Выпуск #4/2021
Ю. Ковалевский
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ». ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ». ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Просмотры: 863
DOI: 10.22184/1992-4178.2021.205.4.30.31
Практика применения Федерального закона «О государственном оборонном заказе»
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
13 апреля 2021 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Мониторинг практики применения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“».
Заседание проводил руководитель Секции, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынов. Открывая мероприятие, он напомнил, что в результате изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ, внесенных в июне 2015 года, была создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ), которая позволила в целом обеспечить прозрачность прохождения денежных средств. Вместе с тем единого понимания механизма реализации банковского сопровождения ГОЗ у государственного заказчика, исполнителей, уполномоченных банков, контролирующих органов, к сожалению, не было. Деньги задерживались на счетах головных исполнителей, предприятий кооперации; подчас возникали сложности с оплатой уже выполненных работ; возникали вопросы о методике расчета зарплаты, командировочных расходов, коммунальных услуг.
Задержка в решении подобных вопросов могла послужить причиной срыва выполнения ГОЗ. Для обсуждения имеющихся проблем и выработки решений по преодолению разногласий участниками ГОЗ использовались площадки Минпромторга России, Минобороны России и Совета Федерации. В результате данной совместной работы в закон были внесены изменения, которые позволили в значительной степени отрегулировать механизм банковского сопровождения ГОЗ, что подтверждают, в частности, итоги выполнения ГОЗ в 2020 году.
При подготовке к заседанию у ряда интегрированных структур ОПК была запрошена информация об имеющихся предложениях по совершенствованию Федерального закона № 275-ФЗ. Данные предложения были проанализированы и сведены в таблицу, которая была роздана участникам мероприятия.
С. А. Мартынов предложил участникам заседания высказать свое мнение по представленным предложениям, а также озвучить свои предложения по совершенствованию данного закона. Он отметил, что в ходе мероприятия важно услышать мнения всех участников, представляющих различные заинтересованные стороны, включая, в частности, федеральные органы исполнительной власти, интегрированные структуры ОПК и контролирующие органы.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник в своем докладе сообщил, что в рамках работ по мониторингу правоприменительной практики Федерального закона № 275-ФЗ Секцией было рассмотрено и обсуждено в общей сложности более 250 предложений, порядка 100 предложений по совершенствованию закона было передано в Правительство РФ и органы законодательной власти, половина из которых вошла в итоговые изменения закона.
В то же время остается ряд вопросов, как частного, так и общего характера. Среди общих вопросов было обозначено то, что закон обязывает участников выполнения ГОЗ предоставлять полный комплект документов, доказывающих правомерность операции, до ее совершения, то есть, по сути, он основан на «презумпции виновности», что усложняет и замедляет процессы. Предложения, касающиеся этого вопроса, лишь частично учитываются в изменениях, вносимых в закон.
Докладчик прокомментировал ряд проблем и предложений, приведенных в сводной таблице. В частности, он указал на затруднения в выполнении ГОЗ в установленные сроки при большой глубине кооперации (математическое моделирование показывает, что при распространении требований использования отдельных счетов при глубине более шести уровней кооперации возникает риск невыполнения задач по ГОЗ в течение года).
П. А. Верник сообщил о поддержке законопроекта, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе, который, как ожидается, в ближайшее время будет рассмотрен в Совете Федерации и подписан Президентом РФ, об упрощении порядка расчетов по ГОЗ в рамках предусмотренных трех/пяти миллионов рублей в месяц по одному контракту без открытия специального счета для оплаты определенных расходов без указания идентификатора госконтракта.
Докладчик особо подчеркнул проблему необходимости открытия большого количества отдельных счетов и сложность распределения по ним ряда затрат и озвучил предложение свести процедуру к единому специальному счету.
С. А. Мартынов согласился с необходимостью упрощения процедур, что частично может быть достигнуто переходом на электронный документооборот. В месте с тем он предостерег от впадания в крайности и предложил стремиться к «золотой середине», в том числе в вопросе о «презумпции виновности», в отношении применения мер, направленных на подконтрольность и прозрачность действий при выполнении ГОЗ.
Вопрос сложности регулирования поднял в своем выступлении и заместитель руководителя ФАС России Д. В. Фесюк. Он отметил, что за последнее время количество сторон правоотношений в сфере ГОЗ значительно возросло, включив в себя банки, военные представительства, различные уполномоченные органы и т. п., при том, что основными участниками этого процесса являются три стороны – государственный заказчик, ОПК и контролирующий орган. Хотя данное увеличение количества участников, очевидно, имеет свои причины, Д. В. Фесюк предположил целесообразность упрощения взаимоотношений с одновременным приданием импульса более эффективной деятельности заказчика и исполнителя, в особенности принимая во внимание сравнительно небольшое количество предприятий, задействованных в выполнении ГОЗ. Было отмечено, что сложность процедур может являться в том числе причиной ограниченности круга исполнителей, поскольку она снижает привлекательность этой сферы для компаний, в особенности частных.
Также Д. В. Фесюк познакомил присутствующих с некоторыми инициативами и законопроектами, направленными на совершенствование регулирования в сфере ГОЗ, в том числе на уменьшение размера санкций за нарушения законодательства в сфере ГОЗ.
Также в рамках мероприятия высказали свое мнение представители Департамента формирования государственного оборонного заказа Правительства РФ, Минобороны России, Минфина России, Минпромторга России, Счетной палаты РФ, ПАО «Промсвязьбанк», госкорпораций «Ростех», «Роскосмос», «Росатом», АО «Объединенная судостроительная корпорация» и др.
В целом, предложения, представленные в сводной таблице, были поддержаны участниками заседания.
В завершение мероприятия выступил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарёв.
Он отметил единодушие в мнениях представителей различных сторон, включая федеральные органы власти и промышленные предприятия, и также озвучил ряд проблем, требующих решения в первую очередь, среди которых – различия в правилах учета при банковском и казначейском сопровождении, а также сложность регулирования, в частности, выражающаяся в огромном количестве нормативных документов, которое, по недавно проведенным оценкам, превышает 800 и продолжает расти.
О. И. Бочкарёв предложил привлечь экспертов, способных порекомендовать реальные технологии управления в данной сфере, и организовать соответствующее обсуждение.
По итогам заседания были подготовлены рекомендации по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ к рассмотрению Правительством РФ. ●
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
13 апреля 2021 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «Мониторинг практики применения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ „О государственном оборонном заказе“».
Заседание проводил руководитель Секции, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынов. Открывая мероприятие, он напомнил, что в результате изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ, внесенных в июне 2015 года, была создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ), которая позволила в целом обеспечить прозрачность прохождения денежных средств. Вместе с тем единого понимания механизма реализации банковского сопровождения ГОЗ у государственного заказчика, исполнителей, уполномоченных банков, контролирующих органов, к сожалению, не было. Деньги задерживались на счетах головных исполнителей, предприятий кооперации; подчас возникали сложности с оплатой уже выполненных работ; возникали вопросы о методике расчета зарплаты, командировочных расходов, коммунальных услуг.
Задержка в решении подобных вопросов могла послужить причиной срыва выполнения ГОЗ. Для обсуждения имеющихся проблем и выработки решений по преодолению разногласий участниками ГОЗ использовались площадки Минпромторга России, Минобороны России и Совета Федерации. В результате данной совместной работы в закон были внесены изменения, которые позволили в значительной степени отрегулировать механизм банковского сопровождения ГОЗ, что подтверждают, в частности, итоги выполнения ГОЗ в 2020 году.
При подготовке к заседанию у ряда интегрированных структур ОПК была запрошена информация об имеющихся предложениях по совершенствованию Федерального закона № 275-ФЗ. Данные предложения были проанализированы и сведены в таблицу, которая была роздана участникам мероприятия.
С. А. Мартынов предложил участникам заседания высказать свое мнение по представленным предложениям, а также озвучить свои предложения по совершенствованию данного закона. Он отметил, что в ходе мероприятия важно услышать мнения всех участников, представляющих различные заинтересованные стороны, включая, в частности, федеральные органы исполнительной власти, интегрированные структуры ОПК и контролирующие органы.
Заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник в своем докладе сообщил, что в рамках работ по мониторингу правоприменительной практики Федерального закона № 275-ФЗ Секцией было рассмотрено и обсуждено в общей сложности более 250 предложений, порядка 100 предложений по совершенствованию закона было передано в Правительство РФ и органы законодательной власти, половина из которых вошла в итоговые изменения закона.
В то же время остается ряд вопросов, как частного, так и общего характера. Среди общих вопросов было обозначено то, что закон обязывает участников выполнения ГОЗ предоставлять полный комплект документов, доказывающих правомерность операции, до ее совершения, то есть, по сути, он основан на «презумпции виновности», что усложняет и замедляет процессы. Предложения, касающиеся этого вопроса, лишь частично учитываются в изменениях, вносимых в закон.
Докладчик прокомментировал ряд проблем и предложений, приведенных в сводной таблице. В частности, он указал на затруднения в выполнении ГОЗ в установленные сроки при большой глубине кооперации (математическое моделирование показывает, что при распространении требований использования отдельных счетов при глубине более шести уровней кооперации возникает риск невыполнения задач по ГОЗ в течение года).
П. А. Верник сообщил о поддержке законопроекта, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе, который, как ожидается, в ближайшее время будет рассмотрен в Совете Федерации и подписан Президентом РФ, об упрощении порядка расчетов по ГОЗ в рамках предусмотренных трех/пяти миллионов рублей в месяц по одному контракту без открытия специального счета для оплаты определенных расходов без указания идентификатора госконтракта.
Докладчик особо подчеркнул проблему необходимости открытия большого количества отдельных счетов и сложность распределения по ним ряда затрат и озвучил предложение свести процедуру к единому специальному счету.
С. А. Мартынов согласился с необходимостью упрощения процедур, что частично может быть достигнуто переходом на электронный документооборот. В месте с тем он предостерег от впадания в крайности и предложил стремиться к «золотой середине», в том числе в вопросе о «презумпции виновности», в отношении применения мер, направленных на подконтрольность и прозрачность действий при выполнении ГОЗ.
Вопрос сложности регулирования поднял в своем выступлении и заместитель руководителя ФАС России Д. В. Фесюк. Он отметил, что за последнее время количество сторон правоотношений в сфере ГОЗ значительно возросло, включив в себя банки, военные представительства, различные уполномоченные органы и т. п., при том, что основными участниками этого процесса являются три стороны – государственный заказчик, ОПК и контролирующий орган. Хотя данное увеличение количества участников, очевидно, имеет свои причины, Д. В. Фесюк предположил целесообразность упрощения взаимоотношений с одновременным приданием импульса более эффективной деятельности заказчика и исполнителя, в особенности принимая во внимание сравнительно небольшое количество предприятий, задействованных в выполнении ГОЗ. Было отмечено, что сложность процедур может являться в том числе причиной ограниченности круга исполнителей, поскольку она снижает привлекательность этой сферы для компаний, в особенности частных.
Также Д. В. Фесюк познакомил присутствующих с некоторыми инициативами и законопроектами, направленными на совершенствование регулирования в сфере ГОЗ, в том числе на уменьшение размера санкций за нарушения законодательства в сфере ГОЗ.
Также в рамках мероприятия высказали свое мнение представители Департамента формирования государственного оборонного заказа Правительства РФ, Минобороны России, Минфина России, Минпромторга России, Счетной палаты РФ, ПАО «Промсвязьбанк», госкорпораций «Ростех», «Роскосмос», «Росатом», АО «Объединенная судостроительная корпорация» и др.
В целом, предложения, представленные в сводной таблице, были поддержаны участниками заседания.
В завершение мероприятия выступил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации О. И. Бочкарёв.
Он отметил единодушие в мнениях представителей различных сторон, включая федеральные органы власти и промышленные предприятия, и также озвучил ряд проблем, требующих решения в первую очередь, среди которых – различия в правилах учета при банковском и казначейском сопровождении, а также сложность регулирования, в частности, выражающаяся в огромном количестве нормативных документов, которое, по недавно проведенным оценкам, превышает 800 и продолжает расти.
О. И. Бочкарёв предложил привлечь экспертов, способных порекомендовать реальные технологии управления в данной сфере, и организовать соответствующее обсуждение.
По итогам заседания были подготовлены рекомендации по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ к рассмотрению Правительством РФ. ●
Отзывы читателей