Выпуск #4/2010
NXP в России: что нового. Рассказывает директор по продажам региона СНГ и стран Балтии Ванда Швандерова
Просмотры: 2638
Компания NXP и ее продукция настолько широко известна, что не нуждается в каких-либо комментариях и представлениях. Поэтому наш разговор с директором по продажам региона СНГ и стран Балтии торгового представительства компании NXP в России Вандой Швандеровой касался не столько технических вопросов, сколько продуктовых направлений, которые компания считает приоритетным в нашем регионе.
Каковы основные направления деятельности российского представительства компании NXP?
В России представительство компании NXP считает наиболее приоритетными три основных направления – транспортные приложения, решения для идентификации и продвижение микроконтроллеров.
В тематике транспортных приложений для нас наиболее актуальная задача – продвижение бортовой телематической платформы АТОР, которую компания NXP не так давно представила на рынок. Речь идет об интегрированном устройстве – системе-в-корпусе, включающем модуль навигационного приемника (GPS), модуль сотовой связи GSM/GPRS, интерфейсы CAN, USB, UART, SIM, а также беспроводной интерфейс NFC. Модуль также содержит центральный процессор c ядром ARM, память и контроллер защиты данных семейства SmartMX (см. рисунок). Конструктивно модуль очень мал – его габариты 32×31 мм и при высоте менее 3 мм.
В целом, модуль представляет собой телематическое устройство для реализации удаленных услуг в автомобиле. К таким услугам мы относим навигацию, удаленный мониторинг и управление автопарком, а также комплекс задач, связанных с безопасностью. Бортовой модуль работает в связке со стикером (бесконтактной меткой стандарта NFC Forum), укрепленном на лобовом стекле автомобиля. Стикер может содержать базовые данные об автомобиле, и, например, инспектор ГИБДД с устройством считывания может в течение нескольких секунд получить всю информацию об автомобиле. Кроме того, с помощью стикера, как NFC-устройства, можно проводить разного рода платежи – за проезд по платным дорогам, за топливо и т.п. Например, покупая специальные платежные карты, водители могут оплачивать услуги, просто прикладывая карту к модулю устройства, расположенному внутри автомобиля. При этом с карты списываются деньги, информация об этом через GSM-сеть в защищенном режиме отправляется оператору.
Более того, платформа АТОР позволяет решать задачи безопасности и управления транспортными потоками. Например, система посредством датчиков (акселерометр, срабатывание подушек безопасности) идентифицирует возможное дорожно-транспортное происшествие и инициирует звонок на пульт диспетчера, тут же специальные службы смогут приступить к работе. Подобная инициатива получила на Западе название eСall (Emergency Call/ Экстренный вызов), в России аналогичная программа – ЭРА ГЛОНАСС (ERA GLONASS) – также находится в стадии активной разработки.
Относительно возможности управления транспортными потоками посредством описываемого модуля – данная концепция была хорошо воспринята правительством Нидерландов, прошла пилотное тестирование, и есть планы по ее полномасштабной реализации в Голландии с 2012 года.
Кроме того, благодаря интеграции возможностей платежной и навигационной систем, платформу АТОР в Нидерландах рассматривают как инструмент в грядущих планах замены транспортного налога платой за реально пройденные километры, в зависимости от типа дороги и времени передвижения.
Важное достоинство предлагаемой концепции на основе платформы АТОР – она не требует дополнительной инфраструктуры, используя существующие каналы. Система одновременно служит и для дистанционного мониторинга транспортных средств, и как противоугонная система. Если же угонщик захочет оторвать идентификационный стикер, система заблокирует автомобиль. С другой стороны, если украсть стикер, он вне системы бесполезен, с него невозможно считать какую-либо секретную информацию.
В целом, платформа АТОР обладает столь большим запасом по производительности, что позволит решать задачи, которые мы даже не можем себе сегодня представить. Мы до сих пор говорили про конкретную систему, протестированную в Нидерландах. Но у любого производителя в других странах могут быть другие задачи, соответственно – другая функциональность. По сути, создана универсальная базовая платформа, с помощью которой разработчик конкретных приложений может создавать разнообразные продукты и системы. Причем она оптимальна с точки зрения стоимости и энергопотребления.
Важно отметить, что текущая платформа ATOP 2.5G при необходимой доработке программного обеспечения допускает внешнее подключение ГЛОНАСС-приемника, а следующая версия уже может содержать встроенную поддержку ГЛОНАСС. В России мы работаем по продвижению данной системы на всех уровнях, со всеми заинтересованными правительственными и коммерческими структурами.
На чем сосредоточена компания в области систем идентификации?
В этой сфере мы видим актуальную для всего мира и для России тенденцию – интеграцию нескольких идентификационных приложений на одном носителе. Например – транспортных, банковских и социальных. Скажем, сегодня портмоне многих граждан переполнено различными картами лояльности, которые целесообразно интегрировать с банковскими картами. Возникающий при этом синергетический эффект чрезвычайно важен для рынка.
Как известно, на рынке более 80% всех бесконтактных карт основываются на технологии MIFARE, владельцем торговой марки которой является компания NXP. В частности, мы гордимся нашим участием в проекте бесконтактных карт в московском метрополитене (совместно с компанией "Ситроникс") – самым крупным проектом такого рода в мире. Сегодня в билетах используются метки MIFARE Ultralight. Следующим поколением продукции в рамках данной технологии стали метки MIFARE Ultralight C, обеспеченные новым уровнем криптозащиты, – именно их мы активно внедряем в наши новые проекты. Еще один хороший пример – социальная карта москвича, где интегрированы социальное и транспортное приложения. Данный проект основан на продуктах MIFARE Classic, использующих закрытый алгоритм шифрования. Международные платежные системы подталкивают к все большему использованию бесконтактных карт, особенно – для микроплатежей. Реализовать подобный расширенный функционал позволяет технология следующего поколения – MIFARE Plus, с более защищенным, открытым криптоалгоритмом AES.
Не менее важно для нас направление развития технологии NFC (Near Field Communications, ISO 18092). Компания NXP – один из разработчиков этого стандарта. Он обеспечивает взаимодействие между двумя электронными устройствами на небольшом расстоянии (10 см), при этом одно из устройств может работать как считыватель, другое – как карта. Небольшой радиус действия обеспечивает защиту при платежных трансакциях. Например, мобильный телефон, оборудованный NFC-устройством, можно использовать как банковскую карту. Помимо платежной функции, NFC-телефон может выступать в роли карты доступа, как электронный билет и т.п.
Разумеется, для решения подобных задач совершенно недостаточно просто создать чип. Пока в России эта технология не получила широкого воплощения, хотя она активно работает в Европейских странах, в США. Поэтому мы работаем со всеми участниками рынка в плане построения соответствующей инфраструктуры. Например, к этой технологии проявил интерес Сбербанк, соответствующий проект был представлен на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Что является приоритетным в сфере микроконтроллеров?
Если в двух первых областях мы больше сосредоточены на создании инфраструктуры, на развитии самого бизнеса, то в сфере микроконтроллеров мы концентрируемся на расширении их продаж – разумеется, через дистрибьюторов. Представительство работает с ними в тесном контакте, мы участвуем в конференциях, тренингах, семинарах и т.п. В прошлом году мы с успехом провели ARM-форум. Это был первый в истории российской микроэлектроники форум, где один производитель совместно с компанией ARM собрал более 100 разработчиков. Отмечен очень хороший резонанс, мы планируем повторить мероприятие в этом году.
Основные области применения наших микроконтроллеров – ключи защиты программ, приложения для контрольно-кассового оборудования, а также трекеры для навигационных систем автомобилей. Это все те же актуальные для нас тематики – транспорт, безопасность, идентификация.
Основные направления развития самих микроконтроллеров – увеличение функциональности, снижение цены и энергопотребления, миниатюризация. В частности, модельный ряд наших контроллеров на базе ядер Cortex (компании ARM) пополнился новыми моделями с поддержкой CAN-интерфейса. Плотность кода на 32-разрядных Cortex-контроллерах на 30–50% выше, чем в 16- и 8-разрядных микроконтроллерах. В результате мы предлагаем 32-разрядные микроконтроллеры, аналогичные по стоимости 8- и 16-разрядными продуктам конкурентов.
В начале года анонсирован самый миниатюрный микроконтроллер в мире, LPC1102. Он построен на основе ядра 32-разрядного ARM Cotrex-M0, выпускается в 16-контактном корпусе WLCSP16 размером 2,17-2,32 0,6 мм, занимая на печатной плате площадь около 5 мм2. Недавно компания приобрела у ARM лицензию на новое ядро Cortex-M4, с интегрированным DSP-сопроцессором, что открывает перед разработчиками новые возможности.
Спасибо за интересный рассказ.
С В.Швандеровой беседовали
О.Овсиенко и И.Шахнович
В России представительство компании NXP считает наиболее приоритетными три основных направления – транспортные приложения, решения для идентификации и продвижение микроконтроллеров.
В тематике транспортных приложений для нас наиболее актуальная задача – продвижение бортовой телематической платформы АТОР, которую компания NXP не так давно представила на рынок. Речь идет об интегрированном устройстве – системе-в-корпусе, включающем модуль навигационного приемника (GPS), модуль сотовой связи GSM/GPRS, интерфейсы CAN, USB, UART, SIM, а также беспроводной интерфейс NFC. Модуль также содержит центральный процессор c ядром ARM, память и контроллер защиты данных семейства SmartMX (см. рисунок). Конструктивно модуль очень мал – его габариты 32×31 мм и при высоте менее 3 мм.
В целом, модуль представляет собой телематическое устройство для реализации удаленных услуг в автомобиле. К таким услугам мы относим навигацию, удаленный мониторинг и управление автопарком, а также комплекс задач, связанных с безопасностью. Бортовой модуль работает в связке со стикером (бесконтактной меткой стандарта NFC Forum), укрепленном на лобовом стекле автомобиля. Стикер может содержать базовые данные об автомобиле, и, например, инспектор ГИБДД с устройством считывания может в течение нескольких секунд получить всю информацию об автомобиле. Кроме того, с помощью стикера, как NFC-устройства, можно проводить разного рода платежи – за проезд по платным дорогам, за топливо и т.п. Например, покупая специальные платежные карты, водители могут оплачивать услуги, просто прикладывая карту к модулю устройства, расположенному внутри автомобиля. При этом с карты списываются деньги, информация об этом через GSM-сеть в защищенном режиме отправляется оператору.
Более того, платформа АТОР позволяет решать задачи безопасности и управления транспортными потоками. Например, система посредством датчиков (акселерометр, срабатывание подушек безопасности) идентифицирует возможное дорожно-транспортное происшествие и инициирует звонок на пульт диспетчера, тут же специальные службы смогут приступить к работе. Подобная инициатива получила на Западе название eСall (Emergency Call/ Экстренный вызов), в России аналогичная программа – ЭРА ГЛОНАСС (ERA GLONASS) – также находится в стадии активной разработки.
Относительно возможности управления транспортными потоками посредством описываемого модуля – данная концепция была хорошо воспринята правительством Нидерландов, прошла пилотное тестирование, и есть планы по ее полномасштабной реализации в Голландии с 2012 года.
Кроме того, благодаря интеграции возможностей платежной и навигационной систем, платформу АТОР в Нидерландах рассматривают как инструмент в грядущих планах замены транспортного налога платой за реально пройденные километры, в зависимости от типа дороги и времени передвижения.
Важное достоинство предлагаемой концепции на основе платформы АТОР – она не требует дополнительной инфраструктуры, используя существующие каналы. Система одновременно служит и для дистанционного мониторинга транспортных средств, и как противоугонная система. Если же угонщик захочет оторвать идентификационный стикер, система заблокирует автомобиль. С другой стороны, если украсть стикер, он вне системы бесполезен, с него невозможно считать какую-либо секретную информацию.
В целом, платформа АТОР обладает столь большим запасом по производительности, что позволит решать задачи, которые мы даже не можем себе сегодня представить. Мы до сих пор говорили про конкретную систему, протестированную в Нидерландах. Но у любого производителя в других странах могут быть другие задачи, соответственно – другая функциональность. По сути, создана универсальная базовая платформа, с помощью которой разработчик конкретных приложений может создавать разнообразные продукты и системы. Причем она оптимальна с точки зрения стоимости и энергопотребления.
Важно отметить, что текущая платформа ATOP 2.5G при необходимой доработке программного обеспечения допускает внешнее подключение ГЛОНАСС-приемника, а следующая версия уже может содержать встроенную поддержку ГЛОНАСС. В России мы работаем по продвижению данной системы на всех уровнях, со всеми заинтересованными правительственными и коммерческими структурами.
На чем сосредоточена компания в области систем идентификации?
В этой сфере мы видим актуальную для всего мира и для России тенденцию – интеграцию нескольких идентификационных приложений на одном носителе. Например – транспортных, банковских и социальных. Скажем, сегодня портмоне многих граждан переполнено различными картами лояльности, которые целесообразно интегрировать с банковскими картами. Возникающий при этом синергетический эффект чрезвычайно важен для рынка.
Как известно, на рынке более 80% всех бесконтактных карт основываются на технологии MIFARE, владельцем торговой марки которой является компания NXP. В частности, мы гордимся нашим участием в проекте бесконтактных карт в московском метрополитене (совместно с компанией "Ситроникс") – самым крупным проектом такого рода в мире. Сегодня в билетах используются метки MIFARE Ultralight. Следующим поколением продукции в рамках данной технологии стали метки MIFARE Ultralight C, обеспеченные новым уровнем криптозащиты, – именно их мы активно внедряем в наши новые проекты. Еще один хороший пример – социальная карта москвича, где интегрированы социальное и транспортное приложения. Данный проект основан на продуктах MIFARE Classic, использующих закрытый алгоритм шифрования. Международные платежные системы подталкивают к все большему использованию бесконтактных карт, особенно – для микроплатежей. Реализовать подобный расширенный функционал позволяет технология следующего поколения – MIFARE Plus, с более защищенным, открытым криптоалгоритмом AES.
Не менее важно для нас направление развития технологии NFC (Near Field Communications, ISO 18092). Компания NXP – один из разработчиков этого стандарта. Он обеспечивает взаимодействие между двумя электронными устройствами на небольшом расстоянии (10 см), при этом одно из устройств может работать как считыватель, другое – как карта. Небольшой радиус действия обеспечивает защиту при платежных трансакциях. Например, мобильный телефон, оборудованный NFC-устройством, можно использовать как банковскую карту. Помимо платежной функции, NFC-телефон может выступать в роли карты доступа, как электронный билет и т.п.
Разумеется, для решения подобных задач совершенно недостаточно просто создать чип. Пока в России эта технология не получила широкого воплощения, хотя она активно работает в Европейских странах, в США. Поэтому мы работаем со всеми участниками рынка в плане построения соответствующей инфраструктуры. Например, к этой технологии проявил интерес Сбербанк, соответствующий проект был представлен на недавнем Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Система-в-корпусе АТОР
Что является приоритетным в сфере микроконтроллеров?
Если в двух первых областях мы больше сосредоточены на создании инфраструктуры, на развитии самого бизнеса, то в сфере микроконтроллеров мы концентрируемся на расширении их продаж – разумеется, через дистрибьюторов. Представительство работает с ними в тесном контакте, мы участвуем в конференциях, тренингах, семинарах и т.п. В прошлом году мы с успехом провели ARM-форум. Это был первый в истории российской микроэлектроники форум, где один производитель совместно с компанией ARM собрал более 100 разработчиков. Отмечен очень хороший резонанс, мы планируем повторить мероприятие в этом году.
Основные области применения наших микроконтроллеров – ключи защиты программ, приложения для контрольно-кассового оборудования, а также трекеры для навигационных систем автомобилей. Это все те же актуальные для нас тематики – транспорт, безопасность, идентификация.
Основные направления развития самих микроконтроллеров – увеличение функциональности, снижение цены и энергопотребления, миниатюризация. В частности, модельный ряд наших контроллеров на базе ядер Cortex (компании ARM) пополнился новыми моделями с поддержкой CAN-интерфейса. Плотность кода на 32-разрядных Cortex-контроллерах на 30–50% выше, чем в 16- и 8-разрядных микроконтроллерах. В результате мы предлагаем 32-разрядные микроконтроллеры, аналогичные по стоимости 8- и 16-разрядными продуктам конкурентов.
В начале года анонсирован самый миниатюрный микроконтроллер в мире, LPC1102. Он построен на основе ядра 32-разрядного ARM Cotrex-M0, выпускается в 16-контактном корпусе WLCSP16 размером 2,17-2,32 0,6 мм, занимая на печатной плате площадь около 5 мм2. Недавно компания приобрела у ARM лицензию на новое ядро Cortex-M4, с интегрированным DSP-сопроцессором, что открывает перед разработчиками новые возможности.
Спасибо за интересный рассказ.
С В.Швандеровой беседовали
О.Овсиенко и И.Шахнович
Отзывы читателей