DOI: 10.22184/1992-4178.2020.198.7.26.27
Электронная промышленность – развитие против кризиса
А. А. Исаев
В начале текущего года Правительство Российской Федерации под председательством М. В. Мишустина утвердило Стратегию развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, которая определила основные направления государственной политики в данной сфере. Целью развития отрасли является увеличение к 2030 году объема выручки до 5,2 трлн руб. (в 2,5 раза) и объема экспорта до 12 млрд долл. США (в 2,7 раза). Необходимо использовать общемировую тенденцию повышения доли электронной промышленности во внутреннем валовом продукте.
Стартовые условия для прорыва у нас есть – электронная отрасль динамично развивается: среднегодовой темп роста этого рынка в мире за последнее десятилетие превысил 4%, а в России – 9%.
Однако внешние условия в первой половине 2020 года, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции и падением мировых цен на энергоресурсы, замедлили темпы развития отрасли. В первом полугодии они «просели» на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, при этом наибольшее отставание было зафиксировано в апреле – падение на 20% по сравнению с прошлым годом.
На базе Минпромторга России создана рабочая группа по подготовке предложений, стимулирующих развитие электронной промышленности. В ее состав вошли представители ключевых производителей отрасли, потребителей продукции, инвесторов и научных институтов. Определены важнейшие комплексные («сквозные») проекты и технологические направления стратегического развития электроники и смежных отраслей: от электронных компонентов и материалов для их производства до конечных услуг и сервисов. После интеграции и унификации потребностей в электронных компонентах и технологиях, необходимых для развития приоритетных «сквозных» проектов, мы сможем сосредоточить поддержку на наиболее значимых областях, обеспечив к 2024 году технологическую независимость от импортных решений. В деятельность рабочей группы вовлечены представители производственных приборостроительных консорциумов, объединяющих участников всей технологической цепочки (проектирование, разработка, производство, реализация продукции, услуг и сервисов). К настоящему времени сформированы консорциумы по телекоммуникационному оборудованию, вычислительной технике, автомобильной электронике, компонентной базе *. Планируется создание таких же структур по основным продуктовым направлениям, во взаимодействии с ними будет планироваться и осуществляться государственная поддержка.
В настоящее время предусмотрены стартовые меры восстановления и комплексного развития электронной промышленности. Так, согласно предельным базовым бюджетным ассигнованиям федерального бюджета по государственной программе Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» предполагается кратное увеличение финансирования отрасли в трехлетний период (более 300 млрд руб. бюджетных инвестиций). Указанные средства будут направлены на увеличение объемов субсидирования комплексных проектов по созданию электронной аппаратуры и компонентов, компенсацию выпадающих доходов при производстве электроники, субсидирование части затрат на производство пилотных партий изделий, запуск комплекса НИОКР по разработке электронных компонентов, аппаратуры, средств производства (специальное технологическое и контрольно-измерительное оборудование, САПР), материалов, чистых газов и малотоннажной химии, финансирование развития центров проектирования и развитие инфраструктуры подготовки кадров.
Но самой важной мерой поддержки и стимулом роста является долгосрочный гарантированный заказ со стороны государства (по результатам 2019 года объем регулируемого рынка электронной продукции составил 900 млрд руб., доля российской электронной продукции в котором – 22%). За последний год был введен целый ряд регуляторных мер, направленных на поддержку российских производителей электронной продукции:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 сформирован Реестр российской радиоэлектронной продукции, которой предоставляются преференции при закупках для государственных и муниципальных нужд (правило «третий лишний») и закупках, осуществляемых государственными компаниями (конкурсная цена снижается на 30%).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года № 961 введен запрет на включение государственными заказчиками в документацию о закупках радиоэлектронной продукции дополнительных характеристик.
Федеральными законами (№ 249-ФЗ и № 250-ФЗ от 31 июля 2020 года) установлены механизмы квотирования (определения минимальной доли) закупок российской продукции при обеспечении государственных и муниципальных нужд и закупок, осуществляемых государственными компаниями.
Кроме того, до конца текущего года планируется установить запрет на допуск импортной электронной продукции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правило «второй лишний» для продукции, объем производства которой пока не обеспечивает спрос на нее, а также ввести директивы представителям Российской Федерации в органах управления государственных компаний о внесении в положения о закупках обязательных требований о поставках неконкурентными способами российской продукции.
Следует отметить, что на этапе реализации указанных мер возникают различные препятствия, поэтому продолжается работа по тонкой настройке защитных мер. В первую очередь будет определен порядок формирования начальных цен при осуществлении закупок электронной продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающий формирование начальных цен при поставках электроники конкурентными способами на основе стоимости российской радиоэлектронной продукции.
Благодаря скоординированным действиям в области регуляторных механизмов и стимулирования создания российских конкурентоспособных продуктов планируется к 2024 году увеличить долю российской электронной продукции на регулируемых рынках до 65%.
Кроме перечисленных мер Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ предусмотрен «налоговый маневр» для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции. Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3%, а ставка этого налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, – в размере 0%. Наряду с этим федеральным законом для указанных организаций устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование.
Представить и обсудить спектр отраслевых мер поддержки планируется в рамках мероприятий XIX Отраслевой научно-технической конференции радиоэлектронной промышленности, которая пройдет 28–30 сентября 2020 года, в г. Ялта в Республике Крым. ●
А. А. Исаев
В начале текущего года Правительство Российской Федерации под председательством М. В. Мишустина утвердило Стратегию развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, которая определила основные направления государственной политики в данной сфере. Целью развития отрасли является увеличение к 2030 году объема выручки до 5,2 трлн руб. (в 2,5 раза) и объема экспорта до 12 млрд долл. США (в 2,7 раза). Необходимо использовать общемировую тенденцию повышения доли электронной промышленности во внутреннем валовом продукте.
Стартовые условия для прорыва у нас есть – электронная отрасль динамично развивается: среднегодовой темп роста этого рынка в мире за последнее десятилетие превысил 4%, а в России – 9%.
Однако внешние условия в первой половине 2020 года, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции и падением мировых цен на энергоресурсы, замедлили темпы развития отрасли. В первом полугодии они «просели» на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, при этом наибольшее отставание было зафиксировано в апреле – падение на 20% по сравнению с прошлым годом.
На базе Минпромторга России создана рабочая группа по подготовке предложений, стимулирующих развитие электронной промышленности. В ее состав вошли представители ключевых производителей отрасли, потребителей продукции, инвесторов и научных институтов. Определены важнейшие комплексные («сквозные») проекты и технологические направления стратегического развития электроники и смежных отраслей: от электронных компонентов и материалов для их производства до конечных услуг и сервисов. После интеграции и унификации потребностей в электронных компонентах и технологиях, необходимых для развития приоритетных «сквозных» проектов, мы сможем сосредоточить поддержку на наиболее значимых областях, обеспечив к 2024 году технологическую независимость от импортных решений. В деятельность рабочей группы вовлечены представители производственных приборостроительных консорциумов, объединяющих участников всей технологической цепочки (проектирование, разработка, производство, реализация продукции, услуг и сервисов). К настоящему времени сформированы консорциумы по телекоммуникационному оборудованию, вычислительной технике, автомобильной электронике, компонентной базе *. Планируется создание таких же структур по основным продуктовым направлениям, во взаимодействии с ними будет планироваться и осуществляться государственная поддержка.
В настоящее время предусмотрены стартовые меры восстановления и комплексного развития электронной промышленности. Так, согласно предельным базовым бюджетным ассигнованиям федерального бюджета по государственной программе Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» предполагается кратное увеличение финансирования отрасли в трехлетний период (более 300 млрд руб. бюджетных инвестиций). Указанные средства будут направлены на увеличение объемов субсидирования комплексных проектов по созданию электронной аппаратуры и компонентов, компенсацию выпадающих доходов при производстве электроники, субсидирование части затрат на производство пилотных партий изделий, запуск комплекса НИОКР по разработке электронных компонентов, аппаратуры, средств производства (специальное технологическое и контрольно-измерительное оборудование, САПР), материалов, чистых газов и малотоннажной химии, финансирование развития центров проектирования и развитие инфраструктуры подготовки кадров.
Но самой важной мерой поддержки и стимулом роста является долгосрочный гарантированный заказ со стороны государства (по результатам 2019 года объем регулируемого рынка электронной продукции составил 900 млрд руб., доля российской электронной продукции в котором – 22%). За последний год был введен целый ряд регуляторных мер, направленных на поддержку российских производителей электронной продукции:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 сформирован Реестр российской радиоэлектронной продукции, которой предоставляются преференции при закупках для государственных и муниципальных нужд (правило «третий лишний») и закупках, осуществляемых государственными компаниями (конкурсная цена снижается на 30%).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года № 961 введен запрет на включение государственными заказчиками в документацию о закупках радиоэлектронной продукции дополнительных характеристик.
Федеральными законами (№ 249-ФЗ и № 250-ФЗ от 31 июля 2020 года) установлены механизмы квотирования (определения минимальной доли) закупок российской продукции при обеспечении государственных и муниципальных нужд и закупок, осуществляемых государственными компаниями.
Кроме того, до конца текущего года планируется установить запрет на допуск импортной электронной продукции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правило «второй лишний» для продукции, объем производства которой пока не обеспечивает спрос на нее, а также ввести директивы представителям Российской Федерации в органах управления государственных компаний о внесении в положения о закупках обязательных требований о поставках неконкурентными способами российской продукции.
Следует отметить, что на этапе реализации указанных мер возникают различные препятствия, поэтому продолжается работа по тонкой настройке защитных мер. В первую очередь будет определен порядок формирования начальных цен при осуществлении закупок электронной продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусматривающий формирование начальных цен при поставках электроники конкурентными способами на основе стоимости российской радиоэлектронной продукции.
Благодаря скоординированным действиям в области регуляторных механизмов и стимулирования создания российских конкурентоспособных продуктов планируется к 2024 году увеличить долю российской электронной продукции на регулируемых рынках до 65%.
Кроме перечисленных мер Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ предусмотрен «налоговый маневр» для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции. Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3%, а ставка этого налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, – в размере 0%. Наряду с этим федеральным законом для указанных организаций устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование.
Представить и обсудить спектр отраслевых мер поддержки планируется в рамках мероприятий XIX Отраслевой научно-технической конференции радиоэлектронной промышленности, которая пройдет 28–30 сентября 2020 года, в г. Ялта в Республике Крым. ●
Отзывы читателей