм Госпрограммы: "Развитие производства телекоммуникационного оборудования", "Развитие производства вычислительной техники", "Развитие производства специального технологического оборудования", "Развитие производства систем интеллектуального управления".
Мероприятие "Государственная поддержка создания научно-технического задела" предусматривает оказание господдержки российским организациям в форме субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры. Правила предоставления субсидий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 109.
Согласно правилам в августе 2016 года были сформированы конкурсная комиссия для проведения конкурсного отбора заявок на включение в состав Госпрограммы и экспертный совет по проведению научно-технической оценки комплексных проектов по направлению "Телекоммуникационное оборудование". Для участия в конкурсе организации отрасли подали 122 заявки. В сентябре 2016 года по итогам оценки заявок был определен рейтинг комплексных проектов.
В результате конкурсного отбора было заключено 102 договора о предоставлении субсидии в рамках реализации мероприятия по государственной поддержке создания научно-технического задела, предусматривающих оказание господдержки этим организациям при реализации ими комплексных проектов сроком не более пяти лет, направленных на разработку, обеспечение производства и сбыта серийной радиоэлектронной продукции.
Мероприятие "Государственная поддержка создания производственной базы" предусматривает оказание поддержки российским организациям радиоэлектронной промышленности в форме субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели реализации проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники. Правила предоставления таких субсидий были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2106 года № 110.
Но заявок на участие в конкурсе на право получения российскими предприятиями радиоэлектронной промышленности субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию проектов по созданию инфраструктуры отрасли, в том числе кластеров в сфере радиоэлектроники в рамках Госпрограммы по подпрограммам "Телекоммуникационное оборудование", "Вычислительная техника" и "Системы интеллектуального управления", не поступало. По подпрограмме "Производство специального технологического оборудования" была подана заявка на один комплексный проект, но конкурсная комиссия ее отклонила.
В соответствии с правилами по кредитам в рамках Госпрограммы конкурсный отбор в рамках каждой подпрограммы Госпрограммы проводится Минпромторгом России не более двух раз в год. Следующий отбор запланирован на 2017 год.
Объем финансирования в 2016 году в рамках Госпрограммы в соответствии с бюджетными ассигнованиями по расходам федерального бюджета на прошлый год, по состоянию на 1 января 2016 года, планировался в размере 12 773 312,5 тыс. руб., а к 1 января 2017 года составил 7 715 756,2 тыс. руб. Уровень кассового исполнения бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета за прошлый год, по данным на 1 января 2017 года, составил 98,1%. (кассовое исполнение 7 570 135,9 тыс. руб.).
Ход реализации Госпрограммы в 2016 году оценивался по 29 показателям (индикаторам), характеризующим достижение целей и задач, решаемых в отчетном году в рамках мероприятий.
По итогам прошлого года были достигнуты целевые значения 26 из 29 показателей, из них по 21 показателю было отмечено превышение фактических значений.
Так, в 2016 году плановые значения всех показателей (индикаторов) Госпрограммы были достигнуты и частично перевыполнены:
1. доля российских радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке соответствует целевому значению – 21%;
2. выручка в радиоэлектронной промышленности на 45,8% выше целевого значения – 690 млрд руб.;
3. число высокопроизводительных рабочих мест в радиоэлектронной промышленности соответствует целевому значению – 8,5 тыс.;
4. индекс производительности в радиоэлектронной промышленности превышает целевое значение 132,6% на 27%;
5. выработка на одного работающего в радиоэлектронной промышленности на 41% выше целевого значения – 2 379,3 тыс. руб.;
6. рост среднемесячной заработной платы в радиоэлектронной промышленности на 32% выше целевого значения – 176%;
7. объем финансирования исследований и разработок за счет средств внебюджетных источников в рамках реализации программы выше целевого значения на 179% – 1 642,3 млн руб.;
8. объем экспорта радиоэлектронной продукции на 165% выше целевого значения – 1 311 млн долл.
ПОДДЕРЖКА МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ
23 декабря 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1450 были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в 2016–2019 годах в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт.
Субсидии предоставляются в целях повышения доли российской микроэлектронной продукции на внутреннем рынке в сегменте платежных карт до 20% к 2019 году благодаря развитию конкурентоспособности производства.
Предоставление из федерального бюджета субсидий российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт, будет способствовать развитию микроэлектронной промышленности гражданского назначения и замещению импортной продукции, что приведет к увеличению доли отечественной продукции микроэлектроники на российском рынке.
Поскольку для всех производителей микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт, ключевыми изделиями, количество которых эквивалентно числу создаваемых платежных карт, являются чип-модули, субсидия для каждой организации рассчитывается на одну единицу чип-модуля. Общий объем субсидии определяется как произведение числа реализованных на российском рынке чип-модулей за отчетный период на размер субсидии за одну единицу чип-модуля.
Предельный размер субсидии, предоставляемый в расчете на одну единицу реализованного на российском рынке чип-модуля, составляет 50 руб. Расчет выполнялся на основании анализа средней себестоимости производства единицы чип-модуля у ключевых российских производителей, а также его среднерыночной цены на функциональном рынке.
В результате оказания господдержки (в форме субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате выпуска микроэлектронной продукции, предназначенной для производства платежных карт) планируется увеличить долю микроэлектронной продукции российского производства на внутреннем рынке (в сегменте платежных карт) с менее чем 1% в 2015 году до 8% к 2017-му и до 20% к 2019-му благодаря выпуску микроэлектронной продукции в количестве до 60 млн шт. за период 2016–2019 годов.
В целях поддержки сбыта микроэлектронной продукции в 2016 году Минкомсвязи России представило проект плана гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции. Планом предусмотрен сбыт в среднесрочной перспективе (до 2018 года) продукции на сумму 9,2 млрд руб. Использование отечественной микроэлектронной продукции запланировано при изготовлении:
1. водительских удостоверений нового поколения в интересах МВД России;
2. паспортно-визовых документов нового поколения в интересах ФМС России;
3. электронного полиса обязательного медицинского страхования в интересах Минздрава России;
4. персональной электронной карты и электронного жетона военнослужащего в интересах Минобороны и МЧС России.
Кроме того, планом гарантированных закупок предусмотрены закупки радиочастотных меток для маркировки ценных пород древесины в интересах Минприроды России.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для основных показателей внешнеэкономической деятельности предприятий радиоэлектронной промышленности в 2016 году характерна значительная динамика по сравнению с результатами 2015 года (показатели выше на 59,8%). За год объем экспорта увеличился на 81,5% (до 3475,4 млн долл.), объем импорта уменьшился на 31,2% (до 314,1 млн долл.), при этом положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 116,8% до 3161,4 млн долл.
132 предприятия отрасли осуществляли экспорт в 60 стран. По предварительным данным, объем экспорта в 2016 году превысил 3,475 млрд долл. (223,202 млрд руб.) против 1,915 млрд долл. (121,722 млрд руб.) в 2015-м.
Объем экспорта продукции гражданского назначения, составляющий в общем объеме экспорта предприятий радиоэлектронной промышленности 2,3%, снизился (в долларовом исчислении) за год на 11,6% (до 0,079 млрд долл.).
194 предприятия радиоэлектронной промышленности закупали импортную продукцию из 85 стран. Согласно предварительным данным, объем импорта в 2016 году превысил 314,114 млн долл. США против 456,622 млн долл. в 2015-м.
Объем импорта продукции гражданского назначения, составляющий в общем объеме импорта предприятий радиоэлектронной промышленности 38,6%, снизился (в долларовом исчислении) за год на 37,7% (до 121,247 млн долл.). Средневзвешенный курс доллара к рублю по итогам 2016 года составил 67 руб.
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ
Актуальной остается проблема высокого среднего возраста специалистов, занятых в отрасли. Для ее решения нужно не только развивать корпоративный сектор, но и создавать условия для повышения кадрового потенциала отрасли.
Необходимо наладить сотрудничество между научно-образовательным сообществом и предприятиями, причем по всем направлениям: как в отношении проведения НИОКР и внедрения их результатов в производство, так и в части привлечения талантливых молодых людей в отечественные компании, что будет способствовать формированию кадрового резерва отрасли.
Начало развитию кадрового потенциала радиоэлектронной отрасли было положено ежегодным конкурсом научно-технических работ "Инновационная радиоэлектроника".
За три года проведения соревнования более чем 1 000 молодых ученых и инноваторов со всей России представили на суд экспертной комиссии почти 500 проектов. Конкурсные испытания позволили оценить способности студентов и аспирантов мыслить глобально, оригинально и стратегически. Было отобрано 130 лучших работ, авторы которых включены в стратегический кадровый резерв отрасли. Те, кто предложил самые прорывные идеи, приглашены к участию в финале и награждены премиями и подарками от организаций радиоэлектронной промышленности.
В третьем сезоне конкурса приняли участие 496 молодых людей из 64 вузов России, они представили на суд экспертов более 300 научных проектов. Кроме того, в конкурсных этапах соревновались и два иностранных участника – Leopoldo Gomez Castillo из Университета Кадиса (Испания) и Frederique Lavasserie из Университета Бордо (Франция).
14 октября 2012 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1380 "О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации", во исполнение которого были учреждены стипендии за выдающиеся и значительные достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В 2016 году 40 организаций радиоэлектронной промышленности подали 169 заявок на присуждение стипендии за значительный вклад, а 70 организаций направили 280 заявок на получение стипендии за выдающийся вклад в развитие обороноспособности страны.
По итогам оценки заявок стипендии были присуждены пяти коллективам и 36 индивидуальным кандидатам от 22 организаций РЭП за выдающиеся достижения и 15 коллективам и 64 индивидуальным кандидатам от 35 организаций РЭП за значительный вклад.
Таким образом, комплекс реализуемых мероприятий позволит всесторонне способствовать развитию радиоэлектронной промышленности, привлекать новые трудовые ресурсы, развивать научно-технический и производственный потенциал отрасли.
ЗАДАЧИ НА 2017 ГОД
1. Выполнение заданий государственного оборонного заказа и планов по импортозамещению компонентов иностранного производства.
2. Разработка и производство необходимой номенклатуры отечественной компонентной базы для образцов вооружения, военной и специальной техники.
3. Развитие производственного, технического и кадрового потенциала предприятий с учетом задач Государственной программы вооружения на период до 2025 года.
4. Диверсификация производств и освоение рынков гражданской продукции с учетом новых инструментов отраслевого развития.
Фото С.В.Хохлова предоставлены Департаментом радиоэлектронной промышленности
Отзывы читателей