Выпуск #1/2022
Ю. Ковалевский
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДДЕРЖКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОДДЕРЖКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И БЮДЖЕТУ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Просмотры: 746
DOI: 10.22184/1992-4178.2022.212.1.34.36
Совершенствование законодательства о поддержке отечественных производителей промышленной продукции
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
1 декабря 2021 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О состоянии и направлениях совершенствования законодательства по вопросам защиты (поддержки) отечественных товаропроизводителей и промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации». Мероприятие проходило в режиме видео-конференц-связи.
Проводил заседание руководитель Секции, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынов. Открывая мероприятие, он напомнил, что на предыдущем заседании обсуждались новации в законодательстве о закупочной деятельности, основанные на предложениях Минфина России по оптимизации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а также то, насколько вносимые изменения соответствуют ожиданиям в первую очередь участников гособоронзаказа. С. А. Мартынов отметил, что в целом участниками заседания изменения в указанный Федеральный закон были поддержаны и в дальнейшем были одобрены Советом Федерации.
Тема текущего заседания была предложена Комитетом в продолжение работы над совершенствованием нормативно-правового обеспечения закупочной деятельности. С. А. Мартынов сообщил, что при подготовке к заседанию был проведен анализ предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, поступивших из федеральных органов власти и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Результаты данного анализа, а также ряд предложений, внесенных промышленностью, озвучил заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник. В докладе он привел перечень нормативных документов, регулирующих вопросы поддержки отечественных производителей, а также представил сведения о результатах мониторинга правоприменения законодательства о контрактной системе и предложениях по совершенствованию законодательства в данной сфере. Работа по вопросам поддержки отечественных производителей и товаров проводилась Секцией с 2014 года, и действительно существенные результаты стали достигаться начиная с 2018 года, что произошло в значительной степени благодаря вниманию к поддержке отрасли со стороны заместителя Председателя Правительства РФ Ю. И. Борисова.
П. А. Верник отметил ряд мер поддержки отечественных производителей, введенных за последнее время, в том числе правило «третий лишний», а также механизм квотирования российской продукции в закупках, который уже приносит свои результаты.
При этом важной проблемой остается то, что значительная часть товаров в тендерах «спрятана» в работах и услугах. Выработка подходов для выделения продукции из работ и услуг с целью защиты отечественных производителей – одна из задач, поставленных Ю. И. Борисовым.
Еще одна проблема, озвученная докладчиком, заключается в «сером» импорте из Китая через Казахстан и Киргизстан, когда китайские товары фактически бесконтрольно ввозятся в Россию. В результате, происходит подмена понятий, так как в роли отечественных товаров выступает китайская некачественная продукция, которая в дальнейшем участвует в российском товарообороте.
На основании анализа поступивших предложений по совершенствованию законодательства по вопросам поддержки (защиты) отечественных товаропроизводителей и российской продукции П. А. Верник выделил ряд вопросов, предлагаемых к обсуждению, включая, в частности, следующее:
А. В. Матушанский, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России, более подробно рассказал о некоторых инструментах поддержки российских производителей и результатах их применения, а именно о постановлениях Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 и № 617, определяющих запреты и ограничения на приобретение зарубежной продукции в рамках государственных закупок, а также постановлениях Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2013 и № 2014, устанавливающих квоты на закупку российских товаров в соответствии с Федеральными законами от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ и от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ соответственно. При этом докладчик отметил, что формирование устойчивого спроса для промышленности оказывается, возможно, даже важнее, чем субсидиарные меры, поскольку оно позволяет отрасли спланировать производственную программу и финансовые потоки, которые будут поступать от работы с госзаказчиком.
А. В. Матушанский подчеркнул, что в постановлении № 2014 предусмотрен автоматический сбор отчетности о выполнении заказчиками установленных квот, что исключает из этого процесса влияние человеческого фактора. Министерством будет ежегодно проводиться оценка исполнения квот заказчиками, на основе которой будут, в частности, формироваться предложения по изменению квот, если на то будут объективные причины. Отчеты по выполнению квот в соответствии с постановлением № 2013 заказчики также обязаны размещать в единой информационной системе с 1 октября 2021 года, что упростит анализ в данной сфере.
Докладчик сообщил, что на момент проведения мероприятия по постановлению № 2014 большинством заказчиков исполнены квоты по 64 позициям из 107, а по постановлению № 2013 исполнение квот составляет в среднем 68%.
В отношении озвученного в предыдущем докладе предложения о стимулировании организаций ко включению их решений в реестры отечественной продукции докладчик отметил, что такими стимулирующими факторами являются как раз перечисленные меры поддержки, которые относятся именно к продукции, включенной в данные реестры.
В. И. Шпорт, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, познакомил присутствующих с деятельностью по разработке и систематизации мер по диверсификации производства организаций ОПК, направленных на увеличение доли высокотехнологичной гражданской продукции, а также на продвижение произведенных на предприятиях ОПК товаров, работ и услуг на гражданском рынке.
Докладчик рассказал, что в 2020–2021 годах были проведены встречи с руководством регионов, представителями оборонных и других промышленных предприятий и прочими заинтересованными сторонами во всех федеральных округах РФ, и были собраны вопросы и предложения, касающиеся совершенствования нормативной правовой базы. Было отмечено, что в целом картина выглядит так, что принятых мер поддержки достаточно, но остается много вопросов по настройке их работы.
В. И. Шпорт сообщил, что в рамках коллегии создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по диверсификации и развитию рыночных механизмов, на площадке которой данные вопросы концентрируются и делегируются в министерства и ведомства для дальнейшей проработки. Отметив важность для данной работы поддержки со стороны Совета Федерации и Государственной Думы, докладчик предложил использовать площадку МРГ для обсуждения и решения возникающих вопросов.
Заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства РФ И. О. Шандиева привела подробные данные о результатах мониторинга закупок российских товаров, работ и услуг, отметив, что с принятием ряда основополагающих документов стало возможным формирование отчетов по закупке отечественной продукции в автоматическом режиме.
В частности, прозвучала информация о том, что в 2020 году доля закупок российских товаров составила 52,1% по Федеральному закону № 44-ФЗ и 76,1% по Федеральному закону № 223-ФЗ, а на момент проведения заседания для 2021 года эти данные составляли, соответственно, 57,41 и 89,42%. Однако было отмечено, что если данные о закупках по Федеральному закону № 44-ФЗ можно наблюдать в режиме реального времени и существует достаточно механизмов для проверки их корректности, то в отношении закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ достоверность данных вызывает сомнения, поэтому в рамках данного закона требуются дополнительные меры по совершенствованию механизма подтверждения страны происхождения товаров, работ и услуг.
По вопросам применения законодательства и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей процессы поддержки и защиты отечественных производителей и российского товара, выступили также представители Министерства обороны РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной антимонопольной службы, государственных корпораций «Ростех», «Роскосмос», ПАО «Объединенная авиационная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «ЦНИИ «Электроника».
По результатам заседания был выработан ряд рекомендаций для рассмотрения Правительством Российской Федерации, направленных на совершенствование законодательства в области поддержки и защиты отечественных производителей. ●
Заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности
Ю. Ковалевский
1 декабря 2021 года состоялось заседание Секции по военно-промышленной политике и бюджету Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О состоянии и направлениях совершенствования законодательства по вопросам защиты (поддержки) отечественных товаропроизводителей и промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации». Мероприятие проходило в режиме видео-конференц-связи.
Проводил заседание руководитель Секции, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности С. А. Мартынов. Открывая мероприятие, он напомнил, что на предыдущем заседании обсуждались новации в законодательстве о закупочной деятельности, основанные на предложениях Минфина России по оптимизации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а также то, насколько вносимые изменения соответствуют ожиданиям в первую очередь участников гособоронзаказа. С. А. Мартынов отметил, что в целом участниками заседания изменения в указанный Федеральный закон были поддержаны и в дальнейшем были одобрены Советом Федерации.
Тема текущего заседания была предложена Комитетом в продолжение работы над совершенствованием нормативно-правового обеспечения закупочной деятельности. С. А. Мартынов сообщил, что при подготовке к заседанию был проведен анализ предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, поступивших из федеральных органов власти и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Результаты данного анализа, а также ряд предложений, внесенных промышленностью, озвучил заместитель руководителя Секции, директор АНО «Институт стратегий развития» П. А. Верник. В докладе он привел перечень нормативных документов, регулирующих вопросы поддержки отечественных производителей, а также представил сведения о результатах мониторинга правоприменения законодательства о контрактной системе и предложениях по совершенствованию законодательства в данной сфере. Работа по вопросам поддержки отечественных производителей и товаров проводилась Секцией с 2014 года, и действительно существенные результаты стали достигаться начиная с 2018 года, что произошло в значительной степени благодаря вниманию к поддержке отрасли со стороны заместителя Председателя Правительства РФ Ю. И. Борисова.
П. А. Верник отметил ряд мер поддержки отечественных производителей, введенных за последнее время, в том числе правило «третий лишний», а также механизм квотирования российской продукции в закупках, который уже приносит свои результаты.
При этом важной проблемой остается то, что значительная часть товаров в тендерах «спрятана» в работах и услугах. Выработка подходов для выделения продукции из работ и услуг с целью защиты отечественных производителей – одна из задач, поставленных Ю. И. Борисовым.
Еще одна проблема, озвученная докладчиком, заключается в «сером» импорте из Китая через Казахстан и Киргизстан, когда китайские товары фактически бесконтрольно ввозятся в Россию. В результате, происходит подмена понятий, так как в роли отечественных товаров выступает китайская некачественная продукция, которая в дальнейшем участвует в российском товарообороте.
На основании анализа поступивших предложений по совершенствованию законодательства по вопросам поддержки (защиты) отечественных товаропроизводителей и российской продукции П. А. Верник выделил ряд вопросов, предлагаемых к обсуждению, включая, в частности, следующее:
- выработанные Секцией предложения по увеличению срока действия заключения о признании продукции отечественной, выдаваемого Минпромторгом России, а также закреплению механизма продления сроков действия данного заключения в упрощенном порядке;
- разработка мер, стимулирующих организации включать свою продукцию в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, и Единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- ужесточение мер ответственности за несоблюдение минимальной доли закупок для товаров российского происхождения;
- обеспечение синхронизации различных каталогов и реестров отечественной продукции, включая в том числе собственные реестры предприятий ОПК, для упорядоченного взаимодействия заказчиков с организациями ОПК.
А. В. Матушанский, директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России, более подробно рассказал о некоторых инструментах поддержки российских производителей и результатах их применения, а именно о постановлениях Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 и № 617, определяющих запреты и ограничения на приобретение зарубежной продукции в рамках государственных закупок, а также постановлениях Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2013 и № 2014, устанавливающих квоты на закупку российских товаров в соответствии с Федеральными законами от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ и от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ соответственно. При этом докладчик отметил, что формирование устойчивого спроса для промышленности оказывается, возможно, даже важнее, чем субсидиарные меры, поскольку оно позволяет отрасли спланировать производственную программу и финансовые потоки, которые будут поступать от работы с госзаказчиком.
А. В. Матушанский подчеркнул, что в постановлении № 2014 предусмотрен автоматический сбор отчетности о выполнении заказчиками установленных квот, что исключает из этого процесса влияние человеческого фактора. Министерством будет ежегодно проводиться оценка исполнения квот заказчиками, на основе которой будут, в частности, формироваться предложения по изменению квот, если на то будут объективные причины. Отчеты по выполнению квот в соответствии с постановлением № 2013 заказчики также обязаны размещать в единой информационной системе с 1 октября 2021 года, что упростит анализ в данной сфере.
Докладчик сообщил, что на момент проведения мероприятия по постановлению № 2014 большинством заказчиков исполнены квоты по 64 позициям из 107, а по постановлению № 2013 исполнение квот составляет в среднем 68%.
В отношении озвученного в предыдущем докладе предложения о стимулировании организаций ко включению их решений в реестры отечественной продукции докладчик отметил, что такими стимулирующими факторами являются как раз перечисленные меры поддержки, которые относятся именно к продукции, включенной в данные реестры.
В. И. Шпорт, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, познакомил присутствующих с деятельностью по разработке и систематизации мер по диверсификации производства организаций ОПК, направленных на увеличение доли высокотехнологичной гражданской продукции, а также на продвижение произведенных на предприятиях ОПК товаров, работ и услуг на гражданском рынке.
Докладчик рассказал, что в 2020–2021 годах были проведены встречи с руководством регионов, представителями оборонных и других промышленных предприятий и прочими заинтересованными сторонами во всех федеральных округах РФ, и были собраны вопросы и предложения, касающиеся совершенствования нормативной правовой базы. Было отмечено, что в целом картина выглядит так, что принятых мер поддержки достаточно, но остается много вопросов по настройке их работы.
В. И. Шпорт сообщил, что в рамках коллегии создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по диверсификации и развитию рыночных механизмов, на площадке которой данные вопросы концентрируются и делегируются в министерства и ведомства для дальнейшей проработки. Отметив важность для данной работы поддержки со стороны Совета Федерации и Государственной Думы, докладчик предложил использовать площадку МРГ для обсуждения и решения возникающих вопросов.
Заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства РФ И. О. Шандиева привела подробные данные о результатах мониторинга закупок российских товаров, работ и услуг, отметив, что с принятием ряда основополагающих документов стало возможным формирование отчетов по закупке отечественной продукции в автоматическом режиме.
В частности, прозвучала информация о том, что в 2020 году доля закупок российских товаров составила 52,1% по Федеральному закону № 44-ФЗ и 76,1% по Федеральному закону № 223-ФЗ, а на момент проведения заседания для 2021 года эти данные составляли, соответственно, 57,41 и 89,42%. Однако было отмечено, что если данные о закупках по Федеральному закону № 44-ФЗ можно наблюдать в режиме реального времени и существует достаточно механизмов для проверки их корректности, то в отношении закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ достоверность данных вызывает сомнения, поэтому в рамках данного закона требуются дополнительные меры по совершенствованию механизма подтверждения страны происхождения товаров, работ и услуг.
По вопросам применения законодательства и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей процессы поддержки и защиты отечественных производителей и российского товара, выступили также представители Министерства обороны РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной антимонопольной службы, государственных корпораций «Ростех», «Роскосмос», ПАО «Объединенная авиационная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «ЦНИИ «Электроника».
По результатам заседания был выработан ряд рекомендаций для рассмотрения Правительством Российской Федерации, направленных на совершенствование законодательства в области поддержки и защиты отечественных производителей. ●
Отзывы читателей