20–21 сентября в Санкт-Петербурге состоялась XVII отраслевая конференция РЭП «Диверсификация радиоэлектронной промышленности». В ее работе приняли участие более 280 человек: руководители министерств, ведомств, государственных корпораций, директора крупнейших российских предприятий – разработчиков, производителей радиоэлектронной продукции и электронной компонентной базы.
К лючевыми темами конференции стали вопросы текущего состояния отечественной радиоэлектроники, пути ее развития, проблемы перехода на выпуск продукции гражданского назначения, завоевание внутреннего и зарубежного рынков.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратились вице-губернатор Санкт-Петербурга С. Н. Мовчан, помощник заместителя председателя Правительства РФ А. В. Зверев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Катенев. От имени председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга В. С. Макарова участников конференции приветствовал депутат ЗС СПб С. М. Купченко.
На пленарном заседании выступил заместитель председателя Правительства Российской Федерации Юрий Иванович Борисов. В своем докладе он сформулировал основные задачи, связанные с темпами роста производства и диверсификацией предприятий РЭП.
«Тема конференции очень актуальна. Мне приходилось обсуждать эти задачи с представителями ОПК и региональных властей. Проведены три выездные конференции, посвященные вопросам диверсификации производства, которая стала насущной необходимостью для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В настоящее время основная доля российской радиоэлектронной продукции производится в рамках государственного оборонного заказа. Сейчас мы вступили в фазу стабилизации. Государственная программа вооружения (ГПВ) выполняется ровно, не происходит роста, нет пиков, но и не фиксируется падение производства и деловой активности, поддерживается стабильное финансирование.
И хотя существенного снижения гособоронзаказа (ГОЗ) не наблюдается, предприятия ОПК столкнулись с вызовом: они должны использовать свой ресурс для производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения с большим экспортным потенциалом. И если мы не найдем способ загрузки предприятий, то может наступить процесс стагнации. А этого не хотелось бы допустить!»
Ю. И. Борисов отметил недостаточно высокие итоговые показатели деятельности организаций радиоэлектронной промышленности. Объем производства продукции промышленными и научными организациями отрасли составляет примерно 660 млрд руб. (за 2017 г.) . Но этого недостаточно для такой высокотехнологичной отрасли, как радиоэлектроника, где занято 330 тыс. человек и выработка на одного работающего составляет всего 2 млн руб.!
Перекос в сторону оборонзаказа. Существующий перекос тоже неприемлем (за последние три года оборонзаказ составляет примерно 90%), так как радиопромышленность должна работать на гражданский сектор. Стоит напомнить, что в 2006–2007 годах продукция гражданского сектора составляла 40% и больше. А было время, когда ГОЗ был меньше 50%.
Диверсификация. Президентом страны, Верховным Главнокомандующим поставлена задача к 2025 году довести долю продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции ОПК до 30% и более, а к 2030-му – не менее 50%. В 2017 году эта доля составила 16–17%. С таких стартовых условий (объем оборонзаказа и объем производства) переходить к диверсификации будет очень трудно. Но возможно. Другого пути нет!
Гражданский рынок требует других подходов. Здесь высокая конкуренция, сложившиеся рыночные ниши, надо их завоевывать! И источники финансирования для выхода на эти рынки должны быть другие, не такие, как при гособоронзаказе.
Принятая в радиопромышленности система – финансирование НИР и ОКР, производство, вывод продукции на рынок – неприемлема в сегменте гражданской продукции, где основное требование – быстрый вывод продукции на рынок, продажа, получение прибыли.
Надо анализировать сложившуюся ситуацию. Каждое предприятие работает в определенной нише и ему решать, какой вид продукции можно предложить на гражданский рынок, как правильно сформировать портфель заказов и загрузку предприятия. Готовых решений здесь нет.
Микроэлектроника и СВЧ-электроника. Эти две подотрасли являются основой деятельности всей радиотехнической промышленности. В марте 2018 года Президент страны провел совещание, посвященное перспективам развития гражданской микроэлектроники.
Микроэлектроника – один из ключевых секторов промышленности, развитие которой в значительной степени определяет уровень инновационного и социального развития государства, конкурентоспособность экономики.
Очевидно, что в век бурного развития технологий, цифровизации всех сфер эта отрасль играет особую, подчас ключевую роль. Собственные разработки и серийное производство продукции микроэлектроники – залог нашей технологической и технической независимости, база для инновационного развития экономики, повышения ее конкурентоспособности.
Сейчас в отрасли действует ряд промышленных производств, таких как «Микрон» и «Ангстрем», а также предприятия, входящие в корпорацию «Ростех». Однако доля их гражданской продукции на внутреннем рынке электронной компонентной базы пока, к сожалению, невелика – всего около 12%.
Для эффективного развития микроэлектроники нужна комплексная, долгосрочная стратегия, план действий, предусматривающий конкретные мероприятия по укреплению существующих и созданию новых производств, а также более активному внедрению российской продукции на отечественном и внешнем рынках.
Очевидно, что в этой отрасли без поддержки государства, без заказов госкомпаний сложно обеспечить стабильную работу предприятий на начальных этапах. Поэтому важно активно развивать механизмы, которые помогут максимально загрузить производственные мощности.
«Очень важно создать в стране систему дизайн-центров, которые будут реализовывать проекты, наполнять фабрики и выходить в те или иные рыночные ниши.
Сейчас создано порядка 43 центров. Но для такой страны, как Россия, – мало. Я считаю, их должно быть около 100–150», – сказал Ю. И. Борисов.
Он добавил, что без дизайн-центров невозможно создать конкурентоспособный продукт. Кроме того, дизайн-центры могут работать и на иностранных заказчиков даже в условиях санкций по схеме foundry (оказывать заказчику услуги, не обладая правом продажи конечного продукта) и размещать свои заказы за рубежом, что сегодня многие дизайнеры и делают.
«Но нам свои фабрики нужны для других целей – обеспечить соответствующий уровень информационной безопасности. Нужно учиться разрабатывать и производить самим. На своей фабрике, а не на зарубежной. Это наиболее правильный путь, гарантирующий прорыв в каких-то направлениях. Более того, через собственные разработки можно получить рыночные преимущества. Не надо копировать. Надо создавать свое!»
Возвращаясь к главной теме – диверсификации, Ю. И. Борисов сказал: «Я думаю, надо идти таким путем. Во-первых, более серьезное участие государства в техническом перевооружении и запуске производственных активов в микроэлектронном и СВЧ-производстве.
Во-вторых, консолидация с помощью администрирования государством формирования емких заказов для загрузки предприятий.
В-третьих, рачительное размещение средств, выделяемых государством на развитие того или иного направления. Не планировать деньги по принципу – кто громче может озвучить проблему или быстрее бежать к кассе Минпромторга, а определять коллегиально, без преференций направления, которые нужно финансировать, быстро производить продукцию и выводить ее на рынок. Другого пути нет.
В-четвертых, нужны новые подходы к кредитно-денежной и инвестиционной политике. Диверсификация проводится за собственные, а не бюджетные деньги».
В заключение Ю. И. Борисов выразил надежду на то, что департамент структурирует возможности предприятий РЭК работать в тех или иных направлениях, например, медицинская техника, ТЭК, цифровая экономика, промышленная электроника и т. д., и выведет представителей этих направлений на заказчиков. Государство сегодня не в состоянии кормить такую высокотехнологическую отрасль, как радиоэлектроника, поэтому путь один: освоение новых направлений, выход на гражданский и желательно на западный рынок.
Государство должно отказаться от прямой помощи, создавать условия, чтобы предприятия за счет собственной прибыли могли развиваться. По такому пути идет мир.
При наличии существующей производственно-технологической базы и научно-технического задела радиотехническая промышленность должна выйти на темпы роста, составляющие как минимум 15%.
Задачи, поставленные руководителями отрасли, детально обсуждались в ходе дискуссий на заседаниях за круглыми столами, которые прошли по четырем основным направлениям («Лидеры рынка», «Стандартизация», «Партнеры и заказчики», «Диверсификация производства»). По каждому из направлений были сформированы предложения, о которых мы расскажем в следующих номерах журнала. ●