В конференции приняли участие руководители более 150 предприятий и организаций радиоэлектронного комплекса, а также представители аппарата Правительства РФ, Министерства обороны, Минпромэнерго, Федеральной службы безопасности России, ФГУП "Рособоронэкспорт", администрации Ростовской, Нижегородской, Воронежской областей и других ведомств.
С вступительным докладом выступил начальник УРЭП и СУ Ю.И.Борисов. Он подвел краткие итоги деятельности предприятий отрасли в первой половине 2006 года, а также обозначил перспективы и основные задачи на ближайший период.
В условиях подъема и развития российской экономики радиоэлектронный комплекс (РЭК) может и должен стать катализатором научно-технического прогресса и базисом для устойчивого роста других отраслей промышленности.
В течение последних трех лет в РЭК был предпринят комплекс мер, цель которых — стабилизация развития промышленного производства и научно-технической деятельности, а также финансового состояния большинства предприятий и организаций, постепенное восстановление позиций на внутреннем и внешнем рынках, улучшение социально-экономического положения работников. Анализ результатов этого периода показывает, что в целом актуальные для отрасли задачи решаются успешно. РЭК планомерно реструктуризируется, растут объемы промышленного производства и научно-технической продукции, в том числе объемы государственного оборонного заказа (ГОЗ). Улучшилось и финансово-экономическое состояние большинства предприятий и организаций отрасли (табл.1).
РЭК по производственному и кадровому потенциалу во всем оборонно-промышленном комплексе (ОПК) уступает только авиационной промышленности. Все остальные показатели РЭК выше, чем в целом по ОПК. А по объему выпуска гражданской продукции РЭК – абсолютный лидер среди оборонных отраслей Роспрома. Опережающими темпами растет в РЭК и средняя заработная плата – на 18% в год по сравнению с общими темпами роста объемов производства 6,9%.
Из трех подотраслей, входящих в состав РЭК, наилучшие показатели – у предприятий электронной промышленности. Несмотря на некоторое отставание промышленности связи и радиопромышленности, предварительные итоги вселяют уверенность в успешном завершении года – как в научной, так и в промышленной сферах (табл.2).
На сегодня в РЭК входят 509 предприятий, в том числе 112 федеральных государственных унитарных (ФГУП). Среди 397 акционерных обществ 228 не имеют государственных пакетов акций, у 83 государственные акции составляют от 50 до 200%. Создано пять интегрированных структур, объединяющих 107 предприятий, – "МАК "Вымпел", "Российская электроника", "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Концерн радиостроения "Вега" и "Концерн "Созвездие". Действует ряд других корпораций и холдингов, таких как "Ленинец-Холдинг", "Корпорация "Фазотрон-НИИР" и др. В ближайшей перспективе – создание еще нескольких интегрированных структур.
Краткие итоги выполнения ФЦП
Основные задачи инновационного развития предприятий РЭК поставлены и реализуются в Федеральных целевых программах (ФЦП), Федеральной адресной инвестиционной программе и Государственной программе вооружения до 2015 года.
В 2006 году предприятиями радиоэлектронного комплекса выполнялось 150 НИОКР по ФЦП, государственным заказчиком по которым выступает Федеральное агентство по промышленности (табл.3):
· "Национальная технологическая база" на 2002–2006 годы (НТБ);
· "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 годы)" (Реформирование ОПК);
· "Глобальная навигационная система" на 2002–2011 годы (ГЛОНАСС);
· "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года" (Развитие ГА).
Еще 15 НИОКР проводились в рамках других федеральных целевых программ. Объем выполненных работ по ФЦП за первое полугодие составил 330,3 млн. руб.
В целом объем ассигнований на НИОКР в рамках ГОЗ в 2006 году сохраняется практически на уровне 2005 года. В этих работах участвует около 200 предприятий РЭК. Бюджетные ассигнования направлены на разработку перспективных образцов средств и систем вооружения. В то же время, благодаря деятельности УРЭП и СУ, в 2006 году объемы финансирования НИОКР по ФЦП выросли почти в два раза, что весьма значимо для поддержки научных коллективов отрасли. При этом число работ практически не изменилось, следовательно, сами НИОКР существенно укрупнились (см. табл.3).
В 2006 году конкурсы проводились только по разделу II "Электронная компонентная база" ФЦП НТБ – по 50 проектам на сумму 692,9 млн. руб. В текущем году по этому разделу проводилось 86 работ, объем их финансирования составил 956,2 млн. рублей.
Общий объем серийных поставок по ГОЗ в 2006 году вырос более чем на 20%. В войска поставляются командно-штабные машины, РЛС, радиостанции разных типов, аппаратура ЗАС и шифротехники, средства АСУ разных уровней.
Ближайшие перспективы
В 2007 году, помимо действующих программ, предприятия РЭК будут участвовать в таких обновленных ФЦП, как "Национальная технологическая база" на 2007–2011 годы с подпрограммой "Развитие ЭКБ" на 2007–2011 гг. и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 годы и на период до 2015 года" (Развитие ОПК). Причем в будущем году предполагаемые объемы финансирования ФЦП по сравнению с 2006 годом увеличатся в 2,4 раза, в основном благодаря реализации подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" ФЦП НТБ (рис.1).
Знаковым событием этого года стала разработка "Стратегии развития электронной промышленности" (Стратегии), ядро которой — подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" на период 2007–2011 гг. в составе новой ФЦП НТБ. Подпрограмма детально проработана, прошла согласование на всех уровнях и внесена в Правительство РФ. В рамках Стратегии, одобренной 21 сентября 2006 года Правительством РФ, определен ряд первоочередных мероприятий по подъему отечественной электроники.
Во-первых, выбраны приоритетные для финансирования направления развития ЭКБ. К ним относятся СВЧ-техника, радиационно стойкая ЭКБ, микросистемотехника и микроэлектроника.
Во-вторых, необходимо заставить в полную силу работать рыночные механизмы. Для этого нужно учитывать изменившуюся структуру рынка ЭКБ, на котором сегодня и в ближайшем будущем наиболее емкими выглядят такие сегменты, как средства радиочастотной идентификации (в том числе электронные документы), цифровое телевидение, навигационное оборудование, автоэлектроника и телекоммуникации (мобильные телефоны и другие средства цифровой связи).
В-третьих, акцент сделан на те сектора рынка, где государство способно регулировать спрос и предложение, вследствие чего возможно сформировать солидный государственный заказ.
Государство способно регулировать такие сегменты рынка, как военная электроника, электронные документы, аппаратура ГЛОНАСС (рис.2). В этих секторах российские производители в состоянии реализовать продукцию более чем на 20 млрд. руб., что уже обеспечивает достаточную ежегодную загрузку современного микроэлектронного производства. На остальных сегментах, при жесткой конкуренции на открытом рынке, российский производитель может дополнительно рассчитывать на реализацию продукции примерно на 6,5 млрд. руб.
Стратегия акцентированно направлена на решение таких приоритетных задач, как:
· реформирование структуры электронной промышленности, оптимизация методов и механизмов государственного управления и государственно-частного партнерства;
· реконструкция и техническое перевооружение электронных производств;
· развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронной ЭКБ типа "система на кристалле";
· разработка и производство СВЧ-электроники, радиационно стойкой ЭКБ и микросистемотехники;
· расширение внутреннего рынка ЭКБ;
· внесение предложений по изменению существующего законодательства, регламентирующего вопросы развития и функционирования отечественной электроники.
Планируется, что в 2007–2011 годы Стратегия будет реализовываться по трем взаимосвязанным направлениям (рис.3): подпрограмма "Развитие ЭКБ" на 2007–2011 годы; инвестиционные проекты по созданию новых электронных производств; комплекс мероприятий по повышению эффективности предприятий электронной промышленности.
На реализацию Подпрограммы ЭКБ в 2007–2011 годы запланировано более 38 млрд. руб., из них государственные инвестиции составят 23 млрд. руб. Средства федерального бюджета будут направлены:
· на реконструкцию и техническое перевооружение электронных производств (4,3 млрд. руб.);
· на развитие систем проектирования ЭКБ на базе создаваемой сети дизайн-центров (3,0 млрд. руб.);
· на развитие СВЧ-электроники, радиационно стойкой ЭКБ, микросистемотехники и материалов, в также микроэлектроники (15,9 млрд. руб.).
Это должно придать существенный импульс развитию отрасли. Для сравнения, за весь период с 2002 по 2006 год объем инвестиций в рамках ФЦП НТБ составил 3,35 млрд. руб., из них 2,23 – из госбюджета.
Проекты Стратегии и Концепции подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" ФЦП НТБ были рассмотрены на оперативном совещании Совета безопасности РФ 1 апреля 2006. В протоколе совещания, утвержденном Президентом РФ В.В.Путиным, подтверждена необходимость концентрации усилий и ресурсов на решении актуальных вопросов развития отечественной электроники. Для чего предложено начиная с 2008 года вместо подпрограммы ЭКБ разработать самостоятельную ФЦП.
Следует подчеркнуть, что пока должной государственной поддержки лишены разработки новых технологий радиоэлектроники, создание и производство новых классов радиотехнической аппаратуры, которые имеют определяющее значение для развития всего аппаратостроения. Поэтому, учитывая поручение Президента, мы хотим распространить содержание программы не только на ЭКБ, но и на более крупные "кирпичики", из которых собираются радиоэлектронные системы.
К этим видам унифицированной аппаратуры в первую очередь относятся специальные вычислительные средства, контрольно-измерительная аппаратура, приемо-передающие модули, силовая аппаратура, вторичные источники питания, антенные устройства и др. Да и технологии сборки и монтажа радиоаппаратуры, базовые несущие конструкции и материалы явно отстают от современного уровня. Переход на магистрально-модульный принцип построения РЭА значительно сокращает сроки разработки, снижает себестоимость изделий и затрат на их обслуживание в течение жизненного цикла. Поэтому нужна самостоятельная федеральная целевая программа, которая учитывала бы не только вопросы развития ЭКБ, но и всего радиоэлектронного комплекса, то есть ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы. В конце нынешнего года и в 2007 году предстоит большая работа как по формированию концепции и проекта этой программы, так и по уточнению Стратегии развития радиоэлектронного комплекса в целом.
С 2007 начинает действовать новая ФЦП "Развитие ОПК на 2007–2010 годы и на период до 2015 года". Она является обеспечивающей программой – "технологической подложкой" – для Государственной программы вооружения (ГПВ). В ее задачи входит создание производственных мощностей для обеспечения реализации ГПВ на 2007–2015 годы, разработка и внедрение соответствующих промышленных технологий, а также формирование нового конкурентоспособного облика ОПК, включающего крупные научно-производственные структуры по основным профильным направлениям деятельности.
В составе раздела "Разработка и внедрение промышленных технологий, необходимых для реализации ГПВ и военно-технического сотрудничества" предусмотрено финансирование НИОКР по направлениям базовых промышленных и критических технологий из переченя, утвержденного военно-промышленной комиссией (ВПК). К базовым промышленным технологиям РЭК этот перечень относит технологии специальной радиоэлектроники и специальных радиотехнических систем, а также специальные навигационно-связные технологии. Планируемый объем финансирования НИОКР из федерального бюджета по перечисленным направлениям составляет 20154,2 млн. руб., в том числе в 2007 году – 608,9 млн. руб. Бюджетные ассигнования в развитие критических технологий РЭК должны составить 4854,44 млн. руб., в том числе в 2007 году – 186,12 млн. руб.
Планируется реализовать и ведомственную целевую программу "Радиотелевизионные цифровые технологии ОПК в интересах телевещания". В мае 2004 года распоряжением Правительства РФ принято решение о внедрении в стране системы цифрового телевизионного вещания стандарта DVB. Это позволяет рассчитывать на широкое использование отечественного оборудования при организации цифрового ТВ-вещания, исключить захват российского рынка телевидения зарубежными фирмами и обеспечить сбыт для высокотехнологичной отечественной ЭКБ. Оценки показывают, что объем рынка аппаратуры цифрового телевидения до 2015 года составит около 25 млрд. долл., при этом уже сегодня не менее 60% аппаратуры может производиться российскими предприятиями.
В 2008 году предполагается приступить к реализации ФЦП "Антитеррор (2008–2012 годы)". Роспром в инициативном порядке еще в 2004 году начал формировать предложения по участию подведомственных предприятий в программе создания технических средств для антитеррористической деятельности. В 2005 году была разработана и представлена в ФСБ и Минтранс комплексная программа "Создание средств и систем защиты гражданских воздушных судов от атак террористов". В настоящее время подготовлена концепция программы "Антитеррор", которая проходит этап согласования с заинтересованными ведомствами. Актуальность проблемы не вызывает сомнений, и наша задача – обеспечить ее решение силами предприятий отечественной промышленности, имеющих огромный научно-технический задел.
Основным партнером российских предприятий являются предприятия оборонного комплекса Белоруссии. В 2006 году начато выполнение российско-белорусской программы Союзного государства "Функциональная СВЧ-электроника – 2". Завершается согласование ряда новых программ Союзного государства, в которых Роспром является государственным заказчиком с российской стороны. В 2007 году будут выполняться пять программ Союзного государства в сфере влияния РЭК. Общий объем финансирования этих программ превысит 1 млрд руб.
Инвестиции в основные производственные фонды
Общие объемы инвестиций в основные фонды предприятий в течение последних трех лет ежегодно растут на 15–20%. Это неплохо, но недостаточно для обновления основных производственных фондов. В результате предприятия РЭК вынуждены брать банковские кредиты.
В 2006 году предусматриваются инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий в объеме более 4400 млн. руб. Из них бюджетные инвестиции – 1187 млн. руб. (рис.4). В этом году новых строек не предусмотрено, все выделенные государственные средства направляются на переходящие объекты. Намечено завершить реализацию проектов на 4 предприятиях из 27. Капитальные вложения направляются в первую очередь на создание производственных мощностей по выпуску новых видов радиоэлектронных вооружений, а также на создание производств нового поколения мощных СВЧ-транзисторов и модулей.
В 2007 году ожидается практически удвоение объемов бюджетных инвестиций в основные фонды предприятий – запланированы бюджетные инвестиции в 75 объектов на общую сумму около 2 млрд. 250 млн. руб. В частности, по ФЦП:
· "Развитие ОПК" – 1 млрд 5,4 млн. руб.;
· "ГЛОНАСС" – 140 млн. руб.;
· "НТБ" (подпрограмма ЭКБ) – 1 млрд 100,0 млн. руб. Из них 700 млн. руб. — на реконструкцию и техническое перевооружение мощностей по СВЧ-технике (НПП "Исток" – 375 млн. руб., НПП "Пульсар" – 325 млн. руб.) и 400 млн. руб. — на создание отраслевых базовых центров проектирования на шести предприятиях РЭК.
Естественные монополии
Взаимодействие с естественными монополиями чрезвычайно важно для всего радиоэлектронного комплекса. Это, можно сказать, наш передний фронт инновационной политики.
Только в интересах транспортной системы РФ – железнодорожного (в том числе метрополитенов), автомобильного, морского, авиационного, внутреннего водного транспорта, пассажирского транспорта общего пользования, безопасности дорожного движения, международных транспортных коридоров и др. – работают более 50 предприятий РЭК. Их деятельность сосредоточена на таких традиционных направлениях, как системы связи и передачи данных; системы автоматики и телемеханики; системы сбора, обработки, отображения информации; системы автоматизации управления и системы контроля движения транспорта.
В РФ появились два новых приоритетных направления: развитие авиации и автомобильной промышленности. Например, только рынок автомобильной электроники составляет 3,6 млрд. долл. Однако продукции РЭК на этом рынке практически нет, поскольку она не может конкурировать с импортными изделиями по соотношению цена/качество. Отчасти такая ситуация связана с недоразвитостью инновационно-маркетинговых служб и организации должного продвижения продукции.
В сфере отечественной авиации предприятия УРЭП и СУ в основном реализуют мероприятия двух ФЦП. В рамках первой из них, ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)" (подпрограмма "Единая система организации воздушного движения"), заказчики которой — Минтранс и Минобороны, закупается оборудование на средства от сборов за аэронавигационное обслуживание. НИОКР для промышленных предприятий заказчиками не финансируются. Предприятия РЭК – "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" ("НПО ЛЭМЗ", "ВНИИРА", "МНИИПА"), "Концерн радиостроения "Вега" (Челябинский радиозавод), "НИИ "Сапфир", "ПО "Азимут" и др. – поставляют первичные и вторичные радиолокаторы, радиолокационные комплексы; тренажеры, а также различные средства и системы: радиопеленгации; воздушной, наземной и космической связи; автоматизации планирования и использования воздушного пространства; автоматизации управления воздушным движением; ближней навигации и инструментальной посадки. Предлагаются также перспективные средства и системы для технологии CNS/ATM ИКАО. Общий объем поставляемой продукции – 1,6–2,7 млрд. руб. в год.
Государственный заказчик второй ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года" – Роспром в лице Управления авиационной промышленности. К сожалению, работы предприятий РЭК, создающих бортовое радиоэлектронное оборудование в рамках этой программы, финансируются по остаточному принципу. Так, в 2006 году средства поступали только на два предприятия – ФГУП НПП "Полет" и ОАО "Волна". Свою задачу мы видим в расширении участия подведомственных предприятий в реализации этой ФЦП.
К сожалению, за последние годы утеряна культура работы с естественными монополистами. Практически не выполняются и не отслеживаются соглашения о порядке взаимодействия и программы совместных работ, созданные три-четыре года назад. Головные организации РЭК утратили боевитость, цепкость, в результате чего централизованная работа практически свелась к нулю. Предприятия предоставлены сами себе и на свой страх и риск работают с монополистами, которые, к сожалению, по различным причинам зачастую ориентированы на импортную аппаратуру.
Совершенно необходимо в течение 2007 года провести ряд целевых мероприятий по восстановлению нормальной работы с естественными монополистами, прежде всего – совместные совещания и конференции для выявления заинтересованности друг в друге, анализа их потребностей и наших возможностей. А закончить год следует утверждением новых совместных программ работ и заключением соглашений о порядке взаимодействия. Причем мерилом эффективности совместной работы должен стать рост объемов продаж радиоэлектронной продукции предприятий РЭК.
Приоритетные национальные проекты
Год назад Президент в своем обращении определил экономический курс развития – повышение качества жизни граждан России и объявил о национальных проектах, приоритетных на данном этапе развития экономики и социальной сферы страны. Это здравоохранение, образование, доступное жилье, сельское хозяйство. В бюджете 2006 года на эти направления было заложено 134,5 млрд. руб., в 2007 году объем бюджетных ассигнований возрастет в 1,5 раза (рис. 5). Надо признать, что организация работ в УРЭП и СУ по национальным проектам оставляет желать лучшего. Не налажено взаимодействие между Роспромом и федеральными органами исполнительной власти, ответсвенными за реализацию проектов. Средства переданы в регионы и предназначены в основном для оснащения и переоснащения объектов, задействованных в реализации национальных проектов. Задачи наших предприятий сводятся к участию в конкурсах по национальным проектам, которые проводятся в регионах. Региональные организации Совета директоров предприятий РЭК должны установить должные отношения с главами администраций регионов, чтобы активно продвигать нашу продукцию в национальные проекты, а предприятиям необходимо проявить активность на региональном уровне.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономическую деятельность ведет практически каждое третье предприятие РЭК. Продукция российских производителей радиоэлектронных изделий поставляется в 67 стран и присутствует почти в каждом регионе мирового рынка.
В первом полугодии 2006 года общий объем экспортируемой продукции военного назначения по сравнению с аналогичным периодом 2005 года вырос более чем на 76% и составляет 71,15 млн. долл. Стало больше предприятий-экспортеров – 49 против 44 в 2005 году. Впервые достигнуты крупные успехи по продвижению продукции РЭК на южноамериканский рынок. Активная внешнеэкономическая работа ведется с такими странами, как Венесуэла (создание системы контроля воздушного пространства, поставка ЗРС и ЗРК, поставка наземных средств обеспечения полетов для самолетов типа Су-30 и Су-35) и Боливия (поставка РЛС). При этом не снижается активная внешнеторговая деятельность и с традиционными потребителями российской продукции военного назначения (Алжир, Египет, Индия, Китай, Ливия, Сирия, государства СНГ). К концу года объем экспорта продукции специального назначения вырастет до 160,0 млн. долл. (рис.6).
Годовой объем экспорта гражданской продукции в последние годы составляет более 100 млн. долл. и ежегодно возрастает. Усредненный темп роста экспортных поставок гражданской продукции за последние три года составил 112,3%. В первом полугодии 2006 года 116 предприятий поставили гражданскую продукцию в 57 стран на общую сумму 67,7 млн. долл., что превышает аналогичные показатели 2005 года на 9,2%. Ожидается, что к концу года объем экспорта гражданской продукции достигнет 150 млн. долл.
Таким образом, главные задачи на ближайший период – создание Стратегии развития РЭК, опирающейся на Стратегию развития электронной промышленности, а также разработка на основе Стратегии, с учетом поручения Президента РФ от 08.04.2006 г. №Пр-578, проекта концепции ФЦП "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники" на 2008–2015 годы.
В новой ФЦП, помимо реализации целей и задач, определенных Стратегией и подпрограммой "Развитие ЭКБ" на 2007–2011 гг., необходимо предусмотреть:
· развитие базовых технологий создания сложных радиотехнических информационно-управляющих модулей и комплексов (радиолокационного и навигационно-связного обеспечения, авионики, средств государственного опознавания, радиоэлектронного приборостроения, контрольно-измерительной и поверочной аппаратуры, унифицированных радиоэлектронных компонентов общего назначения, в том числе приемо-передающих модулей, вторичных источников питания, средств вычислительной техники, унифицированного программного обеспечения, базовых несущих конструкция и т.д.);
· реконструкцию и техническое перевооружение основных радиоэлектронных производств.