Выпуск #10/2020
Ю.Ковалевский
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Просмотры: 889
DOI: 10.22184/1992-4178.2020.201.10.42.43
Правовое регулирование беспилотного транспорта
Заседание Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
В недавнем прошлом слово «беспилотный» применялось почти исключительно в отношении БПЛА военного назначения (как, например, Ту‑141 «Стриж») или непилотируемой космонавтики. Сегодня беспилотный транспорт приходит в нашу повседневную жизнь. Область применения квадрокоптеров уже сейчас простирается от поисково-спасательных операций до съемок свадеб. В мире есть примеры действующего метро без машинистов; очевиден значимый прогресс в создании беспилотных автомобилей; большие перспективы и у беспилотных морских и речных судов.
Динамика развития этого направления обещает огромный рынок в том числе для электроники. Беспилотные системы являются одним из драйверов развития искусственного интеллекта, вычислительных средств, телекоммуникационных и информационных систем, систем управления, сенсорики.
В то же время расширение применения беспилотных транспортных средств сопряжено с новыми угрозами и рисками, и эта проблема усложняется тем, что такие средства очень разнообразны с точки зрения среды, в которой они функционируют, их назначения, того, как осуществляется управление ими, и проч.
Становится очевидным, что беспилотный транспорт – неизбежное будущее, и с тем чтобы, с одной стороны, предупредить возможные риски, а с другой – оказать максимально возможное содействие в освоении этого перспективного рынка отечественными компаниями, уже сейчас необходима работа по созданию нормативно-правового поля для обеспечения регулирования в данной сфере. Эта задача находится в фокусе внимания Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности.
Очередное заседание Секции на тему «Правовое регулирование беспилотного транспорта» прошло 17 ноября текущего года под руководством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынова.
Во вступительном слове С. А. Мартынов отметил, что Комитет по обороне и безопасности держит под контролем вопрос создания нормативной базы в области беспилотного транспорта, и в подтверждение своих слов сообщил ряд результатов прошедших за последнее время заседаний с участием комитета. Также он призвал присутствующих к неформальному обмену мнениями в рамках мероприятия и предложил сделать акцент на едином понятийном аппарате в сфере беспилотного транспорта и в целом комплексном подходе при формировании законодательной базы, регулирующей правоотношения в области беспилотного транспорта, а также на обеспечении безопасности при переходе транспортной системы на беспилотную модель, включая защищенность информационных систем управления.
С. Н. Муратов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, напомнил, что роль лидера технологий, как правило, берет на себя военная техника, и озвучил тезис о том, что в области беспилотного транспорта, как и в других перспективных направлениях, таких как искусственный интеллект, технологии военного назначения также, вероятно, будут в авангарде.
Руководитель Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник в своем выступлении подчеркнул важность комплексного подхода при разработке нормативной базы в обсуждаемой области, высказав мнение о необходимости единого базового нормативного документа, на основе которого будет осуществляться регулирование всех видов беспилотного транспорта и возникающих в связи с его применением отношений.
Также П. А. Верник высказал предложения по распределению задач и организации взаимодействия министерств и ведомств в рамках данной работы.
Г. А. Ларионов, заместитель директора Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации, в своем докладе, в частности, привел ряд достижений, включая эксперимент по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования, проходящий на территории 13 регионов; уже утвержденную Правительством РФ Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, разработанную Минтрансом России и внесенную на утверждение Минпромторгом России; завершение в 2020 году Минтрансом России разработки единой коллекции электронных навигационных карт внутренних водных путей РФ общей протяженностью более 69 тыс. км; выполнение ОАО «РЖД» мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию в автоматическом режиме беспилотных электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце, и др. Были отмечены и достижения компании Яндекс в области создания беспилотных автомобилей. Докладчик, в частности, поделился своими впечатлениями от поездки в таком автомобиле.
Отметим, что Яндекс представил первое поколение своих беспилотных автомобилей на базе Toyota Prius в 2017 году. С 2018 года беспилотные автомобили Яндекса проходят испытания на дорогах общего пользования в Москве и на территории Иннополиса в Татарстане. Кроме того, в Иннополисе был запущен сервис беспилотного такси, ставший первым подобным сервисом в Европе. Также автомобили тестируются на дорогах общего пользования в Израиле и США. В начале лета текущего года Яндекс представил прототип беспилотного автомобиля нового, четвертого, поколения, разработанный в сотрудничестве с компанией Hyundai Mobis на основе Hyundai Sonata.
Также Г. А. Ларионов высказал мнение, что разработка единого закона или кодекса, регулирующего различные виды беспилотного транспорта, может быть затруднена в силу специфики различных областей, таких как авиация, водный транспорт, автомобильный транспорт и т. п.
На мероприятии также выступили представители Минтранса России, Минпромторга России, Минобороны России, силовых структур, Росавиации, АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ассоциации «Аэронет» Национальной технологической инициативы.
В рамках дискуссии были высказаны мнения об облике будущей нормативной базы для регулирования сферы беспилотного транспорта, этапности ее разработки, распределении функций в данном процессе, а также о взаимодействии между органами государственной власти, министерствами и ведомствами, организациями и компаниями при реализации данной задачи и с целью развития беспилотного транспорта в целом.
В завершение заседания С. А. Мартынов поблагодарил присутствующих за участие и отметил, что в рамках мероприятия прозвучала интересная информация, которая позволит сделать следующие шаги на пути развития нормативно-правовой базы в сфере беспилотного транспорта. ●
Заседание Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
В недавнем прошлом слово «беспилотный» применялось почти исключительно в отношении БПЛА военного назначения (как, например, Ту‑141 «Стриж») или непилотируемой космонавтики. Сегодня беспилотный транспорт приходит в нашу повседневную жизнь. Область применения квадрокоптеров уже сейчас простирается от поисково-спасательных операций до съемок свадеб. В мире есть примеры действующего метро без машинистов; очевиден значимый прогресс в создании беспилотных автомобилей; большие перспективы и у беспилотных морских и речных судов.
Динамика развития этого направления обещает огромный рынок в том числе для электроники. Беспилотные системы являются одним из драйверов развития искусственного интеллекта, вычислительных средств, телекоммуникационных и информационных систем, систем управления, сенсорики.
В то же время расширение применения беспилотных транспортных средств сопряжено с новыми угрозами и рисками, и эта проблема усложняется тем, что такие средства очень разнообразны с точки зрения среды, в которой они функционируют, их назначения, того, как осуществляется управление ими, и проч.
Становится очевидным, что беспилотный транспорт – неизбежное будущее, и с тем чтобы, с одной стороны, предупредить возможные риски, а с другой – оказать максимально возможное содействие в освоении этого перспективного рынка отечественными компаниями, уже сейчас необходима работа по созданию нормативно-правового поля для обеспечения регулирования в данной сфере. Эта задача находится в фокусе внимания Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности.
Очередное заседание Секции на тему «Правовое регулирование беспилотного транспорта» прошло 17 ноября текущего года под руководством первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынова.
Во вступительном слове С. А. Мартынов отметил, что Комитет по обороне и безопасности держит под контролем вопрос создания нормативной базы в области беспилотного транспорта, и в подтверждение своих слов сообщил ряд результатов прошедших за последнее время заседаний с участием комитета. Также он призвал присутствующих к неформальному обмену мнениями в рамках мероприятия и предложил сделать акцент на едином понятийном аппарате в сфере беспилотного транспорта и в целом комплексном подходе при формировании законодательной базы, регулирующей правоотношения в области беспилотного транспорта, а также на обеспечении безопасности при переходе транспортной системы на беспилотную модель, включая защищенность информационных систем управления.
С. Н. Муратов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, напомнил, что роль лидера технологий, как правило, берет на себя военная техника, и озвучил тезис о том, что в области беспилотного транспорта, как и в других перспективных направлениях, таких как искусственный интеллект, технологии военного назначения также, вероятно, будут в авангарде.
Руководитель Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник в своем выступлении подчеркнул важность комплексного подхода при разработке нормативной базы в обсуждаемой области, высказав мнение о необходимости единого базового нормативного документа, на основе которого будет осуществляться регулирование всех видов беспилотного транспорта и возникающих в связи с его применением отношений.
Также П. А. Верник высказал предложения по распределению задач и организации взаимодействия министерств и ведомств в рамках данной работы.
Г. А. Ларионов, заместитель директора Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации, в своем докладе, в частности, привел ряд достижений, включая эксперимент по опытной эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования, проходящий на территории 13 регионов; уже утвержденную Правительством РФ Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, разработанную Минтрансом России и внесенную на утверждение Минпромторгом России; завершение в 2020 году Минтрансом России разработки единой коллекции электронных навигационных карт внутренних водных путей РФ общей протяженностью более 69 тыс. км; выполнение ОАО «РЖД» мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию в автоматическом режиме беспилотных электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце, и др. Были отмечены и достижения компании Яндекс в области создания беспилотных автомобилей. Докладчик, в частности, поделился своими впечатлениями от поездки в таком автомобиле.
Отметим, что Яндекс представил первое поколение своих беспилотных автомобилей на базе Toyota Prius в 2017 году. С 2018 года беспилотные автомобили Яндекса проходят испытания на дорогах общего пользования в Москве и на территории Иннополиса в Татарстане. Кроме того, в Иннополисе был запущен сервис беспилотного такси, ставший первым подобным сервисом в Европе. Также автомобили тестируются на дорогах общего пользования в Израиле и США. В начале лета текущего года Яндекс представил прототип беспилотного автомобиля нового, четвертого, поколения, разработанный в сотрудничестве с компанией Hyundai Mobis на основе Hyundai Sonata.
Также Г. А. Ларионов высказал мнение, что разработка единого закона или кодекса, регулирующего различные виды беспилотного транспорта, может быть затруднена в силу специфики различных областей, таких как авиация, водный транспорт, автомобильный транспорт и т. п.
На мероприятии также выступили представители Минтранса России, Минпромторга России, Минобороны России, силовых структур, Росавиации, АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ассоциации «Аэронет» Национальной технологической инициативы.
В рамках дискуссии были высказаны мнения об облике будущей нормативной базы для регулирования сферы беспилотного транспорта, этапности ее разработки, распределении функций в данном процессе, а также о взаимодействии между органами государственной власти, министерствами и ведомствами, организациями и компаниями при реализации данной задачи и с целью развития беспилотного транспорта в целом.
В завершение заседания С. А. Мартынов поблагодарил присутствующих за участие и отметил, что в рамках мероприятия прозвучала интересная информация, которая позволит сделать следующие шаги на пути развития нормативно-правовой базы в сфере беспилотного транспорта. ●
Отзывы читателей