Выпуск #9/2017
О развитии кооперации российской академической науки с бизнес-сообществом и промышленно-технологическими корпорациями для создания фонда инструментализации
Просмотры: 2390
Приводятся сведения о состоянии науки в России и путях его улучшения на основе предвыборной речи президента РАН А.М.Сергеева. Анализируется кадровая ситуация в российской академической науке, а также приводятся выводы относительно мер по расширению и укреплению сотрудничества РАН с бизнес-сообществом и научно-технологическими корпорациями.
УДК 001.38, 336.025
ВАК 05.27.00
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.170.9.62.64
УДК 001.38, 336.025
ВАК 05.27.00
DOI: 10.22184/1992-4178.2017.170.9.62.64
Теги: russian academy of science science and technology policy научно-техническая политика российская академия наук
Общее собрание членов РАН открыл и. о. президента РАН академик В.В.Козлов.[1] Валерий Васильевич напомнил о том, что выборы президента РАН, вице-президентов РАН, членов Президиума РАН и академиков-секретарей отделений РАН должны были состояться еще в марте, и их перенос на полгода повышает уровень ответственности при выборе руководства РАН на предстоящий пятилетний период. С приветственным словом к членам РАН обратился заместитель председателя Правительства РФ А.В.Дворкович. Аркадий Владимирович пожелал проведения успешных выборов для скорейшего восстановления работы РАН в полном объеме. На Общем собрании РАН федеральные органы исполнительной власти представляли также заместитель министра образования и науки РФ академик РАН Г. В.Трубников и руководитель ФАНО М.М.Котюков.
На пост президента РАН к 25 сентября 2017 года было зарегистрировано пять кандидатов:
• генеральный директор ФГУП "ВИАМ" ГНЦ РФ и президент Ассоциации государственных научных центров РФ академик РАН Е.Н.Каблов;
• генеральный директор АО "НИИМЭ", председатель совета директоров ПАО "Микрон" и председатель совета директоров АО "НИИ ТМ" академик РАН Г.Я.Красников;
• ВрИО научного руководителя Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН академик РАН Р.И.Нигматулин;
• председатель Совета РФФИ и научный руководитель Института проблем лазерных и информационных технологий РАН академик РАН В.Я.Панченко;
• директор "Федерального исследовательского центра Институт прикладной физики РАН" академик РАН А. М.Сергеев.
После выступления кандидатов в президенты РАН и их ответов на вопросы был проведен первый тур голосования, в котором приняли участие 1 596 членов РАН – академиков и членов-корреспондентов. По итогам голосования во второй тур вышли академик РАН Р.И.Нигматулин и академик РАН А.М.Сергеев. Во втором туре из розданных 1 489 бюллетеней в урне было обнаружено 1 485 бюллетеней, из них:
• за академика РАН Р.И.Нигматулина – 412 голосов,
• за академика РАН А.М.Сергеева – 1 045 голосов,
• недействительных бюллетеней – 28.
Таким образом, 26 сентября 2017 года президентом РАН на пятилетний срок избран академик РАН А.М.Сергеев. В своей предвыборной речи, во многом повлиявшей на его избрание главой старейшей отечественной академии, Александр Михайлович отметил, что в наукоориентированных и технологически развивающихся и развитых странах взаимодействие науки и власти, отношения власти и общества основаны на глубоком доверии. Наука, как ведущая производительная сила экономики и промышленности государства, поднимает культурный уровень страны и приумножает суммарный интеллект нации. По мнению академика РАН А.М.Сергеева, основной проблемой является восстановление доверительного и уважительного отношения власти и общества к РАН, и немаловажная роль в достижении консенсуса с властью принадлежит отечественной фундаментальной науке и РАН.
Среди причин кризисного состояния науки в России Александр Михайлович отметил, прежде всего, резкий переход из одного экономического уклада в другой, в котором живут развитые страны, но там финансовое обеспечение ученых возложено на экономику и промышленность. Из-за недостаточного финансирования отечественная "наука попала в своеобразную долину смерти", поскольку в РФ государство не могло финансировать науку в тех объемах, как это было в СССР, а российская промышленность ее финансировала в недостаточном объеме. Поскольку в основном в науку вкладываются высокотехнологичные экономики, а российская экономика – преимущественно сырьевая, "по законам капиталистической экономики, вкладываться в науку, чтобы получить быструю прибыль, ей не очень нужно".
Другой, не менее важной причиной отставания российской науки вследствие недофинансирования, является "вестернизация науки в стране", приведшая к уводу из академического сектора выделяемых на науку средств и их плавному перетоку в университеты и "вновь создаваемые институты развития". Возникла парадоксальная ситуация: РАН продолжила вносить наибольший вклад в научный продукт качественного мирового уровня, но при этом была существенно урезана в финансировании. Параллельно была развернута кампания по дискредитации РАН.
По мнению Александра Михайловича, реформа российской академической науки 2013 года, в основу которой заложено разделение на центр компетенций и центр управления, – неправильный шаг, так как спустя три года состояние науки в стране только ухудшилось. Инструментов для активного участия РАН в формировании научно-технической политики страны пока нет, поскольку статус Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) препятствует реализации научных проектов, программ и инициатив. Поэтому важным шагом в исправлении ситуации с академической наукой в РФ будет внесение изменений в Федеральный закон от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с устранением важного правового пробела: РАН "должны быть даны не просто научно-методические функции, как сейчас, а функции научно-организационного руководства академическими учреждениями", что предполагает участие в решении вопросов по распределению бюджета и средств, выделяемых на фундаментальные исследования с принятием ответственности за результат. Также необходимо изменить в ФЗ статус РАН с существующего на "государственную академию" с правом "соучредительства, наряду с ФАНО, научных институтов", и с введением в руководство ФАНО ученых: например, "должность руководителя ФАНО может совмещаться с должностью одного из руководителей РАН". Развитию отечественной фундаментальной науки успешно содействовал Государственный комитет по науке и технике СССР, который в 1989–1991 годах возглавлял вице-президент АН СССР (1988–1991) и РАН (1991–2013) академик РАН Н.П.Лавёров (1930–2016).
Для повышения статуса РАН А.М.Сергеевым предлагается учреждение Попечительского совета под руководством Президента РФ В.В.Путина, при этом работу в руководстве РАН необходимо сделать "основной, постоянной, а не по совместительству", и "в течение пятилетнего срока избранного президента [РАН] должна быть возможной ротация членов Президиума РАН и руководителей отделений [РАН]". Перевод советов РАН на постоянную работу с оплатой из средств госзадания для технических членов совета, как и множество других неотложных мер, позволит РАН реинтегрироваться в народное хозяйство и принимать участие в крупных проектах.
Все вышеперечисленные меры призваны способствовать реализации принятой в 2016 году стратегии национально-технологического развития РФ, что предполагает расширение и укрепление сотрудничества РАН с бизнес-сообществом и крупнейшими научно-технологическими корпорациями, включая Росатом, Роскосмос, Ростех. Для баланса между прикладными крупными проектами и фундаментальными исследованиями РАН необходимо обновление инструментария и парка научного оборудования. С этой целью Александром Михайловичем предлагается "создание Фонда инструментализации российской науки" объемом порядка 30 млрд руб. в год, который может быть "образован за счет налога на прибыль наших сырьевых корпораций и госкомпаний". Для усиления кооперации РАН с ВПК необходимо также принятие программы фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны и госбезопасности.
В качестве выводов можно отметить следующее.
Следствием недофинансирования и "вестернизации науки" в России является не только разрушение системы организации фундаментальных и прикладных исследований и комплексов производства отечественного научного оборудования, но и периодически усиливающаяся научная миграция, новая волна которой началась после реформ в научной сфере 2013 года. В беседе председателя Совета молодых ученых РАН А.Л.Котельникова и профессора Сколковского института науки и технологий К.В.Северинова на телеканале РБК 29 октября 2017 года была озвучена экспертная оценка численности российской академической диаспоры на Западе в 200–250 тыс. ученых. Памятуя слова лауреата Нобелевской премии по физике 2000 года вице-президента РАН (1991–2017) академика РАН Ж.И.Алфёрова о том, что "уехали пессимисты", а "остались оптимисты", ждать скорого возвращения уехавших не стоит, как и не следует ожидать быстрого восстановления научных кадров. В РАН для укрепления академического корпуса и формирования кадрового резерва было учреждено почетное ученое звание "Профессор РАН", присуждаемое Президиумом РАН за научные достижения национального или международного уровня и за активное участие в реализации основных задач и функций академии. Очередные выборы профессоров РАН запланированы на 2018–2019 годы.
Для расширения сотрудничества институтов РАН с бизнес-структурами и промышленно-технологическими корпорациями с последующим созданием Фонда инструментализации целесообразно привлечение предприятий не только сырьевых, но и других отраслей промышленности. Например, "турбулентность", наблюдаемая на мировых финансовых и сырьевых рынках, и ее зеркальное отражение в России, включая участие РФ в соглашении ОПЕК по ограничению добычи нефти (и как следствие, добываемого вместе с ней попутного нефтяного газа), в последние годы замедлило капиталовложения в нефтегазовую отрасль. Сырьевые проекты стали менее инвестиционно привлекательными для российских и зарубежных инвесторов, и капитал предпочел "мигрировать" в более высокодоходные отрасли, например недвижимость, строительство и торговлю, в частности в сфере электроники, поэтому целесообразно приглашение к участию в создании Фонда инструментализации российской науки предприятий, в частности, электронной и строительной отраслей, а также крупных торговых холдингов. ●
На пост президента РАН к 25 сентября 2017 года было зарегистрировано пять кандидатов:
• генеральный директор ФГУП "ВИАМ" ГНЦ РФ и президент Ассоциации государственных научных центров РФ академик РАН Е.Н.Каблов;
• генеральный директор АО "НИИМЭ", председатель совета директоров ПАО "Микрон" и председатель совета директоров АО "НИИ ТМ" академик РАН Г.Я.Красников;
• ВрИО научного руководителя Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН академик РАН Р.И.Нигматулин;
• председатель Совета РФФИ и научный руководитель Института проблем лазерных и информационных технологий РАН академик РАН В.Я.Панченко;
• директор "Федерального исследовательского центра Институт прикладной физики РАН" академик РАН А. М.Сергеев.
После выступления кандидатов в президенты РАН и их ответов на вопросы был проведен первый тур голосования, в котором приняли участие 1 596 членов РАН – академиков и членов-корреспондентов. По итогам голосования во второй тур вышли академик РАН Р.И.Нигматулин и академик РАН А.М.Сергеев. Во втором туре из розданных 1 489 бюллетеней в урне было обнаружено 1 485 бюллетеней, из них:
• за академика РАН Р.И.Нигматулина – 412 голосов,
• за академика РАН А.М.Сергеева – 1 045 голосов,
• недействительных бюллетеней – 28.
Таким образом, 26 сентября 2017 года президентом РАН на пятилетний срок избран академик РАН А.М.Сергеев. В своей предвыборной речи, во многом повлиявшей на его избрание главой старейшей отечественной академии, Александр Михайлович отметил, что в наукоориентированных и технологически развивающихся и развитых странах взаимодействие науки и власти, отношения власти и общества основаны на глубоком доверии. Наука, как ведущая производительная сила экономики и промышленности государства, поднимает культурный уровень страны и приумножает суммарный интеллект нации. По мнению академика РАН А.М.Сергеева, основной проблемой является восстановление доверительного и уважительного отношения власти и общества к РАН, и немаловажная роль в достижении консенсуса с властью принадлежит отечественной фундаментальной науке и РАН.
Среди причин кризисного состояния науки в России Александр Михайлович отметил, прежде всего, резкий переход из одного экономического уклада в другой, в котором живут развитые страны, но там финансовое обеспечение ученых возложено на экономику и промышленность. Из-за недостаточного финансирования отечественная "наука попала в своеобразную долину смерти", поскольку в РФ государство не могло финансировать науку в тех объемах, как это было в СССР, а российская промышленность ее финансировала в недостаточном объеме. Поскольку в основном в науку вкладываются высокотехнологичные экономики, а российская экономика – преимущественно сырьевая, "по законам капиталистической экономики, вкладываться в науку, чтобы получить быструю прибыль, ей не очень нужно".
Другой, не менее важной причиной отставания российской науки вследствие недофинансирования, является "вестернизация науки в стране", приведшая к уводу из академического сектора выделяемых на науку средств и их плавному перетоку в университеты и "вновь создаваемые институты развития". Возникла парадоксальная ситуация: РАН продолжила вносить наибольший вклад в научный продукт качественного мирового уровня, но при этом была существенно урезана в финансировании. Параллельно была развернута кампания по дискредитации РАН.
По мнению Александра Михайловича, реформа российской академической науки 2013 года, в основу которой заложено разделение на центр компетенций и центр управления, – неправильный шаг, так как спустя три года состояние науки в стране только ухудшилось. Инструментов для активного участия РАН в формировании научно-технической политики страны пока нет, поскольку статус Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) препятствует реализации научных проектов, программ и инициатив. Поэтому важным шагом в исправлении ситуации с академической наукой в РФ будет внесение изменений в Федеральный закон от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с устранением важного правового пробела: РАН "должны быть даны не просто научно-методические функции, как сейчас, а функции научно-организационного руководства академическими учреждениями", что предполагает участие в решении вопросов по распределению бюджета и средств, выделяемых на фундаментальные исследования с принятием ответственности за результат. Также необходимо изменить в ФЗ статус РАН с существующего на "государственную академию" с правом "соучредительства, наряду с ФАНО, научных институтов", и с введением в руководство ФАНО ученых: например, "должность руководителя ФАНО может совмещаться с должностью одного из руководителей РАН". Развитию отечественной фундаментальной науки успешно содействовал Государственный комитет по науке и технике СССР, который в 1989–1991 годах возглавлял вице-президент АН СССР (1988–1991) и РАН (1991–2013) академик РАН Н.П.Лавёров (1930–2016).
Для повышения статуса РАН А.М.Сергеевым предлагается учреждение Попечительского совета под руководством Президента РФ В.В.Путина, при этом работу в руководстве РАН необходимо сделать "основной, постоянной, а не по совместительству", и "в течение пятилетнего срока избранного президента [РАН] должна быть возможной ротация членов Президиума РАН и руководителей отделений [РАН]". Перевод советов РАН на постоянную работу с оплатой из средств госзадания для технических членов совета, как и множество других неотложных мер, позволит РАН реинтегрироваться в народное хозяйство и принимать участие в крупных проектах.
Все вышеперечисленные меры призваны способствовать реализации принятой в 2016 году стратегии национально-технологического развития РФ, что предполагает расширение и укрепление сотрудничества РАН с бизнес-сообществом и крупнейшими научно-технологическими корпорациями, включая Росатом, Роскосмос, Ростех. Для баланса между прикладными крупными проектами и фундаментальными исследованиями РАН необходимо обновление инструментария и парка научного оборудования. С этой целью Александром Михайловичем предлагается "создание Фонда инструментализации российской науки" объемом порядка 30 млрд руб. в год, который может быть "образован за счет налога на прибыль наших сырьевых корпораций и госкомпаний". Для усиления кооперации РАН с ВПК необходимо также принятие программы фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны и госбезопасности.
В качестве выводов можно отметить следующее.
Следствием недофинансирования и "вестернизации науки" в России является не только разрушение системы организации фундаментальных и прикладных исследований и комплексов производства отечественного научного оборудования, но и периодически усиливающаяся научная миграция, новая волна которой началась после реформ в научной сфере 2013 года. В беседе председателя Совета молодых ученых РАН А.Л.Котельникова и профессора Сколковского института науки и технологий К.В.Северинова на телеканале РБК 29 октября 2017 года была озвучена экспертная оценка численности российской академической диаспоры на Западе в 200–250 тыс. ученых. Памятуя слова лауреата Нобелевской премии по физике 2000 года вице-президента РАН (1991–2017) академика РАН Ж.И.Алфёрова о том, что "уехали пессимисты", а "остались оптимисты", ждать скорого возвращения уехавших не стоит, как и не следует ожидать быстрого восстановления научных кадров. В РАН для укрепления академического корпуса и формирования кадрового резерва было учреждено почетное ученое звание "Профессор РАН", присуждаемое Президиумом РАН за научные достижения национального или международного уровня и за активное участие в реализации основных задач и функций академии. Очередные выборы профессоров РАН запланированы на 2018–2019 годы.
Для расширения сотрудничества институтов РАН с бизнес-структурами и промышленно-технологическими корпорациями с последующим созданием Фонда инструментализации целесообразно привлечение предприятий не только сырьевых, но и других отраслей промышленности. Например, "турбулентность", наблюдаемая на мировых финансовых и сырьевых рынках, и ее зеркальное отражение в России, включая участие РФ в соглашении ОПЕК по ограничению добычи нефти (и как следствие, добываемого вместе с ней попутного нефтяного газа), в последние годы замедлило капиталовложения в нефтегазовую отрасль. Сырьевые проекты стали менее инвестиционно привлекательными для российских и зарубежных инвесторов, и капитал предпочел "мигрировать" в более высокодоходные отрасли, например недвижимость, строительство и торговлю, в частности в сфере электроники, поэтому целесообразно приглашение к участию в создании Фонда инструментализации российской науки предприятий, в частности, электронной и строительной отраслей, а также крупных торговых холдингов. ●
Отзывы читателей