Выпуск #10/2021
Ю. Ковалевский
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОБРАЗЦОВ ВВСТ СОВЕЩАНИЕ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОБРАЗЦОВ ВВСТ СОВЕЩАНИЕ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Просмотры: 920
DOI: 10.22184/1992-4178.2021.211.10.48.51
Совершенствование законодательства о разработке и производстве перспективных образцов ВВСТ
Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
6 октября 2021 года прошло совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности с участием Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета Комитета на тему «Состояние, проблемы, пути совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения разработки и производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники».
Совещание проводил В. Н. Бондарев, председатель Комитета по обороне и безопасности. Открывая совещание, он отметил, что оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой динамично развивающийся сектор экономики, главной задачей которого является обеспечение разработки и производства современных и перспективных образцов ВВСТ для переоснащения Вооруженных Сил Российской Федерации. В. Н. Бондарев познакомил участников совещания с текущим состоянием в области выполнения гособоронзаказа, отметив стабильно высокие результаты в данной сфере, а также рассказал о деятельности Комитета по мониторингу соответствующего законодательства, которая осуществляется на постоянной основе. Далее было предложено заслушать доклады участников по подготовленным к обсуждению вопросам, а также их предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, относящейся к теме совещания.
С информацией о мониторинге нормативной правовой базы обеспечения разработки и производства перспективных образцов ВВСТ выступил П. А. Верник, заместитель руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, директор АНО «Институт стратегий развития». Докладчик в своем выступлении акцентировал внимание на ключевых вопросах, которые, по его словам, будут определять обороноспособность страны в перспективе 5–10 лет, первым из которых была названа организация и финансирование поисковых (рисковых) научно-исследовательских работ (НИР). При проведении таких работ, в отличие от прикладных НИР, возможен отрицательный результат, что неполно отражено в действующем законодательстве, а следовательно в случае такого результата затрудняется составление и подача отчетности. Ссылаясь на положительный зарубежный опыт, докладчик предложил ввести оценку результатов поисковых НИР на экспертной основе.
Также П. А. Верник обозначил вопрос неопределенности проведения процедур компенсации затрат, понесенных предприятиями, осуществляющими НИОКР в инициативном порядке, результаты которых применяются при производстве продукции, поставляемой по гособоронзаказу, и включения в себестоимость продукции таких затрат. Докладчик указал, что в этом отношении нормативная правовая база была усовершенствована и приведена в соответствие с реалиями, однако соответствующая методология и разъяснения по ее применению предприятиями на практике отсутствуют.
Далее П. А. Верник остановился на проблеме использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в НИОКР, выполняемых по гособоронзаказу. Было отмечено, что принцип полного закрепления за государственным заказчиком прав на РИД, которые используются и создаются в рамках выполнения работ по гособоронзаказу, нуждается в пересмотре. Докладчик сообщил, что исполнители фактически теряют возможность и заинтересованность продолжать в дальнейшем деятельность в сфере гособоронзаказа и использовать РИД, так как правообладателями они не являются в силу закона и не могут воспользоваться своим правом полноценно, а только в ограниченном режиме посредством простой (неисключительной) лицензии с возможностью заключения сублицензионных договоров на весь срок действия исключительного права. Докладчик подчеркнул, что необходимо решить данную проблему.
В выступлении первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ) А. Ф. Ельчанинова прозвучала информация о проводимой коллегией ВПК РФ работе, связанной с темой совещания, в частности о формировании новой редакции государственной программы вооружения, которая разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную ее корреляцию с государственной программой развития ОПК РФ.
Также докладчик указал на развитие законодательства, отражающего требования времени, включающее, в частности, применение математического моделирования, способного заменить некоторые испытания образцов, а также отражение такого этапа жизненного цикла изделий, как сервисное обслуживание, в одном из основополагающих нормативных документов.
По озвученным предыдущим докладчиком вопросам А. Ф. Ельчанинов отметил, что существуют прецеденты разрешения подобных ситуаций на практике, согласившись при этом, что методология компенсации предприятиям затрат на инициативные НИОКР действительно разработана не полностью. Однако, по мнению докладчика, полностью описать эту методологию в нормативных документах затруднительно.
Основной акцент в выступлении заместителя президента Российской академии наук В. В. Иванова был сделан на роли фундаментальной науки в обеспечении национальной безопасности и обороны, которую докладчик охарактеризовал как единственный источник знаний, позволяющий создавать новые технологии, а на их основе – образцы ВВСТ. При этом было отмечено, что почти три десятка лет отечественная наука постоянно реформируется, и одним из результатов этих реформ стало то, что РАН фактически была лишена статуса высшей научной организации страны. Сославшись на послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2018 года, В. В. Иванов отметил, что государством взят вектор на ликвидацию технологического отставания и развитие науки и инноваций.
Реализация этих задач требует незамедлительного принятия ряда мер. В частности, необходимо восстановить целостную систему проведения фундаментальных научных исследований под руководством РАН и законодательно возложить на академию наук функции по формированию научного задела в интересах обеспечения обороны и безопасности, а выполнение поручений Президента РФ в области развития науки и технологий, в особенности касающихся обороны и безопасности, должны быть поставлены под парламентский контроль.
Руководитель направления совершенствования законодательства Государственной корпорации «Ростех» Р. Н. Ярмак в своем выступлении вновь поднял вопрос об инициативных НИОКР, указав на проблему необходимости безвозмездной передачи прав на такие РИД государственному заказчику исполнителем (предприятием – разработчиком ВВСТ) при получении разрешительных документов, что приводит к возникновению убытков в размере затрат на соответствующие работы и налоговых начислений, покрытие которых возможно только за счет «чистой прибыли», и дополнительным затратам на уплату лицензионных платежей Российской Федерации в случае использования таких прав при реализации проектов по линии военно-технического сотрудничества, а также невозможности использования полученного научно-технического задела для расширения линии гражданской продукции и продукции двойного назначения. Докладчик предложил нормативно закрепить четкий порядок организации этой деятельности с учетом интересов разработчиков.
Также Р. Н. Ярмак указал на встречающиеся на практике ситуации, когда государственным заказчиком вносятся в одностороннем порядке изменения в ТЗ к разрабатываемому образцу (комплексу, системе) ВВСТ, и предложил рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные акты, которые обеспечили бы в таких случаях механизм защиты интересов исполнителя гособоронзаказа.
Информация о разработке предложений по совершенствованию законодательства, в частности о разработке проекта Указа Президента РФ об утверждении правил установления принадлежности лицу права на получение патента и исключительного права на РИД, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности, прозвучала в выступлении В. В. Агеева, заместителя начальника управления Главного управления вооружения Вооруженных Сил РФ. Также докладчик рассказал о текущей деятельности по взаимной увязке государственных программ вооружения и развития ОПК, отметив, что этот вопрос обладает рядом нюансов, связанных с различием в назначении данных программ.
Эту деятельность также осветил представитель Министерства промышленности и торговли РФ – директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России
С. С. Костырев, указав, в частности, на то, что в работу над документами, обеспечивающими базу госпрограмме вооружения и госпрограмме развития ОПК, активно включились генеральные конструкторы, руководители приоритетных технологических направлений и представители предприятий. Также докладчик уделил внимание вопросу закрепления прав на РИД. По его словам, в настоящее время разрабатываются механизмы, позволяющие в том числе обеспечить трансфер военных технологий в гражданскую сферу в целях диверсификации. С. С. Костырев проинформировал участников совещания о том, что в министерстве ведется работа также и над новым постановлением Правительства РФ об утверждении правил управления правами Российской Федерации, которое создаст механизм и установит нормы, устраняющие проблему необоснованного изъятия интеллектуальной собственности у правообладателей, и поможет соблюсти баланс интересов правообладателей и Российской Федерации. Данную работу планируется закончить до конца года.
Д. В. Стуканов, начальник Управления контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, в своем выступлении сообщил о том, что ФАС России уделяется большое внимание защите прав на РИД как коммерческих организаций, так и государства, упомянув, что периодически возникают случаи, когда компании отказываются исполнять решения государственного заказчика о передаче РИД исполнителям в целях организации дублирующего производства. Также докладчик отметил, что в настоящее время механизм для компенсации затрат на инициативные НИОКР существует: государственный заказчик согласовывает и определяет необходимость получения результатов таких работ и принимает решение о компенсации затрат.
И. В. Кириллов, директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, указал на ряд направлений, требующих внимания с точки зрения совершенствования законодательства, регулирующего вопросы разработки и производства перспективных образцов ВВСТ, таких как дополнительное изучение практики правового регулирования передачи заинтересованным органам исполнительной власти и госкорпорациям созданных по заказу Фонда перспективных исследований результатов интеллектуальной деятельности и полезных образцов в целях их практического применения (внедрения).
По вопросу возмещения затрат на инициативные НИОКР докладчик отметил, что действующие Правила разработки (модернизации) вооружения, военной и специальной техники за счет организаций и частных инвесторов не нашли широкого применения в практической деятельности государственных заказчиков.
На практике расходы организаций на проведение инициативных НИОКР, как правило, возмещаются в рамках стоимости серийной продукции, при этом порядок их отнесения на цену серийной продукции не определен, что не стимулирует развитие инновационных технологий разработчиками и производителями военной продукции.
Кроме того, И. В. Кириллов указал на длительность сроков (до двух лет и более) проведения инвентаризации РИД и материальных ценностей, полученных (приобретенных) при выполнении НИОКР, и принятия решений об их использовании, что создает риски утраты их актуальности для использования в разработках инновационной продукции.
Также по теме мероприятия высказались представители Министерства финансов Российской Федерации, ГК «Роскосмос», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности».
По итогам совещания были единогласно приняты предложения по совершенствованию законодательства и нормативной правовой базы обеспечения разработки и производства перспективных образцов ВВСТ, ряд которых был учтен в принятом 10 ноября 2021 года Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 476-СФ «О перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации».
Среди предложений, рекомендованных Правительству Российской Федерации, приняты следующие:
Также в итоговый документ совещания вошли рекомендации, касающиеся синхронизации государственных программ вооружения и развития ОПК, ускорения процесса патентования отечественной оборонной продукции и других вопросов, относящихся к теме мероприятия. ●
Совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
6 октября 2021 года прошло совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности с участием Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета Комитета на тему «Состояние, проблемы, пути совершенствования нормативно-правовой базы обеспечения разработки и производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники».
Совещание проводил В. Н. Бондарев, председатель Комитета по обороне и безопасности. Открывая совещание, он отметил, что оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой динамично развивающийся сектор экономики, главной задачей которого является обеспечение разработки и производства современных и перспективных образцов ВВСТ для переоснащения Вооруженных Сил Российской Федерации. В. Н. Бондарев познакомил участников совещания с текущим состоянием в области выполнения гособоронзаказа, отметив стабильно высокие результаты в данной сфере, а также рассказал о деятельности Комитета по мониторингу соответствующего законодательства, которая осуществляется на постоянной основе. Далее было предложено заслушать доклады участников по подготовленным к обсуждению вопросам, а также их предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, относящейся к теме совещания.
С информацией о мониторинге нормативной правовой базы обеспечения разработки и производства перспективных образцов ВВСТ выступил П. А. Верник, заместитель руководителя Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, директор АНО «Институт стратегий развития». Докладчик в своем выступлении акцентировал внимание на ключевых вопросах, которые, по его словам, будут определять обороноспособность страны в перспективе 5–10 лет, первым из которых была названа организация и финансирование поисковых (рисковых) научно-исследовательских работ (НИР). При проведении таких работ, в отличие от прикладных НИР, возможен отрицательный результат, что неполно отражено в действующем законодательстве, а следовательно в случае такого результата затрудняется составление и подача отчетности. Ссылаясь на положительный зарубежный опыт, докладчик предложил ввести оценку результатов поисковых НИР на экспертной основе.
Также П. А. Верник обозначил вопрос неопределенности проведения процедур компенсации затрат, понесенных предприятиями, осуществляющими НИОКР в инициативном порядке, результаты которых применяются при производстве продукции, поставляемой по гособоронзаказу, и включения в себестоимость продукции таких затрат. Докладчик указал, что в этом отношении нормативная правовая база была усовершенствована и приведена в соответствие с реалиями, однако соответствующая методология и разъяснения по ее применению предприятиями на практике отсутствуют.
Далее П. А. Верник остановился на проблеме использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в НИОКР, выполняемых по гособоронзаказу. Было отмечено, что принцип полного закрепления за государственным заказчиком прав на РИД, которые используются и создаются в рамках выполнения работ по гособоронзаказу, нуждается в пересмотре. Докладчик сообщил, что исполнители фактически теряют возможность и заинтересованность продолжать в дальнейшем деятельность в сфере гособоронзаказа и использовать РИД, так как правообладателями они не являются в силу закона и не могут воспользоваться своим правом полноценно, а только в ограниченном режиме посредством простой (неисключительной) лицензии с возможностью заключения сублицензионных договоров на весь срок действия исключительного права. Докладчик подчеркнул, что необходимо решить данную проблему.
В выступлении первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ) А. Ф. Ельчанинова прозвучала информация о проводимой коллегией ВПК РФ работе, связанной с темой совещания, в частности о формировании новой редакции государственной программы вооружения, которая разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную ее корреляцию с государственной программой развития ОПК РФ.
Также докладчик указал на развитие законодательства, отражающего требования времени, включающее, в частности, применение математического моделирования, способного заменить некоторые испытания образцов, а также отражение такого этапа жизненного цикла изделий, как сервисное обслуживание, в одном из основополагающих нормативных документов.
По озвученным предыдущим докладчиком вопросам А. Ф. Ельчанинов отметил, что существуют прецеденты разрешения подобных ситуаций на практике, согласившись при этом, что методология компенсации предприятиям затрат на инициативные НИОКР действительно разработана не полностью. Однако, по мнению докладчика, полностью описать эту методологию в нормативных документах затруднительно.
Основной акцент в выступлении заместителя президента Российской академии наук В. В. Иванова был сделан на роли фундаментальной науки в обеспечении национальной безопасности и обороны, которую докладчик охарактеризовал как единственный источник знаний, позволяющий создавать новые технологии, а на их основе – образцы ВВСТ. При этом было отмечено, что почти три десятка лет отечественная наука постоянно реформируется, и одним из результатов этих реформ стало то, что РАН фактически была лишена статуса высшей научной организации страны. Сославшись на послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2018 года, В. В. Иванов отметил, что государством взят вектор на ликвидацию технологического отставания и развитие науки и инноваций.
Реализация этих задач требует незамедлительного принятия ряда мер. В частности, необходимо восстановить целостную систему проведения фундаментальных научных исследований под руководством РАН и законодательно возложить на академию наук функции по формированию научного задела в интересах обеспечения обороны и безопасности, а выполнение поручений Президента РФ в области развития науки и технологий, в особенности касающихся обороны и безопасности, должны быть поставлены под парламентский контроль.
Руководитель направления совершенствования законодательства Государственной корпорации «Ростех» Р. Н. Ярмак в своем выступлении вновь поднял вопрос об инициативных НИОКР, указав на проблему необходимости безвозмездной передачи прав на такие РИД государственному заказчику исполнителем (предприятием – разработчиком ВВСТ) при получении разрешительных документов, что приводит к возникновению убытков в размере затрат на соответствующие работы и налоговых начислений, покрытие которых возможно только за счет «чистой прибыли», и дополнительным затратам на уплату лицензионных платежей Российской Федерации в случае использования таких прав при реализации проектов по линии военно-технического сотрудничества, а также невозможности использования полученного научно-технического задела для расширения линии гражданской продукции и продукции двойного назначения. Докладчик предложил нормативно закрепить четкий порядок организации этой деятельности с учетом интересов разработчиков.
Также Р. Н. Ярмак указал на встречающиеся на практике ситуации, когда государственным заказчиком вносятся в одностороннем порядке изменения в ТЗ к разрабатываемому образцу (комплексу, системе) ВВСТ, и предложил рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные акты, которые обеспечили бы в таких случаях механизм защиты интересов исполнителя гособоронзаказа.
Информация о разработке предложений по совершенствованию законодательства, в частности о разработке проекта Указа Президента РФ об утверждении правил установления принадлежности лицу права на получение патента и исключительного права на РИД, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности, прозвучала в выступлении В. В. Агеева, заместителя начальника управления Главного управления вооружения Вооруженных Сил РФ. Также докладчик рассказал о текущей деятельности по взаимной увязке государственных программ вооружения и развития ОПК, отметив, что этот вопрос обладает рядом нюансов, связанных с различием в назначении данных программ.
Эту деятельность также осветил представитель Министерства промышленности и торговли РФ – директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России
С. С. Костырев, указав, в частности, на то, что в работу над документами, обеспечивающими базу госпрограмме вооружения и госпрограмме развития ОПК, активно включились генеральные конструкторы, руководители приоритетных технологических направлений и представители предприятий. Также докладчик уделил внимание вопросу закрепления прав на РИД. По его словам, в настоящее время разрабатываются механизмы, позволяющие в том числе обеспечить трансфер военных технологий в гражданскую сферу в целях диверсификации. С. С. Костырев проинформировал участников совещания о том, что в министерстве ведется работа также и над новым постановлением Правительства РФ об утверждении правил управления правами Российской Федерации, которое создаст механизм и установит нормы, устраняющие проблему необоснованного изъятия интеллектуальной собственности у правообладателей, и поможет соблюсти баланс интересов правообладателей и Российской Федерации. Данную работу планируется закончить до конца года.
Д. В. Стуканов, начальник Управления контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, в своем выступлении сообщил о том, что ФАС России уделяется большое внимание защите прав на РИД как коммерческих организаций, так и государства, упомянув, что периодически возникают случаи, когда компании отказываются исполнять решения государственного заказчика о передаче РИД исполнителям в целях организации дублирующего производства. Также докладчик отметил, что в настоящее время механизм для компенсации затрат на инициативные НИОКР существует: государственный заказчик согласовывает и определяет необходимость получения результатов таких работ и принимает решение о компенсации затрат.
И. В. Кириллов, директор Департамента аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, указал на ряд направлений, требующих внимания с точки зрения совершенствования законодательства, регулирующего вопросы разработки и производства перспективных образцов ВВСТ, таких как дополнительное изучение практики правового регулирования передачи заинтересованным органам исполнительной власти и госкорпорациям созданных по заказу Фонда перспективных исследований результатов интеллектуальной деятельности и полезных образцов в целях их практического применения (внедрения).
По вопросу возмещения затрат на инициативные НИОКР докладчик отметил, что действующие Правила разработки (модернизации) вооружения, военной и специальной техники за счет организаций и частных инвесторов не нашли широкого применения в практической деятельности государственных заказчиков.
На практике расходы организаций на проведение инициативных НИОКР, как правило, возмещаются в рамках стоимости серийной продукции, при этом порядок их отнесения на цену серийной продукции не определен, что не стимулирует развитие инновационных технологий разработчиками и производителями военной продукции.
Кроме того, И. В. Кириллов указал на длительность сроков (до двух лет и более) проведения инвентаризации РИД и материальных ценностей, полученных (приобретенных) при выполнении НИОКР, и принятия решений об их использовании, что создает риски утраты их актуальности для использования в разработках инновационной продукции.
Также по теме мероприятия высказались представители Министерства финансов Российской Федерации, ГК «Роскосмос», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности».
По итогам совещания были единогласно приняты предложения по совершенствованию законодательства и нормативной правовой базы обеспечения разработки и производства перспективных образцов ВВСТ, ряд которых был учтен в принятом 10 ноября 2021 года Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 476-СФ «О перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации».
Среди предложений, рекомендованных Правительству Российской Федерации, приняты следующие:
- рассмотреть возможность восстановления системы проведения фундаментальных научных исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- рассмотреть возможность разработки методики оценки требуемых объемов финансирования полученных результатов поисковых (рисковых) НИР по созданию перспективных образцов ВВСТ;
- обеспечить развитие инициативных НИОКР по разработке перспективных образцов ВВСТ, промышленных технологий, изделий ЭКБ, решению задач импортозамещения, проведению поисковых научных исследований;
- рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций (разъяснений) по расчету компенсации затрат, понесенных предприятиями – разработчиками продукции военного назначения на выполнение инициативных НИОКР, в целях единообразного применения порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 февраля 2019 года № 334.
Также в итоговый документ совещания вошли рекомендации, касающиеся синхронизации государственных программ вооружения и развития ОПК, ускорения процесса патентования отечественной оборонной продукции и других вопросов, относящихся к теме мероприятия. ●
Отзывы читателей