С 1979 года Китай приступил к реализации политики "четырех модернизаций", что стало началом преобразований китайской экономики. Страна активно привлекала зарубежные капитал и технологии, создавала свободные экономические зоны и т.п. Большое внимание уделялось развитию экспортно ориентированных производств, в частности электроники (в первую очередь, потребительской).
УДК 621.38
ВАК 05.27.06
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.168.7.142.150
УДК 621.38
ВАК 05.27.06
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.168.7.142.150
Теги: fabless-firms fabless-фирмы made in china-2025 plan silicon factories кремниевые заводы план "сделано в китае – 2025"
ПРОГРАММНО-ПЛАНОВОЕ РАЗВИТИЕ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ В КНР[1]
Впервые микроэлектроника зафиксирована отдельной позицией в IX пятилетнем плане социально-экономического развития КНР (табл.1). По оценкам различных специалистов, за период с 1990-х до начала 2010-х годов на инвестиции в микроэлектронику страна направила 25–30 млрд долл. Помимо пятилетних планов развитие отрасли определялось и целевыми комплексными программами. Так, в 2000-х годах реализовывалась программа "Стимулирование развития микроэлектроники в КНР", построенная по нисходящему принципу. Программа, известная как "Стратегия № 18" (Policy N.18), позволила запустить сеть государственных высокотехнологичных инкубационных центров на территории КНР, обеспечила ряд положительных эффектов. Однако в ее рамках не удалось создать достаточного числа "звездных" полупроводниковых фирм, способных конкурировать с западными компаниями. Более того, во время реализации стратегии разрыв между импортом и внутренним производством ИС продолжал нарастать (рис.1) [1].
Китайское правительство было обеспокоено этим по двум причинам: упускаемая выгода и национальная безопасность. На основе изучения опыта других стран в КНР к 2014 году была сформирована программа "Национальная инфраструктура развития промышленности интегральных схем" (National Framework for Development of the Integrated Circuit Industry), основная цель которой – найти наиболее эффективный и понятный путь определения китайской полупроводниковой промышленностью своих перспектив.[2]
В конце февраля – начале марта 2014 года на очередном Всекитайском собрании народных представителей* (ВСНП) и заседании Народного политического консультативного совета[3] Китая был представлен рабочий доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, в котором он специально упомянул интегральные микросхемы в следующем контексте: "использование инноваций для поддержки и осуществления совершенствования и модернизации экономической структуры". Дословно в докладе было сказано следующее: "Мы создали платформу поддержки бизнес-стартапов и инноваций в находящихся на стадии развития отраслях промышленности. Мы будем прилагать усилия к тому, чтобы догнать и обогнать развитые страны в таких областях, как новое поколение мобильных средств связи, интегральные микросхемы, Большие данные[4], перспективные технологии, новые виды энергии и материалы, развитие перспективных отраслей промышленности". После обсуждения доклада программа была утверждена [2].
Для ее реализации были разработаны два руководящих документа: "Рекомендации по развитию национальной полупроводниковой промышленности" и "Сделано Китае – 2025" (MIC-2025).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (NATIONAL SEMICONDUCTOR INDUSTRY DEVELOPMENT GUIDELINES)
В июне 2014 года Госсовет КНР опубликовал Рекомендации по развитию национальной полупроводниковой промышленности – документ, определяющий стратегию модернизации национальной полупроводниковой промышленности, поиск путей перехода от догоняющего развития к опережающему благодаря прогрессирующему импортозамещению.
Рекомендации предусматривают одновременное укрепление возможностей передового производства и инновационного развития национальной индустрии проектирования ИС и внутреннего производства ИС, в первую очередь, за счет развития услуг кремниевых заводов. В рамках реализации Рекомендаций был создан фонд инвестиций в национальную промышленность объемом в 120 млрд юаней (19 млрд долл.). Его цель – помочь финансами местным кремниевым заводам в создании современных производственных процессов, а также содействовать отечественным изготовителям ИС в осуществлении сделок слияний/поглощений как внутри страны, так и за рубежом.
Рекомендации, как и MIC‑2025, дали серьезный толчок развитию местной микроэлектроники благодаря инвестициям в схемы полупроводниковой памяти, проектирование, кремниевые заводы, фирмы, специализирующиеся на сборке, корпусировании и тестировании полупроводниковых приборов, сегменты оборудования и материалов. К тому же в полупроводниковой промышленности КНР получили распространение стратегические партнерства, совместные предприятия, сделки по слиянию/поглощению – как среди внутренних фирм (в целях достижения экономии масштаба[5] и экономии разнообразия[6]), так и с ведущими мировыми полупроводниковыми фирмами (для доступа к передовым технологиям и опыту в области методов управления).
Новый план КНР по развитию микроэлектроники (как определено в Рекомендациях) в качестве инструмента осуществления промышленной политики в большей мере ориентирован не на госсубсидии, а на частные инвестиции в акционерный капитал. Правительство принимает участие в акционерном инвестировании, но утверждает, что делает это без вмешательства в управленческие решения. Ожидается, что это поможет снизить стоимость инвестиций для отобранной группы фирм, включающей "национальные команды" в полупроводниковой промышленности.
По всей видимости, китайское правительство становится более открытым к экспериментам с новыми подходами к выработке политики, финансированию инвестиций и гибкой промышленной политики, реализуемой по восходящему принципу. Среди китайских органов, планирующих технологическое развитие, видимо, существует консенсус относительно того, что чем ближе КНР к передовым технологическим рубежам, тем меньше приходится имитировать чужие инновации и пошаговые инновации низкого уровня. Сейчас китайские фирмы поощряют разрабатывать и защищать их собственные права интеллектуальной собственности, а также ускорять коммерциализацию новых идей, открытий и изобретений [3, 4].
ПЛАН "СДЕЛАНО КИТАЕ – 2025"
(MADE IN CHINA – 2025, MIC-2025, 中国制造2025)
План принят Государственным Советом Китайской Народной Республики (Госсовет КНР, Центральное народное правительство), высшим государственным исполнительным органом КНР, в мае 2015 года. Предусматривает одновременное укрепление возможностей передового производства и инновационного развития национальной индустрии проектирования ИС и внутреннего производства ИС, в первую очередь, благодаря развитию услуг кремниевых заводов.
Цель реализуемого плана MIC-2025 – повысить уровень самообеспечения ИС до 40% в 2020 году и до 70% – в 2025-м. План MIC-2025 определяет следующие приоритеты:
• догнать передовой мировой опыт в проектировании ядер ИС и создании инструментальных средств проектирования;
• выйти на передовые рубежи в области многокомпонентных полупроводниковых приборов;
• добиться заключения контрактов с расположенными в КНР производителями электронного оборудования на поставку ИС, спроектированных в КНР (как с отделениями многонациональных (транснациональных) корпораций, так и с китайскими фирмами, такими как Lenovo или Huawei);
• укрепить позиции отечественных фирм по проектированию и производству высокоплотных многокристальных модулей в области технологии 3D-микрокорпусирования [4, 5, 6].
Условия реализации "новой политики"
Для выполнения поставленных задач необходимы квалифицированные инженерно-технические кадры, причем в достаточном количестве. Китайское правительство решает эту проблему на уровне фундаментальной и прикладных наук, высшего и специального технического оборудования, реализуя соответствующие научные и учебные проекты. Из китайских университетов ежегодно выпускается 400 тыс. инженеров, при этом половина из них имеют дипломы в области микроэлектроники. Где в мире еще есть подобное?
Новая политика КНР отличается от проводившейся ранее. В ее основе – "вливание" фондов частных инвестиций. Она позволяет профессиональным финансовым инвесторам определять, какие организации (fabless-фирмы, кремниевые заводы и/или научно-исследовательские институты) разделят средства этих фондов [2].
Правда, одна неприятность заключается в том, что возможности местных правительств в КНР по стимулированию развития микроэлектроники не безграничны. Отмечавшийся в 2008 году в КНР кризис субстандартной ипотеки вынудил центральное правительство принять комплекс мер стимулирования на общую сумму 4 трлн юаней (45 млн долл.), что, в свою очередь, увеличило задолженность местных правительств. В бюджетном отчете ВСНП за 2013 год указывается, что объем основного погашения по облигациям местных правительств в 2012 году составил 200 млрд юаней. По самым консервативным оценкам, долг местных правительств в настоящее время может превышать 12 трлн юаней, что внушает опасения не только из-за суммы. Долг не прозрачен, и западные эксперты не знают, как он управляется. Их также пугает тенденция китайских официальных лиц ставить политическую целесообразность выше экономических соображений. Уровень риска долгов местных правительств – одна из центральных тем при обсуждении возможной реализации новой программы капиталовложений в китайскую микроэлектронику. Где, когда и как может дестабилизироваться эта система, очень трудно прогнозировать в силу непрозрачности правительственных операций. В связи с этим некоторые аналитики опасаются замедления темпов роста доходов КНР. С другой стороны, источники в правительстве КНР и за его пределами считают риск дефолта низким, так как центральное правительство при необходимости может поправить дело. Правда, при этом оно не обязано гарантировать погашение долгов местных правительств.
Таким образом, вопрос о том, как местные правительства будут управлять предполагаемыми инвестиционными средствами, остается открытым. Кроме того, как член ВТО с 2001 года КНР пользуется тем, что любые инвестиции в специализированные фирмы не рассматриваются как протекционистские субсидии. Ряд респондентов полагает, что предоставление инвестиций в виде исследовательских грантов национальным лабораториям или промышленным институтам может стать международно-допустимым способом распределения средств центрального и местных правительств [1].
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ПОДДЕРЖКИ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ
Центральное и провинциальные правительства, а также частные инвесторы намерены в течение пяти лет направить около 160 млрд долл. на поддержку национальной полупроводниковой промышленности. Частично это будет прямое инвестирование и/или долевое участие в проектах [7], а частично – финансирование через фонды содействия развитию микроэлектроники, созданные в 2014 году в соответствии с Рекомендациями по развитию национальной полупроводниковой промышленности (National Semiconductor Industry Development Guidelines). Их цель – помочь финансами местным кремниевым заводам в создании современных производственных процессов, а также содействовать отечественным изготовителям ИС в совершении сделок слияний/поглощений как внутри страны, так и за рубежом. На федеральном уровне был создан фонд развития микроэлектроники (Sino IC Fund) с капиталом около 140 млрд конвертируемых юаней (чуть больше 19 млрд долл.), позднее были сформированы аналогичные фонды в крупнейших городах и провинциях, где в основном находится производственная база местной микроэлектроники [4, 8, 9, 10].
К концу 2014-го – середине 2015 года количество фондов достигло 12 (1 – центральный, 11 – местных) (рис.2), общий объем средств которых на конец 2016-го – начало 2017 года составил 442 млрд юаней или более 63 млрд долл. (в 2016 году юань стал резервной мировой валютой и слово "конвертируемый" к нему не применяется). Интересно, что эти фонды в основном занимаются операциями с акциями и другими ценными бумагами местных фирм полупроводниковой и смежных отраслей промышленности. Они частично играют роль холдинговых структур, основная задача которых – укрупнение китайских игроков и повышение их конкурентоспособности (в т. ч. за счет процесса слияний/поглощений).
Американские изготовители ИС очень обеспокоены действиями китайского правительства, поскольку расценивают местный полупроводниковый рынок как самый крупный, имеющий наибольший потенциал роста в течение ближайших лет [7].
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ "НОВОГО КУРСА"
Индустрия fabless-фирм
По оценкам представителей КНР, результаты реализации программ развития микроэлектроники противоречивы. Несмотря на ускоренный рост производства и увеличение числа fabless-фирм, не все задачи решаются удовлетворительно. С одной стороны, в 2011 году в Китае насчитывалось 500 fabless-фирм, сейчас 1 300. С другой стороны, преимущественно это малые фирмы с недостаточно высоким технологическим уровнем. Так, по результатам 2016 года большая часть полученных доходов (81% от 164,4 млрд юаней или примерно 24 млрд долл.) приходилось на 13% фирм. Кроме того, больше половины китайских fabless-фирм имели годовой доход менее 10 млн юаней (1,5 млн долл.). На конференции по автоматизации проектирования (DAC) китайские представители согласились, что понятие "большой фонд", определяющее инвестиционную поддержку правительства и осуществляющие ее структуры, не совсем конкретно. На Западе утвердилось представление, что центральное правительство раздает свободные деньги отечественным производителям ИС. Но это не так. Доля центрального правительства относительно мала – около 75% средств на микроэлектронные проекты предоставляют местные власти и частные инвестиционные фонды.
При подаче заявки на финансирование из "большого фонда" необходимо доказать инновационность и коммерческую перспективу осваиваемого изделия. Не все китайские производители готовы к этому. Еще один нюанс – ряд фирм, подавших заявки на получение финансовой поддержки, получили от местных властей и частных инвесторов не более 20% обещанного объема инвестиций.
В период с 1999-го по 2016 год среднегодовой темп прироста объема доходов китайских fabless-фирм в сложных процентах составил 44,9%. Местные разработчики сосредоточены на проектировании ИС для средств связи и прикладных процессоров для них (в первую очередь, мобильных телефонов). Отмечается, что обострение конкуренции среди крупнейших fabless-поставщиков может привести к "перегреву" внутреннего рынка. Первое место по итогам 2016 года занимает фирма HiSilicon Semiconductor (табл.2).
В мае 2017 года, используя поддержку двух крупнейших инвестиционных фондов КНР – JAC Capital и Wise Road Capital, корпорации Qualcomm (Сан-Диего, шт. Калифорния) и Leadcore Technologies (Шанхай, КНР) объявили о создании совместного предприятия JLQ Technology. Обеспокоенность этой сделкой выразила Tsinghua Unigroup (владелец корпорации Spreadtrum Communications), считающая, что данное СП станет каналом продаж дешевых ИС для смартфонов, конкурирующих с продукцией Spreadtrum. В то же время фирма ASR Microelectronics поглотила за 45 млн долл. отделение американской корпорации Marvell Technology по изготовлению дешевых модемов LTE[7], что также может привести к обострению конкуренции на китайском рынке средств сотовой связи. Основная сфера деятельности ASR Microelectronics – платформы систем-на-кристалле и ПО для сотовой связи.
Сделки слияния/поглощения китайских fabless-фирм не всегда проходят гладко: объединение двух наиболее преуспевающих компаний Spreadtrum и RDA (в составе Unigroup), объявленное в 2014 году, завершилось только к концу 2015-го, причем основная группа разработчиков покинула RDA и весной того же года создала новую fabless-фирму ASR Microelectronics. Это указывает на такие проблематичные моменты укрупнения китайской fabless-индустрии: нехватку квалифицированных кадров уровня разработчиков и руководителей, а также их амбиции. Большая часть fabless-фирм слишком малы для эффективного слияния: на 89% таких предприятий персонал составляет менее 100 человек, а у 54% фирм этого типа годовая выручка не превышает 10 млн юаней.
Во второй части статьи рассмотрим вопросы зарубежной активности китайских инвестиционных фондов, наращивание их капиталовложений в американские стартапы в целях обеспечения доступа к перспективным технологиям, в частности, для авиакосмических и военных применений. По данным аналитиков компании IC Insights, в 2021 году на Китай будет приходиться около половины мирового рынка ИС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Yoshida J. China to Blow $10B a Year on Chips // EE Times, 3/25/2014
2. Yoshida J. Can China Buy Its Way Into Global IC Industry? // EE Times. 9/4/2014
3. USITO. 2014. Guidelines to Promote National Integrated Circuit Industry Development. United States Information Technology Office, Beijing, June 24
4. PWC. 2016. China’s impact on the semiconductor industry: 2015 update March
5. http://english.cntv.cn/special/madeinchina/ index.shtml
6. http://www.usito.org/content/usito-made-china‑2025-unofficial-translation‑2015–5–29
7. Merritt R. China Defends Big Chip Bet. // EE Times, 1/12/2017
(http://www.eetimes.com/document.asp?doc_id=1331154)
8. Ernst D. 2015, From Catching Up to Forging Ahead: China’s Policies for Semiconductors, East-West Center Special Study, September,
http://www.eastwestcenter.org/node/35320
9. http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2744974
10. USITO, China IC Industry Support Guidelines-Summary and Analysis, September 1. 2014
* Всекитайское собрание народных представителей – высший орган государственной власти КНР.
Народный политический консультативный совет Китая – организация Патриотического единого фронта китайского народа, совещательный орган при руководстве КНР, в который входят как представители КПК, так и члены КПК: представители восьми партий-сателлитов КПК, общественных организаций, деловых кругов Гонконга, Макао, Тайваня и китайских диаспор за рубежом, видные общественные деятели.
Big Data – Большие данные, в информационных технологиях серия подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия для получения человеко-читаемых результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети, сформированным в конце 2000-х годов; альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениями класса Business Intelligence.
economies of scale – экономия, обусловленная ростом масштабов производства.
economies of scope – экономия от разнообразия, экономия от совмещения – снижение затрат вследствие использования одного капитального актива для производства или потребления нескольких разных благ.
LTE (Long Term Evolution) – мобильный протокол передачи данных проекта 3GPP, стандарта совершенствования технологий CDMA, UMTS для удовлетворения будущих потребностей в скорости передачи данных, для повышения эффективности, снижения издержек, расширения и совершенствования услуг, интеграции с существующими протоколами. Теоретическая скорость передачи данных в 3GPP LTE: 326,4 Мбит/с – при загрузке; 172,8 Мбит/с – при отправке. Радиус действия базовой LTE – 5 км. При использовании антенны – до 30–100 км. Сигнал в зоне покрытия LTE передается в сети 3G (WCDMA), CDMA2000 и GSM/GPRS/EDGE бесшовно (без прерывания).
[1] 1 АО "ЦНИИ "Электроника", mmackushin@gmail.com.
[2] * Всекитайское собрание народных представителей – высший орган государственной власти КНР.
[3] Народный политический консультативный совет Китая – организация Патриотического единого фронта китайского народа, совещательный орган при руководстве КНР, в который входят как представители КПК, так и члены КПК: представители восьми партий-сателлитов КПК, общественных организаций, деловых кругов Гонконга, Макао, Тайваня и китайских диаспор за рубежом, видные общественные деятели.
[4] Big Data – Большие данные, в информационных технологиях серия подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия для получения человеко-читаемых результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети, сформированным в конце 2000-х годов; альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениями класса Business Intelligence.
[5] economies of scale – экономия, обусловленная ростом масштабов производства.
[6] economies of scope – экономия от разнообразия, экономия от совмещения – снижение затрат вследствие использования одного капитального актива для производства или потребления нескольких разных благ.
[7] LTE (Long Term Evolution) – мобильный протокол передачи данных проекта 3GPP, стандарта совершенствования технологий CDMA, UMTS для удовлетворения будущих потребностей в скорости передачи данных, для повышения эффективности, снижения издержек, расширения и совершенствования услуг, интеграции с существующими протоколами. Теоретическая скорость передачи данных в 3GPP LTE: 326,4 Мбит/с – при загрузке; 172,8 Мбит/с – при отправке. Радиус действия базовой LTE – 5 км. При использовании антенны – до 30–100 км. Сигнал в зоне покрытия LTE передается в сети 3G (WCDMA), CDMA2000 и GSM/GPRS/EDGE бесшовно (без прерывания).
Впервые микроэлектроника зафиксирована отдельной позицией в IX пятилетнем плане социально-экономического развития КНР (табл.1). По оценкам различных специалистов, за период с 1990-х до начала 2010-х годов на инвестиции в микроэлектронику страна направила 25–30 млрд долл. Помимо пятилетних планов развитие отрасли определялось и целевыми комплексными программами. Так, в 2000-х годах реализовывалась программа "Стимулирование развития микроэлектроники в КНР", построенная по нисходящему принципу. Программа, известная как "Стратегия № 18" (Policy N.18), позволила запустить сеть государственных высокотехнологичных инкубационных центров на территории КНР, обеспечила ряд положительных эффектов. Однако в ее рамках не удалось создать достаточного числа "звездных" полупроводниковых фирм, способных конкурировать с западными компаниями. Более того, во время реализации стратегии разрыв между импортом и внутренним производством ИС продолжал нарастать (рис.1) [1].
Китайское правительство было обеспокоено этим по двум причинам: упускаемая выгода и национальная безопасность. На основе изучения опыта других стран в КНР к 2014 году была сформирована программа "Национальная инфраструктура развития промышленности интегральных схем" (National Framework for Development of the Integrated Circuit Industry), основная цель которой – найти наиболее эффективный и понятный путь определения китайской полупроводниковой промышленностью своих перспектив.[2]
В конце февраля – начале марта 2014 года на очередном Всекитайском собрании народных представителей* (ВСНП) и заседании Народного политического консультативного совета[3] Китая был представлен рабочий доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, в котором он специально упомянул интегральные микросхемы в следующем контексте: "использование инноваций для поддержки и осуществления совершенствования и модернизации экономической структуры". Дословно в докладе было сказано следующее: "Мы создали платформу поддержки бизнес-стартапов и инноваций в находящихся на стадии развития отраслях промышленности. Мы будем прилагать усилия к тому, чтобы догнать и обогнать развитые страны в таких областях, как новое поколение мобильных средств связи, интегральные микросхемы, Большие данные[4], перспективные технологии, новые виды энергии и материалы, развитие перспективных отраслей промышленности". После обсуждения доклада программа была утверждена [2].
Для ее реализации были разработаны два руководящих документа: "Рекомендации по развитию национальной полупроводниковой промышленности" и "Сделано Китае – 2025" (MIC-2025).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (NATIONAL SEMICONDUCTOR INDUSTRY DEVELOPMENT GUIDELINES)
В июне 2014 года Госсовет КНР опубликовал Рекомендации по развитию национальной полупроводниковой промышленности – документ, определяющий стратегию модернизации национальной полупроводниковой промышленности, поиск путей перехода от догоняющего развития к опережающему благодаря прогрессирующему импортозамещению.
Рекомендации предусматривают одновременное укрепление возможностей передового производства и инновационного развития национальной индустрии проектирования ИС и внутреннего производства ИС, в первую очередь, за счет развития услуг кремниевых заводов. В рамках реализации Рекомендаций был создан фонд инвестиций в национальную промышленность объемом в 120 млрд юаней (19 млрд долл.). Его цель – помочь финансами местным кремниевым заводам в создании современных производственных процессов, а также содействовать отечественным изготовителям ИС в осуществлении сделок слияний/поглощений как внутри страны, так и за рубежом.
Рекомендации, как и MIC‑2025, дали серьезный толчок развитию местной микроэлектроники благодаря инвестициям в схемы полупроводниковой памяти, проектирование, кремниевые заводы, фирмы, специализирующиеся на сборке, корпусировании и тестировании полупроводниковых приборов, сегменты оборудования и материалов. К тому же в полупроводниковой промышленности КНР получили распространение стратегические партнерства, совместные предприятия, сделки по слиянию/поглощению – как среди внутренних фирм (в целях достижения экономии масштаба[5] и экономии разнообразия[6]), так и с ведущими мировыми полупроводниковыми фирмами (для доступа к передовым технологиям и опыту в области методов управления).
Новый план КНР по развитию микроэлектроники (как определено в Рекомендациях) в качестве инструмента осуществления промышленной политики в большей мере ориентирован не на госсубсидии, а на частные инвестиции в акционерный капитал. Правительство принимает участие в акционерном инвестировании, но утверждает, что делает это без вмешательства в управленческие решения. Ожидается, что это поможет снизить стоимость инвестиций для отобранной группы фирм, включающей "национальные команды" в полупроводниковой промышленности.
По всей видимости, китайское правительство становится более открытым к экспериментам с новыми подходами к выработке политики, финансированию инвестиций и гибкой промышленной политики, реализуемой по восходящему принципу. Среди китайских органов, планирующих технологическое развитие, видимо, существует консенсус относительно того, что чем ближе КНР к передовым технологическим рубежам, тем меньше приходится имитировать чужие инновации и пошаговые инновации низкого уровня. Сейчас китайские фирмы поощряют разрабатывать и защищать их собственные права интеллектуальной собственности, а также ускорять коммерциализацию новых идей, открытий и изобретений [3, 4].
ПЛАН "СДЕЛАНО КИТАЕ – 2025"
(MADE IN CHINA – 2025, MIC-2025, 中国制造2025)
План принят Государственным Советом Китайской Народной Республики (Госсовет КНР, Центральное народное правительство), высшим государственным исполнительным органом КНР, в мае 2015 года. Предусматривает одновременное укрепление возможностей передового производства и инновационного развития национальной индустрии проектирования ИС и внутреннего производства ИС, в первую очередь, благодаря развитию услуг кремниевых заводов.
Цель реализуемого плана MIC-2025 – повысить уровень самообеспечения ИС до 40% в 2020 году и до 70% – в 2025-м. План MIC-2025 определяет следующие приоритеты:
• догнать передовой мировой опыт в проектировании ядер ИС и создании инструментальных средств проектирования;
• выйти на передовые рубежи в области многокомпонентных полупроводниковых приборов;
• добиться заключения контрактов с расположенными в КНР производителями электронного оборудования на поставку ИС, спроектированных в КНР (как с отделениями многонациональных (транснациональных) корпораций, так и с китайскими фирмами, такими как Lenovo или Huawei);
• укрепить позиции отечественных фирм по проектированию и производству высокоплотных многокристальных модулей в области технологии 3D-микрокорпусирования [4, 5, 6].
Условия реализации "новой политики"
Для выполнения поставленных задач необходимы квалифицированные инженерно-технические кадры, причем в достаточном количестве. Китайское правительство решает эту проблему на уровне фундаментальной и прикладных наук, высшего и специального технического оборудования, реализуя соответствующие научные и учебные проекты. Из китайских университетов ежегодно выпускается 400 тыс. инженеров, при этом половина из них имеют дипломы в области микроэлектроники. Где в мире еще есть подобное?
Новая политика КНР отличается от проводившейся ранее. В ее основе – "вливание" фондов частных инвестиций. Она позволяет профессиональным финансовым инвесторам определять, какие организации (fabless-фирмы, кремниевые заводы и/или научно-исследовательские институты) разделят средства этих фондов [2].
Правда, одна неприятность заключается в том, что возможности местных правительств в КНР по стимулированию развития микроэлектроники не безграничны. Отмечавшийся в 2008 году в КНР кризис субстандартной ипотеки вынудил центральное правительство принять комплекс мер стимулирования на общую сумму 4 трлн юаней (45 млн долл.), что, в свою очередь, увеличило задолженность местных правительств. В бюджетном отчете ВСНП за 2013 год указывается, что объем основного погашения по облигациям местных правительств в 2012 году составил 200 млрд юаней. По самым консервативным оценкам, долг местных правительств в настоящее время может превышать 12 трлн юаней, что внушает опасения не только из-за суммы. Долг не прозрачен, и западные эксперты не знают, как он управляется. Их также пугает тенденция китайских официальных лиц ставить политическую целесообразность выше экономических соображений. Уровень риска долгов местных правительств – одна из центральных тем при обсуждении возможной реализации новой программы капиталовложений в китайскую микроэлектронику. Где, когда и как может дестабилизироваться эта система, очень трудно прогнозировать в силу непрозрачности правительственных операций. В связи с этим некоторые аналитики опасаются замедления темпов роста доходов КНР. С другой стороны, источники в правительстве КНР и за его пределами считают риск дефолта низким, так как центральное правительство при необходимости может поправить дело. Правда, при этом оно не обязано гарантировать погашение долгов местных правительств.
Таким образом, вопрос о том, как местные правительства будут управлять предполагаемыми инвестиционными средствами, остается открытым. Кроме того, как член ВТО с 2001 года КНР пользуется тем, что любые инвестиции в специализированные фирмы не рассматриваются как протекционистские субсидии. Ряд респондентов полагает, что предоставление инвестиций в виде исследовательских грантов национальным лабораториям или промышленным институтам может стать международно-допустимым способом распределения средств центрального и местных правительств [1].
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ПОДДЕРЖКИ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ
Центральное и провинциальные правительства, а также частные инвесторы намерены в течение пяти лет направить около 160 млрд долл. на поддержку национальной полупроводниковой промышленности. Частично это будет прямое инвестирование и/или долевое участие в проектах [7], а частично – финансирование через фонды содействия развитию микроэлектроники, созданные в 2014 году в соответствии с Рекомендациями по развитию национальной полупроводниковой промышленности (National Semiconductor Industry Development Guidelines). Их цель – помочь финансами местным кремниевым заводам в создании современных производственных процессов, а также содействовать отечественным изготовителям ИС в совершении сделок слияний/поглощений как внутри страны, так и за рубежом. На федеральном уровне был создан фонд развития микроэлектроники (Sino IC Fund) с капиталом около 140 млрд конвертируемых юаней (чуть больше 19 млрд долл.), позднее были сформированы аналогичные фонды в крупнейших городах и провинциях, где в основном находится производственная база местной микроэлектроники [4, 8, 9, 10].
К концу 2014-го – середине 2015 года количество фондов достигло 12 (1 – центральный, 11 – местных) (рис.2), общий объем средств которых на конец 2016-го – начало 2017 года составил 442 млрд юаней или более 63 млрд долл. (в 2016 году юань стал резервной мировой валютой и слово "конвертируемый" к нему не применяется). Интересно, что эти фонды в основном занимаются операциями с акциями и другими ценными бумагами местных фирм полупроводниковой и смежных отраслей промышленности. Они частично играют роль холдинговых структур, основная задача которых – укрупнение китайских игроков и повышение их конкурентоспособности (в т. ч. за счет процесса слияний/поглощений).
Американские изготовители ИС очень обеспокоены действиями китайского правительства, поскольку расценивают местный полупроводниковый рынок как самый крупный, имеющий наибольший потенциал роста в течение ближайших лет [7].
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ "НОВОГО КУРСА"
Индустрия fabless-фирм
По оценкам представителей КНР, результаты реализации программ развития микроэлектроники противоречивы. Несмотря на ускоренный рост производства и увеличение числа fabless-фирм, не все задачи решаются удовлетворительно. С одной стороны, в 2011 году в Китае насчитывалось 500 fabless-фирм, сейчас 1 300. С другой стороны, преимущественно это малые фирмы с недостаточно высоким технологическим уровнем. Так, по результатам 2016 года большая часть полученных доходов (81% от 164,4 млрд юаней или примерно 24 млрд долл.) приходилось на 13% фирм. Кроме того, больше половины китайских fabless-фирм имели годовой доход менее 10 млн юаней (1,5 млн долл.). На конференции по автоматизации проектирования (DAC) китайские представители согласились, что понятие "большой фонд", определяющее инвестиционную поддержку правительства и осуществляющие ее структуры, не совсем конкретно. На Западе утвердилось представление, что центральное правительство раздает свободные деньги отечественным производителям ИС. Но это не так. Доля центрального правительства относительно мала – около 75% средств на микроэлектронные проекты предоставляют местные власти и частные инвестиционные фонды.
При подаче заявки на финансирование из "большого фонда" необходимо доказать инновационность и коммерческую перспективу осваиваемого изделия. Не все китайские производители готовы к этому. Еще один нюанс – ряд фирм, подавших заявки на получение финансовой поддержки, получили от местных властей и частных инвесторов не более 20% обещанного объема инвестиций.
В период с 1999-го по 2016 год среднегодовой темп прироста объема доходов китайских fabless-фирм в сложных процентах составил 44,9%. Местные разработчики сосредоточены на проектировании ИС для средств связи и прикладных процессоров для них (в первую очередь, мобильных телефонов). Отмечается, что обострение конкуренции среди крупнейших fabless-поставщиков может привести к "перегреву" внутреннего рынка. Первое место по итогам 2016 года занимает фирма HiSilicon Semiconductor (табл.2).
В мае 2017 года, используя поддержку двух крупнейших инвестиционных фондов КНР – JAC Capital и Wise Road Capital, корпорации Qualcomm (Сан-Диего, шт. Калифорния) и Leadcore Technologies (Шанхай, КНР) объявили о создании совместного предприятия JLQ Technology. Обеспокоенность этой сделкой выразила Tsinghua Unigroup (владелец корпорации Spreadtrum Communications), считающая, что данное СП станет каналом продаж дешевых ИС для смартфонов, конкурирующих с продукцией Spreadtrum. В то же время фирма ASR Microelectronics поглотила за 45 млн долл. отделение американской корпорации Marvell Technology по изготовлению дешевых модемов LTE[7], что также может привести к обострению конкуренции на китайском рынке средств сотовой связи. Основная сфера деятельности ASR Microelectronics – платформы систем-на-кристалле и ПО для сотовой связи.
Сделки слияния/поглощения китайских fabless-фирм не всегда проходят гладко: объединение двух наиболее преуспевающих компаний Spreadtrum и RDA (в составе Unigroup), объявленное в 2014 году, завершилось только к концу 2015-го, причем основная группа разработчиков покинула RDA и весной того же года создала новую fabless-фирму ASR Microelectronics. Это указывает на такие проблематичные моменты укрупнения китайской fabless-индустрии: нехватку квалифицированных кадров уровня разработчиков и руководителей, а также их амбиции. Большая часть fabless-фирм слишком малы для эффективного слияния: на 89% таких предприятий персонал составляет менее 100 человек, а у 54% фирм этого типа годовая выручка не превышает 10 млн юаней.
Во второй части статьи рассмотрим вопросы зарубежной активности китайских инвестиционных фондов, наращивание их капиталовложений в американские стартапы в целях обеспечения доступа к перспективным технологиям, в частности, для авиакосмических и военных применений. По данным аналитиков компании IC Insights, в 2021 году на Китай будет приходиться около половины мирового рынка ИС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Yoshida J. China to Blow $10B a Year on Chips // EE Times, 3/25/2014
2. Yoshida J. Can China Buy Its Way Into Global IC Industry? // EE Times. 9/4/2014
3. USITO. 2014. Guidelines to Promote National Integrated Circuit Industry Development. United States Information Technology Office, Beijing, June 24
4. PWC. 2016. China’s impact on the semiconductor industry: 2015 update March
5. http://english.cntv.cn/special/madeinchina/ index.shtml
6. http://www.usito.org/content/usito-made-china‑2025-unofficial-translation‑2015–5–29
7. Merritt R. China Defends Big Chip Bet. // EE Times, 1/12/2017
(http://www.eetimes.com/document.asp?doc_id=1331154)
8. Ernst D. 2015, From Catching Up to Forging Ahead: China’s Policies for Semiconductors, East-West Center Special Study, September,
http://www.eastwestcenter.org/node/35320
9. http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2744974
10. USITO, China IC Industry Support Guidelines-Summary and Analysis, September 1. 2014
* Всекитайское собрание народных представителей – высший орган государственной власти КНР.
Народный политический консультативный совет Китая – организация Патриотического единого фронта китайского народа, совещательный орган при руководстве КНР, в который входят как представители КПК, так и члены КПК: представители восьми партий-сателлитов КПК, общественных организаций, деловых кругов Гонконга, Макао, Тайваня и китайских диаспор за рубежом, видные общественные деятели.
Big Data – Большие данные, в информационных технологиях серия подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия для получения человеко-читаемых результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети, сформированным в конце 2000-х годов; альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениями класса Business Intelligence.
economies of scale – экономия, обусловленная ростом масштабов производства.
economies of scope – экономия от разнообразия, экономия от совмещения – снижение затрат вследствие использования одного капитального актива для производства или потребления нескольких разных благ.
LTE (Long Term Evolution) – мобильный протокол передачи данных проекта 3GPP, стандарта совершенствования технологий CDMA, UMTS для удовлетворения будущих потребностей в скорости передачи данных, для повышения эффективности, снижения издержек, расширения и совершенствования услуг, интеграции с существующими протоколами. Теоретическая скорость передачи данных в 3GPP LTE: 326,4 Мбит/с – при загрузке; 172,8 Мбит/с – при отправке. Радиус действия базовой LTE – 5 км. При использовании антенны – до 30–100 км. Сигнал в зоне покрытия LTE передается в сети 3G (WCDMA), CDMA2000 и GSM/GPRS/EDGE бесшовно (без прерывания).
[1] 1 АО "ЦНИИ "Электроника", mmackushin@gmail.com.
[2] * Всекитайское собрание народных представителей – высший орган государственной власти КНР.
[3] Народный политический консультативный совет Китая – организация Патриотического единого фронта китайского народа, совещательный орган при руководстве КНР, в который входят как представители КПК, так и члены КПК: представители восьми партий-сателлитов КПК, общественных организаций, деловых кругов Гонконга, Макао, Тайваня и китайских диаспор за рубежом, видные общественные деятели.
[4] Big Data – Большие данные, в информационных технологиях серия подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов и значительного многообразия для получения человеко-читаемых результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, распределения по многочисленным узлам вычислительной сети, сформированным в конце 2000-х годов; альтернативных традиционным системам управления базами данных и решениями класса Business Intelligence.
[5] economies of scale – экономия, обусловленная ростом масштабов производства.
[6] economies of scope – экономия от разнообразия, экономия от совмещения – снижение затрат вследствие использования одного капитального актива для производства или потребления нескольких разных благ.
[7] LTE (Long Term Evolution) – мобильный протокол передачи данных проекта 3GPP, стандарта совершенствования технологий CDMA, UMTS для удовлетворения будущих потребностей в скорости передачи данных, для повышения эффективности, снижения издержек, расширения и совершенствования услуг, интеграции с существующими протоколами. Теоретическая скорость передачи данных в 3GPP LTE: 326,4 Мбит/с – при загрузке; 172,8 Мбит/с – при отправке. Радиус действия базовой LTE – 5 км. При использовании антенны – до 30–100 км. Сигнал в зоне покрытия LTE передается в сети 3G (WCDMA), CDMA2000 и GSM/GPRS/EDGE бесшовно (без прерывания).
Отзывы читателей