DOI: 10.22184/1992-4178.2018.180.9.18.20
С. В. Хохлов, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России
В Санкт-Петербурге 20–21 сентября прошла XVII отраслевая конференция «Диверсификация радиоэлектронной промышленности». В центре внимания ее участников были текущее состояние отрасли, вопросы развития отечественной радиоэлектронной промышленности, пути вывода продукции на внутренний и зарубежный рынки. С докладом по главной теме мероприятия выступил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов.
Вопросы диверсификации предприятий радиоэлектронной промышленности не раз становились темой дискуссий и обсуждений на различных площадках, конференциях и форумах. Активное обсуждение подчеркивает значимость темы, тем более что процесс конверсии может стать определяющим при решении вопроса о сохранении количества предприятий РЭК (успешно наращивается выпуск продукции двойного и гражданского применения – хорошо, тормозится по каким-либо причинам – может встать вопрос о ликвидации предприятия). Иными словами, процесс диверсификации тесно связан с задачами сохранения такой высокотехнологичной отрасли, как радиоэлектронная промышленность.
Президент РФ неоднократно обращал внимание на то, что снижение объемов заказов со стороны оборонных предприятий становится определяющим в процессе диверсификации радиоэлектронного комплекса (РЭК).
К основополагающим документам, предусматривающим проведение диверсификации в радиоэлектронной отрасли, относятся следующие:
1. поручение Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 года № Пр-1845 «О мерах по использованию потенциала оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках»;
2. поручение Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № Пр-2346, которым определено увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса: к 2020 году – до 17%, к 2025-му – до 30%, к 2030-му – до 50%;
3. поручение Президента Российской Федерации от 17 февраля 2018 года № Пр-288, в соответствии с которым разработан план развития производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса на период 2018–2019 годов с указанием доли высокотехнологичной продукции гражданского назначения в общем объеме выпускаемой продукции.
Что касается итогов деятельности предприятий радиоэлектронной промышленности в 2014–2017 годах, то объем производства промышленной продукции увеличился с 409 млрд руб. в 2014 году до 737 млрд руб. в 2017-м. Но, к сожалению, в 2017 году объем производства снизился на 11,6% – 660 млрд руб. Доля гражданской продукции уменьшилась с 11,8% в 2014 году до 8,8% – в 2017-м, хотя казалось бы, что радиоэлектроника присутствует в жизни каждого из нас и с диверсификацией отрасли не должно быть проблем.
Эти результаты заставляют задуматься, особенно если оценить результаты выполнения программы диверсификации на предприятиях ОПК. Производства по выпуску боеприпасов и специальной химии, предприятия обычных вооружений, которые диверсифицировали свои мощности, обеспечили доли гражданской продукции 35,3 и 26,9% соответственно, а предприятия РЭП не дотягивают (по объему выпуска гражданской продукции) и до 10% (8,8%).
Основная причина такого положения дел – снижение государственного оборонного заказа.
С 2014 года наблюдался значительный рост производства – более чем на 20% ежегодно, в первую очередь благодаря увеличению объемов гособоронзаказа и экспортных контрактов в рамках военно-технического сотрудничества. В прошлом году данные закупки стабилизировались (а согласно планам принятой в конце 2017-го программы вооружения в последующие годы не предполагается значительного увеличения данных заказов), и, как следствие, организациям электронной и радиоэлектронной промышленности не удалось сохранить набранную за три года положительную динамику роста объемов производства промышленной продукции. А выпуск гражданской продукции в общем объеме уменьшался, несмотря на хорошие перспективы освоения гражданских рынков.
Таким образом, можно сказать, что предприятия РЭК оказались не готовыми к снижению гособоронзаказа, не смогли быстро переориентироваться на выпуск продукции двойного и гражданского применения, отсюда и снижение общего объема производства почти на 12%.
Между тем условия для проведения диверсификации были. В рамках Федеральной целевой программы 2008–2016 годов государство инвестировало в сектор производства гражданской продукции и продукции двойного назначения 170 млрд руб. Участники программы – 265 организаций радиоэлектронной промышленности, из них 132 предприятия входят в сводный реестр организаций ОПК.
По итогам выполнения Программы было получено 6 тыс. результатов интеллектуальной деятельности, создано 43 дизайн-центра, технически перевооружено 138 промышленных производств. К сожалению, созданные в результате выполнения Федеральной программы научно-технические заделы очень слабо реализовывались при создании продукции двойного и гражданского применения.
В настоящее время Минпромторг реализует следующие программные меры поддержки диверсификации радиоэлектронного комплекса.
Во-первых, это Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (2016–2025 гг.), которая фактически является продолжением Федеральной программы. В соответствии с Госпрограммой запланировано финансирование (в том числе из бюджета) 225 проектов на общую сумму 97,3 млрд руб. Профинансирован 101 комплексный проект. К сожалению, в реализации 101 проекта занято лишь 58 предприятий нашей отрасли, причем только 16 из них участвовали ранее в выполнении Федеральной целевой программы. Можно сказать, что дальнейшее развитие созданных в рамках ФЦП технологий прекращено.
Во-вторых, для стимулирования выпуска гражданской продукции и продукции двойного применения создан Фонд развития промышленности (ФРП). Но надо констатировать, что предприятия РЭК не востребованы при реализации финансируемых ФРП проектов. Например, по организациям ОПК профинансировано Фондом 27 проектов на общую сумму 5,4 млрд руб. (из них три проекта по программе «Конверсия» на сумму 1,2 млрд руб.), но среди исполнителей 27-ми проектов нет организаций радиоэлектронной промышленности!
Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» – ключевой элемент единой концепции развития радиоэлектронной промышленности, заложенной в Стратегии развития электронной промышленности страны. Такой подход предусматривает поэтапное развитие отрасли путем решения ключевых проблем с опорой на имеющийся у организаций задел в наиболее конкурентоспособных технологических нишах. Цель программы – разработка и производство конкурентоспособной серийной продукции, завоевание емких гражданских сегментов внутреннего и зарубежного рынков.
Программа включает в себя четыре подпрограммы: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, специальное технологическое оборудование и системы интеллектуального управления.
Наилучшим инструментом государственной поддержки достижения целей и решения задач развития радиоэлектронной промышленности в рамках госпрограммы является субсидирование.
Субсидия, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 109, направлена на возмещение затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по формированию совокупности новых результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки и техники, критических и прорывных технологий, освоение и реализация которых способствуют организации серийного выпуска радиоэлектронной аппаратуры, комплексов и систем по соответствующим подпрограммам Госпрограммы.
Еще одна субсидия, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 110, направлена на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на создание, расширение и модернизацию технологической и производственной базы в рамках реализации комплексного проекта по подпрограммам Госпрограммы.
Таким образом, необходимый инструментарий государственной поддержки выполнения задач диверсификации радиоэлектронной промышленности сформирован. Однако есть ряд проблем, которые должны решить сами предприятия. У руководителей должен сработать инстинкт выживания. Это в прошлом можно было рассуждать, нужна ли нам «гражданка»… А сегодня гособоронзаказ трансформируется, в его рамках появляются новые приоритеты. Чтобы выжить, нужно двигаться быстрее, чем остальные. Мы должны следовать курсом диверсификации и ни в коем случае не выбиваться из графика.
На примере предприятий в Тамбове можно показать, к чему приводит значительное сокращение гособоронзаказа и отсутствие специальных мер по диверсификации производств, выполняющих в основном заказы оборонных предприятий. В 2015 году в Тамбове начала действовать конверсионная программа, оборонные заводы стали выпускать гражданскую продукцию. На четырех предприятиях – АО «Завод Тамбоваппарат», АО «Тамбовский завод «Ревтруд», АО «Тамбовский завод «Октябрь», АО «Тамбовский НИИ РТ «Эфир» – в рамках конверсионной программы было реализовано 10 проектов по перевооружению производств на общую сумму 3,7 млрд руб. Но объем производства на этих заводах в 2015–2017 годах сократился почти в три раза – с 10,4 (в 2015 г.) до 3,8 млрд руб. (в 2017 г.). При этом доля гражданской продукции составила в 2017 году всего 1,34% (в 2015-м – 0,92%). И сегодня стоит вопрос о закрытии предприятий.
Минпромторг выделяет несколько первоочередных приоритетных отраслей в рамках диверсификации на ближайшие два-три года, прежде всего это нефтегазовое, энергетическое, транспортное и станкоинструментальное машиностроение, гражданское стрелковое оружие, радиоэлектроника, медицинское оборудование и ряд других направлений.
В соответствии с этими планами предполагаются следующие мероприятия:
1. кооперация с традиционными отраслями по созданию гражданских продуктов (авиастроение, судостроение);
2. продвижение продукции на отечественных рынках (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспортные системы);
3. вовлечение региональных властей в диверсификацию предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В заключение можно сказать, что доля продукции двойного и гражданского назначения, которую прогнозируют эксперты (10% в 2020 году), будет увеличена. Для этого есть все основания. ●
Снижение объемов заказов со стороны оборонных предприятий становится определяющим в процессе диверсификации радиоэлектронного комплекса
Для стимулирования выпуска предприятиями радиоэлектронного комплекса гражданской продукции
создан Фонд развития промышленности
Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» – ключевой элемент единой концепции развития радиоэлектронной промышленности
В Санкт-Петербурге 20–21 сентября прошла XVII отраслевая конференция «Диверсификация радиоэлектронной промышленности». В центре внимания ее участников были текущее состояние отрасли, вопросы развития отечественной радиоэлектронной промышленности, пути вывода продукции на внутренний и зарубежный рынки. С докладом по главной теме мероприятия выступил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Сергей Владимирович Хохлов.
Вопросы диверсификации предприятий радиоэлектронной промышленности не раз становились темой дискуссий и обсуждений на различных площадках, конференциях и форумах. Активное обсуждение подчеркивает значимость темы, тем более что процесс конверсии может стать определяющим при решении вопроса о сохранении количества предприятий РЭК (успешно наращивается выпуск продукции двойного и гражданского применения – хорошо, тормозится по каким-либо причинам – может встать вопрос о ликвидации предприятия). Иными словами, процесс диверсификации тесно связан с задачами сохранения такой высокотехнологичной отрасли, как радиоэлектронная промышленность.
Президент РФ неоднократно обращал внимание на то, что снижение объемов заказов со стороны оборонных предприятий становится определяющим в процессе диверсификации радиоэлектронного комплекса (РЭК).
К основополагающим документам, предусматривающим проведение диверсификации в радиоэлектронной отрасли, относятся следующие:
1. поручение Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 года № Пр-1845 «О мерах по использованию потенциала оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках»;
2. поручение Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № Пр-2346, которым определено увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса: к 2020 году – до 17%, к 2025-му – до 30%, к 2030-му – до 50%;
3. поручение Президента Российской Федерации от 17 февраля 2018 года № Пр-288, в соответствии с которым разработан план развития производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса на период 2018–2019 годов с указанием доли высокотехнологичной продукции гражданского назначения в общем объеме выпускаемой продукции.
Что касается итогов деятельности предприятий радиоэлектронной промышленности в 2014–2017 годах, то объем производства промышленной продукции увеличился с 409 млрд руб. в 2014 году до 737 млрд руб. в 2017-м. Но, к сожалению, в 2017 году объем производства снизился на 11,6% – 660 млрд руб. Доля гражданской продукции уменьшилась с 11,8% в 2014 году до 8,8% – в 2017-м, хотя казалось бы, что радиоэлектроника присутствует в жизни каждого из нас и с диверсификацией отрасли не должно быть проблем.
Эти результаты заставляют задуматься, особенно если оценить результаты выполнения программы диверсификации на предприятиях ОПК. Производства по выпуску боеприпасов и специальной химии, предприятия обычных вооружений, которые диверсифицировали свои мощности, обеспечили доли гражданской продукции 35,3 и 26,9% соответственно, а предприятия РЭП не дотягивают (по объему выпуска гражданской продукции) и до 10% (8,8%).
Основная причина такого положения дел – снижение государственного оборонного заказа.
С 2014 года наблюдался значительный рост производства – более чем на 20% ежегодно, в первую очередь благодаря увеличению объемов гособоронзаказа и экспортных контрактов в рамках военно-технического сотрудничества. В прошлом году данные закупки стабилизировались (а согласно планам принятой в конце 2017-го программы вооружения в последующие годы не предполагается значительного увеличения данных заказов), и, как следствие, организациям электронной и радиоэлектронной промышленности не удалось сохранить набранную за три года положительную динамику роста объемов производства промышленной продукции. А выпуск гражданской продукции в общем объеме уменьшался, несмотря на хорошие перспективы освоения гражданских рынков.
Таким образом, можно сказать, что предприятия РЭК оказались не готовыми к снижению гособоронзаказа, не смогли быстро переориентироваться на выпуск продукции двойного и гражданского применения, отсюда и снижение общего объема производства почти на 12%.
Между тем условия для проведения диверсификации были. В рамках Федеральной целевой программы 2008–2016 годов государство инвестировало в сектор производства гражданской продукции и продукции двойного назначения 170 млрд руб. Участники программы – 265 организаций радиоэлектронной промышленности, из них 132 предприятия входят в сводный реестр организаций ОПК.
По итогам выполнения Программы было получено 6 тыс. результатов интеллектуальной деятельности, создано 43 дизайн-центра, технически перевооружено 138 промышленных производств. К сожалению, созданные в результате выполнения Федеральной программы научно-технические заделы очень слабо реализовывались при создании продукции двойного и гражданского применения.
В настоящее время Минпромторг реализует следующие программные меры поддержки диверсификации радиоэлектронного комплекса.
Во-первых, это Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (2016–2025 гг.), которая фактически является продолжением Федеральной программы. В соответствии с Госпрограммой запланировано финансирование (в том числе из бюджета) 225 проектов на общую сумму 97,3 млрд руб. Профинансирован 101 комплексный проект. К сожалению, в реализации 101 проекта занято лишь 58 предприятий нашей отрасли, причем только 16 из них участвовали ранее в выполнении Федеральной целевой программы. Можно сказать, что дальнейшее развитие созданных в рамках ФЦП технологий прекращено.
Во-вторых, для стимулирования выпуска гражданской продукции и продукции двойного применения создан Фонд развития промышленности (ФРП). Но надо констатировать, что предприятия РЭК не востребованы при реализации финансируемых ФРП проектов. Например, по организациям ОПК профинансировано Фондом 27 проектов на общую сумму 5,4 млрд руб. (из них три проекта по программе «Конверсия» на сумму 1,2 млрд руб.), но среди исполнителей 27-ми проектов нет организаций радиоэлектронной промышленности!
Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» – ключевой элемент единой концепции развития радиоэлектронной промышленности, заложенной в Стратегии развития электронной промышленности страны. Такой подход предусматривает поэтапное развитие отрасли путем решения ключевых проблем с опорой на имеющийся у организаций задел в наиболее конкурентоспособных технологических нишах. Цель программы – разработка и производство конкурентоспособной серийной продукции, завоевание емких гражданских сегментов внутреннего и зарубежного рынков.
Программа включает в себя четыре подпрограммы: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, специальное технологическое оборудование и системы интеллектуального управления.
Наилучшим инструментом государственной поддержки достижения целей и решения задач развития радиоэлектронной промышленности в рамках госпрограммы является субсидирование.
Субсидия, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 109, направлена на возмещение затрат на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по формированию совокупности новых результатов интеллектуальной деятельности в сфере науки и техники, критических и прорывных технологий, освоение и реализация которых способствуют организации серийного выпуска радиоэлектронной аппаратуры, комплексов и систем по соответствующим подпрограммам Госпрограммы.
Еще одна субсидия, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 110, направлена на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на создание, расширение и модернизацию технологической и производственной базы в рамках реализации комплексного проекта по подпрограммам Госпрограммы.
Таким образом, необходимый инструментарий государственной поддержки выполнения задач диверсификации радиоэлектронной промышленности сформирован. Однако есть ряд проблем, которые должны решить сами предприятия. У руководителей должен сработать инстинкт выживания. Это в прошлом можно было рассуждать, нужна ли нам «гражданка»… А сегодня гособоронзаказ трансформируется, в его рамках появляются новые приоритеты. Чтобы выжить, нужно двигаться быстрее, чем остальные. Мы должны следовать курсом диверсификации и ни в коем случае не выбиваться из графика.
На примере предприятий в Тамбове можно показать, к чему приводит значительное сокращение гособоронзаказа и отсутствие специальных мер по диверсификации производств, выполняющих в основном заказы оборонных предприятий. В 2015 году в Тамбове начала действовать конверсионная программа, оборонные заводы стали выпускать гражданскую продукцию. На четырех предприятиях – АО «Завод Тамбоваппарат», АО «Тамбовский завод «Ревтруд», АО «Тамбовский завод «Октябрь», АО «Тамбовский НИИ РТ «Эфир» – в рамках конверсионной программы было реализовано 10 проектов по перевооружению производств на общую сумму 3,7 млрд руб. Но объем производства на этих заводах в 2015–2017 годах сократился почти в три раза – с 10,4 (в 2015 г.) до 3,8 млрд руб. (в 2017 г.). При этом доля гражданской продукции составила в 2017 году всего 1,34% (в 2015-м – 0,92%). И сегодня стоит вопрос о закрытии предприятий.
Минпромторг выделяет несколько первоочередных приоритетных отраслей в рамках диверсификации на ближайшие два-три года, прежде всего это нефтегазовое, энергетическое, транспортное и станкоинструментальное машиностроение, гражданское стрелковое оружие, радиоэлектроника, медицинское оборудование и ряд других направлений.
В соответствии с этими планами предполагаются следующие мероприятия:
1. кооперация с традиционными отраслями по созданию гражданских продуктов (авиастроение, судостроение);
2. продвижение продукции на отечественных рынках (топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспортные системы);
3. вовлечение региональных властей в диверсификацию предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В заключение можно сказать, что доля продукции двойного и гражданского назначения, которую прогнозируют эксперты (10% в 2020 году), будет увеличена. Для этого есть все основания. ●
Снижение объемов заказов со стороны оборонных предприятий становится определяющим в процессе диверсификации радиоэлектронного комплекса
Для стимулирования выпуска предприятиями радиоэлектронного комплекса гражданской продукции
создан Фонд развития промышленности
Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» – ключевой элемент единой концепции развития радиоэлектронной промышленности
Отзывы читателей