Выпуск #4/2018
А. Фомина
Что сдерживает диверсификацию радиоэлектроники? результаты исследования потенциала отрасли по наращиванию производства гражданской продукции
Что сдерживает диверсификацию радиоэлектроники? результаты исследования потенциала отрасли по наращиванию производства гражданской продукции
Просмотры: 1666
Приводятся краткие результаты исследования, проведенного специалистами ЦНИИ «Электроника» в форме опроса руководителей организаций отечественной радиоэлектронной отрасли, направленного на выявление существующих проблем, препятствующих росту производства гражданской продукции предприятиями радиоэлектронной отрасли, и поиск возможных путей их преодоления.
УДК 311.42 | ВАК 05.27.06
DOI: 10.22184/1992-4178.2018.175.4.164.167
УДК 311.42 | ВАК 05.27.06
DOI: 10.22184/1992-4178.2018.175.4.164.167
Теги: civil diversification civil sector of radio electronics radio electronic industry issues stimulation of the growth of civil product manufacturing гражданская диверсификация гражданский сектор радиоэлектроники проблемы радиоэлектронной отрасли стимулирование роста производства гражданской продукции
Необходимость трансформации отрасли в сторону значительного прироста объемов выпуска гражданской электроники стала объективной реальностью для многих организаций радиоэлектронной промышленности.[1]
Планируемое уменьшение объемов госзакупок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) способно спровоцировать дестабилизацию производства, снижение рентабельности отечественной продукции, нарушение устоявшихся кооперационных цепочек, задержки в части выплат заработной платы, а также сокращения работников отрасли.
Однако ряд специалистов полагает, что сокращение ГОЗ стоит воспринимать как единственный выход из ситуации критического отставания в области технологий радиоэлектроники по сравнению с ведущими мировыми лидерами. Данная мера способна простимулировать руководство организаций отрасли к фундаментальным изменениям как в части стратегического мышления, так и реальных действий по реструктуризации ключевых бизнес-процессов всей цепочки разработки, выпуска и продвижения продукции.
Сложившаяся исторически модель формирования основной части спроса государством не позволила заложить продуктовый, коммерческий образ мышления и задать конкурентные преимущества в условиях открытого рынка.
Для преодоления существующего барьера предприятиям надо научиться адаптироваться к высококонку-
рентным условиям и формировать основной финансовый поток от рынка, а не от государства.
Важно, что инициаторами изменений должны стать сами организации, которые выстроят новые ориентиры развития, руководствуясь необходимостью создания высококачественной электронной продукции российского производства, способной составить достойную конкуренцию зарубежным образцам в части как потребительских характеристик, так и технических и эксплуатационных свойств.
Отдельно стоит обратить внимание на необходимость создания сопутствующих сервисов на базе выпускаемой продукции в целях максимизации прибыли и расширения потребительской аудитории. Ведь зачастую зарубежного производителя выбирают не столько вследствие более высокого качества продукции, сколько из-за наличия спектра предлагаемых услуг и технического обслуживания.
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование было инициировано ЦНИИ «Электроника». В качестве партнеров проекта выступили ведущий отраслевой научно-технический журнал «ЭЛЕКТРОНИКА: Наука, Технология, Бизнес» и международная маркетинговая компания GfK Rus.
Исследование направлено на выявление существующих проблем, препятствующих росту производства гражданской продукции, и поиск возможных путей их преодоления. Результаты послужат основой для создания эффективных мер, стимулирующих диверсификацию продукции предприятий российской радиоэлектронной отрасли.
В ходе исследования были опрошены руководители организаций радиоэлектронного комплекса от небольших компаний до крупнейших концернов и холдингов.
Респондентам были заданы вопросы относительно текущего состояния производства гражданской продукции на предприятии и планов по его расширению.
К анализу полученных данных и выявленных закономерностей были привлечены эксперты ведущих отраслевых организаций.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕСПОНДЕНТАХ
Основная доля организаций, принявших участие в опросе, относится к производственным (45%) и научно-производственным (35%) предприятиям. По 10% составляют научные организации и конструкторские бюро. Предприятия малого бизнеса (численность до 250 человек, доход до 2 млрд руб.) составили около 39%; крупного – 45%; 16% являются холдингами.
Подавляющее большинство респондентов (96%) указали, что работают в гражданском секторе. Вероятно, такие показатели связаны с тем, что большинство организаций радиоэлектронной отрасли, не работающих в гражданском секторе, не приняли участия в исследовании.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ, РАБОТАЮЩИХ В ГРАЖДАНСКОМ СЕКТОРЕ
Основная часть предприятий, участвовавших в опросе, работают в гражданском секторе не менее 15 лет (67%), однако более чем у половины организаций (56%) на гражданскую продукцию приходится менее 10% от общей выручки (рис. 1).
Большинство респондентов (54%) отмечают, что на госзаказ приходится менее 10% от гражданской продукции (рис. 2).
Ключевым направлением деятельности в гражданском секторе для большинства респондентов является производство конечной продукции (29%). На втором и третьем местах – соответственно производство комплектующих (22%) и разработки (21%) (рис. 3).
У половины респондентов последние три года объемы в секторе гражданской продукции колебались, 22% отмечают рост, 15% – падение, у 13% объемы оставались стабильными. За этот же период ассортимент гражданской продукции увеличился у 35% предприятий, был стабилен у 30%, колебался – у 26%, а уменьшался лишь у 9%. При этом у подавляющего большинства организаций (96%) существуют планы по дальнейшему расширению своей деятельности в данном направлении, и никто не планирует сокращение.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ГРАЖДАНСКОМ СЕКТОРЕ
Около 63% предприятий планируют работы в секторе гражданской продукции лишь на краткосрочную перспективу, то есть с горизонтом планирования не более трех лет, и только треть опрошенных заявили о существовании стратегий на долгосрочную перспективу.
В отличие от текущего положения дел, в перспективе фокус внимания компаний нацелен уже не только на производство конечной продукции (35%), но и на сферу разработок (33%), что позволит им своими силами создавать более перспективные образцы изделий (рис. 4).
ПРЕПЯТСТВИЯ, МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Наиболее существенными препятствиями на пути к развитию производства продукции гражданского назначения респондентами были названы причины, связанные с неконкурентоспособностью отечественной гражданской продукции по сравнению с предлагаемой мировыми лидерами в данной сфере (25%), что вызывает закономерные опасения о потенциально низком спросе (19%), а также связанные с отсутствием инвестиций для запуска нового производства (22%). Кроме того, предприятия изначально создавались для нужд оборонной отрасли (19%), что наложило определенный отпечаток на особенности как бизнес-процессов, так и работы персонала (11%): для полноценного присутствия на рынке гражданской продукции необходима кардинальная перестройка компаний, требующая довольно серьезных усилий. Респонденты отмечают технологическую отсталость своих производственных мощностей (14%), а также опасаются низкой маржинальности гражданской продукции (11%) и наличия повышенной конкуренции в данном направлении (2%). Загруженность всех мощностей для нужд оборонной отрасли в качестве препятствия отметило около 6%, а засекреченность перспективных технологий – лишь около 1% респондентов (рис. 5).
К наиболее эффективным мерам стимулирования производства гражданской продукции, по мнению респондентов, относятся такие инструменты, как стимулирование или формирование государством спроса на отечественную гражданскую продукцию, разработки, исследования и услуги (46%), механизмы субсидирования, льготного кредитования и налоговые льготы (32%), а также приоритизация отечественных поставщиков (28%) (рис. 6). Таким образом, можно предположить, что предприятия опасаются рыночной конкуренции и по-прежнему возлагают основные надежды на меры государственной поддержки.
Наиболее перспективным направлением для расширения производства гражданской продукции респонденты считают сектор связи и телекоммуникаций (30%). Кроме того, высоким потенциалом, с их точки зрения, обладают сферы производства гражданской авиации (20%), медицинской техники (20%), городское и жилищно-коммунальное хозяйство (19%) (рис. 7).
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты проведенного опроса наглядно показывают, что работа в гражданском секторе не является для организаций промышленности новым направлением деятельности – практически все респонденты реализуют проекты гражданского назначения, при этом около двух третей из них – уже в течение более 15 лет. Однако справедливо будет отметить, что в опросе приняли участие не все организации отраслевого контура, а преимущественно те, которые наиболее заинтересованы в реализации программы по диверсификации промышленности и выдвигают инициативные проекты в данном направлении.
Хотя проекты в гражданском секторе есть, их доля в общей выручке предприятий низка. Основными проблемами, препятствующими скорейшей реализации планов по диверсификации, по мнению респондентов, являются неконкурентоспособность производителей, отсутствие необходимых инвестиций и некомпетентность в сфере коммерческой электроники. При этом конверсия технологий оборонно-промышленного комплекса в гражданскую сферу должна показать свою эффективность – на текущий момент отсутствует сильная загруженность выпуском продукции ОПК, и засекреченность перспективных технологий не является значительным препятствием, по мнению большинства опрошенных.
Несмотря на наличие планов по расширению деятельности в гражданских сегментах в области телекоммуникаций, гражданской авиации и медицины в сторону разработки и выпуска конечной продукции, лишь у трети предприятий существует долгосрочная стратегия по развитию в данном направлении. При этом организации продолжают надеяться на помощь государства в части субсидирования приоритетных проектов и предоставления льготного финансирования, а также реализации политики стимулирования и формирования спроса на отечественную продукцию, которая, по их мнению, должна снизить болезненность перехода к новой модели.
Для облегчения перевода «локомотивов ОПК» на гражданские рельсы государство разрабатывает меры поддержки, которые сочетают в себе как финансовые инструменты, предоставляющие дешевые «длинные» деньги, так и аналитическую поддержку в части исследования потребностей рынка, выявления наиболее перспективных ниш гражданской продукции, проведения конкурентного анализа [1, 2].
Заслуживает внимания инициатива создания инжиниринговых центров при вузах и электронных площадок, концентрирующих ключевые проекты и номенклатуру выпускаемой продукции отрасли. Не менее существенными должны быть усилия и по развитию технологий промышленного дизайна, продуктового менеджмента и маркетинга, и по проведению фундаментальных исследований, и по привлечению малого инновационного бизнеса в проекты крупных производственных холдингов. Таким образом удастся сформировать целую экосистему программы диверсификации, обеспечивающую стабильный рост разработки и выпуска коммерчески успешной отечественной гражданской радиоэлектронной продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батьковский М. А., Лебедев А. Г., Журенков Д. А., Фомина А. В. Анализ и моделирование инновационного процесса в холдингах оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 11. С. 79–88.
2. Фомина А. В., Французова В. В., Корначев Д. В. Формирование национальной модели поддержки отечественного производителя радиоэлектронной продукции на основе международного опыта // Экономические стратегии. 2016. № 3 (137). С. 16–25.
Планируемое уменьшение объемов госзакупок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) способно спровоцировать дестабилизацию производства, снижение рентабельности отечественной продукции, нарушение устоявшихся кооперационных цепочек, задержки в части выплат заработной платы, а также сокращения работников отрасли.
Однако ряд специалистов полагает, что сокращение ГОЗ стоит воспринимать как единственный выход из ситуации критического отставания в области технологий радиоэлектроники по сравнению с ведущими мировыми лидерами. Данная мера способна простимулировать руководство организаций отрасли к фундаментальным изменениям как в части стратегического мышления, так и реальных действий по реструктуризации ключевых бизнес-процессов всей цепочки разработки, выпуска и продвижения продукции.
Сложившаяся исторически модель формирования основной части спроса государством не позволила заложить продуктовый, коммерческий образ мышления и задать конкурентные преимущества в условиях открытого рынка.
Для преодоления существующего барьера предприятиям надо научиться адаптироваться к высококонку-
рентным условиям и формировать основной финансовый поток от рынка, а не от государства.
Важно, что инициаторами изменений должны стать сами организации, которые выстроят новые ориентиры развития, руководствуясь необходимостью создания высококачественной электронной продукции российского производства, способной составить достойную конкуренцию зарубежным образцам в части как потребительских характеристик, так и технических и эксплуатационных свойств.
Отдельно стоит обратить внимание на необходимость создания сопутствующих сервисов на базе выпускаемой продукции в целях максимизации прибыли и расширения потребительской аудитории. Ведь зачастую зарубежного производителя выбирают не столько вследствие более высокого качества продукции, сколько из-за наличия спектра предлагаемых услуг и технического обслуживания.
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование было инициировано ЦНИИ «Электроника». В качестве партнеров проекта выступили ведущий отраслевой научно-технический журнал «ЭЛЕКТРОНИКА: Наука, Технология, Бизнес» и международная маркетинговая компания GfK Rus.
Исследование направлено на выявление существующих проблем, препятствующих росту производства гражданской продукции, и поиск возможных путей их преодоления. Результаты послужат основой для создания эффективных мер, стимулирующих диверсификацию продукции предприятий российской радиоэлектронной отрасли.
В ходе исследования были опрошены руководители организаций радиоэлектронного комплекса от небольших компаний до крупнейших концернов и холдингов.
Респондентам были заданы вопросы относительно текущего состояния производства гражданской продукции на предприятии и планов по его расширению.
К анализу полученных данных и выявленных закономерностей были привлечены эксперты ведущих отраслевых организаций.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕСПОНДЕНТАХ
Основная доля организаций, принявших участие в опросе, относится к производственным (45%) и научно-производственным (35%) предприятиям. По 10% составляют научные организации и конструкторские бюро. Предприятия малого бизнеса (численность до 250 человек, доход до 2 млрд руб.) составили около 39%; крупного – 45%; 16% являются холдингами.
Подавляющее большинство респондентов (96%) указали, что работают в гражданском секторе. Вероятно, такие показатели связаны с тем, что большинство организаций радиоэлектронной отрасли, не работающих в гражданском секторе, не приняли участия в исследовании.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ, РАБОТАЮЩИХ В ГРАЖДАНСКОМ СЕКТОРЕ
Основная часть предприятий, участвовавших в опросе, работают в гражданском секторе не менее 15 лет (67%), однако более чем у половины организаций (56%) на гражданскую продукцию приходится менее 10% от общей выручки (рис. 1).
Большинство респондентов (54%) отмечают, что на госзаказ приходится менее 10% от гражданской продукции (рис. 2).
Ключевым направлением деятельности в гражданском секторе для большинства респондентов является производство конечной продукции (29%). На втором и третьем местах – соответственно производство комплектующих (22%) и разработки (21%) (рис. 3).
У половины респондентов последние три года объемы в секторе гражданской продукции колебались, 22% отмечают рост, 15% – падение, у 13% объемы оставались стабильными. За этот же период ассортимент гражданской продукции увеличился у 35% предприятий, был стабилен у 30%, колебался – у 26%, а уменьшался лишь у 9%. При этом у подавляющего большинства организаций (96%) существуют планы по дальнейшему расширению своей деятельности в данном направлении, и никто не планирует сокращение.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ГРАЖДАНСКОМ СЕКТОРЕ
Около 63% предприятий планируют работы в секторе гражданской продукции лишь на краткосрочную перспективу, то есть с горизонтом планирования не более трех лет, и только треть опрошенных заявили о существовании стратегий на долгосрочную перспективу.
В отличие от текущего положения дел, в перспективе фокус внимания компаний нацелен уже не только на производство конечной продукции (35%), но и на сферу разработок (33%), что позволит им своими силами создавать более перспективные образцы изделий (рис. 4).
ПРЕПЯТСТВИЯ, МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Наиболее существенными препятствиями на пути к развитию производства продукции гражданского назначения респондентами были названы причины, связанные с неконкурентоспособностью отечественной гражданской продукции по сравнению с предлагаемой мировыми лидерами в данной сфере (25%), что вызывает закономерные опасения о потенциально низком спросе (19%), а также связанные с отсутствием инвестиций для запуска нового производства (22%). Кроме того, предприятия изначально создавались для нужд оборонной отрасли (19%), что наложило определенный отпечаток на особенности как бизнес-процессов, так и работы персонала (11%): для полноценного присутствия на рынке гражданской продукции необходима кардинальная перестройка компаний, требующая довольно серьезных усилий. Респонденты отмечают технологическую отсталость своих производственных мощностей (14%), а также опасаются низкой маржинальности гражданской продукции (11%) и наличия повышенной конкуренции в данном направлении (2%). Загруженность всех мощностей для нужд оборонной отрасли в качестве препятствия отметило около 6%, а засекреченность перспективных технологий – лишь около 1% респондентов (рис. 5).
К наиболее эффективным мерам стимулирования производства гражданской продукции, по мнению респондентов, относятся такие инструменты, как стимулирование или формирование государством спроса на отечественную гражданскую продукцию, разработки, исследования и услуги (46%), механизмы субсидирования, льготного кредитования и налоговые льготы (32%), а также приоритизация отечественных поставщиков (28%) (рис. 6). Таким образом, можно предположить, что предприятия опасаются рыночной конкуренции и по-прежнему возлагают основные надежды на меры государственной поддержки.
Наиболее перспективным направлением для расширения производства гражданской продукции респонденты считают сектор связи и телекоммуникаций (30%). Кроме того, высоким потенциалом, с их точки зрения, обладают сферы производства гражданской авиации (20%), медицинской техники (20%), городское и жилищно-коммунальное хозяйство (19%) (рис. 7).
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты проведенного опроса наглядно показывают, что работа в гражданском секторе не является для организаций промышленности новым направлением деятельности – практически все респонденты реализуют проекты гражданского назначения, при этом около двух третей из них – уже в течение более 15 лет. Однако справедливо будет отметить, что в опросе приняли участие не все организации отраслевого контура, а преимущественно те, которые наиболее заинтересованы в реализации программы по диверсификации промышленности и выдвигают инициативные проекты в данном направлении.
Хотя проекты в гражданском секторе есть, их доля в общей выручке предприятий низка. Основными проблемами, препятствующими скорейшей реализации планов по диверсификации, по мнению респондентов, являются неконкурентоспособность производителей, отсутствие необходимых инвестиций и некомпетентность в сфере коммерческой электроники. При этом конверсия технологий оборонно-промышленного комплекса в гражданскую сферу должна показать свою эффективность – на текущий момент отсутствует сильная загруженность выпуском продукции ОПК, и засекреченность перспективных технологий не является значительным препятствием, по мнению большинства опрошенных.
Несмотря на наличие планов по расширению деятельности в гражданских сегментах в области телекоммуникаций, гражданской авиации и медицины в сторону разработки и выпуска конечной продукции, лишь у трети предприятий существует долгосрочная стратегия по развитию в данном направлении. При этом организации продолжают надеяться на помощь государства в части субсидирования приоритетных проектов и предоставления льготного финансирования, а также реализации политики стимулирования и формирования спроса на отечественную продукцию, которая, по их мнению, должна снизить болезненность перехода к новой модели.
Для облегчения перевода «локомотивов ОПК» на гражданские рельсы государство разрабатывает меры поддержки, которые сочетают в себе как финансовые инструменты, предоставляющие дешевые «длинные» деньги, так и аналитическую поддержку в части исследования потребностей рынка, выявления наиболее перспективных ниш гражданской продукции, проведения конкурентного анализа [1, 2].
Заслуживает внимания инициатива создания инжиниринговых центров при вузах и электронных площадок, концентрирующих ключевые проекты и номенклатуру выпускаемой продукции отрасли. Не менее существенными должны быть усилия и по развитию технологий промышленного дизайна, продуктового менеджмента и маркетинга, и по проведению фундаментальных исследований, и по привлечению малого инновационного бизнеса в проекты крупных производственных холдингов. Таким образом удастся сформировать целую экосистему программы диверсификации, обеспечивающую стабильный рост разработки и выпуска коммерчески успешной отечественной гражданской радиоэлектронной продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батьковский М. А., Лебедев А. Г., Журенков Д. А., Фомина А. В. Анализ и моделирование инновационного процесса в холдингах оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. 2016. № 11. С. 79–88.
2. Фомина А. В., Французова В. В., Корначев Д. В. Формирование национальной модели поддержки отечественного производителя радиоэлектронной продукции на основе международного опыта // Экономические стратегии. 2016. № 3 (137). С. 16–25.
Отзывы читателей