Выпуск #8/2007
М.Симонов, А.Лейбов, Ю.Шавдия.
Переход на цифровое телевизионное вещание в Российской Федерации
Переход на цифровое телевизионное вещание в Российской Федерации
Просмотры: 4110
Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1700-р от 29 ноября 2007 года одобрило представленную Мининформсвязи России "Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы" (далее Концепция), дав старт полномасштабному переходу страны на цифровое телевизионное вещание. В Концепции отражены актуальные проблемные вопросы перехода к цифровому телерадиовещанию в Российской Федерации и предложен план действий, позволяющих решить задачу по обеспечению конституционных прав российских граждан на свободное и равнодоступное получение социально значимой информации.
Общая характеристика сети ТВ-вещания в России
В настоящее время сеть телевизионного (ТВ) вещания обеспечивает распространение в Российской Федерации ТВ-программ, формируемых из аудивизуальных информационных материалов, производимых более чем тремя тысячами государственных и коммерческих телерадиокомпаний. Все ТВ-программы подразделяются на общероссийские, распространяемые по территории России с учетом вещательных зон, региональные и местные. В зависимости от формы собственности ТВ-компаний программы могут быть государственными или коммерческими.
По данным Роспечати [1], население России охвачено телевизионным вещанием в следующих объемах по состоянию на II полугодие 2007 года:
* Одной и более программами 98,8 %,
* Двумя и более программами 96,2%
* Тремя и более программами 73,2%
* Четырьмя и более программами 56,1 %
* Пятью и более программами 33,0 %
Основным источником сигналов ТВ-программ, принимаемых телезрителями России, являются наземные ТВ-радиопередающие станции.
По способу приема можно выделить следующие группы населения.
Городское и сельское население, проживающее в частных домах, получает сигналы от индивидуальных приемных антенн (26% населения России). Прием ТВ-программ для этой части населения бесплатный.
Городское и сельское население, проживающее в многоквартирных домах, получает сигналы от систем коллективного приема телевидения (СКПТ) (61,8% населения России). Коллективные антенны СКПТ принимают сигналы от наземных (эфирных) ТВ-радиопередающих станций. Абоненты СКПТ вносят ежемесячную плату за пользование коллективной антенной, которая покрывает эксплуатационные расходы СКПТ.
Городское население, проживающее в многоквартирных домах, оборудованных системами кабельного телевидения (КТВ), составляет 11% населения России. Программы в цифровой форме от современных систем КТВ доступны 1,1% зрителей из их числа. Сигналы ТВ-программ на головные станции КТВ подаются от эфирных приемных антенн и от систем распределения ТВ-программ. Все абоненты КТВ платят за коллективную антенну, а абоненты, получающие дополнительные программы, вносят за них дополнительную плату.
Около 4,5% городского и сельского населения России получают сигналы через систему спутникового непосредственного ТВ-вещания (СНТВ) в цифровой форме с использованием индивидуальных абонентских спутниковых приемных устройств. Абонентская плата зависит от объема подписного пакета программ и поступает вещательной компании, например, компании "НТВ-Плюс" или включена в стоимость приемного спутникового терминала, как у ЗАО "Национальная спутниковая компания", известного под брендом "Триколор".
К началу 2008 года в России не охвачены наземным ТВ-вещанием 1,72 млн. человек, в том числе 0,81 млн. сельских жителей, проживающих в малонаселенных и отдаленных пунктах. Около 3,73 млн. россиян могут принимать только одну ТВ-программу. Такая ситуация в начале XXI века абсолютно не допустима как с точки зрения обеспечения конституционных прав доступа каждого российского гражданина к массовой информации, так и в целом для страны, претендующей на место в верхних строчках мировых социально-экономических рейтингов.
Направления дальнейшего развития сети ТВ-вещания России
За последние 10–15 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации (СМИ) и систем массовых коммуникаций. В телевидении, наиболее информативном и популярном виде электронных СМИ XX века, эти изменения связаны с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, разработкой систем сжатия (компрессии), кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, введением мультимедийных интерактивных услуг, развитием широкополосной мобильной связи и Интернета.
Развивать аналоговое телевизионное вещание за счет увеличения количества используемых частотных каналов невозможно не только по экономическим причинам, но и из-за ограниченности радиочастотного ресурса, распределенного радиовещательной службе.
В соответствии с подписанными Россией в 2006 году (Региональная конференция радиосвязи, РКР-06, Женева) международными соглашениями, с 2015 года международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вещания будет происходить на вторичной основе [2]. В этих условиях единственным способом обеспечить население страны телерадиовещанием является модернизация сетей наземного (эфирного) аналогового вещания и переход на цифровые технологии доставки и трансляции программ.
Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее действие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного и радиооборудования, на приток инвестиций и развитие конкуренции в данной сфере экономики. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Основным инструментом достижения целей Концепции должна стать Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы". Разработка этой ФЦП к середине 2008 года предусмотрена в Плане мероприятий (см. таблицу) по реализации Концепции, утвержденном вышеупомянутым распоряжением Правительства Российской Федерации [3].
В Концепции сформулирована основная цель развития телерадиовещания до 2015 года – обеспечение всего населения России многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества. Для достижения указанной цели государство берет на себя выполнение следующих функций:
* создание условий для обеспечения граждан России социально значимой информацией;
* определение технической политики вещания;
* обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии;
* конверсию радиочастотного спектра и частотно-территориальное планирование;
* определение этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания;
* совершенствование нормативной правовой базы,
* в том числе определение единых правил лицензирования вещания независимо от способов и технологий трансляции, а также определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.
Кроме того, будут созданы условия для внедрения и развития в России новых видов телерадиовещания, включая интернет-телевидение, телевидение высокой четкости и мультимедийное вещание (Triple-Play) на мобильного абонента (видео, Интернет и звук).
Программная концепция цифрового телерадиовещания
Важнейшим вопросом, который нужно решить на государственном уровне, является обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение социально значимой информации.
В концепции записано: "В целях сохранения единого информационного пространства Российской Федерации и освещения государственной политики в сфере социально-экономического развития России, сохранения и развития культурного наследия страны необходимо сформировать пакет телевизионных каналов и радиоканалов, предоставляющих блок социально значимой информации, обязательный к трансляции на всей территории Российской Федерации".
В такой пакет телевизионных каналов необходимо включить пять–шесть общероссийских (по охвату территории вещания и зрительской аудитории) каналов различного назначения (новости, культура, образование, спорт и др.), а также региональный телеканал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации.
Пакет обязательных общедоступных радиоканалов предлагается сформировать в составе трех общероссийских и одного регионального радиоканала в каждом субъекте РФ.
Таким образом, в каждом из 85 субъектов Российской Федерации общедоступный пакет будет состоять из пяти–шести общероссийских телевизионных каналов, одного регионального телеканала и четырех радиоканалов, которые будут вещать на территории проживания 100% населения каждого субъекта Российской Федерации.
Перечень всех общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов должен быть сформирован Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания и утвержден в соответствии с законодательством как пакет, обязательный для распространения на всей территории Российской Федерации [3].
Эти каналы должны предоставляться населению в режиме свободного доступа и во всех средах трансляции (спутниковая, эфирная, кабельная, проводная), что предусматривается в лицензионных условиях операторов.
Затраты вещателя обязательных общедоступных каналов на параллельную трансляцию в аналоговом и цифровом форматах сигналов будут компенсироваться из средств федерального и региональных бюджетов. Остальные пакеты, содержащие каналы свободного и условного доступа, распространяются на рыночных условиях.
Построение комбинированной сети цифрового ТВ-вещания
Несмотря на то, что большинство стран мира еще не перешли полностью на цифровое телевизионное вещание, уже накоплен значительный опыт параллельного (аналогового и цифрового) вещания и имеются планы перехода к цифровому вещанию.
Опыт европейских стран говорит о том, что переход на "цифру" определяется решением высших государственных органов – парламента или правительства страны. При этом период от принятия такого решения до планируемого отключения аналогового вещания в разных странах разный – от 5 до 10 лет. Все страны в целях снижения издержек стараются сократить период одновременного (параллельного) вещания в аналоговом и цифровом форматах.
Для оценки развития цифрового телевизионного вещания обычно используются два показателя:
* доступность для населения сигналов цифрового телевещания;
* обеспеченность населения бытовыми цифровыми приставками к аналоговым телевизорам.
В России в качестве критериев для начала отключения наземного аналогового телевизионного вещания могут быть приняты, например, следующие показатели:
* доступность для 100% населения сигналов цифрового ТВ-вещания в зоне обслуживания аналоговой наземной передающей ТВ-станции;
* обеспеченность 95% населения бытовыми цифровыми приставками к аналоговым телевизорам.
Построение сети цифрового ТВ-вещания может быть оптимизировано по технико-экономическим показателям сети вещания, с учетом географических факторов, инфраструктуры вещания и плотности распределения населения по территории страны.
При организации цифрового вещания в России целесообразно учитывать разделение населения страны на три группы по способам приема.
Основные технические способы обеспечения этих групп населения цифровым ТВ-вещанием основываются на использовании:
* радиопередающих станций наземного (эфирного)
* ТВ-вещания;
* систем спутникового непосредственного ТВ-вещания (СНТВ);
* систем коллективного приема телевидения (СКПТ);
* систем кабельного телевидения (КТВ).
Сегодня большинство телезрителей России прямо или косвенно получает сигналы общероссийских и региональных ТВ-каналов от наземных радиопередающих станций. Как уже отмечалось, 26% населения использует для этой цели индивидуальные приемные антенны, а остальные получают сигналы от систем СКПТ или КТВ, головные станции которых имеют антенны, направленные на наземные радиопередающие ТВ-станции.
В некоторых системах КТВ для получения ТВ-сигналов используются спутниковые приемные станции или наземные линии связи.
Наиболее экономичный вариант построения сети цифрового ТВ-вещания – применение цифровых ТВ-передатчиков, в первую очередь, на существующих мощных и маломощных телевизионных аналоговых передающих станциях. Такое использование инфраструктуры существующей аналоговой передающей наземной ТВ-сети позволяет минимизировать затраты на создание сети цифрового наземного вещания [1].
В 2005 году в НИИР была проведена предварительная оценка возможностей выделения в условиях существующих частотных ограничений по одному дополнительному частотному каналу для действующих в РФ наземных аналоговых радиопередающих ТВ-станций различной мощности.
Проведенные расчеты показателей охвата населения сетью цифрового наземного ТВ-вещания, создаваемой в условиях дефицита частотных каналов, показали, что такая цифровая сеть в переходный период обеспечит вещанием не более 65–70% населения. Одна из причин такого невысокого показателя охвата состоит в том, что, по условиям обеспечения ЭМС передатчиков аналогового и цифрового вещания, можно использовать для цифрового вещания в основном станции дециметрового диапазона волн. Однако их зоны обслуживания значительно меньше зон обслуживания мощных (25–50 кВт) передающих станций метрового диапазона [4].
Чтобы увеличить охват населения, нужна установка большого числа дополнительных цифровых ТВ-станций на новых площадках, а это потребует значительных капитальных затрат и вызовет еще больший "частотный дефицит" совместного аналогового и цифрового ТВ-вещания. Наземная цифровая передающая ТВ-сеть с практически полным охватом (98–99%) населения может быть построена только после выключения аналоговых передатчиков.
Поэтому в переходный период можно создать сеть цифрового ТВ-вещания на основе комбинации всех вариантов доставки цифровых ТВ-сигналов телезрителям (эфир, кабель, спутник). В этом случае цифровые передатчики устанавливаются на всех действующих аналоговых ТВ-станциях.
Для остальных 30–35% населения России, не охваченных цифровым наземным ТВ-вещанием, применяются системы коллективного приема, например СКПТ/КТВ с головными станциями СНТВ в качестве источника сигналов, и индивидуального приема со спутников СНТВ (непосредственный прием цифрового ТВ населением на индивидуальные абонентские установки).
Этот вариант позволит в кратчайшие сроки реализовать сеть цифрового ТВ-вещания со 100%-ным охватом населения. Такая комбинированная сеть цифрового ТВ-вещания обеспечит повышенную надежность за счет резервирования спутниками СНТВ части средств наземной сети распространения ТВ-программ.
Детальная проработка этого варианта должна быть выполнена на этапе разработки схемы развития цифрового ТВ-вещания в Российской Федерации и региональных частотных планов для цифровых наземных передающих станций на переходный период (2008–2009 гг.).
После реализации комбинированной сети вещания в цифровом формате первого пакета телерадиопрограмм можно будет приступить к отключению аналоговых передатчиков и ускоренному построению сетей наземного вещания второго и последующего пакетов. В это же время будет развиваться сеть наземного цифрового вещания первого пакета, чтобы увеличить охват населения наземным цифровым ТВ-вещанием.
Системы КТВ и СКПТ в перспективе следует развивать не только для обеспечения населения цифровым ТВ-вещанием, но и для оказания мультисервисных услуг.
Сегодня во многих регионах России, где население недостаточно обеспечено многопрограммным вещанием, начинается реализация локальных цифровых ТВ-сетей.
При разработке схемы развития цифрового ТВ-вещания нужно предусмотреть первоочередную установку цифровых наземных передатчиков на малопрограммных аналоговых ТВ-станциях, что позволит устранить сегодняшнее неравенство в обеспечении многопрограммным ТВ-вещанием жителей мегаполисов и небольших населенных пунктов.
В большинстве стран мира принят подход, согласно которому переход от аналогового к цифровому ТВ-вещанию происходит от региона к региону.
Такой региональный подход может быть предпочтен и в России, поскольку отключение аналогового ТВ в одном из регионов страны является предпосылкой к расширению зоны покрытия наземным цифровым ТВ в соседних регионах, а также позволяет минимизировать период аналогового и цифрового вещания.
Необходимо разрешать локальное отключение аналогового ТВ-вещания при реализации в регионах целевых показателей Концепции (охват почти 100% населения региона цифровым ТВ-вещанием и обеспечение 95% населения цифровыми приставками). При этом государство должно выработать механизмы бюджетной поддержки социально незащищенных слоев населения при обеспечении их бытовым цифровым ТВ приемным оборудованием.
Возможны различные варианты этой поддержки:
* бесплатное предоставление бытового цифрового ТВ приемного оборудования (абонентских приемников СНТВ, цифровых приставок);
* продажа бытового ТВ-оборудования по льготным ценам;
* выделение краткосрочных и долгосрочных кредитов под льготные проценты и под гарантии государства для приобретения бытового цифрового ТВ приемного оборудования и т.п.
Первоочередные мероприятия по внедрению цифрового ТВ-вещания в России
Концепция предусматривает комплекс обязательных мероприятий. Наряду с построением новой цифровой инфраструктуры телерадиовещания одной из важнейших задач является сохранение на переходный период существующей инфраструктуры аналогового вещания, которая позволит перейти на цифровое ТВ без ущемления прав граждан на доступ к информации.
Важным условием для успешного перехода России на цифровое вещание, последующего развития цифровых ТВ-систем, а также их сопряжения с международными системами цифрового телерадиовещания является создание в России адекватной нормативно-технической базы и принятие национальных стандартов цифрового вещания. Эти стандарты должны основываться на стандартах европейской зоны телерадиовещания, которые издает Европейский институт стандартов электросвязи ETSI и которые применяются в сетях в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и итоговыми документами Региональной конференции радиосвязи (РКР-06, Женева) [2].
Разработка полного комплекса национальных стандартов России по всем аспектам цифрового телевизионного вещания DVB позволит:
* повысить конкурентоспособность продукции, работ и услуг;
* обеспечить техническую и информационную совместимость систем;
* гарантировать сопоставимость результатов испытаний и измерений;
* обеспечить взаимозаменяемость устройств и блоков оборудования;
* обеспечить приоритетное применение в России отечественной продукции при формировании государственных контрактов на ее разработку, производство и поставку.
К концу 2007 года в рамках Европейского союза введены в действие более 100 нормативных документов, регламентирующих вопросы цифрового телерадиовещания. В России же пока принято только около 20 национальных стандартов (ГОСТ Р). В связи с этим Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в 2008–2010 годах предполагается создать национальную нормативно-техническую базу вещания на основе семейства общеевропейских стандартов DVB.
Необходимо учитывать, что в соответствии с процедурами, определенными в ГОСТ Р1.2-2004, срок разработки и ввода в действие национальных стандартов России составляет не менее двух лет, а согласно имеющемуся опыту, сроки разработки проектов новых национальных стандартов по цифровому телерадиовещанию могут занять от двух до четырех лет в зависимости от их сложности.
Общеевропейская нормативно-техническая база цифрового вещания на основе многочисленной группы стандартов ETSI (DVB) активно развивается вместе с внедрением перспективных цифровых технологий вещания. В этих условиях создание и поддержание адекватной национальной базы стандартов России представляется необходимой и очень непростой задачей. Для ее решения в максимально короткий срок необходимо объединить усилия отраслевых профильных институтов: НИИРа, ЛоНИИРа, СоНИИРа с целью координации работ по созданию и сопровождению адекватной ETSI российской нормативно-технической базы в области цифрового телевизионного и радиовещания. Эта работа должна проводиться постоянно – как в период реализации ФЦП (2008–2015 годы), так и в дальнейшем. Порядок и очередность выполнения работ должны согласовываться с Мининформсвязи России, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, с ведущими операторами сетей вещания России.
По аналогии с ведущими странами мира предлагается ограничить с 1 января 2009 года отечественное производство и ввоз в Российскую Федерацию телевизионных приемников без встроенных цифровых тюнеров, позволяющих непосредственно принимать цифровой сигнал из эфира [3].
В период перехода к цифровому телерадиовещанию будут приняты меры по поддержанию сети распространения и трансляции пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также по строительству в конкурентных условиях сетей трансляции телевизионных каналов и радиоканалов свободного и условного доступа.
При этом нужно исходить из того, что сети телерадиовещания должны строиться на средства участников рынка связи, а государство должно создать понятную и приемлемую нормативную правовую базу, отвечающую потребностям вещателей, операторов и потребителей услуг телерадиовещания.
Радиочастотный ресурс для цифровых наземных сетей эфирного вещания выделяется в полосах частот 174–230 МГц и 470–862 МГц в соответствии с международным Планом (Женева-06), принятым на Региональной конференции радиосвязи Международного союза электросвязи в 2006 году и одобренном решением Государственной комиссии по радиочастотам от 4 сентября 2006 года.
В проблемных зонах (в районах Балтийского, Черного и Каспийского морей) насчитывается восемь радиочастотных каналов для цифрового телерадиовещания. Внутри территории страны количество радиочастотных каналов больше.
В Плане установлен срок переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание – 2015 год. Однако большая часть радиочастотных каналов, закрепленных в Плане, может использоваться для телерадиовещания только после конверсии радиочастотного спектра.
Для обеспечения радиочастотным ресурсом цифровых наземных сетей эфирного вещания необходимо:
* разработать и принять частотно-территориальный план цифровых наземных сетей эфирного вещания, включая радиочастотное присвоение для пакета обязательных
* общедоступных каналов и для других пакетов телевизионных каналов, с учетом освобождения частот после прекращения аналогового вещания;
* провести конверсиию радиочастотного спектра в полосах радиочастот 174–230 МГц и 470–862 МГц;
* согласовать радиочастотные каналы в цифровом плане в указанных полосах радиочастот с администрациями связи сопредельных стран: США, КНР, Японии, Монголии, Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея.
Предложения по развитию отечественной промышленной базы для производства цифрового ТВ-оборудования
Работы по созданию средств цифрового телевизионного вещания в России начались в конце 1998 года в рамках Федеральной комплексной целевой программы "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания".
Начиная с 2002 года, работы проводились в соответствии с Федеральной комплексной программой "Национальная технологическая база". В создании аппаратуры принимали участие более 20 российских НИИ и предприятий. Среди них: ОАО "Телеком", ЗАО "МНИТИ", ФГУП НИИР, ФГУП НИ ИМА "Прогресс" (Москва) и ФГУП НИИТ, ОАО "МАРТ", ГУП "Дальняя связь", ГУП "СупертелДАЛС" (Санкт-Петербург) и другие.
По нашему мнению, в Федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы" необходимо предусмотреть конкретное участие отечественной промышленности в насыщении рынка приемо-передающим оборудованием в период 2008–2015 годов.
Направления перспективных разработок в области цифрового телерадиовещания
Сейчас перед российской промышленностью стоит задача освоения в серийном производстве разработанной аппаратуры теле- и радиовещания, создания и своевременного наполнения отечественного рынка конкурентоспособным цифровым телевизионным оборудованием с целью обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса населения в высококачественных услугах связи и вещания.
Развитие отечественной производственной базы профессионального и бытового оборудования на 2008–2015 годы должно опираться на общемировые тенденции в области цифрового телевизионного вещания, создание современных интерактивных мультисервисных сетей. Также следует стремиться к максимальному сокращению отставания в элементной базе и современных средствах отображения от передовых стран.
Должны быть сформированы и проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по следующим направлениям:
* разработка мультисервисных сетевых технологий и оборудования для этих сетей на основе новейших методов кодирования и передачи информации, в том числе по системам мониторинга и управления, условного доступа и биллинга;
* разработка технологий построения оборудования для цифрового ТВ-вещания высокой четкости;
* разработка оборудования для создания широкополосных информационно-телекоммуникационных сетей;
* дальнейшее совершенствование методов сжатия (компрессии) видео- и аудиоинформации и создание соответствующего оборудования;
* разработка линейки современных твердотельных цифровых радиовещательных передающих устройств;
* разработка широкого класса бытовой радиотелевизионной аппаратуры, отвечающей потребительским требованиям на различных этапах внедрения цифровых методов передачи;
* разработка необходимой контрольно-измерительной аппаратуры для цифрового телерадиовещания;
* разработка современной микроэлектронной и перспективной наноэлектронной элементной базы;
* разработка современных средств отображения для перспективных бытовых телевизоров и др.
Этапы и сроки перехода на цифровой формат ТВ-вещания
Переход к цифровому вещанию, согласно одобренной Концепции, планируется реализовать в три этапа в течение 2008–2015 годов.
Первый этап (2008–2009 годы):
* разработка нормативной правовой базы;
* разработка блока наиболее важных национальных стандартов системы цифрового телевизионного вещания в стандарте DVB;
* утверждение перечня обязательных общедоступных телевизионных каналов для каждого субъекта Российской Федерации;
* замена аналогового радиопередающего оборудования, полностью выработавшего ресурс, и проведение комплекса неотложных работ на антенно-мачтовых сооружениях, находящихся в критическом состоянии;
* создание цифровых наземных сетей для эфирного вещания пакетов обязательных общедоступных каналов в ряде регионов в соответствии с территориально-временным планом;
* организация производства оборудования для целей цифрового телевещания.
Второй этап (2010 – 2012 годы):
* завершение создания необходимой национальной нормативно-технической базы (национальных стандартов цифрового телерадиовещания в стандарте DVB);
* плановая замена аналогового телевизионного оборудования, выработавшего свой ресурс, для трансляции общероссийских каналов;
* развертывание сетей цифрового вещания в не охваченных на первом этапе регионах за счет освободившихся после конверсии радиочастот.
Кроме этого, необходимо определить предельный (не превышающий шести месяцев) срок прекращения аналогового вещания после достижения 100%-ного охвата цифровым вещанием населения каждого региона страны.
Третий этап (2013–2015 годы):
* завершение развертывания сетей цифрового телевизионного вещания во всех регионах;
* прекращение аналогового вещания после достижения 100%-ного охвата цифровым вещанием населения каждого региона;
* развитие новых видов телевизионного вещания, включая мобильное телевещание и телевидение высокой четкости. Продолжение работ по созданию стандартов для новых систем и технологий цифрового вещания.
Результатом этих мероприятий станут необходимые предпосылки для ускоренного внедрения и массового распространения в России цифрового ТВ-вещания во всех вариантах стандарта DVB: наземного вещания (DVB-T и его следующего поколения DVB-T2), включая мобильное вещание (DVB-H и новую опцию DVB-H2) для пользователей ручных (Hand-held) терминалов; спутникового вещания (DVB-S/-S2), нового спутникового стандарта DVB-SH (для работы в диапазоне частот ниже 3 ГГц), а также кабельного цифрового телевидения (DVB-C).
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа развития в РФ системы цифрового телевизионного вещания DVB. Проект. 6-я ред. – ФГУП НИИР. – М.: 2005.
2. Заключительные акты Региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в частях районов
1 и 3 в полосах частот 174–230 МГц и 470–862 МГц (РКР 06). – МСЭ. – Женева, 15 мая–16 июня 2006 г.
3. Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы. – Мининформсвязи РФ, 2007 г.
4. Локшин М.Г. О стратегии перевода наземной телевизионной сети России на цифровое вещание. Broadcasting. – Телевидение и радиовещание, 2007.
В настоящее время сеть телевизионного (ТВ) вещания обеспечивает распространение в Российской Федерации ТВ-программ, формируемых из аудивизуальных информационных материалов, производимых более чем тремя тысячами государственных и коммерческих телерадиокомпаний. Все ТВ-программы подразделяются на общероссийские, распространяемые по территории России с учетом вещательных зон, региональные и местные. В зависимости от формы собственности ТВ-компаний программы могут быть государственными или коммерческими.
По данным Роспечати [1], население России охвачено телевизионным вещанием в следующих объемах по состоянию на II полугодие 2007 года:
* Одной и более программами 98,8 %,
* Двумя и более программами 96,2%
* Тремя и более программами 73,2%
* Четырьмя и более программами 56,1 %
* Пятью и более программами 33,0 %
Основным источником сигналов ТВ-программ, принимаемых телезрителями России, являются наземные ТВ-радиопередающие станции.
По способу приема можно выделить следующие группы населения.
Городское и сельское население, проживающее в частных домах, получает сигналы от индивидуальных приемных антенн (26% населения России). Прием ТВ-программ для этой части населения бесплатный.
Городское и сельское население, проживающее в многоквартирных домах, получает сигналы от систем коллективного приема телевидения (СКПТ) (61,8% населения России). Коллективные антенны СКПТ принимают сигналы от наземных (эфирных) ТВ-радиопередающих станций. Абоненты СКПТ вносят ежемесячную плату за пользование коллективной антенной, которая покрывает эксплуатационные расходы СКПТ.
Городское население, проживающее в многоквартирных домах, оборудованных системами кабельного телевидения (КТВ), составляет 11% населения России. Программы в цифровой форме от современных систем КТВ доступны 1,1% зрителей из их числа. Сигналы ТВ-программ на головные станции КТВ подаются от эфирных приемных антенн и от систем распределения ТВ-программ. Все абоненты КТВ платят за коллективную антенну, а абоненты, получающие дополнительные программы, вносят за них дополнительную плату.
Около 4,5% городского и сельского населения России получают сигналы через систему спутникового непосредственного ТВ-вещания (СНТВ) в цифровой форме с использованием индивидуальных абонентских спутниковых приемных устройств. Абонентская плата зависит от объема подписного пакета программ и поступает вещательной компании, например, компании "НТВ-Плюс" или включена в стоимость приемного спутникового терминала, как у ЗАО "Национальная спутниковая компания", известного под брендом "Триколор".
К началу 2008 года в России не охвачены наземным ТВ-вещанием 1,72 млн. человек, в том числе 0,81 млн. сельских жителей, проживающих в малонаселенных и отдаленных пунктах. Около 3,73 млн. россиян могут принимать только одну ТВ-программу. Такая ситуация в начале XXI века абсолютно не допустима как с точки зрения обеспечения конституционных прав доступа каждого российского гражданина к массовой информации, так и в целом для страны, претендующей на место в верхних строчках мировых социально-экономических рейтингов.
Направления дальнейшего развития сети ТВ-вещания России
За последние 10–15 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации (СМИ) и систем массовых коммуникаций. В телевидении, наиболее информативном и популярном виде электронных СМИ XX века, эти изменения связаны с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, разработкой систем сжатия (компрессии), кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, введением мультимедийных интерактивных услуг, развитием широкополосной мобильной связи и Интернета.
Развивать аналоговое телевизионное вещание за счет увеличения количества используемых частотных каналов невозможно не только по экономическим причинам, но и из-за ограниченности радиочастотного ресурса, распределенного радиовещательной службе.
В соответствии с подписанными Россией в 2006 году (Региональная конференция радиосвязи, РКР-06, Женева) международными соглашениями, с 2015 года международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вещания будет происходить на вторичной основе [2]. В этих условиях единственным способом обеспечить население страны телерадиовещанием является модернизация сетей наземного (эфирного) аналогового вещания и переход на цифровые технологии доставки и трансляции программ.
Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее действие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного и радиооборудования, на приток инвестиций и развитие конкуренции в данной сфере экономики. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Основным инструментом достижения целей Концепции должна стать Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы". Разработка этой ФЦП к середине 2008 года предусмотрена в Плане мероприятий (см. таблицу) по реализации Концепции, утвержденном вышеупомянутым распоряжением Правительства Российской Федерации [3].
В Концепции сформулирована основная цель развития телерадиовещания до 2015 года – обеспечение всего населения России многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества. Для достижения указанной цели государство берет на себя выполнение следующих функций:
* создание условий для обеспечения граждан России социально значимой информацией;
* определение технической политики вещания;
* обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии;
* конверсию радиочастотного спектра и частотно-территориальное планирование;
* определение этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания;
* совершенствование нормативной правовой базы,
* в том числе определение единых правил лицензирования вещания независимо от способов и технологий трансляции, а также определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.
Кроме того, будут созданы условия для внедрения и развития в России новых видов телерадиовещания, включая интернет-телевидение, телевидение высокой четкости и мультимедийное вещание (Triple-Play) на мобильного абонента (видео, Интернет и звук).
Программная концепция цифрового телерадиовещания
Важнейшим вопросом, который нужно решить на государственном уровне, является обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение социально значимой информации.
В концепции записано: "В целях сохранения единого информационного пространства Российской Федерации и освещения государственной политики в сфере социально-экономического развития России, сохранения и развития культурного наследия страны необходимо сформировать пакет телевизионных каналов и радиоканалов, предоставляющих блок социально значимой информации, обязательный к трансляции на всей территории Российской Федерации".
В такой пакет телевизионных каналов необходимо включить пять–шесть общероссийских (по охвату территории вещания и зрительской аудитории) каналов различного назначения (новости, культура, образование, спорт и др.), а также региональный телеканал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации.
Пакет обязательных общедоступных радиоканалов предлагается сформировать в составе трех общероссийских и одного регионального радиоканала в каждом субъекте РФ.
Таким образом, в каждом из 85 субъектов Российской Федерации общедоступный пакет будет состоять из пяти–шести общероссийских телевизионных каналов, одного регионального телеканала и четырех радиоканалов, которые будут вещать на территории проживания 100% населения каждого субъекта Российской Федерации.
Перечень всех общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов должен быть сформирован Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания и утвержден в соответствии с законодательством как пакет, обязательный для распространения на всей территории Российской Федерации [3].
Эти каналы должны предоставляться населению в режиме свободного доступа и во всех средах трансляции (спутниковая, эфирная, кабельная, проводная), что предусматривается в лицензионных условиях операторов.
Затраты вещателя обязательных общедоступных каналов на параллельную трансляцию в аналоговом и цифровом форматах сигналов будут компенсироваться из средств федерального и региональных бюджетов. Остальные пакеты, содержащие каналы свободного и условного доступа, распространяются на рыночных условиях.
Построение комбинированной сети цифрового ТВ-вещания
Несмотря на то, что большинство стран мира еще не перешли полностью на цифровое телевизионное вещание, уже накоплен значительный опыт параллельного (аналогового и цифрового) вещания и имеются планы перехода к цифровому вещанию.
Опыт европейских стран говорит о том, что переход на "цифру" определяется решением высших государственных органов – парламента или правительства страны. При этом период от принятия такого решения до планируемого отключения аналогового вещания в разных странах разный – от 5 до 10 лет. Все страны в целях снижения издержек стараются сократить период одновременного (параллельного) вещания в аналоговом и цифровом форматах.
Для оценки развития цифрового телевизионного вещания обычно используются два показателя:
* доступность для населения сигналов цифрового телевещания;
* обеспеченность населения бытовыми цифровыми приставками к аналоговым телевизорам.
В России в качестве критериев для начала отключения наземного аналогового телевизионного вещания могут быть приняты, например, следующие показатели:
* доступность для 100% населения сигналов цифрового ТВ-вещания в зоне обслуживания аналоговой наземной передающей ТВ-станции;
* обеспеченность 95% населения бытовыми цифровыми приставками к аналоговым телевизорам.
Построение сети цифрового ТВ-вещания может быть оптимизировано по технико-экономическим показателям сети вещания, с учетом географических факторов, инфраструктуры вещания и плотности распределения населения по территории страны.
При организации цифрового вещания в России целесообразно учитывать разделение населения страны на три группы по способам приема.
Основные технические способы обеспечения этих групп населения цифровым ТВ-вещанием основываются на использовании:
* радиопередающих станций наземного (эфирного)
* ТВ-вещания;
* систем спутникового непосредственного ТВ-вещания (СНТВ);
* систем коллективного приема телевидения (СКПТ);
* систем кабельного телевидения (КТВ).
Сегодня большинство телезрителей России прямо или косвенно получает сигналы общероссийских и региональных ТВ-каналов от наземных радиопередающих станций. Как уже отмечалось, 26% населения использует для этой цели индивидуальные приемные антенны, а остальные получают сигналы от систем СКПТ или КТВ, головные станции которых имеют антенны, направленные на наземные радиопередающие ТВ-станции.
В некоторых системах КТВ для получения ТВ-сигналов используются спутниковые приемные станции или наземные линии связи.
Наиболее экономичный вариант построения сети цифрового ТВ-вещания – применение цифровых ТВ-передатчиков, в первую очередь, на существующих мощных и маломощных телевизионных аналоговых передающих станциях. Такое использование инфраструктуры существующей аналоговой передающей наземной ТВ-сети позволяет минимизировать затраты на создание сети цифрового наземного вещания [1].
В 2005 году в НИИР была проведена предварительная оценка возможностей выделения в условиях существующих частотных ограничений по одному дополнительному частотному каналу для действующих в РФ наземных аналоговых радиопередающих ТВ-станций различной мощности.
Проведенные расчеты показателей охвата населения сетью цифрового наземного ТВ-вещания, создаваемой в условиях дефицита частотных каналов, показали, что такая цифровая сеть в переходный период обеспечит вещанием не более 65–70% населения. Одна из причин такого невысокого показателя охвата состоит в том, что, по условиям обеспечения ЭМС передатчиков аналогового и цифрового вещания, можно использовать для цифрового вещания в основном станции дециметрового диапазона волн. Однако их зоны обслуживания значительно меньше зон обслуживания мощных (25–50 кВт) передающих станций метрового диапазона [4].
Чтобы увеличить охват населения, нужна установка большого числа дополнительных цифровых ТВ-станций на новых площадках, а это потребует значительных капитальных затрат и вызовет еще больший "частотный дефицит" совместного аналогового и цифрового ТВ-вещания. Наземная цифровая передающая ТВ-сеть с практически полным охватом (98–99%) населения может быть построена только после выключения аналоговых передатчиков.
Поэтому в переходный период можно создать сеть цифрового ТВ-вещания на основе комбинации всех вариантов доставки цифровых ТВ-сигналов телезрителям (эфир, кабель, спутник). В этом случае цифровые передатчики устанавливаются на всех действующих аналоговых ТВ-станциях.
Для остальных 30–35% населения России, не охваченных цифровым наземным ТВ-вещанием, применяются системы коллективного приема, например СКПТ/КТВ с головными станциями СНТВ в качестве источника сигналов, и индивидуального приема со спутников СНТВ (непосредственный прием цифрового ТВ населением на индивидуальные абонентские установки).
Этот вариант позволит в кратчайшие сроки реализовать сеть цифрового ТВ-вещания со 100%-ным охватом населения. Такая комбинированная сеть цифрового ТВ-вещания обеспечит повышенную надежность за счет резервирования спутниками СНТВ части средств наземной сети распространения ТВ-программ.
Детальная проработка этого варианта должна быть выполнена на этапе разработки схемы развития цифрового ТВ-вещания в Российской Федерации и региональных частотных планов для цифровых наземных передающих станций на переходный период (2008–2009 гг.).
После реализации комбинированной сети вещания в цифровом формате первого пакета телерадиопрограмм можно будет приступить к отключению аналоговых передатчиков и ускоренному построению сетей наземного вещания второго и последующего пакетов. В это же время будет развиваться сеть наземного цифрового вещания первого пакета, чтобы увеличить охват населения наземным цифровым ТВ-вещанием.
Системы КТВ и СКПТ в перспективе следует развивать не только для обеспечения населения цифровым ТВ-вещанием, но и для оказания мультисервисных услуг.
Сегодня во многих регионах России, где население недостаточно обеспечено многопрограммным вещанием, начинается реализация локальных цифровых ТВ-сетей.
При разработке схемы развития цифрового ТВ-вещания нужно предусмотреть первоочередную установку цифровых наземных передатчиков на малопрограммных аналоговых ТВ-станциях, что позволит устранить сегодняшнее неравенство в обеспечении многопрограммным ТВ-вещанием жителей мегаполисов и небольших населенных пунктов.
В большинстве стран мира принят подход, согласно которому переход от аналогового к цифровому ТВ-вещанию происходит от региона к региону.
Такой региональный подход может быть предпочтен и в России, поскольку отключение аналогового ТВ в одном из регионов страны является предпосылкой к расширению зоны покрытия наземным цифровым ТВ в соседних регионах, а также позволяет минимизировать период аналогового и цифрового вещания.
Необходимо разрешать локальное отключение аналогового ТВ-вещания при реализации в регионах целевых показателей Концепции (охват почти 100% населения региона цифровым ТВ-вещанием и обеспечение 95% населения цифровыми приставками). При этом государство должно выработать механизмы бюджетной поддержки социально незащищенных слоев населения при обеспечении их бытовым цифровым ТВ приемным оборудованием.
Возможны различные варианты этой поддержки:
* бесплатное предоставление бытового цифрового ТВ приемного оборудования (абонентских приемников СНТВ, цифровых приставок);
* продажа бытового ТВ-оборудования по льготным ценам;
* выделение краткосрочных и долгосрочных кредитов под льготные проценты и под гарантии государства для приобретения бытового цифрового ТВ приемного оборудования и т.п.
Первоочередные мероприятия по внедрению цифрового ТВ-вещания в России
Концепция предусматривает комплекс обязательных мероприятий. Наряду с построением новой цифровой инфраструктуры телерадиовещания одной из важнейших задач является сохранение на переходный период существующей инфраструктуры аналогового вещания, которая позволит перейти на цифровое ТВ без ущемления прав граждан на доступ к информации.
Важным условием для успешного перехода России на цифровое вещание, последующего развития цифровых ТВ-систем, а также их сопряжения с международными системами цифрового телерадиовещания является создание в России адекватной нормативно-технической базы и принятие национальных стандартов цифрового вещания. Эти стандарты должны основываться на стандартах европейской зоны телерадиовещания, которые издает Европейский институт стандартов электросвязи ETSI и которые применяются в сетях в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и итоговыми документами Региональной конференции радиосвязи (РКР-06, Женева) [2].
Разработка полного комплекса национальных стандартов России по всем аспектам цифрового телевизионного вещания DVB позволит:
* повысить конкурентоспособность продукции, работ и услуг;
* обеспечить техническую и информационную совместимость систем;
* гарантировать сопоставимость результатов испытаний и измерений;
* обеспечить взаимозаменяемость устройств и блоков оборудования;
* обеспечить приоритетное применение в России отечественной продукции при формировании государственных контрактов на ее разработку, производство и поставку.
К концу 2007 года в рамках Европейского союза введены в действие более 100 нормативных документов, регламентирующих вопросы цифрового телерадиовещания. В России же пока принято только около 20 национальных стандартов (ГОСТ Р). В связи с этим Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации в 2008–2010 годах предполагается создать национальную нормативно-техническую базу вещания на основе семейства общеевропейских стандартов DVB.
Необходимо учитывать, что в соответствии с процедурами, определенными в ГОСТ Р1.2-2004, срок разработки и ввода в действие национальных стандартов России составляет не менее двух лет, а согласно имеющемуся опыту, сроки разработки проектов новых национальных стандартов по цифровому телерадиовещанию могут занять от двух до четырех лет в зависимости от их сложности.
Общеевропейская нормативно-техническая база цифрового вещания на основе многочисленной группы стандартов ETSI (DVB) активно развивается вместе с внедрением перспективных цифровых технологий вещания. В этих условиях создание и поддержание адекватной национальной базы стандартов России представляется необходимой и очень непростой задачей. Для ее решения в максимально короткий срок необходимо объединить усилия отраслевых профильных институтов: НИИРа, ЛоНИИРа, СоНИИРа с целью координации работ по созданию и сопровождению адекватной ETSI российской нормативно-технической базы в области цифрового телевизионного и радиовещания. Эта работа должна проводиться постоянно – как в период реализации ФЦП (2008–2015 годы), так и в дальнейшем. Порядок и очередность выполнения работ должны согласовываться с Мининформсвязи России, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, с ведущими операторами сетей вещания России.
По аналогии с ведущими странами мира предлагается ограничить с 1 января 2009 года отечественное производство и ввоз в Российскую Федерацию телевизионных приемников без встроенных цифровых тюнеров, позволяющих непосредственно принимать цифровой сигнал из эфира [3].
В период перехода к цифровому телерадиовещанию будут приняты меры по поддержанию сети распространения и трансляции пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также по строительству в конкурентных условиях сетей трансляции телевизионных каналов и радиоканалов свободного и условного доступа.
При этом нужно исходить из того, что сети телерадиовещания должны строиться на средства участников рынка связи, а государство должно создать понятную и приемлемую нормативную правовую базу, отвечающую потребностям вещателей, операторов и потребителей услуг телерадиовещания.
Радиочастотный ресурс для цифровых наземных сетей эфирного вещания выделяется в полосах частот 174–230 МГц и 470–862 МГц в соответствии с международным Планом (Женева-06), принятым на Региональной конференции радиосвязи Международного союза электросвязи в 2006 году и одобренном решением Государственной комиссии по радиочастотам от 4 сентября 2006 года.
В проблемных зонах (в районах Балтийского, Черного и Каспийского морей) насчитывается восемь радиочастотных каналов для цифрового телерадиовещания. Внутри территории страны количество радиочастотных каналов больше.
В Плане установлен срок переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание – 2015 год. Однако большая часть радиочастотных каналов, закрепленных в Плане, может использоваться для телерадиовещания только после конверсии радиочастотного спектра.
Для обеспечения радиочастотным ресурсом цифровых наземных сетей эфирного вещания необходимо:
* разработать и принять частотно-территориальный план цифровых наземных сетей эфирного вещания, включая радиочастотное присвоение для пакета обязательных
* общедоступных каналов и для других пакетов телевизионных каналов, с учетом освобождения частот после прекращения аналогового вещания;
* провести конверсиию радиочастотного спектра в полосах радиочастот 174–230 МГц и 470–862 МГц;
* согласовать радиочастотные каналы в цифровом плане в указанных полосах радиочастот с администрациями связи сопредельных стран: США, КНР, Японии, Монголии, Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея.
Предложения по развитию отечественной промышленной базы для производства цифрового ТВ-оборудования
Работы по созданию средств цифрового телевизионного вещания в России начались в конце 1998 года в рамках Федеральной комплексной целевой программы "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания".
Начиная с 2002 года, работы проводились в соответствии с Федеральной комплексной программой "Национальная технологическая база". В создании аппаратуры принимали участие более 20 российских НИИ и предприятий. Среди них: ОАО "Телеком", ЗАО "МНИТИ", ФГУП НИИР, ФГУП НИ ИМА "Прогресс" (Москва) и ФГУП НИИТ, ОАО "МАРТ", ГУП "Дальняя связь", ГУП "СупертелДАЛС" (Санкт-Петербург) и другие.
По нашему мнению, в Федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы" необходимо предусмотреть конкретное участие отечественной промышленности в насыщении рынка приемо-передающим оборудованием в период 2008–2015 годов.
Направления перспективных разработок в области цифрового телерадиовещания
Сейчас перед российской промышленностью стоит задача освоения в серийном производстве разработанной аппаратуры теле- и радиовещания, создания и своевременного наполнения отечественного рынка конкурентоспособным цифровым телевизионным оборудованием с целью обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса населения в высококачественных услугах связи и вещания.
Развитие отечественной производственной базы профессионального и бытового оборудования на 2008–2015 годы должно опираться на общемировые тенденции в области цифрового телевизионного вещания, создание современных интерактивных мультисервисных сетей. Также следует стремиться к максимальному сокращению отставания в элементной базе и современных средствах отображения от передовых стран.
Должны быть сформированы и проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по следующим направлениям:
* разработка мультисервисных сетевых технологий и оборудования для этих сетей на основе новейших методов кодирования и передачи информации, в том числе по системам мониторинга и управления, условного доступа и биллинга;
* разработка технологий построения оборудования для цифрового ТВ-вещания высокой четкости;
* разработка оборудования для создания широкополосных информационно-телекоммуникационных сетей;
* дальнейшее совершенствование методов сжатия (компрессии) видео- и аудиоинформации и создание соответствующего оборудования;
* разработка линейки современных твердотельных цифровых радиовещательных передающих устройств;
* разработка широкого класса бытовой радиотелевизионной аппаратуры, отвечающей потребительским требованиям на различных этапах внедрения цифровых методов передачи;
* разработка необходимой контрольно-измерительной аппаратуры для цифрового телерадиовещания;
* разработка современной микроэлектронной и перспективной наноэлектронной элементной базы;
* разработка современных средств отображения для перспективных бытовых телевизоров и др.
Этапы и сроки перехода на цифровой формат ТВ-вещания
Переход к цифровому вещанию, согласно одобренной Концепции, планируется реализовать в три этапа в течение 2008–2015 годов.
Первый этап (2008–2009 годы):
* разработка нормативной правовой базы;
* разработка блока наиболее важных национальных стандартов системы цифрового телевизионного вещания в стандарте DVB;
* утверждение перечня обязательных общедоступных телевизионных каналов для каждого субъекта Российской Федерации;
* замена аналогового радиопередающего оборудования, полностью выработавшего ресурс, и проведение комплекса неотложных работ на антенно-мачтовых сооружениях, находящихся в критическом состоянии;
* создание цифровых наземных сетей для эфирного вещания пакетов обязательных общедоступных каналов в ряде регионов в соответствии с территориально-временным планом;
* организация производства оборудования для целей цифрового телевещания.
Второй этап (2010 – 2012 годы):
* завершение создания необходимой национальной нормативно-технической базы (национальных стандартов цифрового телерадиовещания в стандарте DVB);
* плановая замена аналогового телевизионного оборудования, выработавшего свой ресурс, для трансляции общероссийских каналов;
* развертывание сетей цифрового вещания в не охваченных на первом этапе регионах за счет освободившихся после конверсии радиочастот.
Кроме этого, необходимо определить предельный (не превышающий шести месяцев) срок прекращения аналогового вещания после достижения 100%-ного охвата цифровым вещанием населения каждого региона страны.
Третий этап (2013–2015 годы):
* завершение развертывания сетей цифрового телевизионного вещания во всех регионах;
* прекращение аналогового вещания после достижения 100%-ного охвата цифровым вещанием населения каждого региона;
* развитие новых видов телевизионного вещания, включая мобильное телевещание и телевидение высокой четкости. Продолжение работ по созданию стандартов для новых систем и технологий цифрового вещания.
Результатом этих мероприятий станут необходимые предпосылки для ускоренного внедрения и массового распространения в России цифрового ТВ-вещания во всех вариантах стандарта DVB: наземного вещания (DVB-T и его следующего поколения DVB-T2), включая мобильное вещание (DVB-H и новую опцию DVB-H2) для пользователей ручных (Hand-held) терминалов; спутникового вещания (DVB-S/-S2), нового спутникового стандарта DVB-SH (для работы в диапазоне частот ниже 3 ГГц), а также кабельного цифрового телевидения (DVB-C).
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа развития в РФ системы цифрового телевизионного вещания DVB. Проект. 6-я ред. – ФГУП НИИР. – М.: 2005.
2. Заключительные акты Региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в частях районов
1 и 3 в полосах частот 174–230 МГц и 470–862 МГц (РКР 06). – МСЭ. – Женева, 15 мая–16 июня 2006 г.
3. Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы. – Мининформсвязи РФ, 2007 г.
4. Локшин М.Г. О стратегии перевода наземной телевизионной сети России на цифровое вещание. Broadcasting. – Телевидение и радиовещание, 2007.
Отзывы читателей