Выпуск #2/2019
С. Довгучиц
Единый информационно-аналитический центр как важнейший инструмент развития опк
Единый информационно-аналитический центр как важнейший инструмент развития опк
Просмотры: 1732
Рассказывает генеральный директор ФГУП «ВНИИ «Центр» С. И. Довгучиц
ФГУП «ВНИИ «Центр» ведет свою историю с 1966 года. Созданный как Главный вычислительный центр Министерства судостроительной промышленности СССР в настоящее время Институт решает широкий спектр задач в области информационно-аналитического, методического и программно-технологического обеспечения ОПК. В январе 2019 года была завершена реорганизация Института с присоединением к нему ФГУП «НИИСУ» с филиалом НТЦ «Информтехника».
DOI: 10.22184/1992-4178.2019.183.2.12.17
ФГУП «ВНИИ «Центр» ведет свою историю с 1966 года. Созданный как Главный вычислительный центр Министерства судостроительной промышленности СССР в настоящее время Институт решает широкий спектр задач в области информационно-аналитического, методического и программно-технологического обеспечения ОПК. В январе 2019 года была завершена реорганизация Института с присоединением к нему ФГУП «НИИСУ» с филиалом НТЦ «Информтехника».
DOI: 10.22184/1992-4178.2019.183.2.12.17
О текущей деятельности Института, в том числе связанной с диверсификацией и цифровизацией ОПК, совершенствованием нормативно-правовой базы и другими актуальными направлениями, нам рассказал генеральный директор ФГУП «ВНИИ «Центр», заведующий кафедрой «Математическое обеспечение информационных систем» МИРЭА, заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент РАРАН, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, председатель Редакционного совета сборника «Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России», кандидат экономических наук Сергей Иванович Довгучиц.
Сергей Иванович, изначально ФГУП «ВНИИ «Центр» создавался как главный вычислительный центр судостроительной промышленности. За последние годы ФГУП «ВНИИ «Центр» значительно расширил область своей деятельности. В январе 2019 года была завершена реорганизация Института с присоединением к нему ФГУП «НИИСУ» с филиалом НТЦ «Информтехника». Какова цель этого присоединения? И какие новые задачи встают перед вашей организацией в связи с этим шагом?
Да, вы правы. Изначально Институт был создан как Главный вычислительный центр Министерства судостроительной промышленности СССР. Позднее, уже в 1982 году, он был преобразован в ЦНИИ судостроительной промышленности «Центр». Постоянное наращивание Институтом компетенций в самых разных сферах уже к началу двухтысячных годов обеспечило переход от узкоотраслевого сегмента информационных технологий к проведению исследований по различным направлениям. С образованием Федерального агентства по промышленности ФГУП «ЦНИИ «Центр» в 2005 году стал головной организацией по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Агентства.
В настоящее время ФГУП «ВНИИ «Центр» – ведущая организация Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сфере информационно-аналитического и программно-технологического обеспечения ОПК.
Сегодня среди направлений деятельности Института – осуществление функции головной организации, обеспечивающей проведение комплекса работ по интеграции информационных ресурсов в сфере управления ОПК; организационно-техническое обеспечение функций Минпромторга России как субъекта статистического учета в рамках функционирования информационно-аналитической системы мониторинга промышленности; актуализация и ведение ведомственного сегмента единой межведомственной информационно-статистической системы; организационно-методическое сопровождение сбора отраслевой отчетности Минпромторга России, которое включает формирование паспортов предприятий и интегрированных структур, ведение сводного реестра организаций ОПК, осуществление сбора, обработки представляемых организациями ОПК данных и проведение комплексной оценки состояния и динамики развития этих организаций.
Институт на протяжении ряда лет осуществляет функции головной организации, обеспечивающей проведение прогнозных исследований развития науки и техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, проводит исследования, направленные на развитие инновационного потенциала, совершенствование организационно-технологической структуры, ценообразования, мониторинга и анализа основных фондов ОПК.
Тематика работ ФГУП «ВНИИ «Центр» как многопрофильной научной организации и до присоединения к нему ФГУП «НИИСУ» была обширна. Я назвал лишь некоторые из задач и функций Института. Стоит также, наверное, упомянуть отдельно научное сопровождение Институтом деятельности Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Оперативного штаба Минпромторга России по принятию мер финансового оздоровления организаций ОПК.
С 2015 года на базе нашего Института функционирует Федеральный центр мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК.
Сравнительно новое направление научной деятельности ФГУП «ВНИИ «Центр» связано с диверсификацией и развитием производства организациями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
В целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в прошлогоднем послании Федеральному собранию, особо обращено внимание на необходимость формирования собственных цифровых платформ, которые должны позволить по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику в различных сферах экономики государства.
Для координации и методологического сопровождения разработки и внедрения цифровизации в ОПК Институтом в соответствии с заданием Минпромторга России уже с 2017 года выполняются работы, целью которых являются планирование полномасштабного перехода интегрированных структур и отдельных организаций ОПК на цифровые технологии и выработка соответствующих мер государственной поддержки.
Кроме того, Институт совместно с интегрированными структурами ОПК участвует в общесистемной проработке технических заданий организаций ОПК на выполнение работ по цифровизации, в оценке достижения ключевых целевых индикаторов по уже осуществляемым проектам, в комплексном мониторинге закупок и применения инженерного программного обеспечения.
Реорганизация Института в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 2018 года № 62 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр»» в форме присоединения к нему ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» логически проистекает из необходимости концентрации научного потенциала в целях повышения качества информационно-аналитического обеспечения реализации государственной политики в области развития ОПК.
В дополнение к выполняемым функциям в качестве основных приоритетных направлений распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2018 года Институту определены работы по стандартизации оборонной продукции, мониторингу качества систем и комплексов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на стадиях жизненного цикла указанных изделий, каталогизации и метрологическому обеспечению.
Объединение потенциалов присоединенных к нам институтов позволит значительно повысить качество проводимых исследований и разработок, прежде всего за счет применения комплексного подхода, объединения знаний и навыков различных специалистов, и в конечном итоге – создать мощный, единый центр компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач в области развития ОПК.
Именно создание единого центра, способного охватить все многообразие задач, стоящих перед Минпромторгом России в сфере управления ОПК, и являлось целью данного объединения.
Радиоэлектронная отрасль является одной из пяти отраслей, статистическое обследование которых проводится ФГУП «ВНИИ «Центр». Как вы оцениваете ситуацию в данной отрасли и ее динамику?
Радиоэлектронная промышленность является абсолютным лидером по количеству предприятий, включенных в сводный реестр организаций ОПК. По предварительным оценкам, в 2018 году отрасль продемонстрировала темпы роста выпуска промышленной продукции выше, чем в целом по ОПК – 107,5%, причем данный рост был обеспечен как выпуском военной, так и гражданской продукции.
Есть все основания полагать, что положительная динамика сохранится и в среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать как высокая потребность промышленности в электронной компонентной базе, в том числе и в рамках импортозамещения, так и высокая загрузка ведущих организаций отрасли – прежде всего АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» – заданиями государственного оборонного заказа (ГОЗ) и востребованностью их продукции на внешнем рынке. Широкие перспективы перед организациями радиоэлектронной промышленности открывает и реализация национальных проектов. Их компетенции в сфере разработки и производства высокотехнологичной гражданской продукции будут востребованы в рамках проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», а также при реализации других национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Наука».
Вы уже упомянули о выполнении Институтом работ в области цифровизации предприятий ОПК. Каких результатов удалось достичь в этом направлении?
ФГУП «ВНИИ «Центр» в силу своего генезиса является одной из ведущих организаций Минпромторга России в сфере разработки и внедрения современных информационных технологий, создания и эксплуатации сложных информационно-аналитических систем, в том числе систем, способных работать в защищенной среде.
На сегодняшний день одной из главных задач Института является формирование единой системы информационно-аналитического обеспечения общесистемных функций управления ОПК, основанной на интеграции всех информационных ресурсов, созданных в последние годы и охватывающих все аспекты деятельности ОПК.
В рамках решения данной задачи Институт в соответствии с приказами Минпромторга от 2015 и 2017 годов осуществлял и осуществляет организационно-техническое и методологическое обеспечение деятельности Координационного совета по развитию единого информационного пространства ОПК. Задачей совета является подготовка предложений по реализации Основ государственной политики в области развития ОПК Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу в части развития единого информационного пространства.
Институтом в данном направлении достигнуты достаточно весомые результаты. На что хотелось бы обратить внимание.
Первое: с целью обеспечения комплексного представления информации при принятии управленческих решений в сфере ОПК осуществлены мероприятия по созданию и вводу в эксплуатацию программно-технологической платформы для семантической интеграции разнородных тематических информационных баз данных и систем Департамента ОПК Минпромторга России в единую адаптивную информационно-аналитическую надстройку.
Второе: сформирована единая модель данных и единая система классификации и кодирования на базе интегрируемых информационных ресурсов в сфере управления ОПК.
Третье: разработаны организационно-технологические механизмы интеграции разнородных ресурсов Департамента ОПК в единую адаптивную модель данных и построения единой информационно-аналитической надстройки – системы информационно-аналитического обеспечения управления в сфере ОПК.
Эта система разработана, сертифицирована на соответствие требованиям ФСТЭК России по информационной безопасности и введена в эксплуатацию. Система включает ряд подсистем. Это, прежде всего, подсистема сбора данных от организаций ОПК. Она позволяет сократить трудоемкость заполнения отчетных форм и минимизировать ошибки ввода информации за счет привязки вводимых данных к существующей системе классификаторов и автоматизации загрузки данных в ИСУ ОПК. Следующая подсистема предназначена для интеграции данных. Она позволяет объединить информацию из разнородных информационных ресурсов Минпромторга России в едином хранилище данных. Третья подсистема – визуализации и аналитики. Она предназначена для поддержки принятия решений в сфере управления ОПК должностными лицами Минпромторга России.
В настоящее время идет работа по расширению функциональных возможностей ИСУ ОПК, в том числе идет проработка предложений по организационным механизмам включения в состав интегрированных данных информационных ресурсов госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», а также Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти. Разработаны предложения по развитию вычислительных мощностей Института и созданию центра обработки данных в интересах технического обеспечения функционирования этой информационной системы.
Фактически ИСУ ОПК – первый в оборонно-промышленном комплексе России успешный проект цифровизации управления ОПК. Что касается цифровизации производства, то подобные задачи решаются специалистами Института посредством разработки предложений по мерам государственной поддержки создания системы управления полным жизненным циклом изделия «Цифровое предприятие». Эти предложения одобрены Минпромторгом России, и министерство на эти цели с 2019 года будет выделять субсидию.
Создаваемое программное обеспечение позволит в цифровом виде управлять жизненным циклом сложных изделий на всех этапах: от планирования и разработки до производства, эксплуатации и утилизации. При этом оно позволит гибко менять модификацию, управлять финансовыми ресурсами, кадрами организаций ОПК, а также обеспечит информационную поддержку интегрированных структур в части маркетинговых задач и оптимизации взаимодействия организаций-финишеров изделий ВВСТ и их контрагентов при межзаводской кооперации.
Потребителями нового программного обеспечения должны стать, в первую очередь, предприятия ОПК. Применение таких систем позволит повысить конкурентоспособность продукции в масштабах всей страны и на мировом рынке.
Федеральный кадровый центр ОПК осуществляет в том числе программу по повышению квалификации в области маркетинговых стратегий диверсификации ОПК. Какие шаги следует предпринимать организациям ОПК для выполнения планов по диверсификации? Какие препятствия для этого, на ваш взгляд, наиболее существенны? Какие рынки можно назвать наиболее перспективными для гражданской продукции российских предприятий электронной и радиоэлектронной отрасли?
Действительно, начиная с 2018 года Федеральным кадровым центром ОПК нашего Института разработан и запущен пул актуальных программ дополнительного образования. Одной из первых наряду с программами по использованию и защите интеллектуальной собственности стала программа по разработке маркетинговой стратегии диверсификации ОПК.
Диверсификация – это не просто расширение продуктовой линейки, это выстраивание другой, параллельной выполнению ГОЗ бизнес-модели. Фактически в рамках одной организации будут взаимодействовать две обособленные структуры со своими службами, чьи ресурсы пересекаются лишь частично. И этому нужно учиться. Нет единого алгоритма действий, следование которому принесет 100%-ный успех. Инжиниринг и предпринимательство – процесс творческий, а творчество всегда индивидуально. Вместе с тем, учитывая новые задачи и нарастающую скорость изменений в экономике, требуется постоянно обновлять управленческие знания и уровень компетенций. Необходимо совершенствование мотивационных механизмов и создание условий для карьерного роста специалистов, обладающих задатками технологических лидеров. Без этого развитие организации ОПК в новых цифровых условиях невозможно. Именно эти знания и компетенции получают слушатели образовательных программ Федерального кадрового центра ОПК. Поэтому главным препятствием я назвал бы инертность, низкий аналитический потенциал, неумение, а порой нежелание получать и применять новые знания.
Что касается вашего вопроса по перспективным рынкам для предприятий радиоэлектронной и электронной промышленности, то спектр этих рынков практически полностью накладывается на направления развития цифровой экономики. Причем продукция может быть нацелена как на развитие цифровых инструментов, так и на нивелирование рисков, которые привносят новые технологии.
Как вы оцениваете нынешнее положение с подготовкой молодых специалистов для предприятий промышленности? Улучшилось или ухудшилось оно за последние годы? Какие меры требуются в этом отношении?
Говоря о кадровом вопросе, во главу угла я бы поставил кадровую политику и управление кадрами самого предприятия. До сих пор во многих организациях кадровые службы играют роль скорее делопроизводителей, чем управленцев. Финансирование профориентационных мероприятий, нацеленных на привлечение и удержание сотрудников, оснащение современной техникой рабочих мест кадровиков зачастую идет по остаточному принципу. К этому можно добавить отсутствие профильного образования у значительной части руководителей кадровых служб, что необходимо компенсировать регулярным повышением квалификации.
Кадровая работа должна курироваться на уровне заместителя генерального директора с планированием на средне- и долгосрочную перспективу, выработкой стратегии кадрового развития, определением ключевых показателей эффективности, отдельным финансированием кадровых мероприятий. В этом случае организация заблаговременно начинает подготовку молодого специалиста по востребованной специальности через механизм целевого обучения. Адаптация проходит еще в период обучения в вузе или колледже через прохождение практик, стажировок, обучения на базовой кафедре, участия в студенческой НИР. Естественно, что такой молодой специалист лучше подготовлен для практической работы и более эффективен. На основе регулярного мониторинга реализации государственного плана подготовки кадров, проводимого Федеральным кадровым центром ОПК, за последние годы отмечены положительные количественные и качественные изменения входящего целевого потока.
В 2018 году в интересах организаций ОПК в сфере ведения Минпромторга России на целевое обучение поступило более 6 тысяч человек. Причем в последние годы запросы со стороны ОПК сместились в сторону наукоемких направлений высшего образования, специальностей с высоким уровнем владения современными методами и средствами математического и компьютерного моделирования. Под эти программы сейчас выделяется более 25% мест от общего целевого приема.
ФГУП «ВНИИ «Центр» проводит работу по информированию предприятий ОПК в отношении выполнения Федерального закона № 275-ФЗ. Существует ли обратная связь от предприятий в отношении возникающих сложностей и предложений по совершенствованию данного закона?
Безусловно, такая обратная связь существует. Ведь это наиважнейший закон для предприятий и организаций ОПК. Он устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения ГОЗ и государственного контроля за его выполнением, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по ГОЗ.
В этой связи Минпромторг России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными банками, с участием сотрудников Института и на его базе с 2015 года регулярно проводит консультации и разъяснительную работу с организациями-исполнителями ГОЗ по вопросам реализации норм этого закона, а также осуществляет внедрение новых механизмов правового регулирования на основе мониторинга правоприменительной практики в сфере ГОЗ.
За период 2015–2017 годов на площадке Института проведено более 20 мероприятий Минпромторга России, коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по вопросам реализации норм Федерального закона № 275-ФЗ при участии всех уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций ОПК. Формы обсуждения проблем, возникающих в сфере правового регулирования ГОЗ, самые разные. Это конференции, совещания, заседания рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере гособоронзаказа, созданной по поручению помощника Президента Российской Федерации А. Р. Белоусова.
Стоит также отметить, что с января 2015 года в Институте функционирует Межотраслевой центр обеспечения ценообразования в сфере ГОЗ. В состав этого центра вошли сотрудники профильного подразделения Рособоронзаказа, который был упразднен в свое время Указом Президента Российской Федерации.
Сотрудниками центра ведется работа по подготовке предложений и разъяснений по всем обращениям предприятий ОПК, связанным с применением норм Федерального закона № 275-ФЗ, в том числе по вопросам ценообразования на продукцию по ГОЗ, с которыми предприятия сталкиваются ежедневно в своей практике.
В целях информационной поддержки предприятий ОПК в Институте открыта горячая линия, на которую регулярно поступают как предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, так и проблемные вопросы, требующие соответствующих разъяснений, которых с 2015 года подготовлено более тысячи.
Необходимо отметить, что специалисты Института участвовали в подготовке предложений по изменениям Федерального закона № 275-ФЗ начиная с 2015 года, в том числе в части упрощения деятельности предприятий по соблюдению режима использования отдельных счетов и других предложений. При непосредственном участии нашего Института подготовлены предложения в ряд нормативных правовых актов.
Работа по дальнейшему совершенствованию Федерального закона № 275-ФЗ в соответствии с Планом, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю. И. Борисовым, включает следующие направления:
• исключение отдельных счетов, открытых организацией в уполномоченных банках для осуществления расчетов по ГОЗ из числа счетов, подлежащих обязательному закрытию в ходе конкурсного производства;
• установление единых подходов к обеспечению исполнения государственных контрактов при осуществлении банковского и казначейского сопровождения;
• определение порядка возмещения затрат на формирование запасов в случаях, когда эти запасы сформированы либо документы об их формировании подготовлены после заключения государственного контракта.
Наряду с этим прорабатываются вопросы:
• о возможности списания головным исполнителем (исполнителем) с отдельного счета, открытого в целях исполнения государственного контракта, денежных средств на оплату продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения головным исполнителем иных государственных контрактов по ГОЗ, так называемое «перекрестное финансирование»;
• установления возможности и определения порядка закрытия отдельного счета исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ, после исполнения контракта, не ожидая исполнения головным исполнителем государственного контракта;
• установления возможности и определения порядка перечисления прибыли исполнителям, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, после исполнения очередного этапа контракта.
Необходимо отметить, что на площадке ФГУП «ВНИИ «Центр» ежемесячно проводятся семинары для специалистов в сфере ГОЗ, в которых принимают участие руководители и заместители руководителей организаций ОПК, экономисты, юристы и бухгалтеры, сотрудники служб снабжения и производства, участвующие в заключении и исполнении государственных контрактов, должностные лица, осуществляющие взаимодействие с государственными заказчиками и соисполнителями работ по ГОЗ. На этих семинарах они имеют возможность задать вопросы непосредственно представителям федеральных органов исполнительной власти – разработчикам нормативных правовых документов, в том числе Положения о государственном регулировании цен на продукцию по ГОЗ, Правил ведения организациями, выполняющими ГОЗ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, новых форм расчетно-калькуляционных материалов, используемых для формирования прогнозных цен.
Институт также ведет деятельность в области разработки мер государственной поддержки промышленности. Включает ли это направление поддержку частных компаний? Какую роль, по вашему мнению, может сыграть частный бизнес в выполнении задач, которые ставятся государством перед отечественной промышленностью?
На сегодняшний день Институт является участником разработки мер стимулирования и государственной поддержки в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Реципиентами данных мер могут быть любые организации, включенные в установленном порядке в сводный реестр предприятий ОПК, вне зависимости от формы собственности, в том числе и компании, контролируемые частными владельцами.
Еще один аспект нашей деятельности традиционно связан с проведением исследований для судостроительной промышленности. Здесь в сотрудничестве с ведущими организациями отрасли – Крыловским государственным научным центром, Центром технологии судостроения и судоремонта – наш Институт выполняет различные работы в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы». На основе исследований, проводимых Институтом, идет разработка предложений по мерам государственной поддержки судостроения, в том числе и в рамках профильной государственной программы.
Что же касается роли частного бизнеса в развитии отечественной промышленности, то в условиях санкционного давления для него открываются значительные перспективы в сфере импортозамещения, активизации сотрудничества с оборонными предприятиями, потерявшими часть зарубежных поставщиков из-за санкций. Еще одной точкой соприкосновения ОПК и частного сектора может стать диверсификация оборонно-промышленного комплекса. Здесь перспективы сотрудничества лежат как в области совместной разработки высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, так и в сфере ее производства.
Спасибо за интересный рассказ.
С Довгучицем С. И. беседовал Ковалевский Ю. С.
Сергей Иванович, изначально ФГУП «ВНИИ «Центр» создавался как главный вычислительный центр судостроительной промышленности. За последние годы ФГУП «ВНИИ «Центр» значительно расширил область своей деятельности. В январе 2019 года была завершена реорганизация Института с присоединением к нему ФГУП «НИИСУ» с филиалом НТЦ «Информтехника». Какова цель этого присоединения? И какие новые задачи встают перед вашей организацией в связи с этим шагом?
Да, вы правы. Изначально Институт был создан как Главный вычислительный центр Министерства судостроительной промышленности СССР. Позднее, уже в 1982 году, он был преобразован в ЦНИИ судостроительной промышленности «Центр». Постоянное наращивание Институтом компетенций в самых разных сферах уже к началу двухтысячных годов обеспечило переход от узкоотраслевого сегмента информационных технологий к проведению исследований по различным направлениям. С образованием Федерального агентства по промышленности ФГУП «ЦНИИ «Центр» в 2005 году стал головной организацией по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Агентства.
В настоящее время ФГУП «ВНИИ «Центр» – ведущая организация Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в сфере информационно-аналитического и программно-технологического обеспечения ОПК.
Сегодня среди направлений деятельности Института – осуществление функции головной организации, обеспечивающей проведение комплекса работ по интеграции информационных ресурсов в сфере управления ОПК; организационно-техническое обеспечение функций Минпромторга России как субъекта статистического учета в рамках функционирования информационно-аналитической системы мониторинга промышленности; актуализация и ведение ведомственного сегмента единой межведомственной информационно-статистической системы; организационно-методическое сопровождение сбора отраслевой отчетности Минпромторга России, которое включает формирование паспортов предприятий и интегрированных структур, ведение сводного реестра организаций ОПК, осуществление сбора, обработки представляемых организациями ОПК данных и проведение комплексной оценки состояния и динамики развития этих организаций.
Институт на протяжении ряда лет осуществляет функции головной организации, обеспечивающей проведение прогнозных исследований развития науки и техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, проводит исследования, направленные на развитие инновационного потенциала, совершенствование организационно-технологической структуры, ценообразования, мониторинга и анализа основных фондов ОПК.
Тематика работ ФГУП «ВНИИ «Центр» как многопрофильной научной организации и до присоединения к нему ФГУП «НИИСУ» была обширна. Я назвал лишь некоторые из задач и функций Института. Стоит также, наверное, упомянуть отдельно научное сопровождение Институтом деятельности Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Оперативного штаба Минпромторга России по принятию мер финансового оздоровления организаций ОПК.
С 2015 года на базе нашего Института функционирует Федеральный центр мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК.
Сравнительно новое направление научной деятельности ФГУП «ВНИИ «Центр» связано с диверсификацией и развитием производства организациями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
В целях реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в прошлогоднем послании Федеральному собранию, особо обращено внимание на необходимость формирования собственных цифровых платформ, которые должны позволить по-новому организовать производственные процессы, финансовые услуги и логистику в различных сферах экономики государства.
Для координации и методологического сопровождения разработки и внедрения цифровизации в ОПК Институтом в соответствии с заданием Минпромторга России уже с 2017 года выполняются работы, целью которых являются планирование полномасштабного перехода интегрированных структур и отдельных организаций ОПК на цифровые технологии и выработка соответствующих мер государственной поддержки.
Кроме того, Институт совместно с интегрированными структурами ОПК участвует в общесистемной проработке технических заданий организаций ОПК на выполнение работ по цифровизации, в оценке достижения ключевых целевых индикаторов по уже осуществляемым проектам, в комплексном мониторинге закупок и применения инженерного программного обеспечения.
Реорганизация Института в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 2018 года № 62 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр»» в форме присоединения к нему ФГУП «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» логически проистекает из необходимости концентрации научного потенциала в целях повышения качества информационно-аналитического обеспечения реализации государственной политики в области развития ОПК.
В дополнение к выполняемым функциям в качестве основных приоритетных направлений распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2018 года Институту определены работы по стандартизации оборонной продукции, мониторингу качества систем и комплексов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на стадиях жизненного цикла указанных изделий, каталогизации и метрологическому обеспечению.
Объединение потенциалов присоединенных к нам институтов позволит значительно повысить качество проводимых исследований и разработок, прежде всего за счет применения комплексного подхода, объединения знаний и навыков различных специалистов, и в конечном итоге – создать мощный, единый центр компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач в области развития ОПК.
Именно создание единого центра, способного охватить все многообразие задач, стоящих перед Минпромторгом России в сфере управления ОПК, и являлось целью данного объединения.
Радиоэлектронная отрасль является одной из пяти отраслей, статистическое обследование которых проводится ФГУП «ВНИИ «Центр». Как вы оцениваете ситуацию в данной отрасли и ее динамику?
Радиоэлектронная промышленность является абсолютным лидером по количеству предприятий, включенных в сводный реестр организаций ОПК. По предварительным оценкам, в 2018 году отрасль продемонстрировала темпы роста выпуска промышленной продукции выше, чем в целом по ОПК – 107,5%, причем данный рост был обеспечен как выпуском военной, так и гражданской продукции.
Есть все основания полагать, что положительная динамика сохранится и в среднесрочной перспективе. Этому будут способствовать как высокая потребность промышленности в электронной компонентной базе, в том числе и в рамках импортозамещения, так и высокая загрузка ведущих организаций отрасли – прежде всего АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» – заданиями государственного оборонного заказа (ГОЗ) и востребованностью их продукции на внешнем рынке. Широкие перспективы перед организациями радиоэлектронной промышленности открывает и реализация национальных проектов. Их компетенции в сфере разработки и производства высокотехнологичной гражданской продукции будут востребованы в рамках проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», а также при реализации других национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Наука».
Вы уже упомянули о выполнении Институтом работ в области цифровизации предприятий ОПК. Каких результатов удалось достичь в этом направлении?
ФГУП «ВНИИ «Центр» в силу своего генезиса является одной из ведущих организаций Минпромторга России в сфере разработки и внедрения современных информационных технологий, создания и эксплуатации сложных информационно-аналитических систем, в том числе систем, способных работать в защищенной среде.
На сегодняшний день одной из главных задач Института является формирование единой системы информационно-аналитического обеспечения общесистемных функций управления ОПК, основанной на интеграции всех информационных ресурсов, созданных в последние годы и охватывающих все аспекты деятельности ОПК.
В рамках решения данной задачи Институт в соответствии с приказами Минпромторга от 2015 и 2017 годов осуществлял и осуществляет организационно-техническое и методологическое обеспечение деятельности Координационного совета по развитию единого информационного пространства ОПК. Задачей совета является подготовка предложений по реализации Основ государственной политики в области развития ОПК Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу в части развития единого информационного пространства.
Институтом в данном направлении достигнуты достаточно весомые результаты. На что хотелось бы обратить внимание.
Первое: с целью обеспечения комплексного представления информации при принятии управленческих решений в сфере ОПК осуществлены мероприятия по созданию и вводу в эксплуатацию программно-технологической платформы для семантической интеграции разнородных тематических информационных баз данных и систем Департамента ОПК Минпромторга России в единую адаптивную информационно-аналитическую надстройку.
Второе: сформирована единая модель данных и единая система классификации и кодирования на базе интегрируемых информационных ресурсов в сфере управления ОПК.
Третье: разработаны организационно-технологические механизмы интеграции разнородных ресурсов Департамента ОПК в единую адаптивную модель данных и построения единой информационно-аналитической надстройки – системы информационно-аналитического обеспечения управления в сфере ОПК.
Эта система разработана, сертифицирована на соответствие требованиям ФСТЭК России по информационной безопасности и введена в эксплуатацию. Система включает ряд подсистем. Это, прежде всего, подсистема сбора данных от организаций ОПК. Она позволяет сократить трудоемкость заполнения отчетных форм и минимизировать ошибки ввода информации за счет привязки вводимых данных к существующей системе классификаторов и автоматизации загрузки данных в ИСУ ОПК. Следующая подсистема предназначена для интеграции данных. Она позволяет объединить информацию из разнородных информационных ресурсов Минпромторга России в едином хранилище данных. Третья подсистема – визуализации и аналитики. Она предназначена для поддержки принятия решений в сфере управления ОПК должностными лицами Минпромторга России.
В настоящее время идет работа по расширению функциональных возможностей ИСУ ОПК, в том числе идет проработка предложений по организационным механизмам включения в состав интегрированных данных информационных ресурсов госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», а также Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти. Разработаны предложения по развитию вычислительных мощностей Института и созданию центра обработки данных в интересах технического обеспечения функционирования этой информационной системы.
Фактически ИСУ ОПК – первый в оборонно-промышленном комплексе России успешный проект цифровизации управления ОПК. Что касается цифровизации производства, то подобные задачи решаются специалистами Института посредством разработки предложений по мерам государственной поддержки создания системы управления полным жизненным циклом изделия «Цифровое предприятие». Эти предложения одобрены Минпромторгом России, и министерство на эти цели с 2019 года будет выделять субсидию.
Создаваемое программное обеспечение позволит в цифровом виде управлять жизненным циклом сложных изделий на всех этапах: от планирования и разработки до производства, эксплуатации и утилизации. При этом оно позволит гибко менять модификацию, управлять финансовыми ресурсами, кадрами организаций ОПК, а также обеспечит информационную поддержку интегрированных структур в части маркетинговых задач и оптимизации взаимодействия организаций-финишеров изделий ВВСТ и их контрагентов при межзаводской кооперации.
Потребителями нового программного обеспечения должны стать, в первую очередь, предприятия ОПК. Применение таких систем позволит повысить конкурентоспособность продукции в масштабах всей страны и на мировом рынке.
Федеральный кадровый центр ОПК осуществляет в том числе программу по повышению квалификации в области маркетинговых стратегий диверсификации ОПК. Какие шаги следует предпринимать организациям ОПК для выполнения планов по диверсификации? Какие препятствия для этого, на ваш взгляд, наиболее существенны? Какие рынки можно назвать наиболее перспективными для гражданской продукции российских предприятий электронной и радиоэлектронной отрасли?
Действительно, начиная с 2018 года Федеральным кадровым центром ОПК нашего Института разработан и запущен пул актуальных программ дополнительного образования. Одной из первых наряду с программами по использованию и защите интеллектуальной собственности стала программа по разработке маркетинговой стратегии диверсификации ОПК.
Диверсификация – это не просто расширение продуктовой линейки, это выстраивание другой, параллельной выполнению ГОЗ бизнес-модели. Фактически в рамках одной организации будут взаимодействовать две обособленные структуры со своими службами, чьи ресурсы пересекаются лишь частично. И этому нужно учиться. Нет единого алгоритма действий, следование которому принесет 100%-ный успех. Инжиниринг и предпринимательство – процесс творческий, а творчество всегда индивидуально. Вместе с тем, учитывая новые задачи и нарастающую скорость изменений в экономике, требуется постоянно обновлять управленческие знания и уровень компетенций. Необходимо совершенствование мотивационных механизмов и создание условий для карьерного роста специалистов, обладающих задатками технологических лидеров. Без этого развитие организации ОПК в новых цифровых условиях невозможно. Именно эти знания и компетенции получают слушатели образовательных программ Федерального кадрового центра ОПК. Поэтому главным препятствием я назвал бы инертность, низкий аналитический потенциал, неумение, а порой нежелание получать и применять новые знания.
Что касается вашего вопроса по перспективным рынкам для предприятий радиоэлектронной и электронной промышленности, то спектр этих рынков практически полностью накладывается на направления развития цифровой экономики. Причем продукция может быть нацелена как на развитие цифровых инструментов, так и на нивелирование рисков, которые привносят новые технологии.
Как вы оцениваете нынешнее положение с подготовкой молодых специалистов для предприятий промышленности? Улучшилось или ухудшилось оно за последние годы? Какие меры требуются в этом отношении?
Говоря о кадровом вопросе, во главу угла я бы поставил кадровую политику и управление кадрами самого предприятия. До сих пор во многих организациях кадровые службы играют роль скорее делопроизводителей, чем управленцев. Финансирование профориентационных мероприятий, нацеленных на привлечение и удержание сотрудников, оснащение современной техникой рабочих мест кадровиков зачастую идет по остаточному принципу. К этому можно добавить отсутствие профильного образования у значительной части руководителей кадровых служб, что необходимо компенсировать регулярным повышением квалификации.
Кадровая работа должна курироваться на уровне заместителя генерального директора с планированием на средне- и долгосрочную перспективу, выработкой стратегии кадрового развития, определением ключевых показателей эффективности, отдельным финансированием кадровых мероприятий. В этом случае организация заблаговременно начинает подготовку молодого специалиста по востребованной специальности через механизм целевого обучения. Адаптация проходит еще в период обучения в вузе или колледже через прохождение практик, стажировок, обучения на базовой кафедре, участия в студенческой НИР. Естественно, что такой молодой специалист лучше подготовлен для практической работы и более эффективен. На основе регулярного мониторинга реализации государственного плана подготовки кадров, проводимого Федеральным кадровым центром ОПК, за последние годы отмечены положительные количественные и качественные изменения входящего целевого потока.
В 2018 году в интересах организаций ОПК в сфере ведения Минпромторга России на целевое обучение поступило более 6 тысяч человек. Причем в последние годы запросы со стороны ОПК сместились в сторону наукоемких направлений высшего образования, специальностей с высоким уровнем владения современными методами и средствами математического и компьютерного моделирования. Под эти программы сейчас выделяется более 25% мест от общего целевого приема.
ФГУП «ВНИИ «Центр» проводит работу по информированию предприятий ОПК в отношении выполнения Федерального закона № 275-ФЗ. Существует ли обратная связь от предприятий в отношении возникающих сложностей и предложений по совершенствованию данного закона?
Безусловно, такая обратная связь существует. Ведь это наиважнейший закон для предприятий и организаций ОПК. Он устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения ГОЗ и государственного контроля за его выполнением, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по ГОЗ.
В этой связи Минпромторг России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными банками, с участием сотрудников Института и на его базе с 2015 года регулярно проводит консультации и разъяснительную работу с организациями-исполнителями ГОЗ по вопросам реализации норм этого закона, а также осуществляет внедрение новых механизмов правового регулирования на основе мониторинга правоприменительной практики в сфере ГОЗ.
За период 2015–2017 годов на площадке Института проведено более 20 мероприятий Минпромторга России, коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по вопросам реализации норм Федерального закона № 275-ФЗ при участии всех уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций ОПК. Формы обсуждения проблем, возникающих в сфере правового регулирования ГОЗ, самые разные. Это конференции, совещания, заседания рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере гособоронзаказа, созданной по поручению помощника Президента Российской Федерации А. Р. Белоусова.
Стоит также отметить, что с января 2015 года в Институте функционирует Межотраслевой центр обеспечения ценообразования в сфере ГОЗ. В состав этого центра вошли сотрудники профильного подразделения Рособоронзаказа, который был упразднен в свое время Указом Президента Российской Федерации.
Сотрудниками центра ведется работа по подготовке предложений и разъяснений по всем обращениям предприятий ОПК, связанным с применением норм Федерального закона № 275-ФЗ, в том числе по вопросам ценообразования на продукцию по ГОЗ, с которыми предприятия сталкиваются ежедневно в своей практике.
В целях информационной поддержки предприятий ОПК в Институте открыта горячая линия, на которую регулярно поступают как предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, так и проблемные вопросы, требующие соответствующих разъяснений, которых с 2015 года подготовлено более тысячи.
Необходимо отметить, что специалисты Института участвовали в подготовке предложений по изменениям Федерального закона № 275-ФЗ начиная с 2015 года, в том числе в части упрощения деятельности предприятий по соблюдению режима использования отдельных счетов и других предложений. При непосредственном участии нашего Института подготовлены предложения в ряд нормативных правовых актов.
Работа по дальнейшему совершенствованию Федерального закона № 275-ФЗ в соответствии с Планом, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю. И. Борисовым, включает следующие направления:
• исключение отдельных счетов, открытых организацией в уполномоченных банках для осуществления расчетов по ГОЗ из числа счетов, подлежащих обязательному закрытию в ходе конкурсного производства;
• установление единых подходов к обеспечению исполнения государственных контрактов при осуществлении банковского и казначейского сопровождения;
• определение порядка возмещения затрат на формирование запасов в случаях, когда эти запасы сформированы либо документы об их формировании подготовлены после заключения государственного контракта.
Наряду с этим прорабатываются вопросы:
• о возможности списания головным исполнителем (исполнителем) с отдельного счета, открытого в целях исполнения государственного контракта, денежных средств на оплату продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимых для выполнения головным исполнителем иных государственных контрактов по ГОЗ, так называемое «перекрестное финансирование»;
• установления возможности и определения порядка закрытия отдельного счета исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ, после исполнения контракта, не ожидая исполнения головным исполнителем государственного контракта;
• установления возможности и определения порядка перечисления прибыли исполнителям, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, после исполнения очередного этапа контракта.
Необходимо отметить, что на площадке ФГУП «ВНИИ «Центр» ежемесячно проводятся семинары для специалистов в сфере ГОЗ, в которых принимают участие руководители и заместители руководителей организаций ОПК, экономисты, юристы и бухгалтеры, сотрудники служб снабжения и производства, участвующие в заключении и исполнении государственных контрактов, должностные лица, осуществляющие взаимодействие с государственными заказчиками и соисполнителями работ по ГОЗ. На этих семинарах они имеют возможность задать вопросы непосредственно представителям федеральных органов исполнительной власти – разработчикам нормативных правовых документов, в том числе Положения о государственном регулировании цен на продукцию по ГОЗ, Правил ведения организациями, выполняющими ГОЗ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, новых форм расчетно-калькуляционных материалов, используемых для формирования прогнозных цен.
Институт также ведет деятельность в области разработки мер государственной поддержки промышленности. Включает ли это направление поддержку частных компаний? Какую роль, по вашему мнению, может сыграть частный бизнес в выполнении задач, которые ставятся государством перед отечественной промышленностью?
На сегодняшний день Институт является участником разработки мер стимулирования и государственной поддержки в рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Реципиентами данных мер могут быть любые организации, включенные в установленном порядке в сводный реестр предприятий ОПК, вне зависимости от формы собственности, в том числе и компании, контролируемые частными владельцами.
Еще один аспект нашей деятельности традиционно связан с проведением исследований для судостроительной промышленности. Здесь в сотрудничестве с ведущими организациями отрасли – Крыловским государственным научным центром, Центром технологии судостроения и судоремонта – наш Институт выполняет различные работы в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы». На основе исследований, проводимых Институтом, идет разработка предложений по мерам государственной поддержки судостроения, в том числе и в рамках профильной государственной программы.
Что же касается роли частного бизнеса в развитии отечественной промышленности, то в условиях санкционного давления для него открываются значительные перспективы в сфере импортозамещения, активизации сотрудничества с оборонными предприятиями, потерявшими часть зарубежных поставщиков из-за санкций. Еще одной точкой соприкосновения ОПК и частного сектора может стать диверсификация оборонно-промышленного комплекса. Здесь перспективы сотрудничества лежат как в области совместной разработки высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, так и в сфере ее производства.
Спасибо за интересный рассказ.
С Довгучицем С. И. беседовал Ковалевский Ю. С.
Отзывы читателей