Несмотря на определенные трудности в развитии и интеграции собственной экономики в мировую систему, Россия по-прежнему остается страной, способной на создание технических и технологических инноваций.
Возможности для инновационного развития обеспечены практически во всех отраслях промышленности, но главным источником, питающим инновационную среду, являются представители инженерной, научной и научно-технической сферы.
В этой сфере сконцентрированы знания и опыт, которые позволяют говорить о ней как об инкубаторе высоких технологий.
Возможности для инновационного развития обеспечены практически во всех отраслях промышленности, но главным источником, питающим инновационную среду, являются представители инженерной, научной и научно-технической сферы.
В этой сфере сконцентрированы знания и опыт, которые позволяют говорить о ней как об инкубаторе высоких технологий.
Чтобы понять и проследить основные тенденции инновационных процессов, необходима достоверная информация о потенциале научных и инженерных организаций по генерации новых идей, разработке новой техники и технологий и их готовности к инновационной деятельности. Такая информация дает представление о структуре инновационных предложений по отраслям промышленности и внутри отрасли, видах продукции, а также об основных факторах, сдерживающих темпы инновационной деятельности. С этой целью все чаще проводятся исследования, позволяющие получить достоверные статистические данные об инновационных возможностях отрасли.
Распределение инновационных научно-технических работ в России выглядит следующим образом: прикладные исследования – 50%, фундаментальные – 35%, проектно-технологические – 7%, опытно-конструкторские работы – 5%, проектно-конструкторские работы – 3%. Среди инновационных разработок в промышленности предлагаются новые технологические процессы, оборудование и материалы.
Однако сегодня инновационная активность в сферах науки и высоких технологий значительно ниже, чем в других отраслях (например, добывающих и перерабатывающих). Основной фактор сдерживания инновационной деятельности в сфере НИОКР – отсутствие финансовых средств. Не менее важны и такие причины, как неплатежеспособность заказчика, слабая нормативно-правовая база, отсутствие маркетинговой стратегии, сведений о рынке сбыта высокотехнологичной продукции и мотивации в области инновационной деятельности. Сюда же можно отнести и отсутствие структур, организующих процесс создания и реализации продукции, а также производственной базы для выпуска опытных партий продукции.
Следует отметить, что коммерческие банки страны все активнее участвуют в кредитовании инновационных проектов. Однако около 80% разработок наукоемкой инновационной продукции по-прежнему проводятся в рамках федеральных, фундаментальных, поисковых, межотраслевых, отраслевых и региональных научно-технических программ. И лишь порядка 15% компаний занимаются инновационной деятельностью в рамках контрактов, заключенных с частными фирмами или организациями.
Таким образом, основным источником финансирования инновационной деятельности в научно-технической сфере страны выступают бюджетные средства. Существенную помощь в реализации инновационных программ страны может оказать венчурный бизнес. Этот вид бизнеса, зародившийся в середине 50-х годов, развился в мощную мировую индустрию и зарекомендовал себя как один из наиболее действенных инструментов поддержки и развития реального сектора экономики. Венчурное инвестирование представляет собой важный источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности. Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. Ежегодный объем инвестиций со стороны более 500 действующих в странах Европы венчурных фондов достигает 14,5 млрд. евро.
В конце 90-х годов в США, на долю которых приходится более 3/4 всего мирового объема венчурного капитала, в американские фирмы венчурные фонды вкладывали до 60 млрд. долларов. По данным Venture Economics, фонды обеспечивают инвесторам внутреннюю норму прибыли в 150%, несмотря на высокий инвестиционный риск и большое число неудач при создании и развитии новых компаний. Стремительное развитие венчурного инвестирования исследователи видят в высоких показателях эффективности деятельности таких фондов.
В России действуют около сотни венчурных фондов (в основном с иностранным капиталом). Уровень развития этой индустрии в нашей стране условно можно сравнить с Европой на рубеже 1980–90-х годов. Такое отставание определяется:
· малочисленностью венчурных фондов с российским капиталом;
· незначительным притоком капитала в венчурный сектор из-за недоверия и недооценки российскими инвесторами этого вида инвестиций;
· слабой инвестиционной культурой менеджмента российских компаний – потенциальных объектов инвестиций, непониманием возможностей венчурного инвестирования и недоверием к нему;
· неразвитостью фондового рынка.
Согласно современным исследованиям, среди других факторов, сдерживающих инновационную деятельность, – несоответствие подавляющего большинства технологий критериям инвестиционной привлекательности, a также отсутствие маркетинговых и инновационных фирм по рекламе и поддержке научно-технической продукции. Неблаговидную роль играет и недостаток сведений о новых технологиях и рынках сбыта, неэффективное использование имеющейся научно-технической информации. Причина этого в отсутствии на предприятиях соответствующих служб и специалистов в области информатики и патентно-лицензионной работы.
Инновационный путь развития требует действенного информационного обеспечения всех своих этапов. Главная цель такого обеспечения – превратить разрозненные сведения об уровне техники, проводимых исследованиях и разработках, их правовой охране, рынках сбыта и т.д. в систематизированные знания о состоянии работ, возможностях и намерениях конкурентов в области, интересующей потребителя информации.
Из сказанного следует, что в России необходимо определить и активировать основные каналы распространения информации о результатах инновационной деятельности в научно-технической сфере страны. Это научные издания, выставки, конференции, совещания и т.п. Некоторые организации рекламируют свою наукоемкую продукцию в СМИ (газеты, радио, телевидение), а в последнее время все большее число компаний используют для этого Интернет. Немалая роль принадлежит личным контактам и переписке с возможными заказчиками.
В России главной проблемой информационно-инновационной деятельности является формирование потребительского спроса на научно-техническую и технологическую информацию. Необходимо создание равных возможностей для ее получения любыми потребителями, проведение специальных процедур по выделению определенного блока информационных ресурсов, которые соответствовали бы поставленным пользователями задачам, а самое важное – развитие у руководителей предприятий малого и среднего бизнеса профессионального интереса к новейшим мировым технологиям. Решение всех этих задач под силу только крупным информационным центрам, обладающим не только современными информационными технологиями, но и доступом к крупным информационным массивам. Немаловажное значение имеет штат опытных специалистов, владеющих навыками аналитической работы с информацией.
Таким образом, для развития инновационных процессов в России совершенно необходимо создание информационного поля, главная задача при этом – собрать, показать, убедить. Решению данной задачи посвящен проект "Инновационные разработки российской электроники", который компания "ЧипЭКСПО" реализует на выставке ChipEXPO-2005 (18–20 октября, Москва, Экспоцентр). Предусмотрен тематический стенд, на котором будет представлены инновационные разработки российских предприятий.
Конечно, собрать все разработки на одном стенде невозможно, поэтому на выставке будет распространяться сборник аннотаций инновационных проектов российской электроники с краткими технико-экономическими характеристиками. На сайтах компании "ЧипЭКСПО" (www.chipexpo.ru) и Федерального агентства по промышленности (www.rasu.ru) размещены все материалы по этому проекту и открыт прием заявок на представление на тематическом стенде. Все участники тематического стенда автоматически становятся участниками конкурса на отраслевую премию "Золотой Чип" в номинации "Лучший инновационный проект".
По окончании выставки все материалы будут переданы ряду инвестиционных компаний для определения инвестиционной привлекательности проектов и подбору потенциальных инвесторов, а также размещены на сайте "ЧипЭКСПО".
Распределение инновационных научно-технических работ в России выглядит следующим образом: прикладные исследования – 50%, фундаментальные – 35%, проектно-технологические – 7%, опытно-конструкторские работы – 5%, проектно-конструкторские работы – 3%. Среди инновационных разработок в промышленности предлагаются новые технологические процессы, оборудование и материалы.
Однако сегодня инновационная активность в сферах науки и высоких технологий значительно ниже, чем в других отраслях (например, добывающих и перерабатывающих). Основной фактор сдерживания инновационной деятельности в сфере НИОКР – отсутствие финансовых средств. Не менее важны и такие причины, как неплатежеспособность заказчика, слабая нормативно-правовая база, отсутствие маркетинговой стратегии, сведений о рынке сбыта высокотехнологичной продукции и мотивации в области инновационной деятельности. Сюда же можно отнести и отсутствие структур, организующих процесс создания и реализации продукции, а также производственной базы для выпуска опытных партий продукции.
Следует отметить, что коммерческие банки страны все активнее участвуют в кредитовании инновационных проектов. Однако около 80% разработок наукоемкой инновационной продукции по-прежнему проводятся в рамках федеральных, фундаментальных, поисковых, межотраслевых, отраслевых и региональных научно-технических программ. И лишь порядка 15% компаний занимаются инновационной деятельностью в рамках контрактов, заключенных с частными фирмами или организациями.
Таким образом, основным источником финансирования инновационной деятельности в научно-технической сфере страны выступают бюджетные средства. Существенную помощь в реализации инновационных программ страны может оказать венчурный бизнес. Этот вид бизнеса, зародившийся в середине 50-х годов, развился в мощную мировую индустрию и зарекомендовал себя как один из наиболее действенных инструментов поддержки и развития реального сектора экономики. Венчурное инвестирование представляет собой важный источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности. Средства венчурных инвесторов вкладываются в основном в уставный капитал вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. Ежегодный объем инвестиций со стороны более 500 действующих в странах Европы венчурных фондов достигает 14,5 млрд. евро.
В конце 90-х годов в США, на долю которых приходится более 3/4 всего мирового объема венчурного капитала, в американские фирмы венчурные фонды вкладывали до 60 млрд. долларов. По данным Venture Economics, фонды обеспечивают инвесторам внутреннюю норму прибыли в 150%, несмотря на высокий инвестиционный риск и большое число неудач при создании и развитии новых компаний. Стремительное развитие венчурного инвестирования исследователи видят в высоких показателях эффективности деятельности таких фондов.
В России действуют около сотни венчурных фондов (в основном с иностранным капиталом). Уровень развития этой индустрии в нашей стране условно можно сравнить с Европой на рубеже 1980–90-х годов. Такое отставание определяется:
· малочисленностью венчурных фондов с российским капиталом;
· незначительным притоком капитала в венчурный сектор из-за недоверия и недооценки российскими инвесторами этого вида инвестиций;
· слабой инвестиционной культурой менеджмента российских компаний – потенциальных объектов инвестиций, непониманием возможностей венчурного инвестирования и недоверием к нему;
· неразвитостью фондового рынка.
Согласно современным исследованиям, среди других факторов, сдерживающих инновационную деятельность, – несоответствие подавляющего большинства технологий критериям инвестиционной привлекательности, a также отсутствие маркетинговых и инновационных фирм по рекламе и поддержке научно-технической продукции. Неблаговидную роль играет и недостаток сведений о новых технологиях и рынках сбыта, неэффективное использование имеющейся научно-технической информации. Причина этого в отсутствии на предприятиях соответствующих служб и специалистов в области информатики и патентно-лицензионной работы.
Инновационный путь развития требует действенного информационного обеспечения всех своих этапов. Главная цель такого обеспечения – превратить разрозненные сведения об уровне техники, проводимых исследованиях и разработках, их правовой охране, рынках сбыта и т.д. в систематизированные знания о состоянии работ, возможностях и намерениях конкурентов в области, интересующей потребителя информации.
Из сказанного следует, что в России необходимо определить и активировать основные каналы распространения информации о результатах инновационной деятельности в научно-технической сфере страны. Это научные издания, выставки, конференции, совещания и т.п. Некоторые организации рекламируют свою наукоемкую продукцию в СМИ (газеты, радио, телевидение), а в последнее время все большее число компаний используют для этого Интернет. Немалая роль принадлежит личным контактам и переписке с возможными заказчиками.
В России главной проблемой информационно-инновационной деятельности является формирование потребительского спроса на научно-техническую и технологическую информацию. Необходимо создание равных возможностей для ее получения любыми потребителями, проведение специальных процедур по выделению определенного блока информационных ресурсов, которые соответствовали бы поставленным пользователями задачам, а самое важное – развитие у руководителей предприятий малого и среднего бизнеса профессионального интереса к новейшим мировым технологиям. Решение всех этих задач под силу только крупным информационным центрам, обладающим не только современными информационными технологиями, но и доступом к крупным информационным массивам. Немаловажное значение имеет штат опытных специалистов, владеющих навыками аналитической работы с информацией.
Таким образом, для развития инновационных процессов в России совершенно необходимо создание информационного поля, главная задача при этом – собрать, показать, убедить. Решению данной задачи посвящен проект "Инновационные разработки российской электроники", который компания "ЧипЭКСПО" реализует на выставке ChipEXPO-2005 (18–20 октября, Москва, Экспоцентр). Предусмотрен тематический стенд, на котором будет представлены инновационные разработки российских предприятий.
Конечно, собрать все разработки на одном стенде невозможно, поэтому на выставке будет распространяться сборник аннотаций инновационных проектов российской электроники с краткими технико-экономическими характеристиками. На сайтах компании "ЧипЭКСПО" (www.chipexpo.ru) и Федерального агентства по промышленности (www.rasu.ru) размещены все материалы по этому проекту и открыт прием заявок на представление на тематическом стенде. Все участники тематического стенда автоматически становятся участниками конкурса на отраслевую премию "Золотой Чип" в номинации "Лучший инновационный проект".
По окончании выставки все материалы будут переданы ряду инвестиционных компаний для определения инвестиционной привлекательности проектов и подбору потенциальных инвесторов, а также размещены на сайте "ЧипЭКСПО".
Отзывы читателей