Выпуск #3/2018
Ю. Ковалевcкий
Первоочередные меры по диверсификации производства ОПК
Первоочередные меры по диверсификации производства ОПК
Просмотры: 1661
DOI: 10.22184/1992-4178.2018.174.3.50.53
14 марта 2018 года на площадке АО «Рособоронэкспорт» было проведено совместное заседание Комиссии Государственной Думы (ГД) РФ по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) РФ и Комитета по оборонной промышленности ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» по теме «Первоочередные меры по диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса».
Заседание открыл председатель Комиссии ГД РФ по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» В. В. Гутенёв. В своем вступительном слове он отметил высокую актуальность обсуждаемой на мероприятии темы. Сроки для принятия решений очень сжатые: Президентом РФ поставлена задача в рамках весенней сессии ГД РФ не только разработать, внести, но и принять в трех чтениях необходимые законы, которые должны способствовать успешной диверсификации производства ОПК.
Докладчик обратил внимание присутствующих на то, что сейчас в ряде структур, созданных при ГД РФ, Союзе машиностроителей России, «Лиге содействия оборонным предприятиям», а также крупных вертикально-интегрированных структурах идет предметный диалог по проблемам диверсификации, касающийся, в частности, целого пула законов, таких как Федеральные законы от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, от 31 декабря 2014 № 488-ФЗ. Также продолжается работа над совершенствованием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ. Внесение изменений в эти и другие законы, а также разработка новых должны серьезно сказаться на грядущих этапах процесса диверсификации.
В. В. Гутенёв заметил, что ряд установок нуждается в конкретизации и детализации. В частности, необходимо четко понимать, относятся ли обозначенные в качестве ориентиров проценты гражданских изделий в продукции предприятий ОПК к отдельным предприятиям, холдингам либо госкорпорациям и т. п. В некоторых отраслях данные проценты уже сейчас близки к целевым, в других же еще предстоит проделать очень большую работу.
Докладчик выразил предположение, что, хотя считается, что промышленность проходит пик гособоронзаказа (ГОЗ), с учетом текущей политической ситуации планы по ГОЗ могут претерпеть изменения. Кроме того, наблюдающееся противодействие со стороны стран Запада военно-техническому сотрудничеству России с другими государствами приведет к необходимости в том числе законодательно-нормативного обеспечения не только для сохранения текущих весьма достойных объемов такого сотрудничества, но и для их наращивания. Поэтому представляется целесообразным наделение АО «Рособоронэкспорт» дополнительными возможностями по формированию заказов для ОПК с целью создания запасов военной техники для ее реализации, что, в частности, будет стимулировать увеличение объемов экспортных контрактов.
В. В. Гутенёв сообщил присутствующим о подписанном 17 февраля 2018 года Перечне поручений Президента РФ в адрес Правительства РФ и отдельных министерств, и отметил, что в результате подготовительной работы в рамках созданных институтов по вопросам диверсификации был получен ряд наработок, которые будут использованы в дальнейшей деятельности в этом направлении. Также необходимо рассмотреть предложения финансовых институтов, плотно работавших в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ, по внесению поправок в данный документ. Кроме того, докладчик отметил, что имеющиеся предложения по ограничению списка уполномоченных банков в соответствии с данным законом до одного государственного банка – вопрос дискуссионный. Хотя задачи такого изменения вполне понятны, конкурентная среда и сложившиеся механизмы представляют определенную ценность.
Также В. В. Гутенёв сообщил о создании в ГД РФ межфракционной рабочей группы по законодательному обеспечению диверсификации предприятий ОПК, в состав которой вошли преимущественно председатели и первые заместители председателей Комитетов ГД РФ, сфера деятельности которых предполагает участие в импортозамещении и формировании заказов на гражданскую продукцию для предприятий ОПК, такие как Комитеты по охране здоровья, по транспорту и строительству, по аграрным вопросам и др. Докладчик призвал участников заседания принимать участие в экспертных группах по отдельным направлениям.
Председатель Комитета по оборонной промышленности, вице-президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ О. И. Бочкарёв в своем вступительном слове напомнил, что понятие «диверсификация» было выбрано не случайно, поскольку его синоним «конверсия» ассоциируется с попыткой перехода оборонных предприятий на гражданские рельсы, предпринятой в 1990-х годах и имевшей неприятные последствия. Поэтому, реализуя новую программу, необходимо учитывать все нюансы, опыт, ошибки прошлого и реалии сегодняшнего дня.
Докладчик заметил, что на данный момент ОПК является очень мощным сектором экономики. Производство оружия – вопрос безопасности государства, и эта задача добросовестно выполняется ОПК. Но для развития экономики нужна гражданская продукция, и измерять ее следует не только в процентах от общего объема производства, но и в рублях, и каждый год объем выпуска гражданской продукции должен нарастать.
Сейчас много говорится об объемах и платежеспособности гражданских рынков, о том, обеспечат ли они сбыт продукции гражданского назначения. По мнению докладчика, такие рынки с достаточным платежеспособным спросом в России существуют. В частности, только косвенно за государственные бюджетные деньги ежегодно в РФ закупается гражданской продукции более чем на 5 трлн руб. При этом лишь около 10% этого объема составляет продукция, производящаяся на предприятиях в РФ.
Первыми пилотными проектами, где необходимо обеспечить перелом в пользу российского производителя, по словам докладчика, являются медтехника и коммуникации и связь. Ежегодный объем рынка медтехники составляет около 300 млрд руб. и только порядка 20% ее производится на российских предприятиях. В телекоммуникации и связи объем рынка составляет порядка 1,5 трлн руб. в год, из них около 0,5 трлн руб. приходится на аппаратную составляющую. В этом объеме доля аппаратуры российских производителей – менее 5%.
Очевидно, что потребитель требует высокого качества, надежности, отличного сервиса, комфортных цен и проч., и это – задача, которую нужно решать. Необходимо не только производить продукцию в России, но и создавать условия для того, чтобы потребители покупали российские изделия. По словам докладчика, сейчас созданы мощные инструменты государственной поддержки для того, чтобы помочь предприятиям ОПК сделать это реальностью.
Далее с докладом выступил заместитель министра промышленности и торговли РФ О. Н. Рязанцев. Он сообщил, что на совещании у Президента РФ в конце января были подведены промежуточные итоги работы по диверсификации предприятий ОПК. По результатам прошлого года доля гражданской продукции была увеличена до 17%, что соответствует плановому показателю 2020 года. За прошедшие два года была сформирована инфраструктура, которую необходимо использовать для дальнейшего наращивания объемов производства гражданской продукции предприятиями ОПК. Она включает в себя два типа мер поддержки. К первому типу относятся финансовые инструменты. Это в первую очередь Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1312, а также займы для организаций ОПК в рамках программы «Конверсия» Фонда развития промышленности. В части развития экспорта продукции гражданского и двойного назначения, производимой предприятиями ОПК, разработана специальная программа АО «Российский экспортный центр», направленная на компенсацию расходов на участие предприятий ОПК в международных конгрессно-выставочных мероприятиях по продвижению высокотехнологичной продукции. Также докладчик рассказал о новом направлении господдержки при реализации проектов диверсификации – специальном инвестиционном контракте.
О. Н. Рязанцев сообщил присутствующим, что министерство приступило к формированию новой Государственной программы развития ОПК, в которой, помимо уже действующих механизмов государственной поддержки, планируется применение нового инструмента – поддержка Внешэкономбанком реализации проектов по кредитному управлению выпуска продукции гражданского назначения, в частности предоставление льготных кредитов.
Среди нефинансовых мер государственной поддержки докладчик выделил информационный ресурс «Государственная информационная система промышленности» (ГИСП). В частности, он отметил, что на данном сайте присутствует информация по всем приведенным инструментам поддержки.
Докладчик отметил, что при формировании инфраструктуры для диверсификации был сделан акцент на масштабирование спроса на уже выпускаемую гражданскую продукцию, а также на создание условий для разработки и вывода на рынок новых образцов.
Доклад на тему законодательных барьеров, препятствующих диверсификации оборонных производств, представил генеральный директор ITI В. Ю. Саламатов. Он, в частности, сообщил, что в ГД РФ находится два правительственных законопроекта, один из которых касается внесения изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», второй относится к вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации. Эти два законопроекта могут предоставить федеральным органам исполнительной власти инструменты для окончательного удаления с рынка недобросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий, тем самым создав барьер для выхода на российский рынок несоответствующей продукции, в том числе зарубежной, при этом защитив российских производителей качественных изделий. Данные законопроекты также позволят прекращать действие сертификатов, уже выданных прекратившими свое существование органами по сертификации.
Также докладчик рассказал о том, что в 2017 году Федеральная служба по аккредитации РФ получила статус полноправного члена Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), что позволяет использовать протоколы испытаний, выданные российскими лабораториями, при выходе на внешние рынки без дополнительных испытаний в лабораториях за рубежом.
В. Ю. Саламатов также рассказал присутствующим о результатах проведенного по поручению ВПК РФ исследования медицинских изделий, обращающихся на российском рынке. В рамках исследования был выявлен ряд барьеров, усложняющих вывод отечественной продукции данного вида на рынок. В частности, коды ТН ВЭД для изделий медицинского назначения и их комплектующих прописаны очень не четко, что открывает возможность ввоза продукции с таможенными пошлинами, отличными от реально установленных. Кроме того, в соответствии с Протоколом о присоединении России к ВТО имеется возможность повысить таможенные пошлины для очень широкого круга продукции с целью защиты уже существующих отечественных производителей соответствующих изделий.
О. В. Мельников, вице-президент – начальник департамента банковского сопровождения контрактов АО «Газпромбанк», в своем докладе обратил внимание на то, что для предприятий ОПК выход на гражданский рынок часто является болезненным процессом, требующим серьезного изменения их экономического уклада. Для того, чтобы помочь в решении этой задачи, «Газпромбанк» обладает рядом компетенций, в том числе в применении такого полезного инструмента, как проектное финансирование. Докладчик отметил, что развитию технологий проектного финансирования очень поможет вступивший в силу с 1 февраля Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 486-ФЗ о синдицированном кредите, позволяющем заемщикам увеличить размеры и сроки заимствования, снизить расходы и бремя на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения, а также в ходе одной сделки выстроить взаимоотношения с несколькими кредитными организациями.
Р. Ш. Хасанов, председатель Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «ПОЗиС», рассказал в своем докладе о деятельности своей компании, включающей производство как изделий военного назначения, так и гражданской продукции, в том числе бытовых холодильников, а также поделился с аудиторией имеющимися сложностями в конкуренции с зарубежными компаниями. Докладчик высказал ряд предложений по защите отечественных производителей, в том числе о предоставлении для предприятий ОПК налоговых преференций по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития в части выпуска гражданской продукции, рассмотрении возможности повышения ввозных таможенных пошлин на ряд изделий иностранного производства, разработке предложений по планированию закупок гражданской продукции для бюджетных организаций и естественных монополий, компенсации части затрат на телевизионную рекламу продукции гражданского назначения.
Первый заместитель генерального директора АО «Ангстрем» Н. И. Плис рассказал о действиях своей компании по диверсификации производства ЭКБ. В своем докладе, в частности, он обратил внимание на то, что основной проблемой для производителей ЭКБ являются низкие цены на мировом рынке, соответствовать которым можно только при больших объемах производства, что требует в том числе наличия высокопроизводительного оборудования. Поэтому законодательные меры поддержки должны быть направлены в первую очередь на компенсацию затрат на производство продукции гражданского назначения в течение первых двух лет, а также на законодательное ограничение применения в гражданской продукции ЭКБ иностранного производства.
Также в рамках заседания ряд представителей промышленности кратко озвучили свои предложения для законодательной поддержки процесса диверсификации предприятий ОПК и вывода их продукции на гражданские рынки.
С кратким словом также выступил член Комиссии ГД РФ по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ П. С. Дорохин, который, в частности, поблагодарил собравшихся за высказанные пожелания, выразив заинтересованность в подобного рода предложениях от промышленности для нахождения механизмов и мер государственной поддержки процессов диверсификации производства предприятий ОПК.
Высказанные предложения были также прокомментированы В. В. Гутенёвым и О. И. Бочкарёвым.
В заключительном слове О. И. Бочкарёв обозначил ряд тезисов и предложений, касающихся дальнейших шагов по диверсификации продукции ОПК. В частности, было отмечено, что на каждом предприятии следует назначить должностное лицо, отвечающее за диверсификацию, что, помимо прочего, позволит более полно использовать существующие меры государственной поддержки. Также О. И. Бочкарёв указал на то, что выход на гражданские рынки требует от предприятий ОПК перехода на новую модель бизнеса, предполагающую, в том числе, сокращение сроков разработки и производства продукции и достижение конкурентоспособных уровней цен.
В конце своего выступления О. И. Бочкарёв пригласил присутствующих принять участие в выставке-конференции «Диверсификация – 2018», которая пройдет в сентябре текущего года в Нижнем Тагиле. ●
Фото предоставлены пресс-службой
Союза машиностроителей России.
Заседание открыл председатель Комиссии ГД РФ по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» В. В. Гутенёв. В своем вступительном слове он отметил высокую актуальность обсуждаемой на мероприятии темы. Сроки для принятия решений очень сжатые: Президентом РФ поставлена задача в рамках весенней сессии ГД РФ не только разработать, внести, но и принять в трех чтениях необходимые законы, которые должны способствовать успешной диверсификации производства ОПК.
Докладчик обратил внимание присутствующих на то, что сейчас в ряде структур, созданных при ГД РФ, Союзе машиностроителей России, «Лиге содействия оборонным предприятиям», а также крупных вертикально-интегрированных структурах идет предметный диалог по проблемам диверсификации, касающийся, в частности, целого пула законов, таких как Федеральные законы от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, от 31 декабря 2014 № 488-ФЗ. Также продолжается работа над совершенствованием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ. Внесение изменений в эти и другие законы, а также разработка новых должны серьезно сказаться на грядущих этапах процесса диверсификации.
В. В. Гутенёв заметил, что ряд установок нуждается в конкретизации и детализации. В частности, необходимо четко понимать, относятся ли обозначенные в качестве ориентиров проценты гражданских изделий в продукции предприятий ОПК к отдельным предприятиям, холдингам либо госкорпорациям и т. п. В некоторых отраслях данные проценты уже сейчас близки к целевым, в других же еще предстоит проделать очень большую работу.
Докладчик выразил предположение, что, хотя считается, что промышленность проходит пик гособоронзаказа (ГОЗ), с учетом текущей политической ситуации планы по ГОЗ могут претерпеть изменения. Кроме того, наблюдающееся противодействие со стороны стран Запада военно-техническому сотрудничеству России с другими государствами приведет к необходимости в том числе законодательно-нормативного обеспечения не только для сохранения текущих весьма достойных объемов такого сотрудничества, но и для их наращивания. Поэтому представляется целесообразным наделение АО «Рособоронэкспорт» дополнительными возможностями по формированию заказов для ОПК с целью создания запасов военной техники для ее реализации, что, в частности, будет стимулировать увеличение объемов экспортных контрактов.
В. В. Гутенёв сообщил присутствующим о подписанном 17 февраля 2018 года Перечне поручений Президента РФ в адрес Правительства РФ и отдельных министерств, и отметил, что в результате подготовительной работы в рамках созданных институтов по вопросам диверсификации был получен ряд наработок, которые будут использованы в дальнейшей деятельности в этом направлении. Также необходимо рассмотреть предложения финансовых институтов, плотно работавших в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ, по внесению поправок в данный документ. Кроме того, докладчик отметил, что имеющиеся предложения по ограничению списка уполномоченных банков в соответствии с данным законом до одного государственного банка – вопрос дискуссионный. Хотя задачи такого изменения вполне понятны, конкурентная среда и сложившиеся механизмы представляют определенную ценность.
Также В. В. Гутенёв сообщил о создании в ГД РФ межфракционной рабочей группы по законодательному обеспечению диверсификации предприятий ОПК, в состав которой вошли преимущественно председатели и первые заместители председателей Комитетов ГД РФ, сфера деятельности которых предполагает участие в импортозамещении и формировании заказов на гражданскую продукцию для предприятий ОПК, такие как Комитеты по охране здоровья, по транспорту и строительству, по аграрным вопросам и др. Докладчик призвал участников заседания принимать участие в экспертных группах по отдельным направлениям.
Председатель Комитета по оборонной промышленности, вице-президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ О. И. Бочкарёв в своем вступительном слове напомнил, что понятие «диверсификация» было выбрано не случайно, поскольку его синоним «конверсия» ассоциируется с попыткой перехода оборонных предприятий на гражданские рельсы, предпринятой в 1990-х годах и имевшей неприятные последствия. Поэтому, реализуя новую программу, необходимо учитывать все нюансы, опыт, ошибки прошлого и реалии сегодняшнего дня.
Докладчик заметил, что на данный момент ОПК является очень мощным сектором экономики. Производство оружия – вопрос безопасности государства, и эта задача добросовестно выполняется ОПК. Но для развития экономики нужна гражданская продукция, и измерять ее следует не только в процентах от общего объема производства, но и в рублях, и каждый год объем выпуска гражданской продукции должен нарастать.
Сейчас много говорится об объемах и платежеспособности гражданских рынков, о том, обеспечат ли они сбыт продукции гражданского назначения. По мнению докладчика, такие рынки с достаточным платежеспособным спросом в России существуют. В частности, только косвенно за государственные бюджетные деньги ежегодно в РФ закупается гражданской продукции более чем на 5 трлн руб. При этом лишь около 10% этого объема составляет продукция, производящаяся на предприятиях в РФ.
Первыми пилотными проектами, где необходимо обеспечить перелом в пользу российского производителя, по словам докладчика, являются медтехника и коммуникации и связь. Ежегодный объем рынка медтехники составляет около 300 млрд руб. и только порядка 20% ее производится на российских предприятиях. В телекоммуникации и связи объем рынка составляет порядка 1,5 трлн руб. в год, из них около 0,5 трлн руб. приходится на аппаратную составляющую. В этом объеме доля аппаратуры российских производителей – менее 5%.
Очевидно, что потребитель требует высокого качества, надежности, отличного сервиса, комфортных цен и проч., и это – задача, которую нужно решать. Необходимо не только производить продукцию в России, но и создавать условия для того, чтобы потребители покупали российские изделия. По словам докладчика, сейчас созданы мощные инструменты государственной поддержки для того, чтобы помочь предприятиям ОПК сделать это реальностью.
Далее с докладом выступил заместитель министра промышленности и торговли РФ О. Н. Рязанцев. Он сообщил, что на совещании у Президента РФ в конце января были подведены промежуточные итоги работы по диверсификации предприятий ОПК. По результатам прошлого года доля гражданской продукции была увеличена до 17%, что соответствует плановому показателю 2020 года. За прошедшие два года была сформирована инфраструктура, которую необходимо использовать для дальнейшего наращивания объемов производства гражданской продукции предприятиями ОПК. Она включает в себя два типа мер поддержки. К первому типу относятся финансовые инструменты. Это в первую очередь Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1312, а также займы для организаций ОПК в рамках программы «Конверсия» Фонда развития промышленности. В части развития экспорта продукции гражданского и двойного назначения, производимой предприятиями ОПК, разработана специальная программа АО «Российский экспортный центр», направленная на компенсацию расходов на участие предприятий ОПК в международных конгрессно-выставочных мероприятиях по продвижению высокотехнологичной продукции. Также докладчик рассказал о новом направлении господдержки при реализации проектов диверсификации – специальном инвестиционном контракте.
О. Н. Рязанцев сообщил присутствующим, что министерство приступило к формированию новой Государственной программы развития ОПК, в которой, помимо уже действующих механизмов государственной поддержки, планируется применение нового инструмента – поддержка Внешэкономбанком реализации проектов по кредитному управлению выпуска продукции гражданского назначения, в частности предоставление льготных кредитов.
Среди нефинансовых мер государственной поддержки докладчик выделил информационный ресурс «Государственная информационная система промышленности» (ГИСП). В частности, он отметил, что на данном сайте присутствует информация по всем приведенным инструментам поддержки.
Докладчик отметил, что при формировании инфраструктуры для диверсификации был сделан акцент на масштабирование спроса на уже выпускаемую гражданскую продукцию, а также на создание условий для разработки и вывода на рынок новых образцов.
Доклад на тему законодательных барьеров, препятствующих диверсификации оборонных производств, представил генеральный директор ITI В. Ю. Саламатов. Он, в частности, сообщил, что в ГД РФ находится два правительственных законопроекта, один из которых касается внесения изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», второй относится к вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации. Эти два законопроекта могут предоставить федеральным органам исполнительной власти инструменты для окончательного удаления с рынка недобросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий, тем самым создав барьер для выхода на российский рынок несоответствующей продукции, в том числе зарубежной, при этом защитив российских производителей качественных изделий. Данные законопроекты также позволят прекращать действие сертификатов, уже выданных прекратившими свое существование органами по сертификации.
Также докладчик рассказал о том, что в 2017 году Федеральная служба по аккредитации РФ получила статус полноправного члена Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), что позволяет использовать протоколы испытаний, выданные российскими лабораториями, при выходе на внешние рынки без дополнительных испытаний в лабораториях за рубежом.
В. Ю. Саламатов также рассказал присутствующим о результатах проведенного по поручению ВПК РФ исследования медицинских изделий, обращающихся на российском рынке. В рамках исследования был выявлен ряд барьеров, усложняющих вывод отечественной продукции данного вида на рынок. В частности, коды ТН ВЭД для изделий медицинского назначения и их комплектующих прописаны очень не четко, что открывает возможность ввоза продукции с таможенными пошлинами, отличными от реально установленных. Кроме того, в соответствии с Протоколом о присоединении России к ВТО имеется возможность повысить таможенные пошлины для очень широкого круга продукции с целью защиты уже существующих отечественных производителей соответствующих изделий.
О. В. Мельников, вице-президент – начальник департамента банковского сопровождения контрактов АО «Газпромбанк», в своем докладе обратил внимание на то, что для предприятий ОПК выход на гражданский рынок часто является болезненным процессом, требующим серьезного изменения их экономического уклада. Для того, чтобы помочь в решении этой задачи, «Газпромбанк» обладает рядом компетенций, в том числе в применении такого полезного инструмента, как проектное финансирование. Докладчик отметил, что развитию технологий проектного финансирования очень поможет вступивший в силу с 1 февраля Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 486-ФЗ о синдицированном кредите, позволяющем заемщикам увеличить размеры и сроки заимствования, снизить расходы и бремя на закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения, а также в ходе одной сделки выстроить взаимоотношения с несколькими кредитными организациями.
Р. Ш. Хасанов, председатель Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «ПОЗиС», рассказал в своем докладе о деятельности своей компании, включающей производство как изделий военного назначения, так и гражданской продукции, в том числе бытовых холодильников, а также поделился с аудиторией имеющимися сложностями в конкуренции с зарубежными компаниями. Докладчик высказал ряд предложений по защите отечественных производителей, в том числе о предоставлении для предприятий ОПК налоговых преференций по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития в части выпуска гражданской продукции, рассмотрении возможности повышения ввозных таможенных пошлин на ряд изделий иностранного производства, разработке предложений по планированию закупок гражданской продукции для бюджетных организаций и естественных монополий, компенсации части затрат на телевизионную рекламу продукции гражданского назначения.
Первый заместитель генерального директора АО «Ангстрем» Н. И. Плис рассказал о действиях своей компании по диверсификации производства ЭКБ. В своем докладе, в частности, он обратил внимание на то, что основной проблемой для производителей ЭКБ являются низкие цены на мировом рынке, соответствовать которым можно только при больших объемах производства, что требует в том числе наличия высокопроизводительного оборудования. Поэтому законодательные меры поддержки должны быть направлены в первую очередь на компенсацию затрат на производство продукции гражданского назначения в течение первых двух лет, а также на законодательное ограничение применения в гражданской продукции ЭКБ иностранного производства.
Также в рамках заседания ряд представителей промышленности кратко озвучили свои предложения для законодательной поддержки процесса диверсификации предприятий ОПК и вывода их продукции на гражданские рынки.
С кратким словом также выступил член Комиссии ГД РФ по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ П. С. Дорохин, который, в частности, поблагодарил собравшихся за высказанные пожелания, выразив заинтересованность в подобного рода предложениях от промышленности для нахождения механизмов и мер государственной поддержки процессов диверсификации производства предприятий ОПК.
Высказанные предложения были также прокомментированы В. В. Гутенёвым и О. И. Бочкарёвым.
В заключительном слове О. И. Бочкарёв обозначил ряд тезисов и предложений, касающихся дальнейших шагов по диверсификации продукции ОПК. В частности, было отмечено, что на каждом предприятии следует назначить должностное лицо, отвечающее за диверсификацию, что, помимо прочего, позволит более полно использовать существующие меры государственной поддержки. Также О. И. Бочкарёв указал на то, что выход на гражданские рынки требует от предприятий ОПК перехода на новую модель бизнеса, предполагающую, в том числе, сокращение сроков разработки и производства продукции и достижение конкурентоспособных уровней цен.
В конце своего выступления О. И. Бочкарёв пригласил присутствующих принять участие в выставке-конференции «Диверсификация – 2018», которая пройдет в сентябре текущего года в Нижнем Тагиле. ●
Фото предоставлены пресс-службой
Союза машиностроителей России.
Отзывы читателей