Выпуск #1/2021
Ю. Ковалевский
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Просмотры: 854
Правоприменительная практика законодательства о государственных и муниципальных закупках
Заседание Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
1 декабря 2020 года состоялось заседание Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“».
Мероприятие проводил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынов. Он сообщил присутствующим, что на момент проведения заседания на согласовании в Правительстве Российской Федерации находился проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», подготовленный Министерством финансов Российской Федерации. Экспертным советом был подготовлен ряд предложений для включения в данный законопроект.
В качестве цели заседания С. А. Мартынов обозначил уточнение позиций и подготовку предложений по преодолению проблем, связанных с реализацией требований о приоритете участника конкурса, предложившего наиболее низкую цену контракта, в ущерб качеству продукции и надежности участника, а также в отношении целесообразности предоставления дополнительных преференций для отечественных разработчиков и производителей продукции.
Руководитель Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник представил вниманию участников заседания презентацию с анализом правоприменительной практики в отношении обсуждаемых Федеральных законов. В частности, было отмечено, что количество и частота внесения поправок в Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ усложняет их применение, в результате чего назревает необходимость разработки нового, упрощенного, закона. Также докладчик указал на превалирование стоимостных критериев при выборе поставщика над качественными, что обусловлено в том числе сложностью конкурсных процедур.
В рамках дальнейшей дискуссии были озвучены проблемы, с которыми сталкиваются различные участники процесса закупки в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, обозначены позиции представителей промышленности, регуляторов и контролирующих органов, внесен ряд предложений по улучшению законодательства о закупках. Среди выступающих были представители Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минобороны России, ФАС России, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации, ОООР «Союз машиностроителей России», госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», АО «НПО Ангстрем».
Своим мнением поделился также заместитель председателя коллегии Военно-
промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарёв. Он, помимо прочего, указал на необходимость количественной оценки влияния факторов текущей практики правоприменения законодательства о закупках, а также напомнил о внесенных поправках в Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, направленных на установление квот на закупку отечественной продукции, и отметил, что теперь важным вопросом является то, как данное квотирование будет применяться на практике.
О. И. Бочкарёв уделил внимание и предложению о разработке нового закона, регулирующего государственные и муниципальные закупки. Он отметил, что важным фактором является то, кем будет писаться такой закон и какая идеология будет заложена в его основу. При этом видится целесообразным, чтобы этот документ разрабатывался несколькими группами экспертов, представляющих разные интересы.
Участниками заседания было отмечено, что находящийся на утверждении в Правительстве РФ законопроект является комплексным, принципиально меняющим концепцию и конкурсную модель государственных и муниципальных закупок. Так, данным документом предусмотрено совершенствование порядка и способов определения поставщиков, порядка исполнения контракта, введение «универсальной стоимостной предквалификации», оптимизация процедуры обжалования результатов конкурсов в сфере закупок.
Также участники мероприятия в целом сошлись на том, что за последнее время достигнут большой прогресс в обеспечении преференций российских производителей, хотя работа в этом направлении должна продолжаться. В частности, было предложено внесение изменений в нормативные документы для предоставления преимущества организациями ОПК в отношении цены государственного контракта при осуществлении закупок всех российских (евразийских) товаров в размере 30%.
Вместе с тем, был выделен ряд существующих проблем в сфере закупок, среди которых:
По итогам обсуждения был подготовлен ряд рекомендаций к рассмотрению Правительством Российской Федерации, Минфином России и ФАС России. Данные рекомендации направлены, помимо прочего, на обеспечение:
Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности будет продолжена работа по мониторингу правоприменительной практики законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. ●
Заседание Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
1 декабря 2020 года состоялось заседание Секции оборонно-промышленного комплекса Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“».
Мероприятие проводил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынов. Он сообщил присутствующим, что на момент проведения заседания на согласовании в Правительстве Российской Федерации находился проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», подготовленный Министерством финансов Российской Федерации. Экспертным советом был подготовлен ряд предложений для включения в данный законопроект.
В качестве цели заседания С. А. Мартынов обозначил уточнение позиций и подготовку предложений по преодолению проблем, связанных с реализацией требований о приоритете участника конкурса, предложившего наиболее низкую цену контракта, в ущерб качеству продукции и надежности участника, а также в отношении целесообразности предоставления дополнительных преференций для отечественных разработчиков и производителей продукции.
Руководитель Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник представил вниманию участников заседания презентацию с анализом правоприменительной практики в отношении обсуждаемых Федеральных законов. В частности, было отмечено, что количество и частота внесения поправок в Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ усложняет их применение, в результате чего назревает необходимость разработки нового, упрощенного, закона. Также докладчик указал на превалирование стоимостных критериев при выборе поставщика над качественными, что обусловлено в том числе сложностью конкурсных процедур.
В рамках дальнейшей дискуссии были озвучены проблемы, с которыми сталкиваются различные участники процесса закупки в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, обозначены позиции представителей промышленности, регуляторов и контролирующих органов, внесен ряд предложений по улучшению законодательства о закупках. Среди выступающих были представители Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минобороны России, ФАС России, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации, ОООР «Союз машиностроителей России», госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», АО «НПО Ангстрем».
Своим мнением поделился также заместитель председателя коллегии Военно-
промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарёв. Он, помимо прочего, указал на необходимость количественной оценки влияния факторов текущей практики правоприменения законодательства о закупках, а также напомнил о внесенных поправках в Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, направленных на установление квот на закупку отечественной продукции, и отметил, что теперь важным вопросом является то, как данное квотирование будет применяться на практике.
О. И. Бочкарёв уделил внимание и предложению о разработке нового закона, регулирующего государственные и муниципальные закупки. Он отметил, что важным фактором является то, кем будет писаться такой закон и какая идеология будет заложена в его основу. При этом видится целесообразным, чтобы этот документ разрабатывался несколькими группами экспертов, представляющих разные интересы.
Участниками заседания было отмечено, что находящийся на утверждении в Правительстве РФ законопроект является комплексным, принципиально меняющим концепцию и конкурсную модель государственных и муниципальных закупок. Так, данным документом предусмотрено совершенствование порядка и способов определения поставщиков, порядка исполнения контракта, введение «универсальной стоимостной предквалификации», оптимизация процедуры обжалования результатов конкурсов в сфере закупок.
Также участники мероприятия в целом сошлись на том, что за последнее время достигнут большой прогресс в обеспечении преференций российских производителей, хотя работа в этом направлении должна продолжаться. В частности, было предложено внесение изменений в нормативные документы для предоставления преимущества организациями ОПК в отношении цены государственного контракта при осуществлении закупок всех российских (евразийских) товаров в размере 30%.
Вместе с тем, был выделен ряд существующих проблем в сфере закупок, среди которых:
- чрезмерное количество внесенных и готовящихся изменений в законы о контрактной системе;
- постоянно растущее количество исключений из конкурсных процедур за счет закупок у единственного поставщика;
- определяющее значение цены при подведении итогов закупок в ущерб нестоимостным критериям отбора поставщиков, таким как опыт поставщика, качество продукции и др.;
- отсутствие контроля качества товара (работ, услуг) по всей цепочке кооперации, требований, предъявляемых к поставщику второго уровня кооперации и далее, аналогичных требованиям головного исполнителя к поставщику первого уровня при заключении госконтрактов.
По итогам обсуждения был подготовлен ряд рекомендаций к рассмотрению Правительством Российской Федерации, Минфином России и ФАС России. Данные рекомендации направлены, помимо прочего, на обеспечение:
- возможности оценки способности исполнения контракта всеми участниками (исполнителями, подрядчиками) и их квалификации;
- усиления роли критерия качества закупаемых товаров;
- возможности перевода качественных показателей в количественные по единой методике;
- ответственности за невыполнение заказчиками обязанности по осуществлению закупок квотируемых товаров;
- повышения качества экспертизы при рассмотрении жалоб по нестоимостным критериям;
формирования независимого института экспертизы обоснования невозможности закупки отечественной продукции;
- включения в контракт условия об обязательной выплате аванса в размере не менее 50% от цены контракта (этапа исполнения контракта) в случае осуществления закупки у организации ОПК;
- увеличения срока нахождения продукции в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878, а также упрощения процедуры включения в данный реестр оборудования, комплектующие которого в него уже включены;
- исключения из Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471‑р, товаров, поставка которых требует обязательного учета нестоимостных показателей, включая квалификацию поставщика;
- обоснованности отказов в удовлетворении жалоб в отношении нестоимостных критериев оценки при закупках.
Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности будет продолжена работа по мониторингу правоприменительной практики законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. ●
Отзывы читателей